Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Контрольная работа
по дисциплине: «Политология»
Тема 20
Исполнитель:
Специальность: ФиК
Группа:
№ зачетной книжки:
Руководитель: Скрипкина Ж.Б.
Москва
2008 г.
1. Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения.
Государство – это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закреплённой за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.
Основные признаки государства.
Государства разных исторических эпох и народов мало схожи между собой. И все же они имеют некоторые черты, которые в большей или меньшей степени присущи каждому из них, хотя у современных государств, подверженных интеграционным процессам, они порою достаточно размыты. Общими для государства являются следующие признаки:
Ø Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев. Этот признак отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.
Ø Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному или религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.
Ø Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории.
Ø Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государства, имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т. Д.), а также органы — армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.
Ø Право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т.д.
Ø Обязательность членства в государстве. В отличие, например, от такой политической организации, как партия, пребывание в которой добровольно.
Ø Претензия на представительство как целого и защиту общих интересов и общего блага.
Определение общих признаков государства имеет не только научное, но и практическое политическое значение, особенно для международного права. Лишь на основе обладания качествами государства те или иные организации признаются субъектами международного права и наделяются соответствующими правами и обязанностями. В современном международном праве выделяются 3 минимальных элемента государства: территория, народ, объединенный правовым союзом граждан, и суверенная власть.
Сущность государства.
Государство есть основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его политической и социальной структуры на основе права с помощью специального механизма (аппарата).
Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин “государство” обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все предоставляемое им общество.
Примерно до XVII века государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства применялись многие конкретные термины: “полития”, “княжество”, “королевство”, “правление” и другие. Одним из первых от традиций широкого значения государства отошел Макиавелли. Он ввел для обозначения любой верховной власти над человеком, будь то монархия или республика, специальный термин “stati” и занялся исследованием реальной организации государства.
Четкое разграничение государства и общества было обоснованно в договорных теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и другими представителями либерализма. В них эти понятия разделяются не только содержательно, но и исторически, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в результате хозяйственного или иного взаимодействия вначале образовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных прав договорным путем создали специальный орган — государство. В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т.д.
Функции государства.
Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающее сущность и назначение государства в обществе. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития и представляют собой средство реализации этих задач.
Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объект — определенная сфера общественных отношений (экономика, культура и др.), на которую направлено государственное воздействие. Объекты и служат критерием разграничения функций государства. Содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.
В большинстве современных государств выделяют два вида государственных функций в соответствии с местом их осуществления – внутренние и внешние.
Внутренние функции – это основные направления государства по управлению внутренней жизнью страны. В соответствии с указанными сферами деятельности внутренние функции государства подразделяются на экономическую, социальную, финансового контроля, охраны правопорядка и экологическую (природоохранительную).
1. Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.
На разных этапах развития общества эта функция может проявляться по-разному. Здесь весьма важна постановка вопроса о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями.
2. Социальная функция государства призвана обеспечить социальную защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ.
Социальная политика правового государства предполагает, во-первых, распределение социальных благ независимо от трудового вклада в целях обеспечения достойного уровня жизни для тех, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться (больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям). Во-вторых, государство выделяет необходимые средства на здравоохранение, культурный отдых, просвещение, строительство жилья, четкую работу транспорта и связи.
3. Функция финансового контроля выражается в выявлении и учете государством доходов производителей. По закону часть этих доходов в виде налогов направляется в государственный бюджет для удовлетворения социальных и других общегосударственных нужд. Государство осуществляет контроль над правильностью расходование налогов.
Эффективный финансовый контроль позволяет государству накапливать определенные средства с целью их дальнейшего использования в интересах общества.
4. Функция охраны правопорядка — это деятельность государства, направленная на обеспечение точного и полного осуществления его законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений. В правовом государстве, где общественная и государственная жизнь строится на основе справедливых законов, интересы общества, государства, личности охраняются от любых незаконных посягательств. В центре правоохранительных действий государства находится в первую очередь личность, личность как гражданин, как член общества, как свободный индивид, а также само государство и его различные структуры. Поэтому, охраняя законные права и интересы личности, государство одновременно охраняет свои интересы, интересы всего общества.
5. Экологическая (природоохранительная) функция — стала в последние десятилетия одной из наиболее актуальных. Это связано с тем, что экологически агрессивное производство стало агрессивным и по отношению к человеку, его здоровью. А потому государство вынуждено заниматься этой деятельностью. В современных государствах разработано обширное природоохранительное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и различных организаций в области использования природной среды (приняты законы об охране животного мира, атмосферного воздуха, природных ресурсов, вод, земли, лесов).
6. Функция государства по обороне страны от внешнего нападения — составляет важное направление его деятельности. История подтверждает, что на всех этапах развития государства существовала объективная необходимость защиты от внешних агрессоров свободы и независимости страны, ее суверенитета и территориальной целостности.
Функция обороны страны осуществляется экономическими, политическими, дипломатическими и военными средствами. В мирное время - это всесторонняя подготовка страны к отражению возможного нападения извне. В военное время эта функция принимает форму прямой вооруженной борьбы с противником, в ходе которой происходит объединение всех сил страны для достижения победы.
Поскольку оборона страны подразумевает пассивную связь с другими государствами, эту функцию можно рассматривать как в категории внутренних, так и в категории внешних.
Внешние функции государства тесно связаны с внутренними. Они представляют собой основные направления его деятельности на международной арене. Разные авторы включают в эту категорию разные функции. Рассмотрим некоторые из них:
1. Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами — это
разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных и других отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными и общими интересами всех государств.
2. Функция интеграции в мировую экономику подразумевает международное
разделение труда, кооперирование и специализацию производства, обмен новейшими технологиями, координацию товарооборота, развитие кредитно-финансовых связей. Общую координацию международного экономического сотрудничества осуществляет Организация Объединенных Наций и ее специализированные учреждения, такие как Международная организация труда, продовольственная и сельскохозяйственная организация, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и другие.
В политической области сотрудничество государств проявляется, прежде всего, в вопросах мира и войны. Современный уровень развития мирового сообщества государств позволяет избежать глобальных вооруженных конфликтов. Политическое сотрудничество между государствами осуществляется на всех уровнях государственной власти: межпарламентском, межправительственном, на уровне органов местного самоуправления. Примером таких политических союзов может служить Европейское сообщество, имеющее общие межгосударственные законодательные, исполнительные и судебные органы, компетенция которых ограничена взаимными интересами объединившихся государств.
Основным международным органом, координирующим политические интересы современных государств, является ООН. Вопросами политического урегулирования конфликтов, в том числе и военных, занимается Совет Безопасности — постоянный орган ООН. Многие вопросы политического характера государства решают непосредственно дипломатическим путем, на основе дву- или многосторонних переговоров.
3. Борьба с международной преступностью стала одной из важных внешних функций последнего времени, что связано с широкими масштабами
международной преступности. Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Конкретными действиями государств в этой области является создание международных организаций по борьбе с преступлениями.
4. Культурное и научно-техническое сотрудничество осуществляется в
различных формах и на различных межгосударственных уровнях. В ООН такое сотрудничество координируют специализированные учреждения по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международное агентство по атомной энергетике (МАГАТЭ) и другие. Конкретные же вопросы культурного и научно-технического сотрудничества решаются на основе двусторонних или многосторонних договоров между государствами, а также неправительственными организациями (например, Всемирной организацией демократической молодежи, Международным союзом архитекторов, Международным союзом студентов). В рамках международного и научно-технического сотрудничества осуществляются обмен научной информацией, произведениями искусства, достижениями музыкальной и сценической культуры, взаимная подготовка специалистов, различного рода фестивали, конференции по проблемам науки и культуры, непосредственные контакты между учеными, деятелями культуры, спортсменами.
5. Сотрудничество в области охраны окружающей среды – это жизненно
Важная деятельность любого современного государства, мирового сообщества в целом. Эта функция объединяет усилия большинства государств по поддержанию нормальной экологической обстановки на планете и имеет всеохватывающий характер. Она активно проводится как по линии специализированных учреждений ООН, так и в рамках региональных и других межгосударственных органов.
Внешняя деятельность государств современности базируется на международно-правовых нормах, максимально учитывает коренные интересы и национальные особенности всех народов, входящих в мировое сообщество.
Наиболее известные теории происхождения государства и права:
1.Теологическая (Ф. Аквинский). Широкое распространение получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана.
Согласно данным воззрениям, государство является результатам проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли, как продолжению воли божественной.
2. Патриархальная (Аристотель, Фил мер, Михайловский). По утверждению Аристотеля, государство — наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть, монарха — естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание.
3. Патримониальная (Галлер). Представители этой теории считают, что государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный сюзеренитет.
4. Договорная (Спиноза, Т. Гоббс, Д, Локк, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах, А.Н. Радищев), По мнению этих мыслителей, государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. Они отмечали, что было время, когда не было ни государства, ни права. В догосударственном состоянии в условиях «золотого века» (Ж.-Ж. Руссо) или «войны всех против всех» (Т. Гоббс) люди жили в соответствии со своими естественными правами. Но не существовало власти, способной защитить человека, гарантировать его права на жизнь, честь, достоинство и собственность. Для устранения такого социального «порока» люди объединились и заключили между собой договор о том, что часть своих прав, присущих им от рождения, они передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь обязуется обеспечить права человека. Если же условия договора, нарушаются, то народ приобретает право на революцию.
5. Теория насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский). Сторонники этой теории утверждают, что государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. Именно в племенах, в их взаимной борьбе, по мысли Л. Гумпловича, «мы можем признать главные, основные части, действительные краеугольные камни государства, — в племенах, которые мало-помалу превращаются в классы и сословия. Из этих племен создается государство. Они и только они предшествуют государству». Теория проповедовала культ насилия, завоевания, эксплуатации, порабощения одних народов другими.
По мнению представителей данной теории, государство более необходимо слабым племенам, нежели сильным. Будучи инструментом организации и управленческого воздействия завоевателей, государство становится мощным средством защиты завоеванных от возможных посягательств со стороны других сильных племен.
К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии.
6. Психологическая (Л.И. Петражицкий). Возникновение государства объясняется свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться. Для обоснования своей идеи сторонники данной теории ссылаются на исторические примеры зависимости человеческого сознания от авторитета вождей, религиозных и политических деятелей, царей, королей и других лидеров.
7. Марксистская (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов). Согласно этой теории, государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Однако с уничтожением классов отмирает и государство.
Причины и условия возникновения государства
Проблема возникновения государства и права остается и, видимо, длительное время останется в науке дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и течения. (Например, есть мнение, согласно которому государство и право существовали вечно. Для его сторонников проблемы возникновения государства и права вообще нет. Во-вторых, историческая и этнографическая науки дают все новые знания о причинах происхождения государства и права.
Современная материалистическая наука связывает процесс возникновения государства и права (особенно в европейских странах) главным образом с развитием производства, с переходом от присваивающей к производящей экономике.
В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своих потребностей постепенно перешел от присвоения готовых животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи и др. Именно переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделениям общественного труда — отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена — торговли (купцов).
Такие крупные события в общественной жизни имели столь же крупные многочисленные последствия. В изменившихся условиях возросла роль мужского труда, который стал явно приоритетным по сравнению с женским домашним. В связи с этим матриархальный род уступил место патриархальному, где родство уже ведется по отцовской, а не по материнской линии. Но еще более важным было, пожалуй, то, что родовая община постепенно начинает дробиться на патриархальные семьи (земледельцев, скотоводов, ремесленников), интересы которых уже не полностью совпадают с интересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой общины. Наконец, наступил черед неизбежной при разделении труда специализации, повышения его производительности. Прибавочный продукт как следствие роста производительности труда обусловил появление экономической возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения частной собственности, социального расслоения первобытного общества, образования классов, зарождения государства и права.
И все же причины зарождения государства и права коренятся не только в материальном производстве, но и в воспроизводстве самого человека. В частности, запрещение инцеста (кровосмешения) не только способствовало выживанию и укреплению рода человеческого, но и оказало многоплановое воздействие на развитие общества, структуру его внутренних и внешних отношений, культуру. Ведь понять, что кровосмешение ведет к вырождению, ставит род на грань гибели — половина дела. Куда сложнее было искоренить его, для чего потребовались суровые меры пресечения неизбежно встречавшихся сначала отступлений от табу, еще недавно не существовавшего. Поэтому есть основания полагать, что родовые органы, поддерживающие запрещение инцеста и насильственное его пресечение внутри рода, развитие связей с другими родами в целях взаимообмена женщинами, были древнейшими элементами нарождающейся государственности.
Родовая организация общества трансформировалась в государство эволюционно, сохраняя историческую преемственность, проходя переходные стадии. Одной из таких переходных, предгосударственных форм была, по мнению Л. Моргана, «военная демократия», где органы родового общественного самоуправления еще сохраняются, но постепенно набирают силу новые предгосударственные структуры в лице военачальника и его дружины. Здесь появились зачатки военно-насильственного принуждения и подавления, ибо традиционная родовая организация самоуправления уже не в состоянии была разрешить возникающие противоречия, все более разрушающие вековые порядки.
Формирование государства — длительный процесс, который у различных народов шел разными путями. Ныне доминирует мнение, что одним из основных является восточный путь возникновения государства, «азиатский способ производства» (вначале — Древний Восток, затем — Африка, Америка, Океания). Здесь очень устойчивыми, традиционными оказались социально-экономические отношения и структуры родового строя — земельная община, коллективная собственность. Управление общественной собственностью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную социальную группу (сословие, касту), а ее интересы все более обособлялись от интересов остальных членов общества.
Следовательно, восточный (азиатский) вариант возникновения государственности отличается от других вариантов главным образом тем, что здесь родоплеменная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность тоже постепенно превращалась в государственную. Частная собственность тут не имела существенного значения.
На рассматриваемый путь зарождения государства значительное влияние оказали географические условия, необходимость выполнения крупномасштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация и защита ирригационных систем и др.), предопределивших возникновение самостоятельной и сильной публичной власти.
Восточные государства заметно отличались друг от друга, хотя имели много общего. Все они были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали мощным чиновничьим аппаратом, экономическую основу их составляла государственная собственность. Здесь по сути дела не наблюдалось отчетливо выраженной классовой дифференциации. Государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников, и управляло ими, т. е. само государство выступало организатором производства.
По другому историческому пути шел процесс возникновения государства на территории Европы, где главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов. По мнению Ф. Энгельса, в наиболее «чистом» виде этот процесс проходил в Афинах. В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала длительная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества — патрициев и плебеев. В результате побед последних в нем утвердились демократические порядки: равноправие всех свободных граждан, возможность каждого быть одновременно землевладельцем и воином и др. Однако к концу II в. до н.э. в Римской империи обострились внутренние противоречия, повлекшие создание мощной государственной машины.
По вопросу возникновения государства на территории Западной и Восточной Европы в литературе высказаны две точки зрения. Сторонники первой утверждают, что в этом регионе в ходе разложения первобытных отношений зарождалось феодальное государство (сказанное относится, прежде всего, к Германии и России).
Приверженцы второй полагают, что после разложения родового строя здесь наступает предшествующий феодализму длительный период, в ходе которого знать выделяется в особую группу, обеспечивает себе привилегии, в первую очередь во владении землей, но крестьяне сохраняют как свободу, так и собственность на землю. Этот период они называют профеодализмом, а государство — профеодальным.
Таким образом, на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов, запрета инцеста и других факторов происходит расслоение первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену с той же неизбежностью приходит новая организационная форма общества — государственность.
2. Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства.
Форма правления - способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании.
Принято различать 2 основные формы правления – республику и монархию.
Монархия представляет собой такую форму правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия.
Признаки монархии:
1. Власть передается по наследству;
2. Власть бессрочна;
3. Власть не зависит от населения.
Различают монархию двух видов:
§ абсолютную (Саудовская Аравия, Катар, Оман)
§ конституционную, которая в свою очередь делится на: дуалистическую (Иордания, Марокко) – монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично законодательной и парламентскую, здесь монарх обладает по существу представительскими функциями (Англия).
Монархия сегодня – это не только дань многовековым традициям, но и нередко достаточно эффективный способ сплочения нации. Многие политологи сходятся во мнении, что монархия является наиболее устойчивой формой правления, поэтому она до сих пор сохраняется во многих современных государствах.
Республика представляет собой форму правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями.
Признаки республики:
1. Выборность власти;
2. Срочность;
3. Зависимость от избирателей
Различают три формы республиканского правления: президентскую (США, Бразилия, Сирия), парламентскую ((Германия, Италия, Индия) и смешанную (полупрезидентскую) (Австрия, Франция, Финляндия, Польша).
При президентской форме правления глава государства – президент – одновременно является и главой правительства. Президентская республика отличается внепарламентским методом формирования правительства и отсутствием у последнего института парламентской ответственности.
Парламентская республика характеризуется провозглашением верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность.
Парламент осуществляет по отношению к правительству ряд функций: формирует и поддерживает его, издает законы, утверждает бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства и осуществляет за ним контроль.
Главное отличие президентской республики от парламентской республики состоит в том, кто, в конечном счете, руководит страной – президент (одно лицо, избранное на данный пост населением страны) или парламент (коллективный орган, также выбираемый населением).
Смешанная республика (полупрезидентская). При этой форме правления сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства.
Форма государственного устройства – это национально-территориальная организация государства и взаимоотношения центральных, региональных органов. Основными формами государственного устройства являются:
Ø унитарное государство (Финляндия, Франция, Япония)
Ø федерация (Россия, США, Канада)
Ø конфедерация (ее черты прослеживаются в Европейском Союзе)
Унитарное государство – это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. Все административно-территориальные единицы имеют одинаковый юридический статус и равное положение по отношению к центральным органам, не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью, однако в области хозяйственной, социально-культурной их полномочия могут быть достаточно широкими, позволяющими осуществлять управление территорией, учитывая при этом ее особенности.
Унитарное государство характеризуется следующими признаками:
Ø унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие
представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами;
Ø действует одна конституция, единая система законодательства, одно
гражданство. В нем функционирует единая денежная реформа, проводится обязательная для всех общая налоговая и кредитная политика;
Ø составные части унитарного государства (области, департаменты, округа)
государственным суверенитетом не обладают. Не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственной власти. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью.
По степени их зависимости от центральных органов унитарное государственное устройство может быть централизованным (когда во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления) и децентрализованным (местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни).
Ø унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по
численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;
Ø в унитарном государстве все внешние межгосударственные сношения
осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;
Ø унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство
которым осуществляется центральными органами государственной власти.
Имеются и смешанные системе местного государственного устройства, в которых присутствуют признаки централизации и децентрализации.
Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных объединений в одно союзное государство.
Черты характеризующие все федеративные государства:
1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик
2. В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией.
3. Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
4. В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.
5. При федеральном государственном устройстве в Парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.
6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные государственные органы.
Федерации строятся по территориальному и национальному признакам, которые в значительной мере определяют характер, содержание и структуру государственного устройства.
Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации.
1) государственные образования, составляющие территориальную федерацию, не являются суверенными государствами, поскольку их деятельность зависит от властных полномочий общефедеральных (союзных) государственных органов. Юридическое и фактическое разграничение компетенции между союзом и его субъектами определяется конституционными нормами: они устанавливают перечень вопросов, по которым только союз может издавать нормативно-правовые акты. Все остальные вопросы, не оговоренные конституцией, находятся в ведении законотворческих органов субъектов и федераций.
2) субъекты территориальной федерации конституционно лишены права прямого представительства в международных отношениях.
3) в территориальных федерациях конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и запрещает односторонний выход из союза.
4) управление вооруженными силами в территориальных федерациях непосредственно осуществляется союзными государственными органами.
Национальные федерации наряду с общими признаками, которые присуще любому государству, они имеют ряд существенных особенностей (многонациональным составом населения, которое проживает на территории отдельных государств, образующих федерацию). Национальная федерация строится на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов (все субъекты пользуются одинаковыми правами и обладают одинаковой возможностью влиять на решение задач общества и государства). Обеспечивает суверенитет больших и малых наций. Высшие государственные органы национальной федерации формируются из представителей субъектов федерации.
Важнейшей особенностью национальной федерации является правовое положение ее субъектов – право наций на самоопределение (т.е. право любой нации самостоятельно решать вопрос о своей государственности). Каждый субъект национальной федерации имеет право отделиться от союза и образовать свое самостоятельное государство.
Основные различия между территориальной и национальной федерациями состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.
Россия – уникальное государственное устройство, где органически сочетаются признаки и территориальной и национальной федерации. В соответствии с Конституцией Российская Федерация "состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации" [2.1Ст.5, п. 1]
Главной проблемой современного российского федерализма является достижение баланса интересов Федерального Центра и субъектов Федерации, взаимное исполнение ими обязательств. Решением данной проблемы является наличие государственной воли, последовательность и высокая ответственность, как федерального Центра, так и субъектов Федерации, результатом чего будет значительная оптимизация межбюджетных отношений, а стало быть, и развитие российского федерализма в целом.
Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. При этом устройстве члены конфедерации сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних.
Для конфедерации характерно:
1. не имеет своих общих законодательных, исполнительных, судебных органов, характерных для федерации;
2. не имеет единой армии, единой системы налогов и единого государственного бюджета;
3. конфедерация сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;
4. конфедеративные органы могут договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах;
5. эти государства недолговечны.
Таким образом, современные государства имеют довольно сложную структуру, которая характеризуется формой государственного устройства и правления.
Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе закона.
Основными характеристиками правового государства являются:
1. Взаимосвязь государства и права.
Исходя из определения правового государства следует, что государство и право связаны теснейшим образом. Право выше государства, деятельность всех ветвей власти, всех государственных органов урегулирована правом. Задача исполнительной власти - реализация законов, принятых представительными органами власти. Все важнейшие отношения урегулированы законом, а исполнительная власть не вправе принимать нормативные правовые акты, противоречащие закону. В то же время государство в лице представительной власти занимается законотворческой деятельностью, принимая законы, которые определяют правовые основы функционирования всех ветвей власти, в том числе и законодательной.
2. Верховенство закона.
Это означает, что во всех сферах общественной жизни господствует закон, что в системе правовых ценностей высшей формой защиты свободы людей является закон, который устанавливает общеобязательные правила поведения на началах равенства и справедливости как для граждан, так и для государственных органов. Он определяет меру свободы в жизненно важных сферах. Все другие акты не должны противоречить закону. Особое место в системе законодательства занимает конституция, которая формулирует основные принципы государственной и общественной жизни. Верховенство закона создает прочный режим правовой законности, стабильного правопорядка в обществе.
3. Разделение властей.
Принцип разделения властей - политико-правовая доктрина, согласно которой власть понимается не как единое целое, а как совокупность различных властных функций (законодательной, исполнительной и судебной), осуществляемых независимыми друг от друга органами. Идею разделения властей высказал еще Аристотель (Древняя Греция, III в. до н. э.), а сформулировал Ш. Монтескье (Франция, XYII-XYIII вв.). Этот принцип определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а с другой - подзаконность исполнительной и судебной власти. Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного режима, не связанного правом. Каждая из властей занимает свое место в системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами (системой сдержек и противовесов). В то же время гарантируется независимость одной власти от другой в пределах их полномочий.
4. Контроль за деятельностью государства.
Контроль за деятельностью государства (государственных органов) осуществляется в различных формах. Эта проблема достаточно остра для любого цивилизованного государства. Некоторые ученые приходят к выводу, что в государстве формируется и действует особая контрольная власть. Контроль за деятельностью одной ветви власти в той или иной форме осуществляют другие формы власти, а также специально созданные для этого органы. Прежде всего, контрольные (и надзорные) функции осуществляют судебная власть, органы прокуратуры, Счетная палата, контрольно-ревизионная служба министерства финансов, налоговые органы и другие. Контроль за деятельностью государства осуществляют и граждане.
Одной из форм такого контроля являются обращения граждан в государственные органы с предложениями, заявлениями и жалобами. Другая форма контроля - обжалование в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан в соответствии с Законом РСФСР " Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан " (1993 г.). Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий или должностных лиц нарушены его права и свободы. Конституция РФ (ст. 46) гарантировала каждому судебную защиту его прав и свобод.
5. Гарантированность правом свобод граждан.
Правовое государство признает за каждым человеком определенную меру свободы, за пределы которой вмешательство государства недопустимо. Действует правило: все, что не запрещено законом, разрешено. Каждый имеет право на защиту государством его прав: на неприкосновенность личности, на образование, на социальное обеспечение и т.д. Каждое цивилизованное государство признает права и свободы человека и гражданина, закрепленные в международно-правовых актах, таких как Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1968 г.) и другие, в соответствии с которыми каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, равенство перед законом, свободное передвижение и выбор места жительства, право покидать любую страну и возвращаться в нее и др.
Механизм реализации этих прав в международно-правовых актах не закреплен, поскольку это является задачей национального законодательства каждого цивилизованного государства. В правовом государстве права гражданина реально обеспечиваются тем, что находят свое закрепление в законах, которые определяют порядок (механизм) реализации этих прав и свобод и возлагают обязанности по их обеспечению на определенные государственные органы.
6. Взаимная ответственность государства и личности.
В правовом государстве отношения между государством, как носителем политической власти и гражданином строятся на началах равенства и справедливости. Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих же пределах ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписаний, а в случае нарушения несут ответственность. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, к которым относится ответственность исполнительной власти перед представительной и населением, ответственность должностных лиц за невыполнение своих обязанностей. Соблюдение правовых требований - юридическая обязанность всех и, прежде всего, государства. На тех же правовых началах строится ответственность личности перед государством. Государственное принуждение носит правовой характер.
Конституция РФ 1993 г. провозгласила Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Это конституционное положение в части строительства правового государства реализуется следующим образом:
1. Проведена в жизнь идея подлинного разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
2. Проводится реформа судебной системы, воплощается идея независимости суда.
3. Проводится в жизнь принцип: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Права и свободы человека и гражданина, закреплены в Конституции РФ в соответствии с международными принципами и требованиями. В ходе кардинальной реформы законодательства на первый план выходит защита прав личности (если ранее действовавший УК РСФСР открывала глава " Государственные преступления", то особенную часть УК РФ - раздел " Преступления против личности).
4. Формируется новая правовая система. Деятельность государственных органов регламентируется исключительно законом.
5. Созданы условия для формирования многопартийности, не преследуется инакомыслие.
6. Формируется новый уровень политической и правовой культуры.
В настоящее время современное российское государство пока нельзя назвать правовым, оно находится на стадии становления.
3. Один из средневековых философов заметил, что государство – это орган, призванный пресекать всякую несправедливость, кроме той, «которую творит оно само». В современных государствах придумано немало средств, призванных не допустить несправедливости, творимой самим государством. Перечислите эти средства и кратко их охарактеризуйте.
Можно выделить как минимум 3 основные пункта сдерживания несправедливости и деспотичности власти :
1) Практика разделения властей. Известно, что идея разделения властей вызревала в недрах буржуазного права постепенно и оформилась как теория только в 18 веке. До этого произвол правителей – деспотов в Европе сдерживался нравственно – религиозными традициями монархического правления, угрозой народных восстаний, мнением церкви. Впервые проблема соотношения власти была поставлена известным английским философом Джоном Локком. Он говорил – законодательная власть по необходимости должна быть верховной и все остальные в лице каких – либо членов общества истекают из неё. Монтескье считал, чтобы предупредить злоупотребление властью, необходимо, чтобы одна власть сдерживала другую.
В соответствии с современной трактовкой теорией разделение властей для нормального функционирования правового государства в нем должны существовать независимо друг от друга законодательная (парламент), исполнительная (правительство) и судебная власть (конституционный суд, прокуратура и т.д.). Разделение властей призвано уравновешивать различные ветви власти, создавать систему сдержек и противовесов, предотвращать монополизацию публично – властных полномочий одной из сторон.
2) Огромное количество общественных и правозащитных организаций.
3) Международное право (страсбургский суд, гаагский трибунал и т.д.)
Современная общая теория государства видит основание государственности в правах народов и связывает понятие государственной власти с категорией прав человека, т.е. основных дозаконотворческих и внезаконотворческих требований определённой меры свободы, первичных по отношению к власти. Эти требования и права народов зафиксированы в принципах и нормах международного права.
Список использованной литературы:
1. Архипова Т.Г. Государственность современной России. – М.: РГГУ, 2003.
2. Добрынин Н.М. Российский федерализм: становление, современное состояние и перспективы. – Новосибирск: Наука, 2005.
3. Керимов А.Д. Современное государство: вопросы теории. – М.: Норма, 2007.
4. Соловьев А.И. «Политология» – М.: Аспект Пресс, 2000
5. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 2002
6. Введение в политологию: Учебник для вузов. Пугачев В.П., Соловьев А.И. – М.: Аспект Пресс, 2002
7. Политология: Учебник для вузов. В.Н. Лавриненко, – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002