СОДЕРЖАНИЕ
1.Инвестиционный рынок: принципиальная схема и участники...................... 3
2.Бюджет инвестиционного проекта: принципы формирования и распределения затрат................................................................................................................... 6
3. Расчет эффективности инвестиционного проекта........................................ 13
3.1 Коммерческая эффективность инвестиционного проекта...................... 14
3.2 Экономическая эффективность инвестиционного проекта.................... 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................ 25
1.Инвестиционный рынок: принципиальная схема и участники.
Инвестиционный рынок является элементом воспроизводства совокупного инвестиционного продукта, формой реализации, движения его основных частей. Он отражает прямые (производство — инвестиционный рынок — потребитель) и обратные (потребитель — инвестиционный рынок — производство) связи между участниками инвестиционного процесса. В этом качестве он выступает как общественная форма организации и функционирования инвестиционной сферы. Специфика обращающихся на рынке инвестиционных благ состоит в том, что они могут носить завершенный (строительная техника, возведенные здания, сооружения и т.д.), и незавершенный (незавершенное строительство и др.) характер либо существовать в виде инвестиционных проектов и финансовых (портфельных) инвестиций. В зависимости от этого в рамках инвестиционного рынка различают: рынок строительной продукции, рынок подрядных работ, рынок инвестиционных проектов, рынок финансовых (портфельных) инвестиций и др. Каждый из них имеет специфику движения инвестиционных потоков, определяемую видами инвестиционных благ.[3,с.43]
Интегрирующая функция инвестиционного рынка заключается в том, что он обеспечивает соединение сферы капитального строительства, финансовой сферы и инновационной сферы, а также инвестиционных посредников, благодаря чему осуществляется расширенное воспроизводство общественного капитала.
Несмотря на самоорганизующую роль рынка в инвестиционной сфере, он не в состоянии решить многие проблемы, связанные с активизацией инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов. Поэтому необходимо вмешательство государства и регионов в инвестиционный процесс, что предполагает разработку действенной социально-экономической политики, направленной на создание благоприятного инвестиционного климата в стране и регионах.
К числу основных участников инвестиционного процесса относятся: государство, региональные и местные органы власти, предприятия и физические лица. Они могут участвовать в инвестиционном процессе на стороне спроса и предложения.
В условиях рыночной экономики круг участников значительно расширился. Появилась сеть коммерческих банков, кредитно-коммерческих организаций, инвестиционных фондов, инвестиционных компаний, страховых компаний, которые самостоятельно принимают инвестиционные решения. Тем не менее их участие в инвестиционном процессе определяется государством, региональными и местными органами власти, что находит выражение в проведении инвестиционных конкурсов, отборе и утверждении инвестиционных проектов, лицензировании, квотировании выпуска продукции, установлении процентной ставки, размеров налогообложения. Финансовая деятельность государства, региональных и местных органов власти как на стороне спроса, так и предложения оказывает существенное воздействие на поведение финансовых институтов и финансового рынка.
Основным постановщиком денег на финансовый рынок является население, поскольку оно дает инвестиционному процессу гораздо больше, чем берет от него, что нельзя сказать об органах исполнительной власти и предприятиях.
Состав участников инвестиционного проекта и выполняемые ими функции определяются следующими факторами:
· спецификой инвестиционного проекта, его масштабами, технологической сложностью и др.;
· совмещением функций участниками инвестиционного проекта при его реализации;
· финансовым состоянием заказчика (застройщика), что сокращает или увеличивает привлечение финансовых структур к реализации инвестиционного проекта;
· обеспеченностью заказчика (застройщика) собственными материальными ресурсами: стройматериалами, строительной техникой, оборудованием и др.;
· выбором типа управления инвестиционным проектом (традиционным или прогрессивным).[3,с.84]
При традиционном типе управления инвестиционным проектом принято выделять следующих его основных участников: спонсор, подрядчик, поставщик оборудования, консультант по страхованию, юрисконсульт, консультант по налогам, финансовый консультант, кредиторы и др. Рассмотрим их более подробно.
В широком понимании спонсор — это поручитель, гарант; физическое или юридическое лицо, финансирующее экономический проект, проведение социальных мероприятий, а также заказчик, организатор, устроитель крупного мероприятия. В качестве спонсора могут выступать как коммерческие, так и некоммерческие структуры.
Под спонсором как участником инвестиционного процесса следует понимать заказчика, организатора, который координирует взаимодействие всех участников проекта, ведет переговоры, анализирует коммерческие предложения поставщиков, подрядчиков финансовых структур, осуществляет маркетинговые исследования рынка и выбор финансового партнера. В отдельных случаях он берет на себя выполнение функций по строительному инжинирингу, такие, как: инженерно-консалтинговые услуги, проектно-конструкторские, расчетно-аналитические работы, подготовку технико-экономического обоснования проектов, разработку рекомендаций по организации производства, управления и реализации продукции. Это ведет к сокращению числа участников инвестиционного процесса.
В качестве подрядчика, т.е. исполнителя работ могут выступать проектно-строительные и строительные организации, а также индивидуальные лица. Подрядчик вправе привлекать к исполнению заказа других лиц, которые становятся субподрядчиками, а сам подрядчик превращается в генерального подрядчика. Последний выступает главным исполнителем договора строительного подряда и несет всю ответственность перед заказчиком за выполнение всего комплекса работ, установленных договором.
Поставщик оборудования – это филиалы, дочерние комании либо иные фирмы, подписывающие контракты на поставку оборудования и оказания услуг. Если предприятие заключает договор с заказчиком на комплексную поставку материалов, строительной техники и оборудования многими фирмами, то оно становится генеральным поставщиком и несет ответственность за поставку в целом.
Консультант по страхованию привлекается для выявления страхуемого риска, оценки степени защищенности проекта посредством страхового покрытия и выработки соответствующих рекомендаций. Юрисконсульт осуществлет подготовку юридической документации по проекту, рассматривает все соглашения.
Консультант по налоговым вопросам анализирует налоговую ситуацию в стране реализации проекта и налоговые обязательства всех участников, а также разрабатывает рекомендации по минимизации налоговых платежей.
Финансовый консультант обеспечивает выбор оптимальных финансовых, кредитных и расчетных условий для реализации проекта посредством сопоставления альтернативных вариантов. При привлечении к участию в проекте иностранных инвесторов он должен быть приведен в соответствие с существующими международными стандартами, что во многом облегчает потенциальных инвесторов и кредиторов.
Кредиторы как участники инвестиционного процесса предоставляют в ссуду деньги на определенный срок и на определенных условиях. Они имеют право на этой основе требовать от дебитора возврата кредита или исполнения других обязательств. В качестве кредитора могут выступать государство, банк, предприятие и физическое лицо, инвестиционные фонды и др.
Традиционная форма управления инвестиционным проектом, при которой заказчик сам осуществляет функции управления, имеет определенные недостатки. Во-первых, большинство заказчиков не могут быть достаточно компетентными во всех вопросах, связанных с реализацией проекта. Отсюда усиливается степень риска при принятии управленческого решения, влекущая за собой неизбежные потери. Во-вторых, опыт показывает, что успешное управление предполагает постоянное систематическое участие в инвестиционном процессе руководителя, а это не всегда удается заказчику. В-третьих, для данной формы управления проектом характерна разобщенность фаз и этапов как во времени, так и организационно, что вносит дополнительные трудности в обеспечение согласованности действий всех его участников.
2.Бюджет инвестиционного проекта: принципы формирования и распределение затрат.
Бюджет – это количественное выражение показателей плана предприятия на определенный период. Показатели, используемые в бюджетировании, классифицируются следующим образом:
· доходы;
· затраты;
· разница между доходами и затратами бинес-направления (его маржинальный доход);
· прибыль;
· отдача на инвестированный в предприятие капитал.
Бюджет инвестиций отражает инвестиции, которые предприятию необходимо осуществить в предстоящем бюджетном периоде с указанием их размера и направления использования.[4, с.117]
Инвестиционный бюджет определяется потребностями не только текущего (краткосрочного) бюджетного периода, но и более долгосрочной перспективой. Поэтому предприятие обычно составляет:
· плановый краткосрочный бюджет (1 месяц - 3 месяца);
· долгосрочный инвестиционный бюджет (так называемый «бюджет развития») и (или) индикативный «скользящий» бюджет (1-3 года).
Термин «скользящий» подразумевает, что по окончании краткосрочного бюджетного периода к долгосрочному индикативному бюджету прибавляется еще один краткосрочный бюджетный период и индикативный бюджет корректируется. Таким образом, индикативный бюджет никогда не исполняется и служит исключительно для постановки стратегических целей (инвестиционная политика, конкурентная политика и пр.) в долгосрочной перспективе.
Таким образом, инвестиционный план предприятия определяется как потребностями текущего бюджетного периода (закупка оборудования и пр.), так и временным периодом, выходящим за рамки бюджетного (капитальное строительство, программы модернизации и пр.) .[5, с.70]
текущие производственные потребности
ИНВЕСТИЦИИ
стратегические производственные потребности
Схема 1. Определение потребностей в инвестициях
Построение эффективной системы бюджетирования предусматривает следующие обязательные процессы:
• формирование финансовой структуры (центров финансовой ответственности);
• разработку бюджетной структуры (отчетности центров финансовой ответственности и критериев оценки деятельности руководителей);
• составление регламентов, устанавливающих сроки составления бюджетов;
• внедрение методов бюджетирования.
Финансовая структура фиксирует механизм распределения ответственности за экономические показатели и должностных лиц, принимающих решения.
Центр инвестиций (ЦИ) — структурное подразделение, руководитель которого несет ответственность за величину прибыли с учетом рисков инвестиционных проектов и дезинвестиции (т. е. изменения состава внеоборотных активов предприятия). ЦИ представляет собой совокупность центра прибыли, а организационно — предприятие, группу предприятий, холдинг. Самостоятельное предприятие следует рассматривать как ЦИ.
Иногда встречается понимание центра инвестиций как венчур-цент-ра (ВЦ), т. е. подразделения или группы подразделений, которые связаны с организацией новых бизнес-проектов, прибыль от которых ожидается в будущем. Такой центр может существовать только в составе другого центра ответственности, который финансирует его деятельность, перераспределяя прибыль подчиненных ЦО. Представляется, что эта интерпретация ЦИ не соответствует общему представлению о центрах ответственности. Очевидно, что контроль за эффективностью инвестиций в данном случае лежит на менеджере, принимающем решение о перераспределении ресурсов, а не на руководителе венчур-центра. Последний может отвечать только за эффективное управление уже выделенными ресурсами на затратной стадии проекта и за доходы на стадии продаж. Таким образом, на начальной стадии проекта венчур-центр является центром затрат, а в дальнейшем центром дохода или центром маржинального дохода в зависимости от принципов организации предприятия.[6, с.66-68]
Бюджетная структура предусматривает организацию отчетности центров финансовой ответственности, правила ее консолидации, а также регламент премирования и депремирования менеджеров в соответствии с итогами исполнения бюджета. Действия по составлению отчетности зависят от типа центра ответственности.
При работе с центром инвестиций менеджер, прежде всего, дает объективную оценку технических и финансовых рисков инвестиционного проекта. Финансовые риски должны быть оценены с точки зрения возможности перерывов в финансировании проекта и степени их опасности.
Сфера ответственности руководителя центра инвестиций может включать следующие показатели:
• долгосрочную прибыль с учетом инвестиционных проектов;
• валюту баланса;
• экономическую добавленную стоимость;
• рентабельность активов;
• рентабельность собственного капитала;
• стоимость компании.
Три основных обстоятельства определяют структуру «выходной формы» инвестиционного бюджета.
Во-первых, «клеточкой» учета крупномасштабных капитальных вложений является проект (разновидность позаказанного метода учета), поэтому для таких капитальных вложений учет ведется по линии «Направление инвестиций – проект – статьи инвестиционных затрат».
Во-вторых, отчет об инвестициях должен представлять собой плановый баланс движения внеоборотных активов, где присутствуют строки «Остаток на начало года», «Приход (планируется к освоению)», «Расход» (перешло из состава незавершенного строительства или оборудования к установке в состав основных средств по факту сдачи объектов капитальных вложений или монтажа оборудования), «Целевой остаток капитальны вложений и оборудования к установке на конец бюджетного года».
В-третьих, бюджетирование отдельных инвестиционных проектов зависит от того, осуществляются ли они хозспособом либо путем привлечения подрядчика (подрядным способом). В первом случае в инвестиционном бюджете показывается подробная расшифровка по статьям инвестиционных затрат. При подрядной форме объект незавершенного строительства до его сдачи находится на балансе подрядчика и в отчете об инвестициях фигурирует лишь стоимостная величина финансирования подрядных работ.[5,с.71]
Типичные проблемы при формировании инвестиционного бюджета:
1.Отсутствует интегрированный подход. В соответствии с процедурами, которые используются при подготовке бюджета и планировании эксплуатационных и капитальных затрат, затраты рассматриваются изолированно друг от друга. Хотя это две стороны единого процесса — использования ресурсов.
2.Значительная часть инвестиционного бюджета расходуется сотрудниками операционных подразделений или инженерами-производственниками «автоматически», на основе принципов и процедур, не требующих экономического обоснования.
3.Краткосрочное планирование. Финансирование капиталовложений идет в зависимости от динамики прибыли. Бюджет имеет годовой горизонт планирования и формируется по принципу дополнительных шагов, тогда как он должен быть частью долгосрочной инвестиционной программы, рассчитанной на несколько лет.
4.Инвестиционный бюджет на следующий год составляется на основе объемов капиталовложений, освоенных в предыдущем году. Вследствие этого под конец года часто происходят «всплески» расходов, нацеленные на вычерпывание бюджета до конца.
5.Фактические проектные расходы превышают выделенный бюджет. Большая частьпроектов не вписывается в рамки намеченных бюджетов, в особенности с учетом реально выполненных объемов работ.
6.Отсутствие показателей премирования в системе стимулирования персонала, учитывающих эффективность внедрения инвестиционных проектов. Управление эффективностью функционирования предприятия построено таким образом, что рядовые сотрудники и специалисты подвергаются критике лишь за поломки оборудования и нехватку производственных мощностей, тогда как вопросы управления рисками и экономической эффективности считаются второстепенными.
7.Не проводится ретроспективный анализ проектов. Практически отсутствует система оценки важности и своевременности завершенных инвестиционных проектов.[7, с.100]
Рост эффективности инвестиций способен оказать значительное воздействие на функционирование компании, дать возможность на четверть снизить капиталовложения без какого-либо ущерба для объема продаж или качества обслуживания контрагентов.
Параллельно снижаются расходы на эксплуатацию и ускоряется реализация проектов (как результат их упрощения), кроме того, более тесным становится сотрудничество между различными структурными подразделениями предприятия.
3. Расчет эффективности инвестиционного проекта.
Задание 7
Осуществить оценку коммерческой и экономической эффективности модернизации производства. Модернизация заключается в полной замене изношенного и морально устаревшего оборудования. Взамен его предприятие приобретает автоматизированную линию стоимостью в 200 тыс.у.е. Затраты на монтаж линии составляют 10% от стоимости. Дополнительные инвестиции в нематериальные активы составят 5 тыс.у.е., на прирост оборотного капитала 15 тыс.у.е.
Новая автоматизированная линия по производству мороженого обеспечивает ежегодный объем его реализации в 100 тонн.
Цена продукции в первый год составит 3 у.е./кг и в дальнейшем будет снижаться на 2% ежегодно. Внереализационные доходы составят 1% от выручки за реализацию.
Затраты на сырьевые компоненты для производства мороженого составят в 1-й год – 30 тыс.у.е., и прогнозируется их рост на 5% ежегодно. Затраты на оплату труда работников цеха составят 25 тыс.у.е. в 1-й год и будут возрастать на 2 тыс.у.е. ежегодно. Прочие расходы составят 2 тыс.у.е.ежегодно.
Амортизация автоматизированной лини будет осуществляться ускоренно (годовая норма амортизации – 30%), начисление с первого года. Условная ликвидация проекта произойдет на 5-м году. Рыночная стоимость технологической линии через 5 лет составит 15% от первоначальной балансовой стоимости. Затраты на ликвидацию составят 5 % от рыночной стоимости ликвидируемого имущества.
На модернизацию производства будет взят долгосрочный кредит в размере 220 тыс. у.е. под 25 % годовых сроком на 5 лет с равномерным погашением в течение срока кредитного договора (все расчеты по кредиту происходят в конце расчетного года)
Ставка налогообложения – 24 %, норма дохода на капитал – 30 % (Ен=0,3).
Какое решение по данному проекту будет принято руководством предприятия, если учетная банковская ставка на момент принятия решения составит 20 %.
Решение
3.1 Коммерческая эффективность инвестиционного проекта
Эффективность инвестиционного проекта оценивается в течение расчетного периода, охватывающего временной интервал от начала проекта до его прекращения. По условию задания временной интервал составляет 5 лет (срок эксплуатации автобуса).
Проект порождает денежные потоки. Денежный поток инвестиционного проекта – это разность между чистыми притоками и оттоками денежных средств на данном расчетном периоде.
При осуществлении проекта выделяется три вида деятельности: инвестиционная (1), операционная (2) и финансовая (3).
Денежный поток состоит из потоков от отдельных видов деятельности:
─ денежного потока от инвестиционной деятельности;
─ денежного потока от операционной деятельности;
─ денежного потока от финансовой деятельности;
На каждом шаге значение денежного потока характеризуется притоком, оттоком денежных средств и сальдо (разность между притоком и оттоком).
От инвестиционной деятельности поступают и используются денежные средства, связанные с приобретением, продажей долгосрочных активов. Она дает также доходы от инвестиций. Поскольку при благополучном ведении дел компания стремится к расширению и модернизации производственных мощностей, инвестиционная деятельность в целом приводит к временному оттоку денежных средств.
Операционная (основная) деятельность предполагает поступление и использование денежных средств, обеспечивающих выполнение основных производственно-коммерческих функций предприятия. Поскольку основная деятельность предприятия является главным источником прибыли, она должна быть и основным источником денежных средств.
Финансовая деятельность предполагает поступление денежных средств в результате получения кредитов или эмиссии акций, а также оттоки, связанные с погашением задолженности по ранее полученным кредитам и выплату дивидендов. Финансовая деятельность призвана увеличивать денежные средства в распоряжении предприятия для финансового обеспечения операционной и инвестиционной деятельности. [8, с.32]
Поток реальных денег (Ф(t)) – разность между притоком (П(t)) и оттоком (О(t)) денежных средств от инвестиционной и операционной деятельности в каждом периоде (t) осуществляется проекта (на каждом шаге расчета):
Ф(t)=[(П1(t)-О1(t))+(П2(t)-О2(t))]=Ф1(t)+ Ф2(t), (1)
где П1(t), О1(t) – приток и отток от инвестиционной деятельности;
П2(t), О2(t) – приток и отток от операционной деятельности.
Сальдо реальных денег (b(t)) – разность между притоком (П(t)) и оттоком (О(t)) денежных средств от всех трех видов деятельности (инвестиционной, операционной и финансовой), рассчитываемая также на каждом шаге:
(2)
где i – вид деятельности;
Пi(t), Оi(t) – приток и отток по i-му виду деятельности.
Расчет потока реальных денег от различных видов деятельности выполнен в следующих таблицах:
─ от инвестиционной деятельности в табл. 1;
─ от операционной деятельности в табл. 3;
─ от финансовой деятельности в табл. 4.
Учет инфляции при расчетах осуществляется путем вычисления всех элементов в прогнозных ценах.
Под знаком «З» обозначаются затраты (на приобретение активов и увеличение оборотного капитала), учитываемые со знаком «минус»; «П» - поступления (от продажи и уменьшения оборотного капитала), учитываемые со знаком «плюс».
При этом строка (5)=(1)+(2)+(3)+(4)
Ф1(t)=строка (7)=(5)+(6) Таблица 1
Расчет потоков реальных денег от инвестиционной деятельности, тыс. у.е.
№ строк |
Наименование показателя |
1 год |
2 год |
3 год |
4 год |
5 год |
|
1 |
Земля |
З |
− |
− |
− |
− |
− |
П |
− |
− |
− |
− |
− |
||
2 |
Здания и сооружения |
З |
− |
− |
− |
− |
− |
П |
− |
− |
− |
− |
− |
||
3 |
Машины, оборудование и передаточные устройства |
З |
-200 |
− |
− |
− |
− |
П |
− |
− |
− |
− |
+21,66 |
||
4 |
Нематериальные активы |
З |
-25 |
− |
− |
− |
− |
П |
− |
− |
− |
− |
− |
||
5 |
ИТОГО: вложения в основной капитал |
З |
-225 |
− |
− |
− |
− |
П |
− |
− |
− |
− |
− |
||
6 |
Прирост оборотного капитала |
З |
-15 |
− |
− |
− |
− |
П |
− |
− |
− |
− |
− |
||
7 |
Всего инвестиций (Ф1) |
-240 |
0 |
0 |
0 |
+21,66 |
Расчет чистого потока реальных денег на стадии ликвидации объекта проводится в табл. 5 и записывается в графу «ликвидация».
К внереализационным расходам относятся: штрафы, пени, неустойки за нарушение договоров; возмещение причиненных организацией убытков; убытки прошлых лет; курсовые разницы и другие. По условию задачи внереализационных расходов нет.
По условию задачи амортизация автоматизированной лини будет осуществляться ускоренно. Необходимо рассчитать сумму амортизационных отчислений. При линейном способе сумма ежегодной амортизации определяется умножением первоначальной стоимости объекта на норму амортизации и на коэффициент ускорения.[12,с.133]
Иам=С*А*К*100%, (3)
где А – норма амортизации в процентах к стоимости объекта;
К – коэффициент ускорения;
С – первоначальная стоимость объекта.
Таким образом, сумма амортизационных отчислений в 1-й год составит 200*30*2/100=120 тыс. у.е., а во 2-й год величина амортизации будет равна остаточной стоимости объекта и составит всего 80 тыс.руб.
Переменными называются затраты, которые изменяются пропорционально изменению объема производства (сырье, основные материалы, топливо, энергия и др.). В нашем примере к переменным затратам относим: сырьевые компоненты, заработную плату работников.
По условию затраты на сырьевые компоненты составляют 30 тыс. у.е. в 1 год, и прогнозируется их увеличение на 5 %.
Заработная работиков по условию составит в 1-й год 25 тыс. у.е. и будет увеличиваться на 2 тыс.у.е. ежегодно.
Постоянными называются затраты, которые остаются неизменными и величина их прямо не связана с ростом или сокращением выработки продукции (выполнения работ, оказания услуг). В нашем примере к постоянным затратам относим прочие расходы, которые ежегодно не изменяются и составляют 2 тыс.у.е.
Выручка от реализации услуг определяется исходя из объема продаж (производство морженого) и цены (стоимости 1 кг).
На модернизацию производства будет взят долгосрочный кредит в размере 220 тыс. у.е. под 25 % годовых. Возврат кредита осуществляется равными долями в течение 5 лет (по 44 тыс. у.е. в год). Выплаты по условию относятся на конец расчетного года (5-го года). Ставка налогообложения составляет 24 %.
Для расчета выплат процентов по кредиту составим расчетную таблицу 2.
Таблица 2
Расчет выплат процентов по кредиту, у.е.
Наименование показателя |
Интервал планирования |
||||
1 год |
2 год |
3 год |
4 год |
5 год |
|
Возврат суммы кредита |
44 |
44 |
44 |
44 |
44 |
Остаток кредита в пользовании |
220 |
176 |
132 |
88 |
44 |
Выплаты по кредиту |
55 |
44 |
33 |
22 |
11 |
Все результаты расчетов занесем в таблицу 3.
Таблица 3
Расчет потоков реальных денег от операционной деятельности, тыс. у.е.
№ строк |
Наименование показателя |
Значения показателя по шагам расчета |
||||
1 год |
2 год |
3 год |
4 год |
5 год |
||
1 |
Объем продаж |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
2 |
Цена |
3 000,0 |
2 940,0 |
2 881,2 |
2 823,6 |
2 767,1 |
3 |
Выручка от реализации |
300 000,0 |
294 000,0 |
288 120,0 |
282 357,6 |
276 710,4 |
4 |
Внереализационные расходы |
3 000,0 |
2 940,0 |
2 881,2 |
2 823,6 |
2 767,1 |
5 |
Переменные затраты |
55 000,0 |
58 500,0 |
62 075,0 |
65 728,8 |
69 465,2 |
6 |
Постоянные затраты |
2 000,0 |
2 000,0 |
2 000,0 |
2 000,0 |
2 000,0 |
7 |
Амортизация зданий |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
8 |
Амортизация оборудования |
120 000,0 |
80 000,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
9 |
Проценты по кредитам |
55 000,0 |
44 000,0 |
33 000,0 |
22 000,0 |
11 000,0 |
10 |
Прибыль до вычета налогов |
126 000,0 |
156 440,0 |
226 926,2 |
217 452,4 |
208 012,4 |
11 |
Налоги и сборы (24%) |
30 240,0 |
37 545,6 |
54 462,3 |
52 188,6 |
49 923,0 |
12 |
Проектируемый чистый доход |
95 760,0 |
118 894,4 |
172 463,9 |
165 263,8 |
158 089,4 |
13 |
Амортизация |
120 000,0 |
80 000,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
14 |
Чистый приток от операций (Ф2) |
215 760,0 |
198 894,4 |
172 463,9 |
165 263,8 |
158 089,4 |
Чистый приток от операций(Ф2)т.руб |
215,8 |
198,9 |
172,5 |
165,3 |
158,1 |
Строка (10) по проекту в целом =(3)+(4)-(5)-(6)-(7)-(8)
Строка (10) для реципиента =(3)+(4)-(5)-(6)-(7)-(8)-(9)
При этом строка (12)=(10)-(11)
строка (13)=(7)+(8)
Ф2(t)=строка (14)=(12)+(13)
Таблица 4
Расчет потоков реальных денег от финансовой деятельности, тыс. у.е.
№ строк |
Наименование показателя |
Значения показателя по шагам расчета |
||||
1 год |
2 год |
3 год |
4 год |
5 год |
||
1 |
Собственный капитал (акции, субсидии и др.) |
+40 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
Краткосрочные кредиты |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
Долгосрочные кредиты |
+220 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4 |
Погашение задолженности по кредитам |
-44 |
-44 |
-44 |
-44 |
-44 |
5 |
Выплата дивидендов |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6 |
Сальдо финансовой деятельности (Ф3) |
+216 |
-44 |
-44 |
-44 |
-44 |
При этом для проекта в целом:
Ф3(t)=строка (6)=(1)+(2)+(3)-(4)
А для свободных средств реципиента:
Ф3(t)=строка (6)=(1)+(2)+(3)-(4)-(5)
Таблица 5
Расчет ликвидационной стоимости, тыс. у.е.
№ строк |
Наименование |
Земля |
Здания и т.д. |
Машины, оборудование |
ВСЕГО |
1 |
Рыночная стоимость |
0 |
0 |
30 |
30 |
2 |
Затраты (табл.1) |
- |
- |
200 |
200 |
3 |
Начислено амортизации |
нет |
- |
200 |
200 |
4 |
Балансовая стоимость на 5-ом шаге (2-3) |
- |
- |
0 |
0 |
5 |
Затраты при ликвидации |
0 |
0 |
1,5 |
1,5 |
6 |
Доход от прироста стоимости капитала (1-4) |
- |
нет |
30 |
30 |
7 |
Операционный доход (убытки) (1-(4+5)) |
нет |
- |
28,5 |
28,5 |
8 |
Налоги (24%) |
- |
- |
6,84 |
6,84 |
9 |
Чистая ликвидационная стоимость |
- |
- |
21,66 |
21,66 |
Диаграмму денежных потоков по инвестиционной и операционной деятельности называют диаграмма «Cash flow» (CF).
CF = [чистый приток по проекту + амортизация] – капитальные затраты
Рис. 1 Диаграмма «Cash flow»
3.2 Экономическая эффективность инвестиционного проекта
В качестве основных показателей, используемых для расчетов эффективности инвестиционных проектов, выступают следующие:
─ чистый доход;
─ чистый дисконтированный доход;
─ внутренняя норма доходности;
─ индексы доходности затрат и инвестиций;
─ срок окупаемости.
Чистый доход предприятия от реализации инвестиционного проекта представляет собой разницу между поступлениями (притоком средств) и выплатами (оттоком средств) предприятия в процессе реализации проекта применительно к каждому интервалу планирования.
Чистый дисконтированный доход (ЧДД) – определяется как сумма текущих эффектов за весь расчетный период, приведенная к начальному шагу, или как превышение интегральных результатов над интегральными затратами. Если в течение расчетного периода не происходит инфляционного изменения цен или расчет производится в базисных ценах, то ЧДД, для постоянной нормы дисконта вычисляется по формуле
, (4)
где Pt – результаты, достигаемые на t-м шаге расчета;
Зt – затраты, осуществляемые на том же шаге;
Т – горизонт расчета.
Если ЧДД инвестиционного проекта положителен, проект является эффективным (при данной норме дисконта), и может рассматриваться вопрос о его принятии. Чем больше ЧДД, тем эффективнее проект.
Рt – Зt = Ф1+Ф2+Ф3
Рt – Зt на каждом году составит:
1 год: -240+215,8+216=191,8 тыс. у.е.
2 год: 198,9-44=154,9 тыс. у.е.
3 год: 172,5-44=128,5 тыс. у.е.
4 год: 165,3-44=121,3 тыс. у.е.
5 год: 21,66+158,1-44=135,7 тыс. у.е.
По условию Ен=0,3 (30%). Тогда ЧДД на t-м шаге расчета составит:
ЧДД (1)=191,8/(1+0,3)1=147,5 тыс. у.е.
ЧДД (2)=154,9/(1+0,3)2=91,7 тыс. у.е.
ЧДД (3)=128,5/(1+0,3)3=58,5 тыс. у.е.
ЧДД (4)=121,3/(1+0,3)4=42,5 тыс. у.е.
ЧДД (5)=135,7/(1+0,3)5=36,6 тыс. у.е.
ЧДД=147,5+91,7+58,5+42,5+36,6=+376,7тыс. у.е.
Проект является эффективным при данной норме дисконта, может рассматриваться вопрос о его рассмотрении.
Учитывая, что на момент принятия решения об эффективности проекта учетная банковская ставка составляет 20 %, то при ней ЧДД составит:
ЧДД (1)= 191,8 /(1+0,2)1=159,8тыс. у.е.
ЧДД (2)= 154,9 /(1+0,2)2=107,6тыс. у.е.
ЧДД (3)= 128,5 /(1+0,2)3=74,3тыс. у.е.
ЧДД (4)= 121,3/(1+0,2)4=58,5тыс. у.е.
ЧДД (5)= 135,7/(1+0,2)5=54,6тыс. у.е.
ЧДД=159,8+107,6+74,3+58,5+54,6=+454,7 тыс. у.е.
При норме дохода на капитал в 30% ЧДД проекта составляет 376,7 тыс. у.е., а при банковской ставке в 20% − ЧДД=454,7 тыс. у.е. Это говорит о том, что инвестор может вложить деньги в банк и получить почти такой же доход.
На практике часто пользуются модифицированной формой для расчета ЧДД. Для этого из состава Зt исключают капитальные вложения, их обозначают через:
Кt – капиталовложения на t-м шаге;
К – сумма дисконтированных капиталовложений, т.е.
, (5)
где Зt – затраты на t-м шаге при условии, что в них не входят капитальные вложения.
Тогда формула записывается в виде:
(6)
К = -240*1/(1+0,3)¹+21,6*1/(1+0,3)5=-178,8 тыс. у.е.
ЧДДм (1) = 159,8-(-178,8) = 338,6 тыс. у.е.
ЧДДм (2) = 107,6-(-178,8) = 286,3 тыс. у.е.
ЧДДм (3) = 74,3-(-178,8) = 253 тыс. у.е.
ЧДДм (4) = 58,5-(-178,8) = 237,3 тыс. у.е.
ЧДДм (5) = 54,6-(-178,8) = 233,3 тыс. у.е.
ЧДДм = 338,6+286,3+253+237,3+233,3 = 1348,7 тыс. у.е.
Индекс доходности представляет собой отношение суммы приведенных эффектов к величине капиталовложений:
(7)
Индекс доходности тесно связан с ЧДД. Если ЧДД положителен, то и ИД > 1, и наоборот. Если ИД > 1, то проект эффективен, если ИД < 1, то неэффективен.
ИД=1/178,8*1348,7=7,54
ИД > 1, следовательно, проект эффективен.
Внутренняя норма доходности (ВНД) представляет собой ту норму дисконта (Евн), при которой величина приведенных эффектов равна приведенным капиталовложениям. ЧДД принимает нулевое значение:
(8)
ВНД определяется в процессе расчета и затем сравнивается с требуемой инвестором нормой дохода на вкладываемый капитал.
ЧДД при Е=200% = +87,9 тыс. у.е.
ЧДД при Е=500% = +37 тыс. у.е.
ЧДД при Е=1000% =+18,8 тыс. у.е.
ЧДД при Е=2000% =+9,5 тыс. у.е.
Таким образом, в данном случае ВНД определить довольно сложно, она стремиться к большой величине, а ЧДД стремится к 0.
Таким образом, ВНД принимает значение, которое намного превышает норму дохода на капитал (30%). Значит, инвестиции в проект оправданы.
Срок окупаемости инвестиций представляет собой минимальный временной промежуток, измеряемый в месяцах, кварталах или годах, начиная с которого первоначальные вложения и другие затраты, связанные с реализацией инвестиционного проекта, покрываются суммарными результатами от его осуществления. [15, с.62]
(9)
Сроком окупаемости называется период времени, в течение которого текущий чистый доход становится неотрицательным. Так, срок окупаемости для проекта равен 1-ому интервалу планирования.
Ток=1/7,54=0,13 лет
Проект начнет окупаться на первом году.
Таким образом, можно сделать следующий вывод:
Проект по данному маршруту автобуса, осуществляющего пассажирские перевозки, является эффективным по следующим показателям эффективности инвестиционного проекта:
• чистый дисконтированный доход проекта > 0;
• внутренняя норма доходности проекта > Ен;
• индекс доходности > 1,0;
• проект начнет окупаться в первый год.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бланк И. А. Управление инвестициями предприятия. – Киев: Ника-Центр, 2003. – 308 с.
2. Бочаров В. В. Инвестиционный менеджмент. Краткий курс. – СПб.: Питер, 2002. – 160 с.
3.Иванов Г.И. Инвестиции: сущность, виды механизмы функционирования. Учебники, учебные пособия. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2002. – 352с.
4.Николаева С.А. Управленческий учет: Учебное пособие. – М.: Институт профессиональных бухгалтеров России: Информационное агентство «ИПБ-БИНФА», 2002 – 176с.
5.Щиборщ К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001 – 544с.
6.Окладников Д. Бюджетирование и управленческий учет// Управленческий учет и финансы. №1. 2005.
7.Башкатов А. Формирование инвестиционного бюджета на предприятиях энергетики// Справочник экономиста. №6. 2005.
8. Буров В.П., Ломакин А.Л., Морошкин В.А. Бизнес-план фирмы. Теория и практика: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 192 с.
9. Инвестиции: учебное пособие / Подшиваленко Г. П., Лахметкина Н. И., Макарова М. В. и др. – М.: КНОРУС, 2005. – 432 с.
10.Мазурина Т. Ю. Финансы организаций (предприятий): учебное пособие. – М.: Издательство РИОР. 2005. − 140 с.
11. Пономарева Г.А. Самоучитель по бухгалтерскому учету. – М.: Приор, 2004. – 160 с.
12. Экономика фирмы / О. И. Волков, Учкбник – М.: ИНФРА-М. 2002. − 601 с.
13. Экономика предприятия / Под редакцией Сафронова Н. А. – М.: Юристъ. 2002. – 608 с.
14.Финансовый бизнес-план: Учеб. Пособие / Под редакцией Попова В. М. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 480 с.
15. Ковалев В. В. Методы оценки инвестиционных проектов. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 144 с.