Содержание

1. Создание классической механики и экспериментального естествознания  3

2. Самоорганизация в открытых неравновесных системах. 9

3. Исторические этапы развития жизни на Земле. 14

Список литературы.. 18

1. Создание классической механики и экспериментального естествознания

Вплоть до начала нынешнего столетия в науке гос­подствовала возникшая в Новое время ньютоновская парадигма - система мышления, основанная на идеях И. Ньютона и Р. Декарта.

Учения Декарта и Ньютона отбросили один очень важный момент - фигуру Бога. Рационально-меха­нистический образ мира, сформировавшийся в трудах по­следователей, демонстрирует нам мир как единый и единст­венный: мир твердой материи, подчиненный жестким зако­нам. Сам по себе он лишен духа, свободы, благодати, он безмолвен и слеп. Понятая действитель­ность - гигантские космические просторы, в которых дви­жутся по четким траекториям массы материи - не несет в себе никакой необходимости появления человека и созна­ния. Человек в этом мире - ошибка, описка, курьезный слу­чай. Он - побочный продукт звездной эволю­ции. Лишенная Бога и сознания Вселенная, не живет, а су­ществует без смысла и цели, более того, всякий смысл для нее - ненужная роскошь,  разрушающаяся под влиянием закона энтропии.

Механистическая Вселенная Ньютона состоит из атомов - маленьких неделимых частиц, обладающих постоян­ной формой и массой и связанных таинственным законом тяготения. Она организована в трехмерное пространство классической эвклидовой геометрии. Это пространство аб­солютно, постоянно и всегда находится в покое. Оно пред­ставляет собой большое вместилище тел, само по себе ни­сколько от них не завися, и лишь предоставляя им возмож­ность перемещения под воздействием силы притяжения. Точно так же время являет собой чистую длительность, оно абсолютно, автономно и независимо от материального мира. Однородным и неизменным потоком течет оно из прошлого через настоящее в будущее. В целом Вселенная предстает как огромный, полностью детерминированный часовой меха­низм, в котором действует непрерывная цепь взаимосвязан­ных причин и следствий. Если бы можно было получить точную информацию о каждом звене этой цепи, то стало бы вполне возможным совершенно точно реконструировать лю­бую ситуацию прошлого и предсказывать события будущего без всяких погрешностей.[1]

Вселенная, представленная  виде комплекса механиче­ских систем, развивается без участия какого бы то ни было сознания и разума. Вся ее история, начиная от «большого взрыва’’ до сегодняшнего дня - результат слепого и стихий­ного движения материальных масс. Жизнь зарождается в первозданном океане случайно, как результат беспорядочных химических реакций, и пойди процесс чуть по-другому, со­знание никогда не проявилось бы в бытие. С физикалистской точки зрения появление жизни и сознания - не только загад­ка, но и явление достаточно странное, абсурдное, так как оно противоречит второму началу термодинамики, утверждающе­му, что всякая сложная система неуклонно стремится стать простой, но не наоборот.

Полагая человека случайностью, механистическая наука не интересуется его судьбой, его целями и ценностями, ко­торые выглядят смешными нелепостями, мгновенной вспышкой сознания в грандиозной машине бессмысленной Вселенной. Субъективное перемалывается жерновами объективного. Мир выглядит как нечеловекоразмерный, бесстрастно уничтожающий все человеческое, да и просто не замечающий его.

Классическая механика складывалась под влиянием   материалистических представлений о материи и формах ее существования. Основополагающими идеями этой картины Мира являются классических атомизм, восходящий к Демокриту и т.н. механицизм. Само становление механической картины справедливо связывают с именем Галилео Галилея, впервые применившего для исследования природы экспериментальный метод вместе с измерениями исследуемых величин и последующей математической обработкой результатов. Этот метод принципиально отличался от ранее существовавшего натурфилософского способа, при котором для объяснения явлений природы придумывались априорные (<лат. a priori – букв. до опыта), т.е. не связанные с опытом и наблюдением, умозрительные схемы, для объяснения непонятных явлений вводились дополнительные сущности, например мифическая “жидкость” теплород, определявшая нагретость тела или флогистон – субстанция, обеспечивающая горючесть вещества (чем больше флогистона в веществе, том лучше оно горит).

Законы движения планет, открытые Иоганном Кеплером, в свою очередь, свидетельствовали о  том, что между движениями земных и небесных тел не существует принципиальной разницы (как полагал Аристотель), поскольку все они подчиняются определенным естественным законам.

Ядром классическая механика является механика Ньютона (классическая механика).

Формирование классической механики и основанной на ней механической картины мира происходило по 2-м направлениям (см. рис.1):

1) обощения полученных ранее результатов и, прежде всего, законов свободного падения тел, открытых Галилеем, а также законов движения планет, сформулированных Кеплером;

2) создания методов для количественного анализа механического движения в целом.

Рис. 2. Направления формирования классической механики[2]

В первой половине 19 в. наряду с теоретической механикой выделяется и прикладная (техническая) механика, добившаяся больших успехов в решении прикладных задач. Все это приводило к мысли о всесилии механики и к стремлению создать теорию теплоты и электричества так же на основе механических представлений. Наиболее четко эта мысль была выражена в 1847 г. физиком Германом Гельмгольцем в его докладе “О сохранении силы”: “Окончательная задача физических наук заключается в том, чтобы явления природы свести к неизменным притягательным и отталкивающим силам, величина которых зависит от расстояния”

В любой физической теории присутствует довольно много понятий, но среди них есть основные, в которых проявляется специфика этой теории, ее базис, мировоззренческая сущность. К таким понятиям относят т.н. фундаментальные понятия, а именно: материя, движение, пространство, время, взаимодействие.

Каждое из этих понятий не может существовать без четырех остальных. Вмести они отражают единство Мира. Как же раскрывались эти фундаментальные понятия в рамках классической механики?

МАТЕРИЯ. Материя, согласно классической механике – это вещество, состоящее из мельчайших, далее неделимых, абсолютно твердых движущихся частиц – атомов, т.е. в МКМ были приняты дискретные (дискретный – “прерывный”), или, другими словами, корпускулярные представления о материи. Вот почему важнейшими понятиями в механике были понятия материальной точки и абсолютно твердого тела (Материальная точка – тело, размерами которого в условиях данной задачи можно пренебречь, абсолютно твердое тело – система материальных точек, расстояние между которыми всегда остается неизменным).

ПРОСТРАНСТВО. Вспомним, что Аристотель отрицал существование пустого пространства, связывая пространство, время и движение. Атомисты 18-19 вв. наоборот, признавали атомы и пустое пространство, в котором атомы движутся. Ньютон, впрочем, рассматривал два вида пространства:

· относительное, с которым люди знакомятся путем измерения пространственных отношения между телами;

· абсолютное, которое по самой своей сущности безотносительно к чему бы то ни было и внешнему и остается всегда одинаковым и неподвижным; т.е. абсолютное пространство – это пустое вместилище тел, оно не связано со временем, и его свойства не зависят от наличия или отсутствия в нем материальных объектов. Пространство в Ньютоновской механике является

Впоследствии А. Эйнштейн, анализируя понятия абсолютного пространства и абсолютного времени, писал: “Если бы материя исчезла, то осталось бы только пространство и время (своего рода сцена, на которой разыгрываются физические явления)”. В этом случае пространство и время не содержат никаких особых “меток”, от которых можно было бы вести отсчет и ответить на вопросы “Где?” и “Когда?” Поэтому для изучения в них материальных объектов необходимо вводить систему отсчета (систему координат и часы). Система отсчета, жестко связанная с абсолютным пространством, называется инерциальной.

-             трехмерным (положение любой точки можно описать тремя координатами);

-             непрерывным;

-             бесконечным;

-             однородным (свойства пространства одинаковы в любой точке);

-             изотропным (свойства пространства не зависят от направления).

Пространственные отношения в классической механике описываются геометрией Евклида.

ВРЕМЯ. Ньютон рассматривал два вида времени, аналогично пространству: относительное и абсолютное. Относительное время люди познают в процессе измерений, а абсолютное (истинное, математическое время) само по себе и по своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и иначе называется длительностью. Таким образом, и время у Ньютона, аналогично пространству – пустое вместилище событий, не зависящее ни от чего. Время течет в одном направлении – от прошлого к будущему.

ДВИЖЕНИЕ. В классической механике признавалось только механическое движение, т.е. изменение положения тела в пространстве с течением времени. Считалось, что любое сложное движение можно представить как сумму пространственных перемещений (принцип суперпозиции). Движение любого тела объяснялось на основе трех законов Ньютона, при этом использовались такие важные понятия как сила и масса. Под силой в классической механике понимается причина изменения механического движения и причина деформации. Кроме того, было замечено, что силы удобно сравнивать по вызываемым ими ускорениям одного и того же тела (m = const). Дейсвительно, из 2-го закона следует, что  F1/F2 = a1/а2, величина же m = F/a для данного тела было величиной постоянной и характеризовала инертность тела. Таким образом, количественная мера инертности тела есть его инертная масса.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. Здесь следует вернуться в наше время и посмотреть, как решается вопрос о взаимодействиях (первопричине, природе сил) в рамках современной научной картины Мира. Современная физика все многообразие взаимодействий сводит к 4-м фундаментальным взаимодействиям: сильному, слабому, электромагнитному и гравитационному. В дальнейшем они будут рассмотрены  более подробно. Здесь же остановимся на гравитационном.

Гравитационное взаимодействие означает наличие сил притяжения между любыми телами. Величина этих сил может быть определена из закона всемирного тяготения. Если же известна масса одного из тел (эталона) и сила гравитации, можно определить и массу второго тела. Масса, найденная из закона всемирного тяготения, получила название гравитационной. Ранее уже говорилось о равенстве этих масс, поэтому масса является одновременно и мерой инертности и мерой гравитации. Гравитационные силы являются универсальными. Ньютон ничего не говорил о природе гравитационных сил. Интересно, что и в настоящее время их природа все еще остается проблематичной.

Следует сказать, что в классической механике вопрос о природе сил, собственно, и не стоял, вернее, не имел принципиального значения. Просто все явления природы сводились к трем законам механики и закону всемирного тяготения, к действию сил притяжения и отталкивания.

Механическая картина мира первая научная картина мира, если в понятие науки вкладывать тот смысл, которое оно приобрело со времен Галилея. Ее содержание нельзя свести ни к Декартовой космогонии, ни к Ньютоновскому взгляду на мир. Механическая картина мира получила свое завершение приблизительно к концу 18 в., а  под знаком этой картины мира прошла большая часть 19 в. В середине прошлого века Г.Гельмгольц писал: ”... задача физического естествознания в конце концов заключается в том, чтобы свести явления природы на неизменные притягательные или отталкивательные силы, величина которых зависит от расстояния. Разрешимость этой задачи есть в то же время условие для возможности полного понимания природы”.

2. Самоорганизация в открытых неравновесных системах

Несмотря на то, что идеи эволюции, начиная от космогонической гипотезы Канта — Далласа и кончая эволюционной теорией Дарвина, получили широкое признание в науке, тем не менее они формулировались скорее в интуитивных, чем в теоретических терминах. Поэтому в них трудно было выявить тот общий механизм, посредством которого осуществляется эволюция. Как отмечалось выше, главным препятствием здесь служило резкое противопоставление живых систем неживым, общественных — природным. В основе такого противопоставления лежали слишком абстрактные, а потому неадекватные понятия и принципы классической термодинамики изолированных и равновесных систем. Именно поэтому эволюция физических систем связывалась с их дезорганизацией, что противоречило общепринятым в биологических и социальных науках представлениям об эволюции.

Чтобы разрешить возникшее глубокое противоречие между классической термодинамической эволюцией, с одной стороны, и эволюцией биологической и социальной — с другой, физики вынуждены были отказаться от упрощенных понятий и схем и вместо них ввести понятия об открытых системах и необратимых процессах. Благодаря этому оказалось возможным развить новую нелинейную и неравновесную термодинамику необратимых процессов, которая стала основой современной концепции самоорганизации.[3]

Многочисленные примеры самоорганизации в гидродинамических, тепловых и других физических системах, не говоря уже о системах живой природы, ученые замечали давно. Но в силу доминировавших в науке своего времени взглядов они попросту не замечали их либо старались объяснить с помощью существовавших тогда понятий и принципов.

Поскольку в науке XVII — первой половины XIX вв. доминировала механистическая парадигма, постольку в ней все процессы пытались объяснить путем сведения их к законам механического движения материальных частиц. Предполагалось, что эти частицы могут двигаться, не взаимодействуя друг с другом, а самое главное — их положение и скорости движения будут точно и однозначно определенными в любой момент в прошлом, настоящем и будущем, если заданы их начальное положение и скорость. Следовательно, в таком механическом описании знак времени не играет никакой роли, и поэтому его можно менять на обратный. Вследствие этого подобные процессы стали называть обратимыми. В некоторых случаях, когда речь идет о немногих и относительно изолированных друг от друга телах и системах, такой абстрактный подход может оказаться целесообразным и полезным. Однако в большинстве реальных случаев приходится учитывать изменение систем во времени, т.е. иметь дело с необратимыми процессами.

Как уже отмечалось выше, впервые такие процессы стали изучаться в термодинамике, которая начала исследовать принципиально отличные от механических тепловые явления. Тепло передается от нагретого тела к холодному, а не наоборот. С течением времени оно равномерно распределяется в теле или окружающем пространстве. Все эти простейшие явления нельзя было описывать без учета фактора времени. На такой феноменологической основе были сформулированы исходные начала или законы классической термодинамики, среди которых важнейшую роль играет закон возрастания энтропии. Энтропия характеризует ту часть полной энергии системы, которая не может быть использована для производства работы. Поэтому в отличие от свободной энергии она представляет собой деградированную, отработанную энергию. Если обозначить свободную энергию через F, энтропию — S, то полная энергия системы Е будет равна E=F+ST, где Т— абсолютная температура по Кельвину.

Согласно второму закону термодинамики энтропия в замкнутой системе постоянно возрастает и в конечном счете стремится к своему максимальному значению. Следовательно, по степени возрастания энтропии можно судить об эволюции замкнутой системы, а тем самым и о времени ее изменения. Так впервые в физическую науку были введены понятия времени и эволюции, связанные с изменением систем. Но понятие эволюции в классической термодинамике, как мы уже отмечали выше, рассматривается совсем иначе, чем в общепринятом смысле. Это стало вполне очевидным после того, как немецкий ученый Л.Больцман (1844—1906) стал интерпретировать энтропию как меру беспорядка в системе. Таким образом, второй закон можно было теперь сформулировать так: замкнутая система, предоставленная самой себе, стремится к достижению наиболее вероятного состояния, заключающегося в ее максимальной дезорганизации. Хотя чисто формально дезорганизацию можно рассматривать как самоорганизацию с отрицательным знаком или самодезорганизацию, тем не менее такой взгляд ничего общего не имеет с содержательной интерпретацией самоорганизации как процесса становления качественно нового, более высокого уровня развития системы. Но для этого необходимо было отказаться от таких далеко идущих абстракций, как изолированная система и равновесное состояние.

Между тем классическая термодинамика именно на них как раз и опиралась и поэтому рассматривала, например, частично открытые системы или находящиеся вблизи от точки термодинамического равновесия как вырожденные случаи изолированных равновесных систем. Очевидно, что для объяснения процессов самоорганизации необходимо было ввести новые понятия и принципы, которые бы адекватно описывали реальные процессы самоорганизации, происходящие в природе и обществе.

Наиболее фундаментальным из них, как мы уже знаем, является понятие открытой системы, которая способна обмениваться с окружающей средой веществом, энергией и информацией. Поскольку между веществом и энергией существует взаимосвязь, постольку можно сказать, что система в ходе своей эволюции производит энтропию, которая, однако, не накапливается в ней, а удаляется и рассеивается в окружающей среде. В систему из внешней среды поступает свежая энергия, и именно вследствие такого непрерывного обмена энтропия системы может не возрастать, а оставаться неизменной или даже уменьшаться. Отсюда становится ясным, что открытая система не может быть равновесной, потому ее функционирование требует непрерывного поступления энергии и вещества из внешней среды, вследствие чего неравновесие в системе усиливается. В конечном итоге прежняя взаимосвязь между элементами системы, т.е. ее прежняя структура, разрушается. Между элементами системы возникают новые когерентные, или согласованные, отношения, которые приводят к кооперативным процессам и к коллективному поведению ее элементов. Так схематически могут быть описаны процессы самоорганизации в открытых системах, которые связаны с диссипацией, или рассеянием, энтропии в окружающей среде.[4]

Существуют также случаи самоорганизации иного типа, в которых переход к новым структурам не связан с диссипацией. Например, увеличивая напор воды путем открытия водопроводного крана, мы можем наблюдать переход от плавного ламинарного течения жидкости к бурному турбулентному. Иногда наблюдаются даже случаи, когда возникновение новых структур происходит за счет увеличения энтропии самой системы. Так происходит, например, процесс образования кристаллов из жидкости, снежных хлопьев и биологических мембран.

Однако в настоящее время наибольший интерес и основное значение приобретают, конечно, диссипативные структуры. В качестве образца для построения теоретической модели таких структур, названного брюсселятором, послужили специфические химические реакции, впервые изученные совсем недавно нашими учеными Б.Белоусовьм и А.Жаботинским. Такие реакции сопровождаются образованием особых пространственньк структур и происходят за счет поступления новых химических реагентов и удаления продуктов реакции. Важной их особенностью является также присутствие катализаторов, которые способствуют ускорению хода реакции.

Соотнесение алгоритмов развития, присутствующих в экономическом пространстве, с алгоритмами всеобщего развития, характеризующими универсальный эволюционизм в живой и неживой природе, позволяет сделать заключение об их идентичности, что предупредило необходимость рассмотрения в курсе «Концепции современного естествознания» принципов универсального эволюционизма.

Возникновение синергетики в значительной степени стимулировало исследования в области теории происхождения жизни. Так, западный ученый М. Эйген, опираясь на исследования И. Пригожина, развил принципиально новую теорию биогенеза. Можно утверждать, что именно синергетика на настоящий момент является наиболее общей теорией самоорганизации. Она формулирует общие принципы самоорганизации, действительные для всех структурных уровней материи, на языке математики описывает механизмы структурогенеза, в ее рамках способность к самоорганизации выступает как атрибутивное свойство материальных систем.[5]

Значение синергетического подхода к изучению природных процессов трудно переоценить. Этот подход позволяет решить вопрос, который «мучил» основателей термодинамики: почему вопреки действию закона возрастания энтропии, который характеризует естественное стремление материальных систем к состоянию теплового равновесия и беспорядку, окружающий нас мир демонстрирует высокую степень организации и порядка.

3. Исторические этапы развития жизни на Земле

По данным космологии 4500 млн. лет назад Земля представляла собой сферу, состоящую по большей части из оксидов, карбонатов и карбидов металлов, а также газов, вырывавшихся из недр благодаря активной вулканической деятельности. Важно помнить, что свободного кислорода в то время на Земле не было. Он соединялся с такими элементами, как Fe, Al, Si, образуя множество минералов в земной коре.  Входил он также в состав воды и таких газов, как CO и CO2 . В рассматриваемый нами период возникновения жизни, длившийся примерно 1000 млн. лет, ультрафиолет был основным источником энергии для синтеза органических веществ.

Вся история развития Земли делится на эры - длительные отрезки времени (от 70 млн. лет до 2 млрд. лет), каждый из которых получил свое название.

Архейская - древнейшая эра в истории развития Земли, когда еще не существовало жизни.

Протерозойская - эра возникновения первичной жизни (простейших организмов).

Палеозойская - эра древней жизни в геологической истории Земли, характеризующаяся формированием всех типов растений и животных.

Мезозойская - эра средней жизни в геологической истории Земли, характеризующаяся развитием пресмыкающихся, птиц и первых млекопитающих.

Кайнозойская - эра новой жизни в геологической истории Земли, эра формирования всех современных форм растений и животных. Она продолжается и в настоящее время.[6]

Иногда историю Земли подразделяют по развитию растительности на следующие эры: палеофит (древняя растительность) - эра развития бесцветковых, заканчивается в конце палеозоя; мезофит (средняя растительность) - эра расцвета голосеменных, заканчивается в середине мезозоя;

Кайнофит (новая растительность) - эра покрытосеменных, продолжается в наше время.[7]

Время, млн. лет

Эра

Период

Событие

700

650

600

Докембрийская

Эдикарский

Первые следы животных

Первые мягкотелые многоклеточные животные

Первые элементы скелета

550

500

Палеозойская

Кембрийский

Первые хордовые

Первые рыбы

450

Ордовикский

Взрыв разнообразия в семействах многоклеточных животных

400

350

Силурийский

Девонский

Первые наземные сосудистые растения

Увеличение разнообразия рыб

Первые амфибии

300

Каменноугольный

Семенные папоротники

Первые рептилии

250

Пермский

Великое вымирание морских организмов

200

Мезозойская

Триасовый

Господство рептилий

Первые млекопитающие

Юрский

Первые птицы

Динозавры

100

Меловой

Первые цветковые растения

Первые приматы

Последние динозавры

50

Кайнозойская

Третичный

Дивергенция млекопитающих

0

Четвертичный

Эволюция человека

Самая древняя эпоха развития жизни – докембрийская – длилась невероятно долго: свыше 3 млрд. лет. Чтобы строить свои организмы, всему живому требуется, в частности, водород. Зеленые растения получают его, расщепляя воду и выделяя кислород. Но бактерии этого делать не еще не умеют. Они разлагают не воду, а сероводород, что гораздо проще, но количество сероводорода на Земле было довольно ограничено. Поэтому сине-зеленые водоросли научились расщеплять воду. Это произошло 2,3 млрд. лет назад.

В течение докембрия природа сделала еще целый ряд замечательных «изобретений». Клетки получили ядро. Примерно тогда же возникло половое размножение, резко ускорившее темпы эволюции. Появились многоклеточные существа. К концу докембрия земные моря населяли разнообразные животные: медузы, плоские черви, губки, полипы. Все они были мягкотелыми, лишенными скелета. Возникновение скелета – раковин, панцирей и т.д. – обозначило начало новой геологической эры.

Во время кембрия у самых разнообразных животных начинает развиваться скелет. Видимо, мягкотелость становится к этому моменту слишком небезопасной. И вообще почти все типы животного царства получают своих первых представителей. В морях еще не было рыб – они были густо заселены трилобитами (вымершими предками пауков, клещей и скорпионов). В ордовике появляются первые позвоночные, строение рта которых позволяет уже хватать добычу, а не процеживать ил. В силуре на сушу выходят первые растения – псилофиты, за ними на сушу переселяются многоножки, черви, пауки и скорпионы. В морях трилобитов теснят ракоскорпионы, длина которых порой превышает 2 м. У позвоночных появляются челюсти, рыбы приобретают плавники. В девоне сушу заселяют плауны, папоротники, хвощи и мхи. В их зарослях уже живут первые насекомые. Выбираются на сушу и позвоночные. Кистеперые рыбы в девоне дали начало первым земноводным – стегоцефалам. В карбоне огромные пространства суши покрылись болотистыми лесами из древовидных папоротников, хвощей и плаунов. Впервые в карбоне в воздух поднялись насекомые. Они вырастали до невероятных размеров; так, например, размах крыльев некоторых стрекоз достигал 70 см. У растений вместо спор появились семена. В перми климат стал холоднее и суше. Вместо папоротникообразных появились и разрослись хвойные. Земноводных все больше теснили рептилии, шедшие к своему господству на планете.

Мезозойская эра наступила 230 млн. лет назад и длилась 163 млн. лет. В течение мезозойской эры моря Земли изобиловали моллюсками. Раковины некоторых из них достигали 3 м в диаметре. В лесах господствовали хвойные, похожие на современные сосны и кипарисы, а также саговники. В юре у динозавров появились теплокровные соперники – первозвери и первоптицы (археоптериксы). В конце мелового периода, когда климат стал еще холоднее, началось массовое вымирание динозавров. Теперь освободившееся место могли занять звери и птицы.[8]

Кайнозойская эра, начавшаяся 67 млн. лет назад и продолжающаяся по сей день, стала царством птиц, насекомых и цветковых растений. Именно в этой эре и появляется человек. По одной шкале – это четвертичный период, по другой – антропоген. Итак, появление человека стало «венцом творения» природы.

Список литературы

1.           Клечек Й.,  Якеш П. Вселенная и Земля. - СПб: Артия, 2005.

2.           Левитан Е.П. «Эволюционирующая Вселенная». - М.: Просвещение, 1999.

3.           Майоров Г.Г. Концепции современного естествознания. - М.: Новый центр, 2002.

4.           Нарликар Дж. Неистовая Вселенная. - М.: Издательство «Мир», 2002.

5.           Новиков И.Д. Эволюция Вселенной. – М.: «Наука», 2004.

6.           Рузавин Г.И. Концепции современного Естествознания: Учебник для вузов. - М.: Гардарика, 2002.

7.           Уколова В.И. Самоорганизация и синергетика. - М.: Феникс, 2003.


[1] Нарликар Дж. Неистовая Вселенная. - М.: Издательство «Мир», 2002. – с. 63.

[2] Майоров Г.Г. Концепции современного естествознания. - М.: Новый центр, 2002. – с. 103.

[3] Уколова В.И. Самоорганизация и синергетика. - М.: Феникс, 2003. – с. 54.

[4] Майоров Г.Г. Концепции современного естествознания. - М.: Новый центр, 2002. – с. 274.

[5] Уколова В.И. Самоорганизация и синергетика. - М.: Феникс, 2003. – с. 152.

[6] Новиков И.Д. Эволюция Вселенной. – М.: «Наука», 2004. – с. 166.

[7] Рузавин Г.И. Концепции современного Естествознания: Учебник для вузов. - М.: Гардарика, 2002. – с. 421.

[8] Клечек Й.,  Якеш П. Вселенная и Земля. - Прага: «Артия», 2005. – с. 236.