Содержание:

Введение 3

Глава 1 Взаимосвязь личностных особенностей 11-классников с успешностью профессионального самоопределения_ 5

1.1    Общие теоретические и методологические подходы к изучению профессионального самоопределения личности_ 5

1.2 Основные черты психологии старших школьников_ 12

1.3 Влияние личностных особенностей старших школьников на успешность профессионального самоопределения_ 17

Заключение 28

Список литературы_ 29

Приложение 1_ 31

Приложение 2_ 32

Приложение 3_ 33

Введение

Период юности - это период самоопределения. Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое - составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако, профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы: кем быть? и каким быть?, с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего (31, с. 306).

Выбор профессии является одним из ответственных моментов, определяющих весь дальнейший жизненный путь человека. Поскольку в жизни всё взаимосвязано, правильно выбранная профессия оказывает влияние на все остальные сферы жизни. Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и всё общество. По данным американских ученых, правильный выбор профессии в 2-2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10-15% увеличивает производительность труда и в 1,5-2 раза уменьшает стоимость обучения кадров.

Решить проблему профессионального выбора человека призвана профориентация.

Профессиональная ориентация – это оказание человеку помощи в профессиональном самоопределении, то есть в выборе профессии, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям и способностям человека, профессии, которая способствует потребностям и возможностям человека и запросам рынка труда (21, с. 10).

Период выбора профессии и профессионального становления у человека приходится на возраст от 14 до 25 лет и характеризуется тем, что он пробует свои силы в разных сферах деятельность при ориентации на свои профессиональные возможности.

Ученые-социологи подсчитали, что примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности выбирает профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, способностям, внутренним убеждениям. Это влечет за собой разочарования и даже психические расстройства.

Эта проблема стояла перед молодежью всегда, а в настоящее время она становится особенно актуальной, так как в связи с новыми социально-экономическими условиями в России и быстро изменяющимся рынком труда большинство выпускников школы не имеют ясной жизненной перспективы, более трети выпускников школ поступают учиться и работать по специальности, не соответствующей их индивидуальным запросам и потребностям общества.

Ориентации на труд в условиях складывающегося рыночного общества в нашей стране обладают рядом особенностей, главной из которых является трудность реализации такого выбора, в котором бы гармонично сочетались предпочитаемый вид труда, его оплата и престижность (15, с. 8).

Таким образом, тема «Личностные особенности 11-классников и их связь с успешностью профессионального самоопределения» является на сегодняшний день актуальной и своевременной.

Профессиональное самоопределение личности – это не разовое действие, а сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни человека, который включает в себя:

1.       самопознание своих индивидуальных особенностей, интересов, сильных и слабых сторон;

2.       сопоставление знаний о себе и предпочитаемой профессии;

3.       выбор профессии и образа жизни.

Цель данной работы: Проанализировать личностные особенности 11-классников и их связь с успешностью профессионального самоопределения.

Постановка цели потребовала решения следующих задач:

1.       Изучить общие теоретические и методологические подходы к изучению профессионального самоопределения личности.

2.       Рассмотреть основные черты психологии старших школьников.

3.       Изучить влияние личностных особенностей старших школьников на успешность профессионального самоопределения.

Объект исследования – Профессиональное самоопределение.

Предмет исследования – Связь личностных особенностей 11-классников с успешностью профессионального самоопределения.

Глава 1 Взаимосвязь личностных особенностей 11-классников с успешностью профессионального самоопределения

1.1       Общие теоретические и методологические подходы к изучению профессионального самоопределения личности

Для того, чтобы понять, что такое профессиональное самоопределение, проанализируем понятие самоопределения и его связь с профессиональным самоопределением.

Один из серьезных недостатков психологии, который, по мнению многих, не позволяет ей претендовать на статус серьезной науки, — многозначность и расплывчатость ее основных категорий. Любое психологическое понятие имеет десятки, если не сотни определений, весьма различающихся между собой, а порой и категорически несовместимых. Правильнее сказать, что в психологии существуют не категории, а проблемы, которые в истории развития науки получают разную трактовку, в частности терминологическую.

В полной мере это относится к понятию «самоопределение». Ни в одном авторитетном источнике оно не раскрыто всесторонне, более того — не существует его исчерпывающей и общепризнанной дефиниции. Зато версиям и трактовкам нет числа. Представители различных школ психологии дают собственные определения этого понятия, в соответствии со своей теорией личности (29).

Труды всех мыслителей древности и современности так или иначе затрагивают эту проблему, хотя само понятие самоопределения встречается далеко не у всех.

Традиционно данная проблема рассматривалась в терминах самосознания, и эта традиция по сей день прослеживается в отечественной психологии. Она восходит к суждению Канта (хотя ее истоки, вероятно, можно проследить и глубже): «Сознание моего собственного наличного бытия есть одновременно непосредственное осознание бытия других вещей, находящихся вне меня». Таким образом, самосознание — это переживание целостности и специфичности своего Я, наделенного собственными мыслями, чувствами и желаниями и существующего в окружении внешнего мира, но в то же время отдельно от него.

Непосредственно о самоопределении рассуждал предшественник экзистенциализма Кьеркегор, а также представители современного экзистенциализма — Ясперс, Хайдеггер и Сартр. Однако их идеи оказали лишь некоторое влияние на довольно узкий круг психологов. Современные отечественные авторы, освещая данную проблему, предпочитают говорить именно о самосознании.

Среди множества психологических словарей, изданных в последние годы, наиболее авторитетными следует признать «Краткий психологический словарь» под редакцией академиков Петровского и Ярошевского (вышедший уже вторым, расширенным изданием, а фактически уже третьим, если считать первым опыт 1985 года) и «Психологический словарь» под редакцией Зинченко и Мещерякова (также расширенное издание словаря 1983 г.).

Первый трактует самоопределение довольно узко и конкретно — как «сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях». Собственно, вся статья, посвященная данному понятию, состоит из этой дефиниции и еще одной фразы: «Особыми формами самоопределения личности являются самоопределение личности в группе и профессиональное самоопределение».

Во втором словаре, в котором имеется статья о самосознании, о самоопределении не упоминается вовсе.

А вот в «Российской педагогической энциклопедии», которая содержит изрядный психологический раздел, имеется довольно пространная статья о самоопределении написанная С. Степановым: «Самоопределение — центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений. Появление потребности в самоопределении свидетельствует о достижении личностью довольно высокого уровня развития, для которого характерно стремление занять собственную, достаточно независимую позицию в структуре информационных, идеологических, профессиональных, эмоциональных и прочих связей с другими людьми».

С. Степанов так же уточняет, что «самоопределение — это поиск человеком ответа и сам ответ на вопрос: «Кто я такой?». Самоопределение может быть внутригрупповое — обретение и осознание своей роли в кругу людей, профессиональное — поиск и нахождение своего места в системе человеческих занятий, половое — осознание себя как представителя того или другого пола, национальное — отождествление себя с собственным народом в отличие от прочих и т.д. В целом, его можно определить как поиск и обретение человеком своего места в мире» (29).

М.Р. Гинзбург считает, что личностное самоопределение представляет собой единство ценностно-смысловой и пространственно-временной организации жизни человека (6). Психологическим содержанием этого феномена является конструирование человеком своего жизненного поля, включающего в себя как совокупность индивидуальных жизненных смыслов, так и пространство реального действования — актуального и потенциального. Иными словами, осуществляя самоопределение, человек вынужден искать и осознавать смыслы своего настоящего и своего будущего. А уровень развития личностного самоопределения — это как раз степень расхождения между ценностной насыщенностью настоящего и ценностной насыщенностью будущего.

Н.С. Пряжников, подчеркивая единство личностного и профессионального самоопределения, сущностью последнего считает самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации (24) (см. приложение 2).

Обращаясь к анализу возможных стратегий профессионализации личности, Л.М. Митина опирается на идею С.Л. Рубинштейна о двух основных способах существования человека (29).

Первый из них — это жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек. Всякое отношение человека — это отношение к отдельным явлениям жизни, а не к жизни в целом. Здесь функционирует внешняя рефлексия.

Второй способ существования связан с появлением внутренней рефлексии. Она как бы приостанавливает, прерывает этот поток жизни и выводит человека за его пределы. С появлением такой рефлексии связано ценностно-смысловое определение жизни. Именно в этом способе, по сути дела, впервые встает проблема «уяснения самому себе своего собственного сознания».

Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими модными ныне понятиями, как «самоакутализация», «самореализация», «самоосуществление», «самотрансценденция»... При этом многие мыслители связывают эти понятия с трудовой деятельностью. Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя «через увлеченность значимой работой»; И.С. Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и общение; П.Г. Щедровицкий отмечает, что «смысл самоопределения — в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность»; Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения: а) гностический (перестройка сознания и самосознания); б) практический (реальные изменения социального статуса человека) (25).

Самоопределение предполагает не только «самореализацию», но и расширение своих изначальных возможностей — «самотрансценденцию» (по В. Франклу): «...полноценность человеческой жизни определяется через его трансцендентность, то есть способность «выходить за рамки самого себя», а главное — в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни...». Таким образом, именно смысл определяет сущность самоопределения, самоосуществления и самотрансценденции.

При более творческом подходе к жизни сам смысл создается человеком заново. В этом случае человек превращается в подлинного субъекта самоопределения, а не просто выступает как проводник каких-то «высших» смыслов.

Хакимова Н.Р. отмечает, что личностное самоопределение как психологическое явление возникает на границе старшего подросткового и младшего юношеского возраста. Основные характеристики личностного самоопределения заключаются в следующем:

1.       потребность в личностном самоопределении представляет собой потребность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире;

2.       самоопределение ориентировано в будущее;

3.       личностное самоопределение связано с выбором профессии, но не сводится к нему (32).

Л.И. Божович выделяет «двуплановость» личностного самоопределения, которая заключается в том, что оно осуществляется одновременно, с одной стороны, как конкретное определение будущей профессии и планирование жизни, а с другой — как неконкретные поиски смысла своего существования.

Можно выделить следующие этапы развития проблематики профессионального самоопределения:

1.       Конкретно-адаптационный.

В периоды социально-экономических бедствий и массовой безработицы (главное — помочь «трудоустроиться»).

2.       Диагностико-рекомендательный.

В основе — «трехфакторная» модель Ф. Парсонса: изучение требований профессии к человеку — первый «фактор», исследование качеств человека с помощью тестов — второй «фактор», сопоставление требований с качествами человека и выдача рекомендации о пригодности или непригодности к данной профессии — третий «фактор». При этом качества человека и требования профессии рассматриваются как относительно стабильные, что и служит основой для «объективного» выбора.

3.       Искусственная «подгонка» человека к профессии.

Возможны варианты: обман, манипуляция, агитация; умелая продажа себя на «рынке труда» (это скорее уже обман предприятий и государства в целом); разработка методик с элементами манипуляции (например, после обследования у многих «вдруг» выявляется интерес к «требуемым» профессиям).

4.       Диагностико-корректирующая, диагностико-развивающая профконсультация.

В отличие от диагностико-рекомендательной модели профориентационной помощи, основанной на неизменности качеств и требований профессии, здесь все построено на учете изменений в выбираемых профессиях, в их требованиях к человеку. Важной особенностью такого рода помощи оказывается возможность что-то улучшить в ситуации и постоянно корректировать свой выбор в зависимости от изменения требований профессии (по Е.М. Борисовой и К.М. Гуревичу).

5.       Учет изменяющегося общества.

Учитывается динамика общественных процессов. Профессия все больше начинает рассматриваться как средство для достижения жизненного успеха, а также как средство для нахождения с помощью профессии своего места в обществе. Основные понятия, характерные для данного уровня развития профориентации: профессиональный и жизненный успех, карьера, образ жизни.

6.       Учет изменения (развития) «ценностно-нравственного, смыслового ядра» самоопределяющегося человека.

На данном уровне профориентационной помощи учитывается изменение представлений самоопределяющегося человека о самом смысле его профессионального выбора. Также учитывается не просто «успех», но и «моральная цена» за такой успех. Основными понятиями здесь становятся совесть, чувство собственного достоинства, смысл жизни и выбираемой профессиональной деятельности (26).

Таким образом, профессиональное и личностное самоопределение имеют очень много общего, а в высших проявлениях почти сливаются. При попытке развести их можно выделить два принципиальных отличия.

Профессиональное самоопределение — более конкретное понятие, его проще оформить официально (получить диплом и т.п.); личностное самоопределение — это более сложное понятие, оформить официально его невозможно (диплом «на личностность» по крайней мере, психически здоровым людям пока еще не выдают).

Профессиональное самоопределение зависит от внешних, чаще всего благоприятных условий; личностное самоопределение зависит от самого человека (см. приложение 1).

Процесс профессионального самоопределения проходит ряд этапов. Первый этап - детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ними поведения. Второй этап - подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем привлекательной для него профессии. Третий этап, охватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста, - предварительный выбор про­фессии. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются сначала с точки зрения интересов подростка («Я люблю историю, стану-ка я историком!»), далее с точки зрения его способностей («У меня хорошо идет математика, не заняться ли ею?») и, наконец, с точки зрения его системы ценностей («Я хочу помогать больным, стану врачом»). Чет­вертый этап - практическое принятие решения, собственно выбор про­фессии, включает два главных компонента: определение уровня квали­фикации будущего труда, объема и длительности необходимой подготовки к нему, т.е. выбор конкретной специальности. Однако, судя по данным социологов, ориентация «на поступление в вуз формируется раньше, чем созревает выбор конкретной специальности» (Кон И.С., 1980).

Кроме интересов, способностей и ценностных ориентации, важную роль в принятии решения играет оценка своих объективных возможно­стей - материальных условий семьи, уровня учебной подготовки, со­стояния здоровья и пр.

Важнейшими психологическими предпосылками успешного профессионального самоопределения являются сформированный интеллекту­альный потенциал, адекватная самооценка, эмоциональная зрелость и саморегуляция личности.

В условиях современного школьного обучения, когда большинство школьников должны выбирать будущую профессию или профиль обу­чения в возрасте 13-14 лет, подростки зачастую оказываются не гото­выми к самостоятельному выбору и обнаруживают низкую активность в профессиональном самоопределении. Это свидетельствует о необходи­мости внедрения в школах и других учебных заведениях профессио­нального ориентирования и психологического консультирования при выборе профессии (27, с. 231).

Условно можно выделить следующие основные задачи профессионального самоопределения:

а)          информационно-справочные,

б)         просветительские;

в)          диагностические (в идеале — помощь в самопознании).

В процессе профессионального самоопределения клиент должен также получить от профконсультанта морально-эмоциональную поддержку, помощь в выборе и в принятии решения.

Можно выделить следующие приоритетные направления творческого поиска профконсультанта:

1.       Помощь самоопределяющемуся школьнику в адаптации к реальным социально-экономическим условиям «рынка».

Даже тогда, когда не ясно, что за «рынок» построен в России, выпускнику школы надо предложить наиболее оптимальный вариант его места в обществе. Здесь перспективной представляется идея «опережающей профконсультации», то есть ориентация не только на то, что есть сейчас, но и на то, что будет при изменении общества.

2.       Формирование способности самостоятельно ориентироваться в постоянно меняющейся ситуации.

Важной становится не помощь школьнику в конкретном выборе, а формирование у него способности совершать профессиональный и жизненный выбор. При этом нужно ориентировать клиента на возможное позитивное изменение ситуации (формирование «социального оптимизма»). В идеале — это формирование стремления вносить свой позитивный вклад в улучшение ситуации (формирование «действенного социального оптимизма»). Все это связано и с оптимизмом по отношению к себе (идея своей «миссии», своего предназначения в этом мире). Но «действенный социальный оптимизм» и вера в свое предназначение обязательно должны сочетаться со способностью адаптироваться в реальном мире.

3.       Формирование морально-волевого «тыла» самоопределяющегося человека.

Идея такого «тыла» подсказана профконсультационной практикой. Иногда самоопределяющийся человек рассуждает примерно так: «Сначала я должен чего-то добиться в этом мире (приобрести престижную и денежную профессию, устроиться, купить то-то и то-то), а затем можно заняться и любимым делом». Правда, далеко не все потом действительно имеют такую возможность, так как «бизнес» (современная круговерть) сильно затягивает и накладывает отпечаток на всю жизнь человека. Часто потом такие люди пытаются «реализовать» себя в своих детях.

«Тыл» понимается как основа самостоятельности, творчества и совести (хорошо быть честным и порядочным, когда есть надежные «тылы»), как условие для значимого дела жизни. Варианты «тылов» могут быть самые разные: хорошее образование, воспитание, богатые родственники, связи, коммуникативные способности, место проживания (прописка).

4.       Формирование готовности к внутренним компромиссам на пути к успеху.

Надо сразу разграничить «внутренний компромисс» и «сделку с совестью». Последний вариант — это уступка в значимой ценности (в чем-то «святом»), а внутренний компромисс — это искусство уступать в малом, несущественном. Это чем-то напоминает «психосоциальный мораторий» (по Э. Эриксону), когда молодой человек уже готов что-то сделать, но общая ситуация ему не позволяет реализовать себя в поступке. Надо сказать, что таких психосоциальных (или психопрофессиональных) «мораториев» на протяжении трудовой жизни у каждого самоопределяющегося человека будет немало.

5.       Формирование ценностно-смыслового ядра самоопределяющейся личности.

Главное здесь — построение системы (иерархии) ценностей и смыслов вокруг чего-то самого важного для конкретного человека. Эта система становится важнейшим условием для выявления наиболее значимых ценностей («святынь»).

6.       Подготовка самоопределяющегося человека к достойному поведению в ситуациях ненормативного жизненного и профессионального кризиса.

Сам кризис понимается как условие личностного роста (своеобразный «шанс» стать лучше). Традиционно выделяют нормативные и ненормативные кризисы. Через нормативные кризисы (например, возрастные) проходит большинство людей. Ненормативное кризисы — это отдельные сложные жизненные события, сильно влияющие на всю дальнейшую жизнь человека (например, болезнь, переезд, смерть близкого, увольнение) (22).

Проблемой для профконсультанта (или для педагога-психолога в школе) становится помощь молодому человеку в момент жизненного испытания и обеспечение ему перехода на более высокий уровень самоопределения и личностного развития.

Улучшение дела профессиональной ориентации школьников намного увеличит отдачу каждого работника и эффективность использования рабочей силы в целом, повысит удовлетворённость трудом, потому что только труд человека, нашедшего себя, получившего возможность реализовать максимум того, на что он способен, может стать творческим, принести ему уважение и общественный престиж.

Важно, чтобы школьники и их родители не только в полной мере уяснили себе значение правильного выбора жизненного пути (может быть, в этом случае сократится и число родителей, полагающих, что карьера рабочего – всегда неудача), но и имели широчайшие возможности выбора в данной области. Для этого нужны справочники с подробным описанием и умной рекламой различных профессий, перечислением человеческих качеств, которые каждая из них требует, нужны консультационные пункты по профориентации и более широкое распространение клубов любительского труда для школьников, где бы можно было не только услышать о том или ином виде профессиональной деятельности, но и попробовать, у кого как она получается.

1.2 Основные черты психологии старших школьников

Интеллектуальная зрелость, в том числе нравственно-мировоззренческая, готовность старших школьников ставить и решать различные жизненные задачи в этом возрасте очевидна, хотя здесь го­ворить о ней пока что приходится в общем виде, имея в виду срав­нительно невысокий уровень интеллектуального развития немалого числа современных юношей и девушек. Речь идет о возможностях, ко­торые имеются у всех старшеклассников и многими из них практи­чески реализуются.

Значительны и индивидуальные различия, существующие между старшеклассниками, причем в настоящее время даже наблюдается тенденция к их увеличению в связи с дифференциацией учебных программ, учебных заведений, относительной свободой выбора в них учебных предметов (17, с. 201).

Старшие школьники независимо от их индивидуальных особеннос­тей знают, понимают и следуют определенным нормам морали. Их нравственное сознание достигает достаточно высокого уровня зрелос­ти, дифференциации и стабильности при, разумеется, выраженных индивидуальных различиях в содержании тех нравственных норм, ко­торых они придерживаются. Эти нормы имеют сложную индивидуаль­ную структуру и соотносятся со всеми основными видами общения и деятельности.

Налицо в этом возрасте выраженная полоролевая дифференциа­ция, т. е. развитость форм мужского и женского поведения у юношей и девушек. Они знают, как себя вести в тех или иных ситуациях, их ролевое поведение является достаточно гибким. Наряду с этим иног­да наблюдается своеобразная инфантильно-ролевая ригидность, не­гибкость поведения в ситуациях общения с разными людьми и по различным поводам.

Переходный период от подростка к юноше завершается возникновением осо­бого личностного образования, которое можно обозначить термином «самоопределение», оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и своего назначения в жизни.

Отвечая самому себе на вопросы  «Кто я? Какой я? К чему я стремлюсь?», молодой человек формирует:

1.       самосознание — целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценка своей внеш­ности, умственных, моральных, волевых качеств, осозна­ние своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершен­ствования, самовоспитания;

2.       собственное мировоззре­ние как целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усво­енную ранее значительную сумму знаний и сформировав­шуюся способность к абстрактно-теоретическому мышле­нию, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему;

3.       стремление заново и критически ос­мыслить все окружающее, самоутвердить свою самостоя­тельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т. п. (30, с. 102)

Становление самосознания происходит по нескольким направлениям:

а)       открытие своего внутреннего мира, юноша начинает воспринимать свои эмоции не как производные от внешних событий, а как состояние своего «Я», появляется чувство своей осо­бенности, непохожести на других, порой появляется и чувство одиночества («Другие люди меня не понимают, я - одинок»);

б)      появляется осознание необратимости време­ни, понимание конечности своего существования. Именно понимание неизбежности смерти заставляет человека всерь­ез задуматься о смысле жизни, о своих перспективах, о своем будущем, о своих целях. Постепенно, из мечты, где все возможно, и идеала, как абстрактного, но часто недо­сягаемого образца, начинают вырисовываться несколько более или менее реалистичных планов деятельности, меж­ду которыми предстоит выбрать. Жизненный план охва­тывает всю сферу личного самоопределения: моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний, выбор профес­сии и своего места в жизни. Осознание своих целей, жизненных устремлений, выработка жизненного плана — важный элемент самосознания.

в)       Формируется целостное представление о самом себе, отношение к себе, причем вначале осознаются и оценива­ются человеком особенности своего тела, внешности, при­влекательности,   а затем  уже  морально-психологические, интеллектуальные,   волевые  свои   качества.   Юношеские самооценки   часто   бывают   противоречивы. На основе ана­лиза достигнутых результатов в разных видах деятельности, учета мнений других людей о себе и самонаблюдения, самоанализа своих качеств и способностей у юноши фор­мируется самоуважение — обобщенное отношение к себе.

г)       Происходит осознание и формируется отношение к зарождающейся сексуальной чувственности. Юношеская сексуальность отличается от сексуальности взрослого че­ловека. Если зрелая половая любовь взрослых людей пред­ставляет собой гармоническое единство чувственно-сексу­ального   влечения   и   потребности   в   глубоком   духовном общении и взаимопонимании любящих людей, то в юнос­ти эти два влечения созревают не одновременно, и к тому же по-разному у девушек и юношей. Хотя девушки рань­ше  созревают  физиологически,  у  них   на  первых  порах потребность  в  нежности,  ласке,   эмоциональном  тепле  и понимании выражена сильнее, чем в физической близос­ти.  У юношей,  наоборот, в большинстве случаев раньше появляется чувственно сексуальное  влечение к физичес­кой  близости и  значительно  позднее  возникает  потреб­ность в духовной близости, взаимопонимании. Потребность в душевном понимании и сексуальные желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объек­ты (30, с. 107).

Для юношества свойственны максимализм суждений, своеобразный эгоцентризм мышления: разрабатывая свои тео­рии, юноша ведет себя так, как если бы мир должен был подчиняться его теориям, а не теории — действительнос­ти. Стремления доказать свою независимость и самобыт­ность сопровождаются типичными поведенческими реак­циями: «пренебрежительного отношения» к советам старших, недоверие и критиканство по отношению к стар­шим поколениям, иногда даже открытое противодействие. Но в такой ситуации юноша вынужден опираться на моральную поддержку ровесников, и это приводит к типичной реакции «повышенной подверженности» (неосознан­ная внушаемость, сознательный конформизм) — влиянию ровесников, которая обуславливает единообразие вкусов, стилей поведения, норм морали (молодежная мода, жар­гон, субкультура), даже преступления среди молодежи, как правило, носят групповой характер, совершаются под влиянием группы.

Юношеский возраст представляет собой как бы «тре­тий мир», существующий между детством и взрослостью, т. к. биологически физиологическое и половое созревание завершено (уже не ребенок), но в социальном отношении еще не самостоятельная взрослая личность.

В целом можно выделить 3 пласта сознания человека:

а)       отношение к себе;

б)      отношение к другим людям;

в)       ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).

Отношение к другим людям, осознание этого отноше­ния бывает качественно различным (см. приложение 3):

1.       эгоцентрический уровень отношений (отношение к себе как самоценности влияет на отношение к другим людям («Если мне помога­ют, то — хорошие люди»);

2.       группоцентрический уровень отношений («Если другой человек принадлежит к моей группе, он — хороший»);

3.       просоциальный уровень («Дру­гой человек — это самоценность, уважай и прими другого человека таким, каков он есть». «Поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой;»);

4.       эстохолический уровень — уровень исходов («Каждый человек находится в определенном соотнесении с духовным ми­ром, с богом. Милосердие, совесть, духовность — главное в отношении к другому человеку») (30, с. 108).

От уровня смыслового отношения к другим людям зависят деятельность, поведение, общение человека. Инте­ресно заметить, что культура определенного общества зо­вет к определенным идеалам, к определенному уровню смыслового отношения к людям. Так, традиционно рус­ская культура стремилась к ценности милосердия, духов­ности, стремилась к эстохолическому уровню ценностей и отношений, взывала к совести человека, к Богу. Культура советского социалистического общества проповедовала и классовую целесообразность, жесткость к инакомыслящим, к «классовым врагам», т. е. тяготела к группоцентрическому уровню ценностей и отношений («Кто не с нами, тот против нас»). Западная культура культивирует уважение к правам, самосознанию личности, к чести, достоинству, к закону, стремится к просоциальному уровню ценностей и отношений к людям. Все эти уровни отношений как-то представлены у каждого человека (либо в качестве ситуационных реакций, либо в качестве устойчивых, личностно присвоенных реакций, которые входят в структуру личности, или в качестве личностных ценностей, осознан­ных убеждений («Я на том стою, и не могу иначе»), но встает вопрос, что преобладает, что выигрывает в кон­фликте, какой уровень (эгоцентрический, группоцентри­ческий, просоциальный, зстохолический) определит пове­дение человека.

При переходе от подрост­кового к раннему юношескому возрасту резко меняется внутренняя по­зиция, устремленность в будущее становится основной направленностью личности, в центре внимания интересов и планов юноши находится проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути. По суще­ству, речь идет о формировании на данном возрастном этапе наиболее сложного, высшего механизма целеполагания, который выражается в существовании у человека некоторого «замысла», плана жизни.

Для внутренней позиции старшего школьника характерно особое отношение к будущему, восприятие, оценка настоящего с точки зрения будущего. Основным содержанием этого возраста становится самоопределение, и прежде всего профессиональное.

Рассматривая основные этапы становления профессионала, Е.А. Климов специально выделяет стадию «оптации» (от лат. optatio - желание, выбор), когда человек принимает принципиальное решение о выборе пути профессионального развития. Стадия оптации охватывает период от 11-12 до 14-18 лет (10, с. 59).

Основой для адекватного профессионального выбора является формирование познавательных интересов и профессиональной направленности личности. Исследование развития интересов позволяет выделить 4 этапа в процессе их становления. На первом этапе в возрасте 12-13 лет интересы характеризуются высокой изменчивостью, слабо интегрирова­ны, не связаны со структурой индивидуально-психологических особен­ностей, являются преимущественно познавательными. На втором этапе в 14-15 лет отмечается тенденция к большей сформированности интере­сов, их интеграции, включенности в общую структуру индивидных и личностных особенностей. На третьем этапе в возрасте 16-17 лет уси­ливается интеграция интересов и в то же время их дифференцированность в соответствии с полом, имеет место объединение познавательных и профессиональных интересов, усиливаются взаимосвязи интересов с индивидуально-психологическими свойствами. На четвертом этапе - этапе начальной профессионализации происходит сужение познаватель­ных интересов, определяемое сформировавшейся профессиональной направленностью и выбором профессии (Головей Л.А., 1996).

Интересы, достигшие высокого уровня развития, представляют собой основу для формирования профессиональной направленности личности и адекватного, зрелого профессионального выбора.

В раннем юношеском возрасте завершается формирование слож­ной системы социальных установок, причем оно касается всех компо­нентов установок: когнитивного, эмоционального и поведенческого. Правда, период ранней юности характеризуется большими противо­речиями, внутренней несогласованностью и изменчивостью многих со­циальных установок.

У юношей и девушек можно обнаружить такие акцентуации характеров, которые не встречаются ни в каком другом возрасте, причем между отдельными чертами характера и их проявлениями имеется множество противоречий, острота которых к окончанию шко­лы обычно сглаживается (17, с. 201).

Ранний юношеский возраст — это пора первой любви, возникно­вения интимных эмоциональных отношений между юношами и девушками. У девушек они обычно появляются несколько раньше и имеют более глубокий характер, чем у юношей. В отношениях, о которых идет речь, формируются личностные качества верности, привязаннос­ти, личной ответственности за судьбу близкого человека. Вместе с об­щими нравственными установками они порождают определенный, ин­дивидуально своеобразный ответ на вопрос «каким быть?».

В ранней юности процесс формирования личности еще не завершается, он активно продолжается и дальше, но уже за пределами школы. Однако многое из того, что человек как личность приобре­тает в школьные годы, остается с ним на всю жизнь и в значитель­ной степени определяет его судьбу.

1.3 Влияние личностных особенностей старших школьников на успешность профессионального самоопределения

Итак, большинство старших школьников к окончанию школы самоопределяются в будущей профессии. У них складываются профессиональные предпочтения, которые, однако, не всегда являются достаточ­но продуманными и окончательными. Индивидуальные различия здесь бывают еще большими, чем в нравственном выборе. Некоторые дети уже к концу подросткового возраста твердо знают, кем они ста­нут, у других выбор профессии не является завершенным даже тогда, когда они ее фактически приобретают. Ранний или поздний выбор профессии, как правило, не сказывается на профессиональных успе­хах; они могут быть значительными или незначительными независимо от того, насколько рано или поздно происходит окончательное про­фессиональное самоопределение.

Профессиональная направленность опирается на индивидуально-психологические особен­ности, систему потенциалов личности и имеет достаточно выраженную половую специфику: у мальчиков чаще встречается техническая на­правленность, у девочек - социальная и художественная (27, с. 230).

Так  у большинство девушек на первом месте в выборе профессии оказываются научные работники, преподаватели, воспитатели. Известно, что система дошкольного воспитания и среднего образования - традиционные сферы преимущественно женской занятости. Следующее место занимают профессии, связанные с актуальным направлением - экономикой. Третью строчку в рейтинге профессий занимают медицинские работники и юридический персонал. На четвертом месте - работники искусства. Будущие работники литературы и печати занимают пятое место. На шестом месте в рейтинге профессий у девушек – служащие. Часто девочка видит себя сотрудницей какого-то «офиса» - может быть, секретарем, операционисткой или клерком. Небольшое количество девушек отдает предпочтение инженерно-техническими специальностям, а так же сфере торговли и общепита. Наконец, десятое место в рейтинге профессий занимают работники жилищно-коммунального, хозяйственного и бытового обслуживания.

Профессиональные установки юношей существенно иные. Инженерно-технические работники находятся в рейтинге профессий на первом месте. Второе место занимают профессии, связанные с автотранспортом и городским электротранспортом: водители автобусов, троллейбусов, электрокаров и т. д. На третьем месте – юристы и служащие. На четвертом месте в рейтинге профессий - работники планирования и учета или профессии в области машиностроения и металлообработки. Пятое место в рейтинге занимают работники охраны и общественного порядка. Шестое место – медицинские работники и профессии в сфере искусства. Седьмое место занимают профессии, связанные с работой на силовых установках (машинист, кочегар, монтер электрических сетей).

Таким образом, сегодня отмечается сохранность традиционных женских и мужских профессиональных ориентаций. Преподавательская и воспитательская работа, торговля и общепит, служба быта по-прежнему остаются преимущественно женскими сферами занятости, а такие области, как медицина и искусство, привлекают больше женщин, чем мужчин. Престижные в данный момент времени профессиональные отрасли, такие, как юриспруденция и экономика, имеют вес в обеих группах, хотя в силу того, что младшим экономическим персоналом - бухгалтерами - обычно являются женщины, заметен их перевес в числе выбирающих планирование и учет. Занятия, сопряженные с тяжелыми физическими нагрузками, и работа с техникой в области авто- и железнодорожного транспорта, машиностроения и металлообработки, а также охранная деятельность остаются уделом сильного пола. Также в наше время в связи с переходом к новой экономической системе, появлением большого количества фирм возникло много рабочих мест, отдаваемых преимущественно мужчинам, - агенты, экспедиторы. Как правило, они не требуют особых профессиональных навыков и неплохо оплачиваются, поэтому популярны среди молодых людей, что, скорее всего, и объясняет третье место служащих в списке предпочтений юношей (11).

Довольно значительное число желающих учиться в высшей школе можно объяснить, с одной стороны, повышением образовательного уровня населения. С другой стороны, в связи с социально-экономическим кризисом, многие специальности, подготовка к которым ведется в техникумах и училищах, остаются не востребованными на рынке труда. Отсюда стремление молодежи иметь более прочные гарантии трудоустройства в случае окончания высшего учебного заведения. В.А. Матусевичем и В.Л. Оссовским выделены 3 типа профессиональных установок на получение высшего образования (14, с. 47):

1.     абстрактный («Я точно знаю, что получу высшее образование, но где - еще не определился»);

2.     промежуточный («Я уже выбрал вуз, в который буду поступать, а факультет – нет»);

3.     конкретный («Я уже знаю, в какой вуз и на какой факультет буду поступать»).

По мнению психологов (И.С. Кон, И.Ю. Кулагина и др.), у большинства выпускников к середине XI класса должен сложиться конкретный тип жизненного плана.

Наблюдается различие типов планов в установках на получение высшего образования и выбор профессии у юношей и девушек. При выборе профессии у юношей преобладает абстрактный тип жизненного плана. Планы многих юношей не идут дальше выбора места учебы после школы, и их с трудом можно назвать жизненной перспективой. Многие юноши, определившиеся, где и какое образование они будут получать (промежуточный и конкретный типы), затрудняются назвать будущую профессию.

На выбор, сделанный респондентами, могут повлиять, разумеется, они сами, мама, новая информация о профессиях, папа. Наибольшее влияние на молодых людей оказывают родители. Влияние семьи на школьника по-прежнему велико. Это влияние во многом зависит от социального статуса родителей. Так, если у отца и матери существенная разница в положении на служебной лестнице, то большее влияние оказывает тот родитель, который занимает более высокую должность. Самое низкое влияние матери на выбор ребенка исследователи отмечают у домохозяек, а отца - у безработных (18).

Кроме того, исследования в области профессионального самоопределения старших школьников фиксируют влияние материального положения на особенности их социализации. В частности, было выявлено, что уровень притязаний молодых людей связан с материальным положением семьи, поскольку школьники, строя планы на будущее, склонны учитывать ту помощь, которую им может оказать семья (чем выше материальное положение родителей, тем большей помощи ожидают от них дети).

В последние годы, социологи говорят о «революции притязаний» среди молодежи. Уровень их радикально повысился с 1990 г., и в результате притязания детей значительно превышают то, чего смогли достичь их родители (33, с. 207).

Большинство представлений старшеклассников о своей будущей взрослой жизни абстрактны и не реалистичны. У юношей на первый план выдвигается образ удачливого бизнесмена, преуспевающего и независимого человека. Для девушек привлекателен образ одновременно независимой преуспевающей женщины и хорошей жены, матери: «Я хочу работать на любимой работе, иметь прекрасное здоровье, иметь мужа и сына, прописку в Москве, престижную работу и много денег». «В 25 лет я хотела бы выйти замуж за любимого человека, жить спокойной жизнью, сделать карьеру, успешно работать и получить признание» (9, с. 218). Подобные, иногда противоречивые представления о своей будущей жизни можно объяснить своеобразным восприятием старшими школьниками времени: 25 лет кажется им настолько отдаленной перспективой, что они умещают в этот период представления о всей своей будущей жизни. Содержательный анализ оценочных суждений старшеклассников показывает, что, в основном, молодые люди оптимистичны и уверены в том, что им во всем будут сопутствовать удача и успех.

Можно отметить, что для девушек, в большей степени, чем для юношей,  актуальна сфера личной и семейной жизни, однако, это не значит, что сфера профессиональной деятельности для них не важна. У многих девушек собственное будущее, помимо семейной жизни, ассоциируется с профессиональной деятельностью и с обретением независимости и возможностью сделать карьеру. Кроме того девушки чаще, чем юноши, акцентируют своё внимание на возможности общаться с интересными людьми, путешествовать по миру. Чаще всего данную перспективу девушки связывают со своей будущей профессиональной деятельностью, которая должна быть связана с коммуникацией. Однако для юношей при характеристике собственного будущего как целостного явления также является актуальным процесс коммуникации, но несколько в другом аспекте - это в основном возможность общаться с друзьями. Кроме того юноши, в отличие от девушек, чаще обращают внимание на необходимость хорошего здоровья как неотъемлемой части собственного будущего (13).

Современных старшеклассников по личностным особенностям и их влиянию на профессиональное самоопределение можно  условно разделить на следующие группы (19).

Группа 1. «Не хочу быть взрослым».

Для этих старшеклассников характерно нарушение целостности психологического времени (они либо сползают в прошлое, либо «отлетают» от реальности в мир мечты и грез), а также отсутствие опоры на себя. Преобладает ощущение абсолютной беспомощности, страх перед миром и стремление защититься привычными детскими способами: «быть послушным», «мечтать и фантазировать», «раствориться в других людях», «прилепиться к более сильному партнеру», который скажет, как надо, поможет решить, защитит, возьмет на себя всю ответственность. Не случайно все они крайне зависимы от оценки окружающих (особенно воспитывающих взрослых) и, если вспомнить хрестоматийное определение Э. Фромма, «бегут от свободы», а значит, и от любых жизненных выборов.

Большинство из вошедших в эту группу юношей и девушек — единственные (или младшие) дети достаточно благополучных, обеспеченных родителей.

Их внутренний мир так и хочется назвать словом «мирок». Они нередко идентифицируют себя с такими героями сказок и мультиков, как Черепашка, которая «на солнышке лежит и на солнышко глядит», Винни-Пух с опилками в голове, Ослик Иа, Пеппи-Длинный Чулок и т.п. Все это герои с детским инфантильным мировосприятием: они живут по принципу удовольствия (З. Фрейд) и панически боятся трудностей, боли, страдания.

Мир «за окном» представляется им угрожающим и опасным, в нем мало шансов найти опору и поддержку. Представления о реальности поразительно наивны; они стремятся действовать «как надо». Перед будущим испытывают страх, очень боятся своей несостоятельности.

Многие представители этой группы весьма интеллектуальны; зачастую они хорошо учатся и предпочитают точные науки, обожают компьютерные игры и книги в жанре фэнтези. Достаточно низкий уровень рефлексии своих чувств и потребностей сочетается с отрицательным отношением к себе (по типу «я хуже других»).

С собственными ценностями у этих старшеклассников «большая напряженка».

Конфликтными сферами для них являются «здоровье», «материально обеспеченная жизнь», «любовь», «счастливая семейная жизнь». Это вполне закономерно: «хорошие девочки и мальчики» полностью погружены в родительскую семью, они боятся покинуть ее. Такое отношение к перечисленным жизненным сферам не определяется половыми различиями, а является характерной особенностью старшеклассников данной подгруппы.

Ценность «наличие хороших и верных друзей» отмечается как высокозначимая сегодня и достаточно доступная в будущем. Для старшеклассников данной подгруппы эта ценность является одной из наиболее важных.

Такие жизненные ценности, как «активная, деятельная жизнь», «интересная работа», «познание», «творчество», «уверенность в себе» и «свобода как независимость в действиях и поступках», для этих старшеклассников имеют низкую значимость, но при этом они полагают, что в будущем такие ценности легко достижимы.

Таким образом, можно сказать, что представители данной подгруппы испытывают серьезные трудности с личностным самоопределением.

В области профессионального самоопределения можно отметить, что все представители этой подгруппы собираются поступать в вуз и уже определились, в какой именно. И хотя в качестве мотивов большинство из них называют «возможность получения желаемой профессии», более честны те, которые говорят, что выбрали вуз, так как «он находится в нашем городе».

Группа 2. «Выбор без выбора».

Для старшеклассников, которых мы отнесли к этой подгруппе, тоже характерна ориентация лишь на один из отрезков временной шкалы (чаще это «слипшееся» настоящее—будущее). Однако они опираются на себя и уже самоопределились: намерены «жить так, как живут их родители». Уже эти факты позволяют говорить о том, что перед нами «выбор без выбора», — та самая «предрешенность», или «досрочное, преждевременное самоопределение», которое исследовал и описал Д. Марсиа, канадский последователь Эрика Эриксона. Этот феномен юношеского самоопределения имеет место в том случае, когда выбор сделан не самостоятельно, а под влиянием чужого мнения и характеризуется некритичным принятием ценностей семьи, общества, референтной группы.

А раз выбор (хотя и без выбора) уже совершен, юношам и девушкам, вошедшим в эту подгруппу, не о чем беспокоиться: уровень тревожности низок, самооценка устойчива.

Выраженная категоричность мышления приводит к тому, что мир этих старшеклассников лишен оттенков («или все хорошо — или все плохо»; «или пан — или пропал»; «правила есть правила»).

Для данной подгруппы характерен высокий уровень самопринятия и средний уровень самоуважения. Внешне они не принимают критику в свой адрес, хотя достаточно зависимы от мнения и оценки значимых окружающих.

Старшеклассники, вошедшие в эту группу, характеризуются сформированными в достаточной степени ценностями, которые находят свою реализацию в поведении. Преобладают «семейные ценности» (здоровье, материально обеспеченная жизнь, счастливая семейная жизнь, интересная работа, любовь, наличие хороших и верных друзей).

А вот ценности «свобода как независимость в действиях и поступках», «уверенность в себе», «познание», «активная, деятельная жизнь», «творчество» не значимы, что явно свидетельствует об отказе от самостоятельности. Таким образом, можно предположить, что старшеклассникам этой подгруппы в будущем будет крайне сложно преодолеть стереотипность поведения.

Стереотипность, стремление «повторять жизнь родителей», «действовать по шаблону» делает излишней внутреннюю работу по личностному самоопределению.

Все представители данной группы знают, в какое учебное заведение будут поступать по окончании школы. Хотя определяют будущую профессию лишь четверть из них. Для остальных значение имеют «наличие в вузе военной кафедры», «легче всего поступить». И хотя все представители данной подгруппы говорят о «самостоятельном выборе», профессиональное самоопределение здесь явно отсутствует.

Группа 3. «Реалисты-прагматики».

Представители этой группы достаточно трезво воспринимают реальность, предпочитая жить в настоящем времени. Для них не только не характерны проявления нереалистичного восприятия времени («отлет в будущее» или «сползание в прошлое»), но все их бытие сфокусировалось в одной точке: «сегодня», «сейчас». Они четко ставят цели и стремятся руководствоваться ими. Представителей данной группы отличает высокий уровень самоуважения и самопринятия.

Основным у старших школьников, входящих в группу реалистов-прагматиков», является модус «иметь» (Э. Фромм): они убеждены в необходимости любой ценой стать обладателями всего набора материальных жизненных благ.

Характеризуются относительной способностью воспринимать связь прошлого, настоящего и будущего, переживать настоящее во всей его полноте. Причем настоящее имеет очень большое значение.

Мир интересует в большей степени с точки зрения реализации своих возможностей и потребностей, поэтому, в зависимости от ситуации, он может восприниматься и как «хороший», «справедливый», и как «чужой», «непонятный».

Достаточно позитивное представление о себе в настоящем, высокая степень самоуважения, но самопринятие, самооценка колеблется вместе с оценкой значимых окружающих. Свойственно представление о себе как о человеке, обладающем лучшими качествами, чем другие. Если это ставится под сомнение другими, сильно переживают, могут уйти в себя.

У старших школьников данной группы наиболее гармонично представлены такие жизненные сферы, как «материально обеспеченная жизнь», «наличие хороших и верных друзей» и «познание». Вечная ценность молодости «любовь» для них является не столь уж и значимой. Возможно, именно поэтому наиболее конфликтной и проблематичной для представителей этой подгруппы становится «счастливая семейная жизнь».

Активная, деятельная жизнь определяется такими старшеклассниками  как интересная, полная событий и впечатлений. Сфера «познание» в представлении этой подгруппы приобретает, видимо, похожий смысл. Подгруппа высоко оценивает и считает доступной в будущем такую сферу, как «уверенность в себе», в то время как «свобода» представляется им не слишком значимой сегодня, но доступной в будущем.

Таким образом, особенностью личностного самоопределения старшеклассников данной подгруппы является ориентация на достижение желательного образа жизни и обладание материальными благами.

Эта тенденция сказывается на профессиональном самоопределении данной группы, и проявляется в том, что их выбор вуза более осмыслен и четко корреспондирует с тем желательным образом жизни, который они выбрали для себя. Именно «под него» выбирается соответствующая профессия. Большая часть старшеклассников данной группы осознанно выбирает конкретную профессию («профессия нравится», «есть перспективы карьерного роста»). На выбор учебного заведения влияют не только «возможность получить желаемую профессию», но и «наличие военной кафедры», «учебное заведение находится в нашем городе», «престижность».

Итак, основой личностно-профессионального самоопределения для этой подгруппы является ориентация на достижение желательного образа жизни и материальных ценностей.

Группа 4. «Борцы и лидеры».

Старшеклассников, входящих в эту группу, отличает достаточно высокая способность воспринимать целостность своей жизни в сочетании с чрезвычайно высокой «опорой на себя». Высокий уровень независимости ценностей и поведения от воздействий извне свидетельствует о стремлении руководствоваться собственными целями, ценностями, убеждениями, принципами. Перед нами — явные борцы и лидеры. Они гораздо более активны, чем их сверстники, и сами понимают и принимают это.

Представители данной подгруппы способны позитивно оценить свои достоинства, положительные качества, уважать себя за них, а также принимать себя такими, какие есть, независимо от мнения и оценки их другими людьми, а возможно, и вопреки последним. Их собственное мнение является для них самодостаточным и часто основным.

Стремятся поскорее «уйти» из мира детства и вступить во взрослую жизнь. В школе эта тенденция порой проявляется в несколько демонстративном поведении, цель которого — во что бы то ни стало отстоять свое мнение.

В единстве представлены стремление переживать настоящий момент жизни во всей его полноте и устремленность в будущее.

Мир воспринимается как вершина, которую необходимо завоевать. Противоречивость чувств заставляет порой использовать не совсем адекватные способы «завоевания» мира.

Высокий уровень самопринятия, который не зависит от мнения и оценки других. Уверенность. Могут идти наперекор тому, что другие считают правильным.

Присутствует тенденция делить других на хороших и плохих. «Хорошие» — это люди «своей группы крови», сильные и опытные, которые могут быть полезны либо служить примером для подражания. Таких, как правило, немного. Остальные «хуже меня», а значит, не заслуживают внимания.

Ценности «здоровье», «любовь», «счастливая семейная жизнь» и «материально обеспеченная жизнь» представлены как высокозначимые, но наименее доступные в будущем. Наиболее гармонично представлены сферы «познание», «наличие хороших и верных друзей», «интересная работа» и «свобода как независимость в действиях и поступках» (16).

Это единственная группа старшеклассников, которая не только достаточно высоко оценивает «свободу и независимость в действиях и поступках», но и считает ее достижимой в будущем. «Активная, деятельная жизнь», «творчество» в настоящем оцениваются недостаточно высоко, однако в будущем могут быть успешно освоены.

Для представителей данной подгруппы характерны ориентация на достижение высокого социального статуса в будущем, а также способность уже сегодня решать задачи своего профессионального самоопределения, то есть совершать осознанный и самостоятельный выбор профессии.

Профессия выбрана или будет выбираться по следующим критериям: «нравится», «наиболее востребована на рынке труда», «полезна для общества», «престижна».

Все представители данной подгруппы ориентированы на поступление в вуз, но мотивация здесь принципиально отличается от других групп: они понимают ценность образования и рассматривают его как необходимое условие жизненного успеха.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что только представители этой группы старшеклассников обладают таким уровнем личностного развития, который позволяет им осуществлять эффективное профессиональное самоопределение, совершать самостоятельный осознанный выбор.

Итак, вопрос о личностно-профессиональном самоопределении — это сегодня вопрос о жизнеспособности.

Чтобы не просто выжить, а жить полной жизнью, старшеклассникам необходима помощь взрослых в духовном взрослении, в понимании себя, реальной жизни за порогом школы. В определении своего способа бытия в реальном мире (в том числе — и в мире профессий).

Знание особенностей различных групп старшеклассников при личностно-профессиональном самоопределении дает возможность каждой группе «помочь по-своему», организовав продуманное психологическое (а лучше — психолого-педагогическое) сопровождение. Целью-ориентиром психологического сопровождения является не выбор конкретной профессии, а создание внутренних условий профессионального самоопределения (развитие позитивного образа «Я», способность опираться на себя, то есть относиться к себе как субъекту собственной жизни и уметь осуществлять выбор) и знакомство с миром профессий.

Таким образом, эффективное профессиональное самоопределение старшеклассника возможно лишь при достаточно высоком уровне развития его личности, который предполагает сформированность позитивного образа «Я», целостное восприятие себя субъектом своей жизни, способность выбирать и стремление руководствоваться при совершении выбора собственными целями и ценностями. По-видимому, сегодня помощь старшеклассникам в профессиональном самоопределении должна пониматься широко. Речь необходимо вести о единстве профессионального и личностного самоопределения в старшем подростковом и юношеском возрастах (23).

Заключение

Все, что происходит с человеком в момент самоопределения – это мгновение +  вся предшествующая жизнь. У человека сложились отношения к разным областям труда, самооценка своих возможностей, имеется ориентировка в  социально-экономической ситуации, представление о запасных вариантах. Это все характеризует его готовность к принятию решения.

Профессиональное самоопределение понимается как деятельность человека, имеющая содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда.

Результатом заключительного этапа самоопределения является личный жизненный план. Важным моментом профессионального определения является понимание того, что это «мой выбор».

Важно, чтобы у человека сформировались ценностные представления:

а)       Желание самосовершенствования в умелости, приобретении опыта, физически (телесно) способствовать улучшению других, себе подобных.

б)      Ориентация на проектирование и улучшение предметного мира, среды обитания и жизни.

в)       Уважительное и терпимое отношение к индивидуальному возрастно-половому своеобразию каждого, к факту его неповторимости, уникальности, творческому потенциалу.

г)       Взаимообогащение информацией, опытом, достижениями.

Процесс самоопределения предполагает ориентацию в 4 блоках разнородных явлений:

1.       Многолетний процесс возрастного физического и психического развития человека на всей протяженности его жизненного пути.

2.       Множество разнотипных профессий в современном обществе (пространство выбора).

3.       Возможные варианты соотнесения личных качеств человека с теми требованиями, которые предъявляет каждая работа или тип профессии к человеку.

4.       Своеобразие методов и средств руководства процессом развития человека как субъекта профессионального труда на разных этапах (допрофессиональная фаза, фаза овладения профессией, вхождение в профессиональную общность, достижение высокого уровня мастерства или приход к разочарованию).

Список литературы

1.       Башкова С. А. Представления о будущем у старшеклассников больших и малых городов // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 1999 г. - № 3.

2.       Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1998. - 298с.

3.       Борисова Е.М., Гуревич К.М. Психологическая диагностика в школьной профориентации // Вопросы психологии. - 1988. - № 1. - С. 77-82.

4.       Вачков И. Способность к полету // Школьный психолог. - № 16. – 2000.

5.       Винтин И.А. Особенности социального самоопределения старшеклассников //

6.       Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопр. психол. - № 2. - 1988.

7.       Гинзбург М.Р. «Психологическое содержание личностного самоопределения» // Вопр. психол. - № 3. - 1994.

8.       Даниличева Н.А., Балакирева Л.А. Психология профессионального выбора. - СПб.: ВЕЧЕ, 1999. – 258 с.

9.       Денисова Д.Е., Денисов А.В. Профессиональное самоопределение молодежи: гендерный аспект // Материалы круглого стола «Женский вопрос накануне XXI века». – М.: Изд. МГУ, 2004. – 388 с.

10.   Климов Е.А. Психология профессионала. - М.: Просвещение-АСТ, 1996. - 398 с.

11.   Ковальчук А.В. Взаимосвязь личностных особенностей и профессионального самоопределения // Вопросы психологии. - № 9. – 1999.

12.   Крэйг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. – 472 с.

13.      Лапин Н. И. Ценностные ориентации старшеклассников, выпускников российских общеобразовательных школ // СОЦИС. - 1996. - № 5.

14.      Матусевич В.А., Оссовский В Л. Социальная среда и выбор профессии. - Киев: Наук, думка, 1982.

15.      Молодежь и профессиональная карьера: Учебно-методический комплект. - М.: Просвещение-АСТ, 1993. – 214 с.

16.      Морозова Е.Н. Ценностные и социальные ориентации будущих студентов гуманитариев // Вопросы психологии. - № 6. – 2000.

17.      Немов Р.С. Психология образования: Учебник. – М.: Просвещение – ВЛАДОС, 1995. – 496 с.

18.   Осухова Н.Г. В поисках идентичности // Школьный психолог. - 2001. - №№ 33-36.

19.   Осухова Н.Г. Отсроченный выбор: особенности личностно-профессионального самоопределения современных старшеклассников // Профессиональный потенциал. - № 3-4. – 2004.

20.   Попова И. М. Представления о настоящем, прошедшем и будущем как переживание социального времени // СОЦИС. - 1999. - № 10.

21.   Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи: Методика для преподавателя и профконсультанта. - М.: Просвещение-АСТ, 1993. – 269 с.

22.   Пряжников Н. Перспективы отечественной профориентации // Школьный психолог. - № 19. – 2000.

23.   Пряжников Н. Выбираем профессию вместе // Школьный психолог. - № 7. – 2000.

24.   Пряжников Н. Личная профессиональная перспектива // Школьный психолог. - № 16. – 2000.

25.   Пряжникова Е. Поучительная история о развитии профессионального самоопределения в России // Школьный психолог. - № 24. – 2000.

26.   Пряжникова Е. Субъект профессионального и личностного самоопределения // Школьный психолог. - № 20. – 2000.

27.   Психология: Учебник / Под ред. Крылова А.А. – М.: Проспект, 1999. – 584 с.

28.   Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М. Митиной. - М.: Флинт, 1998. - 179 с.

29.   Степанов С. В поисках себя // Школьный психолог. - № 16. – 2000.

30.   Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебник. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 736 с.

31.   Туревская Е.И. Возрастная психология. – Тула: Изд. ТГПУ, 2003. – 382 с.

32.   Хакимова Н.Р. Взаимосвязь профессионального и личностного самоопределения // Вопросы психологии. - № 5. – 2000.

33.   Харченко И. Образование в системе ценностей и жизненных планах старшеклассников // Социальные изменения в России и молодёжь. Сборник работ конкурса научных проектов «Российские общественные науки: новая перспектива». Вып. 9. - М.: Изд. МГУ, 1997. – 374 с.

34.   Шалавина Т.И. Мир труда и профессий. - Кемерово, 1995. – 364с.

35.   Эриксон Э. Идентичность: кризис юности. — М.: Прогресс, 1996.

Приложение 1

Пути профессионального самоопределения по И. Вачкову

Приложение 2

Компоненты личной профессиональной перспективы по Н. Пряжникову

Компоненты ЛПП

1. Осознание ценности честного труда (ценностно-нравственная основа самоопределения)

2. Осознание необходимости профессионального образования после школы

3. Общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране и прогнозирование ее изменения

4. Знание мира профессионального труда (макроинформационная основа самоопределения)

5. Выделение дальней профессиональной цели (мечты) и ее согласование с другими важными жизненными целями

6. Выделение ближайших и ближних профессиональных целей (как этапов и путей к дальней цели)

7. Знание конкретных выбираемых целей: профессий, учебных заведений, мест работы... (микроинформационная основа выбора)

8. Представление о своих возможностях и недостатках, могущих оказать влияние на достижение поставленных целей

9. Представление о путях преодоления своих недостатков (и о путях оптимального использования своих возможностей)

10. Представление о внешних препятствиях на пути к целям

11. Знание о путях преодоления внешних препятствий

12. Наличие системы резервных вариантов выбора (на случай неудачи по основному варианту)

13. Представление о смысле своего будущего профессионального труда

14. Начало практической реализации ЛПП

Приложение 3

Уровни отношений к другим людям

1 – ситуативные реакции

2 – Личностно присвоенные, устойчивые реакции

3 – личностные ценности, убеждения