Содержание:

Введение. 2

Экскурсия и ее виды. 3

Значение понятия. 3

Классификация экскурсий. 7

Экскурсия как форма общения. 13

Символика: флаг и герб Хабаровского края. 15

Флаговедение и геральдика. 15

Символика Хабаровского края и города Хабаровска. 23

Заключение. 27

Список использованной литературы: 28

Введение.

Данная работа состоит из двух частей. Первая часть является теоретическим освещением понятия экскурсии, видов экскурсий. Вторая – является материалом освещающим символику города Хабаровска, герб и флаг города, их значение.

Целью данной работы является изучение экскурсии как способа работы с аудиторией, а также опыт сбора и представления информации.

Исходя из цели можно выделить следующие задачи, как то:  выделение границ понятия экскурсия, изучение видов экскурсий и области их применения, особенностей общения экскурсовода с аудиторией в процессе проведения экскурсии, сбор и систематизация информации о символике города Хабаровска, значении этой символики, ее смысла, а также освещение некоторых основных положений вексиллологии и геральдики.

Актуальность данной работы вытекает из необходимости повышения профессиональной грамотности работников сферы образования и воспитания, в частности, грамотности политической и понимания роли досугового воспитания в патриотическом воспитании современного гражданина России, особенно молодого поколения.

Экскурсия и ее виды.

Значение понятия.

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в ХIХ в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем – «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия)[1].

Экскурсия – методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, с ними связанных. Однако только к этому сущность понятия «экскурсия» сводить было бы неправильно. Рассмотрим несколько формулировок термина «экскурсия», которые были опубликованы в различных изданиях за последние 70 лет. Первая из них выглядит так: «Экскурсия – есть прогулка, ставящая своей задачей изучение определенной темы на конкретном материале, доступном созерцанию»[2].

Характеризуя место экскурсионной деятельности во внешкольной работе с детьми, экскурсионист Л. Бархаш считал, что экскурсия — это наглядный метод получения определенных знаний, воспитания путем посещений по заранее разработанной теме определенных объектов (музей, завод, колхоз и т. д.) со специальным руководителем (экскурсоводом).

Приведем также одно из последних по времени опубликования определений: «Экскурсия — особая форма учебной и внеучебной работы, в которой осуществляется совместная деятельность учителя-экскурсовода и руководимых им школьников-экскурсантов в процессе изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях (завод, колхоз, памятники истории и культуры, памятные места, природа и др.) или в специально созданных хранилищах коллекций (музей, выставка)». Таковы мнения ученых-экскурсионистов.

Рассмотрим толкования термина «экскурсия», данные в различных словарях и энциклопедиях. Самое раннее (1882 г.) толкование этому термину дает В. Даль: «Экскурсия — проходка, прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав и пр.». В Малой советской энциклопедии термин раскрыт следующим образом: «Экскурсия — коллективное посещение какой-либо местности, промышленных предприятий, совхозов, музеев и пр., преимущественно с научной или образовательной целью»[3].

Подробное пояснение термину «экскурсия» дает Большая советская энциклопедия: «один из видов массовой культурно-просветительной, агитационной и учебной работы, имеющей целью расширение и углубление знаний подрастающего поколения...»[4].

В Толковом словаре русского языка под руководством Л. Н. Ушакова,  слово «экскурсия» поясняется как «коллективная поездка или прогулка с научно-образовательной или увеселительной целью»[5].

В Малой советской энциклопедии сказано, что «экскурсия — коллективная поездка или поход в достопримечательные места с научной, общеобразовательной или культурно-просветительной целью»[6].

В Большой советской энциклопедии[7] дано следующее определение: «Экскурсия — посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода». Другие толкования более позднего времени не отличаются оригинальностью и ничего не добавляют к ранее сделанным характеристикам.

В приведенных определениях экскурсии можно обнаружить некоторые расхождения. Они не случайны и не дают оснований для выводов о существовании противоположных точек зрения на экскурсию. Каждая формулировка имеет отношение к функционированию экскурсии в определенный период времени. Отсюда — различия в формулировках  целей, задач и форм проведения экскурсий, характерных для того или иного времени. С годами происходит усложнение задач. Перед экскурсиями ставятся иные цели, меняются формы их проведения. При этом ярче проявляют себя особенности экскурсии, ее отличия от других форм культурно-просветительской работы.

Задачи экскурсии выделяет в своей работе Б. В. Емельянов: «В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача). В решении последней задачи большое место занимает формирование умения видеть»[8].

Также одной из важных просветительских и воспитательных задач экскурсии является задача помощи экскурсантам в выработке своего отношения к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку. В этом процессе большую роль играют материал экскурсии, подача его экскурсоводом, «угол зрения» на событие и оценка его экскурсоводом, а также убежденность экскурсовода в своей правоте. Главное в этом процессе – проблема понимания. Большинство экскурсантов воспринимают точку зрения экскурсовода, которая становится основой понимания материала и выработки отношения к предмету показа и рассказа.

Путь развития экскурсии идет по линии изменения ее сущности. Первоначально экскурсия была прогулкой, преследующей практические задачи, например, поиск лечебных трав. Затем перед ней встали научные задачи, такие как выявление экспонатов для краеведческого музея. Поиски новых форм самообразования выдвинули перед экскурсиями общеобразовательную цель. Стремление улучшить воспитательную работу, сделать ее более эффективной превратили экскурсию в один из видов культурно-просветительской работы.

В настоящее время экскурсия выступает как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические функции и признаки, своеобразную индивидуальную методику. В значительной степени она обогатилась по содержанию, формам проведения и методике преподнесения материала и характеризуется как неотъемлемая часть идейно-воспитательной и культурно-массо­вой работы.

Итак, экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т. д.

Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста – экскурсовода. Процесс восприятия объектов экскурсантами подчинен задаче раскрытия определенной темы. Экскурсовод передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Ему небезразлично, что увидит экскурсант, как он поймет и воспримет увиденное и услышанное. Он своими объяснениями подводит экскурсантов к необходимым выводам и оценкам, добиваясь тем самым нужной эффективности мероприятия.

В краткой форме сущность экскурсии можно определить так: экскурсия – сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче.

Классификация экскурсий.

Классификации экскурсий можно строить на основе разных признаков.

Классификация экскурсий по целям:

1.    Развлекательная. Главной задачей такой работы является отдых. Формой проведения может быть, например, прогулка.

2.    Учебная. Главной задачей такого типа экскурсии является усвоение детьми знаний по учебному предмету. В качестве формы может использоваться, например, урок вне классного помещения.

3.    Научная. Задачей может являться, например, Выявление экспонатов для краеведческого музея, формой проведения, например, экспедиция.

4.    Общеобразовательная. Задача такой экскурсии - Расширение общего культурного кругозора, а формами могут быть беседа в туристском походе, путевая экскурсионная информация в транспортном путешествии.

5.    Культурно-просветительская. Задачи: повышение уровня знаний по истории, архитектуре, литературе и другим отраслям. Форма проведения: обзорная многоплановая экскурсия.

6.    Культурно-воспитательная, в задачи которой входит усвоение знаний в сочетании с воспитанием. Основной формой будет тематическая экскурсия.

В одной экскурсии могут сочетаться несколько целей и тем самым, несколько разных форм работы с аудиторией.

По содержанию экскурсии делят на обзорные и тематические. Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. д.).

В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Это дает общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. Хронологические рамки такой экскурсии время существования города с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития.

Обзорные экскурсии имеют свои особенности. В отличие от тематических, в них формулировка темы представляет определенную сложность. Независимо от места, где их готовят и проводят, они практически схожи между собой, прежде всего по своей структуре. В каждой из них освещается несколько подтем (история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и др.). В то же время у обзорных экскурсий имеются свои отличительные черты. Они диктуются теми особенностями в историческом развитии, которые присущи определенному городу, области, краю. Например, военно-исто­рическую подтему включают в обзорные экскурсии те города, на территории областей которых происходили военные сражения. Литературные подтемы включаются в обзорные экскурсии городов, связанных с жизнью и деятельностью писателей, поэтов и т. д.

Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы. Тематические экскурсии делятся по:

1. По содержанию:

·        Исторические: историко-краеведческие; археологические; этнографические;

·        Историко-революционные: ленинские места; историко-партийные; о соратниках Ленина; об истории профсоюзов и ВЛКСМ; о становлении советского государства;

·        Военно-исторические: по памятным местам; по местам, связанным с подвигами народных героев; военно-исторические мемориальные и краеведческие музеи;

·        Производственные: производственно-исторические; производственно-экономические; производственно-технические;

·        Природоведческие: геологические; географические; ботанические; гидрогеологические; ландшафтные;

·        Искусствоведческие: театральные; историко-музейные (показ произведений монументальной скульптуры); экскурсии в картинные галереи, музеи, мастерские художников, выставочные залы или по местам жизни и деятельности великих мастеров искусства;

·        Литературные: литературно-биографические; историко-литературные; литературно-художественные; литературно-краеведческие; литературные экскурсии на природе с цитатами из произведений о красотах природы;

·        Архитектурно-градостроительные: с показом памятников архитектуры данного периода; с показом объектов одного архитектора; экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов; экскурсии по новостройкам;

2. По составу участников:

·        Взрослая аудитория;

·        Детская аудитория;

·        Для сельского населения;

·        Для местного населения;

·        Для приезжих;

·        Организованные группы;

·        Индивидуальные участники;

3. По месту проведения:

·        Городские (показ всего города или отдельных его частей) – тематические и обзорные;

·        Загородные (конечный пункт должен находиться на расстоянии не более 100 метров от города) – обзорные и тематические: в конечном пункте; по пути следования (с экскурсионными объектами); сочетание двух видов;

4. Производственные (заводы, фабрики, комбинаты, стройки, колхозы, совхозы, зверофермы, птицефермы, свинофермы, коровники; торговые и пассажирские порты, аэропорты, речные и морские порты; лаборатории, опытные базы, НИИ, питомники; рынки, ярмарки; стадионы, спорткомплексы, манежи, ипподромы, бассейны) – обзорные и тематические;

5. Музейные (широкомасштабные экскурсии), могут быть нескольких профилей: исторические, военные, археологические и т.д. и их сочетание, специализированные. Могут быть элементом городских, загородных или производственных экскурсий => комплексная экскурсия.

6. По способу передвижения:

·        Транспортные (автобусные): оснащенность автобусов большими панорамными стеклами, микрофоном, местом для экскурсовода. Могут проводиться, кроме автобусов, также на трамвае, троллейбусе, речном или морском транспорте, поездах, вертолетах, такси, самолетах;

·        Пешеходные: глубина познания объектов, охват меньшей территории, длина не должна быть более 5-6 км в пределах города, 10-12 км за городом. Объекты показа располагаются недалеко друг от друга. Переход между объектами не более 10 минут. Темп экскурсовода для пешеходов спокойный и неторопливый, в рассказе экскурсовода должно быть больше пауз, чем в транспортной, используется прием вопросов и ответов, чем активизируется внимание экскурсантов. Использование материалов из «портфеля экскурсовода». Большое внимание уделяется месту расположения памятника и точке обзора. Взрослая аудитория передвигается быстрее. Нужно продумать продолжительность и местность. Группа не должна растягиваться более, чем на 10 метров. Место экскурсовода – в центре группы. Отстающих не ждут;

7. По форме проведения:

·        Экскурсия-массовка: была актуальна в советское время. Несколько автобусов (ок. 10-20). Общественные мероприятия, митинги;

·        Экскурсия-прогулка: сочетание элементов отдыха и прогулки на природе. В основном на природоведческие темы;

·        Киноэкскурсия: начинается с просмотра кинофильма. После этого может быть проведена экскурсия по местам съемки фильма или по местам реальных событий;

·        Экскурсия-концерт: загородные экскурсии, коллективное прослушивание музыкальных произведений;

·        Экскурсия-беседа: особая экскурсия, на которой преобладающая роль показа снижается. Большое внимание уделяется диалогу с экскурсантами;

·        Экскурсия-спектакль: литературно-художественная экскурсия. Сценки, постановки, декламирования;

8. Форма учебной работы:

·        экскурсия-консультация, которая дает наглядные ответы на вопросы экскурсантов, служит одним из видов повышения квалификации;

·        экскурсия-демонстрация – это наиболее наглядная форма ознакомления группы с природными явлениями, производственными процессами и т. д.;

·        экскурсия-урок представляет собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения;

·        учебная экскурсия (для специальной аудитории) является формой обучения и повышения квалификации экскурсионных работников;

·        пробная экскурсия представляет собой завершающий этап индивидуальной работы по подготовке и проведению экскурсий, форму проверки знаний у студентов или работающих экскурсоводов при подготовке ими новой экскурсионной темы;

·        показательная экскурсия – это форма учебной экскурсии, ставящая целью показать образец того или иного методологического приема на конкретном объекте, раскрыть определенную подтему и т. д.;

·        рекламная экскурсия.

9. По количеству участников:

·        Групповые (20-45 человек);

·        10 человек (производственные);

·        Индивидуальные (1-5 человек) – самые дорогие, такси или микроавтобус;

10. Маршруты выходного дня (1-2 суток, 1-4 суток) – караванинги, палатка, домики, ботели (плавучие гостиницы), поезда.

Деление экскурсий на четко определенные группы на практике носит несколько условный характер, однако имеет большое значение для деятельности экскурсионных учреждений. Правильная классификация экскурсий обеспечивает условия для лучшей организации работы экскурсовода с клиентами, облегчает специализацию, создает основу для деятельности методических секций. Использование закономерностей проведения экскурсий для конкретной группы способствует тому, чтобы каждая экскурсия готовилась и была эффективной. При разработке новых тем экскурсий с большей полнотой и целенаправленностью используются достижения отдельных отраслей знаний.

Экскурсия как форма общения.

В словарях русского языка понятие «общение» рассматривается как «взаимные сношения, деловая дружеская связь». Более широко «общение» трактуется в философских словарях как одно из необходимых условий формирования и развития субъектов (личностей), при которых происходит обмен информацией, умениями и навыками[9].

В практической деятельности человека имеют место два вида общения прямое и косвенное. Формы прямого общения беседа, лекция, урок в учебном заведении, диспут, дискуссия, митинг, экскурсия и др. В ходе такого общения формируется общность чувств, настроений, мнений, взглядов, достигается взаимопонимание, происходит усвоение информации, укрепляются взаимосвязи.

Косвенное общение происходит в ходе чтения газет, журналов, книг, слушания радио, просмотра кинофильмов и др. В процессе такого общения отсутствует обратная связь, которая при прямом общении выражает себя в реакции субъекта на получаемую информацию.

Экскурсия как форма прямого общения предполагает взаимосвязь и взаимодействие субъектов (экскурсовода и экскурсантов) на основе их совместной деятельности. Являясь специфической формой общения, экскурсия дает возможность миллионам людей получить значительный объем информации, формирует способы мыслительной деятельности. Общаясь с другими участниками мероприятия, экскурсант при помощи подражания и заимствования, сопереживания и идентификации усваивает человеческие эмоции, чувства, формы поведения. В процессе общения достигаются необходимая организация и единство действий индивидов, входящих в группу, осуществляется эмоциональное взаимопонимание их, формируется общность чувств, настроений, мыслей, взглядов.

Общение людей на экскурсии следует отнести к духовно-ин­формационному типу общения, сочетанию двух форм отношений между субъектами и объектами, а также отношений личностных и групповых.

Знание основ психологии и педагогики помогает экскурсоводу правильно организовать процесс экскурсии. Практически общение представляет собой коммуникативную фазу в деятельности экскурсовода.

Правильно организованное общение экскурсовода и экскурсантов является основой такого педагогического процесса, как экскурсия. Коммуникативный компонент важная часть профессионального мастерства экскурсовода. Эффективность экскурсии определяется не только обширными знаниями экскурсовода по теме, умением использовать методику преподнесения этих знаний аудитории, но и способностями в общении с экскурсантами, методистами и другими работниками экскурсионного учреждения, музея, с водителем автобуса. Важную роль в общении с аудиторией играют такие качества, как предупредительность, умение вести нормальный диалог.

Методисты экскурсионных учреждений придают большое значение роли экскурсовода в ходе проведения экскурсии. В этом деле можно увидеть достижения и просчеты. Стремясь повысить активность экскурсантов, экскурсовод использует различные варианты. Делая более пространным рассказ, он невольно превращается в лектора, сводит роль экскурсовода к пассивному восприятию увиденного и услышанного. Более эффективен вариант, когда экскурсовод, делая конкретные пояснения, направляет внимание группы, вызывает вопросы у экскурсантов, заставляет их размышлять, сопоставлять, подводит к оценкам и выводам. И третий вариант – это когда экскурсовод является как бы дирижером группы. Он организует демонстрацию объектов, обеспечивает четкий порядок их наблюдения. Так происходит потому, что экскурсанты заняты активным восприятием увиденного. Вопросы у них появляются после того, как будут осмыслены полученные впечатления. Подобный вариант проведения экскурсии возможен в высококвалифицированной и сплоченной группе.

Символика: флаг и герб Хабаровского края.

Флаговедение и геральдика.

Политическая символика - неразделима ни с политикой вообще, ни идеологией в частности. Можно насчитать более 60 определений символа, они настолько многообразны, что напоминают спор об определении бога[10].

Отмечу, что генетически, от греков, понятие символа было связано с идентификацией некоторой общности. И потому являлось общественно-политическим понятием, образуя возможность создания политической символики, как совокупности выразительных средств, придающих политической жизни, её действу, различным формам материализации политики явно понятный, или, наоборот, скрытый смысл.  Особенность политической символики, как знаковой системы состоит в том, что ее нельзя отнести семантически только к естественным знакам. Хотя в нее и бывают включены реальные объекты природы ("священные" озера, горы, деревья), её нельзя связывать  исключительно  с образными системами. Кроме того, в ней достаточно иконических (портреты людей, святых), конвенциональных (ордена, медали), церемониальных (манифестации,  заседания) знаков. Политической символике ещё и не чужды языковые знаковые системы, а также, так называемые коды (математические символы). Таким образом, политической символике свойственно вбирать в себя (синтезировать) разные знаки из иерархии знаковых систем и использовать их в политических целях.

Популярность некоторых условно-графических фигур на гербах многие ученые o6ъяcняют особенностями человеческого восприятия. Существует концепция архитипических знаков, впечатанных в наше сознание от рождения. Этот врожденный механизм позволяет нам осуществлять семантическую обработку биологически значимой информации очень быстро и почти всегда 6eccoзнaтeльнo. Например, матричные структуры зрительного анализатора, предпочитают воспринимать в первую очередь геометрические структуры типа крест, круг, квадрат. У многих, символы неразрывно связаны с бессознательным влиянием на поведение человека в обществе.

   Восприятие цвета и цветовые ассоциации тоже заложены на биологическом уровне (красный - кровь, голубой - небо, желтый - солнце и т.п.), хотя позднее, цвета сведены и в социальный контекст. Исследователи говорят об ассоциациях у людей, при виде сочетания желтого и черного цветов, знака опасности, из-за окраски леопарда - первого врага приматов. Специфику восприятия символов определяют место и время, степень развития общества, уровень образования человека и т.д.[11]

Вексиллология – историческая дисциплина, занимающаяся изучением флагов и знамён. Она родственна геральдике. Действительно многие черты объединяют флаги с гербами, очень часто флаги были лишь одним из способов передачи гербового изображения. Но всё же не следует отождествлять гербы и флаги. Они, хотя и “ягоды одного поля”, но различий в их истории предостаточно.

Прообразами флагов были военные знаки в виде шестов с различными фигурами на вершинах, иногда украшенные цветными лентами. Такими знаками пользовались с древнейших времён. Известны их изображения на рельефах Древнего Египта и Ассирии. Они помогали полководцу ориентироваться в бою: в любой момент он по знаку мог определить на каком участке находится то или иное подразделение; они же служили своеобразными “маяками” для воинов, заметный издали знак указывал, где находятся свои.

В Древнем Риме на шесты стали прикреплять цветные полотнища. Материя крепилась к горизонтальной перекладине, укреплённой на вершине шеста. Римляне именовали такие знаки - “вексиллюм”. “Вексиллюмы” стали предками современных флагов. Именно это слово и стало основой для названия исторической дисциплины – вексиллологии.

Ныне предмет вексиллологии – флаги, знамёна, штандарты, вымпелы и прочие “флагоподобные” предметы.

Широкий интерес к вексиллологии появился в Америке и Европе в 1960-х годах нашего века. Вскоре было основано множество специализированных периодических изданий, существующих до наших дней (чешская “Вексиллология”, американский “Флаг-бюллетень”, английский “Флагмастер”, канадский “Флагскан” и другие). Широкой популяризации вексиллологии послужили книги американского флаговеда Уитни Смита. Книги Смита были переведены почти на все европейские языки[12].

В СССР конец 1960-х годов тоже возрос интерес к флагам. Появились первые русскоязычные книги о флагах: “Флаги государств мира” К.Иванова (выдержавшая несколько изданий), книга К.Мамаева "Флаги рассказывают" и другие.

Появились и энтузиасты вексиллологии: М.Ревнивцев, В.Курасов, А.Басов и другие. Их именами пестрят иностранные флажные бюллетени 1980-х и 1990-х годов (в СССР, как и ныне в России, специализированного печатного издания по флагам не было).

Все изучаемые вексиллологией объекты можно разделить на две большие группы: флаги и знамёна.

Знамя – это единичное изделие. Как правило, знамя изготавливается из дорогостоящих материалов и богато украшается вышивкой, бахромой, кистями, лентами. Само полотнище изготавливают из двух прямоугольных кусков ткани, сшивая их по периметру. Знамя крепят непосредственно к древку с помощью специальных знаменных гвоздей. Утрата знамени его владельцем, например войсковой частью, считается большим позором.

Флаг – наоборот изделие массового производства. Отсюда следуют и его качества: как правило, простота рисунка и простота изготовления. Полотнище флага обычно однослойное (исключением здесь является флаг Саудовской Аравии, сшиваемый из двух частей). Флаг может прикрепляться к древку, а может к шнуру, что позволяет при необходимости поднимать его на флагшток и опускать вниз. Для крепления к шнуру (или флаг-фалу, как его называют на флотский манер) на полотнище флага делается полоска из крепкой ткани, которую опять же на флотский манер именуют шкаториной. Потерянный в бою флаг тут же заменяется другим, аналогичным по рисунку. То же происходит и с флагами, пришедшими в негодность от погодных условий.

В древности более распространены были именно знамёна. Их имели подразделения армии (иногда по несколько штук), ремесленные цеха, торговые компании, короли и императоры, да и просто феодалы. Правила классической геральдики позволяли любому обладателю герба иметь и знамя (гербовый штандарт) аналогичного рисунка.

Флаги же раньше использовались в основном на море. Морякам было важно издали определить принадлежность корабля. А с большого расстояния было гораздо легче рассмотреть простой по рисунку и большой по размеру флаг. Поэтому флаги на крупных парусных кораблях в XVII-XVIII веке были в длину зачастую более десяти метров, а состояли обычно из цветных полос. Постепенно флаги, используемые в море, “перекочевали” на сушу. Появились народные национальные флаги, а также государственные флаги.

Государственный флаг – один из атрибутов государства. Он вывешивается над правительственными зданиями, государственными учреждениями, выборными органами власти и т.п.

Национальный флаг часто повторяет государственный. Его разрешено использовать всем гражданам одной страны. Это знак принадлежности к нации и своего уважения к Родине.

Флаг военно-морского флота – главный символ военного флота страны. Поднимается на кормовом флагштоке и служит знаменем корабля. В России флаг ВМФ отличается от государственного, во многих других странах (например, в США) он повторяет государственный флаг.

Флаг торгового флота (коммерческий флаг) – флаг для невоенных кораблей страны. Поднимается на корме и символизирует государственную принадлежность судна. Российский триколор до своего “воцарения” долгое время был коммерческим флагом.

Флаг армии – флаг, поднимаемый в гарнизонах, при торжественных построениях и других случаях, обусловленных воинскими уставами. В России на сегодняшний день нет флага армии (не было его и в бывшем СССР). Для российской армии более характерны знамёна. Правда, флаг был у военно-воздушных сил. Он поднимался на военных аэродромах и широко использовался в воинских ритуалах.

Штурмовой флаг – флаг, выдаваемый солдатам во время боевых действий; может повторять дизайн национального флага, хотя это и не обязательно. Знаменитое Знамя Победы, ныне хранящееся в Музее Вооружённых сил в Москве, является классическим примером штурмового флага. Несколько таких флагов перед боем получили солдаты, штурмующие рейхстаг. Флаг №5 получили Егоров и Кантария. Их флагу и суждено было стать Знаменем Победы.

Штандарт – специальный флаг имеющий и функции знамени. Обычно штандарт приписывается определённой должности (штандарт президента, штандарт Министра обороны и т.п.). Штандарт похож на знамя, он богато отделан, постоянно хранится в резиденции или кабинете своего обладателя, покидая его только в крайних случаях; но в то же время копии штандарта украшают транспортные средства вышеуказанного лица.

В прошлом штандартом также называли знамя в кавалерии. Оно отличалось от знамени сухопутных частей своими уменьшенными размерами, а соответственно и меньшей парусностью (это делалось для того, чтобы знаменосцу-кавалеристу легче было удержать знамя в руках).

Должностной флаг – понятие близкое к штандарту. Обычно должностные флаги используются на флоте. При прибытии на корабль должностного лица его флаг поднимается на стеньге. Комплект должностных флагов хранится на корабле.

Вымпел – длинное узкое полотнище с определёнными функциями. Распространён в ВМФ. Брейд-вымпел – короткий вымпел, выполняющий функции должностного флага.

Гюйс - символ военно-морского флота. Поднимается на носовом флагштоке. В России гюйс -принадлежность только военных кораблей. Его поднимают во время стоянки. В ряде зарубежных стран гюйс поднимают и торговые корабли.

В последние годы флаги появились у городов, университетов и институтов, стало модно иметь свой флаг и отдельным фирмам. Последние предпочитают просто помещать на одноцветный флаг свой логотип.

Большое количество флагов используется в рекламе, но это уже не предмет вексиллологии.

Для описания изображений на полотнищах необходимо условно разбить его на части.

Ближнюю к древку или фалу часть будем называть древковой, дальнюю от древка - вольной. Ближняя к шкаторине часть вымпела традиционно именуется "головкой".

Одна из сторон полотнища именуется лицевой. Вторая оборотной. Как правило, лицевой считается сторона, разворачиваемая вправо от древка.

Верхнюю часть полотнища у древка будем именовать кантоном. Кантон - почётная часть флага. В нём на флагах ведомств обычно помещается уменьшенный государственный флаг, морские офицеры помещают в кантон своих должностных флагов военно-морской флаг.

На полотнище также можно выделить кромки: верхнюю, нижнюю и вольную; а также четыре угла.

Можно ещё сказать о специальных кольцах, предназначенных для крепления полотнища тросу. Они именуются люверсами. Иногда крепление полотнища выполняется с помощью петель. Реже используется так называемый карман, он делается в древковой части полотнища; флаг сверху надевается карманом на флагшток. Современные фирмы-производители флагов иногда используют стропы - прочные полоски ткани, вшитые по периметру полотнища.

Раньше для изготовления флагов традиционно использовали шерстяную материю "флагдук". Ныне всё чаще используются полиэфирные ткани или трикотажные сетки.

Часто флаг имеет в вольной части полотнища треугольный вырез. Получившиеся в результате этого треугольные концы флага называются косицами.

Многие флаги, и Россия здесь не исключение, представляют собой сочетания цветных полос, расположенных по-вертикали или по-горизонтали. Полосы на флаге принято перечислять сверху вниз, либо от древка к вольной кромке. Например, российский флаг правильно именовать "бело-сине-красным".

При вертикальном вывешивании полотнища, состоящего из горизонтальных полос, его верхняя полоса должна располагаться слева от зрителя, а нижняя - справа.

Хотя желательно избегать статичного вывешивания флагов. Флаг создан для ветра, он должен реять на флагштоке. Именно развевающийся, а не безжизненно висящий на стене, флаг представляет собой зрелище, пробуждающее патриотические чувства.

В последнее время международно-признанным понятием стал "триколор", то есть флаг из трёх цветных полос. Первым триколором был флаг революционной Франции, ныне флаги более 50 государств мира - триколоры.

На полотнище флагов могут изображаться различные рисунки. В частности, очень популярны кресты. Крест, несколько сдвинутый к древку, традиционно именуется скандинавским (такой крест несут флаги государств Скандинавии: Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии). В мусульманских странах, где использование креста не приветствуется, на флаг часто помещаются полумесяцы и звёзды. Вообще размещение рисунков на флаге никак не регламентируется. Можно изображать на флаге всё. Правда, не рекомендуется помещать на полотнища флагов надписи или портреты.

Геральдика – с переводе с позднелатинского – гербоведение. По Ожегову:  геральдика - раздел исторической науки, изучающий гербы и их историю; описание гербов[13].

Складыванию геральдики предшествовало лишенное общей системы употребление различных эмблематически значимых (притяжательных, хозяйских), символических и декоративных изображений, имевших различное (варварское, античное, восточное и иное) происхождение, в оформлении доспехов, знамен, печатей, монет, использование разнообразных знаков собственности и т.д. Многие из этих изображений позднее перешли в гербы, откуда и искушение удревнить саму геральдику.

  В середине - второй половине XII в. возникает (локализация спорна) и получает широкое распространение в Западной и Центральной Европе культура употребления гербов как личных знаков наиболее влиятельной военной знати, а в кон. XII - нач. XIII вв. - также простых рыцарей, младшей знати, а равно знатных женщин. Появление подобных знаков как средств репрезентации было обусловлено возрастанием внимания к личной роли субъекта феодальных отношений, к его социально-правовому положению и ответственности, а также процессом оформления единой знати через интеграцию различных привилегированных групп в рыцарство. Сказывалась нужда в опознавательных знаках - боевых и турнирных (лицо воина отчасти или полностью скрывалось кольчужным капюшоном и шлемом), мирных (расширение сфрагистической практики).

      Геральдика сложилась как феномен европейской латинской) цивилизации. Распространенная в прошлом концепция возникновения геральдикии под влиянием обычаев Востока и Византии в ходе крестовых походов основывалась на произвольных датировках, а также «ориентальности» раннегеральдических бестиарных, растительных и др. изображений, что в действительности объясняется воздействием ввозимых предметов роскоши на развитие европейского декоративно-прикладного искусства, а не прямым взаимодействием или заимствованием структурированных эмблематических практик.

      В современной геральдике гербами называются особые фигуры или символические изображения - эмблемы, составленные на основании точно определенных правил и служащие постоянным отличительным знаком отдельного лица, рода, общества, учреждения, города, области и целого государства.

Символика Хабаровского края и города Хабаровска.

Белогрудый медведь занял весь щит герба Хабаровского края. В принятом 28 июля 1994 года краевой Думой Положении о гербе сказано: "Герб выполнен на щите французской геральдической формы. В центре щита, цвета серебра (белого), на почетном месте, изображена мощная естественная фигура сидящего на задних лапах черного цвета белогрудого медведя, который передними лапами бережно удерживает (прижимает к груди) исторический герб Хабаровска - административного центра Хабаровского края.

Голова медведя с раскрытой пастью, червлеными (красными) глазами и языком повернута к восходу "самого лучезарного солнца", на Восток (в зеркальном отражении)"[14].

Медведь с незапамятных времен символизирует Россию. Он соседствовал с русичами, пользовался их уважением за силу и сноровку, стал одним из главных персонажей русских народных сказок. В геральдике медведь олицетворяет силу, предусмотрительность. Белогрудый медведь является сугубо дальневосточным представителем этого семейства млекопитающих, хозяином тайги. Раскрытая пасть, острые клыки, червленые глаза и язык подчеркивают мощь зверя, его способность быть надежным стражем и хранителем дальневосточных рубежей России, обеспечивать их неприкосновенность. Ведь не случайно медведь бережно держит в лапах герб Хабаровска, говоря тем самым, что охраняет город и вместе с ним Дальневосточный регион.

О прочтении герба Хабаровска. В верхней левой части герба города изображен его первый герб - "лазуревый столб, между двух черных сопок, с червлеными пламенами". Утвержден 5 июля 1878 года как герб Приморской области. Лазуревый столб означает реку Амур, огнедышащие сопки - действующие вулканы. Второй герб города - геральдический "лазуревый вилообразный крест, сопровождаемый внизу червленой рыбой" был утвержден в феврале 1912 года. В таком виде символ уже не повторял областной герб, говорил об одной важнейшей особенности города - большом количестве красной рыбы в Амуре и главном занятии его жителей - рыболовстве. Третий герб, утвержденный 13 августа 1991 года, вобрал в себя предыдущие, был укреплен стоящими на задних лапах белогрудым медведем и уссурийским тигром, изображенными на фоне трех вертикальных полос цветов российского флага. В нижней части герба дана дата основания города "1858", названного в память о русском землепроходце XVII века Е.П. Хабарове.

При исполнении герба применены три геральдических цвета (финифти) и два цвета металла (драгоценного и благородного): красный (червлень) символизирует храбрость, мужество, неустрашимость; голубой (лазурь) - символ красоты, мягкости, величия; черный (чернь) символизирует благоразумие, смирение, печаль; золото - символ богатства, справедливости, великодушия; серебро - символ чистоты, добра, независимости.

Современный герб Хабаровска помещен в центр герба Хабаровского края.  

Он представляет из себя щит французской формы разделен вертикально на три равные части цветов государственного флага России. В правой и левой части стоящие на задних лапах, естественные фигуры белогрудого медведя и уссурийского тигра с червлеными глазами и языками, высунутыми из пасти, которые поддерживают прежний герб Хабаровска. В нижней части щита дата образования города - 1858.

Флаг состоит из белой и голубой горизонтальных полос и зелёного клина у древка. Белый цвет символизирует белые облака и бескрайнюю тайгу, голубой - реки и озёра, зелёный - фауну и флору края. Cоотношение длины к ширине флага установлено 3:2, хотя на авторском рисунке С.Логинова длина полотнища вдвое больше ширины. Внутренний угол зелёного клина равен 900. Автор проекта флага - С.Н.Логинов.

Голубой (лазурь) - нижнее поле - символ красоты, мягкости, величия. Он говорит и об обширных водных ресурсах края. Зеленый (зелень) - треугольник - цвет надежды, радости, изобилия, свидетельствует также об уникальных флоре и фауне края, означает "бескрайнее море тайги". Белый (серебро) - верхнее поле - олицетворяет чистоту, добро, невинность (скромность), безоблачное, мирное небо, чистоту помыслов населения края.

Не без основания считается, что символы выступают цементирующим элементом любой политической системы. Более того, организация приверженности общим политическим символам является важнейшей предпосылкой образования национального государства. Практически на всех главных государственных  символах  подчеркивается их территориальное единство. Пик развития национальной и региональной геральдики в России, вовсе не случайно, совпадает с усилением политической роли субъектов Федерации.

   Таким образом, можно с уверенностью сказать, что политическая символика является одной из важнейших составных частей политической культуры. А благодаря специфическому, подсознательному воздействию символов на человеческий разум, усиливается и их знаковая роль в политической рекламе.

Заключение.

В заключении нашей работы хотелось бы подвести итоги.

Экскурсия является одним из средств воспитания как молодежи, так и людей всех возрастных групп. Особое место в этом процессе занимает личность экскурсовода и его умение взаимодействовать с аудиторией. В связи с этим еще раз хотелось бы подчеркнуть важность политической грамотности и гражданской лояльности экскурсовода, особенно в ситуации падения гражданского самосознания нации и чувств патриотизма среди населения.

В цели работы, описанные во введение, входило изучение экскурсии как способа работы с аудиторией и опыт сбора и представления информации.

Для достижения цели нами были очерчены рамки понятия экскурсии, подробно описаны классификации экскурсий, цели и задачи, особенности общения экскурсовода с группой.

Во второй части работы была выполнена задача по сбору и представлению информации о науках геральдике и вексиллологии и в рамках этих наук освещено значение символики города Хабаровска.

И напоследок хотелось бы отметить важность донесения до граждан значения городской и краевой символики, как декларации ценностей, предлагаемых властями своим согражданам.

Список использованной литературы:

1.     Бакушинский А.В. Исследования и статьи. – М., 1981.

2.     Большая советская энциклопедия 1933 г., т. 63, с. 316

3.     Бурков В. Г. Государственная геральдика и вексиллология: Россия, СНГ, Европа, Америка. – Изд-во ЭГО, 2004 г.

4.     Егоров С. Геральдика для всех. Адрес в сети: http://www.s-egorov.ru/book_titul.htm Москва 2002 г. Обращение к документу 25.11.2005г.

5.     Емельянов Б. В. Профессиональное мастерство экскурсовода: Учеб. пособие. – М.: ЦРИБ «Турист», 1986.

6.     Емельянов Б. В. Экскурсоведение. – М.: ЦРИБ «Турист», 1992.

7.     Малая советская энциклопедия. 1931 г., т. 10, с. 195; 1960 г., т. 10, с. 770

8.     Методика подготовки и проведения экскурсии: Учеб. пособие. – М.: ЦРИБ «Турист», 1980.

9.     Официальный сайт российского флаговедения и геральдики. Адрес в сети: http://vexillographia.narod.ru/ Обращение к документу 25.11.2005г.

10.                      РИА Новости   обращение к документу 24.11. 2005 г. Адрес в сети: http://www.statesymbol.ru/regions/20050415/39594728-print.html

11.                      Родин А. Ф., Соколовский Ю. Е. Экскурсионная работа по истории: Пособие для учителей. — М., 1974. — С. 16

12.                      Советский энциклопедический словарь. – М. ; «Советския Энциклопедия», 1981, с. 297

13.                      Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. — М.: Русский язык, 1980. - С. 663

14.                      Толковый словарь русского языка под руководством Л. Н. Ушакова, 1940 г.

15.                      Экскурс в геральдику. Адрес в сети http://www.excurs.ru/ Обращение к документу 25.11.2005г.

16.                      Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб. пособие по музейной педагогике / Рос. ин-т культурологии. - М., 2001. - 223 с.


[1] Емельянов Б. В. Экскурсоведение. – М.: ЦРИБ «Турист», 1992, с. 15.

[2] Емельянов Б. В. Экскурсоведение. – М.: ЦРИБ «Турист», 1992. с. 18.

[3] Малая советская энциклопедия. 1931 г., т. 10, с. 195.

[4] Большая советская энциклопедия 1933 г., т. 63, с. 316

[5] Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. — М.: Русский язык, 1980. - С. 663

[6] Малая советская энциклопедия. 1960 г., т. 10, с. 770

[7]Большая советская энциклопедия 1978 г., т. 29, с. 63

[8] Емельянов Б. В. Экскурсоведение. – М.: ЦРИБ «Турист», 1992. с. 26.

[9] Емельянов Б. В. Экскурсоведение. – М.: ЦРИБ «Турист», 1992. с. 116.

[10] Егоров С. Геральдика для всех. Адрес в сети: http://www.s-egorov.ru/book_titul.htm Москва 2002 г. Обращение к документу 25.11.2005г.

[11] Официальный сайт российского флаговедения и геральдики. Адрес в сети: http://vexillographia.narod.ru/ Обращение к документу 25.11.2005г.

[12] Официальный сайт российского флаговедения и геральдики. Адрес в сети: http://vexillographia.narod.ru/ Обращение к документу 25.11.2005г.

[13] Советский энциклопедический словарь. – М. ; «Советския Энциклопедия», 1981, с. 297

[14] РИА Новости   обращение к документу 24.11. 2005 г. Адрес в сети: http://www.statesymbol.ru/regions/20050415/39594728-print.html