Содержание

Введение. 3

1. Валеология: становление и развитие. 4

2. Компоненты валеологического образования в сохранении здоровья. 7

3. Валеологическое образование учащихся и студентов на уроках физической культуры.. 17

Заключение. 21

Список литературы.. 22

Введение

Во всех цивилизованных странах главным богатством человека считается его здоровье. С рождения ребенок усваивает эту великую истину! Еще недавно, когда мы мыслили категориями усреднения и всеохвата, а личность в этом усреднении исчезла, мы и не думали о здоровье как о неотъемлемом праве личности и ее основном богатстве. Здоровый человек является творцом любого общества, обладает энергопреобразующим потенциалом, представляет собой источник радости, интеллектуальной и физической работоспособности.

Здоровье по сути своей должно быть первейшей потребностью человека, но удовлетворение этой потребности, доведение ее до оптимального результата носит сложный, своеобразный, часто противоречивый, опосредованный характер и не всегда приводит к необходимому результату.

 Эта ситуация обусловлена рядом обстоятельств, и прежде всего тем, что в нашем государстве еще не выражена в достаточной степени положительная мотивация здоровья, что в человеческой природе заложена медленная реализация обратных связей, как негативных, так и позитивных воздействий на организм человека, что здоровье в обществе, в первую очередь в силу низкой культуры, еще не заняло первого места в иерархии потребностей человека.

Из этого вытекает важнейшая роль воспитания у каждого члена общества отношения к здоровью как к главной человеческой ценности, а также разработка основных положений и условий здорового образа жизни, методология их внедрения, привития и освоения людьми.

Следует отметить, что искусству быть здоровым, так же как и искусству живописи, музыки, танца и т.п., нужно учить. В связи с этим сегодня актуальна  тема касающаяся валеологии.

Цель работы – раскрыть сущность вопроса, связанного с ролью валеологического образования в сохранении здоровья

1. Валеология: становление и развитие

В последние годы в лексиконе педагогов и медиков, специалистов физической культуры и психологии все чаще используется слово "валеология", которым в научном обиходе и в популярных публикациях обозначают "науку о здоровье", "учение о здоровом образе жизни", "оздоровительно-профилактические основы медицины" и т.п.

Введение в массовое обращение терминов "валеология" и "экология" вызвано стремлением людей к сохранению своего здоровья в условиях безответственно разрушаемой природной среды, снижения доступности квалифицированной медицинской помощи широким слоям населения, роста статистических показателей заболеваемости и негативных тенденций демографического состояния России. Для удовлетворения потребности в здоровье многие прибегают к "модным" средствам - от телеисцелений до пищевых добавок типа гербалайфа, поскольку, к сожалению, действующая система медицинского обеспечения здравоохранения и традиционные методы ориентированной на подготовку к обязательным нормативным тестам системы физического воспитания оказались в современной обстановке не приспособленными к запросам и нуждам населения. Вековая парадигма о "первоначальности слова" и послужила теперь основанием для доверчивого ожидания массами своего спасения, а также творческих надежд реформаторов оздоровления народа.

Валеология - информационный фонд деятельности по оптимальному удовлетворению основных жизненных потребностей человека.

Валеологическое направление в отечественном физкультурном движении в 70-е и 80-е годы активно развивалось общественными организациями - Федерацией физкультурно-оздоровительной работы с населением. Федерацией массовой физической культуры сельского населения, отраслевыми и региональными федерациями. А научно-методическое обеспечение весьма плодотворно осуществлялось сотрудниками ВНИИФКа, а также учеными Ленинграда, Киева, Минска, Свердловска, Красноярска и других городов страны. Все это позволило накопить необходимый обществу научный и технологический потенциал массового формирования здорового образа жизни, создать валеологическую основу прогрессивных преобразований быта и режима труда. Радикальная перестройка экономики и социальной жизни в стране временно приостановила такие преобразования, поскольку налаженные механизмы государственного управления и финансово обеспеченной деятельности профсоюзов перестали действовать, а инициатива многих специалистов повела их "другим путем" - под невысказанным вслух девизом "От значка ГТО - к валеологии". Поиск и разработка такого пути представляют знаменательные характеристики современного этапа отечественного физкультурного движения.[1]

На распространение идей и мероприятий валеологии, на формирование и осуществление здорового образа жизни большое влияние оказывает общественное мнение, под которым понимается следующее: 1) система относительно устойчивых оценок общественной жизни, традиционных отношений к социальным явлениям; 2) интеллектуальная реакция широких слоев общества на конкретное явление или событие. Общественное мнение о здоровом образе жизни формируется, складывается и развивается на основе:

- знаний социально значимых функций и эффектов здорового образа жизни, влияния на человека физической культуры, закрепленных соответствующей базовой информацией в вице законодательных актов и учебных пособий, обобщенного и личного опыта, пропагандистских материалов;

- впечатлений, возникающих под воздействием интенсивных информационных потоков, избирательно и/или случайно характеризующих частные аспекты и эффекты здорового образа жизни, физической культуры, медицины и психологии.

На включение в общественное мнение и общественное сознание идей и принципов валеологии, здорового образа жизни во многом повлияла их пропаганда, направленная на различные группы населения. Особо важное и результативное значение имеет пропаганда оздоровительных эффектов физической культуры, а также включение их описания и анализа в учебные издания.

Перспективные направления развития валеологии, формирования и осуществления здорового образа жизни видятся следующими.

1. Комплексные и взаимокоординируемые научно-исследовательские разработки, которые включают:

- обобщение опыта и достижений оздоровительной физической культуры и профилактической медицины;

- выявление положительного социально-экономического и социокультурного эффекта здорового образа жизни;

- активные оздоровительные факторы устранения негативных для здоровья последствий загрязнения внешней среды;

- валеологическую систему физического воспитания детей и подростков, а также валеологическое образование молодежи.

2. Создание учебно-методических комплексов, учебников и учебных пособий по валеологическо-му образованию учащейся молодежи, преподавателей, родителей, руководителей организаций и предприятий и др.

3. Организация образовательно-пропагандистской кампании "Здоровый образ жизни и культура быта", включающей популяризцию разнообразной валеологической информации - от выбора места и проекта строительства дома до рационального бытового режима семьи.

4. Повсеместное осуществление мероприятий федеральных программ развития физической культуры, спорта и туризма, особенно по рекреации и активному отдыху с использованием новых оздоровительных технологий и оздоровительной техники - тренажеров, а также внедрению в быт оздоровительно-спортивного туризма, семейных рекреационных экскурсий, походов выходного дня и т.п.

5. Организационное объединение и консолидация творческих усилий всех участников научно-практических разработок валеологического образования и воспитания.[2]

2. Компоненты валеологического образования в сохранении здоровья

Двигательная активность и здоровье  

В преамбуле устава Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов». Здоровье в огромной степени зависит от взаимоотношений человека со средой обитания, обществом и производственной деятельностью. Исходя из этого можно определить здоровье также и как состояние организма человека (его физических и психических качеств), обеспечивающее ему возможность активно жить и трудиться в различных условиях окружающей среды и противостоять ее неблагоприятным факторам.

Для поддержания оптимальных физических и психических качеств (здоровья) необходима постоянная двигательная активность, которая прежде всего воздействует на обменные процессы в организме. Общеизвестно, что в основе жизни лежит обмен веществ. Он складывается из процессов ассимиляции (образования, усвоения, восстановления) и диссимиляции (использования, выведения из организма, разрушения) различных веществ. Преобладание первых характерно для активного периода жизни, в пожилом возрасте начинает преобладать диссимиляция. И к 70 годам, например, мускулатура человека, ведущего малоактивный образ жизни, может уменьшиться в объеме на 40%. Особенно страдают мышцы, обеспечивающие сохранение позы, что делает человека сутулым, а подчас изменяет весь облик. Значительно атрофируются и некоторые другие органы и ткани, почти вдвое, например, уменьшается печень.

Недостаток движения - гипокинезия нередко приводит к ожирению. Современная медицина считает излишний вес серьезным нарушением обмена веществ, которое влечет за собой весьма тяжкие последствия. От ожирения страдает нервная ткань, мозг, особенно у пожилых людей. Все это сопровождается функциональными нарушениями, снижающими выносливость и силовые качества, возникает состояние гиподинамии. Почему это происходит?

Некоторые ученые считали, что старческое увядание определяется изнашиванием органов и тканей вследствие излишне высокой функциональной активности, полагая, что убывает какая-то жизненная субстанция, полученная при рождении, которую организм самостоятельно восстанавливать не может, Другие исследователи говорили о какой-то неопределенной жизненной энергии, исчерпание которой подводит предельную черту жизненному циклу. Такую точку зрения в наши дни защищал канадский патофизиолог Ганс Селье. Каждый из нас, утверждал он, с рождения получает определенное количество «адаптационной энергии», расходование которой приближает к старости и смерти.

Современная наука все более уверенно опровергает эти теории. Если функциональная активность неизбежно приводит к изнашиванию организма, то почему же люди, отдающие много сил и энергии спорту, физическим упражнениям, стареют медленнее тех, кто ведет малоподвижный образ жизни? Мы наблюдаем очень часто людей, которые в 70 лет более бодры и здоровы, чем иные 50-летние.

Дело в том, что организм животных и человека обладает физиологическими механизмами, которые обеспечивают восстановление и регенерацию затраченных сил (энергии) и телесных структур (клеток, органов, тканей). Движение регулирует изменения во всех органах и системах организма - происходит усиленный синтез нуклеиновых кислот и белков в протоплазме клеток. Но для того физические нагрузки должны быть достаточно велики. Так, для получения тренировочного эффекта академик Н. М. Амосов рекомендует здоровому человеку доводить частоту пульса во время ежедневных физических упражнений до 120-140 ударов в минуту, то есть вдвое больше нормы, в течение 10-30 мин.

У пожилых людей, систематически занимающихся физическими упражнениями, мышечная масса растет почти так же, как у молодых, а процессы старения резко замедляются. Дозированная, постоянно возрастающая в объеме физическая нагрузка обязательно приводит к улучшению самочувствия, сна, памяти, повышению работоспособности.

Спустя некоторое время после напряженной физической работы мышца накапливает определенное количество важного энергетического соединения - аденозинтрифосфорной кислоты. Со временем этот избыток вещества становится постоянным уровнем, исходным для дальнейшего роста и накопления энергии. Упражняемый орган увеличивает свою массу и достигает более высокого структурного и функционального совершенства. При этом обновленная ткань лучше приспосабливается к новым внешним раздражителям, и орган, целостный организм более адекватно реагируют на любые изменения внешней среды, приспосабливаются к ним быстрее и с меньшими затратами энергии, медленнее и менее глубоко утомляются. В этой особенности живой материи сказывается ее приспособительная изменчивость, которая лежит в основе эволюции и тренировки.

При недостаточной физической нагрузке сердце человека слабеет, ухудшается функция нервных и эндокринных механизмов сосудистой регуляции, особенно страдает кровообращение в области капилляров». Даже умеренная нагрузка оказывается непосильной для мышцы сердца, плохо обеспеченной кислородом. Опасной для здоровья и жизни может оказаться любая неблагоприятная обстановка, требующая возрастания активности сердца. Почти 3/4 случаев инфаркта миокарда происходит от незащищенности нетренированного сердца при эмоциональных и других функциональных нагрузках.

При гипокинезии ухудшается и деятельность так называемого «периферического сердца» - поперечнополосатых (скелетных) мышц, которые при своем сокращении проталкивают кровь по сосудам, в том числе по артсриопам и капиллярам тканей. Это, с одной стороны, улучшает снабжение органов и тканей кислородом и пищевыми веществами, а с другой - облегчает работу сердца, которое очень тонко реагирует на воздействие внешней и внутренней среды. Труд, питание, эмоции - все это усиливает работу сердца. Если в состоянии покоя оно выталкивает в крупные сосуды около 3-3,5 тыс. см3 крови за минуту, то во время интенсивных физических упражнений минутный объем крови достигает 20-30 тыс. см3.

Сердце тренированного человека на повышенные физические нагрузки отвечает более сильными сокращениями и относительно меньшим увеличением их частоты, при этом пульс довольно быстро (в течение нескольких минут) возвращается к исходному уровню.

При физических упражнениях учащается дыхание, увеличивается его глубина. Если в покое человек делает за минуту 12- 16 вдохов-выдохов, то при нагрузке - до 30-40 и более. Человек обычно вдыхает в среднем 500 см3 воздуха, при полном глубоком дыхании объем можно увеличить до 3000-4000 см3. Эту величину называют жизненной емкостью легких, под влиянием регулярных занятий она заметно возрастает, достигая у спортсменов, особенно пловцов, гребцов, велосипедистов, лыжников 6000-7000 см3. В результате повышаются резервные возможности организма, его работоспособность.

Во время физических упражнений увеличивается количество воздухе, проходящего через легкие за одну минуту. Если в покое оно равно 6-8 л, то при тяжелых нагрузках достигает 100-120 л. Тренированные люди удовлетворяют потребность организма в кислороде за счет глубоких и ритмичных вдохов-выдохов, а не путем учащения поверхностного дыхания, которое менее эффективно.

Итак, физическая тренировка способствует сохранению здоровья, повышает устойчивость организма к неблагоприятным факторам окружающей среды (инфекциям, радиации, колебаниям температуры, атмосферного давления, содержания кислорода, а воздухе и др.), увеличивает резервные силы организма, позволяющие переносить более значительные физические и психические нагрузки. Все это, в конечном счете, способствует высокой активности человека, удлинению его творческой жизни.[3]

Рациональное сбалансированное питание.

В организме человека постоянно распадаются и восстанавливаются органические вещества. Продукты распада выделяются через кишечник, почки, кожу и легкие. Одновременно происходит восстановление клеток органов, мышц и крови. Физические упражнения влияют на эти обменные процессы. Мы уже говорили, что, улучшая деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, скелетная мускулатура способствует переносу питательных веществ и кислорода к тканям организма вплоть до отдельных клеток. В конечном счете изменения в тканях и органах зависят от характера питания человека и степени его двигательной активности. Стало быть, количество и качество потребляемой пищи необходимо приводить в соответствие с характером выполняемой профессиональной работы и общим объемом физических и умственных нагрузок человека. Такое питание, удовлетворяющее энергетическим и пластическим потребностям организма, называется рациональным.

Энергетическая ценность пищи измеряется в калориях. Большая калория - это количество тепла, необходимого для нагревания 1 литра воды на 1 градус. В тех же единицах выражаются и энергетические затраты человека. Чтобы вес взрослого человека оставался неизменным при сохранении нормального функционального состояния, приток энергии в организм с пищей должен быть равен расходу энергии на определенную работу. В этом состоит основной принцип рационального питания, учитывающего климатические и сезонные условия, возраст и пол работающих. Но главным показателем энергообмена является величина физической активности. При этом колебания в обмене веществ могут быть весьма значительными. Например, обменные процессы а энергично работающей скелетной мышце могут возрасти а 1000 раз по сравнению с мышцей, находящейся в покое.

Даже при полном покое энергия расходуется на функционирование организма - это так называемый основной обмен. Расход энергии в покое за t час равен примерно 1 килокалории на килограмм массы тела. В таком случае при массе тела 70 кг основной обмен за час составит 70 ккал, за сутки - 1680 ккал.

При работе малой интенсивности, например на механизированных и автоматизированных производствах, человек дополнительно расходует за день 1000-1200 ккал. Следовательно, за сутки расход энергии составит 2700-3000 ккал. Так, около 3000 ккал составляет суточный рацион питания советских космонавтов. При работе преимущественно умственного характера калорийность пищи может быть снижена до 2500 ккал, а при больших физических нагрузках увеличиваться до 4000-4500 ккал.

Для ориентировки напомним, что за 15-20 мин утренней гимнастики расходуется всего 50-70 ккал. На физкультпаузы, производственную гимнастику в течение рабочего дня затрачивается 40-60 ккал. Энерготраты на гимнастический комплекс в течение дня составляют 100-120 ккал.

В настоящее время за счет чрезмерного потребления жиров и углеводов, главным образом кондитерских изделий и сладостей, калорийность суточного рациона человека увеличилась до 4000 и даже 11000 ккал. В то же время имеются наблюдения, что снижение калорийности рациона до 2000 ккал и даже ниже приводит к улучшению многих функций организма при условии сбалансированности питания и достаточном содержании витаминов и микроэлементов. Подтверждается это и при изучении питания долгожителей. Так, средняя калорийность рациона абхазцев, живущих 90 лет и больше, на протяжении многих лет равняется 2013 ккал.

Растущий организм требует несколько больших количеств пищи, особенно белков и витаминов. Зимой и в холодных краях калорийность пищи может быть несколько повышена по сравнению с летним периодом или пребыванием в теплом климате.

Превышение калорийности пищи по сравнению с физиологической нормой приводит к избыточному весу, а затем и к ожирению, когда на этой основе могут развиться некоторые патологические процессы - атеросклероз, некоторые эндокринные заболевания и др. Если человек съедает в день всего один лишний бутерброд с маслом (200 ккал), то через год это даст прибавку в 7 кг жира.

В питании надо учитывать не только количество съеденной пищи, но и ее качественную характеристику. Это особенно важно для лиц среднего и пожилого возраста как с целью профилактики ряда заболеваний, так и повышения работоспособности и психофизиологической активности.

Вот почему основными элементами рационального питания являются сбалансированность и правильный режим. Сбалансированным считается рацион, в котором обеспечивается оптимальное соотношение основных пищевых и биологически активных веществ: белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных элементов.

Большое значение придается также сбалансированности незаменимых веществ, не синтезируемых в организме или синтезируемых в ограниченном количестве, К основным незаменимым компонентам в питании человека относятся восемь незаменимых кислот (лизин, метионин, лейцин, триптофан и др., являющиеся составной частью белков), несколько полиненасыщенных жирных кислот (линолевая, линоленовая, арахидоновая), входящих в структуру жиров, а также витамины и почти все минеральные вещества. Кроме того, к незаменимым относятся некоторые природные физиологические комплексы (фосфатиты, липопротеиды, фосфопротеиды и др.).

Природные факторы и закаливание  

Слово «закаливание» пришло в медицину из техники, где оно обозначает превращение веществ из неустойчивого состояния в более устойчивое, твердое, например закаливание железа. Физиологическая сущность закаливания человека заключается в том, что под влиянием температурных воздействий, с помощью природных факторов организм постепенно становится невосприимчивым (конечно, до известных пределов) к простудным заболеваниям и перегреванию. Такой человек легче переносит физические и психические нагрузки, менее утомляется, сохраняет высокую работоспособность и активность.

Основными закаливающими факторами являются воздух, солнце и вода. Такое же действие оказывают душ, бани, сауны, кварцевые лампы. Закаливание к теплу и холоду проводится различными раздражителями.

Все методы закаливания и использования природных факторов в гигиенических целях являются одной из форм физической культуры, по самой своей природе многообразной и разносторонней.

Поэтому все процедуры лучше сочетать с различными видами фи эических нагрузок. Например, игры, легкоатлетические упражнения на воздухе полезно проводить в облегченных спортивных костюмах, солнечные ванны сочетать с купанием в естественных водоемах, греблей, играми на пляже и т. д.

Основными принципами закаливания являются: постепенность возрастания закаливающих факторов, систематичность их применения, меняющаяся интенсивность, разнообразие средств при обязательном учете индивидуальных свойств организма. Как видим, эти же принципы положены и в основу правильной организации физической тренировки.

Природная способность человека приспосабливатся и изменениям окружающей среды, и прежде всего температуры, сохраняется при постоянной тренировке. Под влиянием тепла или холода в организме происходят различные физиологические сдвиги. Здесь и повышение активности центральной нервной системы, и усиление деятельности желез внутренней секреции, и рост активности клеточных ферментов, и возрастание .защитных свойств .организма. У человека повышается устойчивость к действию и других факторов, например, недостатку кислорода в окружающем воздухе, возрастает общая физическая выносливость.

Терморегуляция в организме осуществляется химическим и физическим путями. Химическая терморегуляция основана на изменении интенсивности обменных процессов, она превалирует в первые годы жизни человека. По мере роста ребенка и созревания центральной нервной системы на смену химической терморегуляции приходит физическая, осуществляемая за счет отдачи тепла во внешнюю среду путем теплопроводности (конвенция), теплоизлучения (радиация) и испарения влаги. При конвенции тепло, выделяемое организмом через расширенные кровеносные сосуды кожи, расходуется на обогревание соприкасающихся с телом одежды, воздуха или воды. При радиации тепло от поверхности тела распространяется на значительное расстояние и передается воздуху и окружающим предметом. Теплоотдача испарением основана на отнятии тепла от поверхности кожи (потоотделение) и слизистых оболочек (главным Образом рта и дыхательных путей) при переходе жидкости в парообразное состояние. На испарение грамма воды расходуется 0,58 ккал.

При низкой температуре воздуха конвенция и радиация составляют около 90% общей суточной теплоотдачи, а испарение при дыхании - 9-10%, При температуре 18-20° С теплоотдача за счет конвенции и радиации уменьшается, а за счет испарения увеличивается до 25-27%. При температуре воздуха выше 35° С единственным механизмом теплоотдачи является испарение.

Физическая терморегуляция во многом зависит от сочетания таких факторов, как температура, влажность и скорость движения воздуха. Низкая температура при высокой влажности и ветре усиливает теплоотдачу и способствует охлаждению организма. Сочетание высокой температуры и влажности затрудняет испарение и вызывает перегревание, ветер при этом способствует увеличению Теплоотдачи и уменьшает возможность перегревания.

При увеличении физических нагрузок, особенно при спортивных тренировках и соревнованиях, увеличивается теплообразование, и опасность перегревания возрастает при высокой температуре и влажности воздуха. Это надо учитывать при подборе одежды, в частности, спортивной. Эти факторы должны также, учитываться в производственных помещениях, где для поддержания оптимального самочувствия и работоспособности особое значение приобретают вентиляция и температурный режим. Гигиена рабочего места, чистота, температура, влажность воздуха и другие показатели являются необходимыми компонентами научной организации труда.

Рассмотренные физиологические механизмы терморегуляции учитываются при организации и проведении закаливающих процедур с использованием окружающих нас естественных факторов природы.

Физиотерапевтические средства оздоровления  

Воздействие на организм многих физиотерапевтических процедур приближается к природным факторам. К ним можно отнести аэротерапию, гидропроцедуры, светолечение и др., а также различные виды массажа и механотерапию.

Массаж, в частности спортивный массаж, бывает различных видов: ручной общий и местный, механический с помощью тренажеров, электровибрационный (местный и общий), гидромассаж с помощью струи воды под напором и подводный гидромассаж.

Эта процедура улучшает кожное, мышечное и общее кровообращение. По сути, он, как и физические упражнения, активизирует работу «периферического сердца» - системы скелетных мышц нашего тела и тем самым облегчает работу сердца. Улучшается и лимфообращение. Раздражая нервные рецепторы, заложенные в коже и мышцах, массаж вызывает усиленный поток импульсов головной и спинной мозг, активизируя деятельность центральной нервной системы.

При самомассаже прежде всего применяются такие способы, как поглаживание, растирание кожи и более глубокое разминание крупных мышечных групп. С силой растирают крупные суставы обеих стоп и делают движения в мелких суставах кистей рук. Движения при этом совершаются от периферии к центру, то есть к сердцу. Поверхность волосистой части головы растирать кончиками пальцев снизу - вверх. Массаж живота проделывают плавными движениями ладони по часовой стрелке. Поясницу массируют косточками больших пальцев.

Утром, еще лежа в постели, надо проделать элементы общего самомассажа, а затем переходить к активным движениям и дыхательной гимнастике. Перед сном можно повторить самомассаж, но в более спокойном темпе, ограничиваясь поглаживанием и слабым растиранием кожных покровов и мышц.

Близки к массажу по воздействию на организм методы механотерапии, куда включаются пассивные и активные упражнения с помощью тренажеров. Пассивными являются упражнения, когда фиксированные на приборе конечности и другие части тела человека совершают движения без помощи его усилий. Сюда же относятся массажные манипуляции, проводимые с помощью механических устройств.

Механотерапевтические аппараты впервые сконструировал в 1875 г. шведский врач Г. Цандер. Отделения с его тренажерами, установленными еще в 1902 г., действуют и поныне в Ессентуках и Одессе. Эти аппараты, оказавшиеся очень прочными, просты, а обращении и эффективны по своему физиологическому воздействию.

Тренажеры резко повышают интенсивность нагрузок, разнообразят их, уменьшают долю личных усилий тренирующегося.[4]

3. Валеологическое образование учащихся и студентов на уроках физической культуры

Актуальность ориентации педагогической деятельности на формирование здорового образа жизни сегодня очевидна. Ухудшение состояния здоровья прослеживается не только от десятилетия к десятилетию, но также от начала обучения в школе к его окончанию. Процесс обучения в школе - это фактор риска для здоровья учащихся, тогда как в соответствии с Законом РФ ""Об образовании"" (1992) школа должна не только давать знания, но и формировать здоровье детей и подростков. По данным статистики, 83%, а в некоторых регионах более 90% новорожденных имеют серьезные отклонения в здоровье, а к 17-18 годам, по разным данным, остается от 3 до 6% здоровых школьников. Наибольшую тревогу вызывают девочки, состояние здоровья которых во всех возрастно-половых группах значительно хуже, чем у мальчиков. Такого рода информация определила направление нашей деятельности, ориентированной на сохранение и укрепление здоровья учащихся педагогического колледжа. Эта деятельность требует комплексного подхода.

Содержание понятия "здоровье" выходит далеко за рамки медицинской ответственности, т.к. касается индивида. Здоровье выступает как мера качества жизни, а здоровье нации - это конечный результат политики государства, создающего возможность гражданам относиться к своему здоровью как к непреходящей ценности, как к основе продления здорового рода, сохранения, совершенствование трудового потенциала, как к развитию генофонда творчества и духовности человека. Мы имеем факты не только высокого уровня заболеваемости, но и свидетельства вырождения генофонда нации, снижение геополитической роли Духа, интеллекта и людской массы россиян в развитии земной цивилизации. Вот почему нужен новый подход к здоровью человека, означающий, что в центре внимания должны быть здоровые мать, отец, ребенок, педагог. Поэтому несомненно и то, что формирование мировоззрения связано с учителем. Герберт Уэллс говорил, что "ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель не может поднять мировые дела выше идей и того поколения взрослых, с которыми имеет дело", а далее его мысль развивается Н. Рерихом, - "... но Учитель, - я употребляю это слово в самом широком смысле этого слова - может совершать большее, нежели завоеватели и государственные главы. Они, Учителя, могут создавать новое воображение и освободить скрытые силы человечества (Н. Рерих "Мир Огненный")".

Учительство как профессиональная группа отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. И эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы в школе, поэтому необходима углубленная подготовка педагога по вопросам формирования и сохранения как своего собственного здоровья, так и здоровья детей. И в настоящее время валеологическое направление в отечественном физкультурно-спортивном движении активно развивается и внедряется в учебный процесс, чтобы здоровый образ жизни как феномен и как деятельность, как цель осмысленного поведения и повседневного режима взрослых и детей стала насущной необходимостью.

Физическое воспитание совершенно особый предмет, который затрагивает биологическую, психологическую и социальную сущность учащихся. Адекватные формы физического воспитания способны не только раскрыть двигательные возможности, но и гармонизировать личность. Ни на каком другом предмете во всей учебной программе учащиеся не получают столько знаний, умений и навыков, нужных для жизни, как на уроках физкультуры. Грамотный и думающий учитель научит ученика не только правильно двигаться, выполнять набор упражнений, но и понимать как законы математики, физики, химии, биологии преломляются в его собственном теле, определяет его здоровье и работоспособность, и как средствами физической культуры можно в течение всей жизни поддерживать организм в наилучшей форме. Именно учитель физкультуры должен нести валеологические принципы в школьную и студенческую жизнь, руководить всей системой поддержания и укрепления здоровья учащихся.

Для реализации валеологических принципов в нашем колледже с помощью доцента кафедры валеологии Курганского государственного университета Л.З. Штода разработана программа физического воспитания с оздоровительной направленностью и валеологическим образованием студентов, главной целью которой является формирование физической культуры личности, наличие которой обеспечивает готовность к социально-профессиональной деятельности, включение в здоровый образ жизни, в систематическое физическое самосовершенствование. Достижение этой цели предусматривает решение следующих задач:

- создание целостного представления о физической культуре общества и личности, ее роли в личностном, социальном и профессиональном развитии специалиста;

- приобретение основ теоретических и методических знаний по физической культуре и спорту, умений и навыков их самостоятельного использования;

- формирование осознанной потребности к физическому самовоспитанию;

- воспитание нравственных, физических, психических качеств и свойств, необходимых для личностного и профессионального развития;

- приобретение опыта творческого использования деятельности в сфере физической культуры и спорта для достижения жизненных и профессиональных целей.

Теоретический раздел программы ориентирует на формирование основных сведений по вопросам здорового образа жизни, резервов организма человека, традиционных и нетрадиционных форм оздоровления средствами физической культуры, врачебно-педагогического контроля и самоконтроля.

Практический раздел включает в себя практический материал по овладению гимнастикой, формирующей осанку; Хатха-йогой; стретчинг - гимнастикой; основами дыхательной и релаксационной гимнастикой; приемами самомассажа; гимнастикой для глаз; пальцевой гимнастикой; приемами самоконтроля и закаливания.

Достижение положительных результатов в воспитании здорового поколения может быть лишь в том случае, если во время пребывания его в учебных учреждениях будет осуществляться разноплановая работа по физическому воспитанию, т.е. применение и хорошо испытанных традиционных форм, которые не исчерпали свой оздоровительный потенциал: оздоровительная ходьба, бег, ходьба на лыжах, подвижные и спортивные игры, танцы, аэробика, занятия на тренажерах, турпоходы.

Реализация системы гибких программ требует создания образовательной сферы, формируемой с учетом возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей ребенка таким образом, чтобы система "дошкольная образовательная среда" (семья, детский сад) - "образовательная среда в начальной школе", "образовательная среда в колледже и в вузе", "образовательная среда в социуме", имела тенденцию к последовательному расширению и была нацелена на итоговое совпадение со средой обитания. В ХХ1 век каждый ребенок должен войти не только с заботой о своем здоровье, но и с мировоззрением гуманиста.[5]

Заключение

Подводя итог, отметим, что  центральным звеном валеологического образования является формирование валеологической грамотности. Этот процесс осуществляется путем передачи знаний и формирования умений и навыков сохранения и укрепления здоровья. Причем базовыми в этом направлении считается валеология, физической культуры и ОБЖ, биологии и психологии. На данных уроках учащиеся получают знания о физическом, психическом и духовном здоровье, о строении человеческого тела, о взаимодействии человека с окружающим миром, а также осваивают необходимые умения и навыки по уходу за своим телом, управления физическим состоянием и психикой, получают навыки общения, самоконтроля и прогнозирования своего состояния, овладевают приемами защиты и правилами поведения в различных чрезвычайных ситуациях.

Освоение человеком валеологических знаний, умений и навыков невозможно без ценностной мотивации личности. Иными словами, в процессе получения знаний осознают здоровье как главную ценность человеческой жизни и у них формируется устойчивая мотивация: вести здоровый образ жизни и целенаправленно заниматься своим здоровьем.

Таким образом, системная организация валеологического образования, основанная на взаимосвязи его основных компонентов (подсистем), позволяет построить учебно-воспитательный процесс таким образом, что создаются реальные условия для формирования культуры здоровья всех участников обучения и воспитания. Следовательно, результатом валеологического образования (системообразующим фактором) является индивидуальное здоровье человека, представляющее собой динамический комплекс психофизиологических свойств и качеств личности, направленный на самосовершенствование и здоровый стиль жизни.

Список литературы

1.                     Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье. – М.: ЮННИТИ, 2004.

2.                     Валеология. Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. - СПб.: Нева, 2004.

3.                     Жолдак В.И. Здоровый образ жизни: сущность, структура, формирование в XXI веке. – М.: Логос, 2003.

4.                     Колбанов А. В., Зайцев Г. К. Валеология. - СПб.: Питер, 2004.

5.                     Смирнов Н.К. Валеология. - М.: ИНФРА-М, 2003.


[1] Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье. – М.: ЮННИТИ, 2004. – С. 21

[2] Колбанов А. В., Зайцев Г. К. Валеология. - СПб.: Питер, 2004. – С. 59

[3] Валеология. Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. - СПб.: Нева, 2004. – С. 114

[4] Жолдак В.И. Здоровый образ жизни: сущность, структура, формирование в XXI веке. – М.: Логос, 2003. – С. 139

[5] Смирнов Н.К. Валеология. - М.: ИНФРА-М, 2003. – С. 275