Содержание
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы занятости населения. 6
1.1. Сущность и содержание понятия занятости населения. 6
1.2. Методика исследования занятости населения. 12
1.3. Государственное регулирование занятости в России: основные направления и методы.. 21
1.4. Система показателей занятости населения. 30
Глава 2. Анализ занятости населения в Новосибирской области. 36
2.1. Характеристика рынка труда и занятости Новосибирской области. 36
2.2. Анализ основных показателей занятости новосибирской области. 36
Глава 3. Перспективы занятости населения в Новосибирской области. 36
Заключение. 37
Список литературы.. 38
Приложение. 40
Введение
Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. В условиях переходной экономики эти проблемы проявляются особенно остро. В недалеком прошлом считалось, что у нас осуществлено всеобщее право на труд и многие годы проблемы занятости и безработицы как в экономическом, так и в правовом плане в нашей стране не рассматривались. К определенному моменту сложилась такая ситуация, что большинство развитых стран уже сформировали свой рынок труда, накопили опыт решения проблем занятости и научились сглаживать, возникающие при этом, негативные последствия.
Однако в нашей стране рынок труда только формируется. Поэтому ряд проблем - особенности формирования рынка труда, занятости и безработицы, проблемы регулирования в условиях перехода к рынку труда, регулирование в условиях перехода к рынку, региональные аспекты безработицы и другие остаются, в настоящее время, мало изученными. Именно поэтому актуальна данная работа: изучение и анализ рынка труда даст возможность выработать направления совершенствования политики занятости населения и, как следствие, улучшения социально-экономического положения в обществе.
Переход к рынку, вызывая структурные сдвиги, спад производства и бюджетный кризис, приводит к увеличению безработицы, а, следовательно: к ухудшению благосостояния населения, росту социальной и политической напряженности в стране.
К определению, что такое рынок труда, возможны два подхода. Первый, получающий в настоящее время все более широкое распространение, ограничивает его трудоспособными лицами, в тот или иной момент свободными от занятости, от работы - безработными, ищущими другое место работы, впервые вступающими в трудовую деятельность или ищущими занятости после перерыва в работе. Такой подход правомерен как инструмент оперативного решения проблем занятости (кто в настоящее время занят, тот занят и в настоящий момент проблемы с занятостью не создает).
В то же время этот подход сужает проблему занятости, выводит из рынка труда другие, кроме поиска рабочего места, ее аспекты, такие, как стабильность рабочего места, достижение максимального соответствия работы и работника, вопросы вознаграждения труда, его прямого участия не только в создании, но и в распределении национального дохода и другие. Не учитывается, что рабочая сила, занятая в настоящий момент, не может считаться потребленной раз и навсегда и вышедшей с рынка. В процессе производства непрерывно меняются условия самой занятости, возникают вопросы территориального или профессионального движения работника, оплаты труда, профессиональной карьеры и прочие. В стабильных условиях западных экономик рынок труда есть непрерывная борьба между предпринимателями и работником, по поводу соглашений и компромиссов, определяющих их отношения.
Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности.
Занятость представляет собой важный сектор социально-экономического развития общества, соединяющий в себе экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы. Большинство социальных, демографических, экономический явлений в той или иной степени выступает в качестве факторов или результатов процессов, происходящих в сфере занятости.
Рассматривая занятость как индикатор результативности проводимых реформ, следует отметить, что совокупное влияние на состояние занятости преобразований в производстве, финансовой системе, внешнеэкономический отношениях, социальной сфере и др. оказалось незначительным. Занятость сохраняет нерыночный характер.
В эффективной рыночной экономике занятость – это картинка, которая отражает степень отлаженности механизма по балансированию спроса и предложения рабочей силы. Таким образом, через рынок труда регулируются все составляющие занятости, включая воспроизводство, использование и распределение людских ресурсов. При этом механизмы регулирования рынка труда действуют в условиях определённой политики занятости, элементы которой охватывают все уровни управления экономикой.
Таким образом, целью дипломной работы является рассмотрение и анализ занятости населения Новосибирской области.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть теоретические основы занятости населения;
- Проанализировать состояние занятости населения Новосибирской области;
- Предложить рекомендации по совершенствованию занятости населения.
Глава 1. Теоретические основы занятости населения
1.1. Сущность и содержание понятия занятости населения
Каждому этапу развития экономики, качественно отличному от предшествующих, соответствует определенная модель (концепция) занятости, поскольку ее характеристики раскрывают сущностные процессы функционирования общества.
Концепция занятости — это система взглядов, представлений, раскрывающих характер занятости на определенном этапе социально-экономического развития общества. Во главу угла такого концептуального понимания ставится формирование занятости с учетом объективных процессов ее развития, характерных для социального рыночного типа государства, и не ограничивается реальными возможностями достижения поставленных целей в тот или иной конкретный период времени.
В настоящее время в России прорабатываются пути формирования рыночной экономики с социальной направленностью. Поэтому концепция занятости призвана ответить на вопросы: какой должна быть занятость при указанном типе экономики, какие изменения произойдут в ее основных характеристиках и что для этого надо сделать? Четкие представления о том, чем занятость завтрашнего дня будет отличаться от сложившейся в условиях экстенсивной экономики, нужны как основа построения всей системы управления занятостью.
Рассмотрим основные положения концепции.
В Российской Федерации принят Закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года N 1032-1 (ред. от 22.08.2004).
Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон) определяет занятость как деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую российскому законодательству и приносящую, как правило, им заработок, трудовой доход.
В Законе сформулированы основные принципы занятости, придающие отношениям занятости рыночный характер. Первый принцип — исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Принуждение (в какой-либо форме) к труду не допускается, за исключением случаев, особо установленных законодательством.
Таким образом, сделан определенный шаг для закрепления в социально-экономической жизни России общечеловеческих ценностей, важнейшей среди которых является добровольность труда. Теперь самому человеку принадлежит приоритетное право выбора: участвовать или не участвовать в общественном труде.
Занятость в народном хозяйстве уже не является практически единственной сферой общественно полезной деятельности, каковой она стала, когда всеобщность труда была закреплена как правовая обязанность. Сфера труда становится одной из равноправных и равнодоступных сфер общественно полезной занятости, как и учеба, домашнее хозяйство, воспитание детей и т.д. Причина пресечения добровольной занятости может быть одна – незаконный источник средств существования.
Принцип исключительного права распоряжаться своими способностями к труду предполагает и право человека работать там и столько, где и сколько это необходимо ему самому. Каждый самостоятельно может выбрать для себя удобные режимы труда и занятости. Вне зависимости от пола, возраста, национальности и каких-то иных признаков всем доступны постоянная, частичная, временная, эпизодическая занятость, совместительство, гибкие графики организации рабочего времени. Не менее важным является право неограниченного выбора профессии и сферы труда в одном из секторов экономики, различающихся формой собственности (включая сферу индивидуального труда).
Когда речь идет об исключительном праве выбора, неправомерно отождествлять это право с обязательством общества удовлетворить потребности каждого в том или ином виде занятости или профессии. Роль общества заключается в создании для всех равных правовых условий для реализации своих способностей. Например, если человек хочет стать предпринимателем, то общество должно создать ему для этого правовые условия, но станет ли он им, будет зависеть от личных качеств претендента.
Отсюда вытекает второй принцип занятости — ответственность государства за создание условий для реализации права граждан на труд. В основу политики занятости положены отказ от жесткой регламентации форм и режимов занятости, вынужденной обязательности труда в общественной сфере и содействие раскрытию интересов и потребностей человека через свободу и добровольность выбора любой сферы общественно полезной деятельности.
Создание государством условий для реализации права на труд по принципу содействия занятости состоит в корректировке косвенными методами экономического поведения экономически свободных участников общественного производства. Причем меры косвенного воздействия государства на занятость основываются на преобладании поощрительных, стимулирующих мер, в его арсенале не должно быть средств, нарушающих экономические и социальные права и свободы трудящихся, предпринимателей, территорий. Принцип содействия занятости имеет несколько аспектов. Наряду с раскрытием самого воздействия на занятость, в основе которого лежит косвенное регулирование процессов формирования занятости в желаемом направлении, принцип содействия заключается также в активном и заинтересованном участии субъектов социально-трудовых отношений в выработке направлений развития занятости и ее регулирования: наемных работников в лице своих профсоюзов, работодателей, объединенных в различные ассоциации и союзы и правительства.
Тесное взаимодействие названных сил в развитии занятости позволяет активно воздействовать на состояние занятости, добиваться существенного улучшения всех ее качественных характеристик, таких как образовательный и профессионально-квалификационный состав занятого населения, его отраслевая и демографическая структура, высокая социально-экономическая мобильность и конкурентоспособность и т.д.
Полная, продуктивная, свободно избранная занятость
С учетом вышесказанного трансформируется понятие полной занятости. Меняется укоренившееся ее толкование как максимально возможного уровня вовлечения трудоспособного населения в общественное хозяйство.
Полная занятость может быть достигнута при любом уровне вовлечения, если он соответствует удовлетворению потребности населения в рабочих местах при условии экономической целесообразности (продуктивности) предлагаемых рабочих мест. При этом под экономически целесообразным рабочим местом понимается такое рабочее место, которое позволяет человеку достичь высокой производительности труда и иметь заработок, способный обеспечить достойное существование ему и его семье, не вредит здоровью и не унижает человеческого достоинства.
Таким образом, полная занятость неравнозначна вовлечению всех трудоспособных граждан в сферу профессионального труда. Человек вправе выбирать по своему желанию одну из сфер общественно полезной занятости (профессиональный труд в народном хозяйстве, учебу с отрывом от работы, домашнее хозяйство и т.п.).
Однако регулирующей составляющей является занятость профессиональным трудом, приносящим доход, как основа повышения благосостояния и развития личности. Уровень занятости профессиональным трудом, который может быть определен как отношение общего числа работников (независимо от организационно-правовой формы предприятия, где они трудятся) к численности трудовых ресурсов, отражает достижения в области производительности труда и социальной эффективности развития общества.
Это означает, что данную пропорцию в занятости можно считать оптимальной, если она в полной мере соответствуют интересам повышения экономической эффективности производства, результатам его интенсификации, внедрения достижений научно-технического прогресса, роста производительности труда, а также создает благоприятные условия для воспроизводства здорового поколения, высококвалифицированных, хорошо обученных и мобильных работников.
Полная занятость, отвечающая всем перечисленным условиям, может быть названа продуктивной занятостью. При этом мы исходим из того, что продуктивная занятость не идентична эффективности труда. Последняя является составляющим, но не единственным элементом продуктивной занятости. В конечном счете полная и продуктивная занятость находятся в динамичном единстве. В случае если полная занятость достигается при наличии экономически нецелесообразных рабочих мест или таких рабочих мест, которые не обеспечивают работникам достойное существование, не соответствуют профессионально-квалификационному и образовательному составу работников или масштабы занятости в народном хозяйстве противоречат задачам воспроизводства квалифицированных кадров и нормальному демографическому развитию, такая занятость противоречит общечеловеческим ценностям и не может оцениваться положительно.
Следовательно, полная продуктивная и свободно избранная занятость отражает прежде всего состояние количественной и качественной сбалансированности между потребностью населения в работе и рабочими местами, при которой создаются благоприятные условия для социального и экономического прогресса, т.е. учитываются интересы как отдельной личности, так и общества в целом.
Если занятость действительно ориентирована на человека, то полная продуктивная занятость в отличие от чрезмерной достижима только в высокоэффективной экономике. Но при этом объективно сложатся другие пропорции в распределении трудоспособного населения по сферам приложения труда, чем те, которые присуши современному состоянию занятости. Следовательно, неизбежны структурные сдвиги в занятости.
В ходе экономической реформы по мере роста эффективности труда уровень занятости профессиональным трудом будет понижаться в целом по стране. В этом особенность развития занятости в нашей стране на ближайшую перспективу. Здесь важно не только то, что высокоэффективная экономика будет нуждаться в относительно меньшем числе работников (это признается всеми), но и то, что возможно снижение потребности самого населения в рабочих местах в связи с переключением интересов в другие сферы общественно полезной занятости (учеба с отрывом от производства, включая различные формы переподготовки и повышения квалификации, воспитание детей, домашнее хозяйство).
Потребность людей в том или ином виде общественно необходимой занятости и возможность ее реализации следует планомерно регулировать, с тем чтобы улучшать условия жизнедеятельности человека и эффективного функционирования экономики, не порождать чрезмерный спрос со стороны населения на оплачиваемую работу, а в народном хозяйстве — не создавать экономически нецелесообразные рабочие места.
Социально обоснованные пропорции в распределении трудовых ресурсов по важнейшим сферам общественного труда - непременная предпосылка достижения полной занятости в изложенном выше понимании. Это требует большой работы по регулированию распределения населения по сферам занятости, приложения оплачиваемого труда и потребности населения в определенных видах деятельности на каждом конкретном историческом этапе. Такая работа должна включать в себя анализ сложившегося состояния занятости и экспертную оценку перспектив развития каждой из сфер общественно полезной занятости на основе комплексного учета факторов, меняющих потребность населения в труде, образовании, ведении домашнего хозяйства и воспитании детей.
Статус в занятости. Отношения занятости
Статус в занятости определяется для части трудовых ресурсов, участвующих в общественно полезной деятельности. Это как группа людей, которые предлагают рабочую силу для производства товаров и услуг с целью получения дохода, так и та группа населения, которая участвует в общественно полезной деятельности, не приносящей прямого денежного дохода, либо приносящей доход, непосредственно не связанный с производством благ и услуг.
В первую группу входят граждане, занятые:
- в государственном секторе экономики;
- в кооперативах, акционерных обществах;
- в частном секторе.
Во вторую группу входят:
- учащиеся с отрывом от производства;
- служащие Российской Армии.
Таким образом, к занятому населению относятся граждане, работающие по найму, в том числе выполняющие работу за вознаграждение в течение полного либо неполного рабочего дня (недели), а также имеющие оплачиваемую работу, подтвержденную соответствующим договором, контрактом, соглашением, но временно отсутствующие в связи с болезнью, отпуском, забастовкой, приостановкой производства. Занятыми считаются лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе предприниматели и фермеры, все, кто проходит службу в любых родах войск, учащиеся.
Население, ищущее работу, меняющее работу, временно не работающее и не учащееся с отрывом от работы, временно не работающее в связи с сезонной занятостью, относится к экономически активному незанятому населению. В число не занятого экономически активного населения входят также лица, имеющие статус безработного.
Отношения занятости обусловливаются экономическими, демографическими и социальными процессами. Экономическое содержание занятости выражается в возможности для работника своим трудом обеспечить себе достойное существование и способствовать росту эффективности общественного производства, социальное — в формировании и развитии личности. Демографическое содержание занятости отражает взаимозависимость занятости с возрастно-половыми характеристиками населения, его структурой и др.
Неформальную занятость часто имеют как лица, потерявшие работу, так и не имеющие полной нагрузки на основном рабочем месте, что в определенной мере компенсирует потерю их заработка.
1.2. Методика исследования занятости населения
Основным способом исследования занятости является статистический анализ данных о занятости населения страны, региона, города, района и т.п. Данный раздел статистики называется статистика рынка труда.[1]
Статистика рынка труда включает статистику экономически активного населения, занятости и безработицы, статистику рабочего времени, статистику трудовых конфликтов. Информация о рынке труда является важным инструментом при разработке экономической и социальной политики государства.
Для сбора данных о занятости и безработице, заработной плате по профессиям, затратах на рабочую силу организованы регулярные выборочные обследования, программы проведения которых направлялись на экспертизу в Международное бюро труда и другие международные организации и получили положительный отзыв экспертов этих организаций.
Основными задачами статистики рынка труда на современном этапе являются:
- изучение текущих данных об экономически активном населении, занятости, безработице, структуры занятости по отраслям и профессиям;
- исследование данных о движении рабочей силы;
- изучение данных о фондах времени, их структуре, а также расчет показателей использования рабочего времени;
- исследование данных о затратах на рабочую силу, их структуры и динамики;
- изучение данных о трудовых конфликтах, а также расчет показателей, характеризующих трудовые конфликты по отраслям, причинам возникновения и др.
В нашей стране для расчета общей по регионам численности занятых в течение года служат данные текущей отчетности по труду:
- форма № 1 -Т «Отчет по труду» (годовая);
- форма унифицированной отчетности № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» (месячная).[2]
По этим формам отчитываются все предприятия. Для малых предприятий численность занятых может быть получена из единовременного отчета № ПМ «Об основных показателях деятельности малого предприятия» за квартал.
Изучение состава занятых по отраслям народного хозяйства, секторам экономики производится по балансам трудовых ресурсов, составляемым на середину (1июля), конец (начало- 1 января) года и в среднем за год.
В них обобщается не только информация предприятий, получаемая в порядке текущей отчетности по труду, но и данные налоговой инспекции о численности занятых индивидуальным трудом, работающих по найму у отдельных граждан, а также численность работников, учитываемая в централизованном порядке.
Важным источником информации о численности безработных являются данные служб занятости, объединивших в 1991 г. ранее действовавшие центры и бюро по трудоустройству граждан. Работники служб занятости ведут первичную учетную документацию по трудоустройству и занятости населения, в которую входят карточка персонального учета гражданина, ищущего работу, №1 и карточка обратившегося в службу занятости за консультацией № 2, а также ежемесячно представляют в органы государственной статистики. Отчет о трудоустройстве и занятости населения. Однако не все нуждающиеся в работе обращаются к услугам служб занятости. В них фиксируется лишь численность официально зарегистрированных безработных (на конец периода: месяца, квартала, года).
Наряду с данными текущей отчетности для оценки общей численности безработных начиная с 1992 г используются материалы выборочных обследований населения по проблемам занятости: с 1999 г они проводятся ежеквартально на последней неделе второго месяца квартала. Обследованию в течение недели подлежат 60 тыс. граждан в возрасте 15-72 лет. Высокая верхняя возрастная граница позволяет уточнить возможное участие на рынке труда пенсионеров, а низкая - подростков. Результаты обследований позволяют оценить численность безработных, их распределение по обстоятельствам незанятости, по способам поиска работы. Последнее особенно важно, так как рынок труда может функционировать как в организованной, так и в неорганизованной форме.
Использование выборочных обследований в сочетании с данными текущей отчетности для определения численности безработных рекомендовано МОТ и практикуется в ряде стран. Например, американское Бюро статистики труда информацию о безработице собирает через текущие обследования населения, проводя выборочные обследования 60 тыс. семей, опрашиваемых ежемесячно.
Определенную помощь в сборе данных о занятости могут оказать и материалы выборочных обследований предприятий. С 1991 г. в России ежемесячно проводится мониторинг предприятий и банков организацией "Российский экономический барометр" (РЭБ). В настоящее время РЭБ является единственной организацией, осуществляющей анализ экономической ситуации в России на основе конвенциональных методов опросной статистики. Сеть респондентов РЭБ насчитывает свыше 1000 хозяйственных единиц из всех отраслей и регионов России.
Состояние рынка труда в ряде регионов систематически отслеживается научными центрами по трудоустройству населения. Так, в Санкт-Петербурге ежемесячно проводится с помощью телефонных опросов населения города по проблемам занятости и качества жизни мониторинг социально-экономической ситуации и состояния рынка труда. Ориентации населения на рынке труда являются объектом международного сравнительного исследования, проводимого в рамках проекта ISSP (International Social Science Program). Результаты опроса дают представление о формировании трудовой мотивации в современных условиях.
Чтобы иметь представление об уровне экономической активности населения страны (региона), определяется доля экономически активного населения в общей численности населения.
Более точно уровень экономической активности населения определяется как отношение численности экономически активного населения не ко всему населению, а к его численности в возрасте от 15 до 72 лет, потому что эта возрастная группа участвует в выборочных обследованиях.
Для каждой возрастной группы характерен свой уровень экономической активности. Желание работать систематически возрастает до возраста 35 - 39 лет (в некоторые годы до 40 - 44 лет) и далее постепенно убывает (табл.1).[3]
Табл.1 показывает также различия по полу в уровне экономической активности в отдельных возрастных группах. Мужчины всех возрастов обладают более высокой экономической активностью, чем женщины, как в 1995 г., так и в 1998 г. Хотя влияние возраста на уровень экономической активности бесспорно, но для мужчин и в старших возрастных группах он остается достаточно высоким. В связи с этим возрастная вариация уровня экономической активности у мужчин ниже на 10 процентных пунктов: коэффициенты вариации составили для мужчин 37%, для женщин - 47% в 1995 и в 1998 г, - 38% и 48%.
Таблица 1. Уровень экономической активности населения по возрасту (%)
Возраст в годах
|
Октябрь 1995 г. |
Ноябрь 1998 г. |
|||||
Всего |
Мужчины |
Женщины |
Всего |
Мужчины |
Женщины |
||
До 20 |
23,9 |
25,2 |
22,4 |
17,1 |
19,3 |
14,9 |
|
20-24 |
77,2 |
82,4 |
71,5 |
70,6 |
77,1 |
63,9 |
|
25-29 |
87,0 |
92,4 |
81,2 |
86,2 |
92,0 |
79,9 |
|
30-34 |
89,0 |
93,1 |
84,8 |
88,1 |
92,0 |
84,2 |
|
35-39 |
90,6 |
93,4 |
87,8 |
90,2 |
92,9 |
87,б |
|
40-44 |
90,7 |
91,8 |
89,7 |
89,5 |
90,7 |
88,4 |
|
45-49 |
89,3 |
90,9 |
87,9 |
88,7 |
90,4 |
87,2 |
|
50-54 |
78,4 |
84,1 |
73,6 |
82,2 |
86,1 |
78,9 |
|
55-59 |
47,9 |
70,3 |
29,3 |
48,7 |
70,6 |
31,6 |
|
60-72 |
11,3 |
17,0 |
7,0 |
13,3 |
19,5 |
9,4 |
Расчет коэффициентов вариации проводится по формуле:
где - средний уровень экономической активности в целом по всем возрастным группам:
- среднее квадратическое отклонение, характеризующее колеблемость уровня экономической активности по возрастам.
Зависимости уровня экономической активности (у) от возраста (х) даны на рис. 1-2 (ряд 1 - фактические данные). Значения коэффициентов детерминации (R2) свидетельствуют о хорошей аппроксимации данной зависимости параболой второй степени. Для женщин рассматриваемая зависимость проявляется более четко.[4]
Рис. 1. Уровень экономической активности мужчин в зависимости от возраста
Рис. 2. Уровень экономической активности женщин в зависимости от возраста
Для характеристики состояния рынка труда статистика прежде всего дает информацию об абсолютной численности занятых и безработных в стране и по регионам. В 90-х гг. XX в. для России была характерна тенденция снижения численности занятого населения:
Год |
Млн. человек |
1990 |
75,3 |
1991 |
73,8 |
1992 |
72,1 |
1993 |
70,9 |
1994 |
68,5 |
1995 |
66,4 |
1996 |
66,0 |
1997 |
65,0 |
1998 |
63,7 |
1999 |
65,0 |
Эта тенденция хорошо аппроксимируется показательной кривой вида: , где t принимает значения 1,2,3,:, 10. Из уравнения тренда видно, что в среднем ежегодно численность занятых уменьшалась на 1,9% (100 - 98,1). Уровни рассматриваемого временного ряда на 94% описываются данным уравнением тренда (показатель детерминации 0,937), и лишь 6% приходятся на влияние случайной компоненты.[5]
С методикой построения уравнения тренда можно ознакомиться в учебниках по общей теории статистики.
Более детальный анализ ситуации на рынке труда позволяет осуществить применение методов многомерного анализа взаимосвязей корреляционно – регрессионного и компонентного анализа.
Компонентный анализ предназначен для преобразования системы k исходных признаков в систему k новых показателей (главных компонент). Главные компоненты не коррелированны между собой и упорядочены по величине их дисперсий, причем первая главная компонента имеет наибольшую дисперсию, а последняя, k-я – наименьшую. При этом выявляются неявные, непосредственно не измеряемые, но объективно существующие закономерности, обусловленные действием как внутренних, так и внешних причин.[6]
Компонентный анализ является одним из основных методов факторного анализа. В задачах снижения размерности и классификации обычно используются m первых компонент (m<<k). При наличии результативного признака у может быть построено уравнение регрессии на главных компонентах.
Уравнение регрессии на главных компонентах строится по алгоритму пошагового анализа, где в качестве аргументов используются главные компоненты, а не исходные показатели. К достоинству последней модели следует отнести тот факт, что главные компоненты не коррелированы. При построении уравнений регрессии следует учитывать все главные компоненты. Абстрактно – логический анализ категории экономически активности населения позволил выделить следующие факторы, от которых по – нашему мнению зависит уровень экономически активности населения региона:
- Средняя заработная плата;
- Средний доход на душу населения (руб.);
- Средний размер пенсии (руб.);
- Соотношение городского и сельского населения (%);
- Коэффициент замещения трудоспособных ресурсов (%);
- Размер задолженности по заработной плате (в среднем на человека);
- Обеспеченность детскими дошкольными учреждениями (на 100 мест детей);
- Число зарегистрированных преступлений (на 100 тыс. чел.).
Ситуация на рынке труда оценивается не только через абсолютную численность занятых и безработных, но и через уровень безработицы и уровень занятости, которые определяются как удельный вес соответствующей категории рабочей силы в численности экономически активного населения на начало (конец) периода или в среднемза год (см. п. 1.4.).
Уровень занятости можно определить и как долю занятых среди населения определенной возрастной группы. Уровень занятости характеризует степень использования трудоспособного населения в сфере общественно полезного труда, Величина данного показателя отражает сложившуюся экономическую ситуацию в стране. Она зависит от развития производительных сил, научно-технического прогресса в обществе, уровня благосостояния населения. Различают полную, частичную и скрытую занятость.
Поскольку численность экономически активного населения, численность занятых и безработных связаны аддитивно, динамика этих показателей характеризуется следующим образом:
где Кэ- коэффициент роста численности экономически активного населения;
Кз и Кб - коэффициенты роста численности занятых и безработных;
Yз и Yб - уровни занятости и безработицы в базисном периоде.
Предположим, что по региону имеется информация, представленная в табл.3. В соответствии с приведенным равенством получим: 0,95 0,93 + 1,333 0,07 = 0,977.
Таблица 3
Динамика численности занятых, безработных и экономически
активного населения региона
Период |
Численность, млн. человек |
Уровень, % |
|||
занятых |
безработных |
экономически активных |
безработицы |
занятости |
|
Базисный год |
20,0 |
1,5 |
21,5 |
7,0 |
93,0 |
Отчетный год |
19,0 |
2,0 |
21,0 |
9,5 |
90,5 |
Коэффициент роста |
0,95 |
1,222 |
0,977 |
1,357 |
0,973 |
Таким образом, общий темп динамики численности экономически активного населения 97,7% определяется темпами роста численности занятых (95%) и безработных (133,3%), Изменения в уровнях занятости и безработицы хотя и могут быть измерены коэффициентами роста (как дано в табл.3), но нагляднее характеризовать их в виде абсолютных приростов, выраженных в процентных пунктах. Так, уровень безработицы в отчетном периоде возрос на 2,5 процентных пункта, Соответственно на эту же величину снизился уровень занятости экономически активного населения. Изменение в пунктах уровня безработицы (занятости) можно определить, не обращаясь к данным табл.3, а основываясь на модели динамики численности экономически активного населения:
где ∆Yб - абсолютное изменение уровня безработицы, выраженное в процентных пунктах. Применительно к рассматриваемому примеру получим (%):
В статистике накоплен большой опыт изучения состава занятых. Прежде всего, рассматривается отраслевой состав занятых как в целом по стране, так и в отдельных ее регионах. С этой целью общая численность занятых в экономике принимается за 100% и определяется удельный вес численности занятых в соответствующих отраслях.
Интенсивность структурных сдвигов может быть измерена, например, с помощью квадратического коэффициента абсолютных структурных сдвигов:
,
где W1 и W0 - удельные веса численности занятых в отдельных отраслях народного хозяйства за отчетный и базисный периоды;
k - число групп, принятых в отраслевой классификации.[7]
Изменения в структуре экономики не могут не повлечь изменений в составе занятых по видам экономической деятельности. В классификации отраслей экономики появляются операции с движимым имуществом, общая коммерческая деятельность по обеспечению рынка. В ближайшем будущем классификация отраслей народного хозяйства по рекомендации Статистической комиссии ООН будет заменена классификацией видов экономической деятельности, продукции и услуг. В соответствии с ней сейчас изучается состав занятых по видам экономической деятельности.
1.3. Государственное регулирование занятости в России: основные направления и методы
Основополагающими положениями, регулирующими правоотношения в сфере трудоустройства и занятости, являются статья 37 Конституции РФ и основанные на ней законодательные акты: Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ (ред. от 09.05.2005), Закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года N 1032-1 (ред. от 22.08.2004), Закон «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 года N 2490-1 (ред. от 29.06.2004), а также ряд других законов, содержащиеся в которых положения о занятости будут раскрыты в настоящей работе.
Основополагающие гарантии гражданам в области занятости содержатся в ст.37 Конституции РФ.
Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Принудительный труд запрещен.
Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Как видно, среди прав, гарантируемых Конституцией, нет действовавшего в СССР права на труд, т.е. гарантированного права на занятость.
Закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года N 1032-1 (ред. от 22.08.2004) состоит из следующих разделов:
Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1-7);
Глава 2. Права граждан в области занятости (ст.ст. 8-11);
Глава 3. Гарантии государства в области занятости (ст.ст. 12-13);
Глава 4. Регулирование и организация занятости населения (ст.ст. 14-24);
Глава 5. Участие работодателей в обеспечении занятости населения (ст.ст. 25-26);
Глава 6. Социальные гарантии и компенсации (ст.ст. 27-37);
Глава 7. Контроль за исполнением Закона и ответственность за его нарушение (ст.ст. 38-39).
Данный закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы.
Новая редакция закона значительно расширяет границы его действия. Теперь его гарантии распространяются на всех жителей России без ограничений по цензу оседлости. Если раньше закон распространялся только на тех, кто проживал в стране не менее шести месяцев, то теперь это условие снято, что, естественно, облегчит тяготы безработицы и для тех граждан, которые проживали до обращения в службу занятости на территории других государств.
Положения нового закона охватывают всех инвалидов, в то время как прежде гарантии занятости и защиты от безработицы были адресованы только инвалидам 3-й группы.
Данный закон стал регулировать вопросы выбора профессии и получения профессионального образования для несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.
Положения закона распространены и на граждан РФ, проживающих за рубежом. Гарантии государства по реализации их прав определяются международными договорами (соглашениями) РФ.
Если мы обратимся к ст. ст. 1 и 2 Трудового кодекса РФ и ст.12 "Гарантии государства в реализации права граждан на труд" Закона РФ "О занятости населения в РФ", то увидим, что в них также не предусматривается право граждан на труд как право на гарантированную занятость.
Какие же гарантии в области занятости предоставляет гражданам российское законодательство, чего конкретно они вправе требовать от органов государственной власти, обращаясь при необходимости за защитой своих прав в суд?
Ответ на этот вопрос дают положения Закона о занятости. Закон предусматривает систему гарантий государства его гражданам в области занятости и социальной поддержки безработных. Приведем эти гарантии.
Так, согласно п.1 ст.12 Закона, государство гарантирует гражданам:
- свободу выбора рода деятельности, в том числе работы с разными режимами труда;
- охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством РФ;
- бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости. Здесь речь идет не только о безработных. Работающий гражданин вправе обратиться в орган службы занятости с просьбой подыскать ему другую работу.
Что же касается безработных граждан, то для них в п.2 ст.12 приводятся особые гарантии. При этом следует иметь в виду, что здесь речь идет о тех гражданах, которые зарегистрированы в органе службы занятости в качестве безработных.
Согласно п.2 ст.12, государство гарантирует безработным гражданам:
- бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;
- обеспечение социальной поддержки;
- компенсацию в соответствии с законодательством РФ материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;
- бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение;
- возможность заключения срочных трудовых договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан.
Статьей 13 Закона предусмотрены дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения.
Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, путем: разработки и реализации целевых программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, предоставления услуг по профессиональной ориентации, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.
Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ред. от 29.12.2004). Механизм введения квоты определяется Правительством РФ.
Жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные предприятия.
Гарантии социальной поддержки безработных приводятся в ст.28 Закона.
Государство гарантирует безработным:
- выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;
- выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;
- возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
- возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.
Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность и трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей, не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой стаж.
Все виды пособий и других выплат безработным подлежат индексации в соответствии с федеральным законом.
Остановимся на основных новеллах, появившихся в законе о Занятости населения.
Помимо того, что приведены в соответствие с ТК РФ и уточнены употребляемые в Законе понятия и термины, расширен перечень лиц (ст. 2), считающихся занятыми. К ним дополнительно отнесены граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также не любые, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а только зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей граждане
Законодатель уточняет круг граждан, которые не могут быть признаны безработными. Если ранее среди прочих лиц, перечисленных в ст. 3 Закона, к ним относились граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера, то в новой редакции Закона о занятости эти два условия объединены. Т.е .гражданин не имеет права на получение статуса безработного при наличии одновременно следующих условий:
1) он впервые ищет работу (ранее не работал);
2) не имеет профессии;
3) в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы.
Таким образом, Правительство РФ стимулирует повышение квалификации работников через активную политику на рынке труда. Многие страны запрещают выплату пособия по безработице молодым людям без профессии и опыта работы. Единственным выходом для них являются программы обучения с выплатой стипендии, что ведет к снижению безработицы, так как для квалифицированных кадров коэффициент высвобождения существенно меньше.
Кроме гарантированных ранее государством профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработные граждане дополнительно получили право на получение бесплатно услуг по психологической поддержке (ст. 9). Стоит заметить, что в психологической поддержке нуждаются не только граждане, получившие статус безработного, но и, с точки зрения Закона о занятости, занятые граждане. Однако для них предоставление данной услуги со стороны службы занятости не предусмотрено.
Особое внимание уделяется организации занятости несовершеннолетних. Так, в частности, для лиц в возрасте от 14 до 18 лет в целях временного трудоустройства в свободное от учебы время создаются специальные организации, на которые возлагается обязанность по созданию условии занятости для этой категории граждан. Уже имеется положительный опыт деятельности подобных организаций Однако следует обратить внимание на то, что, согласно п. 3 ст. 3 Закона о занятости, безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16 лет. В то же время ст. 63 ТК предусматривает возможность заключения трудового договора с лицом, достигшим 15 лет, в случае получения им основного общего образования либо оставления общеобразовательного учреждения в соответствии с федеральным законом Очевидна некоторая несогласованность, устранить которую предлагается путем установления единого возрастного критерия, предусмотрев возможность признания безработным гражданина, достигшего 15 лет в указанных случаях.
В связи с введением части 2 Налогового кодекса РФ все мероприятия по содействию) занятости и трудоустройству финансируются за счет средств федерального бюджета, поступающих от единого социального налога. Представляется, что ликвидация Государственного фонда занятости населения преждевременна и неэффективна, так как существовавшая ранее схема финансирования позволяла центрам занятости управлять местным рынком труда: квотировать рабочие места для инвалидов, проводить специализированные ярмарки рабочих мест, заниматься профилактикой безработицы среди малоимущего населения. Теперь средства для местных центров занятости перечисляет федеральная казна, причем только сумму, которая необходима на пассивные программы (выплаты пособий по безработице, переобучение незанятых и т. д. ) и содержание персонала. В результате чего в самих органах службы занятости прошло сокращение численности персонала, а те, кто остался, не удовлетворены скудным пайком голого оклада. Известно также, что налоговые средства имеют свойство где-то «зависать», а то и не доходить по назначению, а предлагаемый путь денег из центра к безработному еще длиннее.
Намечены новые аспекты проведения государственной политики в сфере занятости. Если ранее она была направлена на стабильность трудовой связи, то в настоящее время в свете экономических реформ и структурной перестройки признается необходимость поддерживать и развивать мобильность трудовых ресурсов Законодатель делает акцент на внедрении активных мер, способствующих заполнению вакантных рабочих мест и удовлетворяющих спрос на занятость, включая организацию и проведение специальных мероприятий по профилированию (т. е. распределению безработных граждан на группы в зависимости от таких социально-демографических характеристик, как профиль предыдущей профессиональной деятельности, уровень образования, пол, возраст и т. д.).
В новой редакции Закона о занятости гражданам, как и ранее, все услуги, связанные с содействием занятости и трудоустройству, предоставляются органами службы занятости бесплатно, работодатель же некоторые из них должен оплатить согласно устанавливаемому Правительством РФ перечню и порядку предоставления этих услуг. Многие работодатели испытывают потребности в повышении квалификации персонала, его объективной оценке, оптимизации численности и других услугах. Не исключено, что Центры занятости смогут преуспеть в этом деле.
В соответствии со ст. 21 на работодателя возлагалась обязанность предварительного уведомления профсоюзного органа за 3 месяца до массового увольнения работников в строго определенных законодателем случаях (таких как ликвидация организации, рационализация производства и т.д.). Новая редакция ст. 21 не предусматривает никаких условий для уведомления, а обязывает работодателя следовать данному правилу в каждом случае, когда имеет место массовое увольнение Что касается срока уведомления работодателем органов службы занятости, то он, напротив, зависит от обстоятельств увольнения. Так, при принятии решения о ликвидации организации, сокращении численности или штата и при возможном расторжении трудовых договоров с работниками работодатель обязан уведомить органы службы занятости за 2 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, когда решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению, — не позднее чем за три месяца.
Анализируя структуру и содержание закона, нельзя не заметить, что большая его часть посвящена гарантиям социальной поддержки безработных. В этой части существенных изменений и дополнений не произошло Размер пособия по безработице по-прежнему устанавливается по общему правилу — в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, а во все иных случаях, предусмотренных законодательством, — в процентом отношении к величине прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ.
Дополнительно к числу граждан, для которых пособие исчисляется в процентном отношении к величине прожиточною минимума, законодатель отнес лиц, уволенных из организации по собственному желанию Исключение сделано лишь для тех, чьи причины увольнения по собственному желанию можно условно назвать уважительными (например, такие, как переезд на новое место жительства, необходимость ухода за инвалидами 1 группы и т. д.) Для них сохраняется общий порядок начисления пособия по безработице
Для повышения уровня социальных гарантии безработных граждан в случаях, когда пособие устанавливается в процентном отношении к величине прожиточного минимума, его размер увеличен с 20% до 30% Установлено также, что низший предел пособия, исчисляемый в процентном соотношении к прожиточному минимуму, составляет 30%, а не 20% как было ранее При этом размер пособия во всех случаях не должен быть меньше 100 рублей.
Для реализации положении любого нормативного правовою акта необходимы средства Вопрос о финансировании государственной политики занятости сегодня остается наиболее острым. Поддержка активных программ ложится на плечи местного бюджета, что при нынешнем состоянии большинства региональных бюджетов делает этот вариант практически неосуществимым Используемый при распределении бюджетных средств критерий — уровень безработицы — весьма уязвим Ситуация на рынке труда при таком подходе вряд ли улучшится, поэтому необходимо разработать четкий механизм распределения денежных средств, поступающих в бюджет и расходуемых на мероприятия, связанные с занятостью.
Несмотря на то, что проблемы безработицы относятся к таким, решать которые по силам только государству, необходимо развивать социально-партнерские отношения работодателей, профсоюзов и органов государственной службы занятости по содействию занятости граждан Согласованные действия и коллективная ответственность позволят более эффективно преодолевать существующие проблемы на всех уровнях
Сохранение же устаревших ориентиров в государственной политике, отсутствие нормативной базы способно стать препятствием для эффективного использования рабочей силы и в конечном итоге затормозить экономическое развитие страны.
1.4. Система показателей занятости населения
Показатели уровня занятости и безработицы, средней заработной платы и другие являются важными макроэкономическими показателями, характеризующими состояние и развитие экономики. Информация о рынке труда крайне необходима основным социальным партнерам рынка труда — организациям предпринимателей и трудящихся. Она широко применяется при анализе уровня жизни населения и конкурентоспособности отраслей экономики.
Переход к рыночной экономике в России обусловил значительные изменения как в системе показателей статистики рынка труда, так и в методологии их исчисления.
В статистическую практику внедрены такие категории, как экономически активное население, безработица, затраты на рабочую силу, трудовые конфликты, которые в условиях плановой экономики не являлись предметом анализа статистики рынка труда.
Занятость можно рассматривать как макроэкономическую категорию, отражающую соотношение численностью взрослого трудоспособного населения, имеющего работу, и численностью безработных в стране или в данном экономическом районе. На практике для количественного анализа состояния занятости применяется следующий показатель:
Уровень занятости = 100% = (Чб/Чраб)*100%, где Чб – численность безработных, тыс. чел.; Чраб – численность трудоустроенного населения, имеющего работу, тыс. чел.
Соотношение между числом трудоспособного населения и число занятых характеризует уровень использования трудовых ресурсов общества и ситуацию на рынке труда:
, где Уисптр – уровень использования трудовых ресурсов; Чз – число занятых, тыс. чел.; Чтн – численность трудоспособного населения, тыс. чел.[8]
Регулирование и управление занятостью трудоспособного населения предполагает разработку системы специальных качественных и количественных показателей, которые должны с достаточной полнотой описывать данный объект. Сама по себе проблема показателей является довольно сложной и содержит в себе два аспекта. Один из них связан с той задачею и целью, которая ставится исследователем, и второй - адекватность этих показателей исследуемого объекта.
Относительно показателей система занятости трудоспособного населения имеет ряд градаций и уровней. Первая из них связана с демографическими характеристиками трудоспособного населения и выражается в количественных единицах. Понятно, что на уровень занятости оказывает большое влияние наличие молодежи и людей предпенсионного возраста и многие другие параметры. Так, по нашим расчетам, сегодня реально могут быть эффективно занятыми в общественном производстве примерно 40 млн. человек. Это касается только той части, которые заняты в основном исполнительским трудом. Активных работников, которых мы называем предпринимателями и бизнесменами сегодня работает примерно 1-1,5 млн. человек, а может быть занято не более 3 млн. человек.
Но кроме этого имеются и так называемые качественные показатели, которые также весьма существенно характеризуют уровень трудоспособности населения и ее возможности быть занятым в общественном производстве. Речь идет о качестве рабочей силы по следующим параметрам: психофизиологическое состояние населения, или иначе, его здоровье, качество общего образования и профессиональной подготовки, уровень общей культуры, социально-профессиональная ориентация и пр.
С большим основанием можно сделать такой общий вывод: ни в количественном, ни в качественном выражении состояния рабочей силы сегодня не является, с нашей точки зрения, оптимальным, что, безусловно, весьма сильно сказывается, а в дальнейшем еще больше скажется на экономическом развитии нашей страны.
В анализе занятости населения определяется численность населения трудоспособного возраста, трудовых ресурсов, экономически активного населения, занятого населения всего и по отдельным группам. На основе этих абсолютных величин рассчитываются относительные, которые позволяют получить более полную характеристику о занятости населения.
1. Доля населения трудоспособного возраста в общей численности населения (dтр.в.)
S, Sтр.в. – численность соответственно всего населения и в трудоспособном возрасте.
2. Коэффициент общей нагрузки населения трудоспособного возраста (kнагр.общ.):
D – численность детей;
Пенс – численность лиц пенсионного возраста.
3. Коэффициент пенсионной нагрузки населения трудоспособного возраста (kнагр.пенс.):
4. Коэффициент детской нагрузки населения трудоспособного возраста или коэффициент замещения (kнагр.дет.):
5. Между коэффициентами общей, пенсионной и детской нагрузки существует взаимосвязь:
Полная занятость возможна и при некотором отклонении существующих рабочих мест от статуса экономически целесообразных при несоответствии их профессионально-квалификационному составу, образовательному уровню. В данной ситуации и работники, и государство будут нести экономические и социальные потери. Часть работников будет получать низкие заработки, не обеспечивающие нормальное существование, а государство, общество – недополучать ресурсы в бюджет и в социальные фонды.
Поэтому возникает проблема эффективной занятости. По эффективной занятостью в условиях социально-ориентированной рыночной экономики понимают занятость населения, обеспечивающую достойный доход, здоровье, рост образовательного и профессионального уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда.
Такое определение эффективной занятости нацелено на всестороннее развитие человека и вполне приемлемо, но оно довольно широкое и его не возможно измерить с помощью одного показателя. Однако ему можно дать количественную характеристику через систему показателей.
Первый показатель в этой системе – уровень занятости населения профессиональным трудом. Коэффициент уровня занятости населения профессиональным трудом – это частичное деление занятых профессиональным трудом на общую численность населения, выраженная в процентах. Этот коэффициент показывает зависимость уровня занятости от демографических факторов, т.е. от коэффициентов рождаемости, смертности и прироста населения, которые исчисляются статистикой. Данный коэффициент одна из характеристик благосостояния общества.[9]
Пример расчета. В 1998 году численность занятого населения составила 65,1 млн. человек, общая численность населения была 146,7 млн. человек. Коэффициент занятости = (65,1/146,7)*100% = 44,3%. Доля трудоспособного населения в этом году составляла 57%. В 1992 году коэффициент занятости был равен 50%, следовательно произошло снижение уровня занятости более чем на 5%.
Второй показатель – уровень занятости трудоспособного населения в общественном хозяйстве. Данный показатель тесно связан с динамикой трудоспособного населения, который имеет тенденцию к повышению и понижению в связи с изменениями демографических и социально-экономических факторов. Уровень занятости трудоспособного населения с экономической точки зрения выражает, с одной стороны, потребность общественного хозяйства в работниках, а с другой, - потребность населения в рабочих местах. Он рассчитывается аналогично первому показателю, т.е. как процентное отношение численности населения, занятого профессиональным трудом, к численности всего трудоспособного населения.
В 1998 году уровень занятости трудоспособного населения составил 77%.
О прогрессивности изменения этого показателя нужно судить с учетом исходного уровня занятости и роста производительности труда. Высокая занятость не означает высокую эффективность, если не обеспечивает высшей производительности труда.
Третий показатель – пропорции распределения трудовых ресурсов общества по сферам общественно-полезной деятельности. После расчета показателей коэффициента занятости профессиональным трудом аналогичным образом можно определить коэффициенты занятости учебой и других видов общественно-полезной деятельности. Это позволит выделить необходимые пропорции. Прогрессивность изменений данных пропорций в динамике следует оценивать с учетом общественной производительности труда и уровня занятости в предшествующий период развития экономики, а также с учетом целей общества. При сверхвысокой занятости чем выше достигаемый уровень производительности труда, тем ниже может быть уровень участия трудоспособного населения в общественном производстве, тем выше доля занятых на учебе и в домашнем хозяйстве.
Четвертый показатель – рациональная структура распределения работающих по отраслям и секторам экономики. Данный показатель, нередко называемый рациональной занятостью представляет собой пропорции распределения трудового потенциала по видам занятий, отраслям, секторам экономики. От неудовлетворительного распределения рабочей силы на стыках между звеньями производства, отраслями и секторами возникают потери. При рациональной занятости можно избежать или сократить такие потери и дополнительно получить положительный результат, что будет означать рациональное использование рабочей силы. Вместе с тем это означает и повышение эффективности занятости.
Пятый показатель связанный с оптимизацией профессионально-квалификационной структуры работающих, позволяет выявить соответствие профессионально-квалификационной структуры работающего населения в структуре рабочих мест, а также определить, насколько соответствует система подготовки кадров потребностям экономики.
При выявлении несоответствия следует разработать систему мер по стимулированию сбалансированности структуры рабочих мест и профессионально-квалификационной структуры рабочей силы, при чем главное внимание в этой системе мер должно уделяться совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала на предприятиях и учебных заведениях всех уровней.
Об эффективности занятости можно судить по показателю – норма безработицы. В современной западной экономической литературе популярна точка зрения, что полная эффективная занятость достигается при наличии так называемой естественной нормы безработицы. Естественная норма безработицы – это такой ее уровень, который удерживает неизменными уровень реальной заработной платы и цен при нулевом приросте производительности труда. На практике норма безработицы вычисляется путем суммирования текучей (фрикционной) и структурной безработицы. Последняя связана с высвобождением в результате структурной перестройки экономики под влиянием научно-технического прогресса.[10]
Встречаются предложения использовать норму естественной безработицы, исчисляемой в западных странах на уровне 5-6%, и в России для определения полной и эффективной занятости.
Глава 2. Анализ занятости населения в Новосибирской области
2.1. Характеристика рынка труда и занятости Новосибирской области
2.2. Анализ основных показателей занятости новосибирской области
Глава 3. Перспективы занятости населения в Новосибирской области
Заключение
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 25.07.2003). – Справочная система гарант.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ (ред. от 09.05.2005). – Справочная система Гарант.
3. Закон «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 года N 2490-1 (ред. от 29.06.2004). – Справочная система Гарант
4. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2004). – Справочная система Гарант.
5. Закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года N 1032-1 (ред. от 22.08.2004). – Справочная система Гарант.
6. Андерсен Т. Статистический анализ временных рядов.- М.: Мир,1999.
7. Воловская Н.М. Теоретические основы экономики и социологии труда: Учебное пособие. – Новосибирск.: НГАЭиУ, 2000.
8. Дюрбан Б., Одел П. Кластерный анализ. - М.: Статистика, 2003.
9. Елесеева И. И. Социальная статистика. – М.: Финансы и статистика, 2002.
10. Еремин Б. А. Рынок труда и занятость. – Спб.: СПбУЭиФ, 2003.
11. Ефимова М.Р. Общая теория статистики: Учебник/ Ефимова М.Р., Петрова Е.В. – М.: ИНФРА-М, 2001.
12. Кильдишев Т.С., Френкель А.А. Анализ временных рядов и прогнозирование.- М.: Статистика, 2000.
13. Курышева С. В. Статистический анализ рынка труда. – Красноярск.: КрасГУ, 2001.
14. Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица. Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 2004.
15. Рынок труда. Учебник. Под ред. проф. В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина. – М.: Экзамен, 2000.
16. Рынок труда: Учебное пособие / Под ред. проф. П.Е. Шлендера. – М.: Вузовский учебник, 2004.
17. Социальная защита населения / Под редакцией Н.М. Римашевской. М.: ИСЭПН РАН, 2004.
18. Хуссманнс Р., Мехран Ф., Верма В. Обследование экономически активного населения: занятость, безработица и неполная занятость: методологическое руководство МБТ: пер с англ. В 2-х кн. / кн.1. – М.: АО «Финстатинформ», 1994.
Приложение
[1] Еремин Б. А. Рынок труда и занятость. – Спб.: СПбУЭиФ, 2003. – с. 86.
[2] Курышева С. В. Статистический анализ рынка труда. – Красноярск.: КрасГУ, 2001. – с. 105.
[3] Елесеева И. И. Социальная статистика. – М.: Финансы и статистика, 2002. – с. 204.
[4] Елесеева И. И. Социальная статистика. – М.: Финансы и статистика, 2002. – с. 206.
[5] Кильдишев Т.С., Френкель А.А. Анализ временных рядов и прогнозирование.- М.: Статистика, 2000. – с. 67.
[6] Андерсен Т. Статистический анализ временных рядов.- М.: Мир,1999. – с. 95.
[7] Курышева С. В. Статистический анализ рынка труда. – Красноярск.: КрасГУ, 2001. – с. 163.
[8] Рынок труда: Учебное пособие / Под ред. проф. П.Е. Шлендера. – М.: Вузовский учебник, 2004. – с.115
[9] Рынок труда. Учебник. Под ред. проф. В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина. – М.: Экзамен, 2000. – с.78.
[10] Рынок труда. Учебник. Под ред. проф. В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина. – М.: Экзамен, 2000. – с.82.