СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность депутатских объединений и фракций……………………......5
1.1. Понятие и правовой статус фракций и депутатских объединений…………..5
1.2. Формирование депутатских объединений…………………………………….7
1.3. Значение депутатских объединений в деятельности представительного органа власти………………………………………………………………………..11
Глава 2. Депутатские объединения и фракции Государственной Думы………14
2.1. Депутатские объединения и фракции Государственной Думы: особенности и мотивы их формирования………………………………………………………..14
2.2. Современные депутатские объединения Государственной Думы…………24
Заключение………………………………………………………………………...27
Список использованной литературы…………………………………………..28
Введение
Депутатские объединения являются неотъемлемым, необходимым и существенным элементом любого представительного органа власти, любого парламента. Депутаты, представляющие различные социальные группы, различные партии, отражающие многообразие настроений и мнений народа, объединяются во фракции или группы для того, чтоб вести совместную работу, проводить совместные действия по отстаиванию своих интересов, интересов своих избирателей, партий, движений, предвыборных объединений, регионов
В Государственной Думе создаются депутатские объединения: депутатские фракции и депутатские группы. Под депутатской фракцией понимается депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по федеральному избирательному округу, а также из депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным округам и пожелавших участвовать в работе данной депутатской фракции. Депутатские фракции подлежат регистрации.
Депутатскими объединениями являются фракции и депутатские группы. Депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по федеральному избирательному округу, а также из депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным округам и пожелавших участвовать в работе данного депутатского объединения, именуется фракцией и подлежит регистрации. Регламент Государственной Думы, утвержденный постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Тема данной курсовой работы – «Фракции и депутатские объединения: роль и значение в деятельности Государственной Думы» – актуальна в силу того, что, во-первых, для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, ее депутаты образуют депутатские объединения - фракции и депутатские группы, во-вторых, фракции и депутатские группы осуществляют подбор и расстановку кадров своего аппарата, руководство и контроль за их деятельностью, а также определяют служебные обязанности сотрудников аппарата в соответствии с заключенными с ними трудовыми договорами (контрактами), в-третьих, Государственная Дума формирует комитеты на основе принципа пропорционального представительства фракций и групп депутатов.
Целью данной работы является описать сущность фракций и депутатских объединений: роль и значение в деятельности Государственной Думы.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:
1. показывается понятие и правовой статус фракций и депутатских объединений;
2. рассматриваются депутатские объединения и фракции Государственной Думы: особенности и мотивы их формирования;
3. описываются современные депутатские объединения Государственной Думы.
Работа состоит из Введения, двух Глав, Заключения и Списка использованной литературы.
В Главе 1 – Сущность депутатских объединений и фракций – решается первая из поставленных выше промежуточных задач, а именно: показывается понятие и правовой статус фракций и депутатских объединений.
В Главе 2 – Депутатские объединения и фракции Государственной Думы – решается вторая и третья из промежуточных задач, а именно: рассматриваются депутатские объединения и фракции Государственной Думы: особенности и мотивы их формирования и описываются современные депутатские объединения Государственной Думы.
В Заключении делаются основные выводы по работе.
Глава 1. Сущность депутатских объединений и фракций
1.1. Понятие и правовой статус фракций и депутатских объединений
Депутатскими объединениями являются фракции и депутатские группы. Депутатское объединение в Государственной Думе, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по общефедеральному избирательному округу и одномандатным избирательным округам, именуется фракцией и подлежит регистрации.
Депутаты, не вошедшие во фракции, вправе образовать депутатские группы. Регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 35 депутатов Государственной Думы. 1
Фракции и депутатские группы обладают равными правами.
Объединения депутатов Государственной Думы, не зарегистрированные в соответствии с настоящим Регламентом, не пользуются правами фракции или депутатской группы. Депутаты Государственной Думы, не вошедшие ни в одно из депутатских объединений при их регистрации, в дальнейшем могут войти в любое из них с согласия его членов. Депутат Государственной Думы вправе состоять только в одном депутатском объединении. Подача заявления депутатом о вступлении в депутатское объединение делает недействительным его предыдущее заявление о вступлении в иное депутатское объединение.
Внутренняя деятельность депутатских объединений организуется ими самостоятельно. В Государственной Думе создаются депутатские объединения: депутатские фракции и депутатские группы. Под депутатской фракцией понимается депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по федеральному избирательному округу, а также из депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным округам и пожелавших участвовать в работе данной депутатской фракции.
Депутатские фракции подлежат регистрации. Депутаты. не вошедшие во фракции, вправе образовать депутатские группы. Регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 35 депутатов Государственной Думы.
Фракции и депутатские группы обладают равными правами. Депутат Государственной Думы вправе состоять только в одном депутатской объединении.
Основными структурными подразделениями Государственной Думы являются комитеты. Комитеты Государственной Думы по вопросам. отнесенным к их ведению: осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Государственной Думой; осуществляют подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступивших на рассмотрение Государственной Думы; в соответствии с решениями палаты подготавливают запросы в Конституционный Суд Российской Федерации; организуют проводимые Государственной Думой парламентские слушания; дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета; решают вопросы организации своей деятельности. Государственная Дума образует комитеты: по законодательству и судебно-правовой реформе; по труду и социальной политике; по делам ветеранов; по туризму и спорту; и др.
Комитеты Государственной Думы образуются на срок полномочий Государственной Думы данного созыва.
Рабочими органами Государственной Думы являются также комиссии. В отличие от комитетов - постоянно действующих органов палаты - деятельность комиссий ограничена определенным сроком или конкретной задачей, по мере выполнения которой они прекращают свою деятельность. Государственная Дума образует следующие комиссии: мандатную, по этике, для дачи заключения предусмотренного ч. 2 ст. 93 Конституции РФ, и другие. Мандатная комиссия Государственной Думы образуется на срок полномочий Государственной Думы данного созыва и имеет статус комитета.
1.2. Формирование депутатских объединений
Депутаты Совета вправе образовывать добровольные депутатские объединения – фракции и группы – на основе свободного волеизъявления.
Депутатское объединение, сформированное по инициативе депутатов, избранных по единому общегородскому избирательному округу, а также депутатов, пожелавших участвовать в работе данного депутатского объединения, именуется фракцией. Депутат Совета имеет право вступления во фракцию независимо от принадлежности к избирательным объединениям. 1
Депутаты Совета вправе образовывать депутатские группы по профессиональному, территориальному и другим принципам.
Депутаты Совета, не вошедшие ни в одно из депутатских объединений либо выбывшие из депутатского объединения, в дальнейшем могут войти в любое из них на основании решения большинства от общего числа членов депутатского объединения. Депутат Совета не может состоять одновременно в нескольких депутатских объединениях.
Учет депутатских объединений осуществляет председатель Совета в течение трех рабочих дней cо дня подачи председателю Совета следующих документов:
а) письменного уведомления координатора депутатского объединения об образовании депутатского объединения;
б) протокола собрания депутатов Совета о формировании депутатского объединения, содержащего сведения о наименовании депутатского объединения, составе, а также о лицах, уполномоченных представлять интересы объединения на заседаниях Совета, в отношениях с населением, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и общественными объединениями;
в) письменного сообщения территориальной избирательной комиссии о результатах выборов депутатов Совета по единому общегородскому избирательному округу от соответствующего объединения (для регистрации фракций).
Председатель Совета информирует о создании депутатского объединения на ближайшем заседании Совета. Информация о создании депутатского объединения подлежит опубликованию в муниципальных средствах массовой информации.
Депутат Совета входит в состав депутатского объединения на основании решения большинства от общего числа членов депутатского объединения по его письменному заявлению. Датой вхождения депутата в депутатское объединение считается день принятия решения объединением о его принятии.
Депутат Совета вправе выйти из состава депутатского объединения, подав письменное заявление об этом координатору соответствующего депутатского объединения. Датой выхода депутата из депутатского объединения считается день подачи соответствующего заявления.
Депутат может быть выведен из состава депутатского объединения на основании решения двух третей от общего числа членов депутатского объединения об исключении его из депутатского объединения. Датой вывода депутата из состава депутатского объединения считается день принятия соответствующего решения.
Депутатское объединение вправе принять решение о самороспуске. Решение о самороспуске принимается двумя третями от общего числа членов депутатского объединения.
Депутатские объединения обязаны представлять председателю Совета сведения о любом изменении в своем составе и самороспуске в течение трех дней с момента изменения состава или самороспуска.
Внутренняя деятельность депутатского объединения организуется им самостоятельно. Организацию деятельности депутатского объединения осуществляет его координатор, избираемый большинством голосов от общего числа членов депутатского объединения.
Для регистрации депутатского объединения во Временный секретариат Государственной Думы направляется письменное уведомление о создании фракции или депутатской группы, ее целях, составе, а также о лицах, уполномоченных выступать от имени фракции или депутатской группы и представлять ее на заседаниях палаты, в государственных органах и общественных объединениях. 1 Временный секретариат Государственной Думы предоставляет палате, средствам массовой информации сведения о составе фракций и депутатских групп. Депутатские объединения информируют Председателя Государственной Думы, Совет Государственной Думы о своих решениях. После прекращения полномочий Временного секретариата Государственной Думы регистрация депутатских объединений осуществляется Комитетом Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы. Согласно регламенту «для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, депутаты Государственной Думы образуют фракции и депутатские группы в Государственной Думе (депутатские объединения)». Согласно статье 16 Регламента Государственной Думы депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по федеральному избирательному округу, а также из депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным округам и пожелавших участвовать в работе данного депутатского объединения, именуется фракцией и подлежит регистрации независимо от числа ее членов. Депутаты Государственной Думы, не вошедшие во фракции, вправе создавать депутатские группы. Регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 35 депутатов Государственной Думы. Внутренняя деятельность депутатских объединений организуется ими самостоятельно. Регистрацию фракции осуществляет Временный секретариат Государственной Думы на основании сообщения Центризбиркома РФ о результатах выборов депутатов Государственной Думы по федеральному избирательному округу от соответствующего избирательного объединения; письменного уведомления руководителя фракции об образовании фракции; протокола организационного собрания фракции и письменных заявлений депутатов Государственной Думы о вхождении во фракцию. Регистрация депутатской группы осуществляется на основании письменного уведомления руководителя депутатской группы об образовании депутатской группы; протокола организационного собрания депутатской группы и письменных заявлений депутатов Государственной Думы о вхождении в депутатскую группу. В случае, если число членов депутатской группы, становится менее 35, то по истечении месяца со дня установления комитетом Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы этого факта деятельность соответствующей депутатской группы считается прекращенной. После окончания работы Временного Секретариата изменения числа депутатских объединений в Государственной Думе в ходе созыва регистрирует комитет по регламенту и организации работы Государственной Думы. Именно по предложению фракций и депутатских групп избираются председатели и заместители председателей комитетов Государственной Думы. Таким образом, независимый депутат может получить тот или иной пост только, если его выдвинет какая-нибудь фракция или группа. Закон не ограничивает прав депутата переходить из одного депутатского объединения в другое, независимо от того, по списку какого избирательного объединения он избран. В результате часто депутаты избранные от одного избирательного объединения, в ходе созыва выходят из него и вступают в иные депутатские объединения, особенно часто это происходило с депутатами избранными от КПРФ и ЛДПР. В Государственной Думе неоднократно возникали предложения о введении «императивного мандата» права избирательного объединения отзывать из Думы депутатов, избранных по его федеральном списку, однако ни один проект, направленный на реализацию этих предложений не был принят.
1.3. Значение депутатских объединений в деятельности представительного органа власти
Порядок деятельности Государственной Думы определяется Конституцией Российской Федерации и Регламентом Государственной Думы.
Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, ее депутаты образуют депутатские объединения — фракции и депутатские группы. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя, первого заместителя и заместителей Председателя. Вопрос о числе заместителей Председателя решается Государственной Думой. Кандидатуры на должность Председателя Государственной Думы и его заместителей вправе выдвигать фракции, депутатские группы и депутаты. Председатель Государственной Думы и его заместители не могут быть представителями одной фракции или депутатской группы. Кандидат является избранным, если в результате голосования он получил более воловины голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Председатель Государственной Думы ведет заседания палаты; ведает ее внутренним распорядком; назначает на должность и освобождает от должности Руководителя Аппарата Государственной Думы; представляет палату во взаимоотношениях с другими государственными органами, общественными объединениями, а также с парламентами зарубежных государств и в международных парламентских организациях; участвует в согласительных процедурах для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, а также между органами государственной власти субъектов Федерации; издает распоряжения по вопросам, отнесенным к его компетенции, которые могут быть отменены Государственной Думой, и др.
Для предварительной подготовки организационных решений по вопросам деятельности палаты создается Совет Государственной Думы. 1 В состав Совета входят Председатель Государственной Думы, руководители фракций и депутатских групп. В работе Совета участвуют с правом совещательного голоса заместители Председателя Государственной Думы и председатели ее комитетов. На заседаниях Совета вправе присутствовать депутаты Государственной Думы. Совет Государственной Думы, согласно ее Регламенту (ст. 14), разрабатывает проект общей программы работы Думы на очередную сессию; составляет календарь рассмотрения вопросов на очередной месяц; созывает по предложению Президента Российской федерации или по требованию депутатского объединения, поддержанному не менее чем одной пятой голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, или по предложению Правительства Российской Федерации внеочередные заседания палаты; направляет для рассмотрения в комитеты палаты законопроекты, внесенные в Государственную Думу субъектами права законодательной инициативы; принимает решение о возвращении субъектам права законодательной инициативы внесенных в Государственную Думу законопроектов, если не выполнены требования Регламента, предъявляемые к вносимым законопроектам; принимает решение о проведении парламентских слушаний; утверждает распределение обязанностей между заместителями Председателя Государственной Думы; разрешает иные вопросы организации работы Государственной Думы в соответствии с ее Регламентом.
Как уже отмечалось, депутаты Государственной Думы образуют депутатские объединения. Депутатское объединение в Государственной Думе, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в нее по общефедеральному избирательному округу и одномандатным избирательным округам, именуется фракцией и подлежит регистрации. 1 Депутаты, не вошедшие во фракции, вправе образовать депутатские группы. Регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 35 депутатов. Фракции и депутатские группы обладают равными правами. Объединения депутатов, не зарегистрированные в соответствии с Регламентом Государственной Думы, не пользуются правами фракции или депутатской группы. Депутат Государственной Думы вправе состоять только в одном депутатском объединении. Государственная Дума собирается на первое заседание на 30-й день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат. В дальнейшем до избрания Председателя Государственной Думы или заместителя Председателя поочередно на ее заседаниях председательствуют представители всех избирательных объединений. На заседаниях Государственной Думы вправе присутствовать члены Совета Федерации. Президент Российской Федерации или его полномочный представитель в Государственной Думе, Председатель Правительства, члены Правительства, члены Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Председатель Счетной палаты и его заместитель, Уполномоченный по правам человека, Генеральный прокурор и Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации вправе присутствовать на любом открытом или закрытом заседании палаты. Другие лица могут присутствовать на закрытых заседаниях палаты только по специальному приглашению. Государственная Дума собирается на сессии, как правило, на весеннюю и осеннюю. Во время сессии проводятся заседания палаты, заседания Совета Государственной Думы, заседания комитетов и комиссий, парламентские слушания, работа депутатов в комитетах и комиссиях, фракциях и депутатских группах, а также с избирателями. Заседания Государственной Думы проходят в среду и пятницу. Совет Государственной Думы собирается еженедельно. Комитеты и комиссии Государственной Думы заседают в понедельник и четверг. Вторник отводится для работы депутатов в комитетах и комиссиях, фракциях и депутатских группах. По вторникам проводятся парламентские слушания. Каждая последняя неделя месяца предназначается для работы депутатов Государственной Думы с избирателями.
Глава 2. Депутатские объединения и фракции Государственной Думы
2.1. Депутатские объединения и фракции Государственной Думы: особенности и мотивы их формирования
Для того, чтобы дать анализ формирования депутатских объединений Государственной Думы, следует, прежде всего, рассмотреть принцип формирования палаты в целом.
Количественный состав Государственной Думы, одной из двух палат Федерального Собрания Российской Федерации, определен статьей 95 Конституции Российской Федерации и составляет 450 депутатов.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» 225 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам, а 225 – по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.
Согласно Регламенту Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (глава 3, статья 16) депутаты, прошедшие в Государственную Думу по федеральному избирательному округу по списку избирательного объединения или блока, образуют фракции. Во фракцию могут также вступить и депутаты, избранные по одномандатным избирательным округам. Депутаты – одномандатники могут также объединяться в депутатские группы, численность которой должна быть не менее 35 человек.
Структура Государственной Думы следующая: фракции, депутатские группы, «независимые» депутаты, не присоединившиеся ни к одному из объединений.
Для того, чтобы понять особенности и мотивы формирования депутатских объединений, как фракций, так и депутатских групп, следует внимательно изучить структуру Государственной Думы за все три срока ее существования: 1 созыв (1993–1995 гг.), 2 созыв (1995–1999 гг.), 3 созыв (1999 г. по н/вр.).
Государственная Дума первого созыва избиралась на два года и являла собой переходный институт, основной задачей которого было за два года решить организационные вопросы существования парламента.1
В результате выборов 17 декабря 1995 года было избрано 450 депутатов Государственной Думы второго созыва. При этом, только четыре избирательных объединения преодолели 5–ти % барьер, дающий право на распределение мандатов по общефедеральному округу.
Итак, в структуре Государственной Думы второго созыва с самого начала работы существовали три депутатские группы. Депутатская группа «Российские регионы» стала продолжателем идеи группы «Новая региональная политика». Ее руководителем в течение первого года полномочий Государственной Думы второго созыва был В.С.Медведев. Затем в результате ротации на этом посту его сменил О.В.Морозов. Ее состав несколько изменился. Помимо представителей топливно–энергетического комплекса, в нее вошли и депутаты, представлявшие интересы губернаторов, т. е. реально российских регионов. Депутатская группа имеет свое продолжение и в Государственной Думе третьего созыва – это депутатская группа «Регионы России», руководителем которой является также О.В.Морозов. Очевидно, что подобное образование одномандатников, замешанное в некоторой степени на лоббистских интересах, как региональных, так и профессиональных является достаточно стабильным.
Две другие депутатские группы – «Народовластие» и «Аграрная» – имели в своем составе 9 и 6 представителей КПРФ, соответственно. Обе группы имели ярко выраженную про–левую ориентацию и являлись «спутниками» КПРФ.
Перед концом полномочий Государственной Думы второго созыва в палате предприняты попытки создания нового депутатского объединения.
Данная практика становится традиционной для депутатов перед окончанием их срока полномочий. Так, как уже отмечалось ранее, в 1995 г., за год до выборов в Государственную Думу в декабре 1995г. депутаты создали два новых объединения: депутатские группы «Стабильность» и «Россия». В их состав вошли как депутаты, входившие в зарегистрированные депутатские объединения, так и ряд «независимых» депутатов.
Причиной появления новых депутатских объединений в конце срока полномочий парламента становятся, безусловно, попытки упрочить свое положение в период предвыборной компании, заручится поддержкой на выборах. В состав новых объединений, как показывает анализ, входят в первую очередь депутаты, не получившие должной, на их взгляд, поддержки от депутатских объединений, в которых они состояли ранее, неспособные самостоятельно обеспечить свое переизбрание на новый срок.
Создание нового депутатского объединения «Народный депутат» в конце 1999 года велось на принципиально новой основе. Это был долговременный проект, рассчитанный на перспективу работы Государственной Думы третьего созыва.
22.10.1999г. 43 депутата заявили о своем решении создать новое депутатское объединение – депутатскую группу «Народный депутат». Координатором новой группы стала депутат Е.В.Панина («Народовластие»), сопредседателями – Г.И.Райков («Российские регионы») и С.С.Сулакшин («Народовластие»). Все три депутата были инициаторами создания нового объединения. Активную роль в его создании сыграли также депутаты В.В.Тетельмин («Российские регионы») и А.Д.Венгеровский (ЛДПР). 1
Участники так и незарегистрированной депутатской группы все выдвинули свои кандидатуры в одномандатных избирательных округах. По их оценкам в состав новой Государственной Думы должен был войти 21 депутат. Организаторы группы считали, что в новой Думе депутатское объединение будет существовать, в ее составе будут как минимум 40 депутатов. Своих союзников группа видела в первую очередь в движении «Единство».
Из выдвигавших свои кандидатуры в Государственную Думу третьего созыва прошли только Г.И.Райков и В.П.Воротников. Первый организовал формирование депутатской группы «Народный депутат» в составе Государственной Думы третьего созыва и стал ее председателем.
Из 26 избирательных объединений и блоков, принявших участие в выборах 19 декабря 1999 года, шесть преодолели пятипроцентный барьер. Таким образом в Государственной Думе третьего созыва было сформировано 6 фракций и 3 депутатские группы. 1
Чтобы сделать предположение о мотивах формирования депутатских объединений, следует внимательно рассмотреть вопрос о принципе распределения руководящих постов в Государственной Думе.
Еще с момента распределения руководящих постов в Государственной Думе первого созыва «по умолчанию», т.е. по взаимной договоренности, был принят так называемый пакетный принцип. При этом депутатские объединения имеют свою квоту как в руководстве палаты (заместитель Председателя Государственной Думы), так и в руководстве комитетов
Имели место и случаи, когда структура Государственной Думы по комитетам изменялась под конкретные задачи. Так, в Государственной Думе второго созыва увеличилось число комитетов по сравнению с Государственной Думой первого созыва (с 23 до 28), поскольку надо было удовлетворить заявки всех депутатских объединений. В Государственной Думе третьего созыва количество комитетов не уменьшилось. Некоторые комитеты объединялись, некоторые разъединялись под конкретные цели. Инициаторы облекали свою идею в красивые слова, мотивируя все профессиональной необходимостью. Так, ликвидированный в структуре Государственной Думы третьего созыва Комитет по делам ветеранов вновь был создан под конкретного депутата от фракции «Отечество – Вся Россия» В.Г.Куликова. Комитет по законодательству и судебно–правовой реформе, существовавший в Государственной Думы первого и второго созывов, в 2000 г. делится на два комитета – Комитет по законодательству и Комитет по государственному строительству. Первый достался фракции «Союз правых сил» (П.В.Крашенинников), второй – фракции КПРФ (А.И.Лукьянов).
Депутатские объединения по своему решению могут ставить перед палатой вопрос о замене согласно своей квоте кандидатуры заместителя Председателя Государственной Думы или председателя комитета. Так, в Государственной Думе второго созыва фракция «Наш дом – Россия» дважды меняла заместителя Председателя Государственной Думы. По очередности этот пост занимали А.Н.Шохин, В.А.Рыжков, Б.Ю.Кузнецов. На посту председателя Комитета по обороне член фракции Л.Я.Рохлин был сменен также на члена фракции Р.С.Попковича. Фракция «Яблоко» в Государственной Думе второго созыва поменяла на посту председателя Комитета по природным ресурсам и природопользованию члена фракции А.Ю.Михайлова на М.К.Глубоковского.
Депутатские группы могут и обмениваться своими квотами в пакетном соглашении. Так, после ухода в структуры исполнительной власти В.В.Гомана, председателя комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока, члена депутатской группы «Российские регионы» и М.М.Задорнова, председателя Комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам, члена фракции «Яблоко» оба депутатских объединения обменялись закрепленными за ними комитетами и, соответственно, выдвинули на посты председателей своих депутатов. Таким образом, место В.В.Гомана занял «яблочник» Б.Г.Мисник, а вместо М.М.Задорнова был избран А.Д.Жуков, который для этого специально вступил в депутатскую группу «Российские регионы».
В Государственной Думе 3 созыва пакетное соглашение в январе 2000 г. чуть было не привело к парламентскому кризису. Напомним, что ряд депутатских объединений (фракции «Союз правых сил», «Отечество – Вся Россия», «Яблоко») посчитали себя обиженными «закулисным» распределением портфелей и даже на месяц покинули зал пленарных заседаний. Однако, попытки внести поправки в Регламент Государственной Думы о защите «интересов парламентского меньшинства» остались лишь словами. В конечном итоге амбиции всех депутатских объединений были удовлетворены, каждое из них получило свою «долю» руководящих постов.
Тема правомерности «пакетного соглашения» заслуживает отдельного исследования. В данной связи она затронута лишь с целью показать, что решающим в получении руководящих постов в палате является голос депутатского объединения.
Из приведенных фактов видно, что в Государственной Думе первого созыва не было положения, когда у каждого депутатского объединения был свой заместитель Председателя Государственной Думы. В Государственной Думе второго созыва все депутатские объединения были представлены в руководстве палаты, что позволяло им в равной степени контролировать ситуацию в Государственной Думе. Не имела поста заместителя Председателя Государственной Думы лишь Аграрная депутатская группа, уступившая свою квоту фракции КПРФ.
Таким образом, создание нового депутатского объединения позволяет получить в Совете Государственной Думы лишний решающий голос. Так, в Государственной Думе второго созыва «левые» имели голоса руководителей фракции КПРФ, Аграрной депутатской группы и группы «Народовластие». В Государственной Думе третьего созыва про–президентская фракция «Единство» добавила себе сторонника в лице руководителя депутатской группы «Народный депутат».
Когда мы говорим об особенностях и мотивах формирования депутатских объединений, целесообразно различать два аспекта – создание депутатских групп и присоединений депутатов одномандатников к депутатским объединениям.
Анализ структуры Государственной Думы за весь срок ее существования показывает четкую тенденцию депутатов, избранных по одномандатным округам, присоединяться к каким–либо депутатским объединениям. Как правило, половина депутатов (из 225), избранных по одномандатным округам, не имеют четко заявленной в ходе выборной кампании партийной принадлежности, их выдвигают непосредственно избиратели. Так, в декабре 1999 года, например, таких было 106 человек. В конечном итоге именно эти депутаты и определяют структурную составляющую Государственной Думы.
Можно выделить следующие мотивы присоединения депутатов одномандатников к депутатским объединениям.
1. Депутаты, не вошедшие в состав депутатских объединений, лишены возможности быть избранным на руководящие должности в Государственной Думе. Это обстоятельство подталкивает многих депутатов – одномандатников вступать в те или иные депутатские объединения.
2. Депутаты присоединяются к тем депутатским объединениям, прежде всего здесь следует говорить о фракциях, которые подходят им по политическим взглядам, программным установкам. По их мнению, в дальнейшем их участие в работе депутатского объединения позволит им укрепить свое политическое положение, обеспечить выполнение обязательств перед избирателями.
3. Вхождение в состав депутатских объединений – это возможность для более продуктивной работы, вероятность продвижения своих идей с помощью авторитета объединения.
4. Психологические особенности некоторых депутатов делают их лишь последователями, но не лидерами. У этих депутатов есть потребность в присоединении к какому–либо коллективу, что помогает им поддерживать свою слабую индивидуальность.
Для того, чтобы понять мотивы формирования депутатских объединений следует обратиться к анализу изменения их численного состава за все три срока существования Государственной Думы
Статистика показывает, что в Государственной Думе первого созыва процент изменения численного состава депутатских объединений был намного выше, чем в Государственной Думе последующих созывов.
Если будет введен императивный мандат, т.е. избранный по общефедеральному округу депутат может быть лишен депутатского мандата в случае, если он покидает фракцию, процент изменения численного состава депутатских объединений будет минимальным.
За период 1996–1999г. около 160 депутатов покинули те депутатские объединения, в которые первоначально входили. 1 Причем, некоторые делали это по 3–4 раза. В основном обмены происходили в момент формирования новых депутатских объединений. Самым ярким проявлением таких обменов было делегирование фракцией КПРФ своих депутатов в иные депутатские объединения (депутатские группы «Народовластие» и Аграрная) с тем, чтобы те своим количеством набрали необходимое для регистрации объединения число голосов – 35. Последним массовым перемещением депутатов стала попытка создания новой депутатской группы «Народный депутат» в конце 1999г.
С 1996 г. по 1999 г. рекордсменами по уменьшению численного состава стали фракции «Наш дом – Россия», ЛДПР, КПРФ. Изменение численного состава объединений Государственной Думы третьего созыва (за один год полномочий) пока не является показательным. Здесь лидерами являются фракции «Яблоко», КПРФ, ЛДПР.
В целом анализ изменения численного состава депутатских объединений показывает, что лидерами здесь являются так называемые про–правительственные фракции и группы, которые ассоциируются с властными структурами. В Государственной Думе первого созыва это были фракции ПРЕС, «Выбор России», в Государственной Думе второго созыва – фракция «Наш дом – Россия». По мере того, как эти фракции теряли авторитет во властных структурах, их численность сокращалась. Многие их члены присоединялись к новым про–правительственным образованиям. Так, например, в Государственной Думе первого созыва депутаты А.Л.Головков и В.А.Рыжков, состоявшие в начале во фракции «Выбор России» позднее присоединились к депутатской группе «Россия», а депутат А.И.Александров к группе «Стабильность». В Государственной Думе второго созыва все три депутата вошли во фракцию «Наш дом – Россия». В Государственной Думе третьего созыва депутат В.А.Рыжков присоединился к фракции «Единство». Однако личные амбиции привели к конфликту, и он остался пока независимым депутатом. В Государственной Думе второго созыва к новой группе «Народный депутат» готовы были присоединиться 9 членов фракции «Наш дом – Россия».
Можно сделать вывод о том, что создание депутатских групп не является спонтанным процессом, а всегда направляется извне. История создания депутатских групп в Государственной Думе трех созывов свидетельствует о том, что это процесс, инициированный для обеспечения определенных целей: создание необходимого политического баланса в палате, работа на предстоящую избирательную компанию, создание необходимых условий для отстаивания каких–либо групповых интересов, удовлетворения статусных амбиций отдельных депутатов, распределение руководящих постов в Государственной Думе.
В формировании депутатских объединений большую роль играет личностный мотив. Структура Государственной Думы, количество депутатских объединений, политический баланс внутри нижней палаты может изменяться под влиянием личных, групповых (корпоративных) интересов.
Процесс появления новых, депутатских объединений, которые могут значительно повлиять на внутридумскую политическую ситуацию, может инициироваться искусственно. Сформулировав определенную цель, задачу, из числа депутатского корпуса путем анализа психологических особенностей депутатов можно выделить необходимую группу, с членами которой далее будет проводиться целенаправленная индивидуальная работа.
Аналогично могут создаваться и неофициальные межфракционные депутатские группы, в которые входят объединенные общей целью представители различных фракций и депутатских групп. В Государственной Думе второго созыва сформировались такие группы как «Союз», «Границы России», «Шахтеры России». Они продолжили свое существование и в Государственной Думе третьего созыва. Кроме того, к ним прибавились и такие группы как «Энергия России», «Деловая Россия», «Товаропроизводители России». Безусловно, появление подобных межфрационных образований имеет четкую лоббистскую направленность. Они предназначены для отстаивания интересов определенных финансовых и промышленных групп.
Таким образом, на формирование фракционной структуры Государственной Думы оказывают влияние как объективные (результаты выборов), так и субъективные факторы. Однажды сформированная структура не является незыблемой и может меняться под влиянием многих факторов, в том числе личностных. 1
Анализ изменения численного состава депутатских объединений показывает, что лидерами здесь являются так называемые про–правительственные фракции и группы, которые ассоциируются с властными структурами. В Государственной Думе первого созыва это были фракции ПРЕС, «Выбор России», в Государственной Думе второго созыва – фракция «Наш дом – Россия». По мере того, как эти фракции теряли авторитет во властных структурах, их численность сокращалась.
2.2. Современные депутатские объединения Государственной Думы
В настоящее время в Государственной Думе существуют следующие фракции и депутатские группы: Фракция аграрной партии России, Фракция «Выбор России», Фракция демократической партии России, Фракция политического движения «Женщины России», Фракция коммунистической партии Российской Федерации, Фракция либерально-демократической партии России, Фракция партии Российского единства и согласия, Фракция «ЯБЛоко», Депутатская группа «Новая региональная политика», Депутатская группа либерально-демократический союз «12 декабря» (данное перечисление по понятным причинам является достаточно условным).
Фракции и депутатские группы в Государственной Думе:
- Фракция «Единая Россия»
- Фракция КПРФ
- Фракция ЛДПР
- Фракция «Родина»
- Депутаты, не входящие в зарегистрированные депутатские объединения.
Фракция «Единство» (82 депутата).
Уже в конце декабря 1999 средства массовой информации со слов А.Чуева сообщали, что председателем фракции «Единство», видимо, станет Б.В.Грызлов.
11 января 2000 объявлено, что фракция «Единство» выдвигает на пост Председателя Думы Л.К.Слиску.
12 января 2000 председателем фракции на ее собрании избран Б.В.Грызлов, заместителями - Ф.А.Клинцевич и Н.И.Локтионов.
17 января 2000 заявления о вступлении во фракцию «Единство» подали лидеры НДР В.С.Черномырдин и В.А.Рыжков.
18 января 2000 фракция Единство зарегистрирована в количестве 81 депутата: это 72 официальных выдвиженца «Медведя» (все кроме В.И.Платова), 3 депутата от НДР (В.С.Черномырдин, В.А.Рыжков, В.А.Язев), избранный по списку Блока Жириновского С.С.Гуцериев и 5 независимых депутатов.
31 мая 2000 путинский законопроект о формировании Совета Федерации поддержали 83 депутата, воздержался 1 (В.А.Рыжков). Альтернативный проект Е.Мизулиной поддержал 1 депутат (В.А.Рыжков). Второй законопроект - о федеральном вмешательстве - поддержали 82 депутата; не голосовали 2 (М.Л.Коробов, В.А.Пехтин). Третий законопроект - о снятии глав и роспуске органов местного самоуправления - поддержали 82 депутата; против голосовал В.А.Рыжков; не голосовал А.М.Федулов.
2 июня 2000 за закон о повышении минимальной зарплаты в согласованной редакции проголосовали 83 депутата, не голосовал К.Ю.Севенард.
Фракция Коммунистической партии Российской Федерации - Г.Зюганов - 88 депутатов.
18 января 2000 фракция была зарегистрирована в составе 95 депутатов: из 113 официальных выдвиженцев партии 23 вступили в Агропромышленную депутатскую группу, 3 не вошли во фракции, зато в КПРФ вступили 2 депутата, избранных от Движения в поддержку армии, и 6 независимых депутатов.
Фракция обсуждала возможность выдвижения на пост председателя Думы И.И.Мельникова, но после поражения Г.Н.Селезнева на выборах губернатора Подмосковья 9 января 2000 выдвинула кандидатуру Селезнева.
17 мая 2000 за таблицу поправок к законопроекту «Об ограничении курения табака» проголосовали 56 депутатов, против - 8, воздержался 1, не голосовали 23.
31 мая 2000 путинский законопроект о формировании Совета Федерации поддержали 33 депутата, в том числе Г.Н.Селезнев и В.И.Шандыбин; против проголосовали 26; воздержались 3. Альтернативный проект Е.Мизулиной поддержали 39 депутатов.
Фракция Либерально-демократической партии России - И.Лебедев - 16 депутатов
18 января 2000 фракция зарегистрирована в составе 17 депутатов: это 16 избранных по списку (кроме С.С.Гуцериева, вступившего в Единство) и независимый депутат А.Н.Клюкин. При регистрации фракции депутаты от Блока Жириновского, проконсультировавшись с Правовыми управлениями Думы и Центризбиркома, приняли решение назваться фракцией Либерально-демократической партии России.
4 депутата (из 17, с 20 января - из 16), т.е. четверть состава фракции, представляют Красноярский край - родину спонсора первого варианта избирательного списка ЛДПР-1999 бизнесмена Анатолия Быкова.
Фракция первоначально заявила о выдвижении В.В.Жириновского на пост Председателя Думы, но при официальном выдвижении 18 января 2000 не предложила никого. После того, как все кандидаты, кроме Г.Н.Селезнева, сняли свои кандидатуры, В.В.Жириновский попытался выдвинуть себя для обеспечения альтернативности выборов, но к тому времени срок выдвижения уже прошел. Фракция проголосовала за кандидатуру Г.Н.Селезнева 16 голосами (кроме воздержавшегося В.М.Игнатова). За открытое голосование по кандидатуре спикера фракция проголосовала единогласно.
Фракция «Отечество - Вся Россия» - Е.Примаков - 46 депутатов
22 декабря 1999 Координационный совет блока «Отечество - Вся Россия» согласился с существовавшими в недрах фракции инициативами о ее разделении и решил создать фракцию «Отечество - Вся Россия» во главе с Е.М.Примаковым и две депутатских группы - группу «Вся Россия» во главе с О.В.Морозовым и Аграрную группу во главе с М.И.Лапшиным.
13 января 2000 фракция наконец-то определилась с кандидатом на пост Председателя Думы, выдвинув Е.М.Примакова.
30 июня 2000 путинский закон о реформе местного самоуправления во втором чтении поддержали 40 депутатов; против 4 - В.И.Гришин, В.А.Литвинов, Б.Ц.Семенов, Н.Н.Чуприна. 7 июля 2000 при третьем чтении закон поддержали 45 депутатов; не голосовали 2 - В.М.Дубов, В.А.Литвинов.
Заключение
Депутатскими объединениями являются фракции и депутатские группы. Депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по федеральному избирательному округу, а также из депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным округам и пожелавших участвовать в работе данного депутатского объединения, именуется фракцией и подлежит регистрации. На формирование фракционной структуры Государственной Думы оказывают влияние как объективные (результаты выборов), так и субъективные факторы. Однажды сформированная структура не является незыблемой и может меняться под влиянием многих факторов, в том числе личностных. В Государственной Думе создаются депутатские объединения: депутатские фракции и депутатские группы. Под депутатской фракцией понимается депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по федеральному избирательному округу, а также из депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным округам и пожелавших участвовать в работе данной депутатской фракции. Депутатские фракции подлежат регистрации. Регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 35 депутатов Государственной Думы. Фракции и депутатские группы обладают равными правами. Депутат Государственной Думы вправе состоять только в одном депутатской объединении. Основными структурными подразделениями Государственной Думы являются комитеты. Комитеты Государственной Думы по вопросам отнесенным к их ведению: осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Государственной Думой; осуществляют подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений, организуют проводимые Государственной Думой парламентские слушания; дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета; решают вопросы организации своей деятельности.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации 1993 г. Официальное издание. М.: Юрид. лит., 1997 г.
2. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 32.
3. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания – парламента Российской Федерации: Принят постановлением Государственной Думы от 22 января 1998 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998.
4. Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Утвержден постановлением Совета Федерации от 6 февраля 1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996.
5. Авакьян С.А. Федеральное Собрание – парламент России. – М.: Рос. юрид. издат. дом, 1999 г.
6. Головлев В. И., Нефедова Т. И. «Государственная Дума второго созыва: роль и место в политическом переломе» / М., 2000 г.,
7. Горобец В.Д. Парламент Российской Федерации. - М., 2003 г.
8. Государственное право Российской Федерации./ Под ред. Кутафина О.Е. М.: - 2001 г.
9. Комментарий к конституции Российской Федерации/ Общ. Ред Ю.В. Кудрявцева. – М.: Фонд «Правовая культура», 2004 г.
10. Малков В.П. Опубликование и вступление в силу федеральных законов, иных нормативных актов//Государство и право. 1996 г.
1 Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 3336.
1 Государственное право Российской Федерации./ Под ред. Кутафина О.Е. М.: - 2001 г. С. 47.
1 Государственное право Российской Федерации./ Под ред. Кутафина О.Е. М.: - 2001 г. С. 51.
1 Федеральный закон от 5 августа 2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 32.
1 Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 9.
1 Головлев В. И., Нефедова Т. И. «Государственная Дума второго созыва: роль и место в политическом переломе» / М., 2000 г., С. 22.
1 Головлев В. И., Нефедова Т. И. «Государственная Дума второго созыва: роль и место в политическом переломе» / М., 2000 г., С. 38 – 40.
1 Головлев В. И., Нефедова Т. И. «Государственная Дума второго созыва: роль и место в политическом переломе» / М., 2000 г., С. 185.
1 Головлев В. И., Нефедова Т. И. «Государственная Дума второго созыва: роль и место в политическом переломе» / М., 2000 г., С. 38.
1 Головлев В. И., Нефедова Т. И. «Государственная Дума второго созыва: роль и место в политическом переломе» / М., 2000 г., С. 41.