Содержание
Введение_____________________________________________________ 3
1. Налоговая политика Российской Федерации______________________ 5
1.1. Общие положения налоговой политики РФ______________________ 5
1.2 Способы реализации налоговой политики государства____________ 12
2. Проблемы развития налоговой политики в РФ___________________ 17
2.1 Недостатки налоговой системы_______________________________ 17
2.2 Проблемы и перспективы налоговой политики России____________ 21
3 Сравнительный анализ налогового законодательства России и зарубежных стран____________________________________________________________ 26
Заключение__________________________________________________ 34
Литература__________________________________________________ 35
Введение
Государственная власть во все времена нуждалась в средствах для своего содержания, но методы привлечения этих средств менялись в зависимости от обстоятельств и уровня развития общества.
Древнейшие государства жили грабежом соседей, и их правители обычно затевали войны, как только в казне кончались деньги. Наиболее мощные государства от разовых контрибуций переходили к регулярному сбору дани. Но грабежи, контрибуции и дань — это удел побежденных народов, с развитием цивилизации государства научились защищать себя от Враждебных соседей. Они стали создавать регулярные армии, для содержания которых потребовались стабильные источники средств. Вначале короли просто грабили своих подданных, но скоро им пришлось просить согласия общества как на сбор средств, так и на ведение войн, которые раньше считались частным делом власти. Таким образом, первым обоснованием для появления регулярных податей стали военные расходы.
Параллельно во многих странах, где Церковь играла важную роль в жизни общества, формировалась система обязательных церковных сборов. После объединения церкви государственной властью эти сборы стали частью системы общегосударственных налогов.
Но настоящей колыбелью современных налогов стали свободные города — первые буржуазные республики. В практике городских налогов того времени уже содержались основные черты современной налоговой системы: признание налога в качестве общественно необходимого ограничения принципа частной собственности; добровольность налога, выражаемая в обязательном утверждении налоговых законов выборными представителями народа; денежная форма налога и запрещение изъятия имущества для уплаты налога (что впоследствии привело к осознанию необходимости ограничения налогов текущими доходами иалогоплательщика как условия защиты частного предпринимателя от произвола государства); общественный контроль за распределением и расходованием собранных налоговых средств.
В свободных городах и сформировались две основные функции современных государственных финансов: 1) содержание государственной власти со всеми ее управления, судом, полицией, армией и т.д.; 2) финансирование общегосударственных хозяйственных нужд (коммунальное хозяйство, дорога, средства связи, а позднее энергетика, центральный банк, система здравоохранения, образование и т.д.). На современной стадии развития социально ориентированной рыночной экономики к ним добавилась третья функция перераспределение доходов, что выражается в создании и функционировании за счет обязательных взносов граждан и предприятий мощной системы социального страхования и социального обеспечения.
В данной работе рассмотрена налоговая система РФ и налоговая политика РФ, ее особенности и принципы.
1. Налоговая политика Российской Федерации
1.1. Общие положения налоговой политики РФ
Налоговые органы Российской Федерации (далее - налоговые органы) - единая система контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов[1].
Единая централизованная система налоговых органов состоит из Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальных органов.
Налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, настоящим Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.
Налоговые органы решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 4 в ред. Федерального закона от 08. 07. 99 N 151-ФЗ).
Органы Министерства внутренних дел Российской Федерации обязаны оказывать практическую помощь работникам налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных Законом мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых органов своих должностных функций. (в ред. Федерального закона от 08. 07. 99 N 151-ФЗ).
Задачи, права и обязанности налоговых органов
Главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также валютный контроль, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле и настоящим Законом.[2]
Налоговым органам предоставляется право:
Производить в органах государственной власти и органах местного самоуправления, организациях, у граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - органы, организации и граждане) проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет; получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке.
Контролировать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью.
Получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово - кредитные учреждения), а также от граждан с их согласия справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения.
Должностные лица налогового органа обязаны сохранять в тайне сведения о вкладах граждан и организаций.
Обследовать с соблюдением соответствующих правил при осуществлении своих полномочий любые используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, учреждений, организаций и граждан. В случаях отказа граждан допустить должностных лиц налоговых органов к обследованию указанных помещений налоговые органы вправе определять облагаемый доход таких лиц на основании документов, свидетельствующих о получении ими доходов, и с учетом обложения налогами лиц, занимающихся аналогичной деятельностью.
Требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых предприятий, учреждений, организаций, а также от граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и других обязательных платежах в бюджет и законодательства о предпринимательской деятельности и контролировать их выполнение.
Приостанавливать операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово - кредитных учреждениях в случаях непредставления (или отказа представить) налоговым органам и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет.
Изымать у предприятий, учреждений и организаций документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или о сокрытии иных объектов от налогообложения, с одновременным производством осмотра документов, фиксации их содержания. Объем и состав изымаемых документов определяются инструкцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.
Основанием для изъятия соответствующих документов является письменное мотивированное постановление должностного лица налогового органа.
Выносить решения о привлечении органов, организаций и граждан к ответственности за совершение налоговых правонарушений в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации. (п. 8 в ред. Федерального закона от 08. 07. 99 N 151-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)
Взыскивать недоимки по налогам и взыскивать пени в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации. (п. 9 в ред. Федерального закона от 08. 07. 99 N 151-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)
Возбуждать ходатайства о запрещении в установленном порядке заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.
Предъявлять в суде и арбитражном суде иски[3]:
- о ликвидации предприятия любой организационно - правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации, о признании регистрации предприятия недействительной в случае нарушения установленного порядка создания предприятия или несоответствия учредительных документов требованиям законодательства и взыскании доходов, полученных в этих случаях; (в ред. Федерального закона от 08. 07. 99 N 151-ФЗ)
- о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам;
- о взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате других незаконных действий.
Налагать административные штрафы:
- на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, виновных в сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии (неучтении) иных объектов налогообложения, а также в отсутствии бухгалтерского учета или ведении его с нарушением установленного порядка и искажении бухгалтерских отчетов, в непредставлении, несвоевременном представлении или представлении по неустановленной форме бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет, - в размере от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда на каждого виновного, а за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда[4];
- на граждан, виновных в нарушении законодательства о предпринимательской деятельности или занимающихся предпринимательской деятельностью, в отношении которой имеется специальное запрещение, а также на граждан, виновных в отсутствии учета доходов или в ведении его с нарушением установленного порядка, в непредставлении или несвоевременном представлении деклараций о доходах либо во включении в декларации искаженных данных, - в размере от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда, а за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда[5];
- на руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, а также на граждан, не выполняющих перечисленные в пунктах 3 - 6 настоящей статьи требования налоговых органов и их должностных лиц, - в размере от двух с половиной до пяти минимальных размеров оплаты труда.
Создавать на период погашения задолженности по налогам налоговые посты в организациях, имеющих трехмесячную и более задолженность, в целях обеспечения контроля за ее погашением.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является органом валютного контроля и выполняет функции, связанные с осуществлением им валютного контроля, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Права налоговых органов.
Вышестоящим налоговым органам предоставляется право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам.
Должностные лица налоговых органов выполняют обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации[6].
Ответственность налоговых органов.
Налоговые органы несут ответственность за полный и своевременный учет всех налогоплательщиков - предприятий, учреждений и организаций, основанных на любых формах собственности, и проведение в них документальных проверок по правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет государственных налогов и других платежей не реже одного раза в два года.
На основании письменного решения руководителя или заместителя руководителя налогового органа, в котором налогоплательщик состоит на учете, документальная проверка может не проводиться в сроки, установленные частью первой настоящей статьи, в случаях:
1) если налогоплательщик своевременно представляет документы, необходимые для исчисления и (или) уплаты налогов и других обязательных платежей;
2) если последняя проверка не выявила нарушений налогового законодательства;
3) если увеличение размера имущества или иного объекта налогообложения предприятий, учреждений и организаций документально подтверждено;
4) если отсутствуют документы и информация, ставящие под сомнение происхождение средств налогоплательщика или свидетельствующие о наличии нарушений налогового законодательства. (часть вторая введена Федеральным законом от 13. 06. 96 N 67-ФЗ)
За невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами налоговых органов своих обязанностей они привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Суммы налогов и другие обязательные платежи, неправильно взысканные налоговыми органами, подлежат возврату, а убытки (в том числе упущенная выгода), причиненные налогоплательщику незаконными действиями налоговых органов и их должностными лицами, возмещаются в порядке, установленном законом.
Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц, рассмотрения жалоб и принятия решений по ним определяется Налоговым кодексом Российской Федерации.
1.2 Способы реализации налоговой политики государства
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Главной задачей налоговой политики РФ является продолжение налоговой реформы.[7]
Очередным этапом налоговой реформы является создание налоговой системы, отвечающей требованиям экономического роста и финансовой стабильности. Основные направления этой политики были определены в бюджетном послании Президента Российской Федерации в мае 2000 г. Налоговая реформа является важнейшей составляющей всего инвестиционного климата страны, поддержки экономического роста. Но сегодня ощущается некоторое замедление решения структурных проблем в ряде отраслей, которые тоже должны работать на ускорение инвестиционного роста.
В связи с этим, проводя налоговую реформу, снижая налоговое бремя, стимулируя инвестиции, следует проводить весь комплекс реформ в государстве.
Переходя к конкретным мерам налоговой политики, министр финансов- А.Л. Кудрин отметил, что к ним следует, прежде всего, отнести: необходимость проведения плановой налоговой реформы, которая содержит в себе улучшение всей налоговой системы и аккуратное проведение сокращения налогов, которое должно быть скоординировано с другими реформами.
К приоритетам налоговой реформы в 2004-05 гг. АЛ. Кудрин отнес:
создание налоговой системы, отвечающей требованиям экономического роста и финансовой стабильности;
создание благоприятных инвестиционных условий, позволяющих России конкурировать на рынке капиталов;
выравнивание налоговой нагрузки между отраслями экономики и хозяйствующими субъектами с одинаковой экономической деятельностью.
Реформирование системы имущественных налогов позволит предприятиям существенно выиграть от исключения запасов, затрат и нематериальных активов из объекта налогообложения по налогу на имущество организаций.
Реформирование системы налогообложения физических лиц, перевод на рыночные методы оценки имущества физических лиц, уход от двойной бухгалтерии состоит в том. чтобы перейти к более совершенному методу оценки, упорядочить систему налогообложения, перейти к налогообложению земельных участков исходя из их кадастровой стоимости.
Совершенствуется порядок взимания НДС в следующих направлениях:
возмещение уплаченного налогоплательщиками поставщиками товаров (работ, услуг) при осуществлении капитальных вложений до окончания срока ввода объектов в эксплуатацию;
усовершенствование порядка применения нулевой ставки НДС при экспорте.
Два года назад при совершенствовании НДС был сделан значительный шаг. Но сегодня предлагается идти еще дальше: ежегодно еще до завершения строительства застройшик может возмещать налог на добавленную стоимость. Важно, чтобы все инвестиции, осуществленные в 2003 г., возмещались с самого начала 2004 г., чтобы инвесторы могли спокойно вкладывать свои деньги.
Возмещение налога на добавленную стоимость волнует, прежде всего, экспортеров. Предлагается упрошенный порядок для тех предприятий, которые сегодня платят НДС. И в счет кредитовых оборотов по уплаченным НДС или НДС, который должен быть уплачен по внутренним поставкам, экспортер сам сможет засчитывать или вычитать суммы. Тем самым ускорится возмещение НДС.
Фактически более 100 млрд. руб. — цена важнейших решений по совершенствованию налога на добавленную стоимость.
Совершенствуется налогообложение углеводородного сырья. Здесь увеличена базовая ставка НДПИ на нефть и природный газ. Сегодня за газ платят разный акциз при экспорте в страны СНГ и дальнее зарубежье. Представляется более целесообразным, чтобы, природный газ был переведен на НДС и частично на экспортную пошлину. Это — значительно более прозрачный механизм. Газовый сектор получит снижение налогового бремени и дополнительные возможности для развития. Нефтяной сектор также получит дополнительные возможности для осуществления своей деятельности и инвестиций, будет получать возмещение по инвестиционному НДС. При экспорте он будет быстро получать возмещение по экспортному НДС.
Совершенствование налогообложения природных ресурсов предус-матривает введение: уплаты водного налога, сбора за право пользования объектами животного мира и водными биоресурсами, платежей за негативное воздействие на окружающую природную среду, системы платежей за пользование лесными ресурсами.
Все эти предложения оформлены и внесены на обсуждение в Государственную Думу.
Планируется увеличение с 2004 г. имущественного вычета при налогообложении доходов физических лиц с 600 тыс. руб. до 1 млн. руб., что позволит усилить стимулирование жилищного строительства в Российской федерации.
Отмена налогового контроля над расходами физических лиц — еще один шаг. В том виде, в котором этот контроль над расходами сегодня осуществляется, когда он не доведен, как в других странах, до права налоговых инспекций доначислять налоги и судиться с гражданами в случае их несогласия, этот контроль не эффективен. В 2001 г. этот контроль принес в бюджет только 12 млн. руб. дополнительных налогов. Дороже оказалось содержать армию контролеров.
Еще один необходимый шаг — это отмена некоторых местных налогов и сборов: на содержание милиции, с владельцев собак, за парковку автотранспорта, за уборку территорий населенных пунктов. Некоторые из этих мер уже осуществлены. Планируется введение единого налога на сельхозтоваропроизводителей подобно налогу, который введен для малого бизнеса.
Изменяется режим применения государственной пошлины: размер пошлины при обращении в суды и за совершение нотариальных действий планируется снизить в среднем в 2-2,5 раза. Предстоит отмена налога на операции с ценными бумагами и налога на использование наименования «Россия».
Реализация налоговой реформы в 2004 г. также включает:
введение специального налогового режима для участников соглашения о разделе продукции;
снижение эффективной ставки единого социального налога на 5 процентных пунктов (до 25% ФОТ). При этом снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда составит 160- 200 млрд. руб.;
введение единой ставки НДС в размере 15% при благоприятной финансовой ситуации. Снижение налоговой нагрузки при этом составит 0,9% ВВП, или 160 млрд. руб.
Выработка согласованной налоговой политики является сложным и длительным процессом. Это обусловлено тем, что задачи налогообложения и задачи отдельных министерств и ведомств весьма противоречивы. Цель налоговой политики — обеспечивать устойчивый рост и совершенствование структуры промышленного производства. А условие этого — снижение налоговой нагрузки. Налоговая политика и налоговая нагрузка должны стимулировать развитие отраслей производства обрабатывающей промышленности, поскольку сегодня многие виды налогов наиболее благоприятны для сырьевых отраслей.
Например, единый социальный налог. Сегодня его , шкала такова, что обрабатывающая промышленность патит полную ставку в отличие от добывающих отраслей, имеющих регрессивную ставку налога. Мннпром предлагает совместно с другими ведомствами снизить эффективную ставку ЕСН за счет усиления эффекта регрессивной шкалы Это положительно повлияет на coстояние, в первую очередь, обрабатывающе промышленности.
Поэтому необходимо кардинальное снижение ставки ЕСН не позднее 2005 г., а лучше — 2004 г., сокращение эффективной ставки с 30% до 20% и менее в диапазоне, приемлемом для обрабатывающих отраслей.
То же самое касается вопроса с возмещением НДС при экспорте. Механизм возмещения НДС для таких традиционных экспортеров, как добывающие отрасли, отработан. В обрабатывающей промышленности, особенно по производству продукции с длительным циклом, возмешение НДС затягивается на срок до года и дольше.
В связи с этим Министерство промышленности, науки и технологий предлагает существенно сократить срок возврата НДС по экспортным операциям. Необходимо также отменить налог с продаж. Если эти предложения будут приняты, то обрабатывающая промышленность получит основные стимулы для ускорения своего развития.
2. Проблемы развития налоговой политики в РФ
2.1 Недостатки налоговой системы
Налоги прочно вошли в нашу жизнь с переходом экономики на рыночные отношения. С тех пор процесс совершенствования механизма исчисления налогов не прекращался ни на один день. Создавать налоговую систему страны пришлось практически заново, при отсутствии достаточного отечественного опыта. Необходимо было сформировать современный механизм исчисления и уплаты налогов. Достижения были существенны, но и недостатков было много.
При наличии ряда положительных моментов (уменьшение числа налогов, снижение налоговой нагрузки, снижение ставки НДС, плоская шкала налога на доходы физических лиц, снижение ставки ЕСН с 2005 г., повышение эффективности налогового администрирования) налоговая реформа далека от завершения. Много "минусов" в первой части НК РФ и принятых главах второй его части. Не решен ряд принципиальных проблем налоговой реформы. К их числу относятся:
-непродуманность концепции реформы;
-ежегодные многочисленные поправки к НК РФ, носящие принципиальный характер. Некоторые главы НК РФ ("Акцизы", "Единый сельскохозяйственный налог") переписаны заново. Но главу об акцизах вновь придется переделывать. Необходимо "распутать" запутанную систему налогообложения нефтепродуктов; пере смотреть систему налогообложения акцизами табачных изделий, из-за которой бюджет необоснованно теряет миллиарды рублей;
-отсутствие стабильности налоговой системы. Отдельные главы НК РФ принимались и продолжают приниматься без достаточных обоснований, нередко - "с листа". Процесс принятия поправок продолжается в текущем году и будет продолжаться в 2005 г[8].
Не продумана до конца концепция единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности: налог поступает в местные бюджеты, а все его элементы установлены НК РФ. Его надо и будут менять! Упрощенная система налогообложения резко снизила налоговую нагрузку. Однако она не обеспечила роста числа малых предприятий, а привела лишь к дроблению крупных компаний. Затянулся процесс принятия глав НК РФ о налоге на имущество физических лиц и налога с наследства и дарения. Эти главы вступят в действие не ранее 1 января 2006 г. Вызывает серьезное сомнение решение вопроса о статусе таможенной пошлины. Исключение таможенной пошлины (а она обладает всеми признаками налога) из налоговой системы - серьезная ошибка. Во-первых, встает вопрос о легитимности таможенной пошлины. Во-вторых, этот платеж становится прерогативой исполнительной власти. ГТС России и ее органы издали около 4 тыс. подзаконных актов для участников ВЭД. Размывается нормативная база, усложняется контроль, что дает возможность минимизировать, а нередко и не платить платежи.
Особенную обеспокоенность вызывает проблема воздействия ценообразования на систему налогообложения. В первую очередь речь идет о трансфертном ценообразовании. Налогоплательщики используют несовершенство ст. 40 НК РФ и положений Бюджетного кодекса. Вертикально интегрированные компании (к ним относятся не только предприятия по добыче и переработке нефти, но и отдельные отрасли машиностроения, цветная и черная металлургия, производство табачных изделий и др.) пользуются ст. 40 НК РФ в целях уменьшения налогообложения. Кроме того, эта статья позволяет одному субъекту РФ получать дополнительные доходы за счет бюджетов других регионов страны. "Думается, что отклонение договорных цен от рыночных не более чем на 5-7% - вещь вполне реальная. Естественно, что данное положение не следует распространять на сезонные цены, на некондиционные товары и на некоторые другие случаи, когда цены могут отклоняться от рыночных более чем на этот установленный предел.
Реформа в налогообложении не может считаться законченной, пока не решиться до конца проблема акцизного налогообложения в ликероводочной промышленности. Сегодня примерно с половины потребляемой в России водки не платятся акцизы. По приблизительным оценкам, из-за производства контрафактной алкогольной продукции бюджет теряет порядка 70 млрд руб. в год. Нелегальная водка, с которой не платятся акцизы, производится вовсе не в подвалах, а на действующих предприятиях, которые работают официально, сдают отчетность в налоговые органы. Имеются два пути решения этой проблемы. Первый: определить для предприятий отрасли пороговую величину, процент загрузки мощностей, с которой оно будет платить единый налог на вмененный доход. Второй: вернуться к государственной монополии на спирт. Оба предложения Счетной палаты РФ пока находятся на стадии рассмотрения.
Мнение о необходимости резкого увеличения нагрузки на сырьевой сектор - ошибочно. Важнее не изъять больше налогов, а сохранить эту отрасль. От нее сегодня зависит развитие экономики. Надо отдавать себе отчет в том, что для развития этой отрасли нужны огромные капитальные вложения. Необходимо существенно снизить ныне действующие ставки НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых).
По проекту бюджета на 2005 г., намечен существенный рост возмещения НДС при осуществлении экспортных операций. Динамика возмещения НДС по экспорту значительно опережает динамику объема экспорта. Более серьезно и масштабно стоит проблема вычетов НДС по внутренним операциям. В рамках действующего законодательства могут возникнуть обстоятельства, при которых суммы налога, начисленные к уплате в бюджет, и суммы налога, принятые к вычету, окажутся равными, что противоречит экономическому смыслу и сути НДС. Решение о введении НДС-счетов, принятое Правительством в конце 2003 г., могло коренным образом изменить ситуацию с администрированием НДС, но оно было отменено через несколько месяцев. На заседании Правительства 30 сентября 2004 г. было принято решение бороться со злом через механизм электронных счетов-фактур. Однако прозрачность операций ни в коей мере не ликвидирует то звено в цепи посредников, которое, получив от покупателя НДС, не вносит его в бюджет. Проблема хищения государственных средств через механизм возмещения НДС сама по себе без принципиальных изменений соответствующих норм НК РФ не решится[9].
Неизбежно встает проблема инвестирования в сферу недропользования. Серьезную озабоченность вызывает значительная монополизация нефтяного рынка: 1/3 нефтяного рынка принадлежит Юкосу и Сибнефти. Роль мелкого и среднего бизнеса в нефтяной отрасли России крайне мала. Его доля составляет всего лишь 5%, в то время как в США эта цифра составляет 52%, в Германии - 49%. Монополизация рынка ведет к росту цен на нефть на внутреннем рынке. Скачкообразный рост цен на нефть не приветствуется и самими нефтяными компаниями, так как это ведет к росту сумм налоговых платежей, влияет на состав затрат других отраслей.
С начала 2005 г. из системы налогов и сборов исключаются таможенные пошлины и таможенные сборы. Как для законодателя проблема определения статуса таможенных пошлин и таможенных сборов важна по трем причинам: соответствие Конституции РФ и другим федеральным законам, последствия для бюджета, защита интересов плательщиков. Таможенная пошлина обладает признаками налога, а таможенные сборы - признаками сборов, сформулированными в ст. 8 НК РФ. В налоговом характере этих платежей не сомневаются большинство современных, советских и дореволюционных специалистов. Конституционный Суд РФ также неоднократно делал выводы о налоговом характере таможенных пошлин и сборов. Изменение правового статуса таможенных пошлин и сборов приведет к тому, что в соответствии с ч. 3 п. 5 ст. 3 НК РФ на организации и физических лиц нельзя будет возложить обязанность уплачивать данные платежи. Складывающаяся законодательная неопределенность рано или поздно приведет к массовым обращениям участников внешнеэкономической деятельности в суды. Если суды, разбирая подобные споры, будут руководствоваться буквой закона, а не соображениями государственной целесообразности, то итогом нововведений, скорее всего, станут потери доходов федерального бюджета. В неравном положении окажутся те налогоплательщики, у которых нет возможности привлекать адвокатов для защиты своих интересов в судах. Есть опасение, что после изменения статуса таможенных пошлин и сборов исполнительная власть получит дополнительные возможности по регулированию этих платежей на основе не законодательства о налогах и сборах, а "рамочных" законов, до пускающих возможности различных толкований и, что особенно тревожно, ведомственных актов, таких как информационные письма.
2.2 Проблемы и перспективы налоговой политики России
Сергей Дмитриевич Шаталов, заместитель министра финансов РФ, свой доклад на тему: "Налоговая политика РФ в 2005 - 2010 гг." начал со слов о том, что налоговая политика - это искусство возможного; налоговая политика - это всегда компромисс между многими заинтересованными группами. Налоговые законы, принимаемые Государственной Думой, практически всегда значительно отличаются от первоначальных проектов, представленных Правительством. Особое внимание в докладе было уделено проблеме трансфертного ценообразования: "В настоящее время мы не в состоянии эффективно контролировать трансфертное ценообразование. Необходимо совершенствовать первую часть Налогового кодекса РФ". В ноябре-декабре текущего года в Государственную Думу поступит законопроект по трансфертному ценообразованию[10].
В докладе прозвучал тезис о необходимости пере вода отношений государства с налогоплательщиком на качественно новый уровень. Налоговая политика государства должна способствовать не только реализации фискальных задач, но и формированию сознательного отношения налогоплательщика к его обязанности уплачивать законодательно установленные налоги. Неукоснительно должен соблюдаться принцип "Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать платежи, обладающие признаками налога и сбора, но не установленные Налоговым кодексом РФ". Особый акцент сделан на проблеме эффективного налогового администрирования. Налоговое администрирование не должно преследовать чисто фискальных целей. Оно должно создавать равноконкурентную среду для налогоплательщиков. Должна быть жесткая регламентация обязанностей налоговых органов в работе с налогоплательщиком.
С 2005 г. отменяется налог на рекламу, сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний", налог на операции с ценными бумагами (вместо данного налога будет взиматься государственная пошлина). Многолетняя работа над главой НК РФ "Государственная пошлина" успешно завершена. Эта глава прошла утверждение в Совете Федерации. С 2006 г. будет введен новый порядок исчисления и взимания земельного налога, а в Москве новый вариант земельного налога будет введен уже в 2005 г. Существенные изменения произойдут в налоге на имущества физических лиц и налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.
Принципиальные изменения в ближайшее время коснутся косвенных налогов. С 2006 г. ожидается отмена дифференциации ставок НДС и установление единой для всех ставки - 16%. Предполагается переход к методу начислений при исчислении налоговой базы по НДС, введение упрощенной системы возмещения НДС экспортерам (переход от разрешительного к уведомительному порядку на возмещение НДС, составление одной декларации). Для налогоплательщиков, которые осуществляют капитальные вложения, предусматривается введение ускоренного возмещения НДС. С 1 января 2005 г. в отношении стран СНГ перешел на полный переход по принципу "страны назначения", который используется в странах Евросоюза.
По-прежнему остается проблемой то, что суммы НДС, предъявляемые к возмещению из бюджета, растут несоизмеримо быстрее сумм НДС к уплате. Относительно вопроса использования электронных счетов-фактур по НДС, отмечено, что налоговым органам крайне важно отслеживать суммы НДС, которые циркулируют в налоговой системе, в режиме реального времени. В основе решения вопроса должно лежать ус коренное обновление банковских технологий и кардинальное изменение ситуации с компьютерным обеспечением расчетов.
Правительство РФ должно иметь ясное и стабильное представление о том, какой должна быть общая стратегия налоговой политики и взаимоотношений с налогоплательщиками. Именно такая стратегия должна сопоставляться с опытом других стран при решении возникающих проблем.
Налоговая нагрузка по сути своей зависит от функций, исполняемых государством. В процессе определения роли государства в условиях рыночной экономики авторам реформ необходимо учитывать, насколько эффективно рынок, частный сектор смогут обеспечить оптимальное развитие экономической и социальной сфер страны при соблюдении интересов граждан. Каждый налогоплательщик дол жен вносить свой справедливый вклад в финансирование расходов государства. Плата, вносимая налогоплательщиком, должна соответствовать получаемым услугам и льготам.
Компетентное и эффективное налоговое администрирование является неотъемлемой частью процесса сбора налогов и борьбы с налоговыми преступлениями. Налоговые органы должны быть наделены всеми полномочиями, необходимыми для проведения проверок, доначисления налоговых платежей и принятия соответствующих санкций в случаях нарушения налогового законодательства. С другой стороны, налогоплательщики также должны иметь определенные гарантии и права, которые будут защищать их от необоснованных действий налоговых органов. Налогоплательщики должны иметь защищенные права на доступ к информации, на ведение переговоров в случае возникновения споров с налоговыми органами, а также, в случае необходимости, на судебную защиту.
Кроме того, эффективность любого налога будет ничтожна, если основные принципы такого налога не будут поддержаны судебной системой низшей инстанции. Так, во многих случаях суды в Западной Европе и США признают преимущество экономической сущности сделки над ее формой. По всей видимости, российским судам пока не удалось установить подобных прецедентов[11].
Набирающий темпы процесс глобализации, налоговая конкуренция между странами в борьбе за капитальные инвестиции, а также развитие системы регулирующих мер Европейского союза изменили тенденцию, согласно которой страны вправе полностью самостоятельно определять свою налоговую политику. Несмотря на данный тезис, международное влияние на решения, принимаемые в сфере налоговой политики отдельными странами, ни в коей мере не имеют приоритета над защитой национальных интересов отдельных стран.
3 Сравнительный анализ налогового законодательства России и зарубежных стран
Изучение налоговых систем развитых зарубежных стран, имеющих богатейший опыт в области налогообложения, позволяет дать оценку изменениям, происходящим в Российской Федерации в последние годы, и вместе с тем воспользоваться лучшими достижениями в этой области государственной деятельности.
Налоговая политика большинства зарубежных стран ориентирована на привлечение частного капитала в экономику, а в качестве методик использует стимулирующие или сдерживающие меры, но не административно-командный механизм.
Современная налоговая система России на стадии становления и развития позаимствовала ряд принципов налогообложения западных стран, сохраняется эта тенденция и сейчас. Сравнительно недавно общими для всех систем стали следующие принципы:
- компании - резиденты государства уплачивают налоги со всех своих доходов, в том числе с полученных за рубежом; для устранения двойного налогообложения налог, уплаченный в стране, с которой государство заключило специальное соглашение, учитывается в пределах внутренней ставки налога;
- физическое лицо считается резидентом страны, если находится в ней более 183 дней в течение одного налогового периода;
- отсутствуют льготы по налогу на прибыль для малого бизнеса (компенсационные высокие ставки налога в среднем диапазоне дохода в США, Великобритании, уплата корпоративного налога по полной ставке закрытыми (семейными) компаниями в Великобритании*(1); отмена льгот в первые годы деятельности малого предприятия в Российской Федерации);
- применение метода ускоренной (нелинейной) амортизации при расчете налога на прибыль;
- усиление налогообложения с помощью имущественных налогов (увеличение налога на прибыль за счет налога на прирост капитала в 1,1-1,3 раза в зарубежных странах; переход на фактическую стоимость имущества при его налогообложении в Российской Федерации);
- налогообложение подоходным налогом натуральной оплаты труда.
И все же отличий в законодательстве России и зарубежных стран во много раз больше, нежели общих черт. Это обусловлено двумя моментами: учетом национальных особенностей Российской Федерации и определенным отставанием молодой налоговой системы страны[12].
Таблица 2
Отличия системы стимулирующих мер зарубежных стран и Российской Федерации
Наименование зарубежных стран |
Позиция в системе налогообложения зарубежных стран |
Позиция в системе налогообложения Российской Федерации |
Германия |
необлагаемые надбавки к инвестициям земель из бюджета; налоговые льготы фирмам, инвестирующим капитал в слаборазвитые земли |
Продолжение табл.2
Великобритания Франция Италия |
сдача в аренду производственных зданий в целях технического раз вития регионов с временным освобождением от налога на прирост капитала |
|
Норвегия Швеция |
поощрение децентрализации промышленных предприятий: -взносы в социальные фонды от 0% в северных районах до 14,1% в центральных; - для сельских северных районов взносы ниже на 5 10% стимулируются не предприятия, а работники дифференциацией районного коэффициента |
стимулируются не предприятия, а работники дифференциацией районного коэффициента |
Германия Франция |
налоговые льготы при создании рабочих мест и переподготовке кадров своими силами |
расходы на переподготовку кадров включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), косвенно снижая налогооблагаемую разницу доходов и расходов |
Бельгия |
освобождение от корпорационного налога на 6лет компаний, добившихся роста производительности тру да при увеличении занятости и улучшении использования производственных мощностей |
|
Франция Китай Италия |
освобождение от налогов вновь созданных предприятий в "отсталых" регионах: -24 месяца полное освобождение от корпорационного налога, в после дующие три года - на 75, 50 и 25% - льготы по налогу на прибыль; - в течение 10лет освобождение от корпорационного и местного налогов на предпринимательский доход |
была идентичная схема для малых предприятий до 1998 г. |
Франция |
уплата земельного налога в зависимости от того, застроен участок(налогооблагаемая база - 50% арендной стоимости) или не застроен(80%) |
при не целевом использовании участка земельный налог увеличивается в 2 раза |
Дания |
освобождение от подоходного налога прибыли о продажи квартиры(частного дома) при условии дли тельного проживания в них собственника, а также уменьшение налога при владении ими более 3 лет на 5% ежегодно, но не более 30% |
Стимулирующие меры (табл. 2) действуют чрезвычайно просто: капитал "перетекает" в выгодные инвестиционные проекты, в том числе предполагающие развитие "отсталых" регионов. Они направлены на борьбу с безработицей, развитие малого бизнеса, составляющего основу экономики некоторых стран, на развитие туризма и индивидуального строительства. Эти меры носят прямой характер: выполнение определенных условий гарантирует льготное налогообложение, позволяющее снизить налоговое бремя на величину до 30%. В России, если такие меры осуществляются, они лишь опосредованно влияют на налогооблагаемую базу.
Наличие стимулирующих мер предусматривает, с другой стороны, "антистимулирование", т.е. не запретительные меры, а создание условий, при которых некоторые виды доходов начнут сокращаться в силу естественных причин. Эта система действует в большинстве развитых стран не только в области налогов. В любой сфере это выглядит предельно просто: если на дорогах действует значительное ограничение скорости, оно подкреплено не только соответствующими знаками, но и бордюрами, снижающими скорость естественным путем.
Направленность этих мер аналогична действию стимулирующих факторов, но преобладающей областью здесь является решение социальных задач. Это обычно более узкие проблемы, возникающие периодически в каждой стране, такие, например, как противодействие водителей оснащению машин дорогостоящими катализаторами. Для большинства европейских государств сдерживающими мерами осуществляется попытка защитить интересы граждан страны, снизив эмиграционный поток в перенаселенную Европу[13].
Интересно отметить, что ограничительное воздействие направлено не только на налогоплательщиков, но и на налоговые органы, поскольку не позволяет им бесконтрольно изымать сверхнормативные средства в виде налогов.
Различия социальных аспектов налоговой политики зарубежных стран и Российской Федерации
Таблица 3
Наименование зарубежных стран |
Позиция в системе налогообложения зарубежных стран |
Позиция в системе налогообложения Российской Федерации |
I. Подоходный налог с физических лиц |
||
США, Канада, Германия, Италия ВеликобретанияНорвегия |
ведущее место подоходного налога с физических лиц в федеральном бюджете: -40% -28% |
поступает в региональный бюджет; - 10% из-за низких доходов населения |
США Германия |
Прогрессивная шкала ставок налога |
отменена, введен единый 13%-ный налог |
Германия |
учет возраста: - необлагаемый минимум увеличивается в 2,4 раза для лиц, достигших 64 лет |
|
Финляндия |
- дополнительные вычеты для лиц старше 65лет |
|
США, Япония, Германия |
может быть рассчитан на семью |
|
Норвегия, Финляндия, Швеция |
возможность получения налогового кредита на срок 3 года в отношении налога по дивидендам, уплаченного компанией при получении этих дивидендов физическими лицами |
|
Швеция |
возможность получения налогового кредита по зарубежным прямым на логам в пределах шведского подоходного налога |
|
Дания |
учет понесенных физическим лицом убытков: - суммы понесенных убытков могут уменьшать |
|
Финляндия |
налогооблагаемые доходы (прибыль) -убытки при продаже капитальных активов вычитаются либо в текущем году, либо могут быть перенесены в счет будущей прибыли на 3 года |
стоимость приобретенного имущества вычитается за ряд лет, реализуемого входит в доход, они не соотносятся, поэтому убытки не учитываются |
Финляндия |
ограничение суммы затрат к вычету из дохода (30% от стоимости акций или недвижимости) |
ограничены отдельные элементы затрат |
Испания |
подоходный налог, взимаемый с до хода за вычетом постоянного жалования (уже взят налог) и льгот, может возмещаться государством, если остаток отрицательный |
Убытки не возмещаются |
Продолжение табл. 3
Китай |
учет национальных особенностей: - резиденство имеет более длительные условия (год); - твердая сумма вычетов из налогооблагаемой базы и суммы налога(условия уравнивания граждан) |
как в большинстве стран183 дня; вычеты из базы дифференцированы, есть в твердой сумме |
II. Отчисления на социальное страхование |
||
CША |
значительная доля в федеральном бюджете (- 35%) |
номинально проходят через бюджет, часть в ведении внебюджетных фондов, ставки выше |
США, Германия |
делится между работодателем и работником (50% - 50%) |
Уплачиваются работодателем |
Норвегия Швеция |
учет возраста граждан: - 3% вместо 7,8% для доходов лиц моложе 17 и старше 69 лет; - для граждан старше 65 лет вместо 33% - 21, 39% выплачивается работодателями |
от возраста зависит только накопительная часть отчислений в Пенсионный фонд |
Дания |
Налогооблагаемая база для работника может уменьшаться на пожертвования, страхование по безработице, алименты, затраты на воспитание детей, транспортные расходы |
работники не уплачивают налог |
III. Налоги на имущество |
||
Норвегия |
учет стоимости имущества для льготного обложения малоимущих (снижение ставки налога, если оно менее 150 тыс. евро и более 65% налогооблагаемого дохода) |
есть только дифференциация ставки от стоимости имущества |
Франция Германия |
зависимость имущественных налогов от личностных факторов налогоплательщика: - доход от продажи жилья облагается по минимальным ставкам при сроке владения недвижимостью 2 года, по минимальным - 32; - повышение необлагаемого минимума имущества физического лица с60 до 90 тыс. евро при достижении им 60 лет |
|
Германия, Япония |
регулярная переоценка имущества раз в 3 года для пересчета налога |
переоценка только при смене статуса собственности |
Значительная часть государственных программ развитых зарубежных стран имеет социальную направленность, в том числе налоговая политика. Рассмотрим принципиальные отличительные черты налогообложения физических лиц на примере подоходного налога, отчислений на социальное страхование и налога на имущество (табл. 3).
Существенная доля "среднего" класса в структуре населения, частная единоличная собственность на крупные предприятия в Европе и США обусловливают высокую собираемость подоходного налога. Возможность получения льгот в прямой или косвенной форме усиливают комфортность проживания собственного населения. Вместе с тем необходимо признать, что для физических лиц ставки налогов в этих странах достаточно высоки, поэтому они стремятся устроиться на работу за рубежом, с тем чтобы снизить налоговое бремя.
Социальные налоги в России в отличие от развитых зарубежных стран с высоким уровнем жизни населения возложены только на предприятия и индивидуальных предпринимателей. Отменен обязательный 1%-ый платеж с работников в Пенсионный фонд. Появилось добровольное дополнительное страхование граждан в негосударственных фондах. Обязательное же пенсионное обеспечение обезличилось и зависит от заработной платы, проводимой работодателем в документах, а не от реального дохода работника.
Принципиально отличается налогообложение физических лиц - за рубежом оно учитывает возраст и имущественное положение гражданина. Социальная защита работающих пенсионеров в нашей стране все время дает сбои, лишая их части дохода или уравнивая со всеми остальными налогоплательщиками.
Одним из основных налогов любой системы является налог на прибыль организаций (корпорационный налог, налог на доходы корпораций и т.п.). Большинство отличий в этой области приходится на методики расчета статей доходов и расходов, а также на предоставляемые по налогу льготы. Этим вопросам должно быть посвящено отдельное исследование.
Принципиально различаются сроки подачи налоговых деклараций и уплаты налога. Причем существуют как более жесткие условия, например в Скандинавских странах, когда ряд документов необходимо подать до истечения налогового периода, так и более льготные. В целом организационным вопросам в налоговом законодательстве стран отводится существенная роль. От этого зависит собираемость налогов, т.е. доходность бюджетов всех уровней[14].
Заключение
Таким образом, налоговая политика является одной из основных составляющих государственного воздействия на экономику. Налоговая система России существенно отличается от систем развитых стран мира. Учет национальных особенностей наряду с мировым опытом выводит отечественное налогообложение на довольно высокий уровень, но временные рамки не позволяют учесть новейшие достижения в этой области развитых зарубежных стран. Безусловно, слепое копирование пагубно для любой налоговой системы, но в решении социальных и экономических программ эти страны существенно опережают Россию, следовательно, анализ положительных факторов организации налогового процесса дает дополнительные возможности развития.
На сегодняшний момент недостатки действующей системы налогового законодательства следующие:
-непродуманность концепции реформы;
-многочисленные поправки к НК РФ, носящие принципиальный характер;
-отсутствие стабильности налоговой системы.
Тем не мене Россия вышла на новую качественную ступень налоговая система России поднялась с введением первой части Налогового кодекса РФ и принятием первых глав второй его части. Современный этап налоговой ре формы характеризуется дальнейшим совершенствованием налогового законодательства, продолжением работы над новыми главами Налогового кодекса РФ. Но главное - активизируется налоговое администрирование, заработали юридические службы налоговых органов, что позволило повысить эффективность борьбы с незаконным уклонением от уплаты налогов.
Литература
1. Учетная и налоговая политика В. Дуленков // "Финансовая газета", N 29, июль 2002 г
2. Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год"
3. Актуальные вопросы формирования бюджета 2003 года (семинар В Репин). // Финансы - 2002 - №8 - с.16-20.
4. Астапов К.Л. Новые тенденции в бюджетной и налоговой политике. // Финансы - 2002 №10 - с.19-23.
5. Еланчук О. Взаимосвязь бюджетной и налоговой политики государства. // Проблемы теории и практики управления – 2001 №2 - с.28-32.
6. Бюджетно-финансовая политика: итоги и задачи. (Расширенное заседание коллегии Министерства финансов РФ). // Финансы - 2002 №3 - с.3-13.
7. Дворкович "Государственная финансовая политика", Вопросы экономики 2000 №4
8. Краткосрочные экономические показатели Российской Федерации /Госкомстат России. - М., март, 2003
9. Налоговая политика не должна быть оторвана от практики // "Российский налоговый курьер", N 21, ноябрь 2002 г.
10. Финансы России: Стат.сб./Госкомстат России. - М., 2002.
11. Силуанов А.Г. Государственный бюджет и экономическая политика в 2002 году
12. Налоги и налоговая политика // А.С. Бахмуров, "Российский налоговый курьер", N 7, июль 2000 г.
13. Налоговая реформа должна завершиться. Смирнова С. // Независимая газета №95 (2495) 30 мая 2001.
14. Переход на упрощенную систему налогообложения и НДС // М.В. Истратова, "Российский налоговый курьер", N 24, декабрь 2002 г.)
15. Налоговая система: реформы и эффективность // А.В. Аронов, "Налоговый вестник", N 5, май 2001 г.
16. Курс экономической теории // Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А., Киров, "АСА", 2002 г.
17. Финансы, денежное обращение и кредит/Под редакцией В.К.Сенчагова, А.И.Архипова-Москва: Проспект, 2001.-496с.
[1] Статья 1 в ред. Федерального закона от 08. 07. 99 N 151-ФЗ
[2] Налогового кодекса РФ: статьи 31 – 33.
[3] Закон РФ от 24. 06. 92 N 3119-1
[4] Закон РФ от 25. 02. 93 N 4549
[5] Закон РФ от 25. 02. 93 N 4549-1
[6] Статья 10 в ред. Федерального закона от 08. 07. 99 N 151-ФЗ
12Бюджетно-финансовая политика: итоги и задачи. (Расширенное заседание коллегии Министерства финансов РФ). // Финансы - 2003 №3 - с.4.
[8] Налоговая реформа: второе дыхание (В. Калгин, "Практическая бухгалтерия", N 6, июнь 2004 г.) С.4-5
[9] Налоговая реформа продолжается (М. Васильева, "Новая бухгалтерия", выпуск 10, октябрь 2004 г.) С.17-18
[10] Развитие налоговой системы Российской Федерации: опыт, проблемы, перспективы (обзор Круглого стола) (Н.П. Мельникова, "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 24, декабрь 2004 г.) С. 14-19
[11] Развитие налоговой системы Российской Федерации: опыт, проблемы, перспективы (обзор Круглого стола) (Н.П. Мельникова, "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 24, декабрь 2004 г.) С. 14-19
[12] Сравнительный анализ налогового законодательства России и зарубежных стран (А.В. Боброва, "Законодательство и экономика", N 7, июль 2004 г.) с.15-17
[13] Минфин взялся за улучшение налоговой системы (А. Дроздов, "Расчет", N 11, ноябрь 2004 г.) с.11
[14] Сравнительный анализ налогового законодательства России и зарубежных стран (А.В. Боброва, "Законодательство и экономика", N 7, июль 2004 г.) с. 19