Содержание
Практическое задание №1. 3
1. Наименование предприятия с указанием его организационно-правовой формы; отрасль деятельности, в которой работает предприятие; общая численность персонала; организационная структура предприятия. 3
2. Виды используемой управленческой документации с разбивкой по системам: организационно-правовые документы, распорядительные документы, справочно-информационные документы, кадровые документы, деловая корреспонденция 4
3. Для документов каждой из систем приведите примеры реально существующих документов и укажите их назначение на исследуемом предприятии; если при ознакомлении с реально существующими документами вами были выявлены ошибки в их оформлении или стиле написания - укажите их и приведите верное их написание. 8
4. Для любых трех документов предприятия приведите схему движения этих документов с момента создания до архивного хранения, обязательно указав все необходимые реквизиты, появляющиеся на различных этапах. 12
5. Внесите ряд предложений по усовершенствованию документооборота на предприятии. 13
Практическое задание №2. 14
Тестовые задания. 16
Список литературы.. 17
Практическое задание №1
1. Наименование предприятия с указанием его организационно-правовой формы; отрасль деятельности, в которой работает предприятие; общая численность персонала; организационная структура предприятия
Муниципальное унитарное предприятие «ДИН» г. Королев Московской области было зарегистрировано 11 июля 1996 г. Основание — Постановление Главы города № 919 от 16.05.1996 г. Учредитель — Администрация г. Королева Московской области. Собственник имущества — Муниципальное образование г. Королев Московской области. Имущество закрепляется за предприятием на праве хозяйственного ведения. Полномочия собственника осуществляет Администрация г. Королёва Московской области. Предприятие является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков.
Целями создания предприятия являются решение социальных задач по обеспечению потребностей жителей г. Королева Московской области в социально значимых для населения города услугах. Предметом деятельности предприятия является оказание физическим и юридическим лицам услуг в области связи, Интернета и телевидения.
Численность персонала на конец 2004 года составила 39 человек.
Организационная структура предприятия - линейная (рис.1.)
Директор предприятия
Заместитель директора
Главный инженер
Технико-эксплуатационный отдел Финансово-экономический отдел
Рис.1. Организационная структура МУП «ДИН»
2. Виды используемой управленческой документации с разбивкой по системам: организационно-правовые документы, распорядительные документы, справочно-информационные документы, кадровые документы, деловая корреспонденция
Организационно-правовые документы
Важнейшим учредительным документом, устанавливающим правовой статус юридического лица, необходимым, согласно закону, для его государственной регистрации, является устав.
Устав государственного и муниципального унитарного предприятия утверждается уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.
Трудовой распорядок организации определяется локальным нормативным актом организации — правилами внутреннего распорядка. Правила в соответствии с Трудовым кодексом РФ (ст. 189) и иными федеральными законами регламентируют порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы трудовых отношений в организации.
Правила внутреннего распорядка, как и устав организации, оформляются на общем бланке организации.
Штатное расписание — документ, устанавливающий структуру, штатный состав и штатную численность организации в соответствии с ее Уставом. Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы.
Изменения в штатное расписание вносятся в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя организации или уполномоченным на то лицом.
Положение — организационно-правовой акт, определяющий порядок формирования, задачи, обязанности, права, ответственность и организацию работы отдельных структурных подразделений.
Должностная инструкция — локальный организационно-правовой документ, устанавливающий для работника организации (подразделения) конкретные трудовые (должностные) обязанности в соответствии с занимаемой должностью.
Распорядительные документы
К распорядительным документам относятся: постановления, указания, приказы, решения, распоряжения. Эти документы носят властный административный характер и обращены к нижестоящим подчиненным.
Указание — распорядительный документ, издаваемый органами государственного управления, министерствами, ведомствами, по вопросам, связанным с организацией исполнений приказов, инструкций и других документов. Право издания указаний внутри организаций предоставляется руководителям и их заместителям.
Приказ — важнейший правовой распорядительный документ, издаваемый руководителем организации в целях решения возникающих в процессе деятельности стратегических и тактических задач. Приказы по организации работы трудового коллектива, финансированию, отчетности, снабжению и другим производственным вопросам относятся к приказам по основной деятельности.
Кроме приказов по основной деятельности существуют приказы по личному составу (кадрам). Они регулируют прием, увольнение работников, продвижение по службе, присвоение разрядов и т. п.
Распоряжение — правовой акт, издаваемый единолично руководителем организации, его заместителями, в отдельных случаях руководителями структурных подразделений. Как правило, распоряжение представляет собой способ доведения до исполнителей оперативных вопросов, имеет ограниченный срок действия и касается узкого круга должностных лиц.
Информационно-справочные документы и деловая корреспонденция
К числу информационно-справочных документов относятся: служебные письма, телеграммы, телетайпограммы, телефонограммы, факсы. Перечисленные документы представляют собой специфические каналы связи организаций и предприятий с внешним миром.
К документам деловой корреспонденции относятся в МУП «ДИН» служебное письмо и телеграмма.
Письмо — общепринятое название большого числа разновидностей справочно-информационных документов, используемых для решения главным образом оперативных задач в управлении.
Акт - документ, составленный несколькими лицами (комиссией), подтверждающий установленные факты, события или действия. Актами фиксируются результаты ревизий, инвентаризаций, приема-передачи или списания материальных ценностей, прием законченных работ и т. д.
Протокол — документ, в котором фиксируются последовательность и содержание обсуждаемых коллегиальным органом (совещанием, конференцией, советом и т. д.) поставленных вопросов и принятых решений.
Докладная записка — документ, адресованный вышестоящему руководителю, с изложением конкретной проблемы или постановкой вопроса и содержащий ответы и предложения. В зависимости от содержания и назначения докладные записки делятся на информационные и отчетные.
В зависимости от адресата докладные записки бывают внутренние (направленные руководителю) и внешние (направленные в вышестоящие организации).
Служебная записка — форма внутренней деловой переписки между подразделениями организации или должностными лицами, не находящимися в прямом подчинении. Служебная записка может иметь информационный, инициативный или отчетный характер.
Объяснительная записка — документ, объясняющий вышестоящему непосредственному руководителю причины невыполнения какого-либо поручения, нарушения трудовой или технологической дисциплины.
Кадровая документация
Среди огромного количества документации в МУП «ДИН» особое значение имеет кадровая документация. Особая аккуратность при оформлении, ведении, хранении кадровой документации на протяжении длительного времени обусловлена составлением на ее основе государственного статистического наблюдения (№ П-4) «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» (Постановление Госкомстата РФ от 1 декабря 2003 г. N 105 «Об утверждении Порядка заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения»).
К кадровой документации по личному составу в МУП «ДИН» относятся:
1. Трудовые договоры (контракты).
2. Приказы по личному составу.
3. Личные дела.
4. Личные карточки (форма Т-2).
5. Лицевые счета по зарплате.
Существует общепринятая система регистрации кадровой документации. Это книги учета и журналы. Перечислим основные виды журналов, регистрирующих кадровую документацию в МУП «ДИН»:
1. Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним.
2. Приходно-расходная книга по учету бланков трудовых книжек и вкладышей к ним.
3. Книга учета трудовых договоров, изменений и дополнений к ним.
4. Журнал учета приказов по основной деятельности.
5. Журнал учета приказов по личному составу.
6. Книга регистрации и контроля за поступающими и отправляемыми документами.
7. Книга регистрации распорядительных и нормативных документов организации.
8. Журнал учета отпусков.
9. Журнал учета личных карточек Т-2.
10. Журнал учета военнообязанных и лиц, подлежащих призыву.
11. Журнал учета мероприятий по контролю.
12. Журнал учета командировок.
13. Журнал учета командировочных удостоверений.
14. Журнал ознакомления с инструкцией (прохождения инструктажа) по охране труда.
15. Журнал учета медицинских осмотров.
Таким образом, кадровая документация МУП «ДИН» включает в себя внушительный список обязательных документов, которые должны оформляться, заполняться и храниться определенным образом.
3. Для документов каждой из систем приведите примеры реально существующих документов и укажите их назначение на исследуемом предприятии; если при ознакомлении с реально существующими документами вами были выявлены ошибки в их оформлении или стиле написания - укажите их и приведите верное их написание
В ходе ознакомления с документацией МУП «ДИН» не выявлены ошибки в оформлении и стиле написания.
Приказ — правовой распорядительный документ, издаваемый руководителем организации в целях решения возникающих в процессе деятельности стратегических и тактических задач.
МУП «ДИН»
ПРИКАЗ
12.09.2004 №15-л/с
О переводе на другую работу
Соловьева К.Ф.
ПЕРЕВЕСТИ:
Соловьева Константина Федоровича, лаборанта информационных сетей на должность старшего консультанта отдела информационных связей с 13.09.04г.
Установить Соловьеву К.Ф. оклад 7880 рублей в месяц. Основание: заявление Соловьева К.Ф. с визами.
Директор Илларионов К.Д. Илларионов
С приказом ознакомлен
Соловьев 12.09.04г.
Объяснительная записка как вид информационно-справочного документа в МУП «ДИН» служит для фиксации причин нарушений трудовой, административной дисциплины и т.п. рассмотрим реальный пример объяснительной записки:
Секретариат Руководителю МУП «ДИН»
Объяснительная записка Илларионову К.Д.
02.12.2004 №124
О нарушении исполнительной дисциплины
ФИО: Вовчок Анатолий Сергеевич
Должность: инженер-консультант
компьютерных сетей
В связи с нехваткой времени на завершение работы я взял необходимые материалы домой. В транспорте папка с документами была утеряна. Обязуюсь восстановить утерянную информацию.
Вовчок [подпись]
Служебное письмо - вид официальных документов МУП «ДИН», служащих средством общения с различными организациями, предприятиями, фирмами, физическими лицами. Служебные письма в МУП «ДИН» имеют большое количество видов:
- сопровождающие;
- информационные;
- гарантийные;
- рекламные;
- претензионные;
- арбитражные и т. д.
Рассмотрим пример письма МУП «ДИН». Образец письма, форма которого используется предприятием:
МУП «ДИН»
101213 Москва, ул. Киевская, д. 14, Директору Выставочного Центра
Тел. 743-20-10, факс 143-24-92 г-ну В. В. Иванченко
ИНН _________ ОКОНХ________ ул. 3-я Сокольническая, 4,
ОГРИ _________ Москва, 0000000
05.07.2003 №________
На № _______от _________
Об участии в выставке
Уважаемый Владимир Владимирович!
Ознакомившись с Вашей рекламой, просим включить наше предприятие в число участников выставки.
Генеральный директор Илларионов К.Д. Илларионов
4. Для любых трех документов предприятия приведите схему движения этих документов с момента создания до архивного хранения, обязательно указав все необходимые реквизиты, появляющиеся на различных этапах.
I. Движение служебного письма Директору МУП «ДИН».
1. Поступление в канцелярию. Проставляется реквизит 29 - отметка о поступлении документа в организацию
2. Поступление руководителю МУП «ДИН». Он проставляет реквизит 28 -отметка об исполнении документа и направлении его в дело.
3. Секретарь подшивает его в дело и сдает в архив предприятия, где оно хранится 5 лет.
П. Движение приказа по личному составу
При поступлении сотрудника на работу в МУП «ДИН» издается соответствующий приказ, который проходит следующие этапы:
1. Составление документа секретарем заместителя директора. Проставляются все необходимые реквизиты, которые должен содержать приказ по личному составу. При оформлении приказа (распоряжения) о приеме на работу указываются наименование структурного подразделения, профессия (должность), испытательный срок, если работнику устанавливается испытание при приеме на работу, а также условия приема на работу и характер предстоящей работы (по совместительству, в порядке перевода из другой организации, для замещения временно отсутствующего работника, для выполнения определенной работы и др.).
2. Отправляется на резолюцию и контроль заместителю директора. Он проставляет реквизит 17 - резолюция и 19 - отметка о контроле.
3. После, документ отправляется на подпись директору МУП «ДИН». Он ставит реквизит 22 - подпись.
4. Затем документ возвращается секретарю заместителя директора, который занимается канцелярской работой. Приказ подписывается сотрудником, которого принимают на работу. Секретарь проставляет реквизит 28 - отметка об исполнении документа и направлении его в дело и подшивает в папку с приказами по личному составу.
5. Данный документ постоянно будет храниться в МУП «ДИН».
III. Движение объяснительной записки
При нарушении сотрудником МУП «ДИН» внутреннего трудового распорядка пишется объяснительная записка. Она проходит следующие этапы:
1. Написание объяснительной сотрудником на имя директора МУП «ДИН».
2. Рассмотрение объяснительной записки директором. Он ставит реквизит 22 - подпись и направляет его секретарю.
3. Секретарь проставляет реквизит 28 - отметка об исполнении документа и направлении его в дело, и подшивает в личное дело сотрудника.
4. После отправления в архив данный документ с личным делом будет храниться постоянно.
5. Внесите ряд предложений по усовершенствованию документооборота на предприятии
Для совершенствования системы делопроизводства необходимо внести изменения в следующие этапы делопроизводства:
- первичная обработка поступающих документов (разработать и использовать список нерегистрируемой документации; при распределении поступающей документации подлинники передавать ответственному исполнителю; предлагается наделить секретаря-референта Генерального управления дополнительным правом самостоятельно распределять входящую корреспонденцию);
- регистрации документов (рекомендуется проводить регистрацию только в компьютерной форме);
- формирование и оформление дел (необходимо все документы сформировать в дела и оформить их с учетом требований современного законодательства; при формировании дел приложения подшивать в дело вместе с документами, помещать вместе все документы, относящиеся к разрешению одного вопроса; при составлении описи дел необходимо проставлять подпись секретаря с указанием должности и отметку о согласовании с заместителем директора МУП «ДИН»);
- при составлении описи дел необходимо проставлять подпись секретаря с указанием должности и отметку о согласовании с руководителем делопроизводственной службы (секретарем заместителя директора) МУП «ДИН».
Практическое задание №2
Составьте и оформите письмо-запрос из ЗАО «Пеликан» на бывшего сотрудника фирмы. В ответ на него составьте и оформите характеристику на этого сотрудника и сопроводительное письмо к ней
ЗАО «Пеликан» Директору ООО «Каскад»
630031, Новосибирск, г-ну С.Н. Иванченко
ул. Ленина, д. 14, Тел.23-20-1 ул. 3-я Сокольническая, 4,
ИНН _________ ОКОНХ________ Новосибирск, 630124
ОГРИ _________
05.07.2003 №________
На № _______от _________
Об информации о сотруднике
Уважаемый Сергей Николаевич!
Просим Вас выслать характеристику на бывшего сотрудника Вашей фирмы
Андреева А.В.
Генеральный директор Собакин С. С. Собакин
Характеристика
На продавца Андреева Александра Владимировича 1967 года рождения.
За время работы в нашей организации проявил себя как организованный, исполнительный, добросовестный сотрудник.
Отношения с коллегами: конфликтные, частые споры и разногласия, предпочитает работать в одиночку.
К недостаткам следует отнести вспыльчивость и неумение идти на компромисс.
Руководитель Иванченко С.Н.Иванченко
Сопроводительное письмо
ООО «Каскад» Директору ЗАО «Пеликан»
6300124, Новосибирск, г-ну С.С.Собакину
ул. 3-я Сокольническая, 4, ул. Ленина, д. 14,
Те. 74-20-10, Факс 74-24-92 Новосибирск, 630031
ИНН _________ ОКОНХ________
ОГРИ _________
10.07.2003 №________
На № _______от _________
О запросе информации
Уважаемый Сергей Сергеевич!
Ознакомившись с вашей просьбой, отправляю вам характеристику на Андреева А.В.
Генеральный директор Иванченко С.Н. Иванченко
Тестовые задания
1. Видовой состав документов в приказном делопроизводстве складывался из грамот, приговоров, наказов, докладов, отписок, памяток и челобитных.
2. Вид официальных документов, служащих средством общения различных организаций, предприятий, фирм по поводу осуществления ими деятельности, называется служебное письмо.
3. Реквизит «место составления» для ЗАО «Пеликан», находящегося в Нижнем Новгороде следует оформить так: Нижний Новгород. Поясните свой выбор. Из названия организации не определить место составления. Буква «г» и «город» не ставится, т.к. оканчивается на «город»
4. Вы устроились на работу 18 сентября 2002 года с испытательным сроком 2 месяца. Впервые вам могут предоставить очередной отпуск.
Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы в данной организации. Испытательный срок учитывается, поэтому очередной отпуск может быть предоставлен через 6 месяцев, т.е. 18 марта 2003 года.
Поясните расчет.
5. Документ составлен 16 марта 2002 года и имеет срок хранения 7 лет. Его можно уничтожить 1 января 2009 года. Так как исчисление сроков хранения документов, законченных делопроизводством в текущем году, начинается 1 января следующего года.
Список литературы
1. Деденко А. Н. Основы делопроизводства - М: «Лебедь», 2004.
2. Делопроизводство (организация и технологии документационного обеспечения управления): Учебник для вузов / Кузнецова Т.В., Санкина Л.В., Быкова Т.А.. и др.; Под ред. Т.В. Кузнецовой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
3. Евдокимова Л. И. Еще раз о делопроизводстве. - Новосибирск: СибАГС, 2003.
4. Кузнецов И.Н. Технология делового общения. - М: ВЭВЭР, 2004.
5. Палеха Ю.И. Документационное обеспечение управления. - М: «МАУП», 2004.