БОГАТАЯ ПАЛИТРА

Рынок колбасных изделий

Исследования ММЦ «Мордовия-Москва»

  В прошлом номере журнала характеризовался рынок колбас Москвы и области. Сегодня рассматривается ситуация, сложившаяся к февралю 2002 года у производителей колбас и мясопродуктов как столичных, так и провинциальных регионов. Анализ базируется на стандартных условиях, предлагаемых мясоперерабатывающими предприятиями региональным оптовикам. Продукты из мяса птицы, субпродукты и мясные консервы не были включены в данный обзор. Исследование охватило в основном территорию европейской части России.   Десятилетнее внедрение на российский рынок импортной мясной продукции сегодня сошло на нет. Покупательское предпочтение недоступным в советские времена продуктам свелось к минимуму. Процесс «русификации» ускорил и дефолт 1998 года. Дальнейшее вытеснение иностранных продуктов уже невозможно: сегмент заморских колбас занимает незначительную долю рынка. Мощности российских же производителей колбас, по данным Госкомстата РФ, задействованы не более чем наполовину. Это среднестатистические цифры. На практике слабые предприятия закрывают производство вообще, а сотни стабильно работающих мясокомбинатов вводят в строй новые, более производительные линии. Например, в Пензенской области производство колбасных изделий на душу населения возросло по сравнению с 1998 годом в 4 раза.   Конкуренция обостряется, а объем рынка остается таким же, так как доходы населения России растут медленно. В январе 2002 года по сравнению с декабрем 2001-го цены на колбасные изделия выросли по разным регионам до 7%. В Нижневартовске цены на вареные колбасы повысились на 6,9%, а на полукопченые – на 1,7%. В Норильске вареные колбасы подорожали на 3%, а полукопченые – на 5%.В Брянске вареные колбасы поднялись в цене на 1,1%, в Самаре – на 1,7%, в Иванове полукопченые колбасы подорожали на 1%.   И все же выработка колбасных изделий в 2001 году увеличилась на 11,8%, составив 1,2 млн тонн. По самым скромным подсчетам, в 2002 году увеличение выпуска колбасных изделий прогнозируется еще на 5,7%. К февралю сорок предприятий европейской части России совокупно выпускали 350 наименований вареных колбас и 200 наименований - полукопченых. Перечень копченостей зашкаливал за 300 позиций; сосисок, сарделек – за 180.   Анализ прайс-листов показывает, что среди московских производителей самый большой ассортимент у Черкизовского МПЗ (361 позиция). В Питере лидером является ОАО «Парнас-М» (174 позиции), реализующее свою продукцию через ООО «ТД «Парнас». Среди региональных производителей с 304 позициями лидирует Екатеринбургский МПЗ (рис. 1).

  Казалось бы, огромным ассортиментом колбасных изделий можно восторгаться. Но вспомните старую поговорку: дурачок красненькому радуется. При изобилии товара потребитель покупает самое блестящее, яркое. Это психология. А какого цвета должна быть колбаса, если она изготовлена из мяса? Правильно, цвета вареного мяса - серого. Розовый оттенок колбасе придает крахмал, а ярко-красный – стабилизатор цвета нитрит натрия. В действующем сейчас ГОСТе 1955 года подобные ингредиенты не предусмотрены, поэтому и появляются не «Диабетическая» и «Чайная», а «Диабетическая новая» и «Чайная плюс». Кроме красителей современные колбасы напичканы соей. Ладно бы отечественной. До сих пор нет подтвержденных данных о влиянии на человека генетически измененной   заморской сои. Из-за перестроечного развала АПК технологии производства у нас сейчас таковы, что качественная отечественная соя – редкость. И в колбасе нашей содержатся растительные белки неизвестной структуры. Не лучшим образом обстоят дела и с мясом. До сих пор не поднявшееся сельское хозяйство дает, по разным данным, от 20 до 30% мяса, пригодного для переработки. Остальные 70-80% поступают опять-таки из-за границы. Это мясо едет к нам глубокозамороженным, а хорошие колбасы всегда делались из парного мяса.   На сегодняшний день только солидный производитель способен предлагать колбасы, изготовленные по традиционным рецептам. Из 14 разновидностей «Докторской» колбасы для сравнительного ценового анализа мы выбрали «Докторскую высшего сорта», производящуюся на 33 предприятиях европейской части России. Также было выбрано по одному виду вареной колбасы из 9 разновидностей «Любительской» (21 производитель), из 8 - «Молочной», производством которой занимается 28 предприятий, из 6 - «Останкинской» (17 производителей), из 8 - «Русской» (23) и из 8 видов «Чайной» колбасы (22).   Из полукопченых колбас для ценового анализа были взяты давно известные и выпускающиеся большинством предприятий европейской части России сорта. Они имеют гораздо меньше вариаций, так как отступление от ГОСТа здесь простым прибавлением к названию слов «новая» или «экстра» не скроешь: колбаса приобретает совершенно иной вкус. Исключение составляют «Краковская» и «Одесская» колбасы, представленные в различных вариациях в ассортименте 33 и 25 производителей, соответственно. Также для ценового анализа из ассортимента полукопченой продукции мы взяли «Колбаски охотничьи», производством которых занимаются 19 предприятий, и «Таллинскую в/с», выпускаемую 21 производителем. К сожалению, популярные сорта колбас «Армавирская», «Московская», «Польская» и «Украинская жареная» выпускаются небольшим количеством производителей (они указаны в ассортименте менее чем половины комбинатов) и не включены в наше исследование.   Сопоставительный анализ цен на копчености оказался крайне затруднительным, так как из 299 наименований продукции общенациональных «брэндов» практически нет. Например, вариации балыка выпускают от 12 до 18% рассмотренных нами производителей. Аналогичная ситуация с бужениной, «Ветчиной для завтрака» и «Говядиной боярской». Лишь «Пастрома к/з» выпускается 13 заводами, «Шпиг венгерский» – 17, а «Шпиг по-домашнему» - 10.   Самые «демократичные» продукты мясопереработки – сосиски-сардельки - благодаря ориентации на среднего потребителя в своих вариациях достигают ста наименований. Но только по две разновидности заслуживают титула всероссийского «брэнда»: «Сардельки 1 с» и «Сардельки говяжьи», «Сосиски любительские» и «Сосиски молочные в/с». К ним же надо присоединить сарделечно-сосисочную новацию - «Шпикачки в/с н/о», выпускаемые сейчас десятком крупных производителей европейской части России.   Разница отпускных цен на самые распространенные вареные колбасы мясоперерабатывающих предприятий достигает 70%. Так, цена на «Докторскую в/с» Микояновского мясокомбината равна 110 руб./кг, а нижегородского ООО «Альфа-Стар» - 65 руб. Отпускная цена на «Любительскую» ГП «Оброченский мясокомбинат» (Мордовия) на 60% ниже, чем на аналогичную продукцию Микояновского МК (рис. 2).

  Схожая ситуация наблюдается с отпускными ценами на популярные полукопченые колбасы. В Нижегородской области мясокомбинаты-соседи «Дзержинский» и «Альфа-стар» продают «Краковскую в/с» с разницей в ценах более чем в 70% (138 и 80 руб. за килограмм, соответственно). Цена на «Одесскую» и «Таллинскую» колбасы питерских ООО «Пит-продукт» и ООО «Стрелец-СПб-Р» ниже цены продукции Дзержинского и Чернышихинского мясокомбинатов Нижегородской области на 80 и 45%, соответственно (рис. 3). Средние отпускные цены самых ходовых полукопченых колбас колеблются между 94 и 101 руб. за исключением цены «Колбасок охотничьих» – в среднем 128 руб. за кг. Зато это и колбаски из чистой свинины.

  Цены российских заводов на копчености мало поддаются какой-то закономерности. Стоимость «Пастромы» в Сургуте – 120 руб. за кг, а в столь же далеком от центра Кирове – 188. В то же время цены столичных переработчиков на «Пастрому» держатся посредине. Максимальные и минимальные отпускные цены на «Шпиг по-венгерски» также у региональных мясокомбинатов (рис. 4).

  Безусловные лидеры низких цен на сардельки и шпикачки - питерские ООО «ТД «Парнас» и ООО «Пит-продукт». Сосиски «Любительские» дешевле всех у ОАО «МиКо» (Н. Новгород), а сосиски «Молочные в/с» - у нижегородского ОАО «Агрофирма «Апис» и Казанского мясокомбината. Разница в цене на последнее наименование сосисок у Микояновского мясокомбината превышает 80% (рис. 5).

  Такая ситуация объясняется тем, что средние производители не могут осилить выпуск по 500 тонн мясопродуктов в сутки, как, например, Черкизовский или Микояновский МПЗ. Региональные мясоперерабатывающие предприятия, предлагающие низкие цены на колбасы, выпускают небольшие объемы продукции, которые, поступая в крупные города, никак не меняют ценовую политику известных гигантов. Наценка же на столичные мясопродукты в розничной региональной торговле огромна. Например, в Архангельске колбаса «Казачья» Микояновского комбината продается по 90 руб. за кг, хотя цена производителя без традиционных скидок – 43 руб. В Саранске «Браунштейнская» колбаса того же комбината стоит 375 руб. при отпускной цене 235 руб. за кг (60% наценки). Наценка на колбасные изделия местного производства составляет от 10% (Пенза, Чебоксары) до 36% (Екатеринбург). Видимо, такой разброс применяемых наценок диктуется местным спросом на продукцию.   Хотелось бы также остановиться на внеэкономической характеристике работы мясоперерабатывающих предприятий России.   Относительно молодые столичные переработчики и энергичные региональные предприятия для завоевания своей ниши на мясном рынке бьются за каждого потенциального клиента. Питерский «Стрелец» готов работать круглосуточно. В Интеренете на web-сайте Брянского мясокомбината размещены реально действующие цены. Подмосковная фирма «Мортадель» и в восемь вечера радушно рассылает прайс-листы. ООО «Пит-продукт» и Сургутский мясокомбинат мгновенно реагируют на запросы клиентов по электронной почте. Чего, к сожалению, не скажешь о таких гигантах, как Черкизовский и Микояновский МПЗ. Не проявляют особого рвения к сотрудничеству и такие известные предприятия, как ООО «Парнас» (Санкт-Петербург), ООО «МПК «КампоМос» (Москва), Царицынский МПЗ (Москва). В Интернете на их сайтах расположены прайс-листы, предоставляющие давно не обновляемые цены.   Что же ожидать в ближайшее время от производителей колбас России?   После отмены субсидий ЕС на свинину и значительного их сокращения на говядину становится невыгодно импортировать мясо в РФ. Проработав 2001 год на остатках заморского сырья, крупные столичные производители приготовились к переходу на отечественное. Причем, по возможности, на свое собственное. ОАО «Черкизовский МПЗ» к началу 2002 года завершил в Ростовской области реконструкцию первой очереди Сальского мясокомбината «Черкизовский» (инвестировано около $3 млн). Владелец Микояновского мясокомбината компания «Эксима» наращивает производство на своих свинокомплексах. Не отстает от москвичей и питерский «Парнас», развивающий свою сырьевую базу.   Тенденция столичных предпринимателей вкладывать деньги в рентабельные производства в глубинке налицо. Если раньше мясо шло на переработку в Москву, а потом возвращалось в провинцию в виде колбасы и сосисок, то теперь, купив мясокомбинаты на местах, москвичи выиграли трижды: сэкономили на перевозке мяса, на оплате труда переработчиков и на продвижении торговых марок. Яркий пример - мясокомбинат «Советский» Калининградской области. Приобретя его, москвичи инвестировали в переоборудование $2 млн и с 2002 года начинают поставки в Москву. В нашем анализе мы не могли объективно оценить ценовые позиции этого предприятия, так как продукция мясокомбината «Советский», единственная из всех, не облагается налогом на добавленную стоимость. Значит, «советские» колбасы-сосиски существенно дешевле, но, перепродавая их, оптовик не получает возмещение из бюджета, что при определенном раскладе, невыгодно.   Таким образом, одновременно с экспансией в провинцию столичных гигантов будет наблюдаться обратный процесс. Местные перерабатывающие заводы при поддержке региональных властей на огромные бюджетные вливания увеличивают производство и строят наполеоновские планы. В Самарской области пользуется популярностью продукция тольяттинского мясокомбината «Лидер». В Ненецком автономном округе Нарьян-Марскому мясокомбинату из бюджета выделяют ссуду более 20 млн руб. В Мордовии ООО «МПК «Атяшевский», в состав которого входят три основных республиканских мясокомбината, благодаря долгосрочным кредитам из московского бюджета готовится с 2000 тонн мясопродуктов вторгнуться в столицу.   Можно также прогнозировать дифференциацию производителей по ассортименту на рынке колбасных изделий России. Там, где зарегистрировано наибольшее число людей с годовым доходом не менее 1 млн руб. (Москва, Самара, Ханты-Мансийск, Краснодар, Н. Новгород, Петрозаводск, согласно сданным в ГНИ МНС декларациям за 2000 год), есть резон вкладывать деньги в производство деликатесов. В других регионах дефицит дешевого отечественного сырья, несомненно, приведет к преобладанию более дешевой продукции либо к производству марок колбас не по ГОСТу. Потребление же мясопродуктов населением России из-за постоянного роста отпускных цен так и будет почти в два раза меньше научно обоснованной нормы.

Александр Шарашкин