СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ.. 5
2. ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАТРАТ. 9
3. РАСЧЕТ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ.. 12
4. КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ ПРОДУКЦИИ.. 18
4.1. ПОПРОЦЕССНАЯ КАЛЬКУЛЯЦИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ.. 18
4.2. КАЛЬКУЛЯЦИЯ НЕРАЗДЕЛЯЕМЫХ ИЗДЕРЖЕК КОМПЛЕКСНОГО ПРОИЗВОДСТВА.. 20
4.3. КАЛЬКУЛЯЦИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ С ПОЛНЫМ РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ ЗАТРАТ И ПО ПЕРЕМЕННЫМ ИЗДЕРЖКАМ.. 23
5. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНОВ ДОКУМЕНТАЦИИ.. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 36
ВВЕДЕНИЕ
Эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики в значительной степени зависят от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективу своего развития, т.е. от прогнозирования.
В течение ряда лет в нашей стране разрабатывался долгосрочный прогноз научно-технического прогресса и его социально-экономических последствий. На его основе формировался прогноз развития отдельных отраслей всего народного хозяйства.
Однако эти прогнозы не были достаточно достоверными, и результат этого — состояние экономики в настоящее время. Поэтому особенно необходимы изучение мирового опыта разработки и использования прогнозов экономической деятельности и применение его с учетом специфики отечественного развития.
В этих условиях формирование предприятиями производственных программ осуществляется на основе прямых договоров между производителями и потребителями продукции, учитывающих реальные потребности в ней, в том числе я на государственные нужды, а также производственные и ресурсные возможности их удовлетворения.
Таким образом, эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики возможна лишь при условии разработки планов развития, производственных программ, прогнозов развития [17, с. 470-471].
Независимо от рода деятельности все предприятия ведут экономическое планирование, ведут учёт затрат, устанавливают цены на свою продукцию, ведут анализ безубыточности, принимают решения по капиталовложениям, вот почему планирование на предприятии всегда остаётся актуальным.
Курсовая работа выполняется на основе данных Хабаровского предприятия ОАО «МЕТАНОЛ», род, деятельности которого производство.
Цель данной курсовой работы: изучение методологии и процесса планирования на предприятии ОАО «МЕТАНОЛ».
Основные задачи:
• определение методологических основ планирования;
• расчет цен материалов, накладных расходов, попроцессорной калькуляции затрат, калькуляции изделия комплексного производства с неразделяемыми издержками, калькуляции себестоимости с полным распределением затрат по переменным издержкам;
• составление основных плановых документов;
• заключение об эффективности деятельности предприятия.
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
В современных условиях при разработке планов развития предприятий важное значение приобретает дальнейшее совершенствование методологии планирования — совокупности приемов и способов разработки планов.
Основные направления совершенствования методологии планирования: повышение научно-технического и расчетно-экономического обоснования планов; широкое применение системы прогрессивных технико-экономических нормативов и норм, балансовых расчетов; дальнейшее улучшение системы показателей в целях повышения эффективности производства — снижение материалоемкости и фондоемкости, рост производительности труда, увеличение выпуска высококачественной продукции, обеспечение напряженности и тщательной сбалансированности планов.
Планы развития предприятий разрабатываются на основе системы прогрессивных технико-экономических нормативов и норм. Напомним, что под нормой понимается максимально допустимая величина абсолютного расхода сырья, материалов, топлива, энергии и т.д. на изготовление единицы продукции (или выполнение определенного объема работы) установленного качества (например, норма расхода металла на изготовление изделия, детали). Норматив—это величина относительная, характеризующаяся степень использования орудий труда, предметов труда, их расходование на единицу площади, веса, объема и т.д. (например, показатель фондоотдачи— выпуск продукции на 1 руб. основных фондов).
Применяемые технико-экономические нормы и нормативы должны быть прогрессивными, т.е. при их разработке необходимо учитывать современный уровень развития науки, техники, технологии, организации производства и труда; наиболее полно использовать производственные мощности и передовой производственный опыт.
Наиболее совершенный метод разработки норм — расчетно-аналитический, при котором нормы и нормативы технически обосновываются с помощью всестороннего критического анализа состояния производства, возможных изменений в нем, изучения влияния различных факторов В основу норм закладываются технико-экономические и организационные условия работы в плановом периоде.
Технико-экономические нормы и нормативы разрабатываются по следующим основным группам:
• нормы затрат живого труда (нормы затрат рабочего времени на единицу продукции, нормы выработки продукции в единицу времени, нормы обслуживания, нормативы численности);
• нормы материальных затрат (удельные нормы затрат сырья, материалов, топлива, энергии, комплектующих изделий);
• нормативы использования орудий труда (нормативы использования машин, оборудования, механизмов, сооружений, инструментов);
• нормативы организации производственного процесса (длительность производственного цикла, объемы незавершенного производства, запасы сырья, материалов, топлива);
• нормы продолжительности освоения проектных мощностей вводимых в действие предприятий, цехов, агрегатов, установок, производств.
Назначение отдельных групп норм и нормативов различно. Нормы затрат живого труда служат в основном для определения уровня производительности труда, использования рабочего времени, установления размера заработной платы. На основе удельных норм расхода материальных ресурсов и производственной программы определяется требуемое количество отдельных видов и марок материальных ресурсов. Нормативы использования орудий труда позволяют рассчитывать уровень использования производственных мощностей. Нормы и нормативы служат для определения себестоимости продукции.
Необходимость технико-экономического обоснования планов и повышения эффективности производства предопределили систему показателей плана.
Показатели, применяемые в планировании, подразделяются на количественные и качественные, объемные и удельные.
Количественные показатели плана выражаются абсолютными величинами. К ним относятся: объем товарной, валовой продукции, объем реализации, численность работающих, численность рабочих, фонд заработной платы, сумма прибыли, размер затрат различных производственных ресурсов (металла, топлива и т.д.) и др.
Качественные показатели — величины относительные. Они выражают экономическую эффективность производства, его отдельных факторов. Это рост производительности труда, снижение себестоимости продукции и др. К качественным показателям относятся также те, которые выражают соотношение количественных показателей между собой, например, рентабельность производства, фондоотдача, качество продукции и др.
Между количественными и качественными показателями существуют взаимосвязь и взаимодействие. Для того чтобы рационально организовать труд коллектива предприятия, обеспечить непрерывность и пропорциональность развития производства, нацелить работников на повышение эффективности производства, одного показателя, например объема товарной продукции, недостаточно.
Нужны система, сочетание количественных и качественных показателей, которые направили бы работников промышленности не только на увеличение объема выпуска продукции, но и на изготовление этой продукции в нужной населению и народному хозяйству страны номенклатуре, требуемого качества, с получением определенного эффекта в виде прибыли, при минимальных затратах трудовых, материальных и денежных ресурсов. Определяющим в решении этой проблемы является переход предприятий к рыночным отношениям.
В системе показателей плана промышленности различают объемные и удельные показатели. Объемные показатели устанавливают абсолютные величины производства в целом, отдельных процессов и факторов, в нем участвующих, например, объем производства в целом, объем механической обработки, сборки, объем трудовых затрат, материальных ресурсов и т.д. Удельные показатели устанавливают отношение двух или нескольких взаимосвязанных показателей, например, затраты металла на единицу продукции, капитальные вложения на единицу производственной мощности и др.
Для исчисления показателей плана промышленности применяются натуральные, трудовые и стоимостные измерители.
Натуральные измерители используются при планировании объема производства, материальных ресурсов. Их преимущество в том, что они обеспечивают возможность получения количественного выражения и качественной характеристики тех или иных показателей. Применение натурального измерителя показателей плана ограничивается невозможностью обобщения различных по характеру натуральных показателей.
Для измерения объема производства однородных изделий, различных по материалоемкости или другому признаку, применяют условно-Натуральный измеритель. В этом случае за условную единицу принимают одно из однородных изделий, а все остальные приравнивают к нему по одному из перечисленных выше признаков (как правило, трудоемкости). Так, условно-натуральные измерители: тракторы в 15-сильном исчислении, мыло 40%-ной жирности и др.
Широко применяется трудовой измеритель объема производства, выражаемый, как правило, в нормо-часах. Трудовые измерители в сочетании с натуральными используются для исчисления производительности труда, размера оплаты труда, определения норм выработки и др.
В условиях товарно-денежных отношений важное значение сохраняет стоимостный (денежный) измеритель. С помощью стоимостных показателей определяют динамику развития промышленности, темпы и пропорций, взаимоувязывают все разделы плана. В стоимостных измерителях планируются объем реализации продукции, товарная и валовая продукция [17, с. 471-474].
2. ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАТРАТ
Планирование затрат на предприятии сопряжено с рядом трудностей, и в первую очередь с ценой, по которой его относить на производство, так как разные партии материала закупаются по разным ценам.
Определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство, разрешается производить следующими методами оценки запасов:
1. по себестоимости каждой единицы;
2. по средней себестоимости;
3. по себестоимости первых по времени закупок (метод ФИФО);
4. по себестоимости последних по времени закупок (метод ЛИФО).
Какой же из методов надо применять? При этом надо учесть, что определение цены отпускаемых запасов служат двум целям:
1. Начисляются материалы по разным заказам, затем образуют часть оценки запаса и себестоимость реализованной продукции. Здесь мы имеем дело с исчислением прибыли и оценкой запаса.
2. Калькулируются затраты будущих периодов на материалы в целях принятия решения и установления цены на продукцию.
Для планирования является главной вторая цель.
Использование материалов ведёт к тому, что надо на складе их возмещать. Расходы на материалы будущих периодов будут затратами замещения. Исчисление прибыли будет правильнее, если запасы будут учитываться по цене замещения.
По себестоимости каждой единицы оценивают материально-производственные запасы, используемые организацией в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т.п.), или запасы, которые не могут быть обычным образом заменены на другие.
Средняя себестоимость определяется по каждому виду (группе) запасов как частное от деления общей себестоимости вида (группы) запасов на их количество, соответственно складывающихся из себестоимости и количества по остатку на начало месяца и по поступившим запасам в течение месяца.
Первый и второй способы оценки материальных ресурсов являются традиционными для отечественной учетной практики. В течение отчетного месяца материальные ресурсы списывают на производство (как правило, по учетным ценам), а в конце месяца списывают соответствующую долю отклонений фактической себестоимости материальных ресурсов от стоимости их по учетным ценам.
При методе ФИФО применяют правило: первая партия на приход - первая в расход. Это означает, что независимо от того, какая партия материалов отпущена в производство, сначала списывают материалы по цене (себестоимости) первой закупленной партии, затем по цене второй партии и т.д. в порядке очередности, пока не будет получен общий расход материалов за месяц.
При методе ЛИФО применяют другое правило: последняя партия на приход – первая в расход, т.е. сначала списываются материалы по себестоимости последней партии, затем по себестоимости предыдущей и т.д. [9, с. 171-173].
Многие предприятия используют систему оценки по нормативам и определяют стоимость отпускаемых материалов по нормативной стоимости с учётом инфляции.
Нормативные затраты – это целевые затраты, планируемые в начале планового периода, показывающие сколько должны будут стоить будущие закупки.
Упор на будущие затраты должен способствовать к большему приближению к затратам замещения.
Согласно отчётности ОАО «МЕТАНОЛ» внутрифирменным бухгалтерским документам, рассчитаем стоимость материалов двумя способами (см. табл. 2.1.).
Таблица 2.1.
Оценка материалов по методам ФИФО и ЛИФО
Показатели |
Количество единиц, шт. |
Цена за единицу, тыс. руб. |
Сумма, тыс. руб. |
1. Остаток материалов на 01.01.2004 г. |
550 |
49 |
26950 |
2. Поступили материалы: |
|
|
|
первая партия |
150 |
49 |
7350 |
вторая партия |
680 |
54 |
36720 |
третья партия |
700 |
55 |
38500 |
3. Итого за месяц |
2080 |
X |
109520 |
4. Расходы материалов за месяц: |
|
|
|
а) по методу ФИФО: |
|
|
|
первая партия |
500 |
49 |
24500 |
вторая партия |
200 |
49 |
9800 |
третья партия |
200 |
54 |
10800 |
Итого эа месяц |
900 |
X |
45100 |
б) по методу ЛИФО: |
|
|
|
первая партия |
500 |
55 |
27500 |
вторая партия |
200 |
55 |
11000 |
третья партия |
200 |
54 |
10800 |
Итого за месяц |
900 |
X |
49300 |
5. Остаток материалов на 01.01.2005г. |
|
|
|
а) по методу ФИФО. |
480 |
54 |
64420 |
|
700 |
55 |
|
б) по методу ЛИФО. |
480 |
54 |
60220 |
|
700 |
49 |
Согласно полученным результатам можно сделать вывод, что предприятие ОАО «МЕТАНОЛ» использует метол ФИФО при оценке материалов, так как по строке баланса 211 «запасы, материалы и другие аналогичные ценности» на конец периода стоит сумма 64420 тыс. руб. (см. приложение 1.).
Для определения запасов наиболее приемлемы методы FIFO и LIFO. Для того, чтобы не внедрять две разные системы можно применить один метод оценки по нормативной стоимости.
В зависимости от того, какие цели преследует предприятие и соответственно на какое русло направлен процесс планирования, в учётной политике должен быть прописан метод учёта стоимости списанных в производство материалов [9, с. 173].
3. РАСЧЕТ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ
Целесообразно использовать следующую схему разделения накладных расходов:
1. Распределение накладных расходов между производственными и обслуживающими подразделениями;
2. Перераспределение накладных расходов обслуживающих подразделений на производственные;
3. Расчёт ставок распределения накладных расходов для каждого производственного подразделения;
4. Отнесение накладных расходов на виды работ.
Имеются такие статьи накладных расходов, которые не могут быть напрямую отнесены к конкретному подразделению, поскольку они осуществляются в интересах многих подразделений. Для этих статей необходимо установить логическую базу. В приведенной ниже таблице (3.1.) обобщены наиболее распространенные базы распределения.
Таблица 3.1.
Распространенные базы распределения
Затраты |
База распределения |
Арендная плата, освещение, отопление |
Площадь |
Расходы по служащим: |
|
руководство работой, столовой, отдела учета времени и заработной платы |
Численность служащих |
Амортизация и страхование станков и оборудования |
Цена единиц оборудования и станков |
Проблема распределения затрат заключается в том, что невозможно это сделать каким-то универсальным способом. Можно применять альтернативные методы распределения затрат, но нельзя сказать, верны они или нет. В определенных обстоятельствах может использоваться не один метод, и следовательно, выбор метода распределения накладных расходов часто субъективен. Цель — выбрать метод, позволяющий оценивать ресурсы, потребленные в каждом подразделении. Например, использование показателя "производственная площадь" для распределения затрат на освещение и отопление подразумевает, что центры затрат (подразделения) с большей площадью потребляют больше освещения и отопления. Аналогично использование числа служащих как базы для распределения накладных расходов на инспектирование предполагает, что центры затрат с большим числом служащих требуют больших затрат на инспектирование. Конечный результат на этом этапе — распределение всех производственных накладных расходов между производственными и обслуживающими подразделениями предприятия [4, с. 106-107].
Обслуживающие подразделения — это подразделения, которые должны тем или иным способом обеспечивать работу других подразделений, например, складов и отделов технического обслуживания. Иногда они называются подразделениями обеспечения. Они предоставляют услуги, необходимые для нормального функционирования производственного процесса, но не имеют непосредственного отношения к производству продукции. Поэтому невозможно отнести расходы обслуживающих подразделений на продукцию, проходящую через них. Таким образом, эти расходы должны быть отнесены на производственные подразделения, которые фактически производят продукцию. Метод распределения расходов обслуживающих подразделений между производственными должен быть выбран с учетом выгоды, которую производственные подразделения получают от функционирования обслуживающих. Например, многие компании распределяют общие расходы отдела материальных запасов (складов) на производственные подразделения на базе числа требований на отпуск материалов со склада или на базе стоимости отпущенных материалов. Аналогично расходы отдела технического обслуживания часто распределяются на базе зарегистрированного времени, отработанного обслуживающим персоналом в различных производственных подразделениях. После того, как расходы обслуживающих подразделений распределены между производственными подразделениями, все общезаводские накладные расходы будут распределяться только между производственными подразделениями.
Вторая ступень двухступенчатой процедуры — распределение накладных расходов каждого производственного подразделения на продукты, проходящие через это подразделение. Наиболее распространены базы распределения, основанные на количественных показателях и на учете времени, в течение которого продукт находится в центре затрат производства, например, часы, фактически отработанные основными производственными рабочими, время работы станков и основного оборудования и основной заработной платы. При использовании базы распределения, основанной на количественных показателях, предполагается, что продукты "потребляют" ресурсы центра затрат пропорционально объему их производства. Для подразделений, не оборудованных станками, в качестве базы распределения накладных расходов чаще всего используется время работы основных производственных рабочих. Это основывается на том, что накладные расходы производственного подразделения тесно связаны с временем, фактически отработанным основными производственными рабочими.
Для подразделений, оснащенных станками, наиболее предпочтительной базой распределения накладных расходов является время работы станков, поскольку основная часть накладных расходов (т.е. амортизация оборудования) наиболее тесно связана с временем работы станков.
Рассчитаем распределение накладных расходов между производственными обслуживающими подразделениями на примере исследуемого предприятия ОАО «МЕТАНОЛ» (см. табл. 3.2. - .....)
Общезаводские накладные расходы за год на предприятии, где имеются три производственных подразделения (два станочных цеха и один сборочный) и два обслуживающих подразделения (склад и отдел технического обслуживания).
Таблица 3.2.
Общезаводские накладные расходы
Показатель |
тыс. руб. |
итого тыс. руб. |
Заработная плата вспомогательных рабочих и контроль: |
||
станочный цех X |
50 000 |
|
станочный цех Y |
40 800 |
|
Продолжение таблицы 3.2.
сборочный цех |
24 000 |
|
склад |
3 000 |
|
отдел технического обслуживания |
7 000 |
124800 |
Затраты на вспомогательные материалы: |
||
станочный цех X |
25 000 |
|
станочный цех Y |
20 200 |
|
сборочный цех |
10 000 |
|
склад |
2 000 |
|
отдел технического обслуживания |
18 000 |
75 200 |
Освещение и отопление |
10 532 |
|
Арендная плата и пошлины |
32 000 |
|
Страховка оборудования |
10 500 |
|
Амортизация оборудования |
40 200 |
|
Страховка зданий |
25 000 |
|
Заработная плата управленческого персонала |
22 300 |
140 532 |
Итого: |
|
340 532 |
Имеется также следующая информация (см. табл. 3.3.):
Таблица 3.3.
Исходные данные
Центры затрат |
Стоимость оборудования, тыс. руб. |
Площадь, кв. м. |
Численность занятых, чел. |
Продолжительность труда основных производственных рабочих, ч. |
Время работы станков, ч. |
Станочный цех X |
850 |
1000 |
30 |
200000 |
100000 |
Станочный цех Y |
742 |
500 |
20 |
150000 |
50000 |
Сборочный цех |
453 |
1500 |
30 |
200000 |
|
Склад |
230 |
1500 |
10 |
|
|
Отдел технического обслуживания |
384 |
500 |
10 |
|
|
Итого |
2659 |
5000 |
100 |
|
|
Из учетных записей отдела технического обслуживания следует, что время, затраченное на работы по техническому обслуживанию, проведенные в других подразделениях, составляет, ч.
Станочный цех Х: 10000;
Станочный цех Y: 5000;
Сборочный цех: 2000;
Итого: 17000.
Данные о стоимости материалов (основных и вспомогательных), выданные производственным цехам, составляют, тыс. руб.
Станочный цех X: 24500;
Станочный цех Y: 10800;
Сборочный цех: 9800;
Итого: 45100.
Ведомость анализа накладных расходов см. в табл. 3.4.
Таблица 3.4.
Распределение накладных расходов
Статьи расходов |
База распределения |
Всего, тыс. руб. |
Производственные отделы |
Служебные отделы |
|||
Станочный цех Х, тыс. руб. |
Станочный цех Y, тыс. руб. |
Сборочный цех, тыс.руб. |
Склад, тыс. руб. |
Технического обслуживания, тыс. руб. |
|||
Заработная плата вспомогательных рабочих и контроль |
по факту |
124800 |
50000 |
40800 |
24000 |
3000 |
7000 |
Вспомогательные материалы |
по факту |
75200 |
25000 |
20200 |
10000 |
2000 |
18000 |
Освещение и отопление |
площадь |
10532 |
2106 |
1053 |
3160 |
3160 |
1053 |
Арендная плата и пошлины |
площадь |
32000 |
6400 |
3200 |
9600 |
9600 |
3200 |
Страховка оборудования |
балансовая стоимость оборудования |
10500 |
5600 |
3500 |
700 |
350 |
350 |
Амортизация оборудования |
балансовая стоимость оборудования |
40200 |
21440 |
13400 |
2680 |
1340 |
1340 |
Страховка зданий |
площадь |
25000 |
5000 |
2500 |
7500 |
7500 |
2500 |
Заработная плата управленческого персонала предприятия |
численность |
22300 |
6690 |
4460 |
6690 |
2230 |
2230 |
|
340532 |
122236 |
89113 |
64330 |
29180 |
35673 |
|
Перераспределение расходов обслуживающего подразделения: |
|
|
|
|
|
|
|
склад |
стоимость выданных материалов |
|
24500 |
10800 |
9800 |
-45100 |
|
отдел обслуживания |
техническая оценка |
|
17123 |
11415 |
7135 |
|
-35673 |
|
340532 |
163860 |
111329 |
81264 |
-15920 |
0 |
|
Время работы станков и продолжительность труда основных производственных рабочих |
|
|
100000 |
50000 |
200000 |
|
|
Ставка накладных расходов на 1 ч работы станков |
|
|
1,64 |
2,23 |
|
|
|
Ставка накладных расходов на 1 ч труда основных производственных рабочих |
|
|
|
|
0,41 |
|
|
Заработная плата вспомогательных рабочих и затраты вспомогательных материалов распределены по соответствующим подразделениям. Арендная плата и пошлины, освещение и отопление, а также страховка зданий соотносятся с общей площадью зданий и что доля, приходящаяся на каждое подразделение, может быть определена в соответствии с той площадью, которую оно занимает. [4, с. 256- 270].
Следующий шаг - перераспределение накладных расходов обслуживающих подразделений на производственные в соответствии с той долей услуг, которые получили эти последние.
Итак, общезаводские накладные расходы перераспределены на производственные подразделения. Вторая ступень двухступенчатой процедуры имеет целью установление ставок накладных расходов в каждом подразделении для отнесения их на продукты, проходящие через эти подразделения. Ставка распределения накладных расходов рассчитывается путём деления цеховых накладных расходов на цеховое время работы основных производственных рабочих или время работы станков.
Расчеты производятся следующим образом:
163860/100000=1,64;
111329/50000=2,23;
81264/200000=0,41.
Заключительный этап состоит в распределении накладных расходов по продуктам, проходящим через производственные подразделения. Продукт находится в станочном цехе X 3 ч, 2 ч — в станочном цехе Y и 1 ч в сборочном цехе. Расчет таков:
Станочный цех X: 3 ч по 1,64 тыс. руб. за 1 ч;
Станочный цех Y: 2 ч по 2,23 тыс. руб. за 1 ч;
Сборочный цех: 1 ч по 0,41 тыс. руб. за 1 ч.
Накладные расходы, распределяемые на данный продукт, составят 9,79 тыс. руб. [4, с. 110-114].
4. КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ ПРОДУКЦИИ
4.1. ПОПРОЦЕССНАЯ КАЛЬКУЛЯЦИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ
Система попроцессорной калькуляции не предусматривает увязку затрат с конкретными заказами. Она используется, когда изделия проходят в определённой последовательности через все этапы производства. Процесс накопления затрат идет параллельно процессу производства. Прямые затрат определяются также как при позаказной системе на каждом процессе, но считаются легче, так как не надо детализировать затраты по каждой единицы продукции. Возможно считать многие постоянные затраты как переменные, например затраты на амортизацию внутри одного подразделения.
В процессе производства неизбежны потери. Если это случается при нормальной организации системы производства, такие потери называются нормативными, или неконтролируемыми. Помимо потерь, которых нельзя избежать, существуют потери, которые не ожидаются при нормальной организации производства. Потери, не характерные для процесса производства, называются сверхнормативными или контролируемыми.
Расчет нормативных и сверхнормативных потерь требует различного подхода. Первые включаются в себестоимость изделия, а вторые в нее не включаются, а списываются со счета затрат по соответствующему процессу и фиксируются как сверхнормативные. Они рассчитываются как затраты периода и записываются на счет прибылей и убытков в конце производственного периода.
В процессе производства
ОАО «МЕТАНОЛ» было использовано
Исходя из прошлого опыта
и технических расчетов, ожидали нормативные потери в размере 1/6 начального
количества, однако фактический выход жидкости в течение периода составил только
Фактические
потери составили
Себестоимость одного литра ожидаемого выпуска продукции определяется путём деления себестоимости продукции на ожидаемый выпуск продукции:
1500/1250=1,2 тыс. руб.
Заметим, что
себестоимость единицы продукции та же самая, независимо от того, было
произведено 1250 или
Затраты на вводимые ресурсы распределяются следующим образом (см. табл. 4.1.):
Таблица 4.1.
Распределение затрат на вводимые ресурсы
Показатель |
Тыс. руб. |
Готовая продукция, переданная на следующий процесс или на склад готовой продукции: |
|
|
1200 |
Сверхнормативные потери: |
|
|
300 |
Итого |
1500 |
Впоследствии можно будет контролировать сверхнормативные потери, если определить их причины и принять меры для их устранения.
В некоторых случаях можно продать бракованные изделия за небольшую цену. Тогда на доход от продажи кредитуется счет себестоимости по соответствующему процессу, в ходе которого изготовлен брак.
На обработку в очередном процессе доставлено 1500 ед. общей стоимостью 1500 тыс. руб. Получено 1250 ед.
Нормативные потери составляют 1/6 начального количества, а любая бракованная единица может быть продана за 0,50 тыс. руб.
Расчет себестоимости единицы производится путём деления себестоимости единицы продукции без стоимости брака на ожидаемый выход продукции:
1375/1250=1,1 тыс. руб.
Себестоимость единицы продукции согласно расчётам составляет 1,1 тыс. руб. [4, с. 191].
4.2. КАЛЬКУЛЯЦИЯ НЕРАЗДЕЛЯЕМЫХ ИЗДЕРЖЕК КОМПЛЕКСНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Если вся продукция, произведенная за определенный период, реализована, то проблемы распределения комплексных издержек между конкретными продуктами не существует. Оценка МПЗ не нужна, а для расчета прибыли требуется просто вычесть величину совокупной себестоимости из величины дохода от реализации.
Однако если в конце периода часть продукции не реализована, необходимо распределить затраты между продуктами. Поскольку любое такое распределение неизбежно будет субъективным и произвольным, то этот процесс требует от бухгалтера принятия решений, которые труднее всего обосновать.
Все, что можно сделать, это постараться выбрать наиболее рациональный и разумный метод распределения. Методы, используемые для распределения комплексных издержек до точки разделения, можно сгруппировать в 2 категории.
1. Методы для измерения доходов от каждого отдельного продукта, к которому относятся комплексные издержки, исчисленные при помощи натуральных показателей, таких, как масса, объем и т.д.
2. Методы для измерения возможности возмещения комплексных издержек на основе их распределения в соответствии с рыночной стоимостью продуктов [4, c. 111-115].
Такие методы распределения затрат предусматривают простое их распределение пропорционально объему производства. Предполагается, что каждый продукт принесет одинаковые доходы, для получения которых затрачены комплексные издержки, и, следовательно, на каждый продукт относится пропорциональная объему его производства доля комплексных издержек.
При использовании этого метода можно распределить затраты следующим образом (см. табл. 4.2.):
Таблица 4.2.
Распределение затрат
Продукт |
Число произведённых единиц |
Доля от общего выпуска |
Распределённая доля комплексных издержек, тыс. руб. |
Себестоимость единицы продукции, тыс. руб. |
А |
13680 |
0,3 |
102160 |
7 |
В |
9120 |
0,2 |
68106 |
7 |
С |
22800 |
0,5 |
170266 |
7 |
Итого |
45600 |
- |
340532 |
- |
Предполагается, что себестоимость единицы продукции каждого вида одинакова. Следовательно, можно распределить комплексные издержки как в табл. 4.2.
Если цены реализации совместно производимых продуктов различны, то предположение об одинаковой себестоимости единицы продукции каждого вида приведет к тому, что на какие-то продукты будет показана высокая прибыль, а на другие — убытки. Это может повлечь за собой неверный расчет прибыли. Рассмотрим калькуляцию прибыли на продукты, используемую на ОАО «МЕТАНОЛ» (см. табл. 4.3.).
Таблица 4.3.
Калькуляция прибыли на продукты
Продукт |
Доход от реализации, тыс. руб. |
Совокупная себестоимость, тыс. руб. |
Прибыль (убыток), тыс. руб. |
Прибыль на объём реализации, % |
|
А |
107655 |
102160 |
5495 |
2 |
|
В |
71770 |
68106 |
3664 |
1 |
|
С |
179425 |
170266 |
9159 |
3 |
|
Итого |
358850 |
340532 |
18318 |
5 |
Вывод: при распределении комплексных издержек не принимается во внимание способность конкретных продуктов генерировать прибыль. На продукт С отнесена самая большая доля комплексных издержек, доход от его реализации тоже наибольший; на продукт В отнесена наименьшая доля комплексных издержек, его доля в совокупном доходе от реализации самая маленькая.
При использовании метода, базирующегося на стоимости реализации, комплексные издержки распределяются на совместно производимые продукты пропорционально оценкам стоимости их реализации, причем предполагается, что более высоким ценам реализации соответствуют более высокие затраты. Распределение по методу стоимости реализации будет следующим (см. табл. 4.4.):
Таблица 4.4.
Распределение затрат
Продукт |
Произведенные единицы |
Стоимость реализации, тыс. руб. |
Доля стоимости реализации в совокупной реализации, % |
Распределение затрат, тыс. руб. |
А |
13680 |
107655 |
0,3 |
102160 |
В |
6120 |
71770 |
0,2 |
68106 |
С |
22800 |
179425 |
0,5 |
170266 |
Итого |
|
358850 |
|
340532 |
Пересмотренная калькуляция на продукты см. в табл. 4.5.
Таблица 4.5.
Калькуляция на продукты
Продукт |
Доход от реализации, тыс. руб. |
Совокупная себестоимость, тыс. руб. |
Прибыль (убыток), тыс. руб. |
Прибыль на объём реализации, % |
А |
107655 |
102160 |
5495 |
5 |
В |
71770 |
68106 |
3664 |
5 |
С |
179425 |
170266 |
9159 |
5 |
Итого |
358850 |
340532 |
18318 |
|
Метод, базирующейся на стоимости реализации, свободен от недостатков метода натуральных показателей, но один недостаток все-таки есть: он основан на предположении, что предыдущие затраты определяются доходами от реализации. Например, на невыгодный продукт, дающий низкий доход от реализации, будет распределена малая доля комплексных издержек, и создается впечатление, что он приносит прибыль [4, с. 232-237].
4.3. КАЛЬКУЛЯЦИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ С ПОЛНЫМ РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ ЗАТРАТ И ПО ПЕРЕМЕННЫМ ИЗДЕРЖКАМ
Известны данные по компании ОАО «МЕТАНОЛ», производящей продукт, за периоды 1 — 6.
Цена реализации единицы продукции: 10 тыс. руб.
Переменные издержки на единицу продукции: 7 тыс. руб.
Постоянные издержки за каждый период: 50000 тыс. руб.
Нормальная производительность оценивается в 45600 ед. за период, а объем производства и реализации за каждый период выглядят так (см. табл. 4.6.):
Таблица 4.6.
Объём производства и реализации
Показатель |
Период 1 |
Период 2 |
Период 3 |
Период 4 |
Период 5 |
Период 6 |
Проданная продукция |
45600 |
40000 |
41000 |
45600 |
42000 |
45600 |
Произведённые единицы продукции |
45600 |
45600 |
45600 |
45600 |
51000 |
40000 |
В начале периода 1 не было запасов, и фактические постоянные производственные накладные расходы составляли 50000 тыс. руб.; непроизводственные накладные расходы — 100 тыс. руб. Отчеты о переменных издержках и полностью распределенных затратах за периоды 1 — 6 показаны в таблицах 4.7. и 4.8. соответственно.
Таблица 4.7.
Отчёты о прибыли при калькуляции себестоимости по переменным издержкам
Показатели |
Период 1 |
Период 2 |
Период 3 |
Период 4 |
Период 5 |
Период 6 |
Запас на начало периода |
|
|
39200 |
|
|
63000 |
Производственные расходы |
319200 |
319200 |
319200 |
319200 |
357000 |
280000 |
Запас на конец периода |
|
-39200 |
|
|
-63000 |
-77000 |
Себестоимость реализованной продукции |
319200 |
280000 |
358400 |
319200 |
294000 |
266000 |
Постоянные расходы |
50000 |
50000 |
50000 |
50000 |
50000 |
50000 |
Совокупные расходы |
369200 |
330000 |
408400 |
369200 |
344000 |
316000 |
Реализация |
456000 |
400000 |
410000 |
456000 |
420000 |
456000 |
Валовая прибыль |
86800 |
70000 |
1600 |
86800 |
76000 |
140000 |
Продолжение таблицы 4.7.
Минус непроизводственные расходы |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Чистая прибыль |
86700 |
69900 |
1500 |
86700 |
75900 |
139900 |
Таблица 4.8.
Отчёты о прибыли при калькуляции себестоимости с полным распределением затрат
Показатели |
Период 1 |
Период 2 |
Период 3 |
Период 4 |
Период 5 |
Период 6 |
Запас на начало периода |
|
|
33060 |
|
|
54177 |
Производственные расходы |
369200 |
369200 |
369200 |
369200 |
407000 |
330000 |
Запас на конец периода |
|
-33060 |
|
|
-54177 |
-39200 |
Себестоимость реализованной продукции |
369200 |
336140 |
402260 |
369200 |
352823 |
344977 |
Корректировки на недостаток (избыток) возмещения накладных расходов |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Совокупные расходы |
369200 |
336140 |
402260 |
369200 |
352823 |
344977 |
Реализация |
456000 |
400000 |
410000 |
456000 |
420000 |
456000 |
Валовая прибыль |
86800 |
63860 |
7740 |
86800 |
67177 |
111023 |
Минус непроизводственные расходы |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Чистая прибыль |
86700 |
63760 |
7640 |
86700 |
67077 |
110923 |
При калькуляции себестоимости с полным распределением затрат постоянные затраты включаются в производственные расходы, а при калькуляции себестоимости по переменным издержкам в производственные расходы включаются только переменные расходы.
При калькуляции себестоимости по переменным издержкам постоянные расходы показывают в отчетах отдельно и не включают в величину себестоимости реализованной продукции.
При расчете прибыли принцип сопоставления по методу полного распределения затрат аналогичен принципу, использованному при формировании отчета о переменных издержках [4, с. 258-259].
5. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНОВ ДОКУМЕНТАЦИИ
Система бюджетов позволяет руководителю заранее оценить эффективность управленческих решений, оптимальным образом распределить ресурсы между подразделениями, наметить пути развития персонала и избежать кризисной ситуации. Наряду с понятием "разработка бюджетов на многих отечественных предприятиях используется термин “бюджетирование”.
Составление бюджетов преследует следующие цели:
• Разработка концепции ведения бизнеса:
• Планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия на определенный период;
• Оптимизация затрат и прибыли предприятия;
• Координация - согласование деятельности различных подразделений;
• Коммуникация - доведение планов до сведения руководителей разных уровней;
• Мотивация руководителей на местах на достижение целей организации;
• Контроль и оценка эффективности работы руководителей на местах путем сравнения фактических затрат с нормативом;
• Выявление потребностей в денежных ресурсах и оптимизация финансовых потоков.
Составление бюджета является процессом тактического планирования, отсюда и название управленческой функции - бюджетное планирование [15, с. 96-99].
Данные компании ОАО «МЕТАНОЛ» на 2004 год представлены в приложении 3.
Необходимо подготовить совокупную финансовую смету на 2005 год и следующие документы: программу сбыта; производственную программу; смету использования основных материалов; смету затрат на приобретение основных материалов; смету по труду основных рабочих; смету общезаводских накладных расходов; смету отдела сбыта и администрации; общую смету.
Программа сбыта показывает количество каждого изделия, которое компания планирует продать, и планируемую цену реализации. В программе представлен прогноз совокупного дохода, на основе которого будут оцениваться наличные поступления от потребителей, а также показаны основные данные для составления сметы издержек производства, расходов на реализацию и административных расходов. Программа сбыта, таким образом, является основой всех других смет, поскольку все расходы непосредственно зависят от объема продаж. Если программа сбыта составлена неточно, все другие сметные оценки будут ненадежными (см. табл. 5.1.).
Таблица 5.1.
Программа сбыта продукции
Изделия |
Продано, ед. |
Цена реализации за 1 ед., тыс. руб. |
Совокупный доход, тыс. руб. |
А |
13680 |
7,87 |
107655 |
В |
6120 |
11,73 |
71770 |
С |
22800 |
7,87 |
179425 |
Итого |
- |
- |
358850 |
Следующий этап составления программы сбыта — подготовка производственной программы. Она формируется только в количественных показателях и входит в сферу ответственности руководителя производства. Целью программы являются обеспечение объема производства, достаточного для удовлетворения покупательского спроса, и создание экономически целесообразного уровня запасов (см. табл. 5.2.).
Таблица 5.2.
Производственная программа
«А» |
«В» |
«С» |
Итого |
|
Изделия к реализации, ед. |
13680 |
6120 |
22800 |
42600 |
Планируемый запас на конец периода |
850 |
425 |
352 |
1627 |
Всего на продажу и запасы |
14530 |
6545 |
23152 |
44227 |
Минус планируемый запас на начало периода |
850 |
425 |
352 |
1627 |
Произвести изделий |
13680 |
6120 |
22800 |
42600 |
Начальники цехов 1 и 2 должны подготовить оценку материалов, которые требуются для выполнения производственной программы. Смета использования материалов на год должна выглядеть, как в табл. 5.3.
Таблица 5.3.
Смета использования основных материалов
Цех 1 |
Цех 2 |
Всего |
|||||||
|
Кол-во |
Цена |
Итого |
Кол-во |
Цена |
Итого |
Кол-во |
Цена |
Итого |
А |
51000 |
1,8 |
91800 |
6420 |
1,8 |
11556 |
57420 |
1,8 |
103356 |
В |
12750 |
4 |
51000 |
2223 |
4 |
8890 |
14973 |
4 |
59890 |
С |
12750 |
4 |
51000 |
5000 |
4 |
20000 |
17750 |
4 |
71000 |
|
|
|
193800 |
|
|
40446 |
|
|
234246 |
За составление сметы затрат на приобретение основных производственных материалов отвечает начальник отдела закупок.
Годовая смета затрат на приобретение основных материалов приведена в табл. 5.4.
Таблица 5.4.
Смета затрат на приобретение основных материалов
А |
В |
С |
Итого |
|
Количество, необходимое для удовлетворения потребностей производства по годовой смете использования материалов |
57420 |
14973 |
17750 |
90143 |
Планируемый запас на конец периода |
850 |
425 |
352 |
1627 |
Итого |
58270 |
15398 |
18102 |
91770 |
Минус планируемый запас на начало периода |
850 |
425 |
352 |
1627 |
Итого приобрести |
57420 |
14973 |
17750 |
90143 |
Планируемая цена приобретения единицы, тыс. Руб. |
1,8 |
4 |
4 |
10 |
Итого расходы на закупки, тыс. руб. |
103356 |
59890 |
71000 |
234246 |
Ответственность за составление сметы по труду лежит на руководителях цехов. Сметные почасовые нормы определяет отдел труда. Смета по труду основных производственных рабочих дана в табл. 5.5.
Таблица 5.5.
Смета по труду основных производственных рабочих
А |
B |
C |
Всего |
|
Запланированное производство, ед. |
13680 |
6120 |
22800 |
42600 |
Время на изготовление единицы продукции, ч. |
2 |
1 |
1 |
- |
Общее запланированное время, ч. |
27360 |
6120 |
22800 |
56280 |
Плановые ставки почасовой заработной платы, тыс. руб. |
1,5 |
2 |
1 |
- |
Итого на заработную плату, тыс. руб. |
41040 |
12240 |
22800 |
76080 |
За составление сметы общезаводских накладных расходов отвечает также руководитель производственного отдела. Накладные расходы необходимо анализировать, с тем чтобы выяснить, управляемы они или нет, и установить контроль за уровнем этих расходов (см. табл. 5.6.).
Таблица 5.6.
Смета общезаводских накладных расходов
Ставка распределения накладных расходов на 1 ч. Труда основных производственных рабочих |
Накладные расходы |
Итого |
|||||
|
А |
В |
С |
А |
В |
С |
|
Контролируемые накладные расходы: |
|
|
|
|
|
|
|
вспомогательные материалы |
0,3 |
0,2 |
0,2 |
4104 |
1224 |
4560 |
|
труд вспомогательных рабочих |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
4104 |
1836 |
6840 |
|
энергия (переменная часть) |
0,15 |
0,1 |
0,1 |
2052 |
612 |
2280 |
|
ремонт и техобслуживание (переменная часть) |
0,05 |
0,1 |
0,1 |
684 |
612 |
2280 |
|
|
|
|
|
10944 |
4284 |
15960 |
31188 |
Неконтролируемые накладные расходы: |
|
|
|
|
|
|
|
амортизация |
|
|
|
21440 |
13400 |
2680 |
|
контроль |
|
|
|
12000 |
9000 |
10000 |
|
энергия (постоянная часть) |
|
|
|
2106 |
1053 |
3160 |
|
ремонт и техобслуживание (постоянная часть) |
|
|
|
1100 |
900 |
980 |
|
|
|
|
|
36646 |
24353 |
16820 |
77819 |
Совокупные накладные расходы |
|
|
|
47590 |
28637 |
32780 |
109007 |
Сметы отдела сбыта и администрации объединены здесь в одну (см. табл. 5.7.).
Таблица 5.7.
Смета отдела сбыта и администрации
Отдел сбыта: |
|
|
жалованье |
12500 |
|
транспортные расходы |
7500 |
|
реклама |
12000 |
32000 |
Администрация: |
|
|
канцелярские расходы |
10 |
|
жалованье |
20000 |
|
прочие расходы |
1200 |
21210 |
|
|
53210 |
Когда все сметы составлены, сметный счет прибылей и убытков обеспечивают общую картину плановой производительности на сметный период (табл. 5.8.).
Таблица 5.8.
Сметный счет прибылей и убытков
Реализация |
|
|
358850 |
Запасы сырья на начало периода (из баланса на начало периода) |
|
1627 |
|
Закупки |
90143 |
|
|
|
|
91770 |
|
Минус запасы сырья на конец периода |
1627 |
|
|
Стоимость потребленного сырья |
|
90143 |
|
Труд основных производственных рабочих |
76080 |
|
|
Общезаводские накладные расходы |
|
109007 |
|
Совокупные производственные расходы |
275230 |
|
|
Плюс запасы готовой продукции на начало периода (из баланса на начало периода) |
1627 |
|
|
Минус запас готовой продукции на конец периода |
1627 |
0 |
|
Стоимость реализованной продукции |
|
|
275230 |
Валовая прибыль |
|
83621 |
|
Реализационные и административные расходы |
|
|
53210 |
Планируемая прибыль от производственной деятельности за год |
|
|
30411 |
Сметный счет прибылей и убытков бухгалтер должен представлять на рассмотрение планово-финансовой комиссии вместе с рядом финансовых коэффициентов, предусмотренных бюджетом, таких, как коэффициент окупаемости капиталовложений, отношение оборотного капитала к краткосрочным обязательствам, коэффициент ликвидности и коэффициенты, характеризующие использование средств. Если эти коэффициенты окажутся приемлемыми, то смета будет принята [4. c. 148-182].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях рыночной экономики эффективная деятельность предприятия, фирмы в значительной степени зависит от разработки оптимальных планов развития.
Необходимость технико-экономического обоснования планов предопределяет систему показателей плана. Показатели, применяемые в планировании, подразделяются на количественные, качественные, объемные и удельные.
Для исчисления показателей плана применяются натуральные, трудовые и стоимостные измерители. Преимущества натуральных измерителей в том, что они обеспечивают получение количественного выражения и качественной характеристики тех или иных показателей.
План развития предприятия, фирмы включает в себя, как правило, десять типовых разделов. Количество разделов и их содержание могут меняться с учетом размера и специфики предприятия, фирмы. Центральный раздел плана развития предприятия — производственная программа, основой которой служит план производства продукции в натуральном выражении.
Принятие основных решений по планированию — часть процесса перспективного планирования. Однако процесс составления годовой сметы ведет к конкретизации этих планов, так как руководители должны составлять подробные планы для проведения в жизнь перспективных планов. Если годовая смета отсутствует, проблемы повседневной деятельности могут склонить руководителя отказаться от планирования будущих операций. Составление же сметы гарантирует, что руководители будут планировать будущие операции, принимая во внимание возможные изменения условий деятельности в следующем году, и определять меры, которые необходимо принять сейчас, чтобы отреагировать на предстоящие изменения условий. Этот процесс заставляет руководителей предвидеть проблемы до того, как они возникнут, и вероятность поспешных решений, принимаемых экспромтом, которые определяются сиюминутной целесообразностью, будет сведена к минимуму.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Бочаров В.В. Коммерческое бюджетирование: Учебник.- СП.: Питер, 2003ю- 378 с.: ил.
- Бухгалтерский управленческий учёт: Учебник.- 3-е изд., доп. и пер.- М.: Омега – Л, 2004.- 576 с.
3. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учёт: Учебник. – М.: ЗАО “Финстатинформ”, 2000. – 553 с.
- Друри К. введение в управленческий и производственный учёт: Учеб. Пособие/ Пер. с англ. Под ред. Н.Д. Эриашвили.- 3-е изд., перераб. И доп.- М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.- 783 с.
- Ивашневич В.Б. Бухгалтерский управленческий учёт: Учебник.- М.: Юристъ, 2003.- 618 с.
- Карпова Т.П. Управленческий учёт: Учебник.- М.: Юнити-Дана, 2004.- 351 с.
- Керимов В.Э. Управленческий учёт: Учебник.- М.: «Дашков и Ко», 2005.- 460 с.
- Ковалёв В.В. Введение в финансовый менеджмент [Учебник].- М.: Финансы и статистика, 2004.- 768 с.: ил.
- Кондраков Н.П. Бухгалтерский учёт: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2004.- 591 с.: ил.
- Лихачёва О.И. Финансовое планирование на предприятии: Учеб. Пособие.- М.: ТК Велби, 2004.- 264 с.
- Николаева О.Е. Управленческий учёт: Учебник.- М.: Едиториал УРСС, 2003.- 320 с.
- Николаева С.А. Особенности учета затрат в условиях рынка.— М.: “Финансы и статистика”, 1993.
- Селезнёва Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами: Учеб. Пособие.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 639 с.
- Управленческий учёт: Учеб. Пособие/ Под ред. А.Д. Шеремета.- 2-е изд. испр.- М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2002.- 512 с.
- Филатов О.К. Планирование, финансы, управление на предприятии: учебник.- М.: Финансы и статистика, 2004.- 384 с.
- Хруцкий В.Е., Сизова Т.В., Гамоюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование: настольная книга по постановке финансового планирования.- М.: Финансы и статистика, 2002.- 399 с.: ил.
- Экономика предприятия: Учебник/ Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.- 718 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Бухгалтерский баланс 01.01.05 г.
Единица измерения – тыс. рублей.
АКТИВ |
Код стр. |
На начало отчетного периода |
На конец отчетного периода |
1 |
2 |
3 |
4 |
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
|||
Нематериальные активы |
110 |
368 |
- |
Основные средства |
120 |
1423 |
2659 |
Незавершенное строительство |
130 |
948 |
1556 |
Доходные вложения в материальные ценности |
135 |
- |
- |
Долгосрочные финансовые вложения |
140 |
1560000 |
1560000 |
Отложенные налоговые активы |
145 |
- |
4701 |
Прочие внеоборотные активы |
150 |
- |
554 |
ИТОГО по разделу I |
190 |
1562739 |
1569470 |
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
|||
Запасы |
210 |
39837 |
70611 |
сырье, материалы и другие аналогичные ценности |
211 |
26406 |
64420 |
животные на выращивании и откорме |
212 |
- |
- |
затраты в незавершенном производстве |
213 |
- |
- |
готовая продукция и товары для перепродажи |
214 |
247 |
490 |
товары отгруженные |
215 |
- |
- |
расходы будущих периодов |
216 |
13184 |
5701 |
прочие запасы и затраты |
217 |
- |
- |
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям |
220 |
9100 |
13745 |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) |
230 |
10952 |
12685 |
покупатели и заказчики |
231 |
- |
- |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) |
240 |
205831 |
182572 |
покупатели и заказчики |
241 |
134812 |
104115 |
Краткосрочные финансовые вложения |
250 |
322573 |
9170 |
Денежные средства |
260 |
3320 |
1682 |
Прочие оборотные активы |
270 |
- |
- |
ИТОГО по разделу II |
290 |
591885 |
266333 |
БАЛАНС |
300 |
2154624 |
1835803 |
ПАССИВ |
Код стр. |
На начало отчетного периода |
На конец отчетного периода |
1 |
2 |
3 |
4 |
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ |
|||
Уставный капитал |
410 |
427064 |
427064 |
Собственные акции, выкупленные у акционеров |
411 |
- |
- |
Добавочный капитал |
420 |
- |
- |
Резервный капитал |
430 |
- |
- |
резервные фонды, образованные в соответствии с законодательством |
431 |
- |
- |
резервы, образованные в соответствии с учредительными документам |
432 |
- |
- |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
470 |
940534 |
916936 |
ИТОГО по разделу III |
490 |
1367598 |
1344000 |
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
|||
Займы и кредиты |
510 |
- |
- |
Отложенные налоговые обязательства |
515 |
330754 |
330355 |
Прочие долгосрочные обязательства |
520 |
2397 |
1806 |
ИТОГО по разделу IV |
590 |
333151 |
332161 |
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
|||
Займы и кредиты |
610 |
67000 |
- |
Кредиторская задолженность |
620 |
386875 |
159642 |
поставщики и подрядчики |
621 |
55293 |
95318 |
Задолженность перед персоналом организации |
622 |
7209 |
4450 |
Продолжение приложения 1.
задолженность перед государственными внебюджетными фондами |
623 |
1886 |
1276 |
по налогам и сборам |
624 |
6922 |
2373 |
прочие кредиторы |
625 |
315293 |
80357 |
Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов |
630 |
- |
- |
Доходы будущих периодов |
640 |
- |
- |
Резервы предстоящих расходов |
650 |
- |
- |
Прочие краткосрочные обязательства |
660 |
- |
- |
ИТОГО по разделу V |
690 |
453875 |
159642 |
БАЛАНС |
700 |
2154624 |
1835803 |
СПРАВКА О НАЛИЧИИ ЦЕННОСТЕЙ УЧИТЫВАЕМЫХ НА ЗАБАЛАНСОВЫХ СЧЕТАХ |
|||
Арендованные основные средства |
910 |
1560966 |
1560966 |
в том числе по лизингу |
911 |
- |
- |
Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение |
920 |
6304 |
59531 |
Товары, принятые на комиссию |
930 |
- |
- |
Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов |
940 |
19128 |
19128 |
Обеспечения обязательств и платежей полученные |
950 |
- |
- |
Обеспечения обязательств и платежей выданные |
960 |
1585783 |
1176586 |
Износ жилищного фонда |
970 |
- |
- |
Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов |
980 |
- |
- |
Нематериальные активы, полученные в пользование |
990 |
- |
- |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Отчет о прибылях и убытках за 2004 года:
Единица измерения – тыс. рублей.
Наименование показателя |
Код стр. |
За отчетный период |
За аналогичный период прошлого года |
1 |
2 |
3 |
4 |
Доходы и расходы по обычным видам деятельности |
|||
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом) налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) |
10 |
358850 |
275501 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
20 |
(340532) |
(216088) |
Валовая прибыль |
29 |
18318 |
59413 |
Коммерческие расходы |
30 |
(459) |
- |
Управленческие расходы |
40 |
(39339) |
(37316) |
Прибыль (убыток) от продаж |
50 |
(21480) |
22097 |
Прочие доходы и расходы |
|||
Проценты к получению |
60 |
447 |
1455 |
Проценты к уплате |
70 |
(876) |
(2805) |
Доходы от участия в других организациях |
80 |
- |
- |
Прочие операционные доходы |
90 |
325899 |
1590097 |
Прочие операционные расходы |
100 |
(325901) |
(228076) |
Внереализационные доходы |
120 |
110 |
1041 |
Внереализационные расходы |
130 |
(6702) |
(10990) |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
140 |
(28503) |
1372819 |
Отложенные налоговые активы |
141 |
4701 |
- |
Отложенные налоговые обязательства |
142 |
(399) |
(324507) |
Текущий налог на прибыль |
150 |
- |
(5308) |
Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи |
180 |
(195) |
(972) |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода |
190 |
(23598) |
1042032 |
СПРАВОЧНО: Постоянные налоговые обязательства (активы) |
200 |
1741 |
338 |
Базовая прибыль (убыток) на акцию |
201 |
- |
- |
Разводненная прибыль (убыток) на акцию |
202 |
- |
- |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Таблица 3.1.
Нормативы расхода основных материалов и рабочего времени на изделие
А |
В |
С |
|
Материал X, на 1 ед. |
15 |
12 |
|
Материал Y, на 1 ед. |
7,5 |
13.5 |
|
Труд основных производственных рабочих, ч.: |
2 |
1 |
1 |
Таблица 3.1.
Смета за предыдущий год:
|
Тыс. руб. |
Тыс. руб. |
Тыс. руб. |
Основной капитал |
|
|
|
Земля |
|
212500 |
|
Здания и оборудование |
1615000 |
|
|
Минус амортизация |
318750 |
1296250 |
1508750 |
Оборотный капитал |
|
|
|
Запасы: гот. Продукция |
123845 |
|
|
Сырьё |
236500 |
|
|
Дебиторская задолженность |
361250 |
|
|
Касса |
42500 |
|
|
|
764095 |
|
|
Минус краткосрочные обязательства |
|
|
|
Кредиторская задолженность |
311000 |
|
453095 |
Нетто-активы |
|
|
1961845 |
Акционерный капитал: |
|
|
|
1500000 обычных акций по 1 тыс. руб. каждая |
|
1500000 |
|
Резервы |
|
461845 |
|
|
|
|
1961845 |
Таблица 3.2.
Готовая продукция
|
А |
В |
С |
Прогнозируемый объем продаж, ед. |
13680 |
6120 |
22800 |
Цена реализации единицы продукции, тыс. руб. |
7,87 |
7,87 |
7,87 |
Необходимые запасы на конец учетного периода, ед. |
850 |
425 |
352 |
Запасы на начало учетного периода, ед. |
850 |
425 |
352 |
Таблица 3.3.
Основные материалы
|
А |
В |
С |
Запасы на начало учетного периода, ед. |
850 |
425 |
352 |
Необходимые запасы на конец учетного периода, ед. |
850 |
425 |
352 |
Продолжение приложения 3.
Таблица 3.4.
Данные по цехам
|
А |
В |
С |
Сметная ставка распределения накладных расходов |
|
|
|
(на час труда основных производственных рабочих): |
|
|
|
вспомогательные материалы |
0,3 |
0,2 |
0,2 |
труд вспомогательных рабочих |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
энергия (переменная часть) |
0,15 |
0,1 |
0,1 |
ремонт и техобслуживание (переменная часть) |
0,05 |
0,1 |
0,1 |
Сметные постоянные накладные расходы: |
|
|
|
амортизация |
21440 |
13400 |
2680 |
контроль |
12000 |
9000 |
10000 |
энергия (постоянная часть) |
2106 |
1053 |
3160 |
ремонт и техобслуживание (постоянная часть) |
1100 |
900 |
980 |
Таблица 3.5.
Оценка непроизводственных накладных расходов, тыс. руб.
Канцелярские товары и др. |
10 |
Жалованье: |
|
отдел сбыта |
12500 |
администрация |
20000 |
Транспортные расходы (отдел сбыта) |
7 500 |
Реклама |
12000 |
Прочие (офис) |
12000 |
|
53210 |