Содержание
Аудиторская проверка выполнения трудового законодательства........ 3
2. Конспект аудиторского стандарта «Аудиторская выборка».............. 9
3. Консультация для бухгалтерской службы организации................... 17
Список литературы..................................................................................... 18
Аудиторская проверка выполнения трудового законодательства
Этот комплекс расчетов является весьма трудоемким на средних и крупных промышленных предприятиях. На небольших предприятиях и фирмах он подлежит проверке в составе расчетных операций.
Прежде всего целесообразно проверить, как осуществляется на предприятии соблюдение трудового законодательства. В этой связи аудитор должен проверить, как ведется оформление сотрудников при приеме и увольнении, учет рабочего времени сотрудников, как построена система оплаты труда и др.
Правильность оформления (прием на работу работников и оформление) проверяется по приказам, контрактам, трудовым соглашениям Что касается применяемых систем оплаты труда, то в основном используются сдельная и повременная системы оплаты труда.
Доходы, полученные физическими лицами в СКВ, для целей налогообложения учитываются по курсу Центрального банка России, действующего на дату получения дохода.
Удержания по исполнительным листам проверяют, пользуясь соответствующей формулой расчета. Проверка других видов удержаний не представляет сложности. К прочим видам относятся: удержания за товары, приобретенные в кредит; удержания по выданным ссудам; удержания по межрасчетным выплатам и др.
Особое внимание при проверке аналитического учета расчетов по оплате труда с работающими следует обратить на формирование совокупного дохода по работающим. Помимо прямых начислений в совокупный доход должны быть включены: стоимость натуральной оплаты работникам, вознаграждения по результатам работы за год, стоимость проезда к месту отдыха работников предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в отдаленных районах Дальнего Востока, стоимость бесплатно предоставляемого питания и продуктов, единовременные вознаграждения за выслугу лет и др.
Синтетический учет расчетов по оплате труда предусматривает проверку данных по счету 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" и корреспондирующих счетов. При журнально-ордерной форме учета обороты по кредиту этого счета проверяют по данным журналов-ордеров № 10 и 10/1, а дебетовые данные по счету 70 (выдача заработной платы, удержания и др.) — по данным журналов-ордеров № 1 "Касса", № 2 "Расчетный счет", № 8 — по счетам учета расчетов с бюджетом, депонентами и др.
При использовании автоматизированной формы учета контролю подвергаются записи в ведомостях дебетовых и кредитовых оборотов. Кроме того, сводные данные проверяют по главной книге (счета 70 и 69). Сальдо по этим счетам должны быть тождественны показателям баланса ф.№ 1 по статьям "Расчеты с кредиторами по оплате труда" и "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" раздела III пассива и по статье "Расчеты с прочими дебиторами" раздела II актива (в части долгов за работающими и органами страхования).
Для контроля расчетов по оплате труда используются следующие документы: первичные документы по учету выработки и заработной платы, расчетные (расчетно-платежные) ведомости, лицевые счета работающих, платежные ведомости и др.
Прежде всего проверяется соответствие итогов в ведомостях цехов, отделов общему итогу по предприятию. Далее контролируется правильность отнесения начисленной заработной платы на соответствующие счета затрат. Здесь необходимо руководствоваться Положением о составе затрат и другими нормативными документами.
Так, выплаты из фонда оплаты труда, включенные в себестоимость продукции, относятся в дебет счетов 20, 23, 25, 26 (производственные затраты), 29 (на расходы непроизводственных производств и хозяйств), 08 (капитального строительства). Затраты, относящиеся за счет остающейся в распоряжении предприятия прибыли, относятся на счет 81, за счет нераспределенной прибыли прошлых лет и отчетного года, на счет 88 (соответствующий субсчет).
Помимо расчетов по оплате труда необходимо проверить правильность расчетов по начислению налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды. С этой целью уточняют базу налогообложения для определения налогов, перечисляемых в бюджет (на нужды образования, транспортный налог и др.) и внебюджетные фонды (счет 69); по социальному страхованию, пенсионному обеспечению, медицинскому страхованию, по фонду занятости.
Наряду с проверкой аналитических и синтетических данных расчетов по оплате важное значение приобретает работа по улучшению организации этого участка учета. Для этой цели аудиторская фирма может порекомендовать следующее: автоматизировать расчеты по оплате труда, применять унифицированные формы документов, уточнить правильность выполнения расчетов, применить наиболее рациональные системы ведения аналитического учета по работающим и др.
Учет рабочего времени, соблюдения установленного режима работы и начисления заработной платы работающим, состоящим на повременной оплате труда, организуется в табеле учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф.№ Т-12). По этому документу можно проверить все необходимые данные по каждому работающему, включая отработанное время, дни отпуска, время нахождения в командировке, дни болезни и др.
Далее осуществляется проверка расчетов по оплате труда. Это довольно трудоемкий процесс, поэтому аудитор проводит проверку наиболее значимых расчетов.
Заработная плата, начисленная по сдельным расценкам, повременно, по тарифным ставкам и окладам, премии за производственные показатели относятся в дебет счетов учета затрат на производства (расходов на продажу): 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» с кредита счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
Пособия по временной нетрудоспособности и прочие выплаты за счет средств органов социального страхования относятся в дебет счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и в кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
Начисление доходов от участия в организации, причитающихся работникам данной организации, отражается в бухгалтерском учете по кредиту счета 70 в корреспонденции со счетом 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) ».
Суммы начисленной оплаты труда рабочим и служащим за время оплачиваемых отпусков относятся в дебет счета 96 «Резервы предстоящих расходов» и в кредит счета 70 — в случае, если учетной политикой организации предусмотрено создание резерва на предстоящую оплату отпусков работников — или непосредственно в дебет счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) — если суммы на оплату отпусков не резервируются. При этом организация может отражать часть сумм, начисленных за дни отпуска, приходящиеся на следующие за отчетным месяцы, по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов».
Контроль аналитического учета расчетов по оплате труда может быть сплошным или выборочным. Обычно применяют выборочный метод контроля. Последовательность проверки может быть следующая. Вначале проверяют правильность справочных данных (льготы по подоходному налогу, данные по другим удержаниям, размер оклада и др.), далее проверяют правильность расчета начислений и удержаний. Для этой цели аудитор использует алгоритмы расчета по соответствующим видам оплат и удержаний.
По начисленным видам оплат можно проверить: начисление повременной оплаты, расчеты по среднему заработку, за дни пребывания в отпуске, премий и других видов оплат.
По удержаниям с работников необходимо проверить: правильность исчисления подоходного налога, расчета удержаний по исполнительным листам, расчетов по прочим видам удержаний.
При несовпадении данных, полученных аудитором, с бухгалтерскими записями необходимо установить причину расхождения, и если выяснится, что бухгалтер-расчетчик неправильно произвел расчеты, отметить ошибки, исправления и отметить о необходимости пересчета начисления и по другим работающим.
При контроле начислений, которые рассчитываются с использованием среднего заработка, прежде всего необходимо установить, правильно ли определен средний заработок. Если ошибки не обнаружены, то дальнейшие расчеты можно не проверять.
В соответствии с законодательством из заработной платы рабочих и служащих производятся следующие удержания и вычеты:
- подоходный налог, удерживаемый в соответствии с действующим налоговым законодательством;
- погашение задолженности по ранее выданным авансам, а также возврат сумм, излишне выплаченных в результате неверно произведенных расчетов;
- возмещение материального ущерба, причиненного работником организации;
- взыскание некоторых видов штрафов;
- по исполнительным документам;
- за товары, проданные в кредит;
- за брак продукции с виновных лиц;
- с подотчетных лиц по не возвращенным в кассу в установленный срок подотчетным суммам и т. д.
Кроме обязательных удержаний из оплаты труда рабочих и служащих могут производиться вычеты по письменному заявлению последних: перечисление в кредитные организации, перечисления страховым организациям, перечисление профсоюзных взносов, погашение ссуды на строительство и благоустройство садовых домиков и участков и т. д.
Все удержания из заработной платы в бухгалтерском учете отражаются по дебету счета 70. Учет расчетов по исполнительным документам организуется на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с организациями и лицами по исполнительным документам».
Выплата заработной платы работникам организации осуществляется путем выдачи наличных денежных средств из кассы организации, путем перечисления оплаты труда на лицевые счета работников, открытые в отделениях кредитных организаций, или на банковские карты работников.
Погашение задолженности организации перед работниками по оплате труда оформляется в бухгалтерском учете записью:
Д-т 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» К-т счетов учета денежных средств.
Не полученные работниками в срок суммы оплаты труда депонируются, и депонированные суммы сдаются в кредитную организацию на расчетный счет организации. Операции депонирования; заработнои платы отражаются по дебету счета 70 и кредиту счета 76, субсчет «Расчеты по депонированным суммам».
Аналитический учет по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» организуется по каждому работнику организации.
2. Конспект аудиторского стандарта «Аудиторская выборка»
От оценки аудитором состояния учета и внутреннего контроля на предприятии зависят и все его последующие действия. Так, если у аудитора в результате изучения отчетности организации и бесед с персоналом сложилась абсолютная уверенность в том, что отчетность составлена верно на основе правильных и достоверных исходных данных, то он может проводить выборочную проверку первичных документов и регистров учета.
В противном случае, когда, изучая отчетность клиента, аудитор остался не удовлетворенным правильностью оформления исходных данных, компетентностью бухгалтерского персонала, организацией внутреннего контроля, он обязан провести самую тщательную проверку и, как правило, сплошную. Поскольку в подобных случаях аудитор не может положиться на внутренние доказательства и может доверять только доказательствам, собранным самостоятельно.
Сплошная проверка всей финансово-хозяйственной деятельности очень трудоемка, но согласно нормам профессиональной этики аудитор должен либо убедиться в достоверности (недостоверности) бухгалтерской отчетности клиента, либо отказаться от выражения мнения о ней.
Аудиторская организация может проверить точность отражения в бухгалтерском учете сальдо и операций по счетам или проверить средства системы контроля сплошным образом, если число элементов проверяемой совокупности настолько мало, что применение статистических методов не правомерно, либо если применение аудиторской выборки менее эффективно, чем проведение сплошной проверки.
Чаще у аудитора бывает средняя степень уверенности в достоверности отчетности клиента. Она может быть вызвана тем, что по одним разделам учет хорошо организован, осуществляется квалифицированными специалистам! автоматизирован, налажен внутренний контроль со стороны главного бухгалтера и специалистов смежных участков учета, а по другим разделам учета складывается прямо противоположная картина.
Именно при средней степени уверенности необходимо применять выборочные методы контроля.
Аудиторская выборка представляет собой отобранные по определенным правилам элементы для формирования проверяемой совокупности в виде отдельных документов, записей и т.п.
Выборочная проверка — вид несплошного наблюдения. Она может быть двух видов:
• на соответствие;
• по существу.
Задача выборочной проверки на соответствие — установить, часто ли в проверяемом отчетном периоде нарушались нормы внутреннего контроля. Выборочная проверка на соответствие еще называется атрибутивной. Примером атрибутивной выборки может служить проверка такого элемента внутреннего контроля, как санкционирование руководством предприятия оплаты счетов-фактур на покупку материальных ценностей, оплату услуг сторонних организаций, сличение поступающих на предприятие материальных ценностей по наименованиям, количеству и качеству в натуре с данными сопровождающих их документов и др.
Задача выборочной проверки по существу состоит в измерении нарушений внутреннего контроля в стоимостном выражении. Выборочную проверку по существу иначе называют количественной. Примером количественной проверки может служить подтверждение сальдо счетов бухгалтерского учета, записей в первичных документах, получение подтверждений от третьих лиц, анализ показателей хозяйственной деятельности.
Метод выборочной проверки основан на принципах теории вероятностей, согласно которым можно получить довольно точные данные о целом по его относительно малой части.
При определении порядка проведения проверки конкретного раздела бухгалтерского учета аудиторская организация должна определить цели проверки и аудиторские процедуры, позволяющие достичь эти цели. Затем аудитор должен определить возможные ошибки, оценить необходимые ему доказательства, которые требуется собрать, и на основе этого установить совокупность рассматриваемых данных. Аудиторская организация при этом определяет изучаемую совокупность в соответствии с целями аудита, состоящую из набора единиц, которые могут быть идентифицированы определенным образом. Выборку элементов совокупности аудиторская организация проводит наиболее эффективным и экономным образом, позволяющим ей достичь поставленных целей аудита.
Организация любого выборочного исследования включает в себя определение:
• величины выборки (массива, поля проверяемой и генеральной совокупностей);
• единицы наблюдения;
• единицы отбора;
• методов отбора;
• объема выборки;
• проверки представительности (репрезентативности) выборки;
• порядка распространения выборочных данных на проверяемую совокупность.
Для достижения поставленных целей проверки необходимо определение соответствующей проверяемой совокупности, поскольку именно к ней относится заключение, сделанное на основе выборки.
Проверяемая совокупность — весь набор определенных элементов. В аудите в качестве элементов могут выступать бухгалтерские записи (проводки), статьи, записи, из которых делается выборка и о которых эта выборка должна представлять информацию.
Для составления проверяемой совокупности вся документация клиента разбивается на однородные массивы данных по различным признакам — характеру документов, материально ответственным лицам, временной последовательности и др. Например, если аудитор собирает информацию о дебиторской задолженности свыше определенной суммы, то исследуемой совокупностью будет совокупность всех бухгалтерских документов, записей, затрагивающих расчеты с дебиторами, но не менее чем на обусловленную сумму.
Единица отбора при таком типе выборок совпадает с единицей наблюдения— документом, подготовленным на предприятии клиента или полученным клиентом от третьих лиц.
Следует отличать единицу наблюдения от единицы отбора. Единица наблюдения при аудиторской проверке объективно обусловлена. Ею может быть какой-либо раздел или участок бухгалтерского учета, тип хозяйственных операций. В рамках одной и той же едилицы наблюдения единицы отбора могут быть различными. Эффективность выборки повышается при определении в качестве единицы отбора элемента наиболее детального уровня, но с условием, что этот элемент может быть проверен практически.
Аудиторская выборка проводится с целью применения аудиторских процедур в отношении менее чем 100% объектов проверяемой совокупности, под которыми понимаются элементы, составляющие сальдо счетов, или операции, представляющие обороты по счетам, для сбора аудиторских доказательств, позволяющих составить мнение о всей проверяемой совокупности. Для построения выборки аудиторская организация должна определить порядок проверки конкретного раздела бухгалтерской отчетности, проверяемую совокупность, из которой будет сделана выборка, и объем выборки.
Осуществляя выборку, аудиторская организация может разбить всю изучаемую совокупность на отдельные группы (подсовокупности), элементы, каждый из которых имеет сходные характеристики. Критерии разбиения совокупности должны быть такими, чтобы для;
любого элемента можно было четко указать, к какой подсовокупности он принадлежит. Данная процедура, называемая стратификацией, позволяет снизить разброс (вариацию) данных, что может облегчить работу аудиторской организации.
Обычно выборка должна быть репрезентативной (представительной). Это требование предполагает, что все элементы изучаемой совокупности имеют равную вероятность быть отобранными в выборку. Репрезентативность выборки обеспечивается одним из следующих способов отбора:
1) случайный — может проводиться по таблице случайных чисел;
2) систематический — предполагает, что элементы отбираются. через постоянный интервал, начиная со случайно выбранного числа. Интервал строится либо на определенном числе элементов совокупности (например, изучение каждого двадцатого документа из всех документов данной категории), либо на стоимостной их оценке (например, отбирается тот элемент, составляющий сальдо или оборот, на который приходится каждый следующий миллион рублей в совокупной стоимости элементов);
3) комбинированный — представляет собой комбинацию различных методов случайного и систематического отбора.
Аудиторская организация имеет право прибегать к нерепрезентативной, т.е. непредставительной, выборке только тогда, когда
профессиональное суждение аудитора по итогам проведения выборки не должно касаться всей совокупности в целом. Например, когда аудитор проверяет отдельно взятую группу операций либо класс операций, по которым установлены возможные ошибки. Для любой выборки аудиторская организация обязана:
• анализировать каждую ошибку, попавшую в выборку;
• экстраполировать полученные при выборке результаты на всю проверяемую совокупность;
• оценить риски выборки.
При анализе ошибок, попавших в выборку, аудиторская организация должна в первую очередь установить их характер.
Формируя выборку, следует описать, для достижения каких конкретных целей она проводится, и применительно к ним оценить найденные в выборке ошибки. Если поставленные цели проверки не были достигнуты с помощью выборочного исследования, то аудиторская организация может провести альтернативные аудиторские процедуры.
Аудиторская организация может оценить качественный аспект ошибок, т.е. их сущность и вызвавшую их причину, а также установить их влияние на другие участки аудита. Анализируя найденные ошибки, аудиторская организация может прийти к выводу, что они носят общие черты, связанные с типом операций, производственными единицами и подразделениями, для которых они найдены, с временем их возникновения и т.п. В этом случае аудиторская организация может разбить проверяемую совокупность на подсовокупности по соответствующим признакам и проверить каждую из них раздельно, получив тем самым более точные результаты.
Результаты по выборке аудиторская организация обязана распространить на всю проверяемую совокупность. Методы распространения результатов выборки на всю совокупность могут быть различны, но всегда должны соответствовать методам построения выборки. Если совокупность разбита на подсовокупности, то распространение должно быть проведено по каждой из них.
Аудитор должен убедиться, что ошибка в проверяемой совокупности не превышает допустимую величину. Для этого аудитор сравнивает ошибку совокупности, полученную посредством распространения, с допустимой ошибкой. Если первая ошибка оказалась больше допустимой, аудиторская организация должна повторно оценить риски выборки, и если сочтет их неприемлемыми, то ей следует расширить круг аудиторских процедур или применять аудиторские процедуры, альтернативные уже проведенным.
При определении объема (размера) выборки аудиторская организация должна установить риск выборки, допустимую и ожидае-' мую ошибки.
Риск выборки заключается в том, что мнение аудитора по опре^-деленному вопросу, составленное на основе выборочных данных, может отличаться от мнения по данному вопросу, составленному на основании изучения всей совокупности. Риск выборки имеется как при тестировании средств системы контроля, так и при проведении детальной проверки верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. В аудиторской практике различают риски первого и второго рода для тестов системы контроля и проверки верности оборотов и сальдо по счетам.
При тестировании средств контроля различают следующие риски выборки: ,
а) риск первого рода — риск отклонить верную гипотезу, когда результат выборки свидетельствует о ненадежности системы контроля, в то время как в действительности система надежна;
б) риск второго рода — риск принять неверную гипотезу, когда результат выборки свидетельствует о надежности системы, в то время как система контроля не обладает необходимой надежностью.
При проведении детальной проверки верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам различают следующие риски выборки:
а) риск первого рода — риск отклонить верную гипотезу, когда результат выборки свидетельствует, что проверяемая совокупность содержит существенную ошибку, в то время как совокупность свободна от такой ошибки;
б) риск второго рода — риск принять неверную гипотезу, когда результат выборки свидетельствует, что проверяемая совокупность не содержит существенной ошибки, в то время как совокупность содержит существенную ошибку.
Риск отклонения верной гипотезы требует проведения дополнительной работы со стороны аудиторской организации или экономического субъекта, в учете которого в результате проведенной выборки была обнаружена ошибка. Риск принятия неверной гипотезы ставит под сомнение сами результаты работы аудиторской организации.
Размер выборки определяется величиной ошибки, которую аудитор считает допустимой. Допустимая ошибка устанавливается на стадии планирования аудита в соответствии с выбранным аудитором уровнем существенности. Чем меньше размер допустимой ошибки, тем больше должен быть объем аудиторской выборки.
При тестировании средств системы контроля допустимой ошибкой является максимальная степень отклонения от установленных экономическим субъектом процедур контроля, которую аудиторская организация определила на стадии планирования. .
При проверке верности оборотов и сальдо по счетам допустимой ошибкой является максимальная ошибка в сальдо или в определенном классе проводок, которую аудиторская организация согласна допустить, чтобы совокупное влияние таких ошибок на весь Процесс аудита позволило ей утверждать с достаточной степенью достоверности, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных ошибок.
Если аудитор полагает, что в проверяемой совокупности содержится ошибка, ему необходима большая по объему выборка, чтобы установить, что общая величина таких ошибок в совокупности не превышает размера допустимой ошибки. Малый размер выборки используется, если аудитор предполагает, что совокупность свободна от ошибок.
Применение аудиторской выборки во многом зависит от организации системы внутреннего контроля экономического субъекта, включая контрольную среду и отдельные средства контроля.
Аудиторская организация в обязательном порядке отражает в рабочей документации аудитора все стадии проведения аудиторской выборки и анализ ее результатов.
3. Консультация для бухгалтерской службы организации
Содержание ситуации:
На склад организации, ведущей учет материалов по учетным ценам с использованием счетов 15 и 16, поступила партия (1000 шт.) полуфабрикатов без расчетных документов поставщика. Договорная стоимость данной партии полуфабрикатов составляет 59 000 руб., включая НДС 9000 руб. Учетная цена единицы указанных полуфабрикатов в соответствии с разработанной организацией номенклатурой – ценником составляет 48 руб. 300 шт. полуфабрикатов данной партии переданы в основное производство. Оплата поставщику произведена.
Каков порядок отражения данной операции в бухгалтерском учете?
Содержание операции |
Проводка |
Сумма |
Документ |
Оприходованы полуфабрикаты по учетным ценам |
Д 15-К 60 |
14400 |
|
Отражена задолженность перед поставщиками (по договорной цене п/ф без НДС) |
Д 50-К 60 |
44600 |
|
Отражена сумма НДС по полученным от поставщика п/ф |
Д 60-К 19 |
9000 |
|
Отражена в составе отклонений разница между договорной стоимостью полуфабрикатов и их учетной ценой |
Д 60-К 16 |
11000 |
ведомости переоценки материальных ценностей |
Отражен отпуск п/ф в основное производство по учетным ценам |
Д 20-К 60 |
33600 |
товарно-транспортные документы поставщиков |
Списаны отклонения в стоимости п/ф, отпущенных в производство |
Д 16- К 60 |
2000 |
ведомости переоценки материальных ценностей |
Список литературы
1. Шеремет А.Д., Суйц В.П. "Аудит" - М.: ИНФРА-М, 2004 г. -352с.
2. Терехов А.А. "Аудит"-М.: Финансы и статистика, 2005 - 512 с.
3. Аудит: Учебник для вузов / В.И.Подольский, А.А. Савин -М.: Юнити -Дана, аудит, 2003 г.- 583с.
4. Самоучитель аудитора и бухгалтера/Под ред. С.И.Поляновой.-М.: АКДИ “Экономика и жизнь”, 2004.
5. Суйц В.П., Смирнов Н.Б. Основы Российского аудита-М.: ИЦ “Анкил”, ИКЦ “ДИС”, 2004.