5. Безопасность жизнедеятельности............................................................ 2
5.1. Безопасность рабочего процесса.................................................................................... 2
5.2. Анализ санитарно-бытовых условий............................................................................. 5
5.3. Анализ производственного травматизма и заболеваемости.................................. 11
5.3. Анализ условий труда на рабочем месте..................................................................... 13
5.4. Пожарная безопасность................................................................................................. 20
5.5. Экологическая безопасность окружающей среды...................................................... 25
5.6.Рекомендации по улучшению условий труда............................................................... 26
Литература................................................................................................... 28
5. Безопасность жизнедеятельности
5.1. Безопасность рабочего процесса
В настоящее время практически на всех рабочих местах установлены компьютеры, которые оказывают вредное воздействие на организм человека.
С точки зрения обеспечения условий труда и требований техники безопасности для работы оператора необходимо следующее: достаточное освещение экрана дисплея и рабочего места; полная техническая исправность оборудования, его электробезопасность; достаточная пожаробезопасность помещения; оптимальный микроклимат, способствующий продуктивной работе; соответствие рабочего места требованиям эргономики. К опасным и вредным факторам, воздействию которых подвергается оператор, можно отнести: возможность поражения электрическим током, при электронеисправности оборудования, нарушении заземления или техники безопасности; возникновение пожара; работа в микроклимате с недопустимыми параметрами; работа при недостаточной освещенности экрана дисплея и рабочего места; электромагнитное излучение; шум; ионизация воздуха.
Работа осуществляется в помещении, характеризуемом следующими параметрами: длина помещения равна 6 м, ширина – 4 м, площадь помещения – 24 м2, высота помещения равна 2,5м. На высоте одного метра от пола расположен оконный проем размером 1,5 ´ 1,7м с деревянными двойными рамами, застекленными оконным листовым стеклом. Окно прикрыто легкими шторами белого цвета. Потолок окрашен в белый цвет, стены покрыты светлыми однотонными обоями. Пол помещения покрыт темным линолеумом. В помещении на высоте 750мм размещена рабочая поверхность (2 стола). Размеры рабочей поверхности – 0,67 ´ 1,32м. На столах размещены одна ПЭВМ.
Помещение бухгалтерии предназначено для эффективной работы сотрудников и создания комфортных условий для посетителей. Основным процессом является проведение бесед с аудиторией в составе 1-2 человек.
Помещение относится к категории помещений без повышенной опасности поражения электрическим током. Физический доступ к токоведущим частям оборудования максимально затруднен для оператора. В этих условиях основной причиной возникновения данного опасного фактора является прикосновение к металлическим нетоковедущим частям (например, корпусу ПЭВМ), которые могут оказаться под напряжением в результате повреждения изоляции.
ПЭВМ, являющаяся основным источником поражения электрическим током, относится к электроустановкам напряжением до 1000В. Ее питание осуществляется от сети однофазного переменного тока напряжением 220В, током 6А и частотой 60Гц. В качестве интерфейса между сетью и ПЭВМ используется сетевой фильтр «Пилот». «Пилот» рассчитан на 220В, 10А, 50/60Гц, что соответствует параметрам сети. Мощность, потребляемая ПЭВМ не превышает 300Вт (Системный блок – не более 150Вт, Монитор – 80Вт, Принтер – 45Вт), что, по крайней мере, в 4 раза меньше той мощности, которую может обеспечить питающая сеть. Таким образом, интерфейс между ПЭВМ и сетью соответствует требованиям безопасности.
Для участка персональных компьютеров наиболее приемлемым вариантом является защитное заземление, т.к. корпуса компьютеров и периферии обычно выполнены не из токопроводящих материалов, а также имеются специальные клеммы для подключения заземления.
В соответствии с СанПиН 2.2.2.542-96, допустимое напряжение прикосновения не должно превышать 75В при продолжительности воздействия 0,7с. Этой продолжительности достаточно для сгорания плавкого предохранителя.
В целях обеспечения защиты от поражения электрическим током используется защитное заземление. Мощностные показатели соответствуют норме.
Участок ПЭВМ по пожарной опасности относится к категории пожароопасных и характеризуется тем, что в помещении находятся несгораемые вещества и материалы в холодном состоянии.
Данное помещение относится, в соответствии с СанПиН 2.2.2.542-96 к категории В – горючие и трудно горючие помещения, в которых в обращении находятся жидкости, твердые горючие (пластиковый корпус компьютера, деревянный стол, дверь, линолеум) и трудно горючие вещества (изоляция соединительных и силовых кабелей) и материалы, способные гореть только при взаимодействии с кислородом или друг с другом, при условии, что помещение, в которых они имеются не относится к категории А или Б. Исследуемое помещение находится в здании, выполненном из кирпича.
Системный блок и монитор ПЭВМ выполнены в закрытом исполнении.
Выполняемые в помещении работы относятся к категории легких работ с затратами энергии до 150Ккал/ч (172Дж/с), следовательно микроклимат в помещении должен соответствовать СанПиН 2.2.2.542-96. Помещение относится к категории с незначительными избытками явной теплоты (до 23,0Вт/м3).
Так как источников выделения вредных веществ в помещении нет, то местной вентиляции не требуется. Так как в помещении выполняются все оптимальные параметры микроклимата, то вред организму не причиняется.
Визуальные эргономические параметры ВДТ и пределы их изменений, в соответствии с СанПиН 2.2.2.542-96, представлены в табл. 1.
Таблица 1
Наименование параметров |
Пределы значений параметров |
|
миним. (не менее) |
макс. (не более) |
|
Яркость знака (яркость фона), кд/м2(измеренная в темноте) |
35 |
120 |
Внешняя освещенность экрана, лк |
100 |
250 |
Угловой размер знака, угл. Мин |
16 |
60 |
Практически все вышеуказанные рекомендации соблюдены, поэтому помещение и производственный процесс работающего с ПЭВМ полностью соответствуют требованиям безопасности жизнедеятельности, нормируемым СанПиН 2.2.2.542-96.
5.2. Анализ санитарно-бытовых условий
Помещение бухгалтерии находится на первом этаже Четырехэтажного административного здания, общая площадь занимаемого помещения 30 м2. Численность сотрудников 5 человек. Общая площадь на одного человека составляет 6 м2.
Экран монитора ЭВМ размещается на столе или на подставке так, чтобы расстояние наблюдения информации на его экране не превышало 700мм, оптимальное расстояние – 450-500мм, на рабочем месте специалиста это расстояние составило 550мм. Экран дисплея по высоте должен быть расположен на столе или подставке так, так, чтобы угол между нормалью к центру экрана и горизонтальной линией взора составлял 20 градусов.
Клавиатура размещается на столе или подставке так, чтобы высота по отношению к полу составляла 650-720 мм. На рабочем месте бухглатера клавиатура расположена на стандартном столе высотой 750 мм, поэтому используется кресло с регулируемой высотой сиденья. Клавиатуру рекомендуется размещать прямо перед специалистом или левее, если предполагается работа с документами и ведение записей. Клавиатуру, “мышь” следует располагать в оптимальной зоне – части пространства рабочего места, ограниченного дугами, описываемыми предплечьями при движении в локтевых суставах с опорой в точке локтя и с относительно неподвижным плечом. Эта зона составляет не более 300 - 400мм от точки опоры локтя специалиста. Кресло специалиста должно быть устойчивым. Его конструкция, размеры, форма, наклон сиденья и спинки должны позволять сидеть, выпрямившись, поддерживая тяжесть верхней части туловища не напряжением мышц спины, а путем опоры на спинку. Лучшей является квадратная форма сиденья со сторонами равными 400 мм, и с выемкой, соответствующей форме бедра. По возможности лучше применять сидения с подлокотниками, чтобы снимать напряжение с плечевого пояса.
Устройства документирования, ввода-вывода информации рекомендуется располагать справа от работника в зоне максимальной досягаемости.
Таблица 2
Параметры рабочего места
Нормируемая величина |
Значение |
||
Необходимое |
Фактическое |
||
Высота рабочей поверхности |
680-750 |
700 |
|
Высота сидения |
430 |
420 |
|
Расстояние от сидения до нижнего края рабочей поверхности |
150 |
200 |
|
Размеры пространства для ног: - высота - ширина - глубина |
600 500 650 |
600 517 680 |
|
Рекомендуемая ширина спинки 300 мм. Угол наклона спинки следует выбирать в зависимости от назначения кресла. При длительной работе за ПК (более 6 часов), если во время работы необходим отдых, целесообразно иметь возможность изменить по желанию специалиста угол наклона спинки стула, но не более чем на 45 градусов.
Устройства документирования, ввода-вывода информации рекомендуется располагать справа от работника в зоне максимальной досягаемости.
Схема помещения бухгалтерии представлена на рисунке 1.
Условные обозначения: 1 – стол бухгалтера-материалиаста, 2 - стол бухгалтера по учету труда заработной платы, 3 – стол кассира, 4 – стол бухгалтера расчетного отдела, 5 – оконный проем, 6 – стеллажи для книг, 7 – шкаф для документации; 8 – архив.
При проведении анализа соответствия рабочего места бухгалтера основным эргономическим требованиям было выявлено, что рабочее место соответствует данным параметрам. Итак, для обеспечения нормальных условий работы специалиста, в соответствии с нормативными требованиями, необходимо использовать данное число светильников указанной мощности для освещения рабочего помещения, а так же необходим грамотный подход, прежде всего к рабочим местам, к размещению и взаимному расположению отдельных технических средств в рабочей зоне. Это, прежде всего, заключается в оптимальном расположении различных приборов и вспомогательного оборудования, необходимого для поддержания рабочего процесса. Грамотный подход к планированию рабочего места увеличивает работоспособность коллектива и качество выполняемой работы, что способствует оздоровлению коллектива и уменьшению числа пропусков работы по причине болезни. Это позволяет также оптимизировать производственный процесс и улучшить результаты работы коллектива.
ГОСТ 12.1.005-88 [5] устанавливает нормы концентрация пыли в помещениях с ПЭВМ, которая не должна превышать 0.5 мг/мЗ, а в остальных помещениях - 2 мг/м3.
Для снижения пыли в помещении рекомендуется:
а) ежедневно перед началом работы проводить уборку помещения влажным способом и протирать экраны и корпус ПК;
б) в помещение, в котором установлены ПК находится только в сменной обуви;
в) в помещении необходимо предусмотреть шкаф с полками для хранения верхней одежды;
В здании имеется система канализации, присоединенная к городской сети.
В соответствии со СНиП П-92-86 сводный перечень профессий рабочих с указанием групп производственных процессов, необходимых санитарно-бытовых помещений и устройств приведен в таблице 3.
Таблица 3
Сводный перечень профессий
Наименование профессии |
Краткая характеристика процесса |
Группа |
Санитарно–бытовые помещения, устройства |
Руководитель |
Руководство процессами и работой с посетителями |
1А |
Сан. Узел Ком. Отдыха |
По числу находящихся в помещении определяем необходимый общий состав бытовых помещений. Число находящихся в помещении 3 человека. Односменный режим работы. Продолжительность смены 8 часов. Классификация санитарно-бытовых помещений и занимаемая ими площадь приведена в таблице 4.
Таблица 4
Классификация санитарно-бытовых помещений
Санитарно-бытовые помещения |
Площадь, м2 |
Уборные |
5 |
Комната отдыха |
6 |
Общая площадь |
11 |
Расчет общей площади санитарно-бытовых помещений
Sуб = a × b = 2,5х2 = 5 м2 (5.1)
Sкур = a × b = 3х2 = 6 м2 (5.2)
Sобщ = Sуб+Sкур м2 (5.3)
Sобщ = 5+6 = 11 м2
Санитарно-бытовые помещения соответствует СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания».
Гардеробные, душевые и умывальные не предусмотрены, так как в помещениях не протекает технологический процесс. В помещении есть шкаф для хранения верхней одежды.
Для санитарно-гигиенического обслуживания работников офиса предусмотрена 1 уборная, которая оборудована одной напольной чашей (ГОСТ 22847-77), размещенной в отдельной кабине с дверями, открывающимися наружу. Количество напольных чаш соответствует норме (5 человек на одну напольную чашу). В помещении уборной предусмотрен умывальник, вешалка для полотенец и полочка для мыла.
Количество умывальников - 1. По основным размерам умывальник имеет первую величину (ГОСТ 23759-79) – 100*300.
Таблица 5
Санитарно-технический паспорт
Фактор |
Ед. изм. |
Нормат. значения |
Факт. Значе-ния |
Нормативные документы |
|
1 |
3 |
4 |
5 |
|
|
Шум |
дБа |
75 |
55 |
ГОСТ 12.1-005-83 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 |
|
Вибрация |
ДБ |
92 |
- |
ГОСТ 12.1-012-78 СН 2.2.4*2.1.8.562-96 |
|
Запыленность |
мг/м3 |
6 |
- |
ГОСТ 12.1-005-88 |
|
Естеств. освещение |
КЕО |
1,5 – 1,9 |
1,7 |
СниППА9-71 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 |
|
Искусств. освещение |
лк |
300 |
400 |
СниППА9-71 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 |
|
Микроклимат |
|
||||
Температура |
оС |
17 – 25 |
22 – 24 |
ГОСТ 12.1-005-88 СанПиН 2.2.4.548-96 |
|
Влажность |
% |
15 – 75 |
50 |
ГОСТ 12.1-005-88 СанПиН 2.2.4.548-96 |
|
Скорость движения воздуха |
м/с |
0,1 – 0,3 |
0,03 – 0,04 |
ГОСТ 12.1-005-88 СанПиН 2.2.4.548-96 |
|
Заземление |
Ом |
4 |
3,0 |
ГОСТ 12.1.013-79 |
|
Пожаробезопасность |
Категория Степень огнестойкости |
В 2 |
ОНТП-24-86 |
Перечисленные факторы допустимы по своему нормативному значению и не вредят здоровью работников.
По СанПин 2.2.2.2/4.1340–03[16] пространственные и размерные соотношения между элементами рабочего места должны быть достаточными для:
размещения работающего человека с учетом его рабочих движений и перемещений согласно технологическому процессу;
расположения средств управления в пределах максимальной и минимальной границ моторного пространства;
оптимального обзора визуальной информации;
смены рабочей позы и рабочего положения;
ведения записей, работы с документами и приборами;
5.3. Анализ производственного травматизма и заболеваемости
Данные и показатели травматизма и заболеваемости в бухгалтерии предприятия представлены в табл. 6.
Таблица 6
Статистические данные и показатели травматизма и заболеваемости
№ п/п |
Данные и показатели по годам |
2000 год |
2001 год |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
1 |
Среднесписочное число работающих Р |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
2 |
Число несчастных случаев Nт |
– |
– |
– |
– |
– |
3 |
Число потерянных рабочих дней по травматизму Дт |
– |
– |
– |
– |
– |
4 |
Показатель частоты травматизма Пч.т. = Nn 103/Р × |
– |
– |
– |
– |
– |
5 |
Показатель тяжести травматизма Пт.т. = Дт/Nn |
– |
– |
– |
||
6 |
Показатель нетрудоспособности по травматизму Пн.т.=Дт 103/Р· |
|||||
7 |
Число общих заболеваний (без травм) Nз |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
8 |
Число потерянных рабочих дней по болезням (без травм) Дз |
12 |
4 |
5 |
5 |
2 |
9 |
Показатель тяжести заболеваний Пт.з. = Дз / Nз |
10 |
4 |
2,5 |
2,5 |
0,67 |
10 |
Показатель нетрудоспособности по заболеваемости Пн.з= Дз 103/Р × |
2400 |
800 |
1250 |
1250 |
500 |
Таким образом, показатель нетрудоспособности по заболеваемости в бухгалтерии предприятия к 2005 году сократился, одновременно уменьшилось число дней, потерянных по болезням. Показатель тяжести заболеваний также имеет тенденцию к снижению.
Проанализируем структуру заболеваний в бухгалтерии предприятия.
Таблица 7
Структура заболеваний
Вид заболеваний |
Рабочее место, профессия |
Возраст |
Данные по годам |
|||||||||
2000 год |
2001 год |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
||||||||
К |
П |
К |
П |
К |
П |
К |
П |
К |
П |
|||
Грипп |
Бухгалтер-материалист |
26 |
1 |
50 |
1 |
100 |
1 |
|||||
ОРЗ |
Кассир |
35 |
1 |
50 |
1 |
50 |
||||||
Бухгалтер-расчетчик |
41 |
1 |
50 |
|||||||||
Бухгалтер по з/плате |
38 |
2 |
100 |
2 |
100 |
К – количество заболеваний за год;
П – относительные потери рабочих дней по данному виду заболеваний (% от общей нетрудоспособности по заболеваемости за год).
Графически динамику заболеваний можно представить следующим образом (рис. 2).
Рис. 2. Динамика заболеваний в бухгалтерии ООО «Партнеръ-Плюс»
Таким образом, основным видом заболеваний на предприятии является грипп и ОРЗ. На протяжении всего анализируемого периода данными болезнями переболели все работники бухгалтерии. В результате заболеваний в 2000 году было потеряно 12 рабочих дней, а к 2005 году данный показатель сократился до 2 дней, что является положительным моментом в работе данного структурного подразделения предприятия.
С целью снижения риска заболеваемости необходимо в первую очередь проводить ликвидацию сквозняков, установить обогреватели в зимнее время года, проводить вакцинации сотрудников (по желанию).
5.3. Анализ условий труда на рабочем месте
Шум и вибрация.
Одним из наиболее распространенных факторов внешней среды, неблагоприятно воздействующих на организм человека, является шум.
В помещении могут находиться следующие источники шума: электродвигатели внутреннего вентилятора миниЭВМ; работающий принтер; работающие дисководы. Шум, производимый вентилятором можно классифицировать как постоянный, все остальные источники шума, как импульсивные. Уровень звука в помещении должен соответствовать требованиям СанПиН 2.2.2.542-96.
Нормирование шума осуществляется по СанПиН 2.2.2.542-96. Суммарный уровень шума, получаемый в результате наложения звуковых волн друг на друга не должен превышать 50дБА.
Шум более 100 дб разрушает слуховой аппарат. Создается как внутренними источниками: оборудованием для кондиционирования воздуха, вентиляторах систем охлаждения, так и внешними - проникающими в помещение извне.
Помещение построено в соответствии с требованиями СН 2.2.4/2.1.18.562-96. Стены и потолок кабинета покрыты звукопоглощающими материалами, с максимальными коэффициентами звукопоглощения в области частот 63 - 8000 гц, а также звукопоглащающими являются однотонные занавеси из плотной ткани. Можно отметить рациональное размещение кабинета, находящегося далеко от внешних источников шума и использование оптимальных режимов труда и отдыха.
Для улучшения акустических характеристик помещения, следует применять следующие меры: подавлять шум или звуки, присутствие которых не желательно, а также равномерно распределять звуковую энергию, чтобы уровень звукового давления не превышал допустимого уровня.
Реальный уровень шума не превышает указанной величины и составляет 55дБА, что удовлетворяет требованиям СН 2.2.4/2.1.8.562-96.
Запыленность и загазованность.
Загрязненность воздуха значительно снижает бесперебойную и надежную работу технических средств.
Перемещающаяся в пространстве пыль обладает электрическим зарядом и прилипает к любой поверхности. Под ее воздействием изменяются физические характеристики материалов носителей информации, пылинки могут вызвать неполадки в накопителях на дисках и других устройствах. Пыль, имеющая в своем составе сильный электролит , поглощает большое количество влаги из воздуха, и при этом на поверхности элементов может образоваться пленка из электролитического раствора, снижающая работоспособность.
Поэтому воздух, поступающий в помещение не превышает предельно допустимую концентрацию пыли.
Для поддержания допустимых норм запыленности использованы строительные, изоляционные и отделочные материалы, которые не выделяют пыль. Каждый день в помещении делается влажная уборка, что снижает вероятность накопления пыли. Вентиляция должна создавать на рабочих места, в рабочей и обслуживаемой зонах помещений метеорологические условия и чистоту воздушной среды, соответствующие действующим санитарным нормам.
Основными источниками пыли в офисе является:
– пыль органического происхождения (бумажная). фактическое значение – 0,4 мг/м3;
– пыль смешанная – органического и неорганического происхождения (пыль с улицы при естественной вентиляции). Фактическое значение – 0,6 мг/м3.
Запыленность помещения: 0,4+0,6 = 1 мг/м3, ПДК – 6 мг/м3.
Запыленность помещения соответствует норме.
Для снижения пыли в помещении рекомендуется:
а) ежедневно перед началом работы проводить уборку помещения влажным способом и протирать экраны и корпус аппаратуры;
б) в помещении необходимо предусмотреть шкаф для хранения верхней одежды;
Все вещества в помещении находятся в пределах допустимой нормы и не превышают ПДК
Освещение
Освещение на предприятиях нормируется в соответствии со СНиП 23-05-95.
Рабочие места расположены таким образом, чтобы свет падал слева. Для работ высокой точности, когда наименьший размер объекта различения равен 0.3 – 0.5 мм, нормами установлен коэффициент естественной освещенности (КЕО) на уровне 300-500 люкс. Ln= 1.6 В качестве источников света используются люминесцентные лампы мощностью 40 Вт, или энергоэкономичные лампы мощностью до 250 Вт типа ЛБ.
Расчет естественного освещения (1):
So = Sn*Ln*Kз*No*Kзз/100*To*T, (4)
где So - площадь световых потолков;
Sn - площадь пола помещения, равна 24 кв.м.;
Ln - коэффициент естественной освещенности, равен 1,6;
Kз - коэффициент запаса, равен 1,7;
No - световая характеристика окон, равна 1;
Kзз - коэффициент, учитывающий затмение окон противостоящими зданиями, равен 1,2;
То - общий коэффициент светопропускания, равен 0,48;
Т – коэффициент отражения от поверхности помещения, равен 1,2.
Значения коэффициентов взяты в СниП 23.05-95 [14].
В результате произведенных расчетов требуемая площадь световых проемов окон So = 1,4 кв.м. Реальная площадь проемов в помещении 1,8 кв.м., что превышает минимально допустимую площадь световых проемов и является достаточным в светлое время суток.
Расчет искусственного освещения
Расчёт системы освещения производится методом коэффициента использования светового потока, который выражается отношением светового потока, падающего на расчётную поверхность, к суммарному потоку всех ламп. Его величина зависит от характеристик светильника, размеров помещения, окраски стен и потолка, характеризуемой коэффициентами отражения стен и потолка.
Общий световой поток определяется по формуле (5):
Fобщ = Ln*S*z1*z2/h (5)
где Ln – необходимая освещённость рабочего места по норме (Ln 300 лк);
S – площадь помещения, м2;
z1 – коэффициент запаса, который учитывает износ и загрязнение светильников (z1=1.5);
z2 – коэффициент, учитывающий неравномерность освещения (z2=1.1);
h- коэффициент использования светового потока выбирается из таблиц в зависимости от типа светильника, размеров помещения, коэффициентов отражения стен и потолка помещения.
Площадь помещения равна 24 кв.м.
Коэффициент отражения побелённого потолка Rп=70%; коэффициент отражения от стен, окрашенных в светлую краску Rст=50%; тогда коэффициент использования светового потока (6):
=0.7, (6)
где hП – высота помещения = 3.5 м. По таблице для люминесцентных ламп I =0.7 h =0.38.
Определяем общий световой поток:
Fобщ =31263.2 лм
Наиболее приемлемыми для офисного помещения являются люминесцентные лампы ЛБ (белого света) или ЛТБ (тёпло-белого света), мощностью 20, 40 или 80 Вт.
Световой поток одной лампы ЛТБ 40 составляет F1=3100 лм, следовательно, для получения светового потока Fобщ=31263.2 лм необходимо N ламп, число которых можно определить по формуле (4):
(7)
Подставим значения, полученные выше:
N = 10ламп.
Таким образом, необходимо установить 10 ламп ЛТБ40.
Электрическая мощность всей осветительной системы вычисляется по формуле(5):
, (8)
где P1 – мощность одной лампы = 40 Вт, N – число ламп = 10.
Робщ = 40*10 = 400 Вт
Для обеспечения нормальных условий торговых работников, в соответствии с нормативными требованиями необходимо использовать данное число светильников указанной мощности. Для исключения засветки экранов дисплеев прямыми световыми потоками светильники общего освещения располагают сбоку от рабочего места, параллельно линии зрения специалиста и стене с окном. Такое размещение светильников позволяет производить их последовательное включение в зависимости от величины естественной освещённости и исключает раздражение глаз чередующимися полосами света и тени, возникающее при поперечном расположении светильников.
Микроклимат
В помещениях с длительным пребыванием людей и в помещениях, где требуется поддержание определенной температуры в холодный период года, устраиваются отопительные системы. Системы отопления должны отвечать требованиям действующих санитарных норм, строительных норм и стандартов ССТБ. Теплоснабжение отдельных зданий или групп зданий, оборудуемых системами центрального отопления, предусматривается от тепловой сети.
Микроклимат помещения определен по ГОСТ 12.1.005-88 [5]
Все параметры поддерживаются в соответствии с требованиями «Санитарные нормы микроклимата производственных помещений» № 4088-86 от 31.03.86.
Электробезопасность
В соответствии с ГОСТ 12.1.006-84 [3] электромагнитное поле высокой частоты характеризуется напряженностью электрического и магнитного полей и энергетической нагрузкой, которая определяется, как произведение квадрата напряженности на время воздействия. Превышение допустимых уровней воздействия электромагнитного поля высокой частоты приводит к профессиональным заболеваниям - лейкемии, функциональное расстройство нервной системы, нарушение репродуктивных функций.
По СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 [16] нормируемыми параметрами в диапазоне частот 60 кГц – 300 МГц являются напряженность электрического поля. В диапазоне частот 5 Гц-2 кГц составляет 25 В/м а плотность магнитного потока составляет 250 нТл. Напряженность электростатического поля на рабочем месте с телеаппаратурой установлена не более 20 кВт/м.
Защита от электромагнитных полей: соблюдение режимов труда и отдыха, поддержание параметров микроклимата на допустимом уровне, проведение ежедневной влажной уборки и систематическое проветривание .
Источником питающего напряжения является сеть переменного тока с напряжением 220В. Значение силы тока, проходящего через организм человека, зависит от напряжения, под которым находится человек и от сопротивления участка тела, к которому приложено это напряжение. Учитывая, что большинство поражений происходит при напряжении 127, 220 и 380 в, а пробой кожи начинается при напряжении 40-50, в РФ в качестве безопасного напряжения приняты 42 В переменного и 110 В постоянного тока.
Электрический ток может оказывать термическое, электролитическое и биологическое действие, в результате которого происходит разогрев организма, и возникают ожоги участков тела, разлагается кровь и другие органические жидкости в организме. Биологическое воздействие проявляется в возбуждении и раздражении тканей, непроизвольном судорожном сокращении мышц.
Помещение бухгалтерии оборудовано защитным заземлением в соответствии с техническими требованиями по эксплуатации теле-, видео- и радиоаппаратуры. Установлены защитные розетки на 220 V. Кабинет расположен вдали от технологического оборудования, которое может создавать помехи в работе технических средств.
5.4. Пожарная безопасность
В соответствии с ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ» пожарная безопасность объекта должна обеспечиваться системой предотвращения пожара, системой противопожарной защиты, организационно-техническими мероприятиями.
Пожарная опасность производственных помещений определяется особенностями выполняемого в них технологического процесса. Для данного помещения категория взрывоопасности пожарной опасности – В, так как используются трудногорючие твердые вещества и материалы, а так же вещества и материалы, способные при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или другом только гореть.
Помещение оборудовано огнетушителями, также в коридоре находится разъем для подсоединения пожарного шланга. В коридоре находится щит с находящимся на нем комплектом противопожарного оборудования (багор, ведро, топор, лом). Помещение оборудовано противопожарной сигнализацией, планируется установка системы пожаротушения.
Работа сотрудников бухгалтерии ведется в помещении, соответствующем категории Д пожарной безопасности НПБ 105-03.
Пожарная безопасность помещений и сооружений регламентируется СниП 21-01-97.
В процессе эксплуатации следует:
- Обеспечить содержание здания и работоспособность средств его противопожарной защиты в соответствии с требованиями и технической документации;
- Обеспечить выполнение правил пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке;
- При проведении ремонтных работ не допускать применение конструкций и материалов, не отвечающих требованиям действующих норм;
- Администрация должна разработать специальные организационные мероприятия по предотвращению пожара и эвакуации людей при пожаре;
Типы и виды исполнения электропроводок
Марка проводов и кабелей, вид выполнения электропроводки и способ ее выполнения описаны в таблице 8.
Таблица 8
Типы и виды исполнения электропроводок
Класс пожаро-опасности |
Марка кабеля |
Вид электропроводки и способ выполнения |
1 |
2 |
3 |
В |
ВВГнг-3х2,5 |
Скрытая: проложена в стенах и заштукатурена. Кабели должны быть удалены от мест скопления горючих материалов и не должны подвергаться механическим воздействиям. Открытая прокладка проводов по деревянным неоштукатуренным стенам и подшивке (потолочной или крышевой) не допускается. Скрытая, в трубах изоляционных с металлической оболочкой и стальных |
Данные по пожарной профилактике офиса представлены в таблице 9.
Таблица 9
Состояние объекта по пожарной безопасности
Объект |
Категория пожарной опасности по ОНТП 24-86 |
Степень огнестойкости |
Первичные средства пожаротушения |
Класс пожарной опасности |
|
||||||
ОУ-2 |
ОХП-10 |
|
|||||||||
факт |
норма |
факт |
норма |
факт |
норма |
||||||
Бухгал-терия |
В |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
|||
Состояние объекта по пожарной безопасности не превышают нормативные показатели. Перечень первичных средств пожаротушения: огнетушитель ОУ-5, ОХП-10. Для сообщения в пожарную часть на случай пожара или возгорания имеется телефон.
Расчетный расход воды на внутреннее пожаротушение
(9)
где q - расход воды на одну струю, л/с;
n - число струй;
t - время тушения пожара, мин; t = 10 мин.
Расчетный расход воды на наружное пожаротушение:
(10)
где q - расход воды на один пожар, л/с;
n - расчетное количество одновременных пожаров
n = 1 при площади здания до 150 га;
Т - продолжительность тушения пожара, Т = 3 часа
(11)
Пожарная связь и сигнализация играют важную роль в мероприятиях по предупреждению пожаров, способствуют своевременному их обнаружению и вызову пожарных подразделений на место возникшего пожара, а также обеспечивают управление и оперативное руководство работами на пожаре. Проводится ежемесячный осмотр электроприборов, розеток, выключателей, изоляции проводов. Желательно установить систему пожаротушения в местах хранения ценных документов. Эта система выпрыскивания пены при достижении определенной температуры и задымленности. Противопожарная сигнализация установлена. Также для предотвращения пожара проводится инструктаж сотрудников по пожаробезопасности.
Степень огнестойкости строительных конструкций
По СниП 21-01-97 мероприятия по противопожарной защите зданий предусматриваются с учетом технического оснащения пожарных подразделений и их расположения. Степень огнестойкости зданий и сооружений зависит от сопротивляемости материалов зданий к огню. По огнестойкости здание имеет I - II степень огнестойкости, и по категориям пожароопасности производство относится к категории Д. Ориентировочное время развития пожара до полного охвата здания огнем: для зданий и сооружений I и II степени – не более 2ч.
Анализ возможных чрезвычайных ситуаций
В современных городах из-за высокой плотности застройки административное здание с расположенной в ней бухгалтерии может оказаться вблизи одного из опасных промышленных предприятий, таких как:
– нефтеперерабатывающий завод;
– газоперекачивающая станция;
– ТЭЦ;
В зависимости от мощности взрыва и вызванных им разрушений в административном здании может развиться пожарная обстановка.
Согласно НПБ 105-03 защита людей на путях эвакуации обеспечивается комплексом объемно-планировочных, эргономических, конструктивных, инженерно-технических и организационных мероприятий.
Эвакуационные пути в пределах помещения должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей через эвакуационные выходы из данного помещения без учета применяемых в нем средств пожара тушения и противодымной защиты.
Число эвакуационных выходов с этажа должно быть не менее двух, число эвакуационных выходов из здания должно быть не менее числа эвакуационных выходов с любого этажа здания. Каждый из выходов должен обеспечивать безопасную эвакуацию всех людей, находящихся в помещении. Двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей и лестничных клеток не должны иметь запоров, препятствующих их свободному открыванию изнутри без ключа.
Рабочее место руководителя располагается в многоэтажном административном здании с небольшой площадью остекления, степень огнестойкости здания I – II категории. Основные элементы выполнены из несгораемых материалов, а несущие конструкции обладают повышенной сопротивляемостью к воздействию огня, имеется два выхода. Имеется система централизованного оповещения людей о пожаре. Установлены датчики высокой чувствительности, реагирующие на превышение нормы температуры и давления. Двери на путях эвакуации выполнены открывающимися в сторону выхода из здания, есть указатели эвакуационных выходов, пути эвакуации свободны, имеются средства пожаротушения (огнетушители углекислотные СО2 ОУ-5).
В данном помещении все меры по противопожарной безопасности соблюдены.
5.5. Экологическая безопасность окружающей среды
В силу специфических технологических процессов выделяется следующие отходы [62] показанные в таблице 5.7.
Согласно ГОСТ 17.2.3.02-78 все отходы утилизируются согласно заключенным договорам с предприятиями, имеющими лицензию по коду 001.
В здании имеется система канализации, присоединенная к городской сети. В соответствии с ГОСТ 24.525.4-80 твердые нетоксичные и бытовые отходы вывозятся за черту города и утилизируются. Участок свалки окружен сельскохозяйственными полями и сосновым лесом.
Таблица 10
Количество отходов производства и потребления
№ п\п |
Код отхода |
Наименование отхода |
Ед. изм. |
Класс токсичности |
Образовано отходов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
39109 |
Лампы ртуть содержащие |
шт |
1 |
15 |
5 |
91101 |
Мусор бытовой от населения (ТБО) |
т |
н |
6 |
Свалка обвалована по всей территории грунтом. Наличие систем защиты подземных поверхностных вод, окружающих территории от загрязнения, определено в ходе проведенных гидрогеологических исследований и сделаны выводы о том, что категория защищенности грунтовых вод будет очень высокой, т. к. зеркало грунтовых вод располагается на глубине не менее 30 м, а зона аэрации сложена суглинками с низкими коэффициентами фильтрации. Предусмотрена дренажная система и полоса безопасности от пожара.
5.6.Рекомендации по улучшению условий труда
Система управления охраной труда на предприятии, предназначена для реализации организацией своей политики и задач в области охраны труда, выявление и оценка рисков, а затем планирование и выполнение в первую очередь тех мероприятий, которые максимально влияют на уровень промышленной безопасности и охраны труда, оптимизировать затраты предприятия на безопасность. Главной целью охраны труда на предприятии следует считать предотвращение аварийных ситуаций, а также снижение уровня производственного травматизма и аварийности, обеспечение безопасности и охраны здоровья работников в процессе производственной деятельности.
Мероприятия по предотвращению пожара:
– для отопления помещения использовать только центральное водяное отопление,
– двери в помещение выполнены из ДВП, пропитанного огнестойким составом,
– для хранения магнитных носителей использовать несгораемый металлический шкаф.
Так же соблюдаются дополнительные организационные меры, такие как: запрет на курение в данном помещении, в помещении установлен телефонный аппарат для быстрого вызова пожарной службы, существует физическая доступность (отсутствие нагромождений) розеток для ручного отключения питания ПЭВМ.
Анализируя санитарно-гигиенические нормы и правила работы с вычислительной техникой, можно составить ряд рекомендаций по оптимизации труда операторов ПЭВМ. Основными направлениями оптимизации являются:
– рациональное размещение техники в помещении, учет освещенности и удобства организации рабочего места;
– внимание к организации режимов труда и отдыха, создание микроклимата в помещении и благоприятного психологического климата в коллективе;
– обязательное соблюдение требований техники безопасности и охраны труда на рабочем месте;
– полное информирование оператора об его правах и обязанностях, о профзаболеваниях и их симптомах, возникающих при нарушении рекомендаций, правил и мер предосторожности.
Выполнение этих рекомендаций позволит повысить работоспособность, предупредить развитие функциональных расстройств, снизить общую заболеваемость.
В целях соответствия освещенности рабочей поверхности СанПиН 2.2.2.542-96, рекомендуется использовать светильник типа НПБ 17-3х300-005-УЗ и лампы накаливания одного из следующих типов: Б 215-225-150, Г 215-225-150.
При условии соблюдения этих рекомендаций освещенность соответствует требованиям ГОСТ. Для удобства работы с компьютером пользователь может расположить настольную лампу с одной лампой накаливания мощностью 60-100Вт.
Рекомендуется делать регулярные перерывы в работе для отдыха, самомассажа, гимнастики рук и глаз. Рабочее место должно быть организовано так, чтобы можно было выполнять работу в нескольких положениях (например, со спинкой кресла, отклоненной немного назад или вперед).
Литература
1. ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ. Организация обучения работающих безопасности труда. Общие положения.
2. ГОСТ 12.2.032-78. ССБТ. Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования.
3. ГОСТ 12.0.003-74 ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация.
4. ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ. Воздух рабочей зоны. Общие санитарно-гигиенические требования.
5. ГОСТ 12.1.007-88 ССБТ. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности.
6. СанПиН 2.2.4.548-96. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений М.: Госкомсанэпиднадзор России, 1996.-21 с.
7. СНиП 23-05-95. Естественное и искусственное освещение. Минстрой России. 1995 г.
8. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03. Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению в жилых и общественных зданиях.
9. ГОСТ 12.1.003-83 ССБТ. Шум. Общие требования безопасности.
10. СН 2.2.4/2.1.8.562-96. Шум на рабочих местах, в жилых помещениях, общественных зданий и на территории жилой застройки.
11. ГОСТ 12.1.012-90 ССБТ. Вибрационная безопасность. Общие требования.
12. СН 2.2.4/2.1.8.566-96. Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданиях.
13. ГОСТ 12.2.003-91 ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности.
14. СанПиН 2.2.2.542-96. Гигиенические требования к видеодисплейным терминам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работ. – М.: Госкомсанэпиднадзор России, 1996.- 65 с.
15. ГОСТ 12.1.004-85 ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования.
16. СНиП 2.01.02-85. Противопожарные нормы. Госстрой СССР.
17. НПБ-105-03. Нормы пожарной безопасности. Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности. Мин ЧС РФ.- 2003.