Содержание
1. Сущность финансового менеджмента в условиях рыночной экономики. 3
1.1. Агентские отношения: менеджеры – акционеры – кредиторы.. 3
1.2. Делегирование полномочий и уровень ответственности при принятие финансовых решений. 4
1.3. Принятие долгосрочных и краткосрочных финансовых решений. 8
1.4. Информационная база для принятия решений. 12
1.5. Рискованность финансовых решений. 14
2. Задача 1. 17
3. Задача 2. 21
4. Задача 3. 23
Список литературы.. 25
1. Сущность финансового менеджмента в условиях рыночной экономики
1.1. Агентские отношения: менеджеры – акционеры – кредиторы
Концепция агентских отношений становится актуальной в условиях рыночных отношений по мере усложнения форм организации бизнеса. Большинству фирм, по крайней мере тем, которые определяют экономику страны, в той или иной степени присущ разрыв между функцией владения и функцией управления и контроля, смысл которой состоит в том, что владельцы компании вовсе не обязаны вникать в тонкости текущего управления ею. Интересы владельцев компании и ее управленческого персонала могут совпадать далеко не всегда; особенно это связано с анализом альтернативных решений, одно из которых обеспечивает сиюминутную прибыль, а второе — рассчитано на перспективу. Выделяют и более дробные классификации конфликтующих подгрупп управленческих работников, каждая из которых отдает приоритет своим групповым интересам. Чтобы в известной степени нивелировать возможные противоречия между целевыми установками конфликтующих групп и, в частности, ограничить возможность нежелательных действий менеджеров исходя из собственных интересов, владельцы компании вынуждены нести так называемые агентские издержки. Существование подобных издержек является объективным фактором, а их величина должна учитываться при принятии решений финансового характера.
1.2. Делегирование полномочий и уровень ответственности при принятие финансовых решений
ДЕЛЕГИРОВАНИЕ, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
Делегирование представляет собой средство, при помощи которого руководство распределяет среди сотрудников бесчисленные задачи, которые должны быть выполнены для достижения целей всей организации. Если существенная задача не делегирована другому человеку, руководитель вынужден будет выполнять ее сам. Это, конечно, во многих случаях просто невозможно, так как время и способности руководителя ограничены. Более важным является то, что сущность управления заключается в умении «добиться выполнения работы другими». Поэтому, в подлинном смысле слова, делегирование представляет собой акт, который превращает человека в руководителя.
Делегирование полномочий имеет ряд положительных моментов:
а) Руководитель освобождается от выполнения рутинной работы и получает время для решения творческих вопросов.
б) Делегирование полномочий является своеобразной формой повышения квалификации сотрудников и способствует максимальному использованию их знаний и опыта.
в) Делегирование является большим стимулом в работе подчиненных, которые начинают чувствовать себя хозяевами на участках работы, поощряет инициативу, приучает к самостоятельности и готовит людей к перемещению на более высокие должности. Делегирование полномочий - это тот случай, когда убивают сразу несколько зайцев.
Делегирование, несмотря на свое фундаментальное значение, является одной из наиболее непонятых и неправильно применяемых концепций управления. Не понимая полностью необходимости делегирования или того, что требуется для роста его эффективности, многие блестящие предприниматели терпели неудачу именно в то время, когда их организации становились большими. Чтобы только приблизиться к пониманию того, как эффективно осуществлять делегирование - необходимо понять связанные с этим концепции ответственности и организационных полномочий.
Делегирование базируется на полномочиях и ответственности.
Ответственность - это обязательство работника выполнять делегируемые ему задачи и отвечать за их удовлетворительное решение.
Поскольку ответственность представляет собой обязательство, которое отдельный работник берет на себя, то он не может ее делегировать или передавать своему подчиненному. Работник, на которого возложена ответственность за решение какой-либо задачи, не обязан выполнять ее лично, но он останется ответственным за удовлетворительное (неудовлетворительное) завершение работы.
Под обязательством мы понимаем то, что от индивида ожидается выполнение конкретных рабочих требований, когда он занимает определенную должность в организации. Фактически, индивид заключает контракт с организацией на выполнение задач данной должности в обмен на получение определенного вознаграждения. Ответственность означает, что работник отвечает за результаты выполнения задачи перед тем, кто передает ему полномочия. Например, при оформлении на работу в качестве рабочего на линии сборки фирмы «Сони» поступающему назначается (делегируется) задача монтажа печатных плат в телевизорах. Принимая эту работу и вознаграждение за нее, рабочий косвенным образом соглашается выполнять ее способом, удовлетворительным для фирмы «Сони». Беря на себя эту ответственность, работай должен разобрать и заново собрать телевизор в случае своей ошибки. Поскольку рабочий считается ответственным за точное исполнение задачи, начальник имеет право требовать, объяснений или исправления плохо сделанной работы.
Важно осознать, что делегирование реализуется только в случае принятия полномочия, и собственно ответственность не может быть делегирована. Руководитель не может размывать ответственность, передавая ее подчиненному. Хотя лицо, на которое возложена ответственность за решение какой-либо задачи, не обязано выполнять ее лично, оно остается ответственным за удовлетворительное завершение работы. Например, руководитель хирургической бригады делегирует многие важные обязанности медицинским сестрам. Но, если пациент умрет из-за того, что сестра выбрала неправильную группу крови для переливания, ответственным за это будет оперирующий хирург и его привлекут к суду за преступную небрежность. Аналогичным образом, если торговый агент не выполнит своих плановых заданий на год и в результате отдел сбыта также не выполнит свой план, руководитель отдела сбыта, а не тортовый агент, должен держать ответ перед коммерческим директором.
В крупных организациях руководителя высшего звена редко общаются с подчиненными на низших уровнях, которые фактически выполняют большинство конкретных задач. Тем не менее, они несут ответственность за дела фирмы и своих подчиненных. Бывший президент США Гарри С. Трумэн, ныне всем известней надписью на своем столе, которая гласила: «Больше ответственность сваливать не на кого», продемонстрировал понимание своей конечной ответственности за деятельность правительства.
Объем ответственности — вот одна из причин высоких окладов у менеджеров, особенно руководящих крупными корпорациями. Но даже оклад в 2 млн. долл. вряд ли привлечет квалифицированного управляющего, если он не увидит способа влияния на деятельность людей, от которых зависит успех.
Полномочие - это организационно закрепленное ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее работников на выполнение делегируемых задач.
Полномочия не следует смешивать с властью, под которой понимают реальную способность действовать или возможность влиять на ситуацию.
Полномочия определяют, что лицо, занимающее определенную должность, имеет право делать. Власть определяет, что оно действительно может делать. Можно иметь власть, не имея полномочий. [3.c.312]
1.3. Принятие долгосрочных и краткосрочных финансовых решений.
В процессе управления организациями принимается огромное количество самых разнообразных решений, обладающих различными характеристиками. Тем не менее, существуют некоторые общие признаки, позволяющие это множество определённым образом классифицировать.
Степень повторяемости проблемы. В зависимости от повторяемости проблемы, требующей решения, все управленческие решения можно подразделить на традиционные, неоднократно встречавшиеся в практике управления, когда необходимо лишь сделать выбор из уже имеющихся альтернатив, и нетипичные, нестандартные решения, когда их поиск связан прежде всего с генерацией новых альтернатив.
Значимость цели. Принятие решения может преследовать собственную, самостоятельную цель или же быть средством способствовать достижению цели более высокого порядка. В соответствии с этим решения могут быть стратегическими или тактическими. Сфера воздействия. Результат решения может сказаться на каком – либо одном или нескольких подразделениях организации. В этом случае решение можно считать локальным. Решение, однако, может приниматься и с целью повлиять на работу организации в целом, в этом случае оно будет глобальным. Длительность реализации. Реализация решения может потребовать нескольких часов, дней или месяцев. Если между принятием решения и завершением его реализации пройдет сравнительно короткий срок – решение краткосрочное. В то же время все более возрастает количество и значение долгосрочных, перспективных решений, результаты осуществления которых могут быть удалены на несколько лет.
Прогнозируемые последствия решения. Большинство управленческих решений в процессе их реализации так или иначе поддается корректировке с целью устранения каких – либо отклонений или учёта новых факторов, т.е. является корректируемым. Вместе с тем имеются и решения, последствия которых необратимы. Метод разработки решения. Некоторые решения, как правило, типичные, повторяющиеся, могут быть с успехом формализованы, т.е. приниматься по заранее определённому алгоритму. Другими словами, формализованное решение – это результат выполнения заранее определённой последовательности действий. Например, при составлении графика ремонтного обслуживания оборудования начальник цеха может исходить из норматива, требующего определённого соотношения между количеством оборудования и обслуживающим персоналом. Если в цехе имеется 50 единиц оборудования, а норматив обслуживания составляет 10 единиц на одного ремонтного рабочего, значит, в цехе необходимо иметь пять ремонтников. Точно так же, когда финансовый менеджер принимает решение об инвестировании свободных средств в государственные ценные бумаги, он выбирает между различными видами облигаций в зависимости от того, какие из них обеспечивают в данное время наибольшую прибыль на вложенный капитал. Выбор производится на основе простого расчета конечной доходности по каждому варианту и установления самого выгодного.
Формализация принятия решений повышает эффективность управления в результате снижения вероятности ошибки и экономии времени: не нужно заново разрабатывать решение каждый раз, когда возникает соответствующая ситуация. Поэтому руководство организаций часто формализует решения для определённых, регулярно повторяющихся ситуаций, разрабатывая соответствующие правила, инструкции и нормативы.
В то же время в процессе управления организациями часто встречаются новые, нетипичные ситуации и нестандартные проблемы, которые не поддаются формализованному решению. В таких случаях большую роль играют интеллектуальные способности, талант и личная инициатива менеджеров.
Конечно, на практике большинство решений занимает промежуточное положение между этими двумя крайними точками, допуская в процессе их разработки как проявление личной инициативы, так и применение формальной процедуры. Конкретные методы, используемые в процессе принятия решений, рассмотрены ниже.
Количество критериев выбора.
Если выбор наилучшей альтернативы производится только по одному критерию (что характерно для формализованных решений) , то принимаемое решение будет простым, однокритериальным. И наоборот, когда выбранная альтернатива должна удовлетворять одновременно нескольким критериям, решение будет сложным, многокритериальным. В практике менеджмента подавляющее большинство решений многокритериальны, так как они должны одновременно отвечать таким критериям, как: объем прибыли, доходность, уровень качества, доля рынка, уровень занятости, срок реализации и т.п.
Форма принятия решений.
Лицом, осуществляющим выбор из имеющихся альтернатив окончательного решения, может быть один человек и его решение будет соответственно единоличным. Однако в современной практике менеджмента всё чаще встречаются сложные ситуации и проблемы, решение которых требует всестороннего, комплексного анализа, т.е. участия группы менеджеров и специалистов. Такие групповые, или коллективные, решения называются коллегиальными. Усиление профессионализации и углубление специализации управления приводят к широкому распространению коллегиальных форм принятия решений. Необходимо также иметь в виду, что определённые решения и законодательно отнесены к группе коллегиальных. Так, например, определённые решения в акционерном обществе (о выплате дивидендов, распределении прибыли и убытков, совершении крупных сделок, избрании руководящих органов, реорганизации и др.) отнесены к исключительной компетенции общего собрания акционеров. Коллегиальная форма принятия решения, разумеется, снижает оперативность управления и “размывает” ответственность за его результаты, однако препятствует грубым ошибкам и злоупотреблениям и повышает обоснованность выбора.
Способ фиксации решения.
По этому признаку управленческие решения могут быть разделены на фиксированные, или документальные (т.е. оформленные в виде какого либо документа - приказа, распоряжения, письма и т.п.) , и недокументированные (не имеющие документальной формы, устные). Большинство решений в аппарате управления оформляется документально, однако мелкие, несущественные решения, а также решения, принятые в чрезвычайных, острых, не терпящих промедления ситуациях, могут и не фиксироваться документально. Характер использованной информации. В зависимости от степени полноты и достоверности информации, которой располагает менеджер, управленческие решения могут быть детерминированными (принятыми в условиях определённости) или вероятностными (принятыми в условиях риска или неопределённости) . Эти условия играют чрезвычайно важную роль при принятии решений, поэтому рассмотрим их более подробно. [3.c.314]
1.4. Информационная база для принятия решений.
Принятие решений, так же как и обмен информацией, - составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления, связана со всеми участками и аспектами управленческой деятельности и является её квинтэссенцией. Поэтому так важно понять природу и сущность решений.
Что же такое решение? Попытаемся дать сначала самую общую характеристику. Обычно в процессе какой – либо деятельности возникают ситуации, когда человек или группа людей сталкивается с необходимостью выбора одного из нескольких возможных вариантов действия. Результат этого выбора и будет являться решением. Таким образом решение – это выбор альтернативы.
Каждому из нас ежедневно приходится десятки раз что – то выбирать, на собственном опыте развивая способности и приобретая навыки принятия решений. Примеров можно привести множество: выбор одежды из имеющегося гардероба, выбор блюд из предложенного меню.
Любому поступку индивида или действию коллектива предшествует принятое решение. Решения являются универсальной формой поведения как отдельной личности, так и социальных групп. Эта универсальность объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности. Однако, несмотря на универсальность решений, их принятие в процессе управления организацией существенно отличается от решений, принимаемых в частной жизни.
Что же отличает управленческие (организационные) решения? Цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем конкретной организации. Последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер, особенно высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и её работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если организация велика и влиятельна, решения её руководителей могут серьёзно отразиться на социально – экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельное предприятие компании может существенно повысить уровень безработицы. Разделение труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации существует определённое разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) – реализацией уже принятых решений.
Профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решений – гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определёнными профессиональными знаниями и навыками наделяется полномочиями самостоятельно принимать определённые решения.
Рассмотрев эти отличительные особенности принятия решений в организациях, можно дать следующее определение управленческого решения.
Управленческое решение – это выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации. [3.c.313]
1.5. Рискованность финансовых решений
Как уже говорилось выше, решений, принимаемых в условиях абсолютной определенности, в реальной жизни быть не может. Однако существуют ситуации, когда решение принимается в условиях почти полной определенности. Например, решение о вложении нераспределенной прибыли в ценные бумаги государства. В данном случае менеджер точно знает размер вкладываемой суммы, может выбрать сроки вложения, рассчитать доходность и может точно подсчитать планируемую прибыль от данного вложения и сроки ее получения. Государство может не выполнить свои обязательства только при возникновении чрезвычайных обстоятельств, вероятность возникновения которых очень мала. Однако в условиях, сложившихся на данный момент в нашей республике, данный пример отражает меньший уровень определенности, чем в развитых странах.
В странах с развитой стабильной экономикой менеджер может также точно рассчитать затраты на производство определенного вида изделий на ближайшую перспективу. Это возможно, потому что постоянные издержки, стоимость материалов и рабочей силы известны или могут быть рассчитаны с высокой степенью точности.
Решения, принимаемые в условиях риска, занимают весомую часть всего множества решений, принимаемых менеджерами. Руководство должно учитывать уровень риска при принятии решений в качестве важнейшего фактора. Для принятия решений в условиях риска предприятие должно обладать достаточным объемом релевантной информации. Данная информация может быть получена различными способами. Существуют внешние источники – различные статистические данные министерств и ведомств, результаты социологических исследований, результаты переписи и т.д.
При отсутствии внешних источников информации предприятие может провести собственные исследования. Анализ рынка очень широко используется для прогнозирования восприятия новых продуктов, телевизионных шоу, политиков. Он стал очень важной сферой деятельности и стал неотъемлемой частью деятельности почти всех крупных организаций, имеющих дело с широкой публикой. Например, автомобильные гиганты “Форд” , “Крайслер” прежде чем начать проектирование нового вида автомобиля тщательно изучают спрос и потребности потребителей, рассчитывают вероятности различных объемов продаж в зависимости от конъюнктуры рынка и только затем приступают к проектированию нового автомобиля.
Хорошим примером принятия решение в условиях риска является принятие решений о страховании. Статистика страховых случаев во всех областях ведется очень полно. Поэтому, руководитель может высчитать вероятность наступления или не наступления страхового случая и принять решение о страховании или не страховании определенного имущества компании, каких либо финансовых операций и так далее.
Руководитель же страховой организации на основании этих же данных определяет сумму возможных страховых выплат и соответственно сумму, на которую необходимо заключить страховых полисов для покрытия возможных убытков и получения прибыли.
Например, руководитель автотранспортного предприятия не уверен, что аварии будут, а если и будут – на какую сумму. Но из статистики известно, что каждый десятый водитель попадает раз в год в аварию. Также известно, что средняя сумма ущерба от одной аварии – 2000 долларов. Имея парк из 100 машин, руководитель может принять решение, что в аварию попадут 10 машин и общий ущерб составит около 20000 долларов и, следовательно, примет решение о страховании на такую сумму.
На практике решения, принимаемые в условиях полной неопределенности, практически не встречаются. Это происходит потому, что в любом случае можно либо собрать некоторую дополнительную релевантную информацию и еще раз проанализировать ситуацию, либо принять решение на основе суждений, интуиции, анализа накопленного опыта руководителя, что также уменьшает неопределенность. Наибольший потенциал неопределенности встречается в социокультурной, политической и наукоемкой среде.
Ярким примером принятия решений в условиях неопределенности может быть решение, о разработке нового очень сложного оборудования. Причина в том, что на разработку требуется длительное время, а за это время конкурентами может быть создано более эффективное оборудование или могут быть совершены открытия, исключающие применение разрабатываемого оборудования. [3.c.315]
2. Задача 1
Составить отчет о прибылях и убытках для фирм «А» «С» «К» и на основании сопоставления коэффициентов PMOS, BEP, ROE, ROI, оценить адекватность проводимых ими финансовых политик различными состояниями экономики. Налог на прибыль 24%. Сценарные условия функционирования фирм и другие показатели заданы в таблице
Исходные данные
Показатель |
«А» |
«С» |
«К» |
Выручка при подъеме экономики |
1368 |
1425 |
1482 |
Выручка при стабильной экономики |
1026 |
1140 |
1311 |
Выручка при спаде экономики |
798 |
912 |
1197 |
Акционерный капитал |
171 |
228 |
285 |
Краткосрочные кредиты (17%) |
228 |
114 |
57 |
Долгосрочные кредиты (23%) |
114 |
228 |
|
Затраты на реализацию |
228+0,7В |
308+0,65В |
439+0,6В |
Решение
Агрегированный баланс фирм
Показатель |
"А" |
"С" |
"К" |
оборотные средства |
171 |
228 |
342 |
оборотные средства (остаточная стоимость) |
228 |
228 |
228 |
всего |
399 |
456 |
570 |
Краткосрочные кредиты (17%) |
228 |
114 |
57 |
Долгосрочные кредиты (23%) |
0 |
114 |
228 |
Акционерный капитал |
171 |
228 |
285 |
всего |
399 |
456 |
570 |
Отчет о прибылях и убытках фирм, р
"Агрессор" |
|||
показатель |
состояние экономики |
||
подъем |
стабильное |
спад |
|
выручка от реализации |
1368,00 |
1026,00 |
798,00 |
затраты на реализованную продукцию |
1197,60 |
958,20 |
798,60 |
прибыль до вычета процентов и налогов |
170,40 |
67,80 |
-0,60 |
проценты к уплате |
38,76 |
38,76 |
38,76 |
прибыль до вычета налогов |
131,64 |
29,04 |
-39,36 |
налог на прибыль |
31,59 |
6,97 |
|
чистая прибыль |
100,05 |
22,07 |
|
"Середняк" |
|||
показатель |
состояние экономики |
||
подъем |
стабильное |
спад |
|
выручка от реализации |
1425,00 |
1140,00 |
912,00 |
затраты на реализованную продукцию |
1250,25 |
1065,00 |
916,80 |
прибыль до вычета процентов и налогов |
174,75 |
75,00 |
-4,80 |
проценты к уплате |
45,60 |
45,60 |
45,60 |
прибыль до вычета налогов |
129,15 |
29,40 |
-50,40 |
налог на прибыль |
31,00 |
7,06 |
|
чистая прибыль |
98,15 |
22,34 |
|
"Консерватор" |
|||
показатель |
состояние экономики |
||
подъем |
стабильное |
спад |
|
выручка от реализации |
1482,00 |
1311,00 |
1197,00 |
затраты на реализованную продукцию |
1351,20 |
1248,60 |
1180,20 |
прибыль до вычета процентов и налогов |
130,80 |
62,40 |
16,80 |
проценты к уплате |
62,13 |
62,13 |
62,13 |
прибыль до вычета налогов |
68,67 |
0,27 |
-45,33 |
налог на прибыль |
16,48 |
0,06 |
|
чистая прибыль |
52,19 |
0,21 |
|
Коэффициенты рентабельности фирм %
"Агрессор" |
|||
показатель |
состояние экономики |
||
подъем |
стабильное |
спад |
|
PMOS |
7,31 |
2,15 |
0,00 |
BEP |
50,62 |
18,74 |
-0,15 |
ROA |
25,07 |
5,53 |
0,00 |
ROE |
58,51 |
12,91 |
0,00 |
RI |
34,79 |
15,25 |
9,71 |
"Середняк" |
|||
показатель |
состояние экономики |
||
подъем |
стабильное |
спад |
|
PMOS |
6,89 |
1,96 |
0,00 |
BEP |
45,12 |
17,99 |
-1,05 |
ROA |
21,53 |
4,90 |
0,00 |
ROE |
43,05 |
9,80 |
0,00 |
RI |
31,53 |
14,90 |
10,00 |
"Консерватор" |
|||
показатель |
состояние экономики |
||
подъем |
стабильное |
спад |
|
PMOS |
3,52 |
0,02 |
0,00 |
BEP |
25,84 |
10,96 |
2,95 |
ROA |
9,16 |
0,04 |
0,00 |
ROE |
18,31 |
0,07 |
0,00 |
RI |
20,06 |
10,94 |
10,90 |
PMOS = это отношение чистой прибыли к выручке от реализации
BEP = это отношение прибыли до вычета процентов и налогов к сумме активов
ROA = это отношение чистой прибыли к сумме активов
ROE = это отношение чистой прибыли к собственному капиталу.
RI = это отношение чистой прибыли и процентов к уплате к общему капиталу.
Вывод при заданных сценарных условиях коэффициенты рентабельности показывают если экономика находится в состоянии подъема то наиболее эффективная политика у фирмы «К» если экономика стабильна, то самые высокие финансовые коэффициенты опять же у фирмы опять же у фирмы «К» если в экономике наблюдается спад, то все фирмы несут убытки.
3. Задача 2
Требуется построить дерево решений для оценки риска и определить привлекательность инвестиционного проекта, рассчитанного на два года. Проект требуется первоначальных вложений 185000 USD и финансируется за счет банковской ссуды ожидается что процентная ставка будет меняться по годам следующим образом 14%, 16%, Распределение вероятностей денежного потока представлено в таблице
Исходные данные
СF = 77400 |
P2 = 0,21 |
СF = 124500 |
P2 = 0.37 |
СF = 131800 |
P2 = 0.42 |
CF 2 |
Р2 |
CF 2 |
Р2 |
CF 2 |
Р2 |
85200 |
0,33 |
111300 |
0,34 |
129400 |
0,39 |
127700 |
0,34 |
119600 |
0,31 |
138050 |
0,32 |
124300 |
0,33 |
125600 |
0,35 |
141700 |
0,29 |
рис 1. Дерево решений проекта
Расчетного суммарного денежного потока проекта
Путь |
СF1 |
СF2 |
PV |
P1,2 |
PV*P1,2 |
1 |
77400 |
85200 |
-53787,78 |
0,11 |
-6034,99 |
2 |
77400 |
127700 |
-22203,36 |
0,12 |
-2566,71 |
3 |
77400 |
124300 |
-24730,11 |
0,11 |
-2774,72 |
4 |
124500 |
111300 |
6924,56 |
0,11 |
729,85 |
5 |
124500 |
119600 |
13092,81 |
0,10 |
1258,22 |
6 |
124500 |
125600 |
17551,79 |
0,11 |
1904,37 |
7 |
131800 |
129400 |
26779,31 |
0,13 |
3550,94 |
8 |
131800 |
138050 |
33207,67 |
0,11 |
3612,99 |
9 |
131800 |
141700 |
35920,22 |
0,10 |
3541,73 |
3221,68 |
Вывод поскольку суммарная ожидаемая PV положительна (3221,68USD), при отсутствии других альтернатив проект можно принять. В общем случае предпочтение следует отдавать проектам с большей суммарной ожидаемой PV.
4. Задача 3
Рассмотреть три инвестиционных проекта. Варианты вложения средств являются между собой конкурирующими. Планируемые условия приведены в таблице ниже.
Исходные данные
период |
Проект А |
Проект Б |
Проект В |
|||
год |
CF0f |
CF1f |
CF0f |
CF1f |
CF0f |
CF1f |
0 |
22500 |
7500 |
37000 |
|||
1 |
5000 |
7500 |
12000 |
4000 |
||
2 |
25000 |
7500 |
12000 |
4000 |
||
3 |
22500 |
10000 |
7500 |
12000 |
25000 |
|
4 |
10000 |
7500 |
12000 |
20000 |
||
5 |
10000 |
7500 |
12000 |
15000 |
||
Итого |
45000 |
60000 |
45000 |
60000 |
45000 |
60000 |
Требуется оценить целесообразность выбора одного из проектов, если структура капитала предприятия представлена в таблице ниже
Структура капитала предприятия %
Источники средств |
Доля (w) |
Стоимость (к) |
нераспределенная прибыль |
22,5 |
43,6 |
привилегированные акции |
21,3 |
52,1 |
обыкновенные акции |
18,3 |
38,3 |
банковские акции |
23,1 |
57,5 |
облигационный заем |
14,8 |
45,6 |
Итого |
100 |
Решение
Расчет рентабельности произвели с помощью электронных таблиц EXCEL как сказа в методическом указание.
Расчет нормы рентабельности
Период |
Проект А |
Проект Б |
Проект В |
0 |
-22500 |
-7500 |
-37000 |
1 |
5000 |
4500 |
-4000 |
2 |
25000 |
4500 |
-4000 |
3 |
-12500 |
4500 |
25000 |
4 |
10000 |
4500 |
20000 |
5 |
10000 |
4500 |
15000 |
IRR |
21% |
53% |
8% |
Далее необходимо определить показатель WACC. Структура капитала предприятия показана ниже в таблице
Источники средств |
Доля (w) |
Стоимость (к) |
нераспределенная прибыль |
22,5 |
43,6 |
привилегированные акции |
21,3 |
52,1 |
обыкновенные акции |
18,3 |
38,3 |
банковские акции |
23,1 |
57,5 |
облигационный заем |
14,8 |
45,6 |
Итого |
100 |
Воспользуемся формулой для определении WACC.
WACC = w1 * к1 + w2 * к3 + w4 * к4 +……. + wn * кn
WACC = 0,225*0,436+0,213*0,521+0,183*0,383+0,231*0,575+ 0,148*0,456 = 0,4795 * 100 = 47,95 %
Интерпретируем полученные результаты. Проект А IRR = 21 < WACC = 47,95, вариант отклоняется: Проект В IRR = 53 < WACC = 47,95, вариант принимается: Проект С IRR = 8 < WACC = 47,95, вариант отклоняется:
Вывод: Подводя итог можно воспользоваться советом: детальный количественный анализ имеет смысл только в том числе, если исследуемые факторы поддаются хотя бы минимальному управлению, т.е. прямому или косвенному воздействию со стороны финансового менеджера. Расчеты ради расчетов безсмылены, а иногда и попросту вредны. Кроме того, необходимо не просто нажимать на клавиши калькулятора, а подходить осознано к своим действиям представляя природу многих экономических процессов.
Для финансового аналитика необходимо понять внутренний механизм взаимосвязи тех или иных сторон деятельности предприятия, попытаться нащупать ключевые факторы, которыми результаты. Прежде чем решать какую-то задачу, в том числе с применением сложного математического аппарата, нужно хорошо подумать , что делать с полученными результатами.
Список литературы
1. Бобылева. А.З. Финансовый менеджмент. Москва 2001
2. Д. К. Шим, Д. Г. Сигел. Финансовый менеджмент. Москва 2001.
3. Джон Ф. Берджес, Дэн Штайнхофф. Основы управления малым бизнесом. Москва 1997
4. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент – М.: финансы и статистика, 2004. – 768с.: ил.
5. Савчук В.П, анализ и разработка инвестиционных проектов – Киев: Абсолют-В, Эльга, 2000. – с. 304