СОДЕРЖАНИЕ

Введение  2

1. Анализ эффективности использования финансовых ресурсов предприятия и их источников  3

1.1. Характеристика состава, структуры и источников финансовых ресурсов  3

1.2. Оценка эффективности использования финансовых ресурсов и факторов, ее определяющих  12

1.3. Выявление резервов повышения эффективности использования финансовых ресурсов и источников покрытия финансовой потребности  14

2. Методические положения обоснования потребности предприятия в финансовых ресурсах и источниках их покрытия  17

2.1. Последовательность планирования финансовых ресурсов и источников средств  17

2.2. Методика расчета потребности предприятия в финансовых ресурсах и определения источников их покрытия  19

3. Обоснование потребности предприятия в финансовых ресурсах и выбор источников их покрытия  22

3.1. Расчет потребности предприятия в финансовых ресурсах с учетом производственных параметров. 22

3.2. Определение вариантов покрытия потребности предприятия в финансовых ресурсах. 22

Заключение  23

Список литературы   24

ВВЕДЕНИЕ

Любому предприятию для нормального бесперебойного выполнения своей деятельности, предусмотренной уставом, необходимы финансовые ресурсы. Однако в существующей экономической системе любой из ресурсов является платным. Поэтому вопросы оптимизации величины финансовых ресурсов, а также поиски источников их наилучшего финансирования являются актуальным вопросом финансового менеджмента на предприятии.

Помимо этого, т.к. предприятие является филиалом, то и собственники достаточно жестко контролируют использование выделенных ресурсов.

Целью проекта является обоснование потребности торгового предприятия в финансовых ресурсах и источников их покрытия.

Для этого необходимо рассмотреть, насколько эффективно используются уже имеющиеся ресурсы, а также каким способом они могут быть профинансированы, чтобы выгода для предприятия была максимальной.

Далее нужно рассмотреть методические положения планирования самих ресурсов, а также возможностей их покрытия.

После этого нужно обосновать, сколько ресурсов понадобится на плановый период и какими способами может быть закрыта эта потребность.

Объектом исследования в данном курсовом проекте является тюменский филиал Национальной Торговой Сети «Градиент».

1.     АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ И ИХ ИСТОЧНИКОВ

1.1            Характеристика состава, структуры и источников финансовых ресурсов

Стоимость применяемых на предприятии средств производства представляет собой их производственные фонды, или инвестиционный капитал. Необходимым условием производственно-хозяйственной деятельности предприятия является кругооборот фондов – постоянное движение стоимости инвестиционных ресурсов, в результате чего она последовательно принимает производительную, денежную и товарные формы. В зависимости от производственного потребления и участия в создании стоимости продукции производственные фонды подразделяют на основные и оборотные фонды.

Основные производственные фонды (ОПФ)– это средства труда в денежном выражении, используемые постепенно в процессе производства в течение ряда его циклов, стоимость которых по частям переносится на готовый продукт и возмещается из стоимости реализованной продукции. Имеются также непроизводственные основные фонды – объекты здравоохранения, культуры, соцбыта, детские учреждения и др., находящиеся в ведении предприятий, но не участвующие непосредственно в производстве, а обслуживающие работников данных предприятий.

На предприятии выделяют следующие группы ОПФ: 

·        Здания – это архитектурно–строительные объекты, предназначенные для создания необходимых условий труда. К этой группе относятся: жилые здания, производственные корпуса цехов, депо, гаражи, складские помещения, производственные лаборатории и т.д. В состав этих объектов включаются также системы отопления, внутренняя сеть канализации и водопровода, осветительная арматура и электропроводка, внутренние телефонные и сигнализационные сети, вентиляционные устройства, подъёмники.

·        Компьютеры, рабочие станции, принтеры, копировальная техника, прочая оргтехника

·        Транспортные средства предназначены для перемещения людей и грузов в пределах предприятия и вне его.

·        Торговое оборудование

·        Складское оборудование

·        Прочие ОС.

Производственная структура основных фондов характеризуется удельным весом каждой группы основных фондов в общей их стоимости по предприятию.

Производственная структура основных фондов и ее изменение за тот или иной отрезок времени дают возможность характеризовать технический уровень промышленности и эффективность использования капитальных вложений в основные фонды. В частности, чем выше в составе основных фондов удельный вес машин, оборудования и других элементов активной части основных фондов, тем больше продукции будет произведено на каждый рубль основных фондов.

Характеристика основных фондов ООО «Градиент» представлена в табл. 1.1.

Таблица 1.1.

Состав, структура и динамика основных фондов предприятия

Группа основных средств

на 01.01.04

на 01.01.05

Отклонение

руб.

%

руб.

%

руб.

%

Компьютеры (рабочие станции)

294599

6,03%

292391

7,47%

-2208

99,25%

Принтеры

108755

2,22%

148126

3,79%

39371

136,20%

Копировальная техника

30781

0,63%

10395

0,27%

-20386

33,77%

Прочая оргтехника

17495

0,36%

30810

0,79%

13315

176,10%

Автотранспорт

2670288

54,62%

2632975

67,30%

-37313

98,60%

Торговое оборудование

399729

8,18%

241494

6,17%

-158235

60,41%

Складское оборудование

59542

1,22%

52075

1,33%

-7467

87,46%

Прочее

1307745

26,75%

503798

12,88%

-803947

38,52%

Итого

4888934

100,00%

3912063

100,00%

-976871

80,02%

Наибольший удельный вес в структуре основных производственных фондов торгового предприятия 55% занимает автотранспорт, это связано с тем, что на балансе находится 10 грузовых автомобилей (в том числе, два автомобиля МАЗ), основным назначением которых является доставка товара со склада в Екатеринбурге и до клиентов по югу и северу Тюменской области. Следующая по стоимости группа основных средств – торговое и складское оборудование, что также обусловлено спецификой работы предприятия.

За год произошло снижение стоимости основных средств почти на 100 тыс. руб., что связано с износом имеющихся основных фондов и тем, что практически все оборудование предприятия не нуждается в обновлении.

Непременным условием для осуществления предприятием хозяйственной деятельности является наличие оборотных средств (оборотного капитала). Оборотные средства – это денежные средства, авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения.

Кругооборот фондов предприятий начинается с авансирования стоимости в денежной форме на приобретение сырья, материалов, топлива и других средств производства – первая стадия кругооборота. В результате денежные средства принимают форму производственных запасов, выражая переход из сферы обращения в сферу производства. Стоимость при этом не расходуется, а авансируется, так как после завершения кругооборота она возвращается. Завершением первой стадии прерывается товарное обращение, но не кругооборот.

Вторая стадия кругооборота совершается в процессе производства, где рабочая сила осуществляет производительное потребление средств производства, создавая новый продукт, несущий в себе перенесенную и вновь созданную стоимость. Авансированная стоимость снова меняет свою форму - из производительной она переходит в товарную.

Третья стадия кругооборота заключается в реализации произведенной готовой продукции (работ, услуг) и получении денежных средств. На этой стадии оборотные средства вновь переходят из сферы производства в сферу обращения. Прерванное товарообращение возобновляется, и стоимость из товарной формы переходит в денежную. Разница между суммой денежных средств, затраченных на изготовление и реализацию произведенной продукции (работ, услуг), составляет денежные накопления предприятия.

Закончив один кругооборот, оборотные средства вступают в новый, тем самым осуществляется их непрерывный оборот. Именно постоянное движение оборотных средств является основой бесперебойного процесса производства и обращения.

Кругооборот фондов предприятий может совершаться только при наличии определенной авансированной стоимости в денежной форме. Вступая в кругооборот, она уже не покидает его, последовательно меняя свои функциональные формы.

Оборотные средства выступают, прежде всего, как стоимостная категория. Они в буквальном смысле не являются материальными ценностями, так как из них нельзя производить готовую продукцию. Являясь же стоимостью в денежной форме, оборотные средства уже в процессе кругооборота принимают форму производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции. В отличие от товарно-материальных ценностей оборотные средства не расходуются, не затрачиваются, не потребляются, а авансируются, возвращаясь после одного кругооборота и вступая в следующий.

Изучение сущности оборотных средств предполагает рассмотрение оборотных фондов и фондов обращения. Оборотные средства, оборотные фонды и фонды обращения существуют в единстве и взаимосвязи, но между ними имеются существенные различия, которые сводятся к следующему.

Оборотные средства постоянно находятся во всех стадиях деятельности предприятия, в то время как оборотные фонды проходят производственный процесс, заменяясь все новыми партиями сырья, топлива, основных и вспомогательных материалов. Производственные запасы, являясь частью оборотных фондов, переходят в процесс производства, превращаются в готовую продукцию и покидают предприятие. Оборотные фонды полностью потребляются в процессе производства, перенося свою стоимость на готовый продукт. Их сумма за год может в десятки раз превышать сумму оборотных средств, обеспечивающих при совершении каждого кругооборота переработку либо потребление новой партии предметов труда и остающихся в хозяйстве, совершая замкнутый кругооборот.

Оборотные фонды непосредственно участвуют в создании новой стоимости, а оборотные средства – косвенно, через оборотные фонды. Кругооборот фондов предприятий завершается процессом реализации продукции (работ, услуг). Для нормального осуществления этого процесса предприятия наряду с основными и оборотными фондами должны располагать и фондами обращения. Оборот фондов обращения неразрывно связан с оборотом оборотных производственных фондов и является его продолжением и завершением.

Оборотные средства, совершая кругооборот, из сферы производства, где они функционируют как оборотные фонды, переходят в сферу обращения, где функционируют как фонды обращения.

Таким образом, оборотные фонды предприятий по их назначению в процессе воспроизводства укрупнено подразделяются на следующие группы:

·        товары;

·        денежные средства;

·        прочие запасы и затраты;

·        дебиторская задолженность.

Состав, структура и динамика оборотных средств торгового предприятия представлена в таблице 1.2.

Таблица 1.2.

Состав, структура и динамика оборотных средств предприятия

Показатель

на 01.01.04

на 01.01.05

отклонение

руб.

%

руб.

%

руб.

%

Дебиторы

25429161

35,38%

5128242

47,70%

-20300919

20,17%

Денежные средства

2715290

3,78%

216630

2,01%

-2498660

7,98%

Складские запасы

43733231

60,84%

5407270

50,29%

-38325961

12,36%

Итого

71877683

1,00

10752142

1,00

-61125541

0,41

В составе оборотных средств предприятия наибольший удельный вес занимают товарные запасы, это можно объяснить спецификой производства, т.к. доставка товара на склад происходит несколько раз в месяц, то для обеспечения непрерывного процесса реализации и поддержания ассортимента необходимо поддерживать определенное количество товарных запасов.

Величина дебиторской задолженности около 40% объясняется тем, что большинство клиентов работают с предприятием на условиях отсрочки платежа от 7 до 60 дней.

Источниками формирования финансовых ресурсов является совокупность источников удовлетворения дополнительной потребности в капитале на предстоящий период, обеспечивающем развитие предприятия.

Принципиально все источники финансовых ресурсов предприятия можно представить в виде следующей последовательности:

·        собственные финансовые ресурсы,

·        заемные финансовые средства,

·        привлеченные финансовые средства.

Собственные и привлеченные источники финансирования образуют собственный капитал предприятия. Суммы, привлеченные по этим источникам извне, как правило, не подлежат возврату. Инвесторы участвуют в доходах от реализации инвестиций на правах долевой собственности. Заемные источники финансирования образуют заемный капитал предприятия.

Собственные внутренние средства включают:

·        уставный капитал,

·        добавочный капитал,

·        нераспределенную прибыль.

Организация уставного капитала, его эффективное использование, управление им - одна из главных и важнейших задач финансовой службы предприятия. Уставный капитал - основной источник собственных средств предприятия. Сумма уставного капитала акционерного общества отражает сумму выпущенных им акций, а государственного и муниципального предприятия - величину уставного капитала. Уставный капитал изменяется предприятием, как правило, по результатам его работы за год после внесения изменений в учредительные документы.

Увеличить (уменьшить) уставный капитал можно за счет выпуска в обращение дополнительных акций (или изъятия из обращения какого-то их количества), а также путем увеличения (уменьшения) номинала старых акций.

К добавочному капиталу относятся:

·        результаты переоценки основных фондов;

·        эмиссионный доход акционерного общества;

·        безвозмездно полученные денежные и материальные ценности на производственные цели;

·        ассигнования из бюджета на финансирование капитальных вложений;

·        средства на пополнение оборотных фондов.

Нераспределенная прибыль эта прибыль, полученная в определенном периоде и не направленная в процессе ее распределения на потребление собственниками и персоналом. Эта часть прибыли предназначена для капитализации, т.е. для реинвестирования в производство. По своему экономическому содержанию она является одной из форм резерва собственных финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающих его производственное развитие в предстоящем периоде.

Привлеченные средства предприятий – средства, предоставленные на постоянной основе, по которым может осуществляться выплата владельцам этих средств дохода, и которые могут не возвращаться владельцам. К ним относят: средства, получаемые от размещения акций акционерного общества; паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц в уставной фонд предприятия; средства, выделяемые вышестоящими холдинговыми и акционерными компаниями, государственные средства, предоставляемые на целевое инвестирование в виде дотаций, грантов и долевого участия; средства иностранных инвесторов в форме участия в уставном капитале совместных предприятий и прямых вложений международных организаций, государств, физических и юридических лиц.

Для покрытия потребности в основных и оборотных фондах в ряде случаев для предприятия становится необходимым привлечение заемного капитала. Такая потребность может возникнуть по независящим от предприятия причинам. Ими могут быть необязательность партнеров, чрезвычайные обстоятельства, реконструкция и техническое перевооружение производства, отсутствие достаточного стартового капитала, наличие сезонности в производстве, заготовках, переработке, снабжении и сбыте продукции и другие причины.

Таким образом, заемный капитал, заемные финансовые средства  - это привлекаемые для финансирования развития предприятия на возвратной основе денежные средства и другое имущество. Основными видами заемного капитала являются: банковский кредит, финансовый лизинг, товарный (коммерческий) кредит, эмиссия облигаций и другие.

Заемный капитал про сроку подразделяется на:

·        краткосрочный;

·        долгосрочный.

Как правило, заемный капитал сроком до одного года относится к краткосрочному, а больше года - к долгосрочному. Вопрос о том, как финансировать те или иные активы предприятия - за счет краткосрочного или долгосрочного капитала необходимо обсуждать в каждом конкретном случае. Эффективность вложения заемного капитала определяется степенью отдачи основных или оборотных средств.

По источникам финансирования заемный капитал подразделяется на:

·        банковский кредит;

·        размещение облигаций;

·        ссуды юридических лиц под долговые обязательства;

·        лизинг.

Долгосрочный банковский кредит, размещение облигаций и ссуды юридических лиц являются традиционными инструментами заемного финансирования.

Банковские кредиты предоставляются предприятию на основании кредитного договора, кредит предоставляется на условиях платности, срочности, возвратности под обеспечения: гарантии, залог недвижимости, залог других активов предприятия.

Таблица 1.3.

Состав, структура и динамика источников формирования финансовых ресурсов предприятия

Показатель

на 01.01.04

на 01.01.05

отклонение

руб.

%

руб.

%

руб.

%

собственный капитал

47100000

60,87%

50100000

39,82%

3000000

106,37%

нераспределенная прибыль

-579449

-0,75%

-2521078

-2,00%

-1941629

435,08%

краткосрочные заемные средства

1282120

1,66%

945621

0,75%

-336499

73,75%

кредиторская задолженность

29578029

38,22%

77302430

61,44%

47724401

261,35%

Итого

77380700

1,00

125826973

1,00

48446273

8,77

Основным источником формирования финансовых ресурсов являются собственный капитал предприятия. Это связано с политикой собственников предприятия, когда бизнес-единицы работают на собственном капитале, без привлечения заемных средств. Кредиторская задолженность возникает вследствие предоставляемой поставщиками отсрочки платежа.

1.2  Оценка эффективности использования финансовых ресурсов и факторов, ее определяющих

Оценку эффективности использования финансовых ресурсов можно представить в виде двух групп:

·        оценку эффективности использования основных средств;

·        оценку эффективности оборотных средств.

Эффективность использования основных средств показывает съем продукции с единицы стоимости, вложенной в основные средства:

,                                                           (1.2)

где ФО – фондоотдача, руб./руб.;

В – выручка от реализации продукции, руб.;

С – среднегодовая стоимость основных средств, руб.

Фондоотдачи основных средств торгового предприятия представлена на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Динамика фондоотдачи ООО «Градиент»

Такое изменение фондоотдачи связано с наличием явно выраженных сезонных колебаний спроса на продукцию, продаваемую фирмой.

Оценка эффективности использования оборотных средств определяется показателями оборачиваемости:

·        денежных средств;

·        товарных запасов;

·        дебиторской задолженности.

Оборачиваемость денежных средств показывает скорость оборота денежных средств в днях:

,                                                 (1.2)

где ОДС – оборачиваемость денежных средств, дни;

ДСНП и ДСКП – остаток денежных средств в кассе, на расчетном счете, а также деньги в пути на начало и конец месяца соответственно, руб.;

О – оборот (выручка) предприятия за период, руб.;

К – количество дней в периоде, дни.

Оборачиваемость товарных запасов:

,                                                      (1.3)

где ОТЗ – оборачиваемость товарных запасов, дни;

ТЗНП и ТЗКП – остаток товаров на складе, а также товары в пути на начало и конец месяца соответственно, руб.;

Оборачиваемость дебиторской задолженности:

,                                                    (1.4)

где ОТЗ – оборачиваемость дебиторской задолженности, дни;

ДЗНП и ДЗКП – величина дебиторской задолженности на начало и конец месяца соответственно, руб.;

Динамика показателей эффективности использования оборотного капитала представлена на рис. 1.2.

Рис. 1.2. Динамика оборачиваемостей оборотного капитала фирмы

Как видно из рис. 1.2., средняя оборачиваемость денежных средств за анализируемый период составила от 08 до 1,9 дней, товарных запасов – от 40 до 60 дней, дебиторской задолженности – от 35 до 45 дней.

1.3. Выявление резервов повышения эффективности использования финансовых ресурсов и источников покрытия финансовой потребности

Повысить эффективность использования финансовых ресурсов можно двумя основными способами: экстенсивным и интенсивным.

Экстенсивный способ предполагает улучшение использования ресурсов по времени, экстенсивный – по мощности (рис. 1.3.).

Надпись: Основ-ных средствНадпись: Оборотных средств 

Рис. 1.3. Основные направления улучшения использования финансовых ресурсов торговой фирмы

Основным направлением экстенсивного использования основных средств является привлечение дополнительного транспорта для доставки товара до склада и до клиента, так как покупка транспортных средств является достаточно дорогой. Поэтому в случае нехватки собственного транспорта можно будет воспользоваться услугами наемного транспорта. Интенсивным направлением использования может быть более лучшее использование транспорта, например, сокращение простоев автотранспорта во время ремонта, технического обслуживания и пр. за счет улучшения организации производства и труда водителей и обслуживающих рабочих.

Повысить эффективность использования оборотных средств предприятия также можно двумя путями: увеличением количества используемых средств и ускорением оборачиваемости уже используемых. Увеличить количество оборотных фондов можно за счет привлечения дополнительных средств по их финансированию. Однако собственники фирмы не приветствуют такой вариант развития, а всячески стимулируют интенсивный путь.

Интенсивное направление развития возможно при более эффективном использовании уже имеющегося оборотного капитала. Это можно достигнуть:

·        поиск дополнительных возможностей сокращения дебиторской задолженности: привлечение факторингового финансирования банков, оптимизация кредитных линий клиентов;

·        сокращение величины товарных запасов за счет: более слаженной работы коммерсантов, отдела логистики и отдела маркетинга,

·        оптимизация величины товарных запасов за счет сокращения удельного веса в запасах медленно обращающихся запасов.

2.     МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБОСНОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСАХ И ИСТОЧНИКАХ ИХ ПОКРЫТИЯ

2.1Последовательность планирования финансовых ресурсов и источников средств

Последовательность планирования финансовых ресурсов и источников их покрытия представлена на рис. 2.1.

Планирование финансовых ресурсов предприятия начинается с определения плановой величины объемов продаж по клиентам фирмы и по маркам продаваемой продукции. Эту величину планируют продавающие менеджеры направлений.

После определения оборота на плановый период рассчитывается закупочная стоимость и величина коммерческой торговой надбавки. Эту работу выполняет отдел логистики исходя из величины предполагаемой закупки у поставщиков, цен на продукцию.

Исходя из плановой величины оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженностей, запасов, и денежных средств рассчитывается величина необходимого рабочего капитала.

Для покрытия потребности в финансовых ресурсах после расчета необходимой величины рабочего капитала рассматривается стоимость имеющегося собственного капитала, а также источники привлечения необходимых финансовых ресурсов.

Привлечение ресурсов возможно за счет внутреннего овердрафта, выделяемого головной организацией. Привлечение дополнительных банковских кредитов запрещено собственниками, в случае нехватки средств можно воспользоваться только внутренним овердрафтом, предоставляемым головной организацией.

Надпись: Расчет источников покрытия финансовых ресур-совНадпись: Расчет величины финансовых ресурсов 

Рис. 2.1. Последовательность планирования финансовых ресурсов и источников их покрытия

2.2. Методика расчета потребности предприятия в финансовых ресурсах и определения источников их покрытия

Расчет потребности в финансовых ресурсах начинается с определения величины планового оборота в разрезе поставщиков и покупателей:

,                                                                (2.1)

где ОПЛ – плановая величина оборота фирмы, руб.;

Пi – плановый объем продаж i-тому клиенту за расчетный период, руб.;

i – количество клиентов.

Далее коммерческие директора совместно с руководителями направлений определяют плановые величины оборачиваемостей, исходя из которых рассчитывается требуемая величина товарных запасов, денежных средств, дебиторской и кредиторской задолженностей:

,                                                           (2.2)

где ДС – необходимая на плановый период величина денежных средств, руб.;

О – оборот предприятия за плановый период, руб.;

ОДС – оборачиваемость денежных средств, дни;

К – количество дней в периоде, дни.

,                                                     (2.3)

где ТЗ – необходимая на плановый период величина товарных запасов, руб.;

ОТЗ – оборачиваемость товарных запасов, дни.

,                                                 (2.4)

где ДЗ – плановая величина дебиторской задолженности, руб.;

ОДЗ – оборачиваемость дебиторской задолженности, дни.

,                                                  (2.5)

где КЗ – плановая величина кредиторской задолженности, руб.;

ОКЗ – оборачиваемость кредиторской задолженности, дни.

После расчетов оборачиваемостей определяется плановая величина рабочего капитала:

,                                  (2.6)

где РК – величина рабочего капитала на плановый период, руб.;

ОС – плановая среднегодовая стоимость основных средств, руб.

Далее рассчитывается величина финансовых ресурсов, необходимая для обеспечения работы предприятия на плановый период. Они могут быть профинансированы за счет собственного капитала фирмы, который предоставляют собственники или внутреннего овердрафта, также предоставляемого учредителями.

При этом определяется также плата за пользование инвестиционным капиталом и овердрафтом. Эта плата установлена собственниками и составляет: 4% в месяц за выданный инвестиционный капитал, 5% в месяц за овердрафт. Такая инвестиционная политика должна стимулировать бизнес-единицы минимизировать величину используемого инвестиционного капитала, а также стараться не пользоваться овердрафтом.

,                                                          (2.7)

где ИК – величина инвестиционного капитала, выделяемого бизнес-единице, руб.;

О – величина овердрафта, руб.

Далее рассчитывается величина отдачи на инвестиционный капитал:

,                                                        (2.8)

где ОИК – отдача на инвестиционный капитал, руб.;

ИК – величина инвестиционного капитала бизнес-единицы, руб.;

4% - установленная плата за инвестиционный капитал, %.

,                                                           (2.9)

где ОО – отдача на средства, полученные через овердрафт, руб.;

Ов – величина овердрафта бизнес-единицы, руб.;

5% - установленная плата за овердрафт, %.

После расчета отдачи на капитал финансовым аналитиком филиала делается анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности при полученных величинах инвестиционного капитала, отдачи на него.

В случае, если результат удовлетворяет генерального директора и коммерческих директоров направлений, а также интересам собственников, то на плановый период утверждается такая величина финансовых ресурсов и источников их покрытия. В случае отрицательного финансового результата весь расчет повторяется несколькими итерациями до тех пор, пока не будет достигнут требуемый результат.

3. ОБОСНОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСАХ И ВЫБОР ИСТОЧНИКОВ ИХ ПОКРЫТИЯ

3.1. Расчет потребности предприятия в финансовых ресурсах с учетом производственных параметров

Расчет потребности торгового предприятия в финансовых ресурсах начинается с определения плановой величины оборотов или выручки от реализации на предстоящий период.

Выручку от реализации планируют руководители направлений совместно с коммерческими директорами в разрезе клиентов и марок (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Выручка от реализации на плановый период в разрезе каналов, млн.р.

Канал

факт 2004

план 2006

Отклонение

руб.

%

Категория А

132

145

13

9,85%

Категория В, С

86

95

9

10,47%

Аптеки

110

121

11

10,00%

Выделенная дистрибьюция

442

486

44

9,95%

Региональная дистрибьюция

438

480

42

9,59%

Дистанционный центр

98

56

-42

-42,86%

Итого

1306

1383

77

7,00%

В плановом году предполагается увеличить выручку от реализации на 7%, при этом по всем каналам запланировано увеличение оборотов на 10%, кроме дистанционного центра. Планом предусмотрено сворачивание деятельности ДЦ в связи с низкой его рентабельностью.

Для обеспечения заданной величины оборота необходимы финансовые ресурсы. К началу планового периода у предприятия есть уже основные средства. В течение планового периода будет произведена покупка погрузчика стоимостью 500 т.р., а также произведена плановая замена компьютеров общей стоимостью 100 т.р. Среднегодовая стоимость на плановый период представлена в таблице 3.2.

Таблица 3.2

Планируемая среднегодовая стоимость основных средств

Показатель

значение

Остаточная стоимость на 1.01.2006

4365756

Планируемое выбытие основных средств

50000

Амортизация

180000

Планируемое поступление основных средств, всего

600000

в том числе

- погрузчик

500000

- компьютеры

100000

Остаточная стоимость на 31.12.2006

1735252

Среднегодовая стоимость основных средств

3050504

Таким образом, для осуществления основной деятельности предприятию понадобится основных средств на общую сумму  примерно 3 млн. руб.

Для расчета потребности в оборотном капитале используются величины оборачиваемости, утвержденные коммерческими директорами. Исходя их плановых величин оборачиваемости рассчитывается сумма, необходимая для нормального бесперебойного функционирования торгового предприятия (табл. 3.3).

Таблица 3.3

Плановые суммы оборотных средств

Показатель

Плановая оборачиваемость, дни

Сумма, руб.

Товарные запасы

50

189452055

Денежные средства

2

7578082

Дебиторская задолженность

40

151561644

Кредиторская задолженность

50

189452055

Для того, чтобы определить величину необходимого рабочего капитала (формула 2.6), нужно собрать данные об основных и оборотных средствах торгового предприятия.

Эта величина покажет ту сумму финансовых ресурсов, которая будет необходима для того, чтобы выполнить плановый оборот при заданных величинах оборачиваемостей оборотных фондов и амортизации, выбытии и приобретении основных средств (табл. 3.4).

Таблица 3.4

Потребность предприятия в финансовых ресурсах на плановый период

Показатель

Значение

Товарные запасы

189452055

Денежные средства

7578082

Дебиторская задолженность

151561644

Кредиторская задолженность

189452055

Среднегодовая стоимость основных средств

3050504

Рабочий капитал

237971052

Таким образом, для обеспечения нормальной работы предприятию потребуется 23,8 млн. руб. на плановый период.

После определения величины требуемого рабочего капитала необходимо определить, каким образом можно покрыть потребность в них.

3.2. Определение вариантов покрытия потребности предприятия в финансовых ресурсах

На плановый период необходимо примерно 23,8 млн. руб. Эту потребность можно покрыть за счет инвестиционного капитала, выдаваемого учредителями в начале каждого финансового года. Мероприятия по изменению инвестиционного капитала проходят очень длительное согласование через финансового аналитика дивизиона, а потом защиту на совете финансовых директоров. Чаще всего не дается разрешения на увеличение инвестиционного капитала, а бизнес-единице рекомендуется более эффективно вести свою работу. Поэтому примем, что инвестиционный капитал тюменского филиала не изменится и в плановом периоде. На 2005 собственниками было выделено 21 млн. руб. инвестиционного капитала.

Оставшуюся сумму можно получить за счет внутреннего овердрафта, даваемого головной организацией. Однако, плата за него в течение года составит:

2,3*5%*12 = 1,38 млн. руб.

В этом случае можно часть недостающих средств можно взять в банковский кредит под 30% годовых. В случае, если в банковский овердрафт будет взят 1 млн. руб., то плата за него составит:

1*30% = 0,3 млн. руб.

Итак, возможные варианты покрытия необходимой величины финансовых ресурсов представлены в таблице 3.5

Таблица 3.5

Сравнение схем покрытия финансовых ресурсов, млн. руб.

Показатель

вариант 1

вариант 2

вариант 3

Инвестиционный капитал

22,00

22,00

23,00

Внутренний овердрафт

1,38

0,38

0,38

Банковский кредит

0,00

1,00

0,00

Плата за пользование, всего, в том числе:

10,91

10,61

10,79

Инвестиционным капиталом

10,08

10,08

10,56

Внутренним овердрафтом

0,83

0,23

0,23

Банковским кредитом

0,00

0,30

0,00

Таким образом, было рассмотрено два возможных варианта финансирования необходимой суммы ресурсов для того, чтобы в течение планового года предприятие могло бесперебойно работать.

Первый вариант финансирования предполагает использование только инвестиционного капитала и внутреннего овердрафта. В этом случае плата за используемые средства составит 10,91 млн. руб. в год.

Второй вариант финансирования предполагает использования, помимо вышеперечисленных источников, банковского кредита. В этом случае плата за финансовые ресурсы составит 10,61 млн. руб. в год.

В третьем варианте предусмотрено увеличение инвестиционного капитала на 1 млн. руб., но отказ от использования банковского кредита. В этом случае за использование капитала придется заплатить 10,79 млн. руб. в год.

С точки зрения соблюдения правил, установленных учредителями, наиболее выгодными вариантом будет третий, когда требуемый капитал выдается под минимально возможные для бизнес-единиц проценты.

Однако, существует и другой, более выгодный вариант. Им является кредитование в банке, если собственники не захотят увеличить величину инвестиционного капитала. При этом полностью отказаться от внутреннего овердрафта не представляется возможным, т.к. часть расчетов за филиал выполняют другие бизнес-единицы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В курсовом проекте были рассмотрены финансовые ресурсы торговой организации. В процессе анализа было выявлено, что основные средства в большинстве своей массы эксплуатируются не очень давно, большинство из них амортизировано не полностью. В течение года эффективность их использования меняется, т.к. происходят естественные сезонные колебания продаж. Оборачиваемость оборотных средств также зависит от величины оборота фирмы, и может определяться некоторыми стратегическими целями, например, можно произвести выборку товара у поставщика, обеспечив получение квартального бонуса. Однако, это создаст дополнительные товарные запасы на складе, ухудшая тем самым оборачиваемость стоков.

Требуемые предприятию ресурсы могут быть профинансированы двумя способами: выдачей инвестиционного капитала и временным пользованием внутренним овердрафтом, который открыт между бизнес-единицами. Кроме этого, бизнес-единица может еще взять кредит в банке.

Были рассмотрены три возможных варианта финансирования, из которых выбран оптимальный. С точки зрения выполнения требований собственников, им является инвестиционный капитал в 22 млн. руб. и внутренний овердрафт в 0,38 млн. руб.

Поэтому предприятию можно рекомендовать взять банковский кредит на 1 млн. руб., оставив инвестиционный капитал на прежнем уровне. При этом величина внутреннего овердрафта составит 0,38 млн. руб.

В этом случае величина платы за используемый капитал будет минимальной из возможных.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. -М: Финансы и статистика, 1998. –480с.

2.      Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. Планирование предпринимательской деятельности предприятия. Методическое пособие. - М.: ИНФРА–М, 1997.– 334 с.

3.      Дондонова Л.В. Анализ бухгалтерской отчетности. -М.: Издательство «Дело и сервис». 1998.-224с.

4.      Друди К. Введение в управленческий и производственный  учет.: Пер. с англ./Под ред. С.А.Табалиной.-М: Аудит, ЮНИТИ, 1997.-560с.

5.      Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент.-М.:Финансы и статистика, 1999.-768с.

6.      Кондратенко В.И., Петкевич Ф.П. Особенности организационной структуры и стратегии управления в рыночных условиях хозяйствования: Теория, опыт, практика.-Тюмень: «СофтДизайн», 1995.-128с.

7.      Менеджмент организации / под ред. Румянцевой З.П.- М: ИНФРА - М,    1995 г – 432 с.

8.      Основы менеджмента./ под ред. С.Г.Лопатиной –М.:Юрайт,1999 –295с.

9.      Панкратов К.Д. Коммерческая деятельность. - М.: ИНФРА-М,  1997 –354 с.

10. .Сергеев И.В.  Экономика предприятия. - М.: Финансы и статистика, 1997 – 306с.

11. .Стоянова Е.С., Штерн М.Г. Финансовый менеджмент для практиков: Краткий профессиональный курс. - М.: Изд-во «Перспектива», 1998. – 239 с.

12. Уткин Э.А. Финансовый менеджмент. Учебник для вузов.-М.: Издательство «Зеркало»,1998.-272 с.

13. .Экономика и финансы предприятий. / под ред. И.А. Усатова. -Учебник для техникумов. М., «Финансы», 1976. – 344 с.

14. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы – М: Финансы и статистика, 1997 – 154 с.

15. Андреев А.Ф., Гришина И.В., Лопатина С.Г., Основы менеджмента: учебное пособие.-М.: Юрайт 1999-295 с.

16. Бочкарев А.А. , Кондратьев В.Р. Семь нот менеджмента.- М.: Эксперт, 1998-424 с.

17. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - 2-е изд. –М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. – 480 с.

18. Казанцев А.К. Практический менеджмент. –М.: ИНФРА-М,1998 –367с.

19. Лапуста М.Г. Справочник директора предприятия. М:ИНФРА-М, 1998-784с.

20. Менеджмент / под ред, Ф.М. Русинова-М.: ФБК-ПРЕСС, 1999-504 с.

21. Рукина С.В. Финансы коммерческих предприятий и организаций. -М.: Экспертное бюро-М,1997 –176с.

22. Семенов В.М., Баев И.А. и др. Экономика предприятия. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996 – 184 с.

23. Уткин Э.А. Управление фирмой.- М.: Акалис, 1996-516 с.

24. Финансовый менеджмент. / под ред.Г.Б.Поляка -М.:ЮНИТИ,1997 –518с.

25. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА – М , 1996 – 176 с.

26. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий.-М., ИНФРА-М, 1998.-343с.

27. Экономика и статистика фирм/ под ред.С.Д.Ильенковой.-М.:Финансы и статистика, 1996.-240с.