СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. Аудит доходов, расходов банка. 4

2.Проверка правильности формирования финансового результата кредитной организации. 7

3. Аудит бухгалтерской и финансовой отчетности банка. 13

Заключение. 30

Практическое задание. 31

Список литературы.. 35

ВВЕДЕНИЕ

Российский банковский аудит, в данное время, находится на стадии развития и становления. Нахождение банковской аудиторской системы в такой ситуации подразумевает наличие множества проблем и нерешенных вопросов. Отсутствие сбалансированной законодательной среды тормозит развитие аудита в России. Правительством страны делаются решительные шаги для поддержания аудиторской деятельности, в частности банковского аудита, так как состояние банковской системы России напрямую зависит от состояния банковского аудита.

Одной их основных проблем становления аудиторской системы в России является, наличие хорошо подготовленного, высоко квалифицированного персонала, как аудиторских фирм проверяющих банки и кредитные организации, так и профессионального состава самих банков. Формирование единой централизованной системы подготовки кадров для банковского аудита за счет отчислений коммерческих банков с участием иностранного капитала, значительно ускорит развитие аудиторской системы и окажется более эффективным, чем создание множества мелких, несогласованных между собой аудиторских школ.

В целом ситуация существующая в данный момент в России, позволяет с уверенностью заявить, что такое понятие как «Российский аудит» состоялось, и есть все предпосылки для дальнейшего совершенствования аудиторской системы, в том числе и банковского аудита.

Целью данной работы является теоретическое рассмотрение  аудиторской проверки доходов, расходов и результатов деятельности кредитных организаций.

Основными задачами данной работы поставлены:

- теоретические основы аудита доходов, расходов банка;

- рассмотреть правильность формирования финансового результата кредитной организации.

1. Аудит доходов, расходов банка

Основным источником данных для оценки финансового состояния коммерческого банка является его баланс.

Банковский баланс является бухгалтерским балансом. В нем показываются суммы остатков лицевых счетов бухгалтерского аналитического учета, объединенные по счетам синтетического учета – статьям баланса на определенную дату. Поэтому номенклатура статей баланса является одновременно планом счетов бухгалтерского синтетического учета.

В балансе отражается состояние привлеченных и собственных средств банка, а также их размещение в кредитные и другие операции. По данным баланса осуществляется контроль за состоянием кредитных, расчетных, кассовых и других банковских операций; правильностью отражения операций в бухгалтерском учете.

Структура баланса определяется функциональной деятельностью банков, принципами учета банковских операций и изменяется в зависимости от изменения характера операций.

Счета номенклатуры баланса банка подразделяются на балансовые и внебалансовые. Балансовые счета бывают активными, пассивными и активно-пассивными. На активных счетах учитываются:

-                   денежная наличность в кассах банков;

-                   краткосрочные и долгосрочные кредиты;

-                   расходы государственного бюджета;

-                   затраты на капитальное вложения;

-                   дебиторская задолженность;

-                   другие активы и отвлеченные средства.

На пассивных счетах отражаются:

-                   фонды банка;

-                   средства предприятий, организаций и граждан;

-                   доходы государственного бюджета;

-                   депозиты;

-                   средства в расчетах;

-                   прибыль банка;

-                   кредитная задолженность;

-                   другие пассивы и привлеченные средства.

Средства на пассивных счетах являются ресурсами банка для кредитования и финансирования народного хозяйства, а задолженность на активных счетах показывает использование (направление) этих ресурсов.

На внебалансовых счетах учитывается движение ценностей и документов, поступающих в учреждения банков на хранение, инкассо или на комиссию. Учитываются также знаки оплаты государственной пошлины, бланки строгой отчетности, акции, другие документы и ценности. Учет на внебалансовых счетах ведется по простой системе: приход, расход, остаток.

Балансовые и внебалансовые счета группируются в разделы по экономически однородным признакам учитываемых денежных средств и операций. Поэтому разделы баланса отражают определенные функции, выполняемые банками. Так, в отдельные разделы сгруппированы счета по учету эмиссионно-кассовых операций, учету иностранной валюты и расчетам по иностранным операциям; расчетам с государственным бюджетом и бюджетными учреждениями; финансированию капитальных вложений и долгосрочному кредитованию предприятий и организаций.

Действующая номенклатура баланса банков Украины состоит из 24 разделов балансовых счетов и 11 разделов внебалансовых счетов.

Баланс банка считается ликвидным, если его состояние позволяет за счет быстрой реализации средств по активу покрывать срочные обязательства по пассиву. Возможность быстрого превращения активов банка в денежную форму для выполнения его обязательств предопределяется рядом факторов, среди которых решающим является соответствие сроков размещения средств срокам привлечения ресурсов. Иначе говоря, каков пассив по сроку, таким должен быть и актив; тогда обеспечивается равновесие в балансе между суммой и сроком высвобождения средств по активу в денежной форме и суммой и сроком предстоящего платежа по обязательствам банка. В балансе банка отражаются остатки всех лицевых счетов аналитического учета – основных и регулирующих, и поэтому он является балансом-брутто.

2.Проверка правильности формирования финансового результата кредитной организации.

Анализ финансового состояния коммерческого банка можно представить как внешний: со стороны ЦБ РФ, независимых рейтинговых агентств, потенциальных клиентов (вкладчиков, акционеров), и внутренний - внутренними аналитическими службами банка.

Провести более менее четкую границу между этими двумя подходами не всегда возможно, так как используются одни источники информации (с различной степенью детализации), преследуются общие цели.

В условиях продолжающейся рыночной нестабильности и кризиса в банках, принявшего скрытые формы, проблема оценки финансового состояния банка становится особенно актуальна.

Каждый из субъектов рынка (ЦБ, коммерческие банки, предприятия и организации, аудиторские фирмы, местные и центральные органы власти, физические лица) преследуют собственные цели при анализе финансового состояния банка. Однако общей целью анализа для всех субъектов является определение эффективности деятельности и степени надёжности банка.

Под надёжностью банка понимается его способность без задержек и в любой ситуации на рынке выполнять взятые на себя обязательства.

То есть надёжность должна характеризоваться платёжеспособностью банка, устойчивостью его деятельностью и ликвидностью баланса.

В отличие от ликвидности и платежеспособности понятие надежности банка во многом связано с его эффективной деятельностью, в том числе с постоянным высоким уровнем ликвидности баланса. Но  чтобы завоевать репутацию надежного, банк должен соответствовать ряду дополнительных требований: большая величина уставного фонда и валюты баланса, продолжительность деятельности на финансовом рынке, эффективная структура управления, налаженные партнерские отношения с надежными  клиентами, высокий и устойчивый уровень прибыльности и прочее.

Под платёжеспособностью понимается способность банка своевременно погашать свои финансовые обязательства в соответствии с наступающими сроками платежей.

Под устойчивостью банка понимается стабильность его деятельности в свете средне- и долгосрочной перспективы; она может быть оценена качеством активов, достаточностью капитала и эффективностью деятельности.

Под ликвидностью (как уже отмечалось) понимается способность превращать активы банка в денежные или другие платёжные средства для оплаты предъявляемых обязательств в случае, если имеющихся в наличии платёжных средств для этого не хватает.

Какими же источниками информации может пользоваться аналитик (либо потенциальный клиент банка), с целью оценки финансового состояния банка ?

Необходимую для проведения анализа информацию можно классифицировать следующим образом:

Финансовая отчетность: баланс по счетам второго порядка, общая финансовая отчетность, оборотная ведомость, расчет обязательных нормативов, другие формы финансовой отчетности

Учредительные и финансовые документы: учредительный договор, устав банка, список акционеров (пайщиков) банка, лицензия, аудиторское заключение, годовые отчеты, балансы

Информация в СМИ: рейтинги банков, аналитические и деловые статьи о банках, котировки банковских долгов

Информация, полученная у третьей стороны: заключение специализированных агентств, мнение знакомых специалистов, отзывы клиентов банка.

Более подробно хотелось бы остановиться на банковском балансе, являющемся основным источником информации при проведении как внешнего, так и внутреннего анализа, рассмотрев его “сильные” и “слабые” стороны.

Безусловно, основной информацией для проведения анализа финансового состояния того или иного банка является его финансовая отчетность. Причем наиболее качественно оценить состояние любого кредитного учреждения можно на основе оборотной ведомости или баланса по счетам второго порядка (если они доступны для пользования), так как в этих отчетах содержится наибольший объём информации, и они могут быть составлены на любое число, то есть могут рассматриваться с любой периодичностью и наиболее оперативно отражать ситуацию. Но, проводя анализ, не стоит забывать, что баланс не свободен от ряда ограничений:

В нём всё еще остаются регулирующие, накопительные и транзитные счета, завышающие валюту баланса, что приводит к искажению результатов расчета коэффициентов, оценивающих финансовое состояние банка.

Ряд показателей, описывающих текущее состояние банка, которое постоянно меняется, не могут быть корректно рассчитаны, так как состояние на счетах, участвующих в расчете к моменту анализа может существенно измениться (отчасти данную проблему позволяет решить применение средних значений за период, но и они не могут в полной мере охарактеризовать состояние банка в каждый конкретный день).

.Существующий план счетов не позволяет оценить кредитный портфель банка по срокам погашения. В результате трудно понять, насколько соблюдается соотношение привлечённых и размещенных средств по срокам погашения, тем самым становится невозможно определить риск неликвидности, связанный с превышением объёма выплат по обязательствам над поступлением средств от погашения кредитов. Кстати, несоблюдение этого условия стало одной из причин августовского кризиса и банкротства целого ряда банков.

Невозможность оценить реальное качество кредитного портфеля, то есть реальный уровень просроченных и проблемных кредитов. В существующей практике укоренилась пролонгация таких кредитов (доля пролонгированных кредитов на начало 2005 года в общебанковском кредитном портфеле составила 22 % от всех кредитных договоров).

Баланс фиксирует итоги финансовых операций к моменту его составления. Поэтому и анализ, проводимый на его основе, будет характеризовать финансовое положение банка на тот момент. Чем больше прошло времени с даты составления баланса, тем в большей степени будет отличаться реальное состояние банка на момент проведения анализа от полученных результатов.

Баланс на одну дату представляет собой только мгновенный срез работы банка. Для того чтобы результаты анализа наиболее полно отражали настоящее финансовое положение банка, его анализ должен проводиться в динамике.

Результаты анализа финансовой отчетности нельзя рассматривать в отрыве от факторов, которые не находят отражения в отчетности (состояние финансового рынка, состояние экономики, политические события и т.п.).

Объективный анализ невозможен без применения корректно рассчитанных граничных значений показателей. Постоянно меняющиеся условия работы на финансовом рынке требуют и корректировки граничных значений показателей, в противном случае вероятность ошибочной оценки финансового состояния банка возрастает.

Большую проблему составляет реальная оценка активов банка, в частности его основных средств. Основная причина состоит в возможном несоответствии балансовой оценки этих активов и их реальной стоимости на момент проведения анализа из-за инфляции, конъюнктуры на рынке, переоценки, используемых методов учета и т.п. Например, здание, принадлежащее банку и оцениваемое в круглую сумму, может либо вообще не найти покупателя, либо предложение на покупку составит значительно меньшую сумму.

План счетов, действующий в настоящее время, был создан для другой системы хозяйствования, поэтому в течение последних лет в него было внесено множество изменений. Эти обстоятельства приводят к большим трудностям при проведении структуризации баланса (группирование счетов в статьи с одинаковым экономическим содержанием) необходимой для дальнейшего анализа.

Для того чтобы оценить перспективы развития банка, невозможно сделать качественный прогноз только на основе финансовой отчетности; необходим анализ информации, вообще не имеющей стоимостной оценки. В их числе возможные политические и общеэкономические изменения, изменения условий работы сегментов рынка, на котором работает банк, структурных и прочих изменений, происходящих в самом банке.

Тем не менее, баланс банка (вместе с расчетными нормативами на отчетную дату) остаётся, зачастую, единственным финансовым документом, служащим для проведения как внешнего финансового анализа: со стороны рейтинговых агентств, потенциальных партнёров (будь то банки-корреспонденты, клиенты-вкладчики, акционеры (пайщики) и т.п.), так и внутреннего (подробнее смотри раздел “Внутренний финансовый анализ”), поскольку, несмотря на перечисленные недостатки. Баланс коммерческого банка обладает и рядом достоинств:

коммерческие банки в законодательном порядке должны публиковать данные годового бухгалтерского баланса и счета прибылей и убытков;

данные балансов коммерческих банков являются основным источником для выработки ЦБ РФ основных направлений денежно-кредитной политики и регулирования деятельности последних;

в ходе анализа баланса определяются специализация деятельности банка, состояние ликвидности, доходности и степени рискованности отдельных банковских операций;

роль баланса в анализе ликвидности коммерческого банка настолько велика, что нередко данный анализ называют анализом баланса;

баланс банка характеризует в денежном выражении состояние ресурсов коммерческих банков, источники их формирования и направления использования, а также финансовые результаты деятельности банка за анализируемый период;

анализ баланса позволяет определить наличие собственных средств. изменения в структуре источников ресурсов, состав и динамику активов и т.п.;

при анализе нескольких балансов на промежутке в четыре-шесть месяцев можно увидеть тенденцию изменения финансового состояния банка, что является дополнительной важной информацией. 

3. Аудит бухгалтерской и финансовой отчетности банка

Целью правила (стандарта) является определение основ и рамок аудиторской деятельности, связанной с проверкой достоверности бухгалтерской отчетности.

Задачами правила (стандарта) являются:

1.     формулировка целей аудита бухгалтерской отчетности;

2.     описание основополагающих принципов, связанных с аудитом бухгалтерской отчетности;

3.     установление порядка определения объема аудиторской проверки и характеристика основных мероприятий, проводимых в ходе аудита бухгалтерской отчетности;

4.     обозначение уровня аудиторских гарантий и рамок ответственности проверяемого экономического субъекта аудиторской фирмы или аудитора, работающего самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя <*>, в отношении бухгалтерской отчетности указанного субъекта.

Цели аудита бухгалтерской отчетности

1.                Под аудитом бухгалтерской отчетности понимается независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией и имеющая своим результатом выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

2.                На макроэкономическом уровне аудит выступает как элемент рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами:

-                     бухгалтерская отчетность используется для принятия решений заинтересованными пользователями ее, в том числе руководством, участниками и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками, заимодавцами, поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, органами власти и общественностью в целом;

-                     бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни; помимо этого, достоверность бухгалтерской отчетности не обеспечивается автоматически ввиду возможной пристрастности ее составителей;

-                     степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономических субъектов.

3.                Целями аудита бухгалтерской отчетности являются формирование и выражение мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях.

4.                В ходе аудита бухгалтерской отчетности должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие аудиторской организации с приемлемой уверенностью сделать выводы относительно:

-                     соответствия бухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;

-                     соответствия бухгалтерской отчетности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта.

5.                Мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности может способствовать большему доверию к этой отчетности со стороны пользователей, заинтересованных в информации об экономическом субъекте.

6.                Вместе с тем пользователи бухгалтерской отчетности не должны трактовать мнение аудиторской организации как полную гарантию будущей жизнеспособности экономического субъекта либо эффективности деятельности его руководства.

7.                Аудиторское заключение, содержащее мнение аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности, не должно трактоваться как гарантия аудиторской организации в том, что не существуют какие-либо иные (помимо изложенных в аудиторском заключении) обстоятельства, влияющие или способные повлиять на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта.

1. Аудиторские организации в ходе осуществления своей деятельности обязаны соблюдать профессиональные этические принципы аудита и использовать их в качестве основы для принятия любых решений профессионального характера.

2. Профессиональные основные этические принципы, связанные с аудиторской деятельностью, включают:

а) независимость;

б) честность;

в) объективность;

г) профессиональную компетентность;

д) добросовестность;

е) конфиденциальность;

ж) профессиональное поведение.

3. Если аудиторская организация (аудитор как физическое лицо) является членом профессионального объединения, ей (ему) следует соблюдать, наряду с вышеуказанными этическими принципами, также и правила этики, предусмотренные документами, принятыми на добровольной основе профессиональным объединением, в котором состоит данная аудиторская организация (аудитор).

4. Аудиторская организация обязана осуществлять профессиональную деятельность, связанную с проведением аудита, предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, в соответствии с правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.

5. Аудиторская организация обязана на всех этапах проведения проверки исходить из позиции профессионального скептицизма, принимая во внимание вероятность того, что получаемые аудиторские доказательства и (или) информация об экономическом субъекте могут быть неверными.

В состав нормативных актов, соблюдение которых является предметом данного правила (стандарта), входят законодательные и иные нормативные документы органов законодательной и исполнительной власти, которые регулируют хозяйственную и финансовую деятельность экономических субъектов.

При осуществлении проверки выполнения экономическим субъектом положений законодательных и других нормативных актов, без соблюдения которых невозможно оценить достоверность бухгалтерской отчетности экономического субъекта, целью является установление требований к аудиторской фирме или аудитору, работающего самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя.

Задачами являются:

а) формулировка основных требований по учету нормативных документов в ходе проверки;

б) определение действий аудитора при выявлении фактов нарушений проверяемым экономическим субъектом требований нормативных документов;

в) отражение в рабочей документации аудитора фактов нарушений требований нормативных документов.

При проведении аудита бухгалтерской отчетности аудитор обязан установить соответствие финансовых или хозяйственных операций экономического субъекта действующим в Российской Федерации нормативным актам. Аудитор проверяет соответствие совершенных экономическим субъектом финансовых и хозяйственных операций применяемому законодательству исключительно для того, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений. Цель проводимого аудита не состоит в том, чтобы выразить мнение о полном соответствии деятельности экономического субъекта применяемому законодательству.

Выявленные аудитором нарушения могут влиять:

а) существенно на величину показателей бухгалтерской отчетности;

б) несущественно на величину показателей бухгалтерской отчетности, но могут нанести ущерб экономическому субъекту, его участникам, государству или третьим лицам.

В случае неоднозначной трактовки аудиторской организацией и проверяемым экономическим субъектом нормативных документов аудитору следует произвести оценку существенности влияния спорного нормативного документа на оценку достоверности отчетности в целом в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности".

Если влияние спорного нормативного документа существенно, аудитор может по согласованию с экономическим субъектом предпринять одно или несколько из следующих действий:

а) направить письменный запрос от своего имени в орган, являющийся источником спорного нормативного документа, если при этом не существует лимита времени на получение ответа на запрос;

б) письменно предупредить руководство проверяемого экономического субъекта о невозможности выдачи, безусловно, положительного аудиторского заключения.

Если влияние спорного нормативного документа несущественно, то факт разногласий может быть отмечен в письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита.

Ответственность руководителей экономического субъекта за несоблюдение нормативных актов:

1. Аудиторская организация не несет ответственности за невыполнение руководством экономического субъекта и его экономическими и производственными подразделениями требований нормативных актов Российской Федерации. Ответственность за соблюдение установленных этими актами норм и правил несет руководство экономического субъекта. В ходе проверки аудитор должен исходить из того, что экономический субъект руководствуется в своей деятельности установленными нормативными актами до тех пор, пока не получит доказательств противного.

2. При проверке соблюдения нормативных актов экономическим субъектом аудитор должен установить:

а) обеспечивается ли персонал экономического субъекта необходимыми нормативными актами по бухгалтерскому учету и налогообложению;

б) привлекаются ли специалисты аудиторских и юридических организаций для получения работниками экономического субъекта необходимых консультаций по бухгалтерскому учету, налогообложению и применению хозяйственного и иного законодательства Российской Федерации;

в) разработаны ли внутренние рабочие документы, определяющие учетную политику, схемы документооборота и визирования, совершаемых хозяйственных и финансовых операций, установлен ли контроль за их соблюдением;

г) применяются ли меры воздействия (и какие) на персонал экономического субъекта при несоблюдении требований нормативных актов;

д) осуществляется ли предварительный контроль законности планируемых крупных сделок с обязательным участием юриста, а также с выработкой решения по отражению планируемой сделки в учете и порядка ее налогообложения.

Проверка аудитором соответствия деятельности экономического субъекта требованиям нормативных актов:

1. При планировании аудиторской проверки аудитор должен, исходя из особенностей проверяемого экономического субъекта, определить требования законодательства, которым должна удовлетворять деятельность этого субъекта, а также получить достоверное представление о том, в какой степени экономическим субъектом выполняются эти требования.

2. Аудитор должен обратить особое внимание на такие нормативные акты, невыполнение которых может стать причиной прекращения или приостановления деятельности экономического субъекта. В этой связи аудитору необходимо:

а) изучить имеющуюся информацию и нормативно - правовую базу, касающуюся экономического субъекта;

б) получить у руководителей экономического субъекта сведения о приемах и методах, используемых им для обеспечения выполнения требований нормативных актов;

в) обсудить спорные вопросы, неоднозначно решенные в нормативных актах, имеющие существенное значение для оценки результатов аудиторской проверки, с руководством экономического субъекта;

г) проверить наличие документов о регистрации экономического субъекта, необходимых лицензий и других документов, без которых проверяемый экономический субъект не вправе осуществлять хозяйственную и финансовую деятельность.

3. Как и в других вопросах, в части, касающейся проверки соблюдения экономическим субъектом требований нормативных актов, аудитор должен планировать и проводить аудит с достаточной степенью профессионального скептицизма.

4. Аудитор должен иметь в виду, что при проведении аудиторских проверок существует риск необнаружения, несмотря на то, что проверка качественно спланирована и квалифицированно проведена в соответствии с требованиями правил (стандартов) аудиторской деятельности. Вероятность этого риска значительно возрастает при наличии следующих факторов:

а) значительного количества нормативных актов, имеющих непосредственное отношение к проверяемому экономическому субъекту, но не учитываемых и (или) не используемых им в системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

б) ограниченности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, которые не могут отразить всю хозяйственную и финансовую деятельность экономического субъекта;

в) низкой квалификации персонала, занятого организацией систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля у экономического субъекта;

г) получения аудитором большинства сведений от экономического субъекта, которые носят не объективный (доказательный), а информативный характер.

5. При выяснении аудитором того, выполняет ли экономический субъект требования нормативных актов, аудитор при необходимости может использовать в ходе проверки экспертов, владеющих юридическими и другими специальными знаниями в областях, не относящихся к профессиональной компетенции аудитора. При этом необходимо руководствоваться правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Использование работы эксперта".

6. Аудитор должен добиваться того, чтобы руководство экономического субъекта принимало меры по выявлению, предупреждению и устранению нарушений требований нормативных актов, которые могут исказить бухгалтерскую отчетность экономического субъекта.

Действия аудитора при обнаружении нарушений требований нормативных актов:

1. При обнаружении аудитором фактов невыполнения экономическим субъектом требований нормативных актов, он должен более тщательно изучить обстоятельства, при которых были допущены нарушения, а также оценить, как повлияют выявленные нарушения на достоверность бухгалтерской отчетности.

2. При оценке влияния выявленных нарушений на достоверность бухгалтерской отчетности аудитор должен учесть возникновение таких последствий, как:

а) взыскание с проверяемого экономического субъекта штрафных санкций в проверяемом отчетном периоде;

б) появление угрозы отчуждения имущества, стоимостная оценка которого отразится на структуре имущества проверяемого экономического субъекта;

в) прекращение деятельности экономического субъекта;

г) появление сомнений в правдивости и достоверности данных, отраженных в бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

3. Аудитору необходимо учесть, что к нему могут быть применены меры ответственности в случае сокрытия им обнаруженных фактов, подтверждающих наличие состава преступления в действиях (бездействии) экономического субъекта. При наступлении подобных обстоятельств аудитору следует руководствоваться правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности", а также целесообразно получить консультацию у юриста о возможных последствиях.

4. В тех случаях, когда получить информацию о действительном или предполагаемом нарушении требований нормативных актов невозможно, аудитор должен реально оценить влияние отсутствия необходимых документов на достоверность выводов, содержащихся в аудиторском заключении.

5. Аудитору следует учесть влияние невыполнения требований нормативных актов экономическим субъектом на другие аспекты аудита, в особенности на достоверность сведений, представленных руководством экономического субъекта. В случае если нарушения не были обнаружены системой внутреннего контроля или не были включены в сведения, которые представило руководство, аудитор вправе пересмотреть оценку возможных рисков, а также степень достоверности сведений, представляемых руководством экономического субъекта.

6. Если невыполнение требований нормативных документов по бухгалтерскому учету и налогообложению является существенным, то аудитор обязан сделать следующее:

а) отразить все такие нарушения в своей рабочей документации;

б) учесть влияние отмеченных нарушений на надежность аудиторских доказательств и дальнейшее планирование процедур аудита;

в) сообщить руководству экономического субъекта о замеченных нарушениях в своей письменной информации;

г) сообщить пользователям бухгалтерской отчетности о замеченных нарушениях (отразить в аудиторском заключении, выступить на собрании акционеров и т.п.).

7. Если аудитор пришел к выводу, что руководство экономического субъекта, включая и работников экономических служб, причастно к фактам невыполнения требований нормативных документов по бухгалтерскому учету и налогообложению, то аудитор должен сообщить об этом высшему органу управления экономического субъекта.

8. Факты невыполнения требований нормативных актов должны быть учтены аудитором при составлении аудиторского заключения следующим образом (при этом необходимо руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности "Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности" и "Существенность и аудиторский риск"):

а) если аудитор пришел к выводу, что факты невыполнения требований нормативных документов по бухгалтерскому учету и налогообложению существенно повлияли на достоверность бухгалтерской отчетности, то аудитор должен представить условно положительное или отрицательное заключение;

б) если руководство и (или) персонал экономического субъекта препятствуют аудитору в получении достаточной информации о том, что факты невыполнения нормативных актов существенно исказили бухгалтерскую отчетность, аудитор должен составить отрицательное заключение или отказаться от выражения своего мнения в аудиторском заключении;

в) если аудитор не может установить факты нарушения требований нормативных актов из-за ограничений, причиной которых были случайные обстоятельства, а не действия руководства и (или) персонала экономического субъекта, то аудитор может дать условно положительное заключение либо отказаться от выражения своего мнения в аудиторском заключении;

г) если персонал экономического субъекта исправил все выявленные нарушения и внес необходимые исправления в бухгалтерскую отчетность и данные по налогообложению, то аудитор вправе дать положительное заключение.

9. Аудитор может прийти к выводу о необходимости прекратить или приостановить проверку, если руководство и персонал экономического субъекта не принимали меры по устранению фактов нарушения требований нормативных актов, даже если такие нарушения не оказывали существенного влияния на бухгалтерскую отчетность, но могут существенно повлиять на нее в дальнейшем.

10. Выявленные факты нарушений требований нормативных актов следует довести до сведения руководства проверяемого экономического субъекта в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Письменная информация руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита" (раздел "Результаты аудиторской проверки"). В письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита должны иметься ссылки на нормативные акты и на те их разделы (параграфы, статьи, пункты и т.п.), по которым допущены нарушения.

Определение объема аудиторской проверки является предметом профессионального суждения аудитора о характере и масштабе работ, проведение которых необходимо для достижения целей аудита и диктуется обстоятельствами проверки.

Аудиторской организации при определении объема аудита следует исходить из требований нормативных документов, регламентирующих аудиторскую деятельность, положений договора аудиторской организации с экономическим субъектом и конкретных особенностей проверки с учетом полученных знаний о деятельности экономического субъекта.

Аудиторская организация должна и вправе самостоятельно принимать решения о видах, количестве и глубине проведения аудиторских процедур; затратах времени; количестве и составе специалистов, требующихся для осуществления полноценной аудиторской проверки и подготовки обоснованного аудиторского заключения.

Основные мероприятия, проводимые в ходе аудита, включают:

а) планирование аудита;

б) получение аудиторских доказательств;

в) использование работы других лиц и контакты с руководством экономического субъекта, третьими сторонами;

г) документирование аудита;

д) обобщение выводов, формирование и выражение мнения о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Аудиторская проверка должна быть спланирована на основе достигнутого аудиторской организацией понимания деятельности экономического субъекта. Цель планирования состоит в том, чтобы организовать эффективную и экономически оправданную проверку. На этапе планирования необходимо определить стратегию и тактику аудита, сроки его проведения; разработать общий план и программу аудита.

Аудиторская организация при выполнении вышеуказанных работ должна руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности "Понимание деятельности экономического субъекта" и "Планирование аудита".

В ходе аудита, как правило, из нескольких источников и разными методами должно быть получено достаточное количество качественных аудиторских доказательств, которые могут служить основой для формирования мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. При проведении аудита следует соблюдать рациональное соотношение между затратами на сбор аудиторских доказательств и полезностью извлекаемой информации. Тем не менее, сложность и трудоемкость осуществления той или иной процедуры не могут считаться основанием для отказа от нее, если необходимость проведения данной процедуры обусловлена обстоятельствами проверки.

При получении аудиторских доказательств аудиторская организация должна руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности "Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности", "Аудиторские доказательства", "Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита", "Аналитические процедуры", "Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете", "Учет операций со связанными сторонами в ходе аудита", "Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта". Где применимо в соответствии с обстоятельствами проверки, следует исходить из положений правил (стандартов) аудиторской деятельности "Аудит в условиях компьютерной обработки данных" и "Аудиторская выборка".

В случае обнаружения искажений бухгалтерской отчетности или нарушений требований законодательства аудиторская организация должна выполнять требования правил (стандартов) аудиторской деятельности "Существенность и аудиторский риск", "Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности", "Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита", "Применимость допущения непрерывности деятельности".

Для достижения целей аудита может быть использована работа других лиц: ассистентов аудитора, привлеченных экспертов, внутренних аудиторов, других аудиторских организаций. При этом аудиторской организации следует рассмотреть результаты выполненной ими работы в контексте проведенных аудиторами процедур, а также оценить возможность использования результатов работы других лиц в качестве достоверных аудиторских доказательств или базы для получения таких доказательств. Привлечение других лиц к аудиторской проверке не снимает с аудиторской организации ответственности за выражаемое мнение о бухгалтерской отчетности экономического субъекта и не уменьшает этой ответственности.

Аудиторская организация при использовании в ходе аудита работы других лиц и различных контактах должна руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности "Аудиторские доказательства", "Использование работы эксперта", "Изучение и использование работы внутреннего аудита", "Использование работы другой аудиторской организации" и "Общение с руководством экономического субъекта".

В ходе аудита должны документироваться основные аспекты проведенной работы, сделанные выводы и другие существенные вопросы, имеющие значение для подготовки аудиторского заключения, а также для доказательства качественного проведения аудита. Рабочая документация аудита должна быть достаточно полной и убедительной, чтобы служить подтверждением правильности того или иного мнения аудиторской организации о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Аудиторской организации при оформлении хода аудита необходимо выполнять положения правила (стандарта) аудиторской деятельности "Документирование аудита".

На этапе подготовки заключения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта аудиторская организация обязана обобщить и оценить выводы, сделанные на основе полученных данных. При этом следует исходить из критериев соблюдения нормативных требований при подготовке экономическим субъектом бухгалтерской отчетности и ее соответствия тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта. Аудиторское заключение должно содержать четко выраженное мнение о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Безусловно положительное аудиторское заключение свидетельствует о том, что аудиторская организация считает бухгалтерскую отчетность экономического субъекта достоверной во всех существенных отношениях. Если составляется условно - положительное или отрицательное аудиторское заключение либо оформляется отказ от выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта, то должны быть указаны обстоятельства, которые привели к тому или иному решению аудиторской организации.

Аудиторской организации при подготовке итоговых документов аудита следует руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности "Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности", "Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита", "Дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности", "Применимость допущения непрерывности деятельности".

Аудиторская организация обязана достичь в ходе аудита приемлемой уверенности в надежности своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях.

Оценка необходимого уровня аудиторских гарантий надежности мнения аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта должна быть увязана с принятием аудитором, на основе своего профессионального суждения, решения о характере и объеме подлежащих сбору аудиторских доказательств. При этом следует исходить из того, что аудиторские доказательства должны дать возможность аудиторской организации с приемлемой уверенностью сделать выводы относительно отсутствия либо наличия в бухгалтерской отчетности экономического субъекта искажений, существенных с точки зрения понимания заинтересованными пользователями результатов деятельности экономического субъекта.

Уверенность аудиторской организации в надежности выражаемого мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта не может быть абсолютной ввиду наличия факторов, неизбежно ограничивающих эффективность аудита.

К числу таких факторов относятся:

а) ограниченность осведомленности аудиторской организации о деятельности экономического субъекта рамками исследований, издержки, на проведение которых необходимо удерживать в экономически приемлемых пределах;

б) присутствие в аудиторской работе неизбежного элемента субъективности в процессе принятия аудитором решений на основе своих профессиональных суждений, в частности, при определении видов, объема и графика аудиторских процедур;

в) применение в ходе аудита выборочного подхода к осуществлению проверки ввиду нерациональности ее проведения сплошным порядком;

г) использование аудиторской организацией, в качестве основы для формирования выводов и заключений, аудиторских доказательств, которые по своему характеру являются сочетанием фактов и мнений.

д) подверженность систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта присущим им изъянам; отсутствие непреодолимых препятствий для мошеннического сговора с целью искажения информации;

е) наличие неопределенности, связанной с интерпретацией и оценкой некоторых событий хозяйственной жизни, а также других обстоятельств, делающих невозможным применение исключительно объективных критериев, как к составлению бухгалтерской отчетности, так и к оценке ее достоверности.

Вышеуказанные факторы ограничивают (уровнем приемлемой, а не абсолютной уверенности) предоставление аудиторской организацией гарантий в том, что не существуют какие-либо иные (не обнаруженные в ходе аудита) обстоятельства, оказывающие или способные оказать влияние на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта.

В ходе проведения аудита в силу объективных и субъективных причин нельзя исключить вероятность того, что могут остаться незамеченными искажения в бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Если существуют признаки возможных искажений бухгалтерской отчетности, то аудиторской организации следует увеличить объем своих процедур, с тем чтобы рассеять либо подтвердить возникшие сомнения.

Руководство экономического субъекта несет ответственность за подготовку, составление и своевременное представление достоверной бухгалтерской отчетности в соответствии с нормативными документами, регулирующими бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

Экономические субъекты обязаны в случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и нормативными актами, заключать с аудиторскими организациями договоры на проведение обязательного аудита. За незаключение (несвоевременное заключение) таких договоров и создание препятствий к их выполнению они несут ответственность в установленном порядке.

Проведение аудиторской проверки не освобождает руководство экономического субъекта от ответственности за выполнение присущих ему обязанностей и функций.

Вопросы разграничения прав и обязанностей сторон в связи с аудитом бухгалтерской отчетности регламентируются правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Права и обязанности аудиторских организаций и экономических субъектов".

Аудиторская организация несет ответственность за формирование и выражение профессионального мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях.

При формировании и выражении своего мнения о бухгалтерской отчетности экономического субъекта аудиторская организация обязана руководствоваться требованиями нормативных документов, регулирующих аудиторскую деятельность в Российской Федерации, и профессиональными этическими принципами аудита.

Заключение

В процессе выполнения данной работы были рассмотрены основные правовые основы проведения аудита в коммерческих организациях. В первом разделе работы рассмотрены понятия аудита, доход ной и расходной части баланса коммерческого банка.

Во втором разделе рассмотрена правильность формирования финансового результата работы кредитной организации. Финансовый результат является  одним из важнейших пунктов аудиторских проверок, который позволяет привлечь новых партнеров.

Аудит бухгалтерской и финансовой отчетности является неотъемлемой частью аудиторских проверок, правильность оформление бухгалтерской отчетности  влияет на всю финансовую деятельность организации.

Поставленные задачи в процессе выполнения работы выполнены. Основная задача работы достигнута.

Практическое задание

Для проведения аудиторской проверки банка по операциям выпуска и погашения   депозитных   и   сберегательных   сертификатов   аудиторам

представлены следующие документы:

-  учетная политика банка для целей бухгалтерского учета;

-  оборотно - сальдовая ведомость (ф, 101) и отчет о прибылях и убытках (ф. 102);

-  выписки по соответствующим счетам 521 «Выпущенные депозитные сертификаты» и 522 «Выпущенные сберегательные сертификаты», 70204 «Расходы  по операциям  с  ценными бумагами»,  52502  «Предстоящие выплаты по процентам, купонам и дисконтам по вылущенным ценным бумагам»,  52501   «Обязательства банка  по  процентам  и  купонам  по выпущенным: ценным бумагам»;

-   договора и иные документы о выпуске депозитных и сберегательных сертификатов и привлечении денежных средств;

-   документы дня,

В ходе аудиторской проверки аудиторами отмечено следующее;

1, Банк приобретал, бланки депозитных и сберегательных сертификатов у полиграфических предприятий, которые хранились в сейфе у главного бухгалтера банка и по счетам бухгалтерского учета не отражались;

2, Отосланные    банком    бланки    депозитных    и    сберегательных сертификатов своему филиалу банк отражал следующими бухгалтерскими проводками: в дату отсылки - Дебет 90705 «Бланки, сертификаты, ценные бумаги,   отосланные   и   выданные   под   отчет»   Кредит  99999;   в  дату получения уведомления от филиала о поступлении бланков - Дебет 99999 Кредит 90705;                                                                            

3.       Привлеченные средства при выпуске депозитных и сберегательных сертификатов   в   дату   получения   денежных   средств   отражались   по соответствующим счетам. 521 и 522;

4.       В  дату  погашения депозитных  и  сберегательных сертификатов банком формировались следующие бухгалтерские проводки: Дебет 521, 522 на сумму основного долга Дебет 70204 на сумму процентов Кредит счета по учету денежных средств на сумму основного долга плюс сумму процентов.

Необходимо:

1.   Определите  полноту  представленных  аудитору  документов  для проверки    операций    банка    с    депозитными    и    сберегательными сертификатами.

2.       Оцените   правильность   отражения   по   внебалансовым   счетам бухгалтерского учета бланков депозитных и сберегательных сертификатов.

3.       Оцените правильность отражения по счетам бухгалтерского учета операций    выпуска    и    погашения    депозитных    и    сберегательных сертификатов,

4.       Укажите» какие нормативные документы Банка России нарушены.

Решение

При проведении аудита необходимо проверить:

1.          правильность оформления открытия депозитных счетов

2.          полнота и своевременность депонирования средств в БР

3.          сверка остатков по лицевым счетам с проверочной ведомостью

4.          проверка на наличие дебетовых остатков (выяснить причины)

5.          правомерность установленных процентов по депозитам - проценты по депозитам одного вида должны быть одинаковыми

6.          правильность начисления процентов

7.          выяснение наличия счетов, по которым длительный период не было движения (кроме начисления процентов) - для физических лиц

8.          справки в налоговую инспекцию о движении сумм в 10 000 долларов или эквивалент и выше - для физических лиц.

9.          правильность налогообложения - для срочных вкладов

10.     соблюдение режима депозитного счета

11.     своевременность перечисления денежных средств с депозитного счета на счета до востребования.

Письмо ЦБР от 10.02.92 № 14-3-20 "О сберегательных и депозитных сертификатах банков"

Сберегательный (депозитный) сертификат – ценная бумага, удостоверяющая сумму вклада, внесенного в кредитную организацию, и права вкладчика (держателя сертификата) на получение по истечении установленного срока суммы вклада и процентов по нему в кредитной организации либо в любом ее филиале.

Условия размещения сертификатов:

1.     осуществление банковской деятельности не менее двух лет

2.     публикация годовой отчетности, подтвержденной аудиторской фирмой

3.     соблюдение банковского законодательства и нормативных актов Банка России

4.     выполнение обязательных экономических нормативов

5.     наличие резервного фонда в размере не менее 15 процентов от Уставного капитала

6.     выполнение обязательных резервных требований

Сертификаты могут выпускаться как в разовом порядке, так и сериями. Сертификаты могут быть именными или на предъявителя. Сертификат не может служить расчетным или платежным средством за проданные товары или оказанные услуги. Денежные расчеты по купле-продаже депозитных сертификатов и процентов по ним могут осуществляться только в безналичном порядке.

Сертификаты выпускаются только в рублях.

Сертификаты могут размещаться как среди резидентов, так и среди нерезидентов.

Сертификаты должны быть срочными. В случае, если срок получения депозита или вклада просрочен, то такой сертификат считается документом до востребования, по которому банк несет обязательство оплатить означенную в нем сумму немедленно по первому требованию владельца.

Банк может предусматривать досрочное погашение сертификата. При этом, Банк выплачивает сумму сертификата и пониженный процент за пользование депозитом. Проценты, установленные при выдаче сертификата, подлежат выплате владельцу сертификата вне зависимости от срока приобретения сертификата.

Для учета операций банка по депозитным и сберегательным сертификатом открыты балансовые счета:

521 - Выпущенные депозитные сертификаты - пассивный

522 - Выпущенные сберегательные сертификаты - пассивный

70102 - доходы, полученные от операций с ценными бумагами

61402 - расходы будущих периодов по операциям с ценными бумагами - активный

70204 - расходы по операциям с ценными бумагами - активный

Счета 521 и 522 ведутся по номинальной стоимости сертификатов

Проводки:

выпуск сертификатов  Дт Лоро, Ностро, клиент, касса Кт 521, 522 если размещаются с дисконтом    Дт Лоро, Ностро, клиент, касса Дт 61402 Кт 521, 522 погашение сертификатов      Дт 521, 522 Кт Лоро, Ностро, клиент, касса если ранее были размещены с дисконтом Дт 521, 522 Кт Лоро, Ностро, клиент, касса Дт 70204 Кт 61402 досрочный выкуп Дт 521, 522 Дт 70204 - при погашении выше номинала Кт Лоро, Ностро, клиент, касса Кт 70102 - при погашении ниже номинала.

Список литературы

1.  Гражданский кодекс Российской Федерации: В 2ч.-М.:Изд. Группа ИНФРА-М.,1997,

2.           О  Центральном  банке  Российской  Федерации  (Банке  России); Федеральный закон от 06.08.01 № 110-ФЗ,

3.           О переводном и простом векселе: Федеральный закон от 11.03.97 № 48-ФЗ.

4.           О  банках  и  банковской  деятельности:  Федеральный  закон от 19.06.01 № 82-ФЗ.

5.           Федеральные    правила    (стандарты)   аудиторской    деятельности. Утверждены   постановлением   Правительства   РФ   от   23.09.2002 № 696.

6.           О безналичных расчетах в Российской Федерации. Положение ЦБ РФ от 03.10.2002 №2-а

7.           О внесении изменений и дополнений в положение Банка России от 04.10.2000   №   125-Г1,   О   порядке   составления   промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса кредитной организации   и их согласования территориальными учреждениями Банка России. Указание ЦБ РФ от 13.06.2002 № 1162-У.

8.           О     возможных     источниках     покрытия     убытков     кредитных организаций. Письмо ЦБ РФ от 14.01,2002 № 4-Т.

9.           О    методических    рекомендациях    «О    порядке    составления    и предоставления        кредитными       организациями        финансовой отчетности». Письмо Банка России от 25.12.2003 № 181-Т.

10.О некоторых вопросах, связанных с применением федерального закона. О банках и банковской деятельности. Письмо ЦБ РФ от 22.01.2002 № 1100-У.

11. О перечне, формах и порядке составления и предоставления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации. Указание Банка России от 16.01.2004 № 1376-У.

12. О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации. Положение ЦБ РФ от 09.10.2002 № 199-П с учетом изменений и дополнений.

13.О порядке ведения учета и представления информации об аффилированных лицах кредитных организаций. Положение ЦБ РФ от 19.03.2002 № 184-П.                                                          /   ♦,

14.О порядке начисления процентов по операциям связанным с привлечением и размещением денежных- средств банками и отражения данных операций по счетам бухгалтерского учета. Положение Банка России № 39-П от 26.06.98 с учетом изменений и дополнений.

15. О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата с учетом изменений и дополнений, внесенных Положением Байка России от 27.07.2001 № 144. Положение ЦБ РФ от 06,08.98 № 54-П.

16.О порядке проведения Центральным Банком Российской Федерации депозитных операций с кредитными организациями в валюте Российской Федерации. Положение ЦБ РФ от 05.11.2002 № 203-П.

17.О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием: Положение Банка России №23-П от 09.04.98.