СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ.. 5

2. ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАТРАТ. 9

3. РАСЧЕТ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ.. 12

4. КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ ПРОДУКЦИИ.. 18

4.1. ПОПРОЦЕССНАЯ КАЛЬКУЛЯЦИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ.. 18

4.2. КАЛЬКУЛЯЦИЯ НЕРАЗДЕЛЯЕМЫХ ИЗДЕРЖЕК КОМПЛЕКСНОГО ПРОИЗВОДСТВА.. 20

4.3. КАЛЬКУЛЯЦИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ С ПОЛНЫМ РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ ЗАТРАТ И ПО ПЕРЕМЕННЫМ ИЗДЕРЖКАМ.. 23

5. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНОВ ДОКУМЕНТАЦИИ.. 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 31

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 33

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 35

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 36

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики в значительной степени зависят от того, насколько дос­товерно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективу своего развития, т.е. от прогнозирования.

В течение ряда лет в нашей стране разрабатывался долгосрочный прогноз научно-технического прогресса и его социально-экономических последствий. На его основе формировался прогноз развития отдельных отраслей всего народного хозяйства.

Однако эти прогнозы не были достаточно достоверными, и результат этого — состояние экономики в настоящее время. Поэтому особенно необхо­димы изучение мирового опыта разработки и использования прогно­зов экономической деятельности и применение его с учетом специ­фики отечественного развития.

В этих условиях формирование предприятиями производст­венных программ осуществляется на основе прямых договоров между производителями и потребителями продукции, учитываю­щих реальные потребности в ней, в том числе я на государствен­ные нужды, а также производственные и ресурсные возможности их удовлетворения.

Таким образом, эффективная деятельность предприятий в ус­ловиях рыночной экономики возможна лишь при условии разработки планов развития, производственных программ, прогнозов развития [17, с. 470-471].

Независимо от рода деятельности все предприятия ведут экономическое планирование, ведут учёт затрат, устанавливают цены на свою продукцию, ведут анализ безубыточности, принимают решения по капиталовложениям, вот почему планирование на предприятии всегда остаётся актуальным.

Курсовая работа выполняется на основе данных Хабаровского предприятия ОАО «МЕТАНОЛ», род, деятельности которого производство.

Цель данной курсовой работы: изучение методологии и процесса планирования на предприятии ОАО «МЕТАНОЛ».

Основные задачи: 

• определение методологических основ планирования;

• расчет цен материалов, накладных расходов, попроцессорной калькуляции затрат, калькуляции изделия комплексного производства с неразделяемыми издержками, калькуляции себестоимости с полным распределением затрат по переменным издержкам;

• составление основных плановых документов;

• заключение об эффективности деятельности предприятия.

1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

В современных условиях при разработке планов развития предприятий важное значение приобретает дальнейшее совер­шенствование методологии планирования — совокупности прие­мов и способов разработки планов.

Основные направления совершенствования методологии плани­рования: повышение научно-технического и расчетно-экономического обоснования планов; широкое применение системы прогрес­сивных технико-экономических нормативов и норм, балансовых расчетов; дальнейшее улучшение системы показателей в целях по­вышения эффективности производства — снижение материалоем­кости и фондоемкости, рост производительности труда, увеличение выпуска высококачественной продукции, обеспечение напряженно­сти и тщательной сбалансированности планов.

Планы развития предприятий разрабатываются на основе систе­мы прогрессивных технико-экономических нормативов и норм. На­помним, что под нормой понимается максимально допустимая вели­чина абсолютного расхода сырья, материалов, топлива, энергии и т.д. на изготовление единицы продукции (или выполнение опреде­ленного объема работы) установленного качества (например, норма расхода металла на изготовление изделия, детали). Норматив—это величина относительная, характеризующаяся степень использова­ния орудий труда, предметов труда, их расходование на единицу площади, веса, объема и т.д. (например, показатель фондоотдачи— выпуск продукции на 1 руб. основных фондов).

Применяемые технико-экономические нормы и нормативы долж­ны быть прогрессивными, т.е. при их разработке необходимо учитывать современный уровень развития науки, техники, технологии, ор­ганизации производства и труда; наиболее полно использовать произ­водственные мощности и передовой производственный опыт.

Наиболее совершенный метод разработки норм — расчетно-аналитический, при котором нормы и нормативы технически обосно­вываются с помощью всестороннего критического анализа состояния производства, возможных изменений в нем, изучения влияния различ­ных факторов В основу норм закладываются технико-экономические и организационные условия работы в плановом периоде.

Технико-экономические нормы и нормативы разрабатываются по следующим основным группам:

• нормы затрат живого труда (нормы затрат рабочего вре­мени на единицу продукции, нормы выработки продукции в единицу времени, нормы обслуживания, нормативы чис­ленности);

• нормы материальных затрат (удельные нормы затрат сырья, материалов, топлива, энергии, комплектующих изделий);

• нормативы использования орудий труда (нормативы ис­пользования машин, оборудования, механизмов, сооруже­ний, инструментов);

• нормативы организации производственного процесса (дли­тельность производственного цикла, объемы незавершен­ного производства, запасы сырья, материалов, топлива);

• нормы продолжительности освоения проектных мощностей вводимых в действие предприятий, цехов, агрегатов, уста­новок, производств.

Назначение отдельных групп норм и нормативов различно. Нормы затрат живого труда служат в основном для определения уровня производительности труда, использования рабочего време­ни, установления размера заработной платы. На основе удельных норм расхода материальных ресурсов и производственной про­граммы определяется требуемое количество отдельных видов и марок материальных ресурсов. Нормативы использования орудий труда позволяют рассчитывать уровень использования производ­ственных мощностей. Нормы и нормативы служат для определе­ния себестоимости продукции.

Необходимость технико-экономического обоснования планов и повышения эффективности производства предопределили систе­му показателей плана.

Показатели, применяемые в планирова­нии, подразделяются на количественные и качественные, объем­ные и удельные.                                          

Количественные показатели плана выражаются абсолютными величинами. К ним относятся: объем товарной, валовой продукции, объем реализации, численность работающих, численность рабочих, фонд заработной платы, сумма прибыли, размер затрат различных производственных ресурсов (металла, топлива и т.д.) и др.

Качественные показатели — величины относительные. Они выражают экономическую эффективность производства, его от­дельных факторов. Это рост производительности труда, снижение себестоимости продукции и др. К качественным показателям отно­сятся также те, которые выражают соотношение количественных показателей между собой, например, рентабельность производства, фондоотдача, качество продукции и др.

Между количественными и качественными показателями су­ществуют взаимосвязь и взаимодействие. Для того чтобы ра­ционально организовать труд коллектива предприятия, обеспечить непрерывность и пропорциональность развития производства, на­целить работников на повышение эффективности производства, одного показателя, например объема товарной продукции, недос­таточно.

Нужны система, сочетание количественных и качествен­ных показателей, которые направили бы работников промышлен­ности не только на увеличение объема выпуска продукции, но и на изготовление этой продукции в нужной населению и народному хозяйству страны номенклатуре, требуемого качества, с получени­ем определенного эффекта в виде прибыли, при минимальных за­тратах трудовых, материальных и денежных ресурсов. Определяющим в решении этой проблемы является переход предприятий к рыночным отношениям.

В системе показателей плана промышленности различают объ­емные и удельные показатели. Объемные показатели устанавливают абсолютные величины производства в целом, отдельных процессов и факторов, в нем участвующих, например, объем производства в целом, объем механической обработки, сборки, объем трудовых за­трат, материальных ресурсов и т.д. Удельные показатели устанавли­вают отношение двух или нескольких взаимосвязанных показате­лей, например, затраты металла на единицу продукции, капитальные вложения на единицу производственной мощности и др.

Для исчисления показателей плана промышленности при­меняются натуральные, трудовые и стоимостные измерители.

Натуральные измерители используются при планировании объ­ема производства, материальных ресурсов. Их преимущество в том, что они обеспечивают возможность получения количественного вы­ражения и качественной характеристики тех или иных показателей. Применение натурального измерителя показателей плана ограничи­вается невозможностью обобщения различных по характеру нату­ральных показателей.

Для измерения объема производства однородных изделий, раз­личных по материалоемкости или другому признаку, применяют условно-Натуральный измеритель. В этом случае за условную еди­ницу принимают одно из однородных изделий, а все остальные при­равнивают к нему по одному из перечисленных выше признаков (как правило, трудоемкости). Так, условно-натуральные измерители: тракторы в 15-сильном исчислении, мыло 40%-ной жирности и др.

Широко применяется трудовой измеритель объема производст­ва, выражаемый, как правило, в нормо-часах. Трудовые измерите­ли в сочетании с натуральными используются для исчисления про­изводительности труда, размера оплаты труда, определения норм выработки и др.

В условиях товарно-денежных отношений важное значение со­храняет стоимостный (денежный) измеритель. С помощью стои­мостных показателей определяют динамику развития про­мышленности, темпы и пропорций, взаимоувязывают все разделы плана. В стоимостных измерителях планируются объем реализа­ции продукции, товарная и валовая продукция [17, с. 471-474].

2. ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАТРАТ

Планирование затрат на предприятии сопряжено с рядом трудностей, и в первую очередь с ценой, по которой его относить на производство, так как разные партии материала закупаются по разным ценам.

Определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство, разрешается производить следующими методами оценки запасов:

1.     по себестоимости каждой единицы;      

2.     по средней себестоимости;       

3.     по себестоимости первых по времени закупок (метод ФИФО);

4.     по себестоимости последних по времени закупок (метод ЛИФО).

Какой же из методов надо применять? При этом надо учесть, что определение цены отпускаемых запасов служат двум целям:

1. Начисляются материалы по разным заказам, затем образуют часть оценки запаса и себестоимость реализованной продукции. Здесь мы имеем дело с исчислением прибыли и оценкой запаса.

2. Калькулируются затраты будущих периодов на материалы в целях принятия решения и установления цены на продукцию.

Для планирования является главной вторая цель.

Использование материалов ведёт к тому, что надо на складе их возмещать. Расходы на материалы будущих периодов будут затратами замещения. Исчисление прибыли будет правильнее, если запасы будут учитываться по цене замещения.

По себестоимости каждой единицы оценивают материально-производственные запасы, используемые организацией в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т.п.), или запасы, кото­рые не могут быть обычным образом заменены на другие.

Средняя себестоимость определяется по каждому виду (группе) запасов как частное от деления общей себестоимости вида (группы) запасов на их количество, соответственно складывающихся из себе­стоимости и количества по остатку на начало месяца и по поступив­шим запасам в течение месяца.

Первый и второй способы оценки материальных ресурсов являют­ся традиционными для отечественной учетной практики. В течение от­четного месяца материальные ресурсы списывают на производство (как правило, по учетным ценам), а в конце месяца списывают соответ­ствующую долю отклонений фактической себестоимости материаль­ных ресурсов от стоимости их по учетным ценам.

При методе ФИФО применяют правило: первая партия на при­ход - первая в расход. Это означает, что независимо от того, какая партия материалов отпущена в производство, сначала списывают ма­териалы по цене (себестоимости) первой закупленной партии, затем по цене второй партии и т.д. в порядке очередности, пока не будет получен общий расход материалов за месяц.

При методе ЛИФО применяют другое правило: последняя партия на приход – первая в расход, т.е. сначала списываются материалы по себестоимости последней партии, затем по себестоимости предыдущей и т.д. [9, с. 171-173].

Многие предприятия используют систему оценки по нормативам и определяют стоимость отпускаемых материалов по нормативной стоимости с учётом инфляции.

Нормативные затраты – это целевые затраты, планируемые в начале планового периода, показывающие сколько должны будут стоить будущие закупки.

Упор на будущие затраты должен способствовать к большему приближению к затратам замещения.

Согласно отчётности ОАО «МЕТАНОЛ» внутрифирменным бухгалтерским документам, рассчитаем стоимость материалов двумя способами (см. табл. 2.1.).

Таблица 2.1.

Оценка материалов по методам ФИФО и ЛИФО

Показатели

Количество единиц, шт.

Цена за единицу, тыс. руб.

Сумма, тыс. руб.

1. Остаток материалов на 01.01.2004 г.

550

49

26950

2. Поступили материалы:

 

 

 

первая партия

150

49

7350

вторая партия

680

54

36720

третья партия

700

55

38500

3. Итого за месяц

2080

X

109520

4. Расходы материалов за месяц:

 

 

 

а) по методу ФИФО:

 

 

 

первая партия

500

49

24500

вторая партия

200

49

9800

третья партия

200

54

10800

Итого эа месяц

900

X

45100

б) по методу ЛИФО:

 

 

 

первая партия

500

55

27500

вторая партия

200

55

11000

третья партия

200

54

10800

Итого за месяц

900

X

49300

5. Остаток материалов на 01.01.2005г.

 

 

 

а) по методу ФИФО.

480

54

64420

 

700

55

б) по методу ЛИФО.

480

54

60220

 

700

49

Согласно полученным результатам можно сделать вывод, что предприятие ОАО «МЕТАНОЛ» использует метол ФИФО при оценке материалов, так как по строке баланса 211 «запасы, материалы и другие аналогичные ценности» на конец периода стоит сумма 64420 тыс. руб. (см. приложение 1.).

Для определения запасов наиболее приемлемы методы FIFO и LIFO. Для того, чтобы не внедрять две разные системы можно применить один метод оценки по нормативной стоимости.

В зависимости от того, какие цели преследует предприятие и соответственно на какое русло направлен процесс планирования, в учётной политике должен быть прописан метод учёта стоимости списанных в производство материалов [9, с. 173].

3. РАСЧЕТ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ

Целесообразно использовать следующую схему разделения накладных расходов:

1.     Распределение накладных расходов между производственными и обслуживающими подразделениями;

2.     Перераспределение накладных расходов обслуживающих подразделений на производственные;

3.     Расчёт ставок распределения накладных расходов для каждого производственного подразделения;

4.     Отнесение накладных расходов на виды работ.

Имеются такие статьи накладных расходов, которые не могут быть напрямую отнесены к конкретному подразделению, поскольку они осуществляются в интересах многих подразделений. Для этих статей необходимо установить логическую базу. В приведенной ниже таблице (3.1.) обобщены наиболее распространенные ба­зы распределения.

Таблица 3.1.

Распространенные базы распределения

Затраты

База распределения

Арендная плата, освещение, отопление

Площадь

Расходы по служащим:

руководство работой, столовой, отдела учета времени и заработной платы

Численность служащих

Амортизация и страхование станков и                                                оборудования

Цена единиц оборудования и станков

Проблема распределения затрат заключается в том, что невозможно это сделать каким-то универсальным способом. Можно применять альтернатив­ные методы распределения затрат, но нельзя сказать, верны они или нет. В определенных обстоятельствах может использоваться не один метод, и следовательно, выбор метода распределения накладных расходов часто субъективен. Цель — выбрать метод, позволяющий оценивать ресурсы, потребленные в каждом подразделении. Например, использование показателя "производственная площадь" для распределения затрат на освещение и отопление подразумевает, что центры затрат (подразделения) с большей пло­щадью потребляют больше освещения и отопления. Аналогично использо­вание числа служащих как базы для распределения накладных расходов на инспектирование предполагает, что центры затрат с большим числом слу­жащих требуют больших затрат на инспектирование. Конечный результат на этом этапе — распределение всех производственных накладных рас­ходов между производственными и обслуживающими подразделениями предприятия [4, с. 106-107].

Обслуживающие подразделения — это подразделения, которые должны тем или иным способом обеспечивать работу других подразделений, например, скла­дов и отделов технического обслуживания. Иногда они называются подразде­лениями обеспечения. Они предоставляют услуги, необ­ходимые для нормального функционирования производственного процесса, но не имеют непосредственного отношения к производству продукции. По­этому невозможно отнести расходы обслуживающих подразделений на про­дукцию, проходящую через них. Таким образом, эти расходы должны быть отнесены на производственные подразделения, которые фактически произ­водят продукцию. Метод распределения расходов обслуживающих подразде­лений между производственными должен быть выбран с учетом выгоды, ко­торую производственные подразделения получают от функционирования обслуживающих. Например, многие компании распределяют общие рас­ходы отдела материальных запасов (складов) на производственные под­разделения на базе числа требований на отпуск материалов со склада или на базе стоимости отпущенных материалов. Аналогично расходы от­дела технического обслуживания часто распределяются на базе зарегист­рированного времени, отработанного обслуживающим персоналом в раз­личных производственных подразделениях. После того, как расходы об­служивающих подразделений распределены между производственными подразделениями, все общезаводские накладные расходы будут распре­деляться только между производственными подразделениями.

Вторая ступень двухступенчатой процедуры — распределение накладных расходов каждого производственного подразделения на продукты, проходя­щие через это подразделение. Наиболее распространены базы распределе­ния, основанные на количественных показателях и на учете времени, в те­чение которого продукт находится в центре затрат производства, например, часы, фактически отработанные основными производственными рабочими, время работы станков и основного оборудования и основной заработной платы. При использовании базы распределения, основанной на количественных показа­телях, предполагается, что продукты "потребляют" ресурсы центра затрат пропорционально объему их производства. Для подразделений, не оборудованных станками, в качестве базы распределения накладных расходов чаще всего используется время работы основных производственных рабочих. Это основывается на том, что накладные расходы производственного подразде­ления тесно связаны с временем, фактически отработанным основными производственными рабочими.

Для подразделений, оснащенных станками, наиболее предпочтительной базой распределения накладных расходов явля­ется время работы станков, поскольку основная часть накладных расходов (т.е. амортизация оборудования) наиболее тесно связана с временем работы станков.

Рассчитаем распределение накладных расходов между производственными обслуживающими подразделениями на примере исследуемого предприятия ОАО «МЕТАНОЛ» (см. табл. 3.2. - .....)

Общезаводские накладные расходы за год на предприятии, где имеются три производственных подразделения (два станочных цеха и один сборочный) и два обслуживающих подразделения (склад и отдел технического обслуживания).

Таблица 3.2.

Общезаводские накладные расходы

Показатель

тыс. руб.

итого тыс. руб.

Заработная плата вспомогательных рабочих и контроль:

станочный цех X

50 000

 

станочный цех Y

40 800

 

Продолжение таблицы 3.2.

сборочный цех

24 000

 

склад

3 000

 

отдел технического обслуживания

7 000

124800

Затраты на вспомогательные материалы:

станочный цех X

25 000

 

станочный цех Y

20 200

 

сборочный цех

10 000

 

склад

2 000

 

отдел технического обслуживания

18 000

75 200

Освещение и отопление

10 532

 

Арендная плата и пошлины

32 000

 

Страховка оборудования

10 500

 

Амортизация оборудования

40 200

 

Страховка зданий

25 000

 

Заработная плата управленческого персонала

22 300

140 532

Итого:

 

340 532

Имеется также следующая информация (см. табл. 3.3.):

Таблица 3.3.

Исходные данные

Центры затрат

Стоимость оборудования, тыс. руб.

Площадь, кв. м.

Численность занятых, чел.

Продолжительность труда основных производственных рабочих, ч.

Время работы станков, ч.

Станочный цех X 

850

1000

30

200000

100000

Станочный цех Y      

742

500

20

150000

50000

Сборочный цех           

453

1500

30

200000

 

Склад                           

230

1500

10

 

 

Отдел технического обслуживания

384

500

10

 

 

Итого

2659

5000

100

 

 

Из учетных записей отдела технического обслуживания следует, что время, за­траченное на работы по техническому обслуживанию, проведенные в других под­разделениях, составляет, ч.

Станочный цех Х: 10000;

Станочный цех Y: 5000;

Сборочный цех: 2000;

Итого: 17000.

Данные о стоимости материалов (основных и вспомогательных),  выданные производственным цехам, составляют, тыс. руб.

Станочный цех X: 24500;

Станочный цех Y: 10800;

Сборочный цех: 9800;

Итого: 45100.

Ведомость анализа накладных расходов см. в табл. 3.4.

Таблица 3.4.

Распределение накладных расходов

Статьи расходов

База распределения

Всего, тыс. руб.

Производственные отделы

Служебные отделы

Станочный цех Х, тыс. руб.

Станочный цех Y, тыс. руб.

Сборочный цех, тыс.руб.

Склад, тыс. руб.

Технического обслуживания, тыс. руб.

Заработная плата вспомогательных рабочих и контроль

по факту

124800

50000

40800

24000

3000

7000

Вспомогательные материалы

по факту

75200

25000

20200

10000

2000

18000

Освещение и отопление

площадь

10532

2106

1053

3160

3160

1053

Арендная плата и пошлины

площадь

32000

6400

3200

9600

9600

3200

Страховка оборудования

балансовая стоимость оборудования

10500

5600

3500

700

350

350

Амортизация оборудования

балансовая стоимость оборудования

40200

21440

13400

2680

1340

1340

Страховка зданий

площадь

25000

5000

2500

7500

7500

2500

Заработная плата управленческого персонала предприятия

численность

22300

6690

4460

6690

2230

2230

 

340532

122236

89113

64330

29180

35673

Перераспределение расходов обслуживающего подразделения:

 

 

 

 

 

 

 

склад

стоимость выданных материалов

 

24500

10800

9800

-45100

 

отдел обслуживания

техническая оценка

 

17123

11415

7135

 

-35673

 

340532

163860

111329

81264

-15920

0

Время работы станков и продолжительность труда основных производственных рабочих

 

 

100000

50000

200000

 

 

Ставка накладных расходов на 1 ч работы станков

 

 

1,64

2,23

 

 

 

Ставка накладных расходов на 1 ч труда основных производственных рабочих

 

 

 

 

0,41

 

 

Заработная плата вспомогательных рабочих и затраты вспомогательных материалов распределены по соответствующим подразделениям. Арендная плата и пошлины, освещение и отопление, а также страховка зданий соотносятся с общей площадью зданий и что доля, приходящаяся на каждое подразделение, может быть определена в соответствии с той площадью, которую оно занимает. [4, с. 256- 270].

Следующий шаг - перераспределение накладных расходов обслуживающих подразделений на производственные в соответствии с той долей услуг, которые получили эти последние.

Итак, общезаводские накладные расходы перераспределены на производственные подразделения. Вторая ступень двухступенчатой процедуры имеет целью установление ставок накладных расходов в каждом подразде­лении для отнесения их на продукты, проходящие через эти подразделения. Ставка распределения накладных расходов рассчитывается путём деления цеховых накладных расходов на цеховое время работы основных производственных рабочих или время работы станков.

Расчеты производятся следующим образом:

163860/100000=1,64;

111329/50000=2,23;

81264/200000=0,41.

Заключительный этап состоит в распределении накладных расходов по продуктам, проходящим через производственные подразделения. Продукт находится в станочном цехе X 3 ч, 2 ч — в ста­ночном цехе Y и 1 ч в сборочном цехе. Расчет таков:

Станочный цех X:                     3 ч по 1,64 тыс. руб. за 1 ч;

Станочный цех Y:                     2 ч по 2,23 тыс. руб. за 1 ч;

Сборочный цех:                         1 ч по 0,41 тыс. руб. за 1 ч.

Накладные расходы, рас­пределяемые на данный продукт, составят  9,79 тыс. руб. [4, с. 110-114].

4. КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ ПРОДУКЦИИ

4.1. ПОПРОЦЕССНАЯ КАЛЬКУЛЯЦИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ

Система попроцессорной калькуляции не предусматривает увязку затрат с конкретными заказами. Она используется, когда изделия проходят в определённой последовательности через все этапы производства. Процесс накопления затрат идет параллельно процессу производства. Прямые затрат определяются также как при позаказной системе на каждом процессе, но считаются легче, так как не надо детализировать затраты по каждой единицы продукции. Возможно считать многие постоянные затраты как переменные, например затраты на амортизацию внутри одного подразделения.

В процессе производства неизбежны потери. Если это слу­чается при нормальной организации системы производства, такие потери называются нормативными, или неконтролируемыми. Помимо потерь, которых нельзя избежать, существуют потери, которые не ожидаются при нормальной организации производства. Потери, не характерные для процесса производства, называются сверхнормативными или контролируемыми.

Расчет нормативных и сверхнормативных потерь требует различного подхо­да. Первые включаются в себестоимость изделия, а вторые в нее не включают­ся, а списываются со счета затрат по соответствующему процессу и фиксируют­ся как сверхнормативные. Они рассчитываются как затраты периода и записы­ваются на счет прибылей и убытков в конце производственного периода.

В процессе производства ОАО «МЕТАНОЛ» было использовано 1500 галлонов жидкости стоимо­стью 1500 тыс. руб.

Исходя из прошлого опыта и технических расчетов, ожидали норма­тивные потери в размере 1/6 начального количества, однако фактический выход жидкости в течение периода составил только 1000 литров.

Фактические потери составили 500 галлонов, а не 250, как ожидалось. Дополнительная потеря 250 литров — это сверхнорма­тивные потери.

Себестоимость одного литра ожидае­мого выпуска продукции определяется путём деления себестоимости продукции на ожидаемый выпуск продукции:

1500/1250=1,2 тыс. руб.

Заметим, что себестоимость единицы продукции та же самая, независи­мо от того, было произведено 1250 или 1000 галлонов.

Затраты на вводимые ресурсы распределяются следующим образом (см. табл. 4.1.):

Таблица 4.1.

Распределение затрат на вводимые ресурсы

Показатель

Тыс. руб.

Готовая продукция, переданная на следующий процесс или на склад готовой продукции:

1000 литров по цене 1,2 тыс. руб.

1200

Сверхнормативные потери:

250 литров по цене 1,2 тыс. руб.

300

Итого

1500

Впоследствии можно будет контролировать сверхнормативные потери, если определить их причины и принять меры для их устранения.

В некоторых случаях можно продать бракованные изделия за небольшую цену. Тогда на доход от продажи кредитуется счет себестоимости по соответствующему процессу, в ходе которого изготовлен брак.

На обработку в очередном процессе доставлено 1500 ед. общей стоимостью 1500 тыс. руб. Получено 1250 ед.

Нормативные потери составляют 1/6 начального коли­чества, а любая бракованная единица может быть продана за 0,50 тыс. руб.

Расчет себестоимости единицы производится путём деления себестоимости единицы продукции без стоимости брака на ожидаемый выход продукции:

1375/1250=1,1 тыс. руб.

         Себестоимость единицы продукции согласно расчётам составляет 1,1 тыс. руб. [4, с. 191].

4.2. КАЛЬКУЛЯЦИЯ НЕРАЗДЕЛЯЕМЫХ ИЗДЕРЖЕК КОМПЛЕКСНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Если вся продукция, произведенная за определенный период, реализована, то проблемы распределения комплексных издержек между конкрет­ными продуктами не существует. Оценка МПЗ не нужна, а для расчета при­были требуется просто вычесть величину совокупной себестоимости из ве­личины дохода от реализации.

Однако если в конце периода часть продук­ции не реализована, необходимо распределить затраты между продуктами. Поскольку любое такое распределение неизбежно будет субъективным и произвольным, то этот процесс требует от бухгалтера принятия решений, которые труднее всего обосновать.

Все, что можно сделать, это постараться выбрать наиболее рациональный и разумный метод распределения. Методы, используемые для распределения комплексных издержек до точки разделе­ния, можно сгруппировать в 2 категории.

1.     Методы для измерения доходов от каждого отдельного продукта, к кото­рому относятся комплексные издержки, исчисленные при помощи натуральных показателей, таких, как масса, объем и т.д.

2.     Методы для измерения возможности возмещения комплексных издержек на основе их распределения в соответствии с рыночной стоимостью продуктов [4, c. 111-115].

Такие методы распределения затрат предусматривают простое их распре­деление пропорционально объему производства. Предполагается, что каж­дый продукт принесет одинаковые доходы, для получения которых затрачены комплексные издержки, и, следовательно, на каждый продукт относится пропорциональная объему его производства доля комплексных издержек.

При использовании этого метода можно распределить затраты следующим образом (см. табл. 4.2.):

Таблица 4.2.

Распределение затрат

Продукт

Число произведённых единиц

Доля от общего выпуска

Распределённая доля комплексных издержек, тыс. руб.

Себестоимость единицы продукции, тыс. руб.

А

13680

0,3

102160

7

В

9120

0,2

68106

7

С

22800

0,5

170266

7

Итого

45600

-

340532

-

Предполагается, что себестоимость единицы продукции каждого вида одинакова. Следовательно, можно распределить комплексные издержки как в табл. 4.2.

Если цены реализации совместно производимых продуктов различны, то предположение об одинаковой себестоимости единицы продукции каждого вида приведет к тому, что на какие-то продукты будет показана высокая прибыль, а на другие — убытки. Это может повлечь за собой неверный рас­чет прибыли. Рассмотрим калькуляцию прибыли на продукты, используемую на ОАО «МЕТАНОЛ» (см. табл. 4.3.).

Таблица 4.3.

Калькуляция прибыли на продукты

Продукт

Доход от реализации, тыс. руб.

Совокупная себестоимость, тыс. руб.

Прибыль (убыток), тыс. руб.

Прибыль на объём реализации, %

А

107655

102160

5495

2

В

71770

68106

3664

1

С

179425

170266

9159

3

Итого

358850

340532

18318

5

Вывод: при распределении комплексных из­держек не принимается во внимание способность конкретных продуктов ге­нерировать прибыль. На продукт С отнесена самая большая доля комплексных издержек,  доход от его реализации тоже наибольший; на продукт В отне­сена наименьшая доля комплексных издержек, его доля в совокупном доходе от реализации самая маленькая.

При использовании метода, базирующегося на стоимости реализации, комплексные издержки распределяются на со­вместно производимые продукты пропорционально оценкам стоимости их реализации, причем предполагается, что более высоким ценам реализации соответствуют более высокие затраты. Распределение по методу стоимости реализации будет следующим (см. табл. 4.4.):

Таблица 4.4.

Распределение затрат

Продукт

Произведенные единицы

Стоимость реализации, тыс. руб.

Доля стоимости  реализации в совокупной реализации, %

Распределение затрат, тыс. руб.

А

13680

107655

0,3

102160

В

6120

71770

0,2

68106

С

22800

179425

0,5

170266

Итого

 

358850

 

340532

Пересмотренная калькуляция на продукты см. в табл. 4.5.

Таблица 4.5.

Калькуляция на продукты

Продукт

Доход от реализации, тыс. руб.

Совокупная себестоимость, тыс. руб.

Прибыль (убыток), тыс. руб.

Прибыль на объём реализации, %

А

107655

102160

5495

5

В

71770

68106

3664

5

С

179425

170266

9159

5

Итого

358850

340532

18318

 

Метод, базирующейся на стоимости реализации, свободен от недостат­ков метода натуральных показателей, но один недостаток все-таки есть: он основан на предположении, что предыдущие затраты определяются дохода­ми от реализации. Например, на невыгодный продукт, дающий низкий до­ход от реализации, будет распределена малая доля комплексных издержек, и создается впечатление, что он приносит прибыль [4, с. 232-237].

4.3. КАЛЬКУЛЯЦИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ С ПОЛНЫМ РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ ЗАТРАТ И ПО ПЕРЕМЕННЫМ ИЗДЕРЖКАМ

Известны данные по компании ОАО «МЕТАНОЛ», производящей продукт, за периоды 1 — 6.

Цена реализации единицы продукции: 10 тыс. руб.

Переменные издержки на единицу продукции: 7 тыс. руб.

Постоянные издержки за каждый период: 50000 тыс. руб.       

Нормальная производительность оценивается в 45600 ед. за период, а объем производства и реализации за каждый период выглядят так (см. табл. 4.6.):

Таблица 4.6.

Объём производства и реализации

Показатель

Период 1

Период 2

Период 3

Период 4

Период 5

Период 6

Проданная продукция

45600

40000

41000

45600

42000

45600

Произведённые единицы продукции

45600

45600

45600

45600

51000

40000

В начале периода 1 не было запасов, и фактические постоянные производст­венные накладные расходы составляли 50000 тыс. руб.; непроизводственные накладные расходы — 100 тыс. руб. Отчеты о переменных издержках и полностью распределенных затратах за периоды 1 — 6 показаны в таблицах 4.7. и 4.8. соответственно.

Таблица 4.7.

Отчёты о прибыли при калькуляции себестоимости по переменным издержкам

Показатели

Период 1

Период 2

Период 3

Период 4

Период 5

Период 6

Запас на начало периода

 

 

39200

 

 

63000

Производственные расходы

319200

319200

319200

319200

357000

280000

Запас на конец периода

 

-39200

 

 

-63000

-77000

Себестоимость реализованной продукции

319200

280000

358400

319200

294000

266000

Постоянные расходы

50000

50000

50000

50000

50000

50000

Совокупные расходы

369200

330000

408400

369200

344000

316000

Реализация

456000

400000

410000

456000

420000

456000

Валовая прибыль

86800

70000

1600

86800

76000

140000

Продолжение таблицы 4.7.

Минус непроизводственные расходы

100

100

100

100

100

100

Чистая прибыль

86700

69900

1500

86700

75900

139900

Таблица 4.8.

Отчёты о прибыли при калькуляции себестоимости с полным распределением затрат

Показатели

Период 1

Период 2

Период 3

Период 4

Период 5

Период 6

Запас на начало периода

 

 

33060

 

 

54177

Производственные расходы

369200

369200

369200

369200

407000

330000

Запас на конец периода

 

-33060

 

 

-54177

-39200

Себестоимость реализованной продукции

369200

336140

402260

369200

352823

344977

Корректировки на недостаток (избыток) возмещения накладных расходов

-

-

-

-

-

-

Совокупные расходы

369200

336140

402260

369200

352823

344977

Реализация

456000

400000

410000

456000

420000

456000

Валовая прибыль

86800

63860

7740

86800

67177

111023

Минус непроизводственные расходы

100

100

100

100

100

100

Чистая прибыль

86700

63760

7640

86700

67077

110923

При калькуляции себестоимости с полным распределением затрат постоянные затраты включают­ся в производственные расходы, а при калькуляции себестоимости по пере­менным издержкам в производственные расходы включаются только переменные расходы.

При калькуляции себестоимости по переменным издержкам постоянные расходы показывают в отчетах отдельно и не включают в величину себестоимости реализованной продукции.

При расчете прибыли принцип сопоставления по методу полного распределения затрат аналогичен принципу, использованному при формировании отчета о переменных издержках [4, с. 258-259].

5. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНОВ ДОКУМЕНТАЦИИ

Система бюджетов позволяет руководителю заранее оценить эффективность управленческих решений, оптимальным образом распределить ресурсы между подразделениями, наметить пути развития персонала и избежать кризисной ситуации. Наряду с понятием "разработка бюджетов на многих отечественных предприятиях используется термин “бюджетирование”.

Составление бюджетов преследует следующие цели:

• Разработка концепции ведения бизнеса:

• Планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия на определенный период;

• Оптимизация затрат и прибыли предприятия;

• Координация - согласование деятельности различных подразделений;

• Коммуникация - доведение планов до сведения руководителей разных уровней;

• Мотивация руководителей на местах на достижение целей организации;

• Контроль и оценка эффективности работы руководителей на местах путем сравнения фактических затрат с нормативом;

• Выявление потребностей в денежных ресурсах и оптимизация финансовых потоков.

Составление бюджета является процессом тактического планирования, отсюда и название управленческой функции - бюджетное планирование [15, с. 96-99].

Данные компании ОАО «МЕТАНОЛ» на 2004 год представлены в приложении 3.

Необходимо подготовить совокупную финансовую смету на 2005 год и следую­щие документы: программу сбыта; производственную программу; смету использования основных материалов; смету затрат на приобретение основных материалов; смету по труду основных рабочих; смету общезаводских накладных расходов; смету отдела сбыта и администрации; общую смету.

Программа сбыта показывает количество каждого изделия, которое ком­пания планирует продать, и планируемую цену реализации. В программе представлен прогноз совокупного дохода, на основе которого будут оцениваться наличные поступления от потребителей, а также показаны основные данные для составления сметы издержек производства, расходов на реали­зацию и административных расходов. Программа сбыта, таким образом, яв­ляется основой всех других смет, поскольку все расходы непосредственно зави­сят от объема продаж. Если программа сбыта составлена неточно, все дру­гие сметные оценки будут ненадежными (см. табл. 5.1.).

Таблица 5.1.

Программа сбыта продукции

Изделия

Продано, ед.

Цена реализации за 1 ед., тыс. руб.

Совокупный доход, тыс. руб.

А

13680

7,87

107655

В

6120

11,73

71770

С

22800

7,87

179425

Итого

-

-

358850

Следующий этап составления программы сбыта — подготовка производственной программы. Она формируется только в количественных показате­лях и входит в сферу ответственности руководителя производства. Целью программы являются обеспечение объема производства, достаточного для удовлетворения покупательского спроса, и создание экономически целесообразного уровня запасов (см. табл. 5.2.).

Таблица 5.2.

Производственная программа

«А»

«В»

«С»

Итого

Изделия к реализации, ед.

13680

6120

22800

42600

Планируемый запас на конец периода

850

425

352

1627

Всего на продажу и запасы

14530

6545

23152

44227

Минус планируемый запас на начало периода

850

425

352

1627

Произвести изделий

13680

6120

22800

42600

Начальники цехов 1 и 2 должны подготовить оценку материалов, которые требуются для выполнения производственной программы. Смета использования материалов на год должна выглядеть, как в табл. 5.3.

Таблица 5.3.

Смета использования основных материалов

Цех 1

Цех 2

Всего

 

Кол-во

Цена

Итого

Кол-во

Цена

Итого

Кол-во

Цена

Итого

А

51000

1,8

91800

6420

1,8

11556

57420

1,8

103356

В

12750

4

51000

2223

4

8890

14973

4

59890

С

12750

4

51000

5000

4

20000

17750

4

71000

 

 

 

193800

 

 

40446

 

 

234246

За составление сметы затрат на приобретение основных производственных материалов отвечает начальник отдела закупок.

Годовая смета затрат на приобретение ос­новных материалов приведена в табл. 5.4.

Таблица 5.4.

Смета затрат на приобретение основных материалов

А

В

С

Итого

Количество, необходимое для удовлетворения потребностей производства по годовой смете использования материалов

57420

14973

17750

90143

Планируемый запас на конец периода

850

425

352

1627

Итого

58270

15398

18102

91770

Минус планируемый запас на начало периода

850

425

352

1627

Итого приобрести

57420

14973

17750

90143

Планируемая цена приобретения единицы,  тыс. Руб.

1,8

4

4

10

Итого расходы на закупки,  тыс. руб.

103356

59890

71000

234246

Ответственность за составление сметы по труду лежит на руководителях цехов. Сметные почасовые нормы определяет отдел труда. Смета по труду основных производственных рабочих дана в табл. 5.5.

Таблица 5.5.

Смета по труду основных производственных рабочих

А

B

C

Всего

Запланированное производство, ед.

13680

6120

22800

42600

Время на изготовление единицы продукции, ч.

2

1

1

-

Общее запланированное время, ч.

27360

6120

22800

56280

Плановые ставки почасовой заработной платы, тыс. руб.

1,5

2

1

-

Итого на заработную плату, тыс. руб.

41040

12240

22800

76080

За составление сметы общезаводских накладных расходов отвечает также руководитель производственного отдела. Накладные расходы необ­ходимо анализировать, с тем чтобы выяснить, управляемы они или нет, и установить контроль за уровнем этих расходов (см. табл. 5.6.).

Таблица 5.6.

Смета общезаводских накладных расходов

Ставка распределения накладных расходов на 1 ч. Труда основных производственных рабочих

Накладные расходы

Итого

 

А

В

С

А

В

С

 

Контролируемые накладные расходы:

 

 

 

 

 

 

 

вспомогательные материалы

0,3

0,2

0,2

4104

1224

4560

 

труд вспомогательных рабочих

0,3

0,3

0,3

4104

1836

6840

 

энергия (переменная часть)

0,15

0,1

0,1

2052

612

2280

 

ремонт и техобслуживание (переменная часть)

0,05

0,1

0,1

684

612

2280

 

 

 

 

 

10944

4284

15960

31188

Неконтролируемые накладные расходы:

 

 

 

 

 

 

 

амортизация

 

 

 

21440

13400

2680

 

контроль

 

 

 

12000

9000

10000

 

энергия (постоянная часть)

 

 

 

2106

1053

3160

 

ремонт и техобслуживание (постоянная часть)

 

 

 

1100

900

980

 

 

 

 

 

36646

24353

16820

77819

Совокупные накладные расходы

 

 

 

47590

28637

32780

109007

Сметы отдела сбыта и администрации объединены здесь в одну (см. табл. 5.7.).

Таблица 5.7.

Смета отдела сбыта и администрации

Отдел сбыта:

 

 

жалованье

12500

 

транспортные расходы

7500

 

реклама

12000

32000

Администрация:

 

 

канцелярские расходы                                            

10

 

жалованье   

20000

 

прочие расходы

1200

21210

 

 

53210

Когда все сметы составлены, сметный счет прибылей и убытков обеспечивают общую картину плановой производительности на сметный период (табл. 5.8.).

Таблица 5.8.

Сметный счет прибылей и убытков

Реализация

 

 

358850

Запасы сырья на начало периода (из баланса на начало периода)

 

1627

 

Закупки

90143

 

 

 

91770

 

Минус запасы сырья на конец периода

1627

 

Стоимость потребленного сырья

 

90143

 

Труд основных производственных рабочих

76080

 

Общезаводские накладные расходы

 

109007

 

Совокупные производственные расходы

275230

 

Плюс запасы готовой продукции на начало периода (из баланса на начало периода)

1627

 

 

Минус запас готовой продукции на конец периода

1627

0

 

Стоимость реализованной продукции

 

 

275230

Валовая прибыль

 

83621

Реализационные и административные расходы

 

 

53210

Планируемая прибыль от производственной деятель­ности за год

 

 

30411

Сметный счет прибылей и убытков бухгалтер должен представлять на рассмотрение планово-финансовой ко­миссии вместе с рядом финансовых коэффициентов, предусмотренных бюдже­том, таких, как коэффициент окупаемости капиталовложений, отношение обо­ротного капитала к краткосрочным обязательствам, коэффициент ликвидности и коэффициенты, характеризующие использование средств. Если эти коэффи­циенты окажутся приемлемыми, то смета будет принята [4. c. 148-182].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях рыночной экономики эффективная деятель­ность предприятия, фирмы в значительной степени за­висит от разработки оптимальных планов развития.

Необходимость технико-экономического обоснования планов предопределяет систему показателей плана. Показатели, применяемые в планировании, подраз­деляются на количественные, качественные, объем­ные и удельные.

Для исчисления показателей плана применяются нату­ральные, трудовые и стоимостные измерители. Пре­имущества натуральных измерителей в том, что они обеспечивают получение количественного выражения и качественной характеристики тех или иных показателей.

План развития предприятия, фирмы включает в себя, как правило, десять типовых разделов. Количество разделов и их содержание могут меняться с учетом размера и специфики предприятия, фирмы. Центральный раздел плана развития предприятия — производственная программа, основой которой служит план производства продукции в натуральном выражении.

Принятие основных решений по планированию — часть процесса пер­спективного планирования. Однако процесс составления годовой сметы ве­дет к конкретизации этих планов, так как руководители должны составлять подробные планы для проведения в жизнь перспективных планов. Если го­довая смета отсутствует, проблемы повседневной деятельности могут скло­нить руководителя отказаться от планирования будущих операций. Состав­ление же сметы гарантирует, что руководители будут планировать будущие операции, принимая во внимание возможные изменения условий деятель­ности в следующем году, и определять меры, которые необходимо принять сейчас, чтобы отреагировать на предстоящие изменения условий. Этот процесс заставляет руководителей предвидеть проблемы до того, как они возникнут, и вероятность поспешных решений, принимаемых экспромтом, которые опреде­ляются сиюминутной целесообразностью, будет сведена к минимуму.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Бочаров В.В. Коммерческое бюджетирование: Учебник.- СП.: Питер, 2003ю- 378 с.: ил.
  2. Бухгалтерский управленческий учёт: Учебник.- 3-е изд., доп. и пер.- М.: Омега – Л, 2004.- 576 с.

3.     Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учёт: Учебник. – М.: ЗАО “Финстатинформ”, 2000. – 553 с.

  1. Друри К. введение в управленческий и производственный учёт: Учеб. Пособие/ Пер. с англ. Под ред. Н.Д. Эриашвили.- 3-е изд., перераб. И доп.- М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.- 783 с.
  2. Ивашневич В.Б. Бухгалтерский управленческий учёт: Учебник.- М.: Юристъ, 2003.- 618 с.
  3. Карпова Т.П. Управленческий учёт: Учебник.- М.: Юнити-Дана, 2004.- 351 с.
  4. Керимов В.Э. Управленческий учёт: Учебник.- М.: «Дашков и Ко», 2005.- 460 с.
  5. Ковалёв В.В. Введение в финансовый менеджмент [Учебник].- М.: Финансы и статистика, 2004.- 768 с.: ил.
  6. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учёт: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2004.- 591 с.: ил.
  7. Лихачёва О.И. Финансовое планирование на предприятии: Учеб. Пособие.- М.: ТК Велби, 2004.- 264 с.
  8. Николаева О.Е. Управленческий учёт: Учебник.- М.: Едиториал УРСС, 2003.- 320 с.
  9. Николаева С.А. Особенности учета затрат в условиях рынка.— М.: “Финансы и статистика”, 1993.
  10. Селезнёва Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами: Учеб. Пособие.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 639 с.
  11. Управленческий учёт: Учеб. Пособие/ Под ред. А.Д. Шеремета.- 2-е изд. испр.- М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2002.- 512 с.
  12. Филатов О.К. Планирование, финансы, управление на предприятии: учебник.- М.: Финансы и статистика, 2004.- 384 с.
  13. Хруцкий В.Е., Сизова Т.В., Гамоюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование: настольная книга по постановке финансового планирования.- М.: Финансы и статистика, 2002.- 399 с.: ил.
  14. Экономика предприятия: Учебник/ Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.- 718 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Бухгалтерский баланс 01.01.05 г.

Единица измерения – тыс. рублей.

АКТИВ

Код стр.

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

1

2

3

4

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Нематериальные активы

110

368

-

Основные средства

120

1423

2659

Незавершенное строительство

130

948

1556

Доходные вложения в материальные ценности

135

-

-

Долгосрочные финансовые вложения

140

1560000

1560000

Отложенные налоговые активы

145

-

4701

Прочие внеоборотные активы

150

-

554

ИТОГО по разделу I

190

1562739

1569470

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Запасы

210

39837

70611

сырье, материалы и другие аналогичные ценности

211

26406

64420

животные на выращивании и откорме

212

-

-

затраты в незавершенном производстве

213

-

-

готовая продукция и товары для перепродажи

214

247

490

товары отгруженные

215

-

-

расходы будущих периодов

216

13184

5701

прочие запасы и затраты

217

-

-

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

220

9100

13745

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

230

10952

12685

покупатели и заказчики

231

-

-

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

240

205831

182572

покупатели и заказчики

241

134812

104115

Краткосрочные финансовые вложения

250

322573

9170

Денежные средства

260

3320

1682

Прочие оборотные активы

270

-

-

ИТОГО по разделу II

290

591885

266333

БАЛАНС

300

2154624

1835803

ПАССИВ

Код стр.

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

1

2

3

4

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

Уставный капитал

410

427064

427064

Собственные акции, выкупленные у акционеров

411

-

-

Добавочный капитал

420

-

-

Резервный капитал

430

-

-

резервные фонды, образованные в соответствии с законодательством

431

-

-

резервы, образованные в соответствии с учредительными документам

432

-

-

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

470

940534

916936

ИТОГО по разделу III

490

1367598

1344000

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Займы и кредиты

510

-

-

Отложенные налоговые обязательства

515

330754

330355

Прочие долгосрочные обязательства

520

2397

1806

ИТОГО по разделу IV

590

333151

332161

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Займы и кредиты

610

67000

-

Кредиторская задолженность

620

386875

159642

поставщики и подрядчики

621

55293

95318

Задолженность перед персоналом организации

622

7209

4450

Продолжение приложения 1.

задолженность перед государственными внебюджетными фондами

623

1886

1276

по налогам и сборам

624

6922

2373

прочие кредиторы

625

315293

80357

Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов

630

-

-

Доходы будущих периодов

640

-

-

Резервы предстоящих расходов

650

-

-

Прочие краткосрочные обязательства

660

-

-

ИТОГО по разделу V

690

453875

159642

БАЛАНС

700

2154624

1835803

СПРАВКА О НАЛИЧИИ ЦЕННОСТЕЙ УЧИТЫВАЕМЫХ НА ЗАБАЛАНСОВЫХ СЧЕТАХ

Арендованные основные средства

910

1560966

1560966

в том числе по лизингу

911

-

-

Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение 

920

6304

59531

Товары, принятые на комиссию

930

-

-

Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов

940

19128

19128

Обеспечения обязательств и платежей полученные

950

-

-

Обеспечения обязательств и платежей выданные

960

1585783

1176586

Износ жилищного фонда

970

-

-

Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов

980

-

-

Нематериальные активы, полученные в пользование

990

-

-

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Отчет о прибылях и убытках за  2004 года:

Единица измерения – тыс. рублей.

Наименование показателя

Код стр.

За отчетный период

За аналогичный период прошлого года

1

2

3

4

Доходы и расходы по обычным видам деятельности

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом) налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

10

358850

275501

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

20

(340532)

(216088)

Валовая прибыль

29

18318

59413

Коммерческие расходы

30

(459)

-

Управленческие расходы

40

(39339)

(37316)

Прибыль (убыток) от продаж

50

(21480)

22097

  Прочие доходы и расходы

Проценты к получению

60

447

1455

Проценты к уплате

70

(876)

(2805)

Доходы от участия в других организациях

80

-

-

Прочие операционные доходы

90

325899

1590097

Прочие операционные расходы

100

(325901)

(228076)

Внереализационные доходы

120

110

1041

Внереализационные расходы

130

(6702)

(10990)

Прибыль (убыток) до налогообложения

140

(28503)

1372819

Отложенные налоговые активы

141

4701

-

Отложенные налоговые обязательства

142

(399)

(324507)

Текущий налог на прибыль

150

-

(5308)

Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи

180

(195)

(972)

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

190

(23598)

1042032

СПРАВОЧНО:

Постоянные налоговые обязательства (активы)

200

1741

338

Базовая прибыль (убыток) на акцию

  201

-

-

Разводненная прибыль (убыток) на акцию

202

-

-

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Таблица 3.1.

Нормативы расхода основных материалов и рабочего времени на изделие

А

В

С

Материал X, на 1 ед.                                                  

15 

12

Материал Y, на 1 ед.                                                 

7,5                   

13.5

Труд основных производственных рабочих, ч.:     

2

1

1

Таблица 3.1.

Смета за предыдущий год:

 

Тыс. руб.

Тыс. руб.

Тыс. руб.

Основной капитал

 

 

 

Земля

 

212500

 

Здания и оборудование

1615000

 

 

Минус амортизация

318750

1296250

1508750

Оборотный капитал

 

 

 

Запасы: гот. Продукция

123845

 

 

Сырьё

236500

 

 

Дебиторская задолженность

361250

 

 

Касса

42500

 

 

 

764095

 

 

Минус краткосрочные обязательства

 

 

 

Кредиторская задолженность

311000

 

453095

Нетто-активы

 

 

1961845

Акционерный капитал:

 

 

 

1500000 обычных акций по 1 тыс. руб. каждая

 

1500000

 

Резервы

 

461845

 

 

 

 

1961845

Таблица 3.2.

Готовая продукция

 

А

В

С

Прогнозируемый объем продаж, ед.

13680

6120

22800

Цена реализации единицы продукции, тыс. руб.

7,87

7,87

7,87

Необходимые запасы на конец учетного периода, ед.

850

425

352

Запасы на начало учетного периода, ед.

850

425

352

Таблица 3.3.

Основные материалы

 

А

В

С

Запасы на начало учетного периода, ед.

850

425

352

Необходимые запасы на конец учетного периода, ед.

850

425

352

Продолжение приложения 3.

Таблица 3.4.

Данные по цехам

 

А

В

С

Сметная ставка распределения накладных расходов

 

 

(на час труда основных производственных рабочих):

 

 

вспомогательные материалы

0,3

0,2

0,2

труд вспомогательных рабочих

0,3

0,3

0,3

энергия (переменная часть)

0,15

0,1

0,1

ремонт и техобслуживание (переменная часть)

0,05

0,1

0,1

Сметные постоянные накладные расходы:

 

 

амортизация

21440

13400

2680

контроль

12000

9000

10000

энергия (постоянная часть)

2106

1053

3160

ремонт и техобслуживание (постоянная часть)

1100

900

980

Таблица 3.5.

Оценка непроизводственных накладных расходов, тыс. руб.

Канцелярские товары и др.

10

Жалованье:

 

отдел сбыта

12500

администрация

20000

Транспортные расходы (отдел сбыта)

7 500

Реклама

12000

Прочие (офис)

12000

 

53210