Содержание

1. Теоретическая часть. 3

1.1. Анализ издержек обращения в торговле. 3

1.2. Анализ показателей производства и реализации продукции в сельском хозяйстве. 10

2. Практическая часть. 17

Задача 1. 17

Задача 2. 20

Задача 3. 22

Задача 4. 23

Задача 5. 25

Список литературы.. 27

1. Теоретическая часть

1.1. Анализ издержек обращения в торговле

Издержками обращения называются выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда по планомерному доведению и реализации товаров потребителям. Они включают расходы на оплату труда работников торговли, транспортирова­ние, хранение, упаковку, подсортировку и подготовку товаров к продаже, а также расходы на организацию закупки и реализации, на управление торговлей, ведение учета и контроля за выполне­нием планов торгово-финансовой деятельности[4, с. 190].

Текущие расходы авансируются ежегодно как по стоимости, так и в натурально-вещественной форме в виде средств и пред­метов труда, а также фонда потребления работников торговли.

В общую сумму общественных затрат на обращение товаров включаются и издержки обращения в сфере потребления, свя­занные с нахождением, покупкой и доставкой покупателями то­варов на дом. Издержки потребления составляют примерно поло­вину всех издержек сферы обращения и почти в полтора раза превосходят величину текущих затрат торговли.

Однако не все затраты торговли можно относить на издержки обращения. Так, затраты и потери, возникающие в результате небрежного отношения к собственности, убыт­ки, образующиеся по причине наличия дебиторской задолженно­сти, не востребованной в срок, штрафы и пени, уплачиваемые вследствие невыполнения хозяйственных договоров, и прочие по­добные потери не должны учитываться как издержки обраще­ния. Указанные расходы необходимо взыскивать с виновных лиц, либо списывать на результаты хозяйственной деятельности.

Издержки торговли составляют более 40% общих издержек обращения по товарам личного потребления, в том числе около 65% приходится на розничную торговую сеть. Соотношение раз­личных звеньев торговли в издержках обращения не является по­стоянным. Доля издержек розничного и оптового звеньев снижа­ется, соответственно растет доля общественного питания и орга­низаций, осуществляющих завоз, хранение и оптовую реализацию картофеля, овощей и фруктов.

К дополнительным издержкам обращения относятся расходы по транспортированию, подработке, сортировке и фасовке това­ров, хранению товарных запасов и другие производственные издержки. Источником возмещения этих издержек является труд, затрачиваемый на производственные процессы и участвующий в создании стоимости товаров.

Чистые издержки обращения — это расходы, связанные со сменой формы стоимости в процессе купли-продажи товаров (ве­дение учета, осуществление денежных и кредитных расчетов, ор­ганизация рекламы и т. п.)[3,с . 187].

В отличие от дополнительных чистые издержки обращения не увеличивают стоимости товаров и возмещаются за счет чистого дохода, созданного в отраслях материального производства (включая производственные процессы в торговле). Деление из­держек  торговли на дополнительные и чистые позволяет точнее установить границы сферы материального про­изводства, правильнее исчислить величину общественного про­дукта и национального дохода, глубже понимать процессы, проис­ходящие в торговле, и целенаправленно управлять ими, выявлять пути разумной экономии средств.

Соотношение между дополнительными и чистыми издержками обращения не является постоянным. Его изменение обусловлива­ют объективные процессы развития экономики в целом, и торговли в том числе. Комплексное развитие народ­ного хозяйства в экономических районах страны, приближение производства к районам потребления, вовлечение в товарооборот изделий местной промышленности способствуют значительному сокращению важнейшего вида дополнительных издержек — тран­спортных расходов.

С развитием и совершенствованием размещения производи­тельных сил, углублением общественного разделения труда повы­шается роль производственных предприятий в доведении товаров до степени полной готовности к потреблению. В связи с этим сни­жается доля дополнительных издержек в торговле и относитель­но возрастают затраты, связанные со сменой формы стоимости, что способствует в конечном счете повышению культуры торговли и экономии времени покупателей. Высокий уровень торгового об­служивания населения и сокращение издержек потребления — это важнейшие направления совершенствования торговли в раз­витом обществе. Экономия средств на культуре торгового обслуживания противоречит самой сущности торговли.

Издержки обращения торговли принци­пиально отличаются от издержек торговли капиталистических стран в силу противоположных целей производства и обращения.

В торговле издержки обращения направлены на наибо­лее полное удовлетворение спроса населения. Этим целям слу­жат расходы в торговле, связанные с дополнительным вкладом в потребительную стоимость товаров, улучшением обслуживания населения, информацией покупателей о качестве, свойствах и спо­собах потребления товаров, оказанием дополнительных услуг.

В издержках торговли нет расходов, порож­даемых эксплуатацией, конкуренцией, спекуляцией.

Важнейшим условием сокращения издержек, связанных с реа­лизацией товаров, является достижение соответствия между спро­сом и предложением, товарооборотом и покупательными фондами населения.

При капитализме издержки обращения связаны с функциони­рованием торгового капитала, осуществляющего продажу товаров в целях получения максимальной прибыли. Преобладающую и все возрастающую часть их занимают чистые издержки обращения, порождаемые обострением проблемы сбыта товаров в условиях капитализма. Огромные непроизводительные расходы обусловле­ны скоплением чрезмерных товаров, что обусловлено конкурент­ной борьбой.

Ожесточенной конкуренцией обусловливаются также все увеличивающиеся издержки на рекламу. Существуют также различия в уровне и составе издержек об­ращения торговли. Издержки обращения торговли обусловлены плановой организацией товарного обращения, что создает возможность раз­вивать товарооборот при менее значительных текущих расходах. При капитализме доля торговли (издержки обращения и торговая прибыль) в розничной цене довольно значительна.

     Нередко в целях затушевывания эксплуататорской сущности  торговли  статистика включает в издержки обращения значительную часть прибыли под видом «жалованья» торговых служащих[6, с. 230].

В издержках  торговли все большее значение приобретают расходы, связанные с подготовкой квалифицированных кадров, улучше­нием условий труда, охраной здоровья работников. В издержках торговли расходы на социальное страхование, охрану труда и прочие подобные мероприятия либо вовсе отсутст­вуют, либо занимают незначительную долю.

Издержки обращения в торговле всегда выражали, и будут выражать качество работы торговых организаций и предприятий. Относительное снижение издержек обращения на­ряду с уменьшением себестоимости продукции является экономи­ческим условием снижения розничных цен, роста чистого дохода торговли, укрепления финансового состояния торговых организа­ций и предприятий.

Несмотря на значительную экономичность советской торговли, еще имеются большие резервы для снижения уровня ее нерацио­нальных издержек, возникающих в связи с наличием излишне дальних, встречных и повторных перевозок, хранением товаров, пользующихся недостаточным спросом у населения.

Существуют объективные условия для рацио­нального ведения хозяйства в общегосударственном масштабе, для ликвидации причин, порождающих расточительность мате­риальных и трудовых ресурсов.

Снижение дополнительных издержек обращения отражается на уменьшении себестоимости и стоимости товаров. В результате сокращения чистых издержек обращения изменяются пропорции в первоначальном распределении продукта для общества, умень­шается доля продукта, идущего на возмещение этого вида издержек обращения.

Необходимым и достаточным уровнем следует считать тот, который обусловлен общественно необходимыми за­тратами. Такими затратами принято называть расходы, связан­ные с реализацией и доведением товаров до потребителей при общественно нормальных условиях купли-продажи, среднем уров­не интенсивности труда работников, соблюдении установленных требований к качеству торгового обслуживания,

Издержки обращения торгового предприятия могут быть выражены как  абсолютной суммой, так и относительным показателем – уровнем издержек обращения, выраженном в % к розничному товарообороту. Абсолютный показатель характеризует общую сумму расходов предприятия за определенный период. Однако этот показатель не дает представления о результате, полученном на каждый рубль затрат, то есть не дает представления об эффективности произведенных расходов. Для характеристики результативности затрат и эффективности применяются такие относительные показатели, как уровень издержек обращения, издержкоотдача и рентабельность издержек обращения[10, с. 211].

Таблица 1

Расчет показателей анализа издержек обращения

Наименование показателя

Формула расчета

Экономический смысл показателя

Уровень издержек обращения (издержкоемкость реализации товаров)

Уи.=И/РТО*100

Сумма затрат, приходящаяся на сто рублей розничного товарооборота

Издержкоотдача

Иотд=РТО/И*100

Объем товарооборота, полученного на сто рублей произведенных затрат

Рентабельность издержек обращения

Ирент=П/И*100

Сумма прибыли, полученной на сто рублей произведенных затрат

 

Уровень издержек обращения характеризует издержкоемкость осуществления торговой деятельности. Он может быть рассчитан, как на весь объем товарооборота предприятия, так и по отдельным товарным группам. Анализ издержек обращения необходимо проводить, как по абсолютному, так и по относительным показателям. Анализ осуществляется для решения следующих задач[1,с . 109]:

·        изучение объема, структуры и динамики затрат;

·        оценка эффективности затрат;

·        исследование факторов, влияющих на издержки обращения;

·        выявление резервов экономических затрат.

Анализ начинается с определения абсолютной суммы экономии (перерасхода) издержек обращения.

Аэк.пер=И1-И0                     (1)

Аэк.пер – сумма абсолютной экономии (перерасхода) издержек обращения,  тыс. руб.

И1 – фактическая сумма издержек обращения отчетного года, тыс. руб.

И0 – плановая сумма издержек обращения отчетного года или фактическая сумма базисного года, тыс. руб.

Расчет абсолютной суммы экономии (перерасхода) издержек обращения должен быть дополнен расчетом относительной экономии (перерасхода). Для определения относительного отклонения следует скорректировать базисное значение издержек обращения на фактический объем товарооборота отчетного года. При этом следует учитывать условное деление издержек обращения на переменные и постоянные:

Искор0=Ипост0+РТО1*Упер0/100                           (2)

Ипост0 – условно-постоянные издержки обращения базисного года, в тыс. руб.

Искор0 – базисная сумма издержек обращения скорректированная на фактический товарооборот отчетного года, тыс. руб.

Упер0 – уровень  условно  переменных  издержек  обращения  базисного года, %.

РТО1 – фактический объем розничного товарооборота отчетного года.

Искор0=3 тыс. руб. + 8954 тыс. руб.*11,4% / 100% =1362,756 тыс. руб.

Сумма относительной экономии (перерасхода) издержек обращения представляет собой разницу между фактическими издержками отчетного года и базисными скорректированными издержками.

Оэк.пер=И1-Искор0                       (3)

Оэк.пер=1020 тыс. руб. – 1362,76 тыс. руб. = - 342,76 тыс. руб.

При проведении анализа издержек обращения определяется размер и темп изменения их уровня:

DУи=Уи1-Уи0                       (4)

DУи – размер изменения уровня издержек обращения, %.

Уи1 и Уи0 – соответственно отчетный и базисный уровни издержек обращения, %.

DУи= 11,4% – 10,12% = 1,28%

Ти=DУи/DУи0*100                         (5)

Ти – темп изменения уровня издержек обращения

Ти=1,28% /  10,12 * 100  = 12,65 %

Изменение розничных цен влияет, прежде всего, на изменение уровня издержек обращения. Изменение розничных цен на сумму затрат по некоторым статьям издержек обращения не оказывает влияния, но их уровень снижается с ростом цен. Скорректированный на индекс цен уровень издержек обращения торгового предприятия за отчетный год можно рассчитать:

Ускор.1=Ун/З1+(Изав1*100)/(РТО1/Ир)                            (6)

Ускор1 – скорректированный отчетный уровень издержек обращения, %.

Изав1 – сумма зависимых от изменения цен издержек обращения отчетного года, руб.

Ир – индекс цен.

РТО1 – фактический объем розничного товарооборота.

Стратегическая модель управления издержками, направленная на их оптимизацию, предусматривает необходимость обеспечения следующей пропорции в темпах роста прибыли, товарооборота и затрат.

Iп>Iрто>Iи

1.2. Анализ показателей производства и реализации продукции в сельском хозяйстве

Статистика должна обеспечивать правильное определение объема валовой продукции и характеристику распределения и реализации продукции соответственно ее экономическому содержанию и растущим потребительским запросам[6,с . 87].

Под валовой продукцией материальной отрасли народного хозяйства подразумевается совокупный продукт этой отрасли, созданный за определенный период времени. При определении валовой продукции сельского хозяйства и других отраслей материального производства необходимо, прежде всего, четко ограничить продукцию каждой отрасли и уточнить содержание совокупного продукта отраслей в условиях их всесторонних внутренних  и внешних взаимосвязей. Все отрасли в процессе производства связаны друг с другом: продукт одного производства или одной отрасли в течение периода, за который берется объем совокупного продукта, потребляется как сырье в другой отрасли данного предприятия, или других предприятий, т.е. совершает определенный оборот.

Совокупный продукт, определяемый как простая сумма продуктов различных взаимосвязанных в процессе производства отраслей, то есть с включением происходящего между ними взаимного оборота, представляет собой валовой оборот.

Валовая продукция сельского  хозяйства исчисляется по методу валового оборота, то есть как сумма сырых продуктов растениеводства и животноводства. К сырой первичной продукции сельского  хозяйства относится продукция, не подвергшаяся переработке в других отраслях, например зерно, сахарная свекла, семена подсолнечника, сырые овощи, плоды, молоко.

Сельскохозяйственная продукция, реализуемая за пределы хозяйства, называется товарной продукцией. Часть продукции, потребляемой в данном хозяйстве или реализуемой за его пределы, может предварительно подвергаться промышленной переработке. Распределение физического объема сельскохозяйственной продукции может быть представлено в денежном выражении при условии единых цен для всех каналов реализации. Распределение продукции по стоимости (издержкам производства) предполагает учет фактически складывающихся цен.

Процентное отношение товарной продукции данного вида к валовой продукции этого же вида является показателем товарной продукции. При определении показателя товарности всей сельскохозяйственной продукции предприятия объемы товарной и валовой продукции берутся в денежной форме в единых ценах.

При исчислении показателя средней товарности продукции по сельскохозяйственному предприятию обычно не принимают во внимание (не включают ни в товарную, ни в валовую продукцию) нетоварные в основном виды продукции (сено, солому, силос, зеленый корм и др.).

Общественные явления, изучаемые статистикой, постоянно изменяются и развиваются. Например, в хозяйствах из года в год изменяется объем валовой продукции растениеводства и животноводства, поголовье скота, уровень производительности труда и т.д. При изучении этих процессов статистика применяет ряды динамики.

Рядами динамики называются ряды чисел, характеризующих изменение явлений во времени. Каждый ряд динамики состоит из двух элементов[11, с. 352]:

·        уровней, характеризующих величину изучаемого признака;

·        периодов (моментов), к которым относятся эти уровни.

В зависимости от характера уровней ряда различают два вида динамических рядов : моментные и  интервальные (периодические).

Моментным называется ряд динамики, уровни которого характеризуют состояние явления на определенные моменты времени. Важное экономическое значение имеет определение разности уровней моментного ряда динамики, которая характеризует развитие (увеличение или уменьшение) изучаемого явления во времени.

Интервальным (периодическим) называется такой динамический ряд, уровни которого характеризуют размер явления за тот или иной период времени. Уровни интервального ряда в отличие от уровней моментного ряда не содержатся в предыдущих или последующих показателях. Поэтому важное экономическое значение имеет суммирование этих уровней. Сумма уровней периодического ряда динамики характеризует уровень данного явления за более длительный отрезок времени.

Часто ряды динамики приводят в виде абсолютных величин. Путем их обработки получают ряды динамики относительных и средних величин.

Рядом динамики относительных величин называется такой ряд, уровни которого характеризуют изменение относительных размеров изучаемых явлений во времени. Рядом динамики средних  величин называется такой ряд, уровни которого характеризуют изменение средних размеров изучаемых явлений во времени.

Для анализа динамики общественных явлений исчисляют следующие показатели: 1) абсолютный прирост; 2) темп роста; 3) темп прироста; 4) значение одного процента прироста.

Абсолютный прирост (А) показывает, на сколько данный уровень больше или меньше базисного. Абсолютный прирост исчисляется как разница между сравниваемым и базисным уровнем :

А = Уn - Уо, где                                                        (7)

А – абсолютный прирост;

Уn – уровень, который сравнивается;

Уо – уровень, с которым производится сравнение.

Темп роста  показывает, во сколько раз (процентов) сравниваемый уровень больше или меньше базисного, и рассчитывается как отношение сравниваемого уровня и уровня, принятого за базу сравнения :

Тр = Уn / Уо .                                                           (8)

Темп прироста показывает, на сколько процентов сравниваемый уровень больше или меньше уровня, принятого за базу сравнения, и вычисляется как отношение  абсолютного прироста к абсолютному уровню, принятому за базу сравнения.

                                      Тпр = А / Уо .                                        (9)

Значение одного процента прироста исчисляется как отношение абсолютного прироста к темпу прироста. Значение этого показателя можно вычислить также путем деления первоначального уровня на 100.

                   Значение 1% прироста = Уо / 100 .                               (10)

В зависимости от уровня, принятого за базу сравнения, показатели ряда динамики делятся на цепные и базисные. Базисными называются показатели, которые исчисляются по отношению к одному и тому же уровню, принятому за постоянную базу сравнения. Цепными называются  показатели, которые исчисляются по отношению к предыдущему уровню.     Для общей характеристики развития явления за весь период, охватываемый рядом динамики, исчисляют средний уровень ряда. Средние, исчисленные из абсолютных уровней динамики, называются средними хронологическими. Различают средние хронологические для интервальных и моментных рядов динамики.

Средняя хронологическая для интервального ряда рассчитывается по формуле средней арифметической простой, т.е. путем деления суммы всех уровней ряда на их число по формуле

                                      `у = Sу / n                    (11)

где    у – средний уровень;

у – уровни ряда;

n – число уровней.

Для моментного ряда динамики выглядит следующим образом :

         ухронол = (у1/2 +у2+¼+уn-1+yn/2)/(n-1)                (12)

где    n –число уровней.

Средние темпы роста исчисляют для обобщения характеристики темпов роста изучаемого явления за ряд лет. Расчет среднего темпа роста производится по формуле средней геометрической :

         угеом = nÖу1·у2¼уn, где                                        (13)

угеом  - средний темп роста;

у1 ¼уn – цепные индивидуальные темпы роста;

n –число цепных темпов роста.

Для исчисления среднего темпа роста пользуются также формулой

 ______                            

у геом = n-1√ yn / y1                      (14)

где    уn - конечный уровень динамического ряда;

у1 – начальный уровень динамического ряда.

Средние темпы прироста представляют собой разность между средним темпом роста и единицей (`у – 1) или 100, когда темп роста выражен в процентах.

                   `у пр = `у геом – 100                                        (15)

Ряды динамики не всегда сравнимы, что  затрудняет их анализ. Чтобы обеспечить сравнимость рядов динамики, используется такой прием анализа, как аналитическое выравнивание. Аналитическое выравнивание представляет собой наиболее точный способ выявления общей закономерности развития явлений. При этом способе средняя линия развития, характеризующая общую закономерность, определяется путем построения соответствующих аналитических уравнений: прямой, параболы, гиперболы и т.д.

Прямая линия выражается при помощи следующего уравнения:

                                      `уt = а + bt,                                                       (16)

где    уt – выровненные значения ряда;

t – время, т.е. порядковые номера периодов или моментов времени;

а и b – параметры искомой прямой , т.е. начальный уровень и ежегодный прирост (b – коэффициент регрессии, который показывает, насколько единиц изменится результативный признак при изменении факторного на 1 единицу).

Для того, чтобы найти неизвестные параметры уравнения (а и b), необходимо по способу наименьших  квадратов решить систему нормальных уравнений:

                            åy = na + båt ;

åyt = aåt + båt2                                 (17)

у – фактические уровни  ряда динамики;

n – число лет.

Для упрощения расчетов в рядах динамики величинам t придают значения, которые при суммировании равны нулю, т.е. åt = 0. В этом случае система нормальных уравнений примет вид:

                            åy = na;

åyt = båt2                                        (18)

Из системы уравнений 20 следует:

а = åу / n

b = åyt /åt2.                                    (19)

Порядок выравнивания изменения прибыли от реализации продукции  растениеводства в расчете на 1 чел.-час представлен  в таблице 3 и построенном на ее основании графике, отражающем динамику и тенденции изменения прибыли от реализации в расчете на один чел.- час.

Теоретическое значение прибыли от реализации в расчете на один отработанный в растениеводстве чел.-час определяется по уравнению прямой

                                      Уt = a + bt                                                      (20)

a – свободный член уравнения (среднее значение прибыли за исследуемый период);

b – коэффициент регрессии (среднегодовое изменение прибыли в расчете на 1 чел.-час);

t – порядковый номер года.

Для нахождения параметров уравнения а и b решим систему уравнений :

                                      åy = na + båt ;

åyt = aåt + båt2 .                           (21)

Так как åt = 0, то система примет вид:

                           

åy = na;                                 (22)

åyt = båt2 .

Из системы 22

а = åу / n;

b = åyt /åt2.                          (23)

 

a = 4,724;

b = 1,254.                               (24)

2. Практическая часть

Задача 1

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

         Определить влияние факторов на  изменение стоимости проживания контингента  турфирмы  в арендуемых помещениях  гостиниц «Восток»   и «Южная». Сделать выводы о том, где  выгоднее фирме размещать туристов  при условии равнозначности  гостиничных услуг и расположения гостиниц.

Таблица 2

Исходные данные

Показатели

Базисный год

Отчетный год

1. Количество койко- суток проживания

1250

1400

2. Стоимость койко- суток при аренде , руб.

2.1. в гостинице  Восток

300

350

2.2. в гостинице Южная

310

340

3. Стоимость проживания

РЕШЕНИЕ

1.Стоимость проживания в гостинице определяется по формуле:

Ст = К* Скс                           (25)

Где    Ст – стоимость проживания в гостинице, руб.

         К – количество койко- суток

         Скс – стоимость  койко – суток при аренде, руб.

2. В таблице 3  представлены основные условные обозначения  и расчет стоимости проживания по гостиницам

Таблица 3

Показатели

Базисный год

Отчетный год

1. Количество койко- суток проживания

К баз

1250

К отч

1400

2. Стоимость койко- суток при аренде , руб.

Скс баз

Скс отч

2.1. в гостинице  Восток

300

350

2.2. в гостинице Южная

310

340

3. Стоимость проживания

Ст баз

Ст отч

3.1. в гостинце "Восток"

375000

490000

3.2. в гостинице "Южная"

387500

476000

3. Исследуем влияние факторов на величину стоимости проживания методом цепных подстановок

гостиница «Восток»:

-влияние изменения количества койко- суток:

(К отч * Скс баз) – (К баз * Скс баз) = (1400* 300) – (1250 * 300) = 45000 (руб.)

За счет  роста количества койко- суток стоимость проживания выросла на 45000 (руб.)

- влияние изменения  стоимости  койко – суток

(К отч * Скс отч) – (К отч * Скс баз) = (1400* 350) – (1400 * 300) = 70000 (руб.)

За счет  роста стоимости койко- суток стоимость проживания выросла на 70000 руб.

Общее изменение и влияние факторов:

45000+70000 = 115000 (руб.)

ПРОВЕРКА:

490000-375000 = 115000 (руб.)

В целом стоимость проживания в гостинице «Восток» выросла на 115 000 руб., в том числе в большей степени за счет влияния изменения стоимости койко- суток

гостиница «Южная»

-влияние изменения количества койко- суток:

(К отч * Скс баз) – (К баз * Скс баз) = (1400* 310) – (1250 * 310) =  46500 (руб.)

За счет  роста количества койко- суток стоимость проживания выросла на 46500 (руб.)

- влияние изменения  стоимости  койко – суток

(К отч * Скс отч) – (К отч * Скс баз) = (1400* 340) – (1400 * 310) = 42000 (руб.)

За счет  роста стоимости койко- суток стоимость проживания выросла на 42000 руб.

Общее изменение и влияние факторов:

46500+42000 = 88500 (руб.)

ПРОВЕРКА:

476000-387500 = 88500 (руб.)

В целом стоимость проживания в гостинице «Южная» выросла на 88500 руб., в том числе в большей степени за счет влияния изменения стоимости койко- суток.

ОТВЕТ

         Стоимость проживания в гостинице «Восток» выросла на 115000 руб., вы том числе за счет роста количества койко- суток на 45000 руб., за счет роста стоимости койко- суток на 70000 руб.

         Стоимость проживания в гостинице «Южная» выросла на 88500 руб., в том числе за счет роста количества койко- суток на 46500 руб., за счет роста  стоимости койко- места на  42000 руб.

         Выгоднее проживание в гостинице «Южная» так как прирост стоимости проживания под влиянием факторов меньше, чем в гостинице «Восток».

Задача 2

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

Провести анализ  объема грузовых перевозок транспортной организации, определить влияние факторов на изменение объема перевозок.

Таблица 4

Исходные данные задачи

Показатели

Базисный год

Отчетный год

Изменение

1. количество автомобилей

12

14

2. средний пробег, км

150

120

3. средняя производительность автомобиля, т

3

3,5

4. тариф за 1  т\км, руб.

250

280

Объем перевозок, тыс.руб.

РЕШЕНИЕ

1. Объем перевозок определяется формулой:

ОП = К * СПр * Пр * Т                           (26)

Где    К – количество автомобилей

         СПр – средний пробег, км

         Пр – производительность , т

         Т – тприф за  1т\км, руб.

2. В таблице 5 представлен расчет объема перевозок и его изменения

Таблица 5

Расчет объема перевозок

Показатели

Обозначение

Базисный год

Обозначение

Отчетный год

Изменение

1. количество автомобилей

К баз

12

К отч

14

2

2. средний пробег, км

СПр баз

150

СПр отч

120

-30

3. средняя производительность автомобиля, т

Пр баз

3

Пр отч

3,5

0,5

4. тариф за 1  т\км, руб.

Т баз

250

Т отч

280

30

Объем перевозок, тыс.руб.

ОП баз

1350000

ОП отч

1646400

296400

3. Определяем влияние факторов методом цепных подстановок:

- влияние изменения количества автомобилей:

(Котч* СПр баз*Пр баз* Т баз) – (К баз * СПр баз * Пр баз * Т баз) = (14*150*3*250)-(12*150*3*250) = 225000 (руб.)

под влиянием роста количества автомобилей  объем перевозок вырос на 225000 руб.

- влияние  изменения среднего пробега:

(Котч* СПр отч*Пр баз* Т баз) – (К отч * СПр баз * Пр баз * Т баз) = (14*1 20*3*250)-(14*150*3*250) = -315000 (руб.)

Сокращение среднего пробега вызвало снижение объема перевозок на 315000 руб.

- влияние изменения производительности

(Котч* СПр отч*Пр отч* Т баз) – (К отч * СПр отч * Пр баз * Т баз) = (14*120*3,5*250)-(14*120*3*250) = 210000 (руб.)

За счет  роста производительности  объем перевозок вырос на 210000  руб.

- влияние изменения тарифа:

(Котч* СПр отч*Пр отч* Т отч) – (К отч * СПр отч * Пр отч * Т баз) = (14*120*3,5*280)-(14*120*3,5*250) = 176400 (руб.)

За счет роста тарифа объем перевозок вырос на  176400 руб.

Общее изменение под влиянием всех факторов:

225000-315000+210000+176400=296400 (руб.)

Таким образом, под влиянием всех факторов  объем перевозок вырос на 296400 руб.

ПРОВЕРКА:

1646400-1350000=296400 (руб.)

ВЫВОДЫ

В отчетном году объем перевозок вырос на 296400 руб., в том числе вырос на 225000 руб. за счет роста  количества автомобилей, снизился на 315000 руб. за счет снижения среднего пробега, вырос на 210000 руб. за счет роста производительности, вырос на 176400 руб. а счет роста тарифа.

Задача 3

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

Определить необходимый  объем  продаж на предстоящий год  с таким расчетом , чтобы получить  прибыль от торговой деятельности в  сумме 500 тыс. руб.

Таблица 6

Исходные данные

Показатели

Базисный год

Отчетный год

Сумма условно- постоянных расходов, тыс. руб.

250

Уровень условно-  переменных расходов, %

15

Уровень валового дохода в % к товарообороту

30

Прибыль

500

Товарооборот

РЕШЕНИЕ

Товарооборот для достижения целевой прибыли определяется по формуле:

Тпц = (Ис + Пц) * 100 : (Увд – Уип)                          (27)

Где    Тпц – объем товарооборота  для достижения целевой прибыли, тыс. руб.

         Ис – постоянный издержки обращения, тыс. руб.( 250 тыс. руб.)

         Пц – целевая прибыль, тыс. руб. (500 тыс. руб.)

         Увд – уровень валового дохода, % (30 %)

         Уип – уровень переменных издержек обращения, % (15%)

Тогда, Тпц = (250+1500) * 100 : (30-15) = 11666,7 (тыс. руб.)

ВЫВОДЫ

Таким образом, для достижения прибыли в размере 1500 тыс. руб. необходимый объем продаж равен 11666,7 тыс. руб.

Задача 4

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

Пропускная способность предприятия  (ПС)  общественного питания  характеризуется количеством посетителей, обслуживаемых за период  времени и определяется по формуле: ПС = (ВР * Чм) : ВО, где ВР -  продолжительность работы предприятия  за день, мин; Чм – число посадочных мест  в зале; ВО – время обслуживании посетителя. Определить влияние факторов  на изменение показателя  пропускной способности кафе.

Таблица 7

Исходные данные

Показатели

Базисный год

Отчетный год

Время работы кафе, мин

10

12

Число посадочных мест

45

50

Время обслуживания 1 посетителя, мин

25

30

РЕШЕНИЕ

В таблице 8 представлены  основные обозначения и расчет пропускной способности по формуле:

ПС = (ВР * Чм): ВО                        (28)

Таблица 8

Расчет пропускной способности

 

Показатели

Обозначения

Базисный год

Обозначения

Отчетный год

Время работы кафе, мин

ВР баз

10

ВР отч

12

Число посадочных мест

Чм баз

45

Чм отч

50

Время обслуживания 1 посетителя, мин

ВО баз

25

ВО отч

30

Пропускная способность

ПС баз

18

Пс отч

20

Расчет влияния факторов  на пропускную способность определим методом цепных подстановок:

- влияние изменения времени работы:

(ВР отч * Чм баз : ВО баз) – (Вр баз * Чм баз : ВО баз) = (12*45:25) – (10*45:25) = 3,6

За счет изменения времени работы  пропускная способность увеличилась на 3,6

- влияние изменения  числа  посадочных мест:

(ВР отч * Чм отч : ВО баз) – (Вр отч * Чм баз : ВО баз) = (12*50:25) – (12*45:25) = 2,4

За счет  роста числа посадочных мест  пропускная способность  выросла на 2,4

- влияние изменения времени обслуживания:

(ВР отч * Чм отч : ВО отч) – (Вр отч * Чм отч : ВО баз) = (12*50:30) – (12*50:25) = -4

За  счет роста времени обслуживания пропускная способность уменьшилась на 4

Таким образом, совместное влияние факторов:

2,4+3,6-4 = 2

ПРОВЕРКА:

20-18= 2

ВЫВОДЫ

Пропускная способность кафе в отчетном году выросла на 2, в том числе за счет роста времени работы на 3,6, за счет роста  числа посадочных мест на 2,4, а за счет  роста  времени обслуживания уменьшилась на 4.

Задача 5

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

Провести анализ себестоимости  единицы продукции животноводства . Определить  влияние факторов  на изменение себестоимости 1 ц молока

Таблица 9

Исходные данные

Показатели

Базисный год

Отчетный год

Затраты на содержание животных, руб.

120500

135500

Количество животных (коров)

80

75

Продуктивность 1 коровы, ц

4,5

5

Себестоимость 1ц  молока, руб.

РЕШЕНИЕ

1. Себестоимость 1 ц определяется по формуле (29)

С = З : (П * К)                        (29) где    С – себестоимость 1 ц , руб.

         З – затраты на содержание коров, руб.

         К – количество коров

         П – производительность животных

2. В таблице 10 отражен расчет себестоимости и обозначения

Таблица 10

Расчет себестоимости 1 ц молока

Показатели

Обозначение

Базисный год

Обозначение

Отчетный год

Затраты на содержание животных, руб.

З баз

120500

З отч

135500

Количество животных (коров)

К баз

80

К отч

75

Продуктивность 1 коровы, ц

П баз

4,5

П отч

5

Себестоимость 1ц  молока, руб.

С баз

335

Сотч

361

3. Влияние факторов определим методом цепных подстановок:

- влияние изменения затрат:

(З отч : (П баз* К баз)) – (З баз – (П баз* К баз) = (135500:(4,5*80))- (120500 : (4,5*80)) = 42 (руб.)

В связи с  ростом затрат себестоимость выросла на 42 руб.

- влияние  изменения количества животных:

(З отч : (П отч* К баз)) – (З отч – (П баз* К баз) = (135500:(5*80))- (135500 : (4,5*80)) = -38 (руб.)

В связи со снижением количества животных себестоимость снизилась на 42 руб.

- влияние  изменения продуктивности:

(З отч : (П отч* К отч)) – (З отч – (П отч* К баз) = (135500:(5*85))- (135500 : (5*80)) = 23 (руб.)

В связи с ростом продуктивности животных себестоимость выросла  на 23 руб.

Общее влияние факторов:

42 – 38 + 23 = 27 (руб.)

ПРОВЕРКА:

361-335= 26 (руб.)

Таким образом, в целом себестоимость 1 ц молока выросла на 26 руб.

ВЫВОДЫ

В отчетном году себестоимость 1 ц молока выросла на 26 руб., в том числе за счет  роста затрат она выросла на 42 руб., за счет снижения количества животных она снизилась на 38 руб., за счет  роста продуктивности она  выросла на 23 руб.

Список литературы

1)    Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учеб. пособ.- М.: Финансы и статистика, 2002.- 456с.

2)    Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – 4-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 352 с.

3)    Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учеб. – М.: Инфра- М, 2003. – 392 с.

4)    Ефимова О.В. Финансовый анализ. - 3 изд., переаб., доп. – М.: Бух. учет, 2003. – 351 с.

5)               Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 344 с.

6)    Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 384 с.

7)    Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. – 2 изд., пераб., доп. – М.: Центр экономика и маркетинга, 2003. – 188 с.

8)    Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет: Прогнозирование финансового результата: Учебно- метод. пособ. –М.: Экзамен, 2002. – 319 с.

9)    Кошкина Г.М. Финансы предприятия: Тексты лекций. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2001. – 150 с.

10)                      Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: Задачи, деловые ситуации и тесты. – М.: Дело и сервис, 2002. – 111с.

11)          Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дькова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. –    471 с.

12)          Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность, -М.: ИКЦ. «Маркетинг», 2002.

13)                      Справочник финансиста предприятия/ Баранникова Н.П., Бурмистрова Л.А., Винслав Ю.Б. – 2 изд., доп., переаб. – М.: Инфра- М, 2002. – 558с.

14)                      Финансовый менеджмент: Теория и практика: Учеб./Под ред. Е.М. Стояновой. – М.: Перспектива, 2002. – 656 с.

15)                      Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 384 с.