Содержание
Введение. 3
1. Социальная психология групп. 5
2. Организационная структура коллектива. 11
3. Совместные формы производственной деятельности. 12
4. Психологическая совместимость как фактор формирования социально-психологического климата в коллективе. 18
Заключение. 21
Список литературы.. 22
Введение
Одной из глобальных проблем современного развития экономики России, а также большинства стран мира является проблема в области работы с персоналом. Подходы к этой проблеме разнообразны. Несомненно, огромное внимание уделяется структуризации методов и систем кадрового отбора, размещению, комплектации, оптимизации, обучению и выдвижению кадровой составляющей организации. При становлении рыночной экономики в отечественной практике должны учитываться все перечисленные аспекты.
Одной из важнейших задач службы управления персоналом является анализ и регулирование групповых и личных взаимоотношений. Нельзя недооценивать значимость данной проблематики, ведь от качества работы отдельных групп и зависит, в конечном итоге, экономическая эффективность предприятия или организации.
Благодаря достижениям психологии и социологии удается повысить эффективность деятельности организации. «Среди инноваций в данной сфере решение таких важных вопросов, как оптимальная численность профессиональных групп (первичных коллективов, бригад, отделов), формирование команды; их функциональная структура; психологическая совместимость членов коллектива; мотивация труда, в том числе управленческой деятельности и т. д.»[1].
Человек живет в обществе и строит с ним определенные отношения. Само же общество состоит из множества больших и малых групп, внутри которых формируется и развивается психика людей, их составляющих.
Социальная психология не может не уделять внимания психологии людей, которые живут и работают, прежде всего, в малых группах. Она тщательно изучает и анализирует также закономерности возникновения, функционирования и развития общественно-психологических явлений и процессов, протекающих в этих общностях людей.
Возникновение малой группы обусловлено общественно-экономическими причинами. С одной стороны, общество и его экономика создают для себя те «ячейки», в которых формируются начальные ценности — экономические и социальные — и на которых потом строятся они сами в целом. С другой стороны, каждый человек, находясь и живя в обществе, стремится примкнуть к каким-то группам (в силу их социальной значимости, престижности профессиональной деятельности, которой они занимаются) для самоутверждения.
В конечном итоге на высшем этапе своего развития малая группа превращается в коллектив, которому присущи строгая организация и регламентация жизни и деятельности, наличие пользующегося уважением руководителя, отсутствие конфликтов, высокий моральный и нравственный климат, добропорядочные отношения и сплоченность между его членами. В коллективе человек развивается всесторонне и творчески.
Цель данной работы – провести теоретическое и практическое исследование группы.
Задачи:
Ø изучение психологии групп;
Ø изучение форм совместной деятельности;
Ø исследование психологической совместимости людей, действующих в коллективе;
Ø изучение социально-психологического климата в коллективе.
Объектом исследования выступает коллектив аптеки «Ромашка».
Практическая значимость данной работы – исследование деятельности и социально-психологического климата коллектива позволит сделать выводы о работе организации в целом и дать рекомендации по улучшению этой деятельности.
1. Социальная психология групп
Общение, взаимодействие людей друг с другом происходит в разнообразных группах. Особый интерес представляют малые группы, в которых с первых дней своей жизни человек получит информацию о внешнем мире, испытывает на себе их влияние и через них в дальнейшем организует свою деятельность.
Малая группа – это немногочисленная группа людей, которые объединены общей социальной детальностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов.
В качестве признаков малой группы называются:
Ø пространственное и временное соприсутствие;
Ø наличие постоянной цели деятельности;
Ø наличие организующего начала в группе, выраженного в каком-либо организаторе, руководителе, лидере;
Ø разделение персональных ролей, зависящих от активности каждого из членов группы в совместной деятельности;
Ø наличие эмоциональных отношений между членами группы;
Ø выработка групповых норм, правил и стандартов поведения, являющихся важнейшим признаком группой целостности.
Малая группа обычно имеет свою психологическую структуру, которая включает:
— композиционную подструктуру, то есть совокупность социально-психологических характеристик членов группы, чрезвычайно значимых с точки зрения состава группы как целого.
Как правило, необходимо принимать во внимание количественный и качественный состав группы. Кроме того, очень важно иметь четкие представления о национальности и социальном происхождении ее членов, чьи психологические особенности влияют на характер их совместной деятельности, межличностных отношений между ними, своеобразие образования неформальных микрогрупп, статус и позиции многих людей в них;
— подструктуру межличностных предпочтений, то есть проявление совокупности реальных межличностных связей ее членов, существующих между людьми симпатий и антипатий, которые первоначально очень быстро фиксируются с помощью метода социометрии[2].
Социометрия дает возможность выявить наличие устойчивых взаимных предпочтений членов группы, на основе которого можно строить устойчивые предположения о том, на какие из них ориентированы конкретные личности, как в группе сосуществуют люди с различным авторитетом и индивидуально-личностными особенностями, какие взаимоотношения складываются между ними и т.д.;
— коммуникативную подструктуру — совокупность позиций членов малой группы в системах информационных потоков, существующих как между ними самими, так и между ними и внешней средой, отражающая, кроме того, концентрацию у них того или иного объема различных сведений и знаний.
Владение последними — важный показатель положения члена группы, так как доступ к получению и хранению информации обеспечивает ему в ней особую роль, дополнительные привилегии;
— подструктуру функциональных отношений — совокупность проявления различных взаимозависимостей в малой группе, являющихся следствием способности ее членов играть определенную роль и выполнять определенные обязанности.
Группа представляет собой чрезвычайно сложный организм, в котором люди занимают в силу специфики функционирования их индивидуально- и социально-психологических качеств разное положение, выполняют разные обязанности, испытывая в связи с конкретной ролью определенное отношение друг к другу.
Малая группа как самостоятельный субъект деятельности и специального анализа может быть охарактеризована с точки зрения содержания ее психологии.
Она, как и всякая другая общность людей, объединена единством духовной жизни и психологии, имеющим свои собственные особенности, которые не сводимы к простой сумме проявлений индивидуально-психологических черт людей, ее составляющих, и которые функционируют в виде[3]:
— взаимоотношений (синоним — межличностные отношения) — субъективных связей, возникающих в результате взаимодействия людей и сопровождаемых различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих.
Взаимоотношения обусловливают стимулы совместной деятельности и поведения людей, механизмы формирования и саморазвития малой группы;
— групповых устремлений, к которым относятся цели, задачи, потребности, мотивы (интересы, ценности), лежащие в основе поведения и совместных усилий членов малой группы.
Формирование и развитие системы ее устремлений происходит под воздействием условий общественной жизни и деятельности людей;
— групповых мнений, то есть совокупности оценочных суждений всех членов группы о событиях, происходящих внутри и вне ее;
— групповых настроений, представляющих собой сложные эмоциональные состояния, общий эмоциональный настрой членов группы, совокупность овладевших ими в определенный период переживаний, которые в значительной степени определяют направленность, ориентацию и характер всех проявлений психологии группы и отдельных ее членов.
Групповые настроения усиливают чувства отдельных людей, влияют на их жизнь и деятельность, развитие всей группы в целом;
— традиций, представляющих собой сложившиеся на основе длительного опыта совместной деятельности ее членов и прочно укоренившиеся в их жизни нормы, правила и стереотипы поведения и действий, повседневного общения между людьми, соблюдение которых стало потребностью каждого члена малой группы.
Психология малой группы в тот или иной промежуток времени характеризуется определенным состоянием, настроем, своеобразной атмосферой. Последние по сути дела и определяют эффективность и направленность устремлений ее членов, а также влияние группы на личность и в целом — на действия и поведение людей.
Поскольку каждая группа является живой ячейкой общественного организма, ее психологии также присущи черты и более крупных по масштабу общностей (национальных, классовых, конфессиональных, профессиональных, возрастных и др.). Вместе с тем психология малой группы более специфична, что обусловлено особенностями жизнедеятельности именно ее членов и своеобразием их собственного взаимодействия и общения.
Система межличностных отношений в малой группе в силу ее внутренней психологической обусловленности и сложности складывается порою стихийно. Она в большинстве случаев трудноразличима, часто организационно не оформлена, особенно в начальный период.
Между тем она чрезвычайно значима и должна очень пристально изучаться и осмысливаться, поскольку на основе межличностных отношений формируются не только все остальные компоненты психологии малой группы, но и многие элементы, их составляющие:
Ø взаимные требования и нормы совместной жизни и деятельности;
Ø постоянные межличностные оценки, сопереживания и сочувствие;
Ø психологическое соперничество и соревнование, подражание и самоутверждение.
Взаимоотношения в малой группе бывают разных видов.
Общественно-политические взаимоотношения — это такие взаимоотношения, которые возникают и функционируют в процессе подготовки и проведения общественных и других мероприятий в группе.
Служебные взаимоотношения — это взаимоотношения, складывающиеся в процессе совместной профессиональной деятельности членов малой группы при решении различного рода задач, достижения важных для ее членов целей.
Внеслужебные взаимоотношения — отношения, складывающиеся между членами малой группы вне их служебной (профессиональной) деятельности: в часы досуга, в процессе совместного отдыха и т.д.[4]
Взаимоотношения в малой группе должны отвечать требованиям определенных принципов.
Принцип уважения и субординации предполагает создание таких взаимоотношений в малой группе, которые соответствуют нормам общественной морали и нравственности, традициям, установленным в интересах общения и взаимодействия людей; предусматривают учет индивидуально- и социально-психологических особенностей всех ее членов, внимательное отношение к их интересам, склонностям и запросам. Этот же принцип требует субординации в соблюдении всеми членами группы личного достоинства, профессионального и социального статуса каждого человека.
Принцип сплоченности членов группы предполагает формирование в ней взаимопомощи, поддержки, взаимодействия и взаимопонимания. Члены малой группы обязаны высоко ценить и дорожить принадлежностью к ней, помогать и поддерживать друг друга, удерживать своих товарищей от недостойных поступков.
Принцип гуманизма предполагает чуткость, отзывчивость, справедливость и человечность во взаимоотношениях в малой группе, которые должны характеризоваться доверием, искренностью, доступностью.
Как бы ни была велика роль малых групп и непосредственно межличностного общения в процессах формирования личности сами по себе эти группы не создают исторически конкретных социальных норм, ценностей, установок. Все эти и другие содержательные элементы общественной психологии возникают на основе исторического опыта[5].
Иерархия реальных контактных групп может быть представлена следующим образом:
Диффузная группа - в ней взаимоотношения опосредуются не содержанием групповой деятельности, а только симпатиями и антипатиями.
Ассоциация - группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями.
Корпорация - взаимоотношения опосредуются личностно значимым, но асоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности.
Коллектив - взаимодействия опосредуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности.
Психологические процессы, протекающие в малой группе, показаны на рисунке 1.
Психологические
процессы
Рис. 1. Психологические процессы в малой группе
Знание психологических процессов, а также вида, структуры, численности малой группы позволяет строить работу с ней. Без этих знаний невозможно качественно проводить никакую работу, что обусловлено тем, что каждый человек со своими взглядами, устремлениями, убеждениями, прежде всего, является компонентом какой-либо малой группы.
2. Организационная структура коллектива
Аптеки охотно берут на себя роль посредника, доводящего эффективную новинку до потребителя потому, что это приносит им прямую выгоду. Молва о «пошедшем» лекарстве распространяется по всей аптечной сети с быстротой молнии и вскоре его уже можно встретить на каждом прилавке.
Основная функция аптек – удовлетворять запросы потребителей в здоровье и, на этой основе, строится вся политика аптеки, как в отношении внешней политики, так и в отношении политики внутри нее.
На рисунке 2 приведена организационная схема аптеки «Ромашка».
Заведующий аптекой
Зам.заведующего аптекой Склад Гл. бухгалтер
Кадровая служба Лаборатория Бухгалтерия
Транспортный отдел Торговый отдел
Рис. 2. Организационная схема аптеки «Ромашка»
На сегодняшний день рынок лекарственных препаратов постоянно обновляется и расширяется, поэтому, как одной из обязательных задач, кадровой службе аптеки «Ромашка» необходимо использовать возможности обучения и повышения квалификации персонала.
3. Совместные формы производственной деятельности
Качество трудовых ресурсов непосредственно влияет на конкурентоспособные возможности фирмы и является одной из важнейших сфер создания конкурентных преимуществ. Перспективная организация стремится максимально эффективно использовать своих работников и интенсивно развить их потенциал. Человек значительное количество времени отдает организации. Тем не менее, гармоничное взаимодействие работника и коллектива является не только его задачей. О. С. Виханский отмечает, что одной из важнейших задач стратегического управления является обеспечение гармоничного и эффективного включения сотрудников в жизнь коллектива[6].
Взаимодействие человека и организации не сводится только к ролевому взаимодействию. Оно гораздо шире. Человек не только исполняет роли в организации, но и является членом группы, в рамках которой он действует. При этом группа оказывает влияние на поведение человека, а поведение человека, его действия вносят определенный вклад в жизнь группы.
Вопросы рационального использования трудовых ресурсов еще не нашли своего места в системе управления предприятием. До сих пор вся система учета и отчетности на предприятии поставлена таким образом, что осуществляется строжайший контроль за использованием материальных ресурсов, а не живого труда. При таком подходе не учитывается совершенствование главной производственной силы. Этот показатель принимается в расчетах как постоянная величина или в лучшем случае, предполагается, что она постоянно соответствует изменениям главного показателя.
Важным моментом, вызывающим необходимость реорганизации или проведения преобразований в группе, является задача повышения эффективности труда как индивидуальных работников, так и профессиональной группы. Можно сказать, что подготовить работника как элемент производственной системы к восприятию и освоению нововведений достаточно непросто. Следует пройти несколько этапов подготовки, чтобы человек был адаптирован к нововведениям.
Формирование активной социальной позиции и экономического мышления необходимо для инициативного участия в процессах самоорганизации каждого работника профессиональной группы в целом. Организующая роль персонала проявляется не только в том, что он является носителем и реализатором организационной идеи, но и в том, что он — исполнитель организуемых процессов. В этом плане многое зависит от сознательного отношения к выполняемым функциям, от исполнительности и дисциплины. Формальная же исполнительность работника может обернуться негативной стороной. Механизм заинтересованности работников в исполнении своих обязанностей не действует автоматически. Необходимо последовательное внедрение организационных мер. Несомненно, в подобных условиях несоизмеримо возрастает роль профессиональных групп и их организующее значение. При оптимальном сочетании личных интересов и интересов профессиональной группы функции контроля переходят к каждому члену группы. Индивидуальный и взаимный контроль в группе становится более эффективным и экономичным в отличие от структуры управленческого контроля. Действенными оказываются в этом случае и стимулы, в том числе морального, психологического и социального характеров[7].
Помимо данного преимущества появляется дополнительный и важный эффект группового самоуправления, взаимной требовательности, возможности коллективного воздействия на личность, а также возрастания личной ответственности каждого члена и профессиональной группы перед коллективом. Иначе говоря, организующую роль начинают выполнять не только регламентированные, официальные, но и неформальные социальные связи, образующиеся внутри профессиональной группы и имеющие морально-психологическое значение, которое для многих работников бывает даже более важным, чем экономические интересы. Несомненно, возрастает и ответственность профессиональной группы за каждого из своих членов. Группа является не только организационной формой, но и важным организующим фактором производственной системы в целом.
Организационный момент заключается в том, чтобы обеспечить такое положение и поведение работника в группе, которое будет оптимально соответствовать задачам профессиональных групп.
Создание гармоничной профессиональной группы — дело сложное и кропотливое. При ее формировании должны учитываться многие требования, такие как:
Ø каждый участник группы должен во всей полноте осознавать цель, поставленную перед профессиональной группой. Оптимальным является, когда в формировании и уточнении цели участвует вся группа;
Ø группа должна функционировать как единый организм, ответственность за результаты также носит коллективный характер;
Ø каждый участник группы должен постоянно повышать свою квалификацию, чтобы владеть специфическими знаниями, навыками в своей сфере деятельности;
Ø членам группы иметь равные права в работе, планировании деятельности и т.п.;
Ø должны быть уточнены роли (обязанности) каждого члена группы;
Ø комплектация членов группы должна осуществляться с учетом психологической совместимости индивидов;
Ø управление должно осуществляться групповым методом. Руководитель должен быть координатором и представителем интересов группы в различных связях организации;
Ø необходимо присутствие демократического аспекта.
Деятельность профессиональной группы, характер поведения каждого ее участника регламентируется «неписаными» положениями и нормами и добровольно принимаются всеми членами.
Среди проблем при формировании профессиональных групп обычно встречаются следующие: проблемы коммуникации, лидерства, способности членов команды вести деловые переговоры и находить компромисс. Поэтому важно предварительно комплексно оценить персонал и предотвратить подобные проблемы.
Хорошо подобранный трудовой коллектив компании должен представлять команду единомышленников и партнеров, способных осознавать и реализовывать замыслы руководства. Инновационный характер деятельности современной компании, приоритетность вопросов качества услуг изменяют требования к работнику, повышают значимость творческого отношения к труду и высокого профессионализма. Это уже привело к существенным изменениям в принципах, методах и социально-психологических вопросах управления персоналом.
Трансформация управления персоналом направлена, в первую очередь, на реализацию политики мотивации, которая нацелена на расширение сотрудничества персонала с администрацией для достижения общих целей. Это побуждает работников к развитию своих способностей, интенсивному, продуктивному и творческому труду.
На сегодняшний день в аптеке «Ромашка» существует одна проблема – «текучесть» кадров. Она связана со многими другими, которые влияют на нее:
Ø недостаточность мотивации;
Ø недостаточность стимулирования;
Ø плохо развита система адаптации и др.
Это отрицательно влияет на работу коллектива в целом.
Отсутствию единой работы с кадрами в организации и отношение к работникам как к единому коллективу препятствует структура кадровой службы, качественный состав и уровень оплаты труда их работников, которые не соответствуют задачам реализации активной политики. Реализация перестройки кадровой политики на предприятии должна повлечь за собой расширение функциональных обязанностей работников кадровых служб, повышение их самостоятельности в решении кадровых проблем.
Повышение роли кадровых служб продиктовано объективными обстоятельствами: сегодня существенно изменились условия, в которых кадровая служба развивается.
Аптека занимается вопросами персонала самостоятельно, видимо, поэтому, несмотря на инновационную кадровую политику организации, подразделения отстают в этом вопросе.
Недостаточная деятельность кадровых служб в поиске необходимых работников для предприятий связана с долгим переходом от преимущественно административно-командных методов управления кадрами к демократическим формам оценки, подбора и их расстановки.
Человек живет, работая, и в процессе работы он реализует себя как личность. Для руководителя важно не столько его стимулировать, сколько оценивать значение его труда[8].
Учет заслуг, благодарность за выполненную работу усиливают стимулы к труду. Мотиваторами должны служить не только различные премии, памятные подарки и т.д. Характер вознаграждения труда зависит от его количества и качества, а также от удовлетворения пожеланий и надежд самих сотрудников. Один из наиболее действенных мотивов творческого труда – продвижение по службе.
Неразвитость кадровой службы данного предприятия служит основным «тормозом» для эффективной работы коллектива в целом. Поэтому необходимо менять кадровую политику организации.
В развитых странах удельный вес квалифицированных работников довольно высок, поскольку государство и предприятия ежегодно повышают затраты на профессиональную подготовку кадров. А. Маршал подчеркивал, что затраты на образование — это лучшее помещение капитала для предприятий и общества[9].
В России квалификация рабочих, инженеров, специалистов, руководителей производств явно недостаточна. Базой профессионализма являются общая культура и уровень образованности населения. Степень отставания России от мировых стандартов квалификации работников приблизительно соответствует отставанию в области образования. Чтобы процесс обучения и квалификационного роста работников отвечал современным требованиям научно-технического развития производства, требуются значительные инвестиции в развитие системы образования, прикладные исследования, квалификационный рост, усиление социальной защищенности и т. п.
Ориентация на потребности конкурентного рынка означает постоянное обучение и подтверждение собственной квалификации. Поэтому оценку уровня квалификации, как и многих других аспектов деятельности, включает в себя эффективная кадровая политика предприятий.
Уровень квалификации работников является важнейшим компонентом трудового потенциала. Недостаточный профессионализм является тормозом в работе коллектива, что влияет на развитие и рост эффективности предприятий и организаций. Существует и такое понятие, как «сопутствующие компетенции» — это те, которые не являются необходимыми для данной профессии, они приобретаются в процессе обучения, повышения квалификации, профессиональной переподготовки, складываются из предшествующего опыта и являются для каждого работника индивидуальными, определяющими его перспективность, дальнейшее продвижение по службе и профессиональный рост. Представляется целесообразным накопление в кадровых службах предприятий информации о профессиональной компетенции каждого работника[10].
4. Психологическая совместимость как фактор формирования социально-психологического климата в коллективе
Сплочение малой группы — это процесс формирования такого типа связей и отношений между ее членами, которые позволяют достигать их ценностно-ориентационного единства, наилучших результатов в совместной деятельности, избегать конфликтов и конфронтации.
В свою очередь сплоченность как черта психологии группы, выражающая степень единомыслия и единодействия ее членов, является обобщенным показателем их духовной общности и единства. Сама по себе сплоченность выступает для членов малой группы как привлекательная цель и ценность, как групповое состояние, к которому надо стремиться.
Роль общения в формировании личности и основных структурных компонентов подчеркивается и известными психологами Б. Г. Ананьевым, Б.Ф.Ломовым. Так, Б. Ф. Ломов отмечает, что именно процессу общения принадлежит особенно важная роль в обмене идеями, интересами, передаче черт характера, формировании установок и позиций личности[11]. Необходимо уделять большее внимание личности как отражению общественных отношений. Это позволяет разрабатывать методы и формы коллективной коммуникации, изучать социально-психологическую природу трудового коллектива, его структуру, социально-психологические процессы, сопровождающие развитие команды.
М. Либерман выделил шесть характеристик групп, являющихся уникальными и вызывающих изменения:
Ø способность вызвать чувство принадлежности и вовлеченности;
Ø способность группы контролировать, наказывать и поощрять участников;
Ø способность группы определять действительность (реальность) для каждого члена;
Ø способность группы вызывать, проявлять и высвобождать сильные эмоции;
Ø происходящие в группе распределение власти и влияние;
Ø способность группы создавать основы для социальных сравнений и обмена информацией.
Довольно трудно выделить и обозначить все характеристики и групповые явления, которые могут выступать в роли стабилизирующих факторов. Такая попытка была предпринята с использованием метода системного анализа, где группа рассматривалась как целостная система и одновременно учитывались особенности составляющих ее индивидов. Чтобы стать эффективным орудием изменения индивидов, коллектив сам должен претерпевать изменения. С этой целью необходимо выявить характер проблем у отдельных членов группы, оказать на них как непосредственное, так и опосредованное воздействие путем влияния на структуру и культуру коллектива с его нормами, системой ценностей, целями.
Выделяются относительно устойчивые личностные характеристики индивидов и относительно устойчивые характеристики группы, такие как ее цели, нормы, роли, заданные функции, атмосфера работы. Среди динамичных характеристик выделяются переменные поведения индивидов и «групповых эпизодов» во всей команде.
В процессе формирования формальной и неформальной структур и их интерференции могут возникать многочисленные конфликты. Царящий в коллективе климат и эмоциональная атмосфера формируются и меняются в зависимости от нормативного давления, внутригрупповых конфликтов, неудовлетворенности отдельных потребностей и сдерживания устремлений отдельных участников.
На групповую сплоченность влияют такие факторы, как:
Ø согласие между членами группы по поводу ее целей;
Ø широкое общение и взаимодействие между членами группы;
Ø приемлемое для всех равенство социального статуса и происхождения членов группы;
Ø демократизм групповых взаимоотношений;
Ø положительное мнение членов группы друг о друге;
Ø размер группы, достаточный для реализации ее целей и коммуникаций;
Ø пространственная близость;
Ø преобладание положительного опыта в достижении группой своих целей и защите ценностей;
Ø психологическая совместимость членов групп, которая представляет собой совокупность индивидуальных качеств членов группы, обеспечивающих слаженность и эффективность их деятельности.
Отличаясь уровнем активности, акцентуации иерархической структуры, степенью проявления интереса к окружающим, популярностью и авторитетом, устойчивостью к воздействию стресса, стремлением к лидерству или зависимости, индивиды создают сложную сеть взаимоотношений, подвергающихся изменениям. Это означает, что состав команды влияет на поведение отдельных членов и ее функционирования, а также на процесс научения, играющий важную роль, но по-разному протекающий у участников. У одних отмечается пассивное усвоение знаний путем подражания, у других наблюдается накопление предоставляемой информации; третьи пополняют свои знания в результате исследовательской деятельности, работы[12].
Заключение
Хорошо подобранный трудовой коллектив компании должен представлять команду единомышленников и партнеров, способных осознавать и реализовывать замыслы руководства. Инновационный характер деятельности современной компании, приоритетность вопросов качества услуг изменяют требования к работнику, повышают значимость творческого отношения к труду и высокого профессионализма. Это уже привело к существенным изменениям в принципах, методах и социально-психологических вопросах управления персоналом.
Проведенный анализ деятельности коллектива аптеки «Ромашка» позволяет сделать следующие выводы.
Трансформация управления персоналом должна быть направлена, в первую очередь, на реализацию политики мотивации, которая нацелена на расширение сотрудничества персонала с администрацией для достижения общих целей. Это побуждает работников к развитию своих способностей, интенсивному, продуктивному и творческому труду.
Перестройка мотивации коллектива позволит форсировать процесс нововведений, поможет улучшить положение фирмы на рынке, более эффективно задействовать возможности сотрудников, выступающих в качестве сплоченной команды единомышленников. В этом случае способность фирмы устоять перед неблагоприятным воздействием изменений внешней сферы возрастет многократно.
Список литературы
1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. – М.: Гардарика, 1996.
2. Донцов А.И. Психология коллектива. – М.: Просвещение, 2001.
3. Ломов Б.Ф. Личность в системе общественных отношений. – СПб.: Питер, 2002.
4. Красовский Ю. Управление поведением на фирме. - М.: Инфра – М, 2004.
5. Крысько В.Г. Социальная психология. – М.: ВЛАДОС, 2001.
6. Маршал А. Принципы экономической науки. – М.: Прогресс, 2000.
7. Машукова Н. Менеджер по обучению. Каким ему быть? // Служба кадров, 1999. - № 7.
8. Современный менеджмент: теория и практика / Под ред. А. Г. Комарова, Г. Г. Муфтиева. — СПб.: Питер, 2004.
9. Управление персоналом организации. / Под ред. Мишина Н.С. – М.: Инфра – М, 2003.
10. Уткин Э.А. Курс менеджмента. – М.: Зерцало, 2000
11. Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов-на-Дону: Стела, 1998.
[1] Уткин Э.А. Курс менеджмента. – М.: Зерцало, 2000. – с.-372.
[2] Социометрия — метод социальной психологии, позволяющий выразить количественно, графически структуру межличностных отношений в группе, исходя из числа и характера взаимных выборов ее членов по определенному социометрическому критерию.
[3] Крысько В.Г. Социальная психология. – М.: ВЛАДОС, 2001. – с.-121.
[4] Донцов А.И. Психология коллектива. – М.: Просвещение, 2001. – с.-22.
[5] Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов-на-Дону: Стела, 1998. – с.-69.
[6] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. – М.: Гардарика, 1996. – с.-41.
[7] Красовский Ю. Управление поведением на фирме. - М.: Инфра – М, 2004..
[8] Управление персоналом организации. / Под ред. Мишина Н.С. – М.: Инфра – М, 2003. – с.-168.
[9] Маршал А. Принципы экономической науки. – М.: Прогресс, 2000. – с.-69.
[10] Машукова Н. Менеджер по обучению. Каким ему быть? // Служба кадров, 1999. - № 7. – с.- 65.
[11] Ломов Б.Ф. Личность в системе общественных отношений. – СПб.: Питер, 2002. – с.-34.
[12] Комаров А. Г., Кудашев А. Р., Брандукова А. А., Муфтиев Г. Г. Современный менеджмент: теория и практика / Под ред. А. Г. Комарова, Г. Г. Муфтиева. — СПб.: Питер, 2004. – с.-265.