Таможенное тарифное регулирование внешне-экономической деятельности

Содержание

Введение.............................................................................................................. 3

Таможенно-тарифное регулирование внешне-экономической деятельности    5

Заключение........................................................................................................ 9

Список использованной литературы........................................................... 11

Введение

По мере интеграции России в мировое хозяйство внешнеэкономическая деятельность становится все более важным фактором всей ее экономической жизни. Если раньше непосредственно сфера внешнеэкономических связей была уделом лишь десятков специализированных внешнеторговых организаций, то теперь внешнеэкономических бизнесом занимаются многие тысячи производственных и торговых структур.

Ведущее место в системе внешнеэкономических связей занимает международная торговля, которая базируется на международном разделении труда. Под термином «международная торговля» понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров. Иногда торговля с той или иной страной ограничена или экспортом, или импортом.

Наряду с международной торговлей товарами (в вещественном понимании этого слова) широко развита и торговля услугами (технологическими, транспортными, туристическими, страховыми и т.д.).

Международная торговля товарами и международная торговля услугами тесно связаны между собой. При поставках за рубеж товаров оказывается все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров. Многие виды услуг, поступающих в международный оборот, или отражаются не полностью, или включаются в экспорт и импорт товаров.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) осуществляется с помощью совокупности методов и средств для проведения определенной государственной внешнеэкономической политики.

К организационным (административным) методам регулирования относят: заключение международных торговых договоров, таможенно-тарифные методы, лицензирование, антидемпинговые меры, технические барьеры.

Методы государственного регулирования ВЭД делятся на тарифные и нетарифные. Основной тарифный метод — таможенное регулирование. Нетарифные методы регулирования воздействуют на объем и структуру импорта товаров путем введения различного рода ограничений.

Международные торговые договоры, заключаемые на 5-10 лет, определяют общие направления развития экономических отношений между странами, устанавливают торгово-политический режим сотрудничества, предусматривают условия взаимных расчетов и т. п. Наиболее благоприятные условия для торговали создаются, когда страны представляют друг другу режим наибольшего благоприятствования.

Лицензирование представляет собой систему письменных разрешений, выдаваемых государственными органами на экспорт и импорт товаров на определенный период. С помощью этих разрешений обеспечивается количественное регулирование внешнеторгового оборота.

Цель работы: описать таможенно-тарифное регулирование внешне-экономической деятельности.

Таможенно-тарифное регулирование внешне-экономической деятельности

Классическим и основным инструментом внешнеторговой политики являются таможенные тарифы.

Таможенный тариф — это систематизированный перечень ставок таможенных пошлин. Под таможенной пошлиной понимают налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства.

Таможенные пошлины классифицируются по следующим критериям.

1. Направление движения товара. В зависимости от направления движения товаров различаются импортные, экспортные и транзитные пошлины. Наиболее часто встречаются импортные пошлины, которые применяются для защиты национального производства, уровня внутренних цен, а также для фискальных или политических целей. Значительно реже применяются экспортные пошлины, которые препятствуют проникновению отечественных товаров на зарубежные рынки. Обычно это происходит в тех случаях, когда наблюдается нехватка той или иной. продукции внутри страны, а также в фискальных целях. Очень редко применяются транзитные пошлины.

2. Способ установления пошлины. В соответствии со способом установления различаются адвалорные (ad valorem), специфические и комбинированные пошлины. В мировой торговой практике наиболее распространены адвалорные пошлины, которые устанавливаются в процентах от цены товара.

В этой связи особое значение приобретает метод оценки стоимости импортных товаров. В настоящее время его применение во многих странах регулируется Соглашением об оценке товаров в таможенных целях, заключенным в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ). Средний уровень ставок адвалорных пошлин относительно невысокий (около б %). Как правило, импортные таможенные пошлины растут по мере увеличения степени обработки товаров.

Специфические таможенные пошлины устанавливаются в абсолютном выражении от единицы измерения.

В зависимости от способа установления пошлин может быть достигнут разный результат.

Комбинированные (смешанные) пошлины устанавливаются двумя способами, отмеченными выше. Например, в США пошлина на каждый импортируемый разделочный нож составляет 5 центов за 1 шт. плюс 8, 4% от стоимости.

3. Ставка пошлины. Каждое государство автономно устанавливает максимальные ставки таможенных пошлин, которые занимают первую колонку таможенного тарифа, на основании законодательных актов или административных распоряжений исполнительной власти без согласования с другими странами. В соответствии с двусторонними и многосторонними договорами устанавливаются минимальные ставки таможенных пошлин, которые занимают вторую колонку таможенного тарифа. Эти пошлины иногда называют конвенциональными (договорными). Третью колонку занимают обычно ставки преференциальных пошлин, величина которых ниже ставок второй колонки.

В Российской Федерации Импортный таможенный тариф построен следующим образом:

• товары, происходящие из стран, пользующихся в торговле с Российской Федерацией режимом наиболее благоприятствуемой нации, пропускаются на территорию Российской Федерации с  уплатой импортной таможенной пошлины по базовым ставкам Импортного таможенного тарифа (вторая колонка тарифа);

• к товарам, происходящим из развивающихся стран, применяются базовые ставки импортных таможенных пошлин, уменьшенные на 25% (первая колонка тарифа);

• товары, происходящие из наименее развитых стран, пропускаются на территорию Российской Федерации беспошлинно;

• товары, происходящие из стран, не пользующихся в торговле с Российской Федерацией режимом наиболее благоприятствуемой нации, пропускаются на территорию Российской Федерации с уплатой импортной таможенной пошлины по базовым ставкам Импортного таможенного тарифа, увеличенным в два раза (третья колонка тарифа).

4. Направление действия пошлин. В соответствии с направлением действия различаются преференциальные и дискриминационные пошлины. Преференциальные пошлины устанавливаются на уровне ниже минимального с целью создания благоприятных условий для торговли каким-либо товаром или с какой-либо страной.

Уровень дискриминационных пошлин выше ставок первой колонки. Среди дискриминационных пошлин можно выделить ответные, компенсационные, антидемпинговые.

Ответные пошлины являются реакцией на определенные действия партнера. Они могут распространяться на всю торговлю или на отдельные товарные группы и устанавливаются для воздействия на партнера с целью сокращения применяемых им ограничений.

Компенсационные пошлины являются реакцией на субсидии экспортерам в других странах и устанавливаются с целью выравнивания условий торговли.

Антидемпинговые пошлины являются разновидностью компенсационных пошлин. Они устанавливаются с целью противодействия демпингу (dumping), для выравнивания цен до уровня, считающегося нормальным.

5. Экономический характер

В зависимости от экономических целей и результатов выделяются фискальные, протекционистские и экспансионистские пошлины.

Фискальные пошлины обеспечивают максимально возможный приток доходов в государственную казну. Примером могут служить импортные пошлины на товары, которые в данной стране не производятся (тропические товары в Европе). Фискальные пошлины не могут расти безгранично, так как доход государства в данном случае определяется как произведение тарифной ставки на объем торговли данным товаром. Следовательно, всегда приходится искать оптимальную ставку пошлины.

Протекционистские пошлины устанавливаются для того, чтобы защитить национальную промышленность от более конкурентоспособной иностранной продукции. Они обычно применяются на этапе индустриализации или развития отдельных отраслей. Длительное применение протекционистских пошлин может привести к застою в производстве, поскольку из-за отсутствия иностранной конкуренции снижается стремление к повышению производительности труда и техническому развитию.

Высокие импортные пошлины при установлении монопольных цен на внутреннем рынке могут иметь экспансионистский характер, так как они способствуют демпингу и экспорту капитала.

Заключение

Таким образом, свободная торговля, как мы видим, является наиболее, предпочтительным вариантом внешнеторговой политики, поскольку любая таможенная защита приводит к снижению совокупного благосостояния общества. Однако, несмотря на всю убедительность аргументов в пользу свободной торговли, сторонники протекционизма не сдают свои позиции. В заключение отметим, какие аргументы приводят протекционисты для оправдания торговых барьеров?

Самые распространенные доводы в пользу протекционизма сводятся к различным вариантам обоснования пользы от поддержки отраслей, конкурирующих с импортом. Одним из них является довод о необходимости защиты новых отраслей; другим — создание дополнительных рабочих мест; сюда же относится большинство "внеэкономических" доводов в защиту протекционизма, таких, как соображения национальной безопасности.

Аргумент о необходимости защиты молодых отраслей заключается в том, что в менее развитых странах введение тарифа считается оправданным потому, что он сдерживает импорт иностранной промышленной продукции в течение того времени, пока нарождающаяся собственная индустрия набирается опыта и издержки производства снижаются до уровня, который позволит противостоять конкуренции импортной продукции без тарифных "подпорок". Утверждается, что сдерживание конкуренции импорта из более развитых стран со временем приведет к снижению национальных издержек производства.

Довод в пользу необходимости защиты молодых отраслей остается актуальным и впредь, так как такие отрасли будут возникать всегда. Увеличение в мировом производстве и торговле доли новых продуктов, изготовляемых при помощи новых технологий, органически присущее экономическому развитию свойство. Поэтому постоянно будет существовать проблема защиты новых отраслей отечественного производства, временно уступающих по конкурентным позициям другим странам.

Защитники тарифа полагают, что стимулирование развития отечественных отраслей приведет к созданию новых производственных мощностей и рабочих мест. На самом деле в отрасли появится ровно столько производственных мощностей, сколько необходимо для обеспечения потребностей мирного времени.

Итак, основные аргументы в пользу тарифа, - такие, как защита молодых отраслей или соображения безопасности, не могут доказать преимущества тарифов по сравнению с другими мероприятиями экономической политики. Тарифы могут быть полностью оправданы только в том случае когда страна бедна, а ее правительство настолько беспомощно что тарифы являются жизненно важным источником средств для финансирования социальных программ и инвестиционной деятельности.

Список использованной литературы

                    Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. -М.: Юристъ, 1999. - 368с.

                    Буглай В.Б., Ливенцов Н.Н. Международные экономические отношения. -М., 1996.

                    Внешнеэкономический бизнес в России: Словарь-справочник / Под ред. И.П.Фаминского. - М.: Республика, 1997. - 591с.

                    Диденко Н.И. Основы внешнеэкономической деятельности в РФ - СПб.: Политехника, 1997. - 469с.

                    Киреев А.П. Международная экономика: ч. I. -М., 1997.

                    Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. - 727с.

                    Международные экономические отношения: уч. / под ред. В.Е. Рыбалкина. -М.,1998.

                    Мировая экономика и мировая торговля в 1993/94 гг. // Внешняя торговля. -1994, №11.

                    Международная встречная торговля: условия сделок, особенности развития. - М.: Мир, 1990 - 305с.

                    Предприятие на внешних рынках: Внешнеторговое дело: Учебник / Под ред. С.И.Долгова, И.И.Кретова. - М.: Изд-во БЕК, 1997. - 784с.

                    Прокушев Е.Ф. Ограничения тарифные и нетарифные / МЭО №2, 2001.

                    Синецкий Б.И. Внешнеэкономические операции: организация и техника. Учебник. - М.: Международные отношения, 1989. - 128с.

                    Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 496с.