Содержание

Введение.......................................................................................................... 3

1. Назначение отчета о целевом использовании полученных средств... 5

1.1. Целевое назначение отчета о целевом использовании полученных средств.......... 5

1.2. Нормативное регулирование отчета о целевом использовании полученных средств         8

1.3. Краткая экономическая характеристика объекта исследования......................... 10

2. Порядок составления отчета о целевом использовании полученных средств......................................................................................................................... 13

2.1. Состав и структура отчета о целевом использовании полученных средств...... 13

2.2. Порядок составления отчета  о целевом использовании полученных средств.... 25

2.3. Сравнительная характеристика отчета об изменениях капитала с МСФО.... 30

Заключение.................................................................................................. 31

Список литературы..................................................................................... 34

Введение

В условиях рыночной экономики любая коммерческая организация стремится к извлечению экономических выгод; именно эта целевая направленность в деятельности является существенной в деловой активности организации, это же обстоятельство признается важнейшим с точки зрения условий формирования финансовых ресурсов любой организации, ее финансового капитала.

Неинформированность собственника о реальном положении дел в организации создает угрозу финансовой нестабильности, недополучения ожидаемых выгод или получения прямых убытков, а также потенциального банкротства.

В сложной рыночной ситуации, когда появляется много фирм-однодневок, основным доходом которых являются финансовые махинации, значимость заполнения отчетности очевидна, так как в ходе анализа бухгалтерской отчетности можно судить о возможностях данного предприятия, его оборотах и общей ликвидности, рентабельности.

Изучение бухгалтерской отчетности раскрывает причины достигнутых успехов, а также недостатков в работе, помогает наметить пути совершенствования деятельности организации.

Некоммерческой признается организация, в уставе которой извлечение прибыли не является основной целью деятельности. Кроме того, прибыль, получаемая некоммерческой организацией, не может распределяться между участниками (учредителями).

Цели создания некоммерческих организаций могут быть различными, однако они должны быть направлены на достижение общественных благ, социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, удовлетворение нематериальных потребностей граждан, защиты их прав и т.п.

Состав годовой бухгалтерской отчетности некоммерческой организации зависит от того, ведет она предпринимательскую деятельность или же деятельность, предусмотренную уставом.

Некоммерческие организации, которые не осуществляют предпринимательской деятельности и не имеют (кроме выбывшего имущества) оборотов по продаже товаров (работ, услуг), в составе бухгалтерской отчетности должны представить:

1) бухгалтерский баланс (форма N 1);

2) отчет о прибылях и убытках (форма N 2).

Отчет о целевом использовании полученных средств (форма N 6) обязаны представлять только те некоммерческие организации, которые являются общественными объединениями. Однако на практике в ряде регионов налоговые инспекции требуют эту форму у всех некоммерческих организаций.

1. Назначение отчета о целевом использовании полученных средств

1.1. Целевое назначение отчета о целевом использовании полученных средств

Некоммерческие организации составляют и представляют отчетность в органы статистики, государственные внебюджетные фонды, грантодателям и т.д., но особого внимания заслуживает отчетность, представляемая в налоговые органы, в частности Отчет о целевом использовании полученных средств. Правильно отчитаться о полученных средствах целевого финансирования и их использовании перед налоговым органом и не "навести" на себя проверку - совсем не простая задача. Разобраться со всеми нюансами и тонкостями этого дела поможет ведущий эксперт "БП" Геннадий Кузьмин.

Все организации в соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.

Отчетным годом является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их госрегистрации по 31 декабря соответствующего года. Для организаций, созданных после 1 октября, первым отчетным годом считается период с даты их госрегистрации по 31 декабря следующего года (ст. 14 указанного Закона).

Бухгалтерская отчетность представляется в налоговый орган (подп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ), в орган статистики (Постановление Госкомстата России от 27 сентября 1995 г. N 157), а также другим заинтересованным пользователям (например, жертвователям и грантодателям).

При отсутствии соответствующих данных согласно п. 4 Приказа Минфина РФ от 22 июля 2003 г. N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" некоммерческие организации (далее - НКО) имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных средств (форма N 4) и Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5).

Всем НКО рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчетности Отчет о целевом использовании полученных средств (форма N 6).

Общественные организации (объединения), не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), в составе бухгалтерской отчетности обязаны представлять форму N 6, зато они не представляют:

Отчет об изменениях капитала (форма N 3);

Отчет о движении денежных средств (форма N 4);

приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5);

пояснительную записку.

Кроме того, согласно п. 4 ст. 15 Закона РФ N 129-ФЗ указанные общественные организации обязаны представлять в налоговые органы только годовую бухгалтерскую отчетность (в течение 90 дней по окончании года), тогда как другие НКО - еще и квартальную (в течение 30 дней по окончании квартала).

В качестве форм бухгалтерской отчетности организация вправе использовать как формы, утвержденные Приказом Минфина РФ N 67н, так и самостоятельно разрабатываемые формы при условии соблюдения общих требований к бухгалтерской отчетности и непосредственно отчетным формам, определенных ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" (утв. Приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н).

НКО приобретает права юридического лица со дня внесения соответствующей записи о его создании в единый государственный реестр юридических лиц (ст. 51 ГК РФ).

Однако некоммерческая организация может существовать и до госрегистрации, не преследуя при этом цели, запрещенные законом, и не вступая в отношения гражданско-правового характера. При этом, не являясь субъектом гражданского права, такая организация не в состоянии иметь и осуществлять имущественные права от своего имени.

Если граждане и юридические лица предоставляют имущество для деятельности такой общественной организации, то имущественные права должны осуществлять лица, предоставившие такое имущество. Если же в организации избран руководитель, то лица, предоставившие имущество и денежные средства, должны выдать доверенность руководителю, выступая в качестве доверителей по договору поручения.

Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности (п. 2 ст. 1 Закона N 129-ФЗ). Поскольку быть участниками гражданских отношений, то есть приобретать права и обязанности (в том числе по отношению к имуществу), совершать хозяйственные операции (сделки), могут только физические и юридические лица (п. 2 ст. 1 и п. 1 ст. 2 ГК РФ), то у НКО, не являющихся юридическими лицами, объектов бухгалтерского учета не возникает.

Эта же норма касается и налоговых отношений - быть налогоплательщиком (иметь соответствующие, подлежащие бухгалтерскому учету права и обязанности) может только организация, являющаяся юридическим лицом. Следовательно, НКО, не являющаяся юридическим лицом, представлять отчетность не должна.

1.2. Нормативное регулирование отчета о целевом использовании полученных средств

Формы создания некоммерческих организаций, порядок их реорганизации и ликвидации, а также иные вопросы их деятельности регламентируются Федеральным законом от 12.01.96 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". В соответствии с этим Законом некоммерческой организацией признается организация, в уставе которой в качестве основной цели деятельности не указано извлечение прибыли. Кроме того, получаемая прибыль некоммерческой организацией не может распределяться между участниками (учредителями). Цели создания некоммерческих организаций могут быть различны, однако они должны быть направлены на достижение общественных благ, решение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих задач, удовлетворение нематериальных потребностей граждан, защиту их прав и т.п. Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету.

По объему, сроку представления и непосредственно формам отчетности среди некоммерческих организаций можно выделить три группы:

бюджетные учреждения;

общественные организации и объединения и их подразделения, которые не осуществляют предпринимательскую деятельность и не имеют (кроме выбывшего имущества) оборотов по продаже товаров (работ, услуг);

иные некоммерческие организации.

Форма Отчета об изменениях капитала приведена в приказе Минфина России от 22 июля 2003 г. N 67н. Эта форма рекомендуемая, то есть организация вправе вводить в нее те дополнительные строки, которые сочтет необходимыми. Все строки в Отчете об изменениях капитала надо указывать с кодами. Они утверждены другим приказом Минфина России - от 14 ноября 2003 г. N 102н.

Бухгалтерский учет в некоммерческих организациях (за исключением бюджетных организаций) согласно п. 1 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях) ведется в общеустановленном порядке.

Некоммерческие организации обязаны вести бухгалтерский учет в порядке, установленном следующими законодательными и нормативными актами, регулирующими бухгалтерский учет в Российской Федерации:

- Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете";

- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н;

- положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), регулирующие порядок учета отдельных объектов и операций;

- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н;

- нормативные акты Минфина России;

- внутренние документы некоммерческой организации (положение об учетной политике, рабочий план счетов и т.п.).

Некоммерческие организации, которым открыто бюджетное финансирование по бюджетной смете, ведут бухгалтерский учет в порядке, предусмотренном для бюджетных организаций.

Согласно Положению по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9 декабря 1998 г. N 60н (далее ПБУ 1/98).

1.3. Краткая экономическая характеристика объекта исследования

Первый в России хоспис был создан в октябре 1990 года также в Санкт-Петербурге. С того времени хосписное движение распространилось на 28 регионов России и стран ближнего зарубежья.

Некоммерческая организация Фонд "Хоспис", зарегистрирована в Челябинске в 1997 году, на основании Постановления Главы Администрации Челябинской области № 391 от 26.05.1997 г..

На Южном Урале сегодня 58 тысяч онкологических больных, из них 28% в терминальной стадии заболевания.

Цель Фонда организация комплексной помощи обреченным больным и их семьям: медицинской, психологической, социальной и духовной.

В последнее время фондом организована выездная служба – “Хоспис” на дому: доктор принимает заявки от больных и их родственников и затем едет к ним домой. Как показала жизнь, такая форма работы очень востребована. Пациенты хосписа находятся в 4-й терминальной стадии заболевания и, по сути, остаются с болезнью один на один. Как никому, им нужна грамотная медицинская, психологическая поддержка. Тем более что мы помощь оказывается абсолютно бесплатно.

Поскольку фонд – это некоммерческая организация, то свою работу он может выполнять только за счет добровольных взносов от предприятий и граждан. Привлечение средств ведется в разных направлениях. Например, в городе установлены 32 урны для добровольных пожертвований от рядовых челябинцев, проводится широкомасштабная акция “Милосердие без границ”, сотрудники фонда обращаются за финансовой помощью к руководителям предприятий и фирм.

Основные финансовые средства нужны для осуществления самого главного на сегодняшний день проекта “Хосписа” – строительства пансионата для тяжелых онкобольных. “Хоспису” выделено здание и участок земли под строительство пансионата. Сейчас в России работают более 60 пансионатов-хосписов. Но пока нет ни одного в Уральском регионе

Видение сотрудниками хосписа концепции паллиативной помощи онкологическим больным заключается в поддержке соматического и психосоциального статуса умирающих больных на том уровне, который обеспечивает переход от жизни к смерти при возможно меньшем страдании. Вот почему философская сторона дела является здесь едва ли не более важной, чем медико-техническая, согласно которой достоинство каждого человека должно быть сохранено, и человек должен иметь право распоряжаться своей судьбой.

Кроме клинических симптомов, у этой группы больных имеется целый комплекс медицинских, социальных, духовно-нравственных и организационных проблем.

Специфика онкологического заболевания, его тяжесть, нередко предрешённость исхода порождают ряд социально-значимых проблем нравственного характера, когда требуется подключение к медицинской помощи специалистов: психотерапевтов, психологов, социальных работников.

В связи с этим возрастает роль паллиативной медицины, в частности, паллиативной онкологии, необходимость создания новой (хорошо забытой) формы медицинского обслуживания населения - благотворительной медицины.

Целью паллиативного ухода за тяжёлыми онкологическими больными и инвалидами в хосписе является поддержание их «человеческого» существования на уровне принятых обществом стандартов, обеспечение оптимального качества жизни.

Задачи, выполняемые службой, были сформулированы следующим образом:

- решение медицинских проблем инкурабельных онкологических больных;

- решение социальных проблем больных;

- организация духовной и психологической поддержки больных и их родственников перед лицом надвигающейся смерти;

- обучение родственников уходу за инкурабельным больным и т.д.;

Становление Хосписа как новой формы медико-социальной помощи онкологическим больным проходило в рамках существующей системы здравоохранения.

В первую очередь была организована тесная связь с областным онкологическим диспансеров, районными поликлиниками, создан свой канцеррегистр.

По мере накопления профессиональных знаний, опыта и умений качество оказания паллиативной помощи пациентам Хосписа совершенствовалось, сформировались плодотворные рабочие отношения с другими лечебными учреждениями города.

В абсолютном большинстве случаев болевой синдром у курируемых больных членами выездной бригады удаётся купировать на дому, используя различные сочетания ненаркотических анальгетиков. При необходимости больные переводятся участковыми терапевтами районных поликлиник на наркотические обезболивающие препараты только после заключения врача Хосписа.

2. Порядок составления отчета о целевом использовании полученных средств.

2.1. Состав и структура отчета о целевом использовании полученных средств.

По строке 010 "Остаток средств на начало отчетного года" организация показывает сумму, равную кредитовому сальдо по счету 86 "Целевое финансирование".

Как правило, сумма кредитового сальдо по указанному счету возникает в случае, когда целевые программы рассчитаны на ряд лет, ведь не обязательно, чтобы по состоянию на конец года целевые средства были полностью использованы - их расход производится в течение всего срока реализации программы.

Кроме того, это может быть сумма прибыли от предпринимательской деятельности и прочих доходов, оставшаяся в распоряжении НКО после налогообложения и не использованная в предыдущем году.

По строкам 020 "Вступительные взносы" и 030 "Членские взносы" отражаются поступившие (подлежащие к поступлению) взносы, которые формируются главным образом в общественных объединениях, их союзах и ассоциациях, а также потребительских кооперативах, то есть в организациях, являющихся членскими.

Под вступительными и членскими взносами обычно понимаются как однократные, так и регулярно осуществляемые взносы на покрытие административно-хозяйственных расходов, причем порядок и возможность их взимания должны быть предусмотрены Уставом некоммерческой организации.

По строке 040 "Добровольные взносы" следует указывать поступившие (подлежащие к поступлению) взносы, поступающие от других юридических и физических лиц на уставную деятельность НКО.

Как правило, такие взносы формируются у автономных НКО и фондов, поскольку согласно ст.7 и ст.10 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" именно такие НКО учреждаются гражданами и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов.

По строке 050 "Доходы от предпринимательской деятельности организации (объединения)", по мнению автора, показывается сумма чистого дохода, остающегося в распоряжении НКО после налогообложения.

Хотя НКО - это прежде всего организация, для которой извлечение прибыли не является основной целью деятельности, тем не менее она может заниматься и коммерческой деятельностью (привлекая дополнительные средства) для достижения уставных целей, ради которых она создана.

Однако в отличие от коммерческой организации полученная НКО от предпринимательской деятельности прибыль не распределяется между ее участниками, а направляется непосредственно на уставные цели.

Исключение составляют только потребительские кооперативы, поскольку согласно п.5 ст.116 ГК РФ полученные ими доходы от предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с законом и уставом, распределяются между их членами.

При утверждении сметы (финансового плана) высшим органом управления НКО в смете должна быть учтена и прибыль от предпринимательской деятельности.

Обратите внимание, что законодательством РФ могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься отдельные НКО. Если НКО совершила сделку, которая вступает в противоречие с целями деятельности, определенными в ее учредительных документах, то такая сделка может быть признана судом недействительной (ст.173 ГК РФ).

По строке 060 "Прочие", как правило, указываются:

- суммы грантов, фактически поступившие от физических лиц и некоммерческих организаций, в том числе иностранных и международных;

- ассигнования из бюджетов всех уровней на осуществление отдельных проектов, программ, мероприятий;

- средства и иное имущество, полученные религиозными организациями на осуществление уставной деятельности;

- средства и иное имущество, полученные на осуществление благотворительной деятельности; - пожертвования, признаваемые таковыми согласно ГК РФ;

- стоимость имущества, переходящего НКО по завещанию в порядке наследования и т.п.

Кроме того, в составе прочих поступивших средств, по мнению автора, следует учесть прочие внереализационные и операционные доходы (субсчет 91-1 "Прочие доходы"), в частности:

- суммы положительных курсовых разниц от переоценки в установленном порядке активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте; - от продажи валюты по курсу выше курса ЦБ РФ; - проценты, начисляемые банком на остатки денежных средств на счетах НКО; - проценты по ценным бумагам, депозитам и т.п.; - излишки материальных ценностей, выявленные при инвентаризации; - поступления в возмещение причиненных организации убытков; - прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

- суммы невостребованной кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности; - суммы страхового возмещения; - от реализации ненужного имущества;

- стоимость материальных ценностей, полученных в связи со списанием объектов основных средств;

- суммы штрафных санкций за неисполнение (ненадлежащее исполнение) договоров и т.п.

В соответствии с п.2 ст.24 Федерального закона "О некоммерческих организациях" предпринимательской деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания НКО, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Именно поэтому указанные выше прочие внереализационные и операционные доходы, которые не являются доходами от предпринимательской деятельности, показываются не в составе доходов от предпринимательской деятельности по строке 050, а в составе прочих поступлений по строке 060.

По строке 070 "Всего поступило средств" отражается показатель суммы строк 020-060, данные строки 010 в расчет не берутся.

По строке 080 "Расходы на целевые мероприятия" показывается общая сумма средств, израсходованных на целевые мероприятия. Под целевыми мероприятиями понимаются проекты и программы, которые осуществляются НКО в целях, ради которых она создана.

Данные, отражаемые по строке 080, являются суммой показателей строк 081, 082 и 083, более подробно характеризующих сущность израсходованных на целевые мероприятия средств.

По строке 081 "Социальная и благотворительная помощь" показываются суммы, фактически потраченные на оказание социальной и благотворительной помощи гражданам или юридическим лицам. Как правило, это бескорыстная (безвозмездная или осуществляемая на льготных условиях) передача имущества, в том числе денежных средств, бескорыстное выполнение работ, предоставление услуг и т.п., причем как "безадресная" (обезличенная), так и "адресная" (конкретному лицу).

Следует помнить, что согласно п.2 ст.2 Закона РФ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются.

По строке 082 "Проведение конференций, совещаний, семинаров и т.п." обычно отражаются следующие расходы: - на изготовление и рассылку приглашений участникам мероприятия; - по аренде конференц-зала; - на гонорары приглашенным лекторам; - на транспортное обслуживание участников мероприятия;

- на питание и проживание в гостиничном номере участников мероприятия и т.п.

По строке 083 "Иные мероприятия" отражаются расходы на целевые мероприятия, которые не являются расходами на проведение конференций, совещаний, семинаров, "круглых столов", не относятся ни к социальной, ни к благотворительной помощи, но являются целевыми мероприятиями, осуществляемыми в целях создания НКО.

Такими мероприятиями могут быть программы и проекты, преследующие культурные, образовательные, научные и управленческие цели, а также проводимые в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи и др.

По строке 090 "Расходы на содержание аппарата управления" показывается общая сумма использованных средств на содержание аппарата управления НКО, а также других расходов НКО, связанных с осуществлением управленческих и координирующих функций, выполнением иных уставных задач (в том числе организация работы по получению финансовых средств для достижения целей, предусмотренных уставом).

Данные, отражаемые по строке 090, являются суммой показателей строк 091-096, раскрывающих структуру расходов на содержание аппарата управления.

По строке 091 "Расходы, связанные с оплатой труда (включая начисления)" отражаются расходы НКО на оплату труда аппарата управления с учетом начислений (начисления в пользу работников согласно трудовым договорам, заключенным в соответствии с Трудовым кодексом РФ, а также гражданско-правовым и авторским договорам). К расходам на оплату труда, в частности, относятся:

- суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми в организации формами и системами оплаты труда;

- начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели;

- начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни;

- суммы начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде;

- расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска;

- денежные компенсации за неиспользованный отпуск;

- стоимость товаров, выданных в порядке натуральной оплаты;

- выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (по районным коэффициентам, коэффициентам за работу в пустынных, безводных местностях и в высокогорных районах, процентные надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера, в приравненных к ним местностях и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями) и др.

Под начислениями понимаются следующие суммы:

- единый социальный налог;

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;

- взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

По строке 092 "Выплаты, не связанные с оплатой труда" отражаются расходы организации на выплаты социального характера, а также на прочие выплаты, не связанные с оплатой труда. К указанным выплатам, в частности, относятся:

- надбавки к пенсиям пенсионерам, работающим в организации;

- единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда;

- страховые платежи (взносы), уплачиваемые организацией по договорам личного, имущественного и иного страхования в пользу своих работников;

- взносы на добровольное медицинское страхование работников;

- оплата путевок работникам и членам их семей на лечение, отдых, экскурсии, путешествия;

- оплата проезда к месту работы транспортом общего пользования;

- материальная помощь, предоставленная отдельным работникам по семейным обстоятельствам, на погребение и т.д.;

- стоимость выданных бесплатно форменной одежды, обмундирования, остающихся в личном постоянном пользовании, или сумма льгот в связи с их продажей по пониженным ценам;

- стоимость выданной спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, мыла и других моющих средств, обезвреживающих средств, молока и лечебно-профилактического питания или возмещения затрат работникам за приобретенные ими спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты в случае невыдачи их организацией и др.

По строке 093 "Расходы на командировки и деловые поездки" отражаются командировочные расходы организации, а также расходы на деловые поездки (как по территории Российской Федерации, так и за ее пределами).

Под служебной командировкой понимается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст.166 ТК РФ). Под местом постоянной работы следует понимать место работы (включая структурное подразделение), в котором работник выполняет трудовую функцию, определенную трудовым договором, постоянно. К расходам на командировки, в частности, относятся: - расходы по проезду; - расходы по найму жилого помещения;

- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);

- расходы на оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;

- консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы;

- иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

Под деловыми поездками, по мнению автора, следует понимать служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, поскольку такие поездки служебными командировками не признаются.

По строке 094 "Содержание помещений, зданий, автомобильного транспорта и иного имущества (кроме ремонта)" показываются эксплуатационные расходы по содержанию и обслуживанию зданий, помещений, сооружений, оборудования, инвентаря и т.п., а также затраты на содержание служебного автомобильного транспорта.

Расходы НКО на ремонт основных средств отражаются отдельно, по строке 095.

К расходам на содержание помещений, зданий, автомобильного транспорта и иного имущества, как правило, относятся:

- затраты на аренду помещения;

- оплата стоимости услуг по электроснабжению, обеспечению теплом, водоснабжению, канализации, оказываемых специализированными организациями, и т.п.;

- затраты по обслуживанию компьютеров, факсов, ксероксов и т.п.;

- затраты на аренду автомобильных, а также иных транспортных средств;

- оплата стоимости топлива и иных расходуемых в процессе эксплуатации транспортного средства материалов;

- оплата сборов, связанных с эксплуатацией транспортного средства (портовых сборов, платных стоянок, платных дорог и т.п.);

- плата за проведение государственного технического осмотра транспортных средств;

- страхование транспортного средства и (или) ответственности за ущерб, который может быть причинен транспортным средством или в связи с его эксплуатацией;

- профилактический осмотр транспортного средства, проводимый специализированной ремонтной организацией, и др.

По строке 095 "Ремонт основных средств и иного имущества" отражаются затраты организации на текущий, средний и капитальный ремонт объектов основных средств и иного имущества, осуществленный как подрядным, так и хозяйственным способами.

К текущему и среднему ремонту относятся работы по систематическому и своевременному предохранению имущества от преждевременного износа и его поддержанию в рабочем состоянии.

Проведение капитального ремонта предполагает комплексное исправление повреждений объекта, при этом не происходит изменения технологического или служебного назначения объекта, ему не придаются новые качества.

Осуществление капитального ремонта зданий и сооружений предполагает смену изношенных конструкций и деталей или замену их более прочными и экономичными, улучшающими эксплуатационные возможности ремонтируемого объекта (за исключением полной замены основных конструкций, срок службы которых в данном объекте является наибольшим). При капитальном ремонте оборудования и транспортных средств производятся полная разборка агрегата, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена и восстановление всех изношенных деталей и узлов новыми и более современными, сборка, регулирование и испытание агрегата.

По строке 096 "Прочие" указываются иные затраты организации, в частности:

- по оплате услуг связи;

- по оплате охраны помещений;

- за подключение и доступ в Интернет;

- за консультационные и информационные услуги и др.

По строке 100 "Приобретение основных средств, инвентаря и иного имущества" следует указать расходы организации на покупку объектов основных средств и материально-производственных запасов.

Стоимость приобретенных основных средств и материально-производственных запасов согласно Положению по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 и Положению по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01 отражается в сумме фактических затрат организации на их покупку, которыми, как правило, являются:

- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

- суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;

- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с их приобретением;

- регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;

- таможенные пошлины;

- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с их приобретением;

- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств или материально-производственные запасы;

- затраты по доставке объектов основных средств и материально-производственных запасов до места их использования;

- затраты по доведению объектов основных средств и материально-производственных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях.

Фактические затраты на приобретение основных средств и материально-производственных запасов определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц, возникающих до принятия их к бухгалтерскому учету в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах).

Оценка объектов основных средств и материально-производственных запасов, стоимость которых при приобретении выражена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату их принятия к бухгалтерскому учету.

По строке 110 "Прочие" указываются расходы организации, которые не являются ни расходами на содержание аппарата управления, ни расходами на целевые мероприятия. В частности, к таким расходам относятся:

- расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов;

- проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);

- расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

- затраты, связанные с ревизией или аудиторской проверкой финансово-хозяйственной деятельности организации;

- суммы налога на землю;

- суммы налога на имущество;

- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

- возмещение причиненных организацией убытков;

- убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;

- суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, не реальных для взыскания;

- расходы, связанные с участием в других НКО;

- суммы отрицательных курсовых разниц от переоценки в установленном порядке активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте;

- суммы от покупки валюты по курсу выше курса ЦБ РФ и др.

По строке 120 "Всего использовано средств" отражается показатель суммы строк 080, 090, 100 и 110, данные строк 081-083 и 091-096 в расчет не берутся.

По строке 130 "Остаток средств на конец отчетного года" организация показывает сумму остатка средств (с учетом остатка на начало отчетного периода), которая равна кредитовому сальдо по счету 86 "Целевое финансирование" на конец отчетного периода (строка 010 + строка 070 - строка 120).

Если сумма расходов НКО равна сумме поступивших целевых средств с учетом остатка на начало года, то по строке 130 показывается прочерк (сумма строк 010 и 070 равна показателю строки 120).

Если произведенные в отчетном периоде расходы превышают поступившие целевые средства (с учетом остатка на начало отчетного периода), то разница отражается по строке 130 в круглых скобках. При этом в пояснительной записке приводятся объяснения по этому поводу.

Отметим, что при заполнении формы N 6 в графе 3 данные показываются за отчетный год, а в графе 4 - за предыдущий.

2.2. Порядок составления отчета  о целевом использовании полученных средств

Некоммерческой организацией получен грант от Кембриджского университета в сумме 20 000 долл. На дату зачисления денег на валютный счет курс был равен 27,70 руб. за 1 долл.

В бухгалтерском учете данная операция отражается следующим образом:

Дебет 52, Кредит 86 - 554 000 руб. (20 000 долл. х 27,70).

Также была получена выручка от предпринимательской деятельности в сумме 118 000 руб., в том числе НДС - 18 000 руб. При осуществлении этой операции были отгружены товары, себестоимость которых составила 75 000 руб.

В бухгалтерском учете производятся записи:

Дебет 62, Кредит 90-1 - 118 000 руб. - отражена выручка от предпринимательской деятельности,

Дебет 90-3, Кредит 68, субсчет "НДС" - 18 000 руб. - начислен НДС,

Дебет 90-2, Кредит 41 - 75 000 руб. - списана себестоимость проданных товаров.

Часть валютных средств (15 500 долл.) осталась на валютном счете на конец 2004 г.

В это время курс составлял 27,90 руб. за 1 долл. При подготовке отчетности необходимо определить образовавшуюся курсовую разницу: 15 500 долл. х (27,90 - 27,70) = 3100 руб.

Курсовая разница будет отражена в учете следующим образом:

Дебет 52, Кредит 91 - 3100 руб.

В завершение при подготовке отчетности в учет будут внесены записи:

Дебет 91, Кредит 99 - 3100 руб.,

Дебет 99, Кредит 86 - 3100 руб.

При отсутствии иных оборотов на бухгалтерских счетах у некоммерческой организации форма N 6 заполняется следующим образом:

сумма, отражаемая по стр. 240, равна 25 000 руб. (118 000 - 75 000 - 18 000);

сумма, отражаемая по стр. 250, равна 557 100 руб. (554 000 + 3100).

По стр. 310 указывается общая сумма средств, использованная на целевые мероприятия (социальная помощь, проведение конференций и т.п.). Данные расходы в бухгалтерском учете организации собираются по дебету счета 20 с последующим отнесением на счет 86 либо сразу по дебету счета 86. Способ отражения в бухгалтерском учете данных расходов закрепляется в учетной политике организации. Учитывая разную направленность проводимых мероприятий, рекомендуется открывать к используемому счету соответствующие субсчета.

В стр. 311, 312, 313 раскрывается информация, отраженная по стр. 310. Так, по стр. 311 указывается сумма средств, потраченных на оказание социальной и благотворительной помощи, по стр. 312 - сумма расходов, понесенных на проведение конференций, семинаров и подобных мероприятий (например, средства, направленные на доведение информации о предстоящем мероприятии до соответствующего круга лиц, затраты на аренду конференц-зала; расходы на обеспечение транспортом и гостиницей участников конференции, сумма вознаграждения с учетом начисленного ЕСН приглашенным лекторам). По стр. 313 указывается сумма средств, потраченных на проведение иных целевых мероприятий (например, организация выставки живописи детей-инвалидов).

Если организация считает необходимым раскрыть информацию, указанную в стр. 311-313, то форму можно самостоятельно дополнить соответствующими строками. Например, может быть целесообразным отдельно указать средства, использованные на благотворительную помощь детским домам, ветеранам войны и т.д.

Безусловно, ни одна организация не может существовать без аппарата управления и, как следствие, расходов на него. Данные затраты, как правило, собираются по дебету счета 26 либо сразу относятся на счет 86. Учитывая, что при проведении целевых мероприятий используется счет 86, для облегчения получения данных по разным статьям все же целесообразнее использовать в учете стандартно принятые счета, в данном случае счет 26. В заполняемой форме такие расходы указываются отдельной статьей.

Полная сумма произведенных расходов указывается по стр. 320. Сумма начисленной заработной платы, ЕСН, взносов в ПФР и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев отражается по стр. 321. По стр. 322 указываются суммы выплат работникам некоммерческой организации, не относящиеся к оплате труда (например, материальная помощь, премия к юбилею и т.п.). Отметим, что благотворительная организация не вправе использовать на оплату труда аппарата управления более 20% суммы средств, направленных на целевые мероприятия в течение года. Сумма командировочных расходов, в том числе начисленные суточные, отражается по стр. 323. Напомним, что к командировочным расходам относятся не только расходы на проезд, наем жилого помещения, но и расходы на оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров и т.п., а также иные расходы, произведенные работником с разрешения работодателя.

По стр. 324 указывается сумма расходов на содержание помещений, зданий, автомобильного транспорта и иного имущества (кроме ремонта). Поэтому при заполнении данной строки нужно учесть амортизацию указанных основных средств, расходы на аренду офиса и иного арендованного имущества, эксплуатационные и коммунальные платежи. В этой же строке указываются расходы по обслуживанию офисной техники, автотранспорта и т.п.

Расходы на текущий, средний и капитальный ремонт (как подрядным, так и хозяйственным способом) основных средств и иного имущества отражаются по стр. 325.

Прочие расходы, связанные с содержанием аппарата управления, указываются по стр. 326. К таким расходам относятся, в частности, услуги связи, плата за консультационные услуги, покупка и обновление компьютерных программ, страхование транспортных средств и т.п.

По стр. 330 отражаются расходы на приобретение основных средств, инвентаря и иного имущества. Затраты на приобретение основных средств формируются в соответствии с ПБУ 6/01. Расходы на покупку материально-производственных запасов формируются в соответствии с ПБУ 5/01.

При приобретении основных средств организация производит бухгалтерские записи:

Дебет 60, Кредит 51 - оплачено оборудование,

Дебет 08, Кредит 60 - принято оборудование от поставщика,

Дебет 01, Кредит 08 - основное средство передано в эксплуатацию,

Дебет 86, Кредит 83 - отражено использование средств целевого финансирования на сумму, равную стоимости оборудования.

При приобретении иного имущества за счет средств целевого финансирования организация производит бухгалтерские записи:

Дебет 60, Кредит 51 - оплачено имущество,

Дебет 10, Кредит 60 - приняты от поставщика товарно-материальные ценности,

Дебет 86, Кредит 83 - отражено использование средств целевого финансирования на сумму, равную стоимости товарно-материальных ценностей.

Таким образом, чтобы заполнить стр. 330, необходимо взять дебетовый оборот по счету 86 в корреспонденции со счетом 83 "Добавочный капитал".

Расходы, связанные с предпринимательской деятельностью, произведенные за счет средств целевого финансирования, отражаются по стр. 340. Для формирования данного показателя нужно проанализировать дебетовый оборот счета 86 в корреспонденции с субсчетом "Расходы, связанные с предпринимательской деятельностью" счета 20. Также по данной строке отражается отрицательный результат, полученный от занятия предпринимательской деятельностью. Убытки от предпринимательской деятельности в бухгалтерском учете отражаются записью:

Дебет 86, Кредит 99.

По стр. 350 указываются расходы, не нашедшие отражения по стр. 310-340 (расходы, связанные с выбытием основных средств; за расчетно-кассовое обслуживание; проценты за использование кредитов и займов; суммы начисленных налогов, кроме налогов, относящихся к заработной плате, НДС и акцизов; штрафы и пени, связанные с договорными обязательствами; расходы, связанные с участием в других организациях).

По стр. 360 отражается сумма всех расходов, произведенных в течение года: стр. 310 + стр. 320 + стр. 330 + стр. 340 + стр. 350.

По стр. 400 показывается сумма средств целевого финансирования, оставшаяся на конец года (стр. 100 + стр. 260 - стр. 360).

Полученная сумма должна совпадать с суммой, указанной в стр. 450 баланса на конец года.

2.3. Сравнительная характеристика отчета об изменениях капитала с МСФО

Заключение

Таким образом, бухгалтерская отчетность организации (хозяйствующего субъекта) — это система показателей, характеризующих условия и результаты ее работы за истекший период; это особый вид учетных записей, являющихся кратким извлечением из текущего учета, отражающих сводные данные о состоянии и результатах деятельности хозяйства, его подразделений за определенный период.

Итак, отчетность составляется на основании всех видов текущего учета - бухгалтерского, статистического и оперативно-технического, благодаря чему обеспечивается возможность отражения в ней разносторонней предпринимательской деятельности организации. Отчетность может содержать как количественные, так и качественные характеристики, стоимостные и натуральные показатели. При этом отчетные данные, сгруппированные в учетных регистрах, не могут отражать таких хозяйственных оборотов, которых не было в текущих учетных записях.

Исполняя мероприятия, предусмотренные Программой реформирования бухгалтерского учета, Министерство финансов Российской Федерации подготовило целый блок документов, нацеленных на формирование прозрачной бухгалтерской отчетности, необходимой пользователям. Это ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", а также Приказы Минфина России от 13 января 2000 г. N 4н "О формах бухгалтерской отчетности организаций", от 28 июня 2000 г. N 60н "О Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций". В этих документах были даны рекомендации по раскрытию конкретных показателей, возникающих в финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

На практике же разработанные Министерством финансов Российской Федерации указания, положения и методические рекомендации выполняются очень плохо. Именно поэтому у Правительства Российской Федерации сложилось негативное мнение о бухгалтерской отчетности, формируемой отечественными предприятиями. Было высказано суждение, что определяемые ими показатели не дают правдивой характеристики деятельности; отчетность, формируемая по российским правилам, не прозрачна и не понятна пользователям, а значит не нужна. Именно поэтому появилась точка зрения, что только отчетность, формируемая по международным правилам, будет информативна и абсолютно прозрачна.

Переход к обязательному использованию международных стандартов финансовой отчетности будет происходить поэтапно. В первую очередь, с 1 января 2004 г. отчетность по МСФО будут составлять открытые акционерные общества, акции которых котируются на фондовом рынке. Начиная с 1 января 2007 г. отчетность по международным правилам начнут составлять остальные открытые акционерные общества, имеющие дочерние структуры. После 1 января 2010 г. сводную отчетность по МСФО будут составлять все остальные организации, обязанные делать это в соответствии с законом.

Анализ отчетности организаций проводится самими хозяйствующими субъектами прежде всего с целью выявления возможностей повышения эффективности деятельности. Однако особенность организации этого вида анализа все в большей мере связана с привлечением специализированных фирм, которые обеспечивают его проведение на крупных предприятиях определенных сегментов бизнеса при одновременной их рейтинговой оценке. В этом случае направленность и задачи анализа отчетности в определенной мере ограниченны, так как они базируются только на официальных данных, включенных в отчетность. Однако значение такого анализа весьма велико, ибо он позволяет провести оценку имущественного состояния и финансовых результатов организации в сопоставлении с аналогичными объектами, т. е. более объективно оценить эффективность ее деятельности.

Отчет о целевом использовании полученных средств представляется некоммерческими организациями, которые отражают в нем данные по основной (уставной) деятельности об остатках средств, ранее поступивших в качестве вступительных, членских, добровольных и прочих взносов, данные о поступлении (подлежащем поступлении) указанных средств в течение года, их израсходовании и остатках.

Если за год расходы некоммерческой организации превысили сумму поступивших целевых средств (с учетом остатка на начало года), остаток по строке 130 отчета по форме № 6 показывается в скобках (в балансе эта сумма отражается в составе прочих оборотных активов), а в пояснительной записке приводятся пояснения в связи с этим.

В том случае, если для отдельных данных, являющихся существенными, в типовой форме не предусмотрены отдельные статьи, организации самостоятельно определяют необходимые расшифровки и включают в форму отчета при его разработке и принятии дополнительные статьи.

Список литературы

1.     О бухгалтерском учете: Федеральный закон РФ, 21 ноября 1996. №129-ФЗ (с изм. и доп. от 23.07.98).

2.     Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99"

3.     Составление пояснительной записки к бухгалтерской отчетности (А.А. Ефремова, М.А. Басалаева, "Бухгалтерский учет", N 4, февраль 2003 г.)

4.     Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебное пособие. - М.: Приор, 2000.

5.     Бухгалтерский учет № 2, январь, 2001г.

6.     Годовой отчет. Выпускающий редактор Верещака В.В. Издательство «Главбух», 2001.

7.     Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ бухгалтерской отчетности. - М.: Издательство “Дело и Сервис”, 2001.

8.     Ефимова О.В, Финансовый анализ. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: “Бухгалтерский учет”, 2001.

9.     Жминько С. И. Финансовый учет на предприятиях. – Ростов -на -Дону, “Феникс”, 2001.

10.            Ковалев В.В., Патров В.В. Как читать баланс. - М.: Финансы и статистика, 2001.

11.            Козлова Е. П., Парашутин Н. В., Бабченко Т. Н., Галанина Е. Н. Бухгалтерский учет. - М.: Финансы и статистика, 2002.

12.            Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – М.: ИНФРА- М, 2001.

13.            Пучкова С.И. Бухгалтерская (финансовая отчетность: Учебное пособие. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002.