Федеральное агенство по образованию Тихоокеанский государственный университет Институт экономики и управленя ОТЧЕТ по производственной преддипломной практике на ОАО «Хабаровский грузовой автокомбинат» Исполнитель студент ИЭУ 5 курса, группа ЭУТУ Копалин Александр Николаевич (Ф. И. О.) Руководитель практики от ИЭУ ________________ Сигитова М. А. (должность) (Ф. И. О.)
Принял ________________ ____________________ (должность) (Ф. И. О.)
Хабаровск, 2005 год |
План
Введение …………………………………………………………………………3
1. Анализ основных технико-экономических показателей……………..8
2. Проведение управленческого обследования ……………………………12
3. Анализ финансового состояния …………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………...23
Введение
Акционерное общество открытого типа «Хабаровский грузовой автокомбинат» расположен по адресу:
680003 г. Хабаровск, ул. Флегонтова 24.
В 1961 году из небольших автоколонн было создано Хабаровское грузовое автохозяйство № 6. Ее месторасположение – территория Гормолзавода в Индустриальном районе. Автохозяйство состояло из двух автоколонн: автоколонна бортовых автомобилей и самосвалов. Бортовые автомобили обслуживали предприятия и организации города, самосвалы использовались для перевозки песка, угля для организаций и населения. Парк автомобилей составлял 185 единиц, количество работающих 270 человек.
В 1968 году автохозяйство № 6 переименовано в Хабаровское автотранспортное предприятие № 5. Задачи предприятия остаются теми же. Начато строительство на новой территории по улице Флегонтова стоянки с ремонтными мастерскими.
В 1970 году автотранспортное предприятие № 5 переименовано в Хабаровский грузовой автокомбинат и передислоцирован на нынешнюю территорию по улице Флегонтова, 24. Создано 3 отряда, подвижной состав насчитывал 300 автомобилей. Численность работающих 520 человек.
Вводятся централизованные перевозки грузов, охватывающие 350 организаций и предприятий.
Первый автоотряд осуществляет перевозку мелкопартионных грузов с товарного двора ст. Хабаровск-II малотоннажными бортовыми автомобилями по организациям и предприятиям города.
Второй автоотряд выполнял перевозку 3-5 тонных контейнеров с товарного двора специализированным подвижным составом.
Третий автоотряд осуществлял перевозку сыпучих грузов самосвалами (уголь, песок, щебень, отсев) для асфальтобетонных заводов.
В период с 1961 по 1988 г.г. предприятие направляло свои автомобили на уборку урожая в Амурскую область и Сибирь.
В 1970 году интенсивно развиваются междугородные перевозки в 20-ти тонных контейнерах в гг. Владивосток, Находку, Комсомольск-на-Амуре, Благовещенск.
Автокомбинат первым в городе освоил перевозку 20-40 тонных контейнеров, пакетированные перевозки, загрузку контейнеров в ночь, кольцевой заезд, развоз 20-ти тонных контейнеров со сменными полуприцепами, централизованную перевозку угля самосвалами самосвальными прицепами, экспедирование грузов.
В период с 1975 по 1982 г.г. произошло полное обновление подвижного состава на автомобили ЗИЛ, КАМАЗ, МАЗ.
С 1993 года интенсивно развиваются международные перевозки с Китайской Народной республикой, объем их постоянно возрастает. В связи с этим за счет реконструкции 20 тонных контейнеров возрастает количество 40 тонных контейнеров, обслуживающих международные перевозки.
«Хабаровский грузовой автокомбинат» на сегодняшний день является одним из серьёзных (крупных) представителей на рынке транспортных услуг в Дальневосточном регионе. Предприятие осуществляет перевозки по Хабаровскому, Приморскому краям, Амурской, области, Якутии и в КНР в универсальных и рефрижераторных 3, 5, 20, 30 и 40-футовых контейнерах продуктов питания и промышленных грузов, а также доставляет во все пункты назначения лесоматериалы, длинномерные и сыпучие грузы. Имеет лицензию на осуществление перевозочной деятельности и статус таможенного перевозчика.
Услугами «Хабаровского грузового автокомбината» пользуются организации:
Главдальспецстроя
Хабаровскстройтранса
Автодора
Торговли
—Энергетики
МПС
Обслуживание населения через Трансагенство.
Основной продукцией Акционерного общества открытого типа "Хабаровский грузовой автокомбинат" является - оказание транспортных услуг по перевозкам грузов в городском, междугородном и международном сообщениях.
Виды транспортных услуг:
перевозка грузов в малотоннажных контейнерах (3-5 тонн) со ст. Хабаровск-II, мелкопартионных грузов для договорных и разовых клиентов на автомобилях ЗиЛ-130, КамАЗ-5320 , КамАЗ-5410, КамАЗ-54112 с полуприцепами ОДАЗ-9370;
перевозка грузов в крупнотоннажных 20, 30 и 40-футовых контейнерах на автомобилях-тягачах КамАЗ-75410, КамАЗ-54112, МАЗ-54329 с заводскими полуприцепами марки ЧМЗАП в городском, междугородном и международном сообщениях;
— перевозка инертных и сыпучих грузов дорожным организациям, топливно-энергетическому комплексу, строительным предприятиям и населению угля через Трансагенство автомобилями-самосвалами ЗиЛ-ММЗ и КамАЗ-5511.
Основными объектами работы предприятия являются:
№ п/п |
Наименование предприятий |
Удельный вес ( в % от общего объема доходов) |
1 |
Дистанция погрузо-разгрузочных работ |
13,8 |
2 |
Кирпичный завод № 3 |
10,9 |
3 |
ПМК-21 |
8,2 |
4 |
У М Р - 5 |
7,2 |
5 |
Росмясомолторг |
2,2 |
6 |
Трансагенство |
4,8 |
7 |
Гортопсбыт |
1,0 |
8 |
Дорожные организации |
8,8 |
9 |
Тепловые сети |
0,8 |
10 |
Д альхимстекло |
1,3 |
11 |
АО " Спутник " |
4,1 |
12 |
Прочие |
36,9 |
в том числе: международные |
25,5 |
В ОАО "Хабаровский грузовой автокомбинат" имеет полуприцепы ЧМЗАП заводского изготовления и универсальные полуприцепы марки ОДАЗ для перевозки крупнотоннажных контейнеров.
В настоящее время проводятся работы по переоборудованию автомобилей КамАЗ-5410 в автомобили КамАЗ-54112 с целью увеличения грузоподъемности. Проводится работа по переоборудованию 3-х полноприводных тягачей на базе автомобиля КамАЗ-43101 и Урал-375 для перевозки грузов в северные районы края по существующим дорогам Лидога - Ванино.
Полный список подвижного состава ОАО "Хабаровский грузовой автокомбинат" приведен в приложении 1.
Структура автопредприятия приведена на рисунке 1.
Руководитель предприятия генеральный директор: в прямом подчинении у него находятся:
1. Отдел технического контроля: контроль за исправностью подвижного состава.
2. Бухгалтерский отдел.
3. Отдел кадров.
4. Отдел снабжения: учет, закупка запасных частей, ГСМ.
5. Заместитель генерального директора по эксплуатации отвечает за эксплуатацию подвижного состава, ему подчиняются:
- отдел эксплуатации: учет наработки подвижного состава;
- коммерческий отдел: заключение договоров на перевозку грузов;
- инженер по безопасности дорожного движения: профилактика дорожных происшествий, организация и проведение занятий с водителями по безопасности дорожного движения;
- автомобильный отряд: водители автомобилей;
- диспетчерская: учет автомобилей, находящихся на маршрутах.
6. Технический директор отвечает за своевременный ремонт подвижного состава, в его подчинении находится автомобильная ремонтная мастерская, в которую входят следующие подразделения:
Аккумуляторный цех: обслуживание, зарядка, диагностика аккуму-
Рис. 1
Структура предприятия
ляторных батарей, подготовка электролита, восстановление клемм, замена корпусов;
•Цех топливной аппаратуры: ремонт, диагностика топливной аппаратуры автомобилей (бензиновых и дизельных);
•Сварочный цех: выполнение сварочных работ;
•Агрегатный цех: ремонт и диагностика агрегатов трансмиссии, подвески и ходовой части, ремонт двигателей;
•Медницкий цех: работы по ремонту радиаторов;
•Цех электрооборудования: ремонт деталей пли агрегатов с диагностикой их на стендах;
Анализ основных технико-экономических показателей
Для написания отчёта по преддипломной практике принято автотранспортное предприятие ОАО « Хабаровский грузовой комбинат». К анализу приняты отчеты за 2002-2004гг. Хабаровский грузовой автокомбинат выполняет услуги по перевозке грузов предприятиям, организациям, населению. Занимается перевозкой контейнеров.
Уставный капитал принят в сумме 62 тыс. руб. Сформирован полностью. Задолженности за учредителями нет.
Среднесписочная численность работников в комбинате 149 человек, из них 98 водителей.
Основные фонды в комбинате состоят в основном из транспортных средств, которые имеют износ в размере 56,5%.
Работники в комбинате постоянные.
Заработная плата за 2004 год имеет рост на 31,8%
Расчетный счет открыт в Индустриальном отделении «Далькомбанка» г. Хабаровска.
Свободных средств на конец 2004 года на расчетном счете 55 тыс. руб.
По итогам работы за 2004 год комбинат получил прибыль в сумме 632 тыс. руб.
Прибылью за 2004 год перекрыты допущенные ранее убытки.
Прибыль по балансу на конец 2004 года составила 118 тыс. руб.
Валюта баланса по итогам работы за 2004 год сократилась на 449 тыс. руб., против 2003 года.
Снижены запасы сырья, материалов на 816 тыс. руб.
Сокращены остатки денежных средств на 616 тыс. руб.
Увеличена дебиторская задолженность. Рост против 2003 год составила 127 тыс. руб.
Рост капитала и резервов обеспечен в сумме 440 тыс. руб.
Кредиторская задолженность возросла против 2003 года на 2040 тыс. руб.
За 2004 год Автокомбинатом приобретено основных средств в сумме 1772 тыс. руб.
В 2003 году Автокомбинат привлекал кредит в сумме 1900 тыс. руб., который в течении 2004 года был погашен в сумме 1702 тыс. руб.
Показатели |
2002 |
2003 |
2004 |
Изменения за 3 года |
1. Объем перевозок тыс. руб. |
20341 |
24930 |
31158 |
10817 |
2. Объем перевозок т/ км. |
16500000 |
19972240 |
2148820 |
498820 |
3. Численность работников |
145 |
149 |
149 |
4 |
4. Численность рабочих |
98 |
98 |
98 |
- |
5 Годовая выработка на одного работника, тыс. руб. |
140.28 |
167.31 |
209.11 |
68.83 |
6.Выработка на одного рабочего тыс. руб. |
207.56 |
254.38 |
317,94 |
110.38 |
7 Средняя заработная плата за год |
47.624 |
62.785 |
82.778 |
35.15 |
8 Прибыль организации |
363 |
220 |
632 |
269 |
9 Среднегодовая стоимость ОС |
- |
14893 |
16381 |
1488 |
10.Фондоотдача |
- |
1.67 |
1.90 |
0.23 |
При анализе финансового состояния ОАО «Хабаровский автокомбинат» были использованы приведенные данные.
Анализ рентабельности.
Рентабельность – это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности ( производственной, коммерческой, инвестиционной). Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Этот показатель используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп: - показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционного проекта, - показатели, характеризующие рентабельность продаж, - показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Анализ рентабельности
Показатели |
2003 |
2004 |
изменения +,- |
темп роста % |
Объем реализации |
24930 |
31158 |
6228 |
125.0 |
Затраты на производство и реализацию продукции |
24928 |
31138 |
6210 |
124.9 |
Удельный вес с/с |
100 |
99.93 |
-0.07 |
99.93 |
Прибыль от реализации Рентабельность продаж % |
2 - |
20 0.07 |
2 0.07 |
- |
Имущество активы предприятия Коэффициент оборачиваемости активов в тыс.руб |
9584 24930/9584= 2.60 |
9135 31158/9135= 3.41 |
-449 0,81 |
95.3 131.1 |
Рентабельность активов % Рентабельность затрат % Рентабельность продаж |
220/9584*100=2.29% 2/24928*100 = 0 2/24928*100 = 0 |
632/91358*100 = 6.92 20/31138*100 = 0.06 20/31158*100 = 0.06 |
4,63 0.06 0.06 |
302.2 - - |
Величину прироста продукции за счет оборачиваемости оборотного капитала (активов) можно определить по формуле
АТО = (Коб! – Кобо ) * СО! = (7.7*2010 = 15.477 тыс. руб.
Влияние оборачиваемости оборотного капитала на приращении прибыли АП = По * Коб! / Кобо – По
К обо = ТО/СО = 24930/3196= 7.80 Кобо ! = 31158/2010 = 15.5
АП = 20* 15.5/7.7 -20 = 20 тыс. руб. Таким образом: комбинат за счет ускорения оборачиваемости оборотных средств объем услуг возрос 15.477 тыс. руб. Получена дополнительная прибыль в сумме 20 тыс. руб.
2. Проведение управленческого обследования
Как было сказано выше – основной деятельностью АО «Хабаровский грузовой комбинат» являются перевозки грузов в городском, междугородном и международном сообщениях.
В целях осуществления основных своих функций, Автокомбинат имеет в своем составе бортовые автомобили марки ЗиЛ-130, КамАЗ-5320, седельные тягачи КамАЗ-5410, КамАЗ-54112, МАЗ-54329 и автомобили-самосвалы КамАЗ-55111 и ЗиЛ-ММЗ.
Парк специализированных полуприцепов-контейнеровозов для перевозки грузов в 20, 30, 40-футовых контейнерах позволяет обеспечить перевозки для значительного числа клиентов.
Автокомбинатом определена клиентура для заключения договоров на перевозку грузов. В договоры внесены данные с учетом всех видов оплаты, предусмотрены расценки за простой под погрузочно-разгрузочными операциями, превышение грузоподъемности, задержку подвижного состава по вине клиента.
Разработаны договоры на все виды перевозок (городские, междугородные и международные).
Для разовых клиентов разработана "счет-фактура — договор".
На весь подвижной состав и на все виды транспортных услуг имеются лицензии "Ространсинспекции".
Философия предприятия — это надежность и быстрота выполнения заказов клиентов.
Успешная деятельность в данном бизнесе обусловливает необходимость поиска новых перспективных рынков и наращивание объемов перевозок, что потребует приобретения более конкурентоспособных транспортных средств.
Для расширения бизнеса в Автокомбинате имеется выококвали-фицированный персонал управления, установивший тесные контакты с фирмами - грузоотправителями (грузополучателями), а также водительский состав, подготовленный для международных перевозок.
Успешная работа предприятия на рынке международных транспортных услуг обусловливает необходимость увеличения объемов перевозок и приобретения для этих целей дополнительно 10 автопоездов, изготовления 40-фу-товых контейнеров и приобретения рефрижераторных установок к изотермическим контейнерам в количестве 15 единиц.
Учитывая стабильность международных отношений и расширение торговых связей с КНР, дальнейшее развитие получат международные перевозки грузов.
В связи со строительством дороги Лидога-Ванино значительно возрастут перевозки грузов в северные районы края.
Автокомбинат проводит подготовительную работу по перевозкам грузов в северные районы края и выполнили несколько рейсов в Чумикан.
Обследование дороги при выполнении рейсов в Чумикан показало, что дорога в 600 км до п. Биракан позволяет круглогодично завозить грузы большегрузными автомобилями, а от п. Биракан до Чумикана 400 км дороги является временной зимней. Для осуществления перевозок на этом участке потребуются автомобили повышенной проходимости.
Работа автомобилей-самосвалов планируется в дорожных организациях "Хабаровскавтодор", для перевозки угля населению через "Хабаровсктрансагенство", ПМК-21, на строительстве дорог Лидога - Ванино и предприятиях КБУ.
Продолжится работа по вывозу 20-футовых контейнеров со станции Хабаровск-П (МЧ-1) и разовым заявкам.
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ
=> Наличие лицензии на право перевозочной деятельности и статуса таможенного перевозчика.
=> Право работать на внешнем рынке.
=> Членство в АСМАП.
=> Наличие квалифицированных кадров.
=> Отработанная технология перевозок.
=> Компьютерный документооборот, способность производства анализа в автоматизированном режиме.
=> Близость к транспортным коммуникациям и совместная работа с основными грузообразующими пунктами в г. Хабаровске.
=> Достаточность производственных и технологических площадей.
=> Наличие специализированного подвижного состава.
=> Наличие собственного контейнерного парка.
=> Хорошая производственная база для технического обслуживания и ремонта подвижного состава.
=> Отработанная рекламная деятельность.
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
Отсутствие современных автопоездов, соответствующих международным стандартам для транспортировки 30 и 40-футовых контейнеров.
Высокая себестоимость перевозок.
Отсутствие автономных-рефрижераторных установок;
Высокий процент (84 %) материального и морального износа подвижного состава.
Низкий уровень обновления парка автомобилей.
Нестабильность спроса на рынке транспортных услуг.
Низкая платежеспособность клиентуры.
Отсутствие банка данных по клиентуре в потребности транспортных услуг.
Низкий процент амортизационных отчислений.
Высокая стоимость нового подвижного состава.
Немаловажным фактором на Автопредприятии является четкая тарифная политика на транспортные услуги. Определение исходной цены базируется на результатах анализа спроса, цен и товаров конкурентов и оценке издержек.
Цены рассчитаны для каждого типа подвижного состава и вида транспортных услуг.
Основой формирования цен (тарифов) является себестоимость грузовых перевозок с уровнем рентабельности (максимальной и минимальной), поэтому цены носят "плавающий характер" и являются в основном договорными.
На протяжении полутора лет Автокомбинатом цены на грузоперевозки не повышались, а в некоторых случаях имели тенденцию к снижению.
Плавное изменение цен позволяет продлить партнерские отношения с обслуживаемой клиентурой, а также привлечь разовых клиентов.
Цены на международные перевозки сформировались на основании покупательского спроса и определяются на один кругорейс.
Специальное внимание на Автокомбинате уделяется вопросам качества транспортного обслуживания. Именно качество обеспечивает успех в конкуренции.
Стратегией Автокомбината в области качества услуг является:
— заключение соглашений-договоров;
— использование рекламы всех видов (радио, нанесение рекламных надписей на автотранспорте, распространение рекламных листовок, показ рекламного ролика на телевидении, рекламные стенды, плакаты, брошюры, реклама в краевых рекламных журналах и т.д.);
— предоставление скидок с тарифов при оплате услуг;
— повышение качества обслуживания;
использование делового опыта сотрудников Автокомбината;
высокая квалификация водителей;
— возможности Автокомбината в предоставлении транспорта по раз личным типам подвижного состава;
— наличие свидетельства 'Таможенный перевозчик";
ответственность за сохранность перевозимого груза;
срочность доставки грузов.
3. Анализ финансового состояния предприятия.
Структура баланса (горизонтальный и вертикальный анализ)
Горизонтальный анализ заключается в построении одной из нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения).
Цель горизонтального анализа состоит в том, чтобы выявить абсолютные и относительные изменения величин различных статей баланса за определенный период , дать оценку этим изменениям.
Горизонтальный анализ баланса таб.№1
Наименование |
Сумма, тыс. руб. |
Структура, % |
Изменение +,- за 3 года |
|||||
2002 |
2003 |
2004 |
2002 |
2003 |
2004 |
Сумма |
% |
|
Актив Внеоборотные активы Нематериальные активы 1.2 Основные средства |
76 4700 |
6388 |
7125 |
1,29 79,74 |
66,65 |
78 |
-76 2425 |
-1,29 -1,74 |
итого по разделу 1 |
4776 |
6388 |
7125 |
81,03 |
66,65 |
78 |
2349 |
-3,03 |
Оборотные активы 2,1 Запасы 2.2НДС 2.3 Дебиторская задолженность 2.4 Краткосрочные финансовые вложения 2.5 Денежные средства |
456 16 88 - 558 |
1908 - 617 671 |
1095 126 734 55 |
7,74 0,27 1,49 9,47 |
19,91 6,44 7,0 |
11,99 1,38 8,04 0,60 |
639 110 646 -503 |
4,25 1,11 6,55 -8,87 |
итого по разделу 2 |
1118 |
3196 |
2010 |
18,97 |
33,35 |
22 |
892 |
3,03 |
Баланс |
5894 |
9584 |
9135 |
100 |
100 |
100 |
3241 |
55% |
Капитал и резервы Уставный капитал Добавочный капитал 3.3 Резервный капитал Нераспределенная прибыль |
62 3983 266 -398 |
62 3585 11 -290 |
62 3585 43 118 |
1,05 67,58 4,51 -6,75 |
0,65 37,41 0,11 -3,03 |
0,68 39,24 0,47 1,29 |
-398 -223 516 |
-0,37 -28,3 -4,04 8,04 |
итого раздел3 |
3913 |
3368 |
3808 |
66,39 |
35,14 |
41,69 |
-105 |
-24,7 |
4. Долгосрочные пассивы |
-- |
- |
- |
|||||
5Краткосрочные пассивы 5.1 Заемные средства 5.2 Кредиторская задолженность 5,3 Резервы предстоящих платежей 5.3 Резерв предстоящих платежей 5,4 Доходы будущих периодов |
1981 - - |
1900 2667 1649 |
198 4707 422 - |
33,61 |
19,82 27,83 17,21 |
2,17 51,53 4,62 |
-1783 4707 422 |
-31,4 51,53 4,62 |
итого по разделу 5 |
1981 |
6216 |
5327 |
33,61 |
64,86 |
58,31 |
3346 |
24,7 |
Баланс |
5894 |
9584 |
9135 |
100 |
100 |
100 |
3241 |
55% |
На рассматриваемом предприятии валюта баланса за три года увеличилась на 55% и составила на конец 2004 года 9135 тыс. руб.
За 2004 год валюта баланса сократилась по сравнению с 2003 годом на 449 тыс. руб. На это следует руководству предприятия обратить внимание. Снижение валюты баланса свидетельствует о сокращении развития предприятия. Внеоборотные активы имеют рост за 3 года на 49,2%, за счет прироста основных средств на 51,6 %, Нематериальные активы в сумме 76 тыс. руб были списаны в течении 2003 года. Оборотные активы увеличены на 79,8% или на 892 тыс. руб. За счет увеличения запасов авторезины, топлива и запасных частей на 240,1% или в сумме 639 тыс. руб. Значительно возросла дебиторская задолженность в 8,3 раза против 2002 года или на 646 тыс. руб. Денежные средства сократились на 90% или на 503 тыс. руб.
Добавочный капитал уменьшился на 10%, уставный капитал в сумме остались без изменения. Резервный капитал сократился на 83,8% или в сумме 223 тыс. руб. За 2004 год предприятие получило прибыль и покрыло убытки прошлых лет. Это следует оценить как положительный фактор. Кредиторская задолженность возросла на 237,6% или в сумме 2726 тыс. руб.
Вертикальный анализ баланса
таб. № 2
Показатели |
2002 |
2003 |
||
Удельный вес |
Изменение |
|||
начало года |
конец года |
|||
Актив Внеоборотные активы. 1.1 Нематериальные активы 1.2 Основные средства Итого по разделу 1 2.Оборотные активы 2.1 Запасы 2.2 НДС 2.3 Дебиторская задолженность 2.4 Краткосрочные финансовые вложения 2.5 Денежные средства 2.6 Прочие оборотные активы Итого по разделу 2 Баланс |
1,29% 79,74% 81,03% 7,74% 0,27% 1,49% 0,00% 9,47% 0,00% 18,97% 100% |
1,29% 79,74% 81,03% 7,74% 0,27% 1,49% 0,00% 9,47% 0,00% 18,97% 100% |
1,29% 66,65% 66,65% 19,91% 0,27% 6,44% 0,00% 7,0% 0,00% 33,35% 100% |
0,00% -13,09% -14,38% 12,17% 0,00% 4,95% 0,00% -2,47% 0,00% 4,38% 0,00% |
Пассив 3.Капитал и резервы 3.1 Уставный капитал 3.2 Добавочный капитал 3.3 Резервный капитал 3.4 Нераспределенная прибыль (убыток) Итого по разделу 3 4. Долгосрочные займы 5. Краткосрочные пассивы 5.1 Краткосрочные займы 5.2 Кредиторская задолженность 5.3 Доходы будущих периодов 5,4 Резервы предстоящих платежей. итого по разделу 5 |
1,05% 67,58% 4,51% -0,75% 66,39% 0,00% 0,00% 33,61% 0,00% 33,61% |
1,05% 67,58% 4,51% -0,75% 66,39% 0,00% 0,00% 33,61% 0,00% 33,61% |
0,65% 37,41% 0,11% 3,03% 35,14% 0,00% 19,82% 27,83% 0,00% 27,83% |
-0,40% -30,17% -4,40% 2,28% -31,25% 0,00% 19,82% -5,78% 0,00% -5.78% |
Баланс |
100% |
100% |
100% |
0,00% |
Вертикальный анализ баланса ( продолжение )
Показатели |
2003 |
2004 |
||
Удельный вес |
Изменение |
|||
начало года |
конец года |
|||
Актив Внеоборотные активы. 1.1 Нематериальные активы 1.2 Основные средства Итого по разделу 1 2.Оборотные активы 2.1 Запасы 2.2 НДС 2.3 Дебиторская задолженность 2.4 Краткосрочные финансовые вложения 2.5 Денежные средства 2.6 Прочие оборотные активы Итого по разделу 2 Баланс |
1,29% 66,65% 66,65% 19,91% 0,27% 6,44% 0,00% 7,0% 0,00% 33,35% 100% |
1,29% 66,65% 66,65% 19,91% 0,27% 6,44% 0,00% 7,0% 0,00% 33,35% 100% |
1,29% 78,0% 78,0% 11,19% 1,38% 8,04% 0,00% 0,60% 0,00% 22% 100% |
1,29% 11,35% 11,35% -8,72% 1,11% 1,60% 0,00% -6,40% 0,00% -11,35% 0,00% |
Пассив 3.Капитал и резервы 3.1 Уставный капитал 3.2 Добавочный капитал 3.3 Резервный капитал 3.4 Нераспределенная прибыль (убыток) Итого по разделу 3 4. Долгосрочные займы 5. Краткосрочные пассивы 5.1 Краткосрочные займы 5.2 Кредиторская задолженность 5.3 Доходы будущих периодов 5,4 Резервы предстоящих платежей. итого по разделу 5 |
0,65% 37,41% 0,11% 3,03% 35,14% 0,00% 0,00% 19,82% 27,83% 0,00% 0,00% 27,83% |
0,65% 37,41% 0,11% 3,03% 35,14% 0,00% 0,00% 19,82% 27,83% 0,00% 0,00% 27,83% |
0,68% 39,24% 0,47% 1,29% 41,69% 0,00% 0,00% 19,82% 2,17% 4,62% 51,53% 58,31% |
0,03% 1,83% 0,36% -1,74% 6,55% 0,00% 0,00% 0,00% -25,66% 4,62% 51,35% 30,48% |
Баланс |
100% |
100% |
100% |
0,00% |
Вертикальный анализ является анализом тенденций развития, при котором каждая позиция отчетности сравнивается с рядом предыдущих периодов и определяется тренд, то есть основная тенденция динамики показателя, ощищенная от случайных влияний и индивидуальных особенностей периодов. Этот анализ носит перспективный прогнозный характер.
Большое значение для оценки финансового состояния имеет вертикальный анализ (структурный) анализ актива и пассива баланса, который дает представление финансового отчета в виде относительных показателей.
Цель вертикального анализа заключается в расчете удельного веса отдельных статей баланса в итоге и оценке его изменений. С помощью вертикального анализа можно проводить межхозяйственные сравнения предприятий, а относительные показатели сглаживают негативное влияние инфляционных процессов.
Оценка финансовой устойчивости и платежеспособности
Залогом выживания и основой стабильности положения предприятия служит его устойчивость. На устойчивость предприятия оказывает влияние различные факторы:
положение предприятия на рынке услуг.
оказание дешевых, пользующихся спросом услуг населению и предприятиямпредприятиям
его потенциал в деловом сотрудничестве.
степень зависимости от внешних кредиторов и инвесторов.
наличие неплатежеспособных дебиторов.
эффективность хозяйственных и финансовых операций.
Общая устойчивость предприятия – это такое движение денежных потоков, которые обеспечивают постоянное превышение поступивших средств (доходов) над их расходованием (затратами). Финансовая устойчивость является отражением стабильного превышения доходов над расходами.
Оценка финансовой устойчивости и платежеспособности. таб.№ 2
Показатели |
формула расчет |
коэффициент |
норматив |
1.Коэффициент автономии |
КА.=3РП./ВБ за 2003г.=3368/9584 = 0.35 за 2004г. = 3808/9135 = 0.42 |
0.35 0.42 |
0.5 |
2.Коэффициент финансовой зависимости (доля заёмного капитала к общей валюте балланса) |
5 РП/ВБ за 2003г =6216/9584= 0.62 за 2004г= 5327/9135 = 0.62 |
0.62 0.62 |
1 |
3.Коэффициент текщей задолженности (отношение краткосрочных финансовых обязательств к общей валюте балланса) |
Кткз = р5пб\вб = (6216\9584 = 0.62 за 2004 год (5327\9135 = 0.62 |
0.62 0.62 |
- |
4.Коэффициент долгосрочной финансовой независимости (отношение собственного и долгосрочного заемного капитала к общей валюте банка) |
Кдфнз = р4пб+р4пб\вб |
- |
- |
5. Коэффициент покрытия долгов собственным капиталом (отношение собственного капитала к заемному) |
Кпл = (3368/6216 = 0.54) за 2004 год (3808/5327 = 0.71) |
0.54 0.71 |
- |
6.Коэффициент финансового риска(отношение собственного капитала к заемному) |
Кфр = (6216\3368 = 1.84) за 2004 год (5327/3808 = 1.39) |
1.84 1.39 |
- |
7 Коэффициент абсолютной ликвидности |
равен отношению денежных средств к краткосрочным пассивам за 2003г = 671/6216= 0,1 за 2004 = 55/5327 = 0,01 |
0.1 0.01 |
0.2 |
8.Коэффициент быстрой ликвидности |
К бл.= А1+А2/П1+П2 за 2003г. 671+617/3667+1900=0.2 за 2004г.= 734/5327= 0.13 |
0.2 0.13 |
0.8-1 |
9.Коэффициент текущкй ликвидности |
равен отношению оборотных активов к краткосрочным пассивам за 2003г. 3196/6216 = 0.51 за 2004г 2010/5327= 0.37 |
0.51 0.37 |
- |
Комбинат находится в финансовой зависимости от заемного капитала. коэффициент финансового риска за 2004 год сократился на 0.45де., но остаётся достаточно высоким и составляет 1.39 де. Коэффициент автономии на комбинате за 2004 год стал выше на 0.04 де, при нормативе 0.5 он составляет 0.42 де. У комбината для покрытия текущей задолженности недостаточно средств, в случае восстребования погашения задолженности единовременно, комбинату придется продавать труднореализуемые активы, то есть основные средства.
Структура источников финансирования таб.№ 3
Показатели |
сумма тыс.руб. |
структура +,- |
||||
1,0103 |
1.01.04 |
1.01.05 |
1.1.03 |
1.1.04 |
1.105 |
|
1.Собственные средства предприятия |
3913 |
3368 |
3808 |
- |
- |
- |
в % к валюте баланса |
- |
- |
- |
73,16 |
38,15 |
41,63 |
2. Заемные средства |
- |
-
|
-
|
-
|
- |
- |
2.1 Долгосрочные заемные средства |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2,2 Краткосрочные заемные средства |
1981 |
6216 |
5327 |
26.84 |
61.85 |
58.37 |
в % к валюте баланса |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Валюта баланса |
5894 |
9584 |
9135 |
100 |
100 |
100 |
Из таблицы следует, что собственные средства уменьшились на 31,53%, заемные средства возросли на 31,53%, это следует отметить как отрицательный фактор. Увеличилась финансовая зависимость предприятия от заемного капитала.
|
Анализ собственных источников таб.№ 4
показатели |
сумма тыс.руб. |
структура % +,- |
||||
01.03 |
01.04 |
01.05 |
01.03 |
01.04 |
01.05 |
|
Уставный капитал |
62 |
62 |
62 |
1,05 |
0,64 |
0,67 |
Добавочный капитал |
3983 |
3585 |
3585 |
67,6 |
37,4 |
39,2 |
Резервный капитал |
266 |
11 |
43 |
4,51 |
0,11 |
0,47 |
Нераспределенная прибыль (убыток) итого |
-398 |
-290 |
118 |
73,16 |
38,15 |
1,29 41,63 |
Валюта баланса |
5894 |
9584 |
9135 |
100 |
100 |
100 |
В валюте баланса собственные источники сократились на 31,53%. В суммовом выражении Уставный капитал остался без изменения, но в удельных весах в структуре баланса сократились на 0,41 %. Возросла нераспределенная прибыль. Резервный капитал снизился на 223 тыс. руб.
Общий анализ источников средств предприятия таб.№ 5
Показатели |
сумма тыс. руб. |
структура % +,- |
||||
01.03 |
01.04 |
01.05 |
01.03 |
01.04 |
01.05 |
|
1 Вариант собственные источники заемные средства итого |
3913 1981 5894 |
3368 6216 9584 |
3808 5327 9135 |
73,16 26,84 100 |
38,15 61,85 100 |
41,63 58,37 100 |
2 Вариант |
||||||
собственные источники с приравненными к ним заемными |
3913 |
5017 |
4230 |
66,38 |
52,34 |
46,3 |
заемные без приравненных к ним собственным |
50142 |
4567 |
4905 |
33,62 |
47,66 |
53,7 |
итого |
5894 |
9584 |
9135 |
100 |
100 |
100 |
К собственным источникам прибавлены доходы будущих периодов 1949тыс. руб в 2003 году и резерв предстоящих расходо в сумме 422 тыс. руб. за 2004 год . В разных примененных вариантах собственных источников у предприятия меньше чем заемных.
Заключение
краткая характеристика деятельности предприятия ХГАК
№ п\п |
факторы |
положительные сильные стороны |
отрицательные слабые стороны |
1 |
производственные |
-обновляются рабочие машины и оборудование; - увеличивается объём работ |
-большой износ автопарка; высокие цены на топливо; конкуренция. |
2 |
маркетинговые |
- оказано услуг на 31.8 млн. руб. |
-большая конкуренция с другими автопредприятиями |
3 |
трудовые |
-коллектив постоянный слаженный |
- предпенсионный возраст большинства рабочих |
4 |
социальные |
-улучшается отдых рабочих в период отпусков (санаторно- курортное лечение) |
недостаточно денежных средств по этим статьям; нет возможности улучшить жилищные условия рабочих. |
5 |
финансовые |
прибыль за 2004 год 632 тыс. руб; рост капитала и резервов 440 тыс. руб; - кредит погашен на 1702 тыс. руб. |
заемных средств 198 тыс. руб; свободных средств 55 тыс. руб; требуются затраты на содержание парка. |
6 |
другие |
- |
- |
Выводы и предложения
За прошедший год в организации увеличились основные средства за счет роста оборудования, рабочих машин и механизмов, а так же транспортных средств. Этот фактор расцениваеися положительно, так как организация целенаправленно увеличивает производственные мощности с целью увеличения объема работ.
Объем работ вырос в сравнении с прошлым годом на 25 %.
По себестоимости работ против прошлого года допущено удорожание на 2% и недополучена прибыль на 2 %.
По ликвидности Общество: - коэффициент абсолютной ликвидности ниже нормы 0,1 при 0,2. Коэффициент покрытия равен 0,37 ниже предельной нормы 2. Этот показатель характеризуется устойчивым финансовым положением перед акционерами, покупателями облигаций.
Заемных средств в организации 198 т.руб.
Охарактеризовать организацию можно с оценкой неустойчивое финансовое положение;
где З = СОС +К + ИОФН.
то есть запасы полностью покрываются собственными оборотными средствами с привлечения заемных средств.
Оценку деловой активности следует определить как положительную. Высокая фондоотдача. Наблюдается рост производительности труда. Все показатели деловой активности за 2004 год улучшены в положительную сторону. Организация работает стабильно, выполняет и перевыполняет объемы услуг из года в год. Добивается улучшения экономических показателей
Предложения
-Следует провести более детальный анализ затрат.
-Добиться снижения себестоимости оказанных услуг.
-Поднять уровень рентабельности оказанных услуг.
-Среднюю заработную плату следует выплачивать в соответствии с объемами оказанных услуг, чтобы не допускать убыточности услуг.
-Пересмотреть нормы расхдования топлива на тонну/ км. оказываемых услуг.
-Обновить парк транспортных средств за счет кредита банка, так как существующий парк имеет большой износ и требует дополнительных затрат на его содержание в рабочем состоянии.
План по техническому обслуживанию № 1 и №2 выполняются во время и в полном объеме. Текущий ремонт производится силами автотранспортного предприятия. Капитальный ремонт также выполняется силами организации. Техника имеет большой износ. Парк обновляется большегрузными автомобилями.