Оглавление

Введение........................................................................................................... 3

1. Роль и задачи Банка России в процессе обслуживания государственного внутреннего долга........................................................................................... 4

2. Тестовые задания....................................................................................... 10

3. Практическое задание............................................................................... 12

Заключение.................................................................................................... 15

Список использованной литературы............................................................ 16

Введение

Государственный долг – сумма задолженности государства по кредитным операциям. В зависимости от рынка размещения валюты, в которой выпущены и размещены займы, государственный долг может быть внутренним и внешним; в зависимости от срока погашения – капитальным и текущим.

Государственный долг определяется динамикой бюджетного дефицита. Чтобы государственный долг уменьшился, бюджет должен иметь положительное сальдо. Если государственный бюджет имеет дефицит, увеличивается государственный долг. Чем больше бюджетный дефицит, тем быстрее растет государственный долг. Следовательно, если бюджетный дефицит сокращается, это не значит, что уменьшается государственный долг, он лишь медленнее возрастает.

Теория государственного долга неразрывно связана с теорией государственного бюджета и использует ряд основных бюджетных понятий, которые являются основополагающими при рассмотрении государственного долга.

Бюджетный дефицит – это превышение расходов государственного бюджета над его доходами. Большинство правительств, как в развитых, так и развивающихся стран не могут покрыть доходами своих расходов, сводя госбюджет с дефицитом. Поэтому встает вопрос о допустимом размере дефицита, о его воздействии на экономику в краткосрочном и долгосрочном периоде и о способах его финансирования.

Целью данной работы является определение роли и задач Банка России в процессе обслуживания государственного внутреннего долга.

1. Роль и задачи Банка России в процессе обслуживания государственного внутреннего долга

Центральный банк воздействует на денежное обращение через рынок с помощью рыночного механизма. Объектом воздействия служат:

-          объем предложения денег в наличной и безналичной формах;

-          объем спроса;

-          цена кредита.

Внутренний долг.

Внутренний государственный долг регулируется законом “О государственном долге Российской Федерации” и обслуживается ЦБ РФ. Он обеспечивается активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ и находится на обслуживании в ЦБ РФ. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если такие обязательства не были гарантированы РФ. Внутренние долговые обязательства можно условно разбить на рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг, и нерыночные, возникшие по итогам исполнения федерального бюджета и выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности. Если выпуск и обращение первых достаточно регламентированы и включаются в программу внутренних заимствований на очередной финансовый год, то вторые выпускаются регулярно, несмотря на принятие соответствующих законодательных актов.

К рыночным инструментам можно отнести государственные краткосрочные облигации (ГКО), облигации федерального займа с переменным и постоянными купонами (ОФЗ), облигации федерального государственного займа (ОГСЗ), облигации внутреннего валютного займа («вэбовки»), к нерыночным – векселя Минфина, задолженность центральному банку и пр. В 1996г. внутреннее финансирование дефицита федерального бюджета осуществлялось в основном путем выпуска ГКО. В целях увеличения срока заимствования и уменьшения % ставок в июле 1995г. были введены в обращение облигации федерального займа (ОФЗ).

Технология размещения, обращения и погашения этих бумаг полностью совпадает с технологией выпуска ГКО, поэтому недостаток, присущий учету расходов по обслуживанию последних, в полной мере относится и к данному виду ценных бумаг. Первая попытка российских денежных властей создать рынок государственных ценных бумаг, как известно, окончилась 17 августа 1998 г. полным провалом. Позитивная, по своей сути, идея отхода от эмиссионного финансирования дефицита федерального бюджета посредством предоставления ЦБ прямых кредитов правительству и их замена выпуском ценных бумаг реализовалась в то, что позднее было названо "пирамидой ГКО", а в конечном итоге - системным финансовым кризисом. Российское правительство объявило дефолт по государственным ценным бумагам, чем были вызваны валютный и банковский кризисы, а Россия фактически оказалась исключена из мировой финансовой системы.

Существование рынка внутреннего долга не является уникальным случаем в мировой практике - практически все страны мира, где финансовая сфера присутствует в более или менее оформленном виде и имеются хотя бы приблизительные очертания финансовых рынков, выпускают государственные ценные бумаги. Практически же уникальным случаем является как раз отказ от обслуживания внутреннего долга, с учетом возможности его монетизации или переоформления во внешние ценные бумаги. Тем не менее российское правительство пошло в августе 1998 г. именно на такой шаг, что было обусловлено комплексом проблем, накопившихся в результате стратегических (например,можно выделить высокую реальную доходность на начальном этапе развития рассматриваемого рынка) и тактических ошибок денежных властей. К лету 1998 года на выплаты по ГКО/ОФЗ уходило до 70% доходов бюджета. Рефинансировать долг на финансовом рынке было невозможно, а на резкое снижение расходов бюджета не соглашалась Гос. Дума. В результате из трех известных способов решения долговой проблемы – увеличение первичного профицита бюджета, эмиссии и дефолта правительство выбрало последнее. Девальвация рубля, с одной стороны, помогла еще в большей степени снизить объемы рублевых обязательств в долларовом выражении.

Внешний долг. По показателю «внешний долг/ВВП» Россия находится в числе наиболее проблемных стран, хотя до кризиса это соотношение составляло всего 30%. Объем ее внешних обязательств гораздо выше, чем аналогичные показатели в таких странах – экспортерах нефти, как Венесуэла и Мексика. Но если в других странах показатель общей внешней задолженности значительно превышает государственные обязательства, то в России это не так. Частный сектор фактически не имеет внешней задолженности, что, во-первых, свидетельствует о слабой инвестиционной привлекательности российской промышленности, а во-вторых, о том, что внешний долг не играет положительную роль в поддержании экономического роста, т.к. почти не используется для финансирования инвестиций.

После финансового кризиса внешний долг российского правительства был фактически разделен на две категории. В первую, которая подлежала обслуживанию, попали все кредиты, взятые в период с 1991 года собственно Россией: это были обязательства перед МВФ и Всемирным Банком, еврооблигации и двусторонние кредиты российского правительства. Во вторую – долги, унаследованные Россией от Советского Союза, по которым правительство отказалось платить в полном объеме, это были обязательства перед Парижским (в котором все вопросы решаются исходя из политической точки зрения) и Лондонским (куда входят в основном зарубежные банки-кредиторы, все вопросы решаются исходя из чисто коммерческого подхода) клубами, а также ОВВЗ 3-й серии.

Проблема внешней задолженности требует постоянного контроля, поскольку может оказывать очень серьезное негативное влияние на развитие страны в долгосрочной перспективе (например, финансовая изоляция в случае дефолта по внешнему долгу). Нельзя забывать, что глубокий более чем десятилетний кризис в Латинской Америке, сопровождавшийся длительным спадом производства и исключительно высокой инфляцией, был спровоцирован именно крупными внешними долгами.

Управление государственным долгом, его основные проблемы в РФ Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определение условий и выпуску новых государственных ценных бумаг. Управление реальной динамикой долговых обязательств предполагает контроль за двумя важнейшими показателями – величиной государственного долга и стоимостью его обслуживания.

В условиях экономического роста важны не абсолютные их размеры, а доля государственного долга в ВВП и соотношение реального процента (стоимости обслуживания за вычетом инфляционной составляющей) и темпа экономического роста. Это нетрудно показать, если представить процесс накопления долга в виде следующего уравнения: 1) bt = (1+rt)* b(t - 1) + dt (1+gt) Где Bt – внутренний долг на конец периода t (в % к ВВП); Rt – усредненный реальный процент ex post в этом же периоде; Gt – темп роста ВВП (в %); Dt – доля первичного дефицита бюджета (в % к ВВП). В данном выражении не отражается валютная структура долга.

Динамика реального государственного долга определяется двумя основными факторами: во – первых, долей первичного дефицита; во – вторых, соотношением процента по внутренним и внешним обязательствам, учитывающим динамику реального курса доллара и темп роста ВВП. Так, экономический подъем, сопровождаемый реальным повышением курса отечественной валюты, может заметно снизить долю внешнего долга по отношению к доле внутреннего. Определение направлений изменения структуры государственного долга должно учитывать все эти параметры и подчинятся логике задач, стоящих перед экономикой. Политика сокращения государственного долга путем недофинансирования бюджетной сферы сопряжена с неоправданно высокими социальными издержками.

Примером крайне нерационального ужесточения такой политики может служить Румыния в ее недавнем прошлом. К концу своей жизни Н.Чаушеску добился резкого сокращения государственного долга, снизив внешние обязательства до нуля. Однако жизненный уровень населения в тот период катастрофически упал – граждане вынуждены были жить в плохо отапливаемых помещениях, без света и горячей воды, зачастую недоедая. Вряд ли стоит повторять такой опыт.

Следует обратить внимание на необходимость расширения круга используемых долговых инструментов и в том числе таких нетрадиционных для практики управления государственным долгом как производные контракты. В широком смысле привлечение новых инструментов позволяет заполнять всевозможные сегменты рынка (открытие новых рынков, как правило, улучшает возможности индивидуальных инвесторов). В более узком смысле для минимизации стоимости обслуживания долга желательно использования схем хеджирования от валютного, процентного, политического и прочих рисков. В этой связи эффективным инструментом управления государственным долгом должны стать так называемые своповые соглашения. Они могут заключаться с отечественными и зарубежными институтами и предусматривать обмен потоков процентных выплат по различным инструментам долга. Такой подход позволяет варьировать структуру государственных обязательств без существенных трансакционных издержек.

Минимизация стоимости обслуживания является стратегической задачей управления государственным долгом, а в более широком понимание - всей бюджетной – налоговой политике. Эта задача согласуется не только с чисто фискальными интересами, но и с потребностями стимулирования инвестиционной активности, а также с долгосрочной максимизацией благосостояния населения поскольку экономия текущих затрат по обслуживанию долга снижает налоговое бремя для будущих поколений. С точки зрения долгосрочной стратегии управления долгом важно оптимизировать временную структуру % ставок.

Рациональная стратегия удленнения сроков до погашения должна основываться на принципе целенаправленного формирования долговременной кривой доходности. Данная стратегия означает, что государство, используя свои возможности, репутацию, благоприятные условия и т.д., создают наиболее привлекательную временную структуру долга, беря за отправную точку облигации максимально возможной длительности. Например, если сложившаяся кривая доходности имеет отрицательный наклон, то можно выпустить небольшой по объему пилотный транш облигаций со сроком до погашения 15-20 лет на внутреннем и 25-30 на внешнем.

На практике Министерство финансов РФ занимает более пассивную позицию, следуя представлениям рынка об эффективности долгосрочных вложений. Но у российских инвесторов эти представления находятся пока еще на стадии формирования, а для мирового рынка, оперирующего долгосрочными финансовыми инструментами, предлагаемая стратегия оказалась бы вполне приемлемой. Дело в том, что «сверхдлинные» российские бумаги с фиксированным купоном были бы крайне выгодны для консервативных инвесторов, так как их доходности имеет устойчивую тенденцию к снижению. Возможно, государство не выиграет значительных сумм на таком пилотном транше, но связанные с ним издержки были бы относительно невелики. Гораздо важнее, что при этом формируется структура длинных процентных ставок, позволяющая существенно снизить долговременные затраты на обслуживание долга.

2. Тестовые задания

Укажите номера правильных ответов

2.1. Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами…

1)   устанавливается Банком России

2)   устанавливается Федеральным казначейством

3)   не устанавливается

2.2. Члены Совета директоров Банка России назначаются на должность

1)     Государственной Думой

2)     Председателем Банка России

3)     Президентом РФ

2.3. Служащие Банка России, помимо основной деятельности, имеют право заниматься … деятельностью

1)     преподавательской

2)     торгово-посреднической

3)     научно-исследовательской

4)     снабженческо-сбытовой

2.4. Моментом предоставления внутридневного кредита является момент

1)     зачисления денежных средств на корсчет банка

2)     открытия ссудного счета

3)     оплаты расчетного документа банка сверх имеющихся на корсчете банка средств

2.5. Члены Совета директоров Банка России … состоять в политических партиях

1)     могут

2)     не могут

2.6. В Совет директоров БР входят:

1)     представители Правительства РФ

2)     только служащие ЦБ РФ

3)     представители Государственной Думы

2.7. Различные предписания, инструкции ЦБ РФ, направленные на ограничение сферы деятельности кредитных организаций

1)     административные методы

2)     рыночные методы

3)     количественные ограничения

4)     селективные методы

2.8. Решение об объеме выпуска наличных денег принимает

1)     Государственная Дума

2)     Президент РФ

3)     Совет директоров Банка России

4)     Председатель Банка России

5)     Национальный банковский совет

2.9. Приобретение более 20% долей (акций) кредитной организации одним приобретателем или группой связанных лиц требует

1)     предварительного уведомления Банка России

2)     предварительного согласования с Банка России

3)     не разрешается согласно банковскому законодательству

2.10.  Вставьте пропущенное слово:

Кредитование Центральным банком коммерческих банков - это …

Номер вопроса

Ответ

2.1

1

2.2

1

2.3

1, 3

2.4

3

2.5

2

2.6

2

2.7

1

2.8

3

2.9

2

2.10

рефинансирование

3. Практическое задание

10.10.200__ г. Банк России проводит депозитный аукцион на следующих условиях:

-     способ проведения аукциона – голландский,

-     срок депозита – 2 недели,

-     дата перечисления средств в депозит – 11 октября,

-     дата возврата суммы депозита и уплаты процентов банкам – 25 октября,

-     максимальная начальная процентная ставка – 2,5 %,

-     минимальная сумма, принимаемая в депозит – 100 млн. рублей,

-     объем средств, привлекаемых в ходе аукциона – не более 3000 млн. руб.

На аукцион были поданы договоры-заявки от пяти банков:

№ п/п

Банк

Сумма,  млн. руб.

Ставка, % годовых

1

Сибирькомбанк

500

1,9

2

Торг-банк

170

3

3

Магистраль

90

2,1

4

Эврика

800

2,3

5

Абсолют

700

2,5

Требуется:

1.       Ранжировать заявки по уровню предложенной процентной ставки.

2.       Определить результаты аукциона.

3.       Определить сумму дохода, полученную банком «Магистраль» от участия в депозитной операции Банка России.

4.       Ответить на вопросы:

ü  Какие сведения о проведении депозитной операции содержит «Официальное сообщение Банка России»?

ü  Каков порядок начисления процентов по депозитам, размещенным в Банке России?

Решение:

Ранжировать заявки в данном случае следует исходя из голландского способа проведения аукциона, по "голландскому" способу: конкурентные заявки, вошедшие в список удовлетворенных конкурентных заявок, удовлетворяются по минимальной процентной ставке, которая войдет в список удовлетворенных конкурентных заявок банков (т.е. по ставке отсечения, установленной Банком России по результатам аукциона).

Следовательно удовлетворение заявок будет иметь следующую последовательность:

№ п/п

Банк

Сумма,  млн. руб.

Ставка, % годовых

1

Сибирькомбанк

500

1,9

2

Эврика

800

2,3

3

Абсолют

700

2,5

 Далее определим результаты аукциона: в ходе проведения аукциона все заявки банков на вложение средств в депозит оказались удовлетворенными, кроме банка Торг-банк, так как его запрашиваемая ставка по депозиту оказалась выше предложенной и банка «Магистраль»,  так как предложенная им сумма депозита оказалась меньше минимальной.

Банк «Магистраль» не разместил свои денежные средства в депозит, следовательно дохода он не получит.

Основание для проведения аукциона — официальное сообщение Банка России о проведении кредитного аукциона, в котором устанавливаются способ проведения аукциона, общая сумма кредита, выставленная на аукцион, и срок, на который предоставляется кредит.

Проценты  по  размещенным  денежным  средствам (в займы, кредиты  и на  другие  банковские  счета и межбанковские кредиты / депозиты)  поступают  в пользу  банка  - кредитора  в размере  и в порядке,    предусмотренном соответствующим    договором    на предоставление (размещение) денежных средств (кредитным договором, договором  займа,  договором  межбанковского  кредита / депозита). Начисление  процентов осуществляется на привлеченные и размещенные денежные средства на  остаток задолженности по основному долгу, учитываемой   на   соответствующем   лицевом   счете,   на  начало операционного дня.

Заключение

Центральный банк является неотъемлемым посредником в обслуживании государственного внутреннего долга. Согласно законодательству только Центральный банк может выпускать в обращение банкноты, которые в обмен на государственные ценные бумаги идут на покрытие государственного долга.

Хотя на настоящий момент государство не имеет задолженности ни внутри страны, ни внешней задолженности, но с учетом имеющегося финансового кризиса все может измениться и Россия может повторить кризис 1998 года.

Список использованной литературы

1.     О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон РФ,  10.07.2002 г. № 86-ФЗ (с изм. и доп.).

2.     О банках и банковской деятельности: Федеральный закон РФ, 03.02.1996 г. № 17-ФЗ (с изм. и доп.).

3.     Положение «Об обязательных резервах кредитных организаций» №255-П, от 29.03.2004 г. (с изм. и доп.).

4.     Организация деятельности центрального банка: учебник / Г.Г. Фетисов, О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова: под общ. Ред. Г.Г. Фетисова. – М.: КНОРУС, 2006. – 432 с.

5.     Поляков В.П., Московкина Л.А. Структура и функции центральных банков. Зарубежный опыт. - М.: ИНФРА-М, 2006.