Содержание
Теоретическая часть. 3
1.Порядок учета кассовых операций. 3
2.Нормативное регулирование учета производственных запасов 7
3.Нормативное регулирование учета финансовых результатов. 11
Практическая часть. 15
Задание 1. Классификация имущества предприятия. 15
Задание 2. Бухгалтерский баланс. 16
Задание 3. Система счетов и двойная запись. Счета синтетического учета 22
Задание 4. Аналитический учет. 27
Список литературы.. 29
Теоретическая часть
1.Порядок учета кассовых операций
Расчеты между предприятиями, а также между предприятиями и физическими лицами могут осуществляться путем наличных и безналичных расчетов. Для работы с наличными денежными средствами организация должна иметь кассу и соблюдать требования, установленные Порядком ведения кассовых операций в РФ.
Согласно Порядку ведения кассовых операций все предприятия, организации и учреждения независимо от организационно-правовой формы обязаны:
¨ приходовать полученные наличные денежные средства в кассу, хранить свободные денежные средства в учреждениях банков;
¨ производить платежи по своим обязательствам перед другими предприятиями, как правило, в безналичном порядке, а наличными деньгами – в пределах установленной ЦБ РФ суммы.
В ноябре 2001 года в соответствии с Указанием №1050 ЦБ РФ изменил размер расчетов наличными. Новый лимит расчетов наличными следует применять со дня, когда данный документ был опубликован в «Вестнике России», то есть 21 ноября 2001 года.
Расчеты наличными деньгами между юридическими лицами ограничены – 60 тыс. руб. по одной сделке. Сумма штрафа, налагаемого на организацию, нарушившую установленный лимит расчетов наличными – двукратный размер произведенного платежа. Руководитель может быть подвергнут штрафу в размере, эквивалентном 50 базовым суммам. Штрафные санкции применяются в одностороннем порядке к юридическому лицу, производящему платеж в адрес другого юридического лица.
¨ при осуществлении наличных денежных расчетов необходимо иметь кассовую книгу по установленной форме;
¨ хранить в кассе наличные деньги следует в пределах установленного банком лимита, согласованного с руководителем организации.
Сверх лимита в кассе можно хранить наличные деньги, предназначенные для выплаты зарплаты и пособий, но не более трех рабочих дней (включая день получения денег в банке). Для организаций, расположенных в районах Крайнего севера – не более пяти дней.
Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившиеся в осуществлении расчетов наличными деньгами другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, не соблюдении порядка свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц от четырехсот до пятисот минимальных размеров оклада труда.
Не выполнение должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.
Ответственность за сохранность ценностей, находящихся в кассе организации, несет кассир. С кассиром должен быть заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности. В небольших организациях обязанности кассира могут быть возложены на главного бухгалтера.
Для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассах организации используются активный счет 50 «Касса», к которому могут быть открыты следующие субсчета:
50-1 «Касса организации»;
50-2 «Операционная касса»;
50-3 «Денежные документы» и другие.
Кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации. Приход наличных денег в кассу отражается по дебету счета 50 «Касса» на основании приходного кассового ордера (форма №КО-1). В кассе могут хранить не только наличные деньги, но и денежные документы (почтовые марки, оплаченные авиабилеты, проездные билеты и т.д.). Все поступающие в организацию денежные средства должны быть оприходованы своевременно и в полном объеме. Наличные деньги, не подтвержденные кассовыми ордерами, считаются излишком кассы и зачисляются в доход организации.
Расход наличных из кассы отражается по кредиту счета 50 «Касса» на основании расходного кассового ордера (форма №КО-2). При выдаче денег по расходному кассовому ордеру или заменяющему его документа отдельному лицу кассир требует предъявление документа, удостоверяющего личность получателя, записывает наименование, номер документа, кем и когда он выдан в расходном кассовом ордере. Лицо, получившее деньги, ставит свою подпись в расходном кассовом ордере. Выдача денег из кассы неподтвержденная распиской получателя в расходно-кассовом ордере или другом заменяющем его документе, считается недостаточной и взыскивается с кассира.
Выдача денег лицам, не состоящим в списочном составе организации, должна осуществляться по расходным кассовым ордерам, выписываемым отдельно на каждое лицо, или отдельной ведомости. При выдаче денег по доверенности в тексте ордера после фамилии, имени и отчества получателя денег должны быть указаны фамилии, имя и отчество лица, которому доверено получение денег. Доверенность остается в кассовых документах, как приложение к расходному кассовому ордеру или ведомости. Разовые выплаты денег отдельным лицам производятся, как правило, по расходным кассовым ордерам.
Приходные и расходные кассовые ордера выписываются в день совершения операций в одном экземпляре с учетом установленных правил их оформления.
Не допускается подчистки и исправления в приходных кассовых ордерах и квитанциях к ним. А также в расходных ордерах и заменяющих их документах. Ненадлежащим образом заполненные документы подлежат уничтожению и взамен из составляются новые документы.
Приходный кассовый ордер должен подписываться главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным. Расходный кассовый ордер подписывается руководителем организации, главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным. В тех случаях, когда на прилагаемых к расходным кассовым документам имеется разрешительная подпись руководителя организации, подпись его на расходных кассовых ордерах не обязательна.
До передачи в кассу организации приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы регистрируются в журнале регистрации (форма №КО-3). Расходные кассовые ордера, оформленные на платежные (расчетно-платежных) ведомостях на оплату труда и других приравненных к ней платежей, регистрируются после их выдаче.
Запрещается выдавать приходные расходные кассовые ордера на руки лицам, вносящим или получающим деньги.
Для учета поступлений и выдач наличных денег организации в кассе, используется кассовая книга (форма КО-4). Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной ил мастичной печатью на последней странице. Общее количество прошнурованных страниц в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера организации.
Записи в кассовой книге производятся кассиром сразу же после получения или выдаче денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу и ведутся в двух экземплярах через копировальную бумагу чернилами или шариковой ручкой. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число, передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копии записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
Подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге не допускаются. Сделанные исправления заверяются подписями кассира, а также главного бухгалтера предприятия или лица, его заменяющего.
Основным учетным регистром является журнал-ордер №1, состоящий из двух частей – журнала-ордера №1, в котором осуществляется учет операций по кредиту счета 50 «Касса» и ведомости №1, предназначенной для учета оборотов по дебету счета 50 «Касса».
2.Нормативное регулирование учета производственных запасов
В Положении по бухгалтерскому учету 5/01 «Учет материально производственных запасов» установлены методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах юридических лиц в соответствие с законодательством, за исключением кредитных бюджетных организаций для них существуют свои нормативные документы.
В соответствие с ПБУ 5/01 Материально-производственные запасы являются частью активов организации, которые
- используются в качестве сырья, материалов при производстве продукции, предназначенной для продажи, а также для выполнения работ и оказания услуг;
- активы предназначены для продажи в виде готовой продукции и товаров;
- используются для управленческих нужд.
В состав материально-производственных запасов включают:
1. сырье, материалы, полуфабрикаты и т.п., которые предназначены для производства и являются начальным этапом производственного цикла.
2. готовую продукцию, которая является конечным результатом производственного цикла.
3. товары, приобретенные или получаемые от других юридических лиц или предназначенные для продажи.
Таким образом ПБУ 5/01 определяет правило учета имущества, входящего в состав оборотных активов, используемого (при производстве, оказании услуг, выполнении работ) в течение периода менее 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он не превышает 12 месяцев.
Для обеспечения полной и достоверной информации о запасах, а также за их наличием и движением организация должна самостоятельно определить единицу учета с обязательным закреплением в учетной политике организации.
Согласно ПБУ 5/01 учетной единицей может быть номенклатурный номер, партия или однородная группа в зависимости от характера материально-производственных запасов, порядка их приобретения, использования в хозяйственной деятельности организации.
При постановке объекта материально-производственных запасов на отчет в первую очередь решается вопрос об оценке.
В ПБУ 5/01 определено, что материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, при этом фактическая себестоимость в зависимости от источника поступления, а именно:
- приобретение запасов за плату;
- изготовление собственными силами организации;
- внесение в счет вклада в уставный капитал других организаций;
- путем получения по договору дарения или безвозмездно;
- в результате выбытия основных средств и другого имущества;
- по договорам, предусматривающим использование обязательств не денежными средствами (договор мены).
В фактическую себестоимость включаются: при приобретении за плату сумму фактических затрат (за минусом НДС) и возмещаемых налогов.
В фактические затраты включается:
1. суммы, уплаченные поставщикам;
2. консультационные, связанные с приобретением запасов;
3. вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретались запасы;
4. затраты по доставке запасов, включая расходы по страхованию;
5. процент за пользование заемными средствами до момента оприходования запасов (после принятия запасов к учету данные проценты относятся на операционные расходы (счет 91-2));
6. расходы по доведению запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию (подработка, фасовка);
7. курсовые разницы до принятия запасов к учету (после принятия к учету учитываются на счете 91-1,2);
8. не включаются фактические затраты, которые списываются на счет 90, кроме случаев когда данные расходы непосредственно связаны с приобретением запасов.
Фактическая себестоимость запасов, созданных собственными силами, определяются из суммы фактических затрат на их изготовление, которые собираются на счетах по учету затрат на производство (счета 20, 23, 25, 26), по мере принятия к учету соответствующих запасов они списываются на счет 10.
Фактическая себестоимость определяется, исходя из денежной оценки этих запасов согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено в законодательстве, однако согласно закону об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственности установлено, что если размер вклада в уставный капитал превышает 200 минимальных размеров оплаты труда (100 руб.), то денежная оценка запасов должна быть подтверждена независимым оценщиком.
В ПБУ 5/01 дается определение текущей рыночной стоимости, под которой понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов. При определении текущей рыночной стоимости следует основываться в данный момент надежными источниками информации о ценах (данные статических органов, отделы ценообразования при местных органах власти, экономическая периодическая печать и т.д.).
Стоимость активов. Полученных безвозмездно, учитывается в момент принятия в составе доходов будущих периодов, а по мере их списания относятся на прочие доходы.
При определении рыночной стоимости необходимо также руководствоваться статьей 40 Налогового кодекса, которая регулирует определение цены для целей налогообложения.
Фактическая себестоимость полученных запасов определяется в зависимости от источника поступления.
При выбытии или списании запасов организации самостоятельно выбирают один из способов оценки активов, предусмотренных в ПБУ 5, а именно:
1. по себестоимости каждой единице;
2. по средней себестоимости;
3. LIFO;
4. FIFO.
Основными задачами бухгалтерского учета запасов являются:
1. Получение достоверной информации о состоянии запасов по центрам ответственности.
2. Полнота и своевременность оприходования запасов материально ответственными лицами; правильное и своевременное списание отпущенных в переработку и выписанных по другим причинам.
3. Получение достоверной информации о выполнении договорной дисциплины и состоянии расчета с поставщиками и покупателями.
4. Обеспечение сохранности запасов, своевременное списание потерь и предупреждение сохранности.
5. Соблюдение правил проведения инвентаризации, своевременное и правильное выявление её результата.
6. Контроль за правильным применением цен и надбавок.
7. Своевременное и правильное определение валового дохода и результатов реализации запасов.
В основу решения выше указанных задач положены следующие принципы учета запасов:
1. Учет запасов осуществляется по каждому материально-ответственному лицу, либо бригаде на основе договора о материальной ответственности.
2. Учет запасов в местах хранения ведется в натурально-стоимостном измерении, а в бухгалтерии дополнительно в стоимостном измерении.
3. Обобщение информации для операционного учета осуществляется путем составления отчетов материально-ответственных лиц за один день, раз в 3 дня, 5, 7, 10, либо в 30 дней.
4. Периодическая проверка фактического наличия запасов в местах хранения материально-ответственных лиц путем проведения инвентаризации.
3.Нормативное регулирование учета финансовых результатов
Конечный финансовый результат деятельности организации отражается на счете 99 «Прибыли и убытки». По кредиту счета учитывают прибыли, а по дебету – убытки. Финансовый результат отражает изменение собственного капитала за определенный период в результате производственно-финансовой деятельности организации.
Хозяйственные операции отражают на счете 99 по кумулятивному принципу, то есть нарастающим итогом с начала года. Сопоставлением кредитового и дебетового оборотов по счету 99 определяют конечный финансовый результат за отчетный период. Превышение кредитового оборота над дебетовым отражается в качестве сальдо по кредиту счета 99 и характеризует размер прибыли организации, а превышение дебетового оборота над кредитовым записывается как сальдо по дебету счета 99 и характеризует размер убытка организации. Счет 99 имеет одностороннее сальдо.
Применительно к Плану счетов счет 99 можно рассматривать в узком и широком смысле. В узком смысле – это сопоставляющий синтетический счет, предназначенный для выявления конечного финансового результата деятельности организации за определенный период. Записи на нем ведутся накопительно в течение года. На первое число нового года остатка по данному счету не должно быть.
В широком смысле счет 99 представляет собой систему предусмотренных планом счетов синтетических позиций. В данную систему входят счета учета доходов и расходов:
90 «Продажи»;
91 «Прочие доходы и расходы»;
99 «Прибыли и убытки».
В рамках этой системы ведется синтетическое наблюдение за процессом формирования финансового результата деятельности организации в течение отчетного периода. Данная система дает возможность составлять отчет о прибылях и убытках.
По действующим правилам объем продаж в бухгалтерском учете и отчетности определяется по моменту отпуска или отгрузки продукции, товаров, работ и услуг. Если учетной политикой предприятия для целей налогообложения исчисление объема продаж определяется кассовым методом, ориентированным на сумму выручки, поступившей на счета денежных средств, то отчетный финансовый результат предприятия от продаж для целей налогообложения регулируется до уровня, определяемого оплаченным объемов продаж. При этом прибыль по данным бухгалтерского учета пересчитывается с метода «начислений» на «кассовый» метод путем корректировки, с одной стороны, объема выручки от продажи продукции, работ и услуг и, с другой стороны, себестоимости проданной продукции, работ и услуг.
Прочие доходы и расходы, включаемые в общий финансовый результат организации, отражаются в учете обособленно от финансового результата продаж на счете 91 «Прочие доходы и расходы» путем «развернутого» отражения отдельных статей в течение отчетного периода.
В финансовой отчетности о прибылях и убытках операционные и внереализационные доходы иногда могут показываться за минусом соответствующих расходов, относящихся к этим доходам, в случае, если это предусмотрено или не запрещено правилами бухгалтерского учета или если отдельные статьи доходов и связанные с ними аналогичные статьи расходов не являются существенными для характеристики финансового положения организации.
На счете 91 отражаются операционные и внереализационные доходы и расходы. В рабочем плане счетов с учетом потребности организации к счету 91 могут быть введены и другие субсчета, непредусмотренные в инструкции. Так, для целей составления бухгалтерской отчетности счета 91-1 «Прочие доходы» и 91-2 «Прочие расходы» могут быть детализированы с учетом классификации, приведенной в п. 23 ПБУ 4/99 (процент к получению, процент к уплате, доходы от участия других организаций, прочие операционные доходы, прочие операционные расходы, внереализационные доходы, внереализационные расходы).
Аналитический учет по субсчетам счета 91 «Прочие доходы и расходы» следует вести по каждому виду прочих доходов и расходов. В соответствие с требованиями Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета построение аналитического учета по прочим доходам и расходам, относящимся к одной и той же финансово-хозяйственной операции, должно обеспечивать возможность выявления финансового результата по каждой операции.
По окончании каждого месяца сальдо доходов и расходов со счетов 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» переносятся на счет 99 «Прибыли и убытки». На счете 99 находят отражение доходы и расходы, связанные с чрезвычайными обстоятельствами (чрезвычайные доходы и расходы), а также суммы платежей налога на прибыль.
На счете 99 «Прибыли и убытки» выявляется чистая прибыль организации, которая является основой для объявления дивидендов и иного распределения прибыли. Данная величина заключительными записями с декабря переносится на счет 84 «Нераспределенная прибыль(непокрытый убыток)».
Формирование прибыли (убытки) осуществляется по следующему алгоритму:
Доходы по обычным видам деятельности
-
Расходы по обычным видам деятельности
+-
Сальдо внереализационных доходов и расходов
+-
Сальдо операционных доходов и расходов
+-
Сальдо чрезвычайных доходов и расходов
-
налог на прибыль
+-
платежи по пересчетам по налогу на прибыль
-
Санкции за нарушения налогового законодательства
=
чистая прибыль (убыток) за отчетный период.
Практическая часть
Задание 1. Классификация имущества предприятия
По данным табл.1 осуществить группировку имущества предприятия по видам. Задание выполняется по вариантам. Решение отразить в приложении 1.
Группировка имущества хозяйства по видам
Виды имущества |
Сфера нахождения |
Наименование имущества |
Сумма, руб |
Внеоборот-ные активы |
1.Сфера производства 2. Сфера обращения 3.Внепроизводственная сфера |
1.Основные средства 2. 3. и т.д. |
3 026 000 |
Итого 3 026 000 |
|||
Оборотные активы |
1. Сфера производства 2. Сфера обращения |
1.Запасы 1.Денежные средства 2.Дебеторская задолженность 3. и т.д. |
1 380 100 548 325 49 100 |
Итого 1 977 525 |
|||
Всего 5 003 525 |
Задание 2. Бухгалтерский баланс
Задание 5. Бухгалтерский баланс
2 Группировка имущества хозяйства по источникам их образования
Источники образования |
Наименование источников |
Сумма, руб. |
Собственные |
1. Капитал 2. Фонды 3. Прибыль |
1146 000 193 565 393 000 |
Итого 1 732 565 |
||
Заемные |
1.Кредиты и займы |
1536 000 |
Итого 1 536 000 |
||
2.Обязательства по расчетам |
1 734 960 |
|
Итого 1 734 960 |
||
Всего 5 003 525 |
Приложение 3
Бухгалтерский баланс
на ______________ 200_ г.
————————
| Коды |
|————————|
Форма N 1 по ОКУД | 0710001|
|————————|
Дата (год, месяц, число) | | | |
|————————|
Организация ___________________________________________по ОКПО | |
|————————|
Идентификационный номер налогоплательщика _________________ИНН | |
|————————|
Вид деятельности______________________________________ по ОКДП | |
|————————|
Организационно-правовая форма / форма собственности __________ | | |
_________________________________________________по ОКОПФ/ОКФС | | |
|————————|
Единица измерения: тыс. руб. / млн. руб. | |
(ненужное зачеркнуть) по ОКЕИ |384/385 |
————————
Адрес_________________________________________________________
————————
Дата утверждения | |
|————————|
Дата отправки(принятия) | |
————————
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
| Актив | Код | На начало | На конец |
| | строки | отчетного |отчетного |
| | | периода | периода |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| 1 | 2 | 3 | 4 |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| 1. Внеоборотные активы | | | |
|Нематериальные активы (04, 05) |110 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| в том числе: | | | |
| патенты, лицензии, товарные знаки| | | |
| (знаки обслуживания), иные анало-| | | |
| гичные с перечисленными права и| | | |
| активы |111 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| организационные расходы |112 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| деловая репутация организации |113 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
|Основные средства (01,02, 03) |120 | 3026 | 2676000 |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| в том числе: | | | |
| земельные участки и объекты| | | |
|природопользования |121 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| здания, машины и оборудование |122 | 2037 | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
|Незавершенное строительство (07, 08,| | | |
|16, 61) |130 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
|Доходные вложения в материальные| | | |
|ценности (03) |135 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| в том числе: | | | |
| имущество для передачи в лизинг |136 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| имущество, предоставляемое по| | | |
|договору проката |137 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
|Долгосрочные финансовые вложения (06,| | | |
|82) |140 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| в том числе: | | | |
| инвестиции в дочерние общества |141 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| инвестиции в зависимые общества |142 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| инвестиции в другие организации |143 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| займы, предоставленные организаци-| | | |
| ям на срок более 12 месяцев |144 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| прочие долгосрочные финансовые| | | |
| вложения |145 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
|Прочие внеоборотные активы |150 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| Итого по разделу I |190 | 3026 | 2676 |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| II. Оборотные активы | | | |
| | | | |
|Запасы |210 | 1380,1 | 1711,252 |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| в том числе: | | | |
| сырье, материалы и другие анало-| | 368 | 373,7 |
| гичные ценности (10, 12, 13, 16) |211 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| животные на выращивании и откорме| | | |
| (11) |212 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| затраты в незавершенном производс-| | | |
| тве (издержках обращения) (20, 21,| | 61,5 | 467,652 |
| 23, 29, 30, 36, 44) |213 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| готовая продукция и товары для| | | |
| перепродажи (16, 40, 41) |214 | 391 | 261 |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| товары отгруженные (45) |215 | 529 | 599 |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| расходы будущих периодов (31) |216 | 9,9 | 9,9 |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| прочие запасы и затраты |217 | 20,7 | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| Налог на добавленную стоимость по| | | |
|приобретенным ценностям (19) |220 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
|Дебиторская задолженность (платежи по| | | |
|которой ожидаются более чем через 12| | | |
|месяцев после отчетной даты) |230 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| в том числе: | | | |
| покупатели и заказчики (62, 76,| | | |
|82) |231 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| векселя к получению (62) |232 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| задолженность дочерних и зависимых| | | |
|обществ (78) |233 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| авансы выданные (61) |234 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| прочие дебиторы |235 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
|Дебиторская задолженность (платежи по| | | |
|которой ожидаются в течение 12 месяцев| | 49,1 | 49,1 |
|после отчетной даты) |240 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| в том числе: | | | |
| покупатели и заказчики (62, 76,| | | |
|82) |241 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| векселя к получению (62) |242 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| задолженность дочерних и зависимых| | | |
| обществ (78) |243 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| задолженность участников (учреди-| | | |
| телей) по взносам в уставный капи-| | | |
| тал (75) |244 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| авансы выданные (61) |245 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| прочие дебиторы |246 | 49,1 | 49,1 |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
|Краткосрочные финансовые вложения (56,| | | |
|58, 82) |250 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| в том числе: | | | |
| займы, предоставленные| | | |
| организациям на срок менее 12 ме-|251 | | |
| цев | | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| собственные акции, выкупленные у| | | |
| акционеров |252 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| прочие краткосрочные финансовые| | | |
| вложения |253 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
|Денежные средства |260 | 548,325 | 1174,825 |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| в том числе: | | | |
| касса (50) |261 | 45 | 45,71 |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| расчетные счета (51) |262 | 409,525 | 1035,315 |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| валютные счета (52) |263 | 61 | 61 |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| прочие денежные средства (55, 56,| | | |
| 57) |264 | 32,8 | 32,8 |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
|Прочие оборотные активы |270 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| Итого по разделу II |290 | 1977,725 | 2935,177 |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| Баланс (сумма строк 190 + 290) |300 | 5003,525 | 5611,177 |
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
| Пассив | Код | На начало | На конец |
| | строки | отчетного |отчетного |
| | | периода | периода |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| 1 | 2 | 3 | 4 |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| III. Капитал и резервы | | | |
|Уставный капитал (80) |410 | 789 | 789 |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
|Добавочный капитал (87) |420 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
|Резервный капитал (86) |430 | 357 | 357 |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| в том числе: | | | |
| резервы, образованные в | | | |
| соответствии с законодательством |431 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| резервы, образованные в соответс-| | | |
| твии с учредительными документами |432 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
|Фонд социальной сферы (88) |440 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
|Целевые финансирование и поступления| | | |
|(96) |450 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
|Нераспределенная прибыль прошлых лет| | | |
|(88) |460 | 393 | 483 |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
|Непокрытый убыток прошлых лет (88) |465 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
|Нераспределенная прибыль отчетного года| | | |
|(88) |470 | X | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
|Непокрытый убыток отчетного года (88) |475 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| Итого по разделу III |490 | 1539 | 1629 |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| IV. Долгосрочные обязательства | | | |
|Займы и кредиты (92, 95) |510 | 768 | 768 |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| в том числе: | | | |
| кредиты банков, подлежащие погаше- | | 329 | 329 |
| нию более чем через 12 месяцев | | | |
| после отчетной даты |511 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| займы, подлежащие погашению более | | 439 | 439 |
| чем через 12 месяцев после отчет- |512 | | |
| ной даты
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
|Прочие долгосрочные обязательства |520 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| Итого по разделу IV |590 | 768 | 768 |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| V. Краткосрочные обязательства | | | |
|Займы и кредиты (90, 94) |610 | 768 | 768 |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| в том числе: | | | |
| кредиты банков, подлежащие| | | |
|погашению в течение 12 месяцев после| | | |
|отчетной даты |611 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| займы, подлежащие погашению в| | 489 | 489 |
|течение 12 месяцев после отчетной даты |612 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
|Кредиторская задолженность |620 | 1734,96 | 2252,612 |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| в том числе: | | | |
| поставщики и подрядчики (60, 76) |621 | 575,8 | 695,8 |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| векселя к уплате (60) |622 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| задолженность перед дочерними и| | | |
|зависимыми обществами (78) |623 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| задолженность перед персоналом| | 489 | 489 |
|организации (70) |624 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| задолженность перед государ-| | 510,16 | 640,812 |
|ственными внебюджетными фондами (69) |625 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| задолженность по налогам и сборам |626 | 124 | 371,71 |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| авансы полученные (64) |627 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| прочие кредиты |628 | 36 | 55,29 |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
|Задолженность участникам (учредителям)| | | |
|по выплате доходов (75) |630 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
|Доходы будущих периодов (83) |640 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
|Резервы предстоящих расходов (89) |650 | 154,250 | 154,25 |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
|Прочие краткосрочные обязательства |660 | 39,315 | 39,315 |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| Итого по разделу V |690 | 2696,525 | 3214,177 |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| Баланс (сумма строк 490 + 590 + 690) |700 | 5003,525 | 5611,177 |
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
| Наименование показателя | Код | На начало | На конец |
| | строки | отчетного |отчетного |
| | | периода | периода |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| 1 | 2 | 3 | 4 |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
|Арендованные основные средства (001) |910 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| в том числе по лизингу |911 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
|Товарно-материальные ценности, принятые| | | |
|на ответственное хранение (002) |920 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
|Товары, принятые на комиссию (004) |930 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
|Списанная в убыток задолженность| | | |
|неплатежеспособных дебиторов (007) |940 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
|Обеспечение обязательств и платежей| | | |
|полученные (008) |950 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
|Обеспечение обязательств и платежей| | | |
|выданные (009) |960 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
|Износ жилищного фонда (014) |970 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
|Износ объектов внешнего благоустройства| | | |
|и других аналогичных объектов (015) |980 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| |990 | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| | | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| | | | |
|———————————————————————————————————————|————————|———————————|——————————|
| | | | |
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
Руководитель _________ ____________________
(подпись) (расшифровка подписи)
Главный бухгалтер _________ _____________________
(подпись) (расшифровка подписи)
"___" _________ ____ г. (квалификационный аттестат профессионального
бухгалтера от "__"_______________ г. N ___)
Задание 3. Система счетов и двойная запись. Счета синтетического учета
По данным баланса (Приложение 3) открыть счета синтетического учета. Отразить на счетах операции приведенные в табл.3. Сделав разноску по счетам, подсчитать обороты и вывести конечные остатки по счетам.
Отсутствующие суммы по хозяйственным операциям определить самостоятельно.
По данным об остатках и оборотах по счетам составить оборотную ведомость по синтетическим счетам (Приложение 4)
Хозяйственные операции за первый квартал 200_ года.
Таблица 3
Содержание операции |
Сумма |
Корреспонденция |
|
Дебет |
Кредит |
||
2 |
3 |
4 |
5 |
Поступили на склад: - от ООО «Металлосбыт» сталь листовая в количестве 20 т - от ООО «Востоксбыт» полуфабрикаты в количестве 150 шт. |
236 000 37 500 |
10 |
60 |
10 |
60 |
||
Отпущена в производство:сталь листовая в количестве 20 т. краска масляная в количестве 410 кг. |
236 000 17 220 |
20 |
10 |
20 |
10 |
||
Отпущены прочие материалы на цеховые нужды в количестве 78 кг. |
7 800 |
25 |
10 |
Отпущены прочие материалы на обще-заводские нужды в количестве 50 кг. |
5 000 |
26 |
10 |
Оплачены счета:ООО «Металлосбыт» за сталь листовуюООО «Востоксбыт» за полуфабрикаты |
23600 37500 |
60 |
51 |
60 |
51 |
||
Отпущено в производство топливо в количестве 15 т |
22 500 |
20 |
10 |
Начислена зарплата рабочим за изготовление продукции |
250 000 |
20 |
70 |
Начислена зарплата рабочим, занятым обслуживанием производственного оборудования |
37 000 |
25 |
70 |
Начислена зарплата административно-управленческому персоналу предприятия |
80 000 |
25 |
70 |
Начислено органам социального страхования с заработной платы (35,6%):- рабочих, занятых изготовлением продукции - рабочих, занятых обслуживанием производственного оборудования - административно-управленческого персонала |
89000 13172 28480 |
20 |
69 |
20 |
69 |
||
20 |
69 |
||
Начислен износ по основным средствам:- производственного оборудования- общецехового назначения - общезаводского назначения |
87 000 138 000 125 000 |
20 |
02 |
20 |
02 |
||
20 |
02 |
||
Списываются на затраты основного производства:- общецеховые расходы - общезаводские расходы |
195972 238480 |
20 |
25 |
20 |
26 |
||
Выпущена и сдана на склад готовая продукция |
730 000 |
43 |
20 |
Отгружена покупателям готовая продукция (момент реализации «по оплате») |
860 000 |
45 |
43 |
Акцептован счет ООО «Грузоперевозки» за доставку готовой продукции на железнодорожную станцию |
120 000 |
44 |
60 |
Поступила на расчетный счет выручка за реализованную продукцию |
1 200 000 |
51 |
62 |
62 |
90 |
||
Начислен НДС по проданной продукции |
200 000 |
90 |
68 |
Списываются коммерческие расходы |
120 000 |
90 |
44 |
Списывается фактическая себестоимость реализованной продукции |
790 000 |
90 |
45 |
Списывается результат от реализованной продукции |
90 000 |
90 |
99 |
Удержаны налоги из заработной платы рабочих и служащих |
47 710 |
70 |
68 |
Получены деньги в кассу для выдачи зарплаты |
320 000 |
50 |
51 |
Выдана из кассы зарплата |
300 000 |
70 |
50 |
Депонирована неполученная в срок зарплата |
19290 |
70 |
76 |
Возвращена на расчетный счет неполученная в срок зарплата |
19290 |
51 |
50 |
10 |
60 |
50 |
|||||
388700 |
575800 |
45000 |
|||||
1)273500 |
2)253200 |
5)273500 |
1)273500 |
22)320000 |
23)300000 |
||
3)7800 |
15)120000 |
25)19290 |
|||||
4)5000 |
273500 |
393500 |
320000 |
319290 |
|||
6)22500 |
695800 |
45710 |
|||||
273500 |
288500 |
||||||
373700 |
20 |
26 |
|||||
61500 |
|||||||
25 |
2)253200 |
13)730000 |
4)5000 |
12)238480 |
|||
6)22500 |
9)80000 |
||||||
3)7800 |
12)195972 |
7)25000 |
10)28480 |
||||
8)37000 |
10)89000 |
11)125000 |
|||||
10)13172 |
11)87000 |
238480 |
238480 |
||||
11)138000 |
12)434452 |
||||||
195972 |
195972 |
1136152 |
730000 |
||||
467652 |
70 |
||||||
489000 |
|||||||
62 |
51 |
21)47710 |
7)250000 |
||||
409525 |
23)300000 |
8)37000 |
|||||
16)1200000 |
16)1200000 |
16)1200000 |
5)273500 |
24)19290 |
9)80000 |
||
1200000 |
1200000 |
25)19290 |
22)320000 |
367000 |
367000 |
||
1219290 |
593500 |
489000 |
|||||
1035315 |
|||||||
02 |
90 |
||||||
69 |
|||||||
11)350000 |
510160 |
17)200000 |
16)1200000 |
||||
0 |
350000 |
10)130652 |
18)120000 |
||||
350000 |
0 |
130652 |
19)790000 |
||||
640812 |
20)90000 |
||||||
43 |
1200000 |
1200000 |
|||||
391000 |
45 |
||||||
13)730000 |
14)860000 |
529000 |
|||||
730000 |
860000 |
14)860000 |
19)790000 |
44 |
|||
261000 |
860000 |
790000 |
15)120000 |
18)120000 |
|||
599000 |
120000 |
120000 |
|||||
68 |
|||||||
124000 |
76 |
99 |
|||||
17)200000 |
36000 |
||||||
21)47710 |
24)19290 |
20)90000 |
|||||
0 |
247710 |
0 |
19290 |
0 |
90000 |
||
371710 |
55290 |
90000 |
Оборотно-сальдовая ведомость по синтетическим счетам за январь 200_г.
№ счета |
Наименование счета |
Сальдо на 01.01. |
Оборот за январь |
Сальдо на 01.02. |
|||
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
||
01 |
Основные средства |
3026000 |
3026000 |
||||
02 |
Износ основ-ных средств |
350000 |
350000 |
||||
10 |
Материалы |
388700 |
273500 |
288500 |
373700 |
||
20 |
Основное производство |
61500 |
1136152 |
730000 |
467652 |
||
31 |
Расходы будущих периодов |
9900 |
9900 |
||||
43 |
Готовая продукция |
391000 |
730000 |
860000 |
261000 |
||
45 |
Товары отгруженные |
529000 |
860000 |
790000 |
599000 |
||
50 |
Касса |
45000 |
320000 |
319290 |
45710 |
||
51 |
Расчетный счет |
409525 |
1219290 |
593500 |
1 035315 |
||
52 |
Валютные счета |
61000 |
61000 |
||||
55 |
Спец. счета в банке |
32800 |
32800 |
||||
60 |
Расчеты с поставщиками и подрядчиками |
575800 |
273500 |
393500 |
695800 |
||
66 |
Расчеты по краткосрочным кредитам и займам |
768000 |
768000 |
||||
67 |
Расчеты по долгосрочным кредитам и займам |
768000 |
768000 |
||||
68 |
Расчеты по налогам и сборам |
124000 |
247710 |
371710 |
|||
69 |
Расчеты по соц. страхованию и обеспечению |
510160 |
130652 |
640812 |
|||
70 |
Расчеты с персоналом по оплате труда |
489000 |
367000 |
367000 |
489000 |
||
73 |
Расчеты с персоналом по прочим операциям |
27500 |
27500 |
||||
76 |
Расчеты с разными кредиторами и дебиторами |
21600 |
36000 |
19290 |
21600 |
55290 |
|
80 |
Уставный капитал |
789000 |
789000 |
||||
82 |
Резервный капитал |
357000 |
357000 |
||||
84 |
Нераспределенная прибыль |
393000 |
393000 |
||||
96 |
Резервы предстоящих расходов |
154250 |
154250 |
||||
97 |
Расходы будущих периодов |
39315 |
39315 |
||||
99 |
Прибыли и убытки |
90000 |
90000 |
||||
Итого: |
5003525 |
5003525 |
5179442 |
5179442 |
5961177 |
5961177 |
Задание 4. Аналитический учет
Таблица 4
Расшифровка остатка по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Наименование поставщиков |
Задолженность поставщикам |
ООО «Металлосбыт» |
354 000 |
ООО «Востоксбыт» |
50 000 |
Торговый дом «Хозяин» |
21 000 |
Прочие |
150 800 |
Итого |
575 800 |
Таблица 5
Расшифровка остатка по счету 10 «Материалы»
Наименование материалов |
Ед. изм. |
Цена, руб. |
Коли-чество |
Сумма, руб. |
Сталь листовая |
т |
11 800 |
19 |
224 200 |
Полуфабрикаты |
шт |
250 |
200 |
50 000 |
Краска масляная |
кг |
42 |
500 |
21 000 |
Топливо |
т |
1 500 |
15 |
22 500 |
Прочие материалы |
кг |
100 |
1 110 |
111 000 |
Итого |
428 700 |
Приложение 5
Оборотная ведомость по аналитическим счетам к счету 10 «Материалы»
за январь 200_г.
Наименова-ние материалов |
Ед. изм. |
Цена |
Остаток на 01.01__г. |
Обороты за январь |
Остаток на 01.02__г. |
|||||
Кол-во |
Сумма |
Дебет |
Кредит |
Кол-во |
Сумма |
|||||
Кол-во |
Сум ма |
Кол-во |
Сумма |
|||||||
Сталь листовая |
т |
11800 |
19 |
224200 |
20 |
236 000 |
20 |
236 000 |
19 |
224 200 |
Полуфабрикаты |
шт |
250 |
200 |
50 000 |
150 |
37 500 |
350 |
87 500 |
||
Краса масляная |
кг |
42 |
500 |
21 000 |
410 |
17 220 |
90 |
3780 |
||
Топливо |
т |
15000 |
15 |
22 500 |
15 |
22 500 |
||||
Прочие материалы |
кг |
100 |
1110 |
111 000 |
128 |
12 800 |
982 |
98 200 |
||
Итого |
428 700 |
273 500 |
288 520 |
413 680 |
Приложение 6
Оборотная ведомость по аналитическим счетам к счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»» за январь 200_г.
№ |
Наименование организации |
Остаток на 01.01._ |
Обороты за январь |
Остаток на 01.02._ |
|||
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
||
1 |
ООО «Металлосбыт» |
354000 |
236000 |
236000 |
354000 |
||
2 |
ООО «Востоксбыт» |
50000 |
37500 |
37500 |
50000 |
||
3 |
Торговый дом «Хозяин» |
21000 |
21000 |
||||
4 |
Прочие |
150800 |
120000 |
270800 |
|||
Итого |
575800 |
273500 |
393500 |
695800 |
Список литературы
1. Закон о бухгалтерском учете РФ от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ
2. План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению.
3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ: Утверждено приказом Минфина РФ от 09.07.98, №34н
4. Белов А.А. Белов А.Н. Бухгалтерский учет: теория и практика, М: 2004
5. Богатая И.Н. Хахонова Н.Н. Бухгалтерский учет, Ростов н/Д: 2001
6. Документальное оформление кассовых операций, М: 2002
7. Кассовые операции. Внутренний и внешний контроль //Бухгалтерский учет, 2004 г. № 7 стр.18-29