19.2. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ1)
|
1992 |
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
Оборот розничной торговли - всего, млрд. руб. (до 2000 г. - трлн. руб.) |
5,1 |
512 |
2352 |
3070 |
3765 |
4529 |
5598 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
оборот торгующих организаций |
4,0 |
376 |
1735 |
2294 |
2843 |
3454 |
4362 |
продажа товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках |
1,1 |
136 |
617 |
776 |
922 |
1075 |
1236 |
Из общего объема оборота розничной торговли, млрд. руб. (до 2000 г. - трлн. руб.) : |
|
|
|
|
|
|
|
продовольственные товары |
2,3 |
239 |
1093 |
1417 |
1754 |
2092 |
2556 |
непродовольственные товары |
2,8 |
273 |
1259 |
1653 |
2011 |
2437 |
3042 |
Товарные запасы в организациях розничной торговли (на конец года): |
|
|
|
|
|
|
|
всего, млрд. руб. (до 2000 г. - трлн. руб.) |
0,8 |
33,2 |
98,2 |
117,9 |
134,2 |
162,8 |
200,4 |
в днях торговли |
49 |
41 |
29 |
31 |
32 |
33 |
32 |
Среднегодовая численность работников организаций розничной торговли, тыс. человек |
2324 |
2627 |
2014 |
1945 |
2037 |
1829 |
1776 |
19.3. ИНДЕКСЫ ФИЗИЧЕСКОГО ОБЪЕМА ОБОРОТА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ (в процентах к предыдущему году)
|
1992 |
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
Оборот розничной торговли - всего |
100,3 |
94 |
109 |
111 |
109 |
109 |
112 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
оборот торгующих организаций |
90 |
93 |
110 |
112 |
110 |
110 |
115 |
продажа товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках |
173 |
96 |
106 |
107 |
106 |
105 |
105 |
Из общего объема оборота розничной торговли: |
|
|
|
|
|
|
|
продовольственные товары |
91 |
91 |
107 |
108 |
110 |
108 |
110 |
непродовольственные товары |
107 |
96 |
110 |
114 |
109 |
110 |
114 |
Удельный вес продажи товаров на рынках в объеме оборота розничной торговли (диаграмма)
19.16. УДЕЛЬНЫЙ ВЕС ПРОДАЖИ ТОВАРОВ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ В РЕСУРСАХ ТОВАРОВ в 2004 г.1)
1. Розничная торговля
Оборот розничной торговли в октябре 2005г. составил 631,8 млрд.рублей, что в товарной массе на 12,6% больше, чем в соответствующем периоде 2004г., в январе-октябре с.г. - 5536,7 млрд.рублей и больше на 11,8%.
Таблица 1
Динамика оборота розничной торговли
|
Млрд.рублей |
В % к |
|
соответствующему периоду предыдущего года |
предыдущему периоду |
||
2004г. |
|||
Январь |
396,5 |
109,9 |
81,4 |
Февраль |
397,4 |
111,2 |
99,4 |
Март |
433,6 |
111,3 |
108,4 |
I квартал |
1227,5 |
110,8 |
91,7 |
Апрель |
435,6 |
111,9 |
99,7 |
Май |
435,7 |
112,1 |
99,3 |
Июнь |
440,5 |
111,8 |
100,2 |
II квартал |
1311,8 |
112,0 |
104,4 |
I полугодие |
2539,3 |
111,4 |
|
Июль |
459,8 |
112,8 |
103,6 |
Август |
475,4 |
112,8 |
103,0 |
Сентябрь |
483,9 |
112,6 |
101,1 |
III квартал |
1419,1 |
112,7 |
105,9 |
Январь-сентябрь |
3958,4 |
111,9 |
|
Октябрь |
508,6 |
113,3 |
104,0 |
Январь-октябрь |
4467,0 |
112,0 |
|
Ноябрь |
521,2 |
114,1 |
101,4 |
Декабрь |
609,5 |
114,2 |
115,6 |
IV квартал |
1639,3 |
113,9 |
112,3 |
Год |
5597,7 |
112,5 |
|
2005г. |
|||
Январь |
478,4 |
109,3 |
77,9 |
Февраль |
481,5 |
109,8 |
99,9 |
Март |
528,3 |
110,0 |
108,6 |
I квартал |
1488,2 |
109,7 |
88,4 |
Апрель |
544,9 |
112,7 |
102,0 |
Май |
551,2 |
113,6 |
100,1 |
Июнь |
553,3 |
112,8 |
99,5 |
II квартал |
1649,4 |
113,0 |
107,5 |
I полугодие |
3137,6 |
111,4 |
|
Июль |
571,3 |
111,8 |
102,7 |
Август |
590,9 |
112,2 |
103,3 |
Сентябрь |
605,1 |
112,8 |
101,7 |
III квартал |
1767,3 |
112,3 |
105,2 |
Январь-сентябрь |
4904,9 |
111,7 |
|
Октябрь |
631,8 |
112,6 |
103,8 |
Январь-октябрь |
5536,7 |
111,8 |
|
В октябре 2005г. оборот розничной торговли на 78,9% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка); доля рынков составила 21,1% (в октябре 2004г. - соответственно 77,7% и 22,3%).
Таблица 2
Оборот розничной торговли торгующих организаций и продажа товаров на рынках
|
Октябрь 2005г., млрд. рублей |
В % к |
Январь- октябрь 2005г. в % к январю- октябрю 2004г. |
Справочно |
|||
октябрю 2004г. |
сентябрю 2005г. |
октябрь 2004г. в % к |
январь-октябрь 2004г. в % к январю- октябрю 2003г. |
||||
октябрю 2003г. |
сентябрю 2004г. |
||||||
Всего |
631,8 |
112,6 |
103,8 |
111,8 |
113,3 |
104,0 |
112,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
оборот розничной торговли торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей вне рынка |
498,7 |
114,4 |
103,7 |
113,3 |
115,7 |
103,7 |
114,4 |
продажа товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках |
133,1 |
106,5 |
104,2 |
106,6 |
105,5 |
104,9 |
104,4 |
Удельный вес импортных товаров в товарных ресурсах розничной торговли в III квартале 2005г. составил 43% (в III квартале 2004г. - 42%).
В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров в октябре 2005г. составил 45,1%, непродовольственных товаров - 54,9% (в октябре 2004г. - 44,5% и 55,5% соответственно).
Таблица 3
Динамика оборота розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами
|
Продовольственные товары |
Непродовольственные товары |
||||
млрд. рублей |
в % к |
млрд. рублей |
в % к |
|||
соответст- вующему пе- риоду пре- дыдущего года |
предыдущему периоду |
соответст- вующему пе- риоду пре- дыдущего года |
предыдущему периоду |
|||
2004г. |
||||||
Январь |
184,1 |
109,8 |
81,6 |
212,4 |
110,1 |
81,2 |
Февраль |
183,3 |
110,5 |
98,4 |
214,1 |
111,9 |
100,3 |
Март |
201,0 |
110,1 |
108,6 |
232,6 |
112,4 |
108,2 |
I квартал |
568,4 |
110,2 |
92,2 |
659,1 |
111,5 |
91,2 |
Апрель |
202,1 |
110,2 |
99,7 |
233,5 |
113,5 |
99,7 |
Май |
202,1 |
110,2 |
99,5 |
233,6 |
113,9 |
99,0 |
Июнь |
204,6 |
110,1 |
100,2 |
235,9 |
113,5 |
100,2 |
II квартал |
608,8 |
110,1 |
104,5 |
703,0 |
113,7 |
104,5 |
I полугодие |
1177,2 |
110,2 |
|
1362,1 |
112,6 |
|
Июль |
211,3 |
110,4 |
102,5 |
248,5 |
115,0 |
104,6 |
Август |
214,6 |
109,1 |
101,4 |
260,8 |
116,1 |
104,4 |
Сентябрь |
218,4 |
110,5 |
101,7 |
265,5 |
114,5 |
100,6 |
III квартал |
644,3 |
110,0 |
104,0 |
774,8 |
115,2 |
107,6 |
Январь-сентябрь |
1821,5 |
110,1 |
|
2136,9 |
113,5 |
|
Октябрь |
226,3 |
110,4 |
102,3 |
282,3 |
115,7 |
105,4 |
Январь-октябрь |
2047,8 |
110,2 |
|
2419,2 |
113,7 |
|
Ноябрь |
231,4 |
111,0 |
100,8 |
289,8 |
116,9 |
101,8 |
Декабрь |
277,2 |
111,5 |
117,8 |
332,3 |
116,8 |
113,8 |
IV квартал |
734,9 |
111,0 |
110,7 |
904,4 |
116,4 |
113,7 |
Год |
2556,4 |
110,4 |
|
3041,3 |
114,4 |
|
2005г. |
||||||
Январь |
220,9 |
107,4 |
78,7 |
257,5 |
111,1 |
77,3 |
Февраль |
223,7 |
109,2 |
100,0 |
257,8 |
110,5 |
99,8 |
Март |
246,4 |
108,9 |
108,3 |
281,9 |
111,2 |
108,8 |
I квартал |
691,0 |
108,5 |
90,2 |
797,2 |
110,9 |
87,0 |
Апрель |
254,5 |
111,1 |
101,7 |
290,4 |
114,1 |
102,3 |
Май |
259,0 |
111,9 |
100,3 |
292,2 |
115,1 |
99,8 |
Июнь |
257,8 |
109,7 |
98,2 |
295,5 |
115,6 |
100,7 |
II квартал |
771,3 |
110,9 |
106,8 |
878,1 |
114,9 |
108,2 |
I полугодие |
1462,3 |
109,7 |
|
1675,3 |
113,0 |
|
Июль |
266,0 |
110,0 |
102,7 |
305,3 |
113,6 |
102,7 |
Август |
270,0 |
110,6 |
102,0 |
320,9 |
113,7 |
104,4 |
Сентябрь |
275,2 |
111,1 |
102,2 |
329,9 |
114,4 |
101,2 |
III квартал |
811,2 |
110,6 |
103,7 |
956,1 |
113,9 |
106,6 |
Январь-сентябрь |
2273,5 |
110,0 |
|
2631,4 |
113,3 |
|
Октябрь |
284,7 |
111,9 |
103,0 |
347,1 |
113,5 |
104,5 |
Январь-октябрь |
2558,2 |
110,2 |
|
2978,5 |
113,3 |
|
14.2. СТРУКТУРА ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ ПО ОСНОВНЫМ ОТРАСЛЯМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ1) (в ценах 1999 г.; в процентах к итогу)
|
1992 |
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
Вся промышленность |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
электроэнергетика |
8,1 |
10,5 |
9,2 |
8,8 |
8,5 |
8,1 |
7,6 |
топливная промышленность |
14,0 |
16,9 |
15,8 |
15,9 |
16,4 |
16,9 |
17,1 |
из нее: |
|
|
|
|
|
|
|
нефтедобывающая |
9,0 |
10,9 |
10,4 |
10,7 |
11,3 |
11,8 |
12,1 |
нефтеперерабатывающая |
2,3 |
2,6 |
2,3 |
2,2 |
2,3 |
2,2 |
2,1 |
газовая |
1,4 |
1,8 |
1,7 |
1,6 |
1,6 |
1,6 |
1,5 |
угольная |
1,2 |
1,5 |
1,4 |
1,4 |
1,3 |
1,3 |
1,3 |
черная металлургия |
6,7 |
7,7 |
8,6 |
8,1 |
8,1 |
8,3 |
8,2 |
цветная металлургия |
7,3 |
9,0 |
10,3 |
10,3 |
10,5 |
10,5 |
10,3 |
химическая и нефтехимическая промышленность |
6,4 |
6,3 |
7,5 |
7,4 |
7,3 |
7,1 |
7,2 |
машиностроение и металлообработка |
23,8 |
19,2 |
20,5 |
20,8 |
20,5 |
21,1 |
22,2 |
лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность |
5,9 |
5,1 |
4,8 |
4,7 |
4,7 |
4,5 |
4,3 |
промышленность строительных материалов |
4,4 |
3,7 |
2,9 |
2,9 |
2,9 |
2,9 |
2,9 |
легкая промышленность |
5,2 |
2,3 |
1,8 |
1,8 |
1,7 |
1,5 |
1,4 |
пищевая промышленность |
14,5 |
15,3 |
14,9 |
15,3 |
15,8 |
15,6 |
15,4 |
мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность |
2,1 |
2,0 |
1,6 |
1,6 |
1,4 |
1,3 |
1,2 |
1) В этой и последующих таблицах раздела данные по отраслям приведены: по химической и нефтехимической промышленности - включая химико-фармацевтичес- кую промышленность, по машиностроению и металлообработке - включая промышленность медицинской техники.
7.5. СОСТАВ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ(млрд. рублей; до 2000 г. - трлн. руб.)
|
1992 |
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
Денежные доходы - всего |
7,100 |
910,9 |
3983,9 |
5325,8 |
6831,0 |
8901,6 |
10850,8 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
доходы от предприниматель- ской деятельности |
0,600 |
149,7 |
612,2 |
672,2 |
810,7 |
1068,3 |
1268,5 |
оплата труда1) |
5,227 |
571,8 |
2501,9 |
3439,5 |
4496,2 |
5689,6 |
6859,6 |
социальные выплаты |
1,014 |
119,5 |
551,1 |
808,3 |
1040,5 |
1253,4 |
1492,7 |
доходы от собственности |
0,071 |
59,0 |
270,9 |
304,6 |
353,8 |
694,5 |
991,5 |
другие доходы |
0,188 |
10,9 |
47,8 |
101,2 |
129,8 |
195,8 |
238,5 |
Денежные расходы и сбережения - всего |
7,100 |
910,9 |
3983,9 |
5325,8 |
6831,0 |
8901,6 |
10850,8 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
покупка товаров и оплата услуг |
5,175 |
641,7 |
3009,4 |
3972,8 |
5001,8 |
6148,3 |
7601,1 |
обязательные платежи и разнообразные взносы |
0,577 |
50,9 |
309,8 |
473,0 |
586,9 |
737,5 |
1051,7 |
приобретение недвижимости |
0,003 |
1,0 |
47,7 |
75,4 |
119,8 |
180,1 |
155,2 |
прирост финансовых активов |
1,345 |
217,3 |
617,0 |
804,6 |
1122,5 |
1835,7 |
2042,8 |
из него прирост, уменьшение (-) денег на руках у населения |
0,968 |
33,1 |
110,1 |
104,0 |
119,2 |
241,2 |
188,7 |
1) Включая скрытую (официально не учтенную) заработную плату.
1. НОВОСИБИРСКИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ
Существует мнение, что нормальному развитию новосибирских производителей продуктов питания широкого потребления мешает наличие на нашем рынке огромного количества товаров (достаточно дешевых и не всегда лучшего качества), произведенных за рубежом и в соседних регионах. При этом происходит значительный отток денежных средств из бюджета Новосибирска. Да и сами местные производители не получают достаточно средств для собственного развития.
Если говорить о потребителях, то при нынешнем уровне доходов было бы естественным предположить, что на потребительский выбор жителей нашего города наиболее существенное влияние оказывает именно цена товара.
Итак, логичным выходом из сложившейся ситуации видится следующее: ограничить проникновение на новосибирский рынок продуктов питания низкокачественных товаров из соседних регионов, путем введения протекционистских мер.
Но чего же на самом деле не хватает местному производителю для того, чтобы завоевать новосибирскую потребительскую аудиторию? Только ли поддержки со стороны местных властей? Может быть, они не умеют достаточно хорошо рекламировать себя и свой товар? Или "хромает" качество? И является ли на самом деле цена предлагаемых товаров решающим фактором при формировании потребительских предпочтений?
Задавшись целью ответить на эти и ряд других вопросов, агентством "СоциоМар" в анкету исследования по проекту "Наш Город" был включен блок вопросов на тему "Новосибирские производители продуктов питания"
Цель включения данного тематического блока: Изучение потребительских предпочтений и мнения населения города Новосибирска относительно продуктов питания широкого потребления по следующим категориям:
- Колбасные изделия.
- Кондитерские изделия (конфеты, шоколад).
- Масло, маргарин.
- Кисломолочные продукты (йогурт и т. п., сыр).
- Макаронные изделия.
- Чай, кофе.
Предмет: Мнение и потребительские предпочтения жителей города Новосибирска относительно продуктов питания отечественного (местного) и импортного производства.
Объект: Жители города Новосибирска.
Задачи:
- Выявить наличие потребительских предпочтений в пользу отечественных (импортных) товаров. Выявить наиболее значимые факторы, влияющие на формирование потребительских предпочтений.
- Выяснить мнение жителей города Новосибирска относительно условий существования на городском рынке местных производителей продуктов питания.
В целом, при приобретении продуктов питания большинству респондентов наиболее важно качество товара, на втором месте по значимости - стоимость. При этом достаточно большое влияние на выбор оказывает то, кем или где был произведен товар - в среднем этот фактор отмечает каждый четвертый респондент.
Но в каждой отдельной категории продуктов питания прослеживаются свои закономерности. Например, при выборе масла и маргарина для респондентов наибольшее значение имеет качество товара, а на цену товара они практически не обращают внимания.
Хотелось бы отметить патриотизм жителей города - большинство опрошенных (почти две трети в среднем, по всем категориям продуктов питания, исключая чай и кофе) отдает предпочтение товарам местного (новосибирского) производства. При этом отмечают, что и ассортимент и качество продукции местного производства их вполне устраивает. Исключение составляют колбасные изделия - почти четверть опрошенных не удовлетворены качеством, и масло и маргарин - каждого седьмого качество не устраивает.
Примерно 50% респондентов считает, что наличие на новосибирском рынке товаров, произведенных за пределами г. Новосибирска и Новосибирской области, оказывает на развитие местных производителей положительное влияние.
Факт положительного влияния респонденты объясняют следующими причинами (по мере убывания частоты упоминания):
- появляется конкуренция;
- улучшается качество продукции;
- появляется возможность выбора;
- "это стимулирует местного производителя, заставляет работать лучше";
- "урегулируются цены".
Однако 16,3 % опрошенных считают, что наличие на новосибирском рынке товаров неместных производителей отрицательно сказывается на развитии наших производителей объясняя это тем, что (по мере убывания частоты упоминания):
- большая конкуренция в ущерб местному производителю - его "забивают";
- "и своя продукция хорошая";
- "своих производителей надо поддерживать".
17,9 % опрошенных новосибирцев отметили, что наличие товаров неместного производства на рынке продуктов питания нашего города не оказывает никакого влияния на развитие новосибирских производителей. Каждый четвертый респондент при ответе на вопрос "Чего не хватает местному производителю?" утверждает - качества продукции.
Таким образом, опрошенные жители города:
- предпочитают в большинстве своем покупать продукцию местного производства;
- считают наиболее значимым фактором при выборе продуктов питания их качество;
- отмечают положительное влияние наличия на новосибирском рынке продукции неместных производителей.
- полагают, что местным производителям необходимо пристальное внимание обратить на качество выпускаемой ими продукции.
Например, среднестатистическая семья Новосибирска в составе 3-х человек (таких оказалось 28,2% от общего числа опрошенных) делает покупки макаронных изделий в среднем с частотой один раз в месяц, а колбасные изделия покупает раз в неделю и чаще.
Это далеко не все, что можно узнать, воспользовавшись результатами проведенного исследования.