Оглавление

1 Ознакомление с объектом практики............................................................ 3

2 Организация учетно–операционной работы и документооборота в учреждениях банков.............................................................................................................. 9

3 Организация расчетно-кассового обслуживания клиентов...................... 19

4 Организация и учет депозитных операций............................................... 24

5 Организация и учет кредитных операций................................................. 33

6 Операции коммерческого банка с векселями............................................ 40

7 Организация и учет операций с ценными бумагами................................ 45

8 Компьютерные технологии в работе банка.............................................. 48

Список использованной литературы............................................................ 52

 1 Ознакомление с объектом практики

Открытое Акционерное Общество Национальный банк «Траст»

Дата основания: 4 ноября 1992 г.

Лицензия Банка России №2142 от 02 декабря 1992 года.

Генеральная лицензия Банка России №2142 от 23 октября 2002 года.

Банковские реквизиты:

·        БИК Код 044525562

·        ИНН: 7722080343

·        КПП: 774401001

·        К\с: 30101810600000000562 в ОПЕРУ Московского ГТУ Банка России

·        Адрес: 454006, г. Челябинск, ул. Российская, д. 67

·        тел.: (0950 788-0880, 788-0889, факс: (095) 788-0879

Статус Банка:

·        Член Ассоциации российских банков (АРБ);

·        Член Ассоциации региональных банков России;

·        Действительный член Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ);

·        Член Национальной ассоциации участников  фондового рынка (НАУФОР);

·        Член фондовой биржи РТС;

·        Член Профессиональной ассоциации регистраторов, трансферагентов и депозитариев (ПАРТАД);

·        Член Национальной фондовой ассоциации (НФА);

·        Член сообщества всемирных межбанковских финансовых коммуникаций (S.W.I.F.T.);

·        Участник системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации (включен  в реестр банков-участников Системы страхования вкладов 11 января 2005 года, регистрационный номер 416);

·        Принципиальный член платежных систем Visa International, MasterCard International и EUROPAY International;

·        Участник информационно-дилинговой системы Reuters;

·        Действительный член Евроазиатского транспортного союза (ЕАТС);

·        Корреспондентские отношения с ведущими российскими и зарубежными банками США и Западной Европы;

·        Универсальный  комплекс банковских продуктов и услуг для предприятий реального сектора российской экономики;

·        Имеет опорный банк ОАО «Российские железные дороги»;

·        Является крупнейшим акционером (75% акций) – Мингосимущество РФ;

·        Имеет 5 тысяч корпоративных и 350 тысяч частных клиентов;

·        Имеет 17 филиалов и 5 дочерних банков, основные и дополнительные офисы в 63 городах и населенных пунктах России;

·        Имеется рейтинг «ССС+» агентства «Standard&Poor`s» (повышен в июле 2009 года);

Лицензии Банка

Лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг:

·        На осуществление деятельности по управлению ценными бумагами №177-06337-001000 от 20 декабря 2002 года

·        На осуществление дилерской деятельности № 177-06332-010000 от 20 декабря 2002 года

·        На осуществление брокерской деятельности № 177-06328-100000 от 20 декабря 2002 года

·        На осуществление депозитарной деятельности № 177-06338-000100 от 20 декабря 2002 года.

Лицензии Федерального агентства правительственной связи и информации (ФАПСИ) при Президенте Российской Федерации на право осуществлять:

·        Деятельность по техническому обслуживанию шифровальных средств, включая применяемые  в системе S.W.I.F.T. и международных платежных системах, с использованием пластиковых карт (Рег. № ЛФ\06-4729 от 27 июня 2003 г.);

·        Предоставление услуг в области шифрования информации, в том числе в системе S.W.I.F.T  и международных платежных системах с использованием пластиковых карт (Рег. № ЛФ\06-4730 от 27 июня 2003 г.);

·        Деятельность по распространению шифровальных средств (Рег. № ЛФ\06-4728 от 27 июня 2003 г.).

Основные операции, которые осуществляет Национальный банк «Траст»

1. Расширенное финансирование развития предприятий

Кредитование проектов развития и текущих производственных нужд транспортных предприятий является основным направлением активных операций банка «Траст». По итогам 2009 года портфель кредитов экономике возрос почти на 80% - до 19 млрд. рублей.

Клиентам предлагаются все виды кредитных продуктов, в т.ч. кредиты до востребования, срочные кредиты, кредитные линии, овердрафты, вексельные кредиты.

Национальный банк «Траст» в интересах клиентов осуществляет организацию крупных синдицированных кредитов, привлечение внутренних и внешних займов, размещение облигаций за рубежом и др. Разработан ряд схем с использованием кредитозамещающих банковских инструментов.

В этих вопросах Национальный банк «Траст» имеет большой опыт и отработанные организационно-финансовые технологии.

2.                Финансирование импорта оборудования под гарантии зарубежных экспортных кредитных агентств

Наличие постоянных партнерских отношений с ведущими  западными банками и агентствами позволяет банку «Траст» предоставлять своим российским клиентам выгодные условия: отсрочку платежа сроком до 7 лет, низкую стоимость ресурсов и возможность финансирования крупных для российского рынка контрактов (объемов до 15 млн. долларов США).

Банк организует финансирование поставок оборудования с участием  агентств Euler Hermes (Германия), Exlmbank (США), OeKB (Австрия), EGAP (Чехия) под гарантии HypoVereinsbank AG, Dresdner Bank AG, JP Morgan Chase,  Ceska Exportni banka.

3. Лизинговое кредитование

Лизинговые схемы, предусматривающие приобретение лизинговой компанией имущества и предоставление его за плату в долгосрочную аренду, в настоящее время оказались остро востребованными в сфере транспорта. Национальный банк «Траст» к активно  участвует в финансировании подобных проектов.

4.                Факторинг

Это высокотехнологичный банковский продукт пользуется  высоким  спросом у корпоративных клиентов банка «Траст». В результате уступки дебиторской задолженности предприятия-поставщики получают возможность получить от банка  до 85% стоимости услуг  и товаров, не  дожидаясь осуществления платежа  со стороны покупателя. Размер лимита  факторингового финансирования и комиссионного вознаграждения устанавливаются индивидуально.

5.                Расчетно-кассовое обслуживание

Национальный банк «Траст» осуществляет  все виды документарных расчетов, принятые в международной банковской практике, предлагает широкой спектр операций с безналичными и наличными средствами.

Основные услуги, предоставляемые Банком физическим лицам:

·                   Открытие депозитных вкладов до востребования в валюте РФ, долларах США и немецких марках;

·                   конвертация денежных средств из одной валюты в другую;

·                   переводы денежных средств в российские и зарубежные банки;

·                   переводы денежных средств в валюте РФ, в иностранной валюте без открытия банковского счета;

·                   зачисление денежных средств по переводам из других банков;

·                   валютно-обменные операции для физических лиц;

·                   услуги на фондовом рынке;

·                   кредитование физических лиц.

Приоритетное  обеспечение интересов физических лиц, оптимальные тарифы на банковские услуги, широкий спектр предлагаемых услуг, удобные и выгодные условия обслуживания, индивидуальный подход, информационная открытость Банка позволяют максимально и качественно удовлетворить потребности каждого клиента.

Права и обязанности сотрудников банка «Траст»

В соответствии с законодательством Российской Федерации об охране труда каждый сотрудник имеет право на:

·                   рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;

·                   обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

·                   получение достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов;

·                   отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, до устранения такой опасности;

·                   обеспечения средствами индивидуальной и коллективной защиты;

·                   обучение безопасным методам и приёмам труда;

·                   запрос о проведении проверки условий и охраны труда на рабочем месте органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда;

·                   обращение в органы государственной власти Российской федерации, органы государственной власти субъекта Российской федерации, к руководству Банка по вопросам охраны труда;

·                   личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая при выполнении трудовых обязанностей;

·                   компенсации, установленные законодательством Российской Федерации, если он занят на тяжёлых работах и работах с вредными или опасными условиями труда.

Основными источниками банковского права являются: Конституция РФ, Федеральные законы РФ, Гражданский кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Указы Президента, Постановления правительства, Инструкции и приказы Центрального банка РФ.

В качестве общих законов следует рассматривать, прежде всего, ГК РФ, нормы которого конкретизируют и развивают нормы конституции. С одной стороны он регулирует отдельные отношения в сфере банковской деятельности, такие как договоры банковского счета и банковского вклада, расчетные отношения с использованием аккредитива, инкассо, чека и некоторые другие. С другой - занимая более высокое место в иерархии нормативно-правовых актов, чем Федеральные законы, он устанавливает более общие положения, и поэтому содержание законов не должно противоречить нормам ГК РФ (п.2.ст.3).

2 Организация  учетно – операционной работы и документооборота в учреждениях банков

 

 

В соответствии с Федеральным законом « о бухгалтерском учете» и на основании настоящих Правил, кредитная организация разрабатывает правила документооборота и технологию обработки учетной информации. Учет и обработка бухгалтерской документации, составление выходных форм производится с использованием ЭВМ. При совершении бухгалтерских операций на ЭВМ должно автоматически обеспечиваться одновременное отражение сумм по дебету и кредиту лицевых счетов и во всех взаимосвязанных регистрах. Под регистрами понимаются документы, в которых систематизируется и накапливается информация, содержащаяся  в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.

Режим работы операционного отдела устанавливается в соответствии с ТКРФ, а также внутрибанковскими документами.

Функциональные обязанности специалистов, которые обслуживают корсчета

1. Обязанности:

1.1 Осуществление контроля за  правильностью оформления и проведения платежных документов в программе в ГРКЦ и ГО в соответствии с Правилами ведения бухгалтерского учета в кредитной организации, расположенных на территории РФ.

1.2   Проверка соответствия наименования и номера счета клиента.

1.3   Проверка платежей.

1.4 Зачисление средств на счета клиентов в соответствии с графиком приема платежей.

1.5  Ежедневное формирование и подшивка выписок.

1.6  Ежедневный контроль за остатками денежных средств на коррсчете.

1.7  Отправление платежей с коррсчета и счетов МФР.

1.8  Составление отчетности по форме 310, 311

1.9  Своевременное оформление поручений

1.10 Предоставлять платежные документы для контрольной подписи.

1.11 Отвечать на запросы клиентов

1.12 Консультировать клиентов

1.13 Проводить операции по счетам «ЛОРО» и «НОСТРО»

1.14 Закрытие операционного дня по распоряжению главного бухгалтера и передача баланса в установленные сроки в ГО.

1.15 Зачисление и бухгалтерский учет инкассации денежной выручки.

1.16 Составление отчетности по форме 202, 211

1.17 Составление прогноза кассовых операций для ГУБР.

1.18 Свод и подшивка документов дня.

1.19 Соблюдение коммерческой тайны.

1.20 Нести ответственность за сохранность вверенного имущества

1.21 Вежливое и доброжелательное отношение к клиентам и сотрудникам филиала.

2.Права:

В целях надлежащего исполнения возложенных на специалиста операционного отдела функциональных обязанностей, ему предоставляются следующие права:

2.1. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам его деятельности.

2.2           Представлять начальнику Отдела предложения по улучшению обслуживания клиентов.

2.3           Обращаться непосредственно к руководству филиала по вопросам, требующим оперативного решения

2.4           Повышать свое профессиональное мастерство и квалификацию с использованием материально – технической и информационной базы офиса.

2.5           Принимать участие в конференциях, семинарах и др. мероприятиях.

Функциональные обязанности специалиста, который обслуживает клиентов

1.Обязанности:

1.1           Принимать от клиентов платежные документы, допустимые к использованию Правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях.

1.2           Проводить проверки возможности перечисления и выдачи наличных денежных средств.

1.3           Осуществлять проверки правильности оформления расчетно -  денежных документов.

1.4           Своевременно регистрировать в карточках образцов подписей клиентов номеров выданных денежных чековых книжек.

1.5           Консультировать клиентов по вопросам расчетно – кассового обслуживания

1.6           Подготавливать выписки с приложениями по счетам клиентов.

1.7           Предоставлять документы для контрольной подписи главному бухгалтеру, заместителю главного бухгалтера.

1.8           Вести картотеку №2,  картотеку №1

1.9           Отвечать на запросы клиентов

         1.10 Консультировать клиентов

         1.11 Соблюдать график документооборота

         1.12 Совершенствовать технику обслуживания клиентов.

         1.13 Соблюдать коммерческую тайну.

         1.14 Нести ответственность за сохранность вверенного имущества

         1.15 Ежемесячно по состоянию на 1 число сверять фактическое наличие документов в К №2 с данными бухгалтерского учета

2.Права:

2.1. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам его деятельности

2.2.. Представлять начальнику Отдела предложения по улучшению обслуживания клиентов.

2.3. Повышать свое профессиональное мастерство и квалификацию с использованием материально – технической и информационной базы офиса

2.4. Принимать участие в конференциях, семинарах и др. мероприятиях

2.5.Обращаться непосредственно к руководству филиала по вопросам, требующим оперативного решения.

Аналитический и синтетический учет.

Документами аналитического учета являются:

Лицевые счета. Порядок отражения операций по лицевым счетам определен при характеристике каждого счета. Лицевым счетам присваиваются наименования и номера.

Номер лицевого счета должен однозначно определять его принадлежность конкретному клиенту и целевому назначению. По истечении отчетного года разрешается новым счетам клиентов присваивать номера лицевых счетов, закрытых в отчетном году. В лицевых счетах показываются: дата предыдущей операции по счету, входящий остаток на начало дня, обороты по дебету и кредиту, отраженные по каждому документу, остаток после отражения каждой операции и на конец дня. Лицевые счета ведутся на отдельных листах, в книгах либо в виде электронных баз данных, сформированных с использованием средств вычислительной техники. В реквизитах лицевых счетов отражаются: дата совершения операции, номер документа, вид операции, номер корреспондирующего счета, суммы – отдельно по дебету и кредиту, остаток и другие реквизиты.

Допускается ведение учета взносов акционеров, вкладов физических лиц, расчетов с работниками кредитной организации, учета основных средств, материальных запасов и других операций по отдельным программам с отражением на соответствующих счетах в балансе итоговыми суммами.

В соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» порядок открытия, ведения и закрытия кредитной организацией счетов клиентов – как в рублях, так и в иностранной валюте – устанавливается Банком России. Для открытия счета клиент представляет необходимые документы юридической службе кредитной организации, которая проверяет правильность оформления документов, оформляет договор банковского счета. Сформированное юридическое дело хранится в юридической службе. Иной порядок и место хранения юридического дела может устанавливаться внутренним регламентом кредитной организации.

Для открытия счета в бухгалтерию представляется распоряжение руководства кредитной организации об открытии счета с приложением карточки с образцами подписей и оттиска печати, заверенной в установленном порядке. В распоряжении указывается владелец счета, номер и дата договора банковского счета, порядок и периодичность выдачи выписок счета. Распоряжение после открытия счета с отметкой должностных лиц бухгалтерии, указанных выше, передается в юридическую службу для помещения в юридическое дело клиента.

Необходимое количество экземпляров карточек с образцами подписей и оттиска печати для использования в работе ксерокопирует кредитная организация. Ксерокопии заверяет своей подписью главный бухгалтер кредитной организации или его заместитель.

Открытые счета клиентам регистрируются в книге регистрации открытых счетов. В этой книге должны быть следующие данные:

Дата открытия счета;

Дата и номер договора об открытии счета;

Наименование клиента;

Наименование счета;

Номер лицевого счета;

Порядок и периодичность выдачи выписок счета;

Дата сообщения налоговым органам, фондам об открытии счета;

Дата закрытия счета;

Примечание.

О сроках извещения банками клиентов об открытии (закрытии) счета см. письмоЦБР от 4 июля 2001 г. № 08-31-1

В книге для каждого номера и наименования счета второго порядка открываются отдельные листы, которые пронумеровываются, прошнуровываются и опечатываются. Книга заверяется подписью главного бухгалтера или его заместителя и хранится у главного бухгалтера в несгораемом шкафу.

Счета физических лиц по вкладам открываются с соблюдением требований гражданского законодательства Российской Федерации. Открытые физическим лицам счета по вкладам отражаются в книге регистрации открытых счетов на общих основаниях.

Если законодательством Российской Федерации не предусмотрено сообщать налоговым органам , внебюджетным фондам об открытии счета , то в книге регистрации счетов в графе «дата сообщения налоговым органам , фондам об открытии счета» делается надпись «не требуется».

Лицевые счета, открываемые для учета имущества, расчетов, участия капитала, доходов, расходов, результатов деятельности и т.д., также регистрируются в книге регистрации открытых счетов по внутрибанковским операциям.

Документами синтетического учета являются:

Ежедневная оборотная ведомость. Ежедневная оборотная ведомость составляется по балансовым и внебалансовым счетам по форме.

Ежедневный баланс. Требования, которым должен отвечать баланс, изложены в первой части настоящих Правил. Ежедневный баланс по операциям, совершаемым непосредственно к.о., должен быть составлен за истекший день до 12 часов местного времени на следующий рабочий день, сводный баланс с включением балансов филиалов составляется до 12 часов следующего рабочего дня после составления  баланса по операциям, непосредственно выполняемым к.о. Баланс для публикации составляется на основе баланса по счетам второго порядка по форме, утвержденной Банком России.

Балансы и оборотные ведомости подписываются после их рассмотрения руководителем к.о.

Ведомость остатков по счетам, ведомость остатков размещенных средств подписываются после рассмотрения гл.бухгалтером.

Суммы, отраженные по счетам аналитического учета, должны соответствовать суммам, отраженным по счетам синтетического учета. Это должно достигаться устойчивым программным обеспечением, одновременным отражением в ЭВМ

Перед подписанием баланса гл.бух. должен сверить:

·                   Соответствие остатков по счетам второго порядка, отраженным в балансе, остаткам, показанным в оборотной ведомости, ведомости остатков по счетам;

·                   Соответствие остатков по счетам второго порядка, отраженным в ведомости остатков по счетам, остаткам, показанным в ведомости остатков размещенных средств.

Документооборот и внутрибанковский контроль

При разработке правил документооборота должно обеспечиваться следующее

-               Все документы, поступающие в операционное время в бухгалтерские службы, а в том числе из филиалов, подлежат оформлению отражению по счетам кредитной организации в этот же день. Бухгалтерскими проводками также оформляются операции по счетам аналитического учета внутри одного счета второго порядка.

-Документы поступившие во внеоперационное время, отражаются по счетам на следующий рабочий день. Порядок приема документов после операционного времени определяются к.о. и оговаривается в договорах по обслуживанию клиентов

-               Если необходимо по принятым документам осуществлять перевод денежных средств с корреспондентских счетов, открытых в учреждениях БР или в других к.о., то операции совершаются в порядке, установленном нормативными актами БР.

-Оплата расчетных и кассовых документов производится в пределах наличия средств на счете плательщика на начало дня и по возможности с учетом поступления средств текущим днем или в пределах суммы «овердрафта», определенной договором.

-               Утром следующего рабочего дня документы передаются работнику, на которого возложено составление сводных платежных поручений для оплаты с корсчетов, и в этот же день эти расчетные документы с описью передаются в РКЦ БР или другую к.о. для оплаты с корсчетов. Реестры помещаются в документы текущего дня.

-При наличии возможности оплаты документов с корсчетов, операции, указанные в настоящем пункте, могут проводиться текущим днем. Эти документы в реестры принятых документов не включаются.

-               Выписки из корсчетов к.о. должны получать из РКЦ БР, не позднее чем на следующий день до начала рабочего дня. Полученные выписки разрабатываются, и операции отраженные в них, включаются в баланс к.о. днем их проводки по корсчету.

-Выписки по внебалансовым счетам по учету расчетов с БР по обязательным резервам к.о. получают в порядке, установленном для получения выписок из лицевых счетов по корсчетам.

-Средства,  зачисленные на корсчета без оправдательных документов, к.о. отражает или по счету учета сумм, поступивших на корсчета до выяснения, или на счета получателя средств.

Состав и формы бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерская отчетность к.о. представляется в объеме, порядке и сроки, установленными отдельными нормативными актами БР.

Обозначения лицевых счетов и их нумерация.

В обозначении счета следует указывать словами: по кредитным счетам – цель, номер и дата договора, размер процентной ставки, срок погашения кредита – другие данные по решению к.о.

Знаки в номере лицевого счета располагаются, начиная с первого разряда, слева. Нумерация лицевого счета начинается с номера раздела. При осуществлении операций по счетам в иностранных, клиринговых валютах а также в драгоценных металлах в лицевом счете в разрядах, предназначенных для кода валюты, указываются соответствующие коды, а по счетам в валюте РФ используется признак рубля – «810». Для расчета защитного ключа по счетам с кодами клиринговых валют и драгоценных металлов необходимо руководствоваться нормативными актами БР.

Нумерация лицевых счетов доверительного управления, внебалансовых счетов, срочных сделок, счетов депо устанавливаются к.о. самостоятельно с учетом нормативных актов БР, регулирующих отдельные операции.

Согласно Указанию ЦБР от 16/01/04 №1376 – У Филиал «Траст» составляет следующие наименования отчетностей:

Бухгалтерская и экономическая отчетность для ГО:

·  Балансовая отчетность, предоставляемая в ЦБРФ – ф.101

·  Отчет по операциям с ценными бумагами

·  Расчет ФОРа филиала

·  Расшифровки для расчета нормативов Форма № 135

·  Формы №№ 115, 118

·  Форма № 125

·  Отчет о сумме начисленных и созданных резервов по ссудам и ценным бумагам

Ежемесячная отчетность по валютным операциям:

·  Форма 601

·  Форма №401

·  Оборотно – сальдовая ведомость по валютам за месяц

·  Сведения о расчетах между резидентами и нерезидентами за выполнение работ

·  Отчет о форме 0409405

Ежемесячная отчетность по вкладам и кредитам физических лиц, а также операциям с банковскими картами:

·  Отчетность по форме 250

·  Сведения об использовании оборудования, установленного для выдачи наличных денежных средств по картам

·  Информация о вновь привлеченных клиентах

·  Отчет по приему жилищно – коммунальных платежей в терминальной сети банка

·  Отчет об овердрафтной задолженности держателей банковских карт

·  Отчет о лимитах по операциям кредитования физических лиц

Ежемесячная отчетность для анализа деятельности филиала:

·  Отчет о кредитном портфеле

·  Полный перечень сделок филиала

·  Отчет по исполнению сметы затрат на содержание филиала

·  Исполнение финансового плана

·  Отчет по заработной плате

Ежемесячная отчетность по персоналу:

·  Ежемесячный отчет по расстановке персонала

Отчеты для ГУ БР и другие:

·  Отчет о кассовых оборотах

·  Отчет об остатках на счетах по учету доходов и средств федерального бюджета

·  Отчет о валютных операциях

 

3 Организация расчетно-кассового обслуживания клиентов

 

Национальный банк «Траст» предлагает корпоративным клиентам универсальный комплекс услуг, позволяющий рационально управлять своими финансами. Применение передовых банковских технологий, широкая корреспондентская сеть, высокий профессионализм сотрудников – основные составляющие, которые обеспечивают необходимое качество обслуживания клиентов банка «Траст».

Банк осуществляет расчетно-кассовое обслуживание в рублях и иностранной валюте и предоставляет предприятиям и организациям возможность:

·          открытия расчетных, текущих и других счетов в кратчайшие сроки;

·          осуществления расчетов по России и за рубеж в любых валютах;

·          проведения платежей в рублях с зачислением сумм на расчетный счет "день-в-день";

·          обслуживания расчетных и иных счетов по системе «Клиент-Банк», подсистеме «Интернет-Клиент»;

·          начисления процентов на гарантированную сумму остатка средств на расчетном счете;

·          предоставления в централизованном порядке выписок по всем счетам одного клиента, в т.ч. открытым и в филиалах «Траст»;

·          осуществления быстрого розыска сумм, не поступивших на расчетный счет, по документам банка-отправителя;

·          консультирования по оформлению внешнеэкономических контрактов и соответствию их валютному законодательству РФ и нормативным документам Банка России;

·          внесения и получения наличных денежных средств с банковского счета;

·          получения любых консультаций по вопросам проведения банковских операций.

Национальный банк «Траст» является участником прямых расчетов по Москве, Московской области и другим городам России, предоставляя своим клиентам возможность осуществлять расчеты с партнерами в течение одного дня.

Распоряжения по счету принимаются ежедневно, кроме субботы и воскресенья, с 9.30 до 18.00.

Распоряжения по счету, предоставленные клиентами до 13.00, принимаются к исполнению в тот же день.

Распоряжения по счету, предоставленные клиентами после 13.00, принимаются к исполнению на следующий день.

Выписки с расчетного счета выдаются не позднее операционного дня, следующего за днем совершения банковской операции.

Перечень документов, необходимых для

открытия счета юридическому лицу – резиденту

Таблица 1

N

Наименование документа

Примечание

1

Заявление на открытие счета

Подлинник, выдается банком

2

Устав (включая изменения и дополнения при их наличии)

Копия, заверенная Регистрирующим (налоговым) органом либо нотариально

3

Учредительный договор

Копия, заверенная Регистрирующим (налоговым) органом либо нотариально

4

Свидетельство о государственной регистрации юридического лица, выданное налоговым органом

Для организаций, созданных до 01.07.02 г.: Свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 01 июля 2002 года.

При наличии изменений к учредительным документам – свидетельство о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы

Копия, заверенная нотариально либо Регистрирующим (налоговым) органом

5

Документ об избрании (назначении) руководителя предприятия

(протокол собрания учредителей, решение учредителя, приказ вышестоящей организации)

Копия, заверенная учредителем или нотариально. Решение, принятое учредителями – физическими лицами, заверяется назначенным руководителем и печатью предприятия

6

Приказы о назначении главного бухгалтера и иных должностных лиц, указанных в карточке образцов подписей

Копии, заверенные руководителем предприятия и скрепленные печатью

7

Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе

Нотариально заверенная копия или копия с предъявлением оригинала

8

Документ, подтверждающий постановку на учет в Пенсионном фонде РФ

Копии, заверенные руководителем предприятия и скрепленные печатью

9

Документ, подтверждающий постановку на учет в Фонде социального страхования

Нотариально заверенная копия или копия с предъявлением оригинала

10

Карточка образцов подписей и оттиска печати

Подлинная, все заявленные подписи должны быть заверены нотариально

11

Письмо об идентичности предоставленных документов документам, находящимся в регистрационном деле

Выдается банком

12

Коды статистики

Копия, заверенная руководителем предприятия и скрепленная печатью

13

Договор банковского счета

2 экземпляра, выдается банком

14

Анкета клиента

Выдается банком

Ведение расчетных и текущих счетов

После открытия клиентом счёта в коммерческом банке банк предоставляет набор услуг, связанных с:

·              Открытием и ведением расчетного, текущего и других счетов клиента;

·              Организацией и проведением безналичных расчетов;

·              Выполнением операций с наличными деньгами.

Порядок открытия и круг операций, осуществляемых с расчетного или текущего счета, регламентируется Центральным банком России, а механизм функционирования соответствующего счета (возможность овердрафта и.т.д.) определяется коммерческим банком по согласованию с конкретным клиентом и закрепляется договором по расчетно-кассовому обслуживанию.

В соответствии с договором банк принимает на себя ряд обязательств:

·              проводить по счету клиента в пределах своей компетенции все виды банковских операций, предусмотренных действующим законодательством;

·              обеспечивать сохранность всех денежных средств, поступивших на счет клиента;

·              проводить операции по списанию средств со счета клиента по безналичным расчетам по его поручению;

·              обеспечивать конфиденциальность информации о хозяйственной деятельности клиента и операциях, проводимых по его счету;

·              выдавать клиенту выписки с его счета.

Кассовые операции

Под кассовыми операциями понимается деятельность банка, связанная с инкассацией, хранением и выдачей наличных денег.

В своей деятельности по кассовому обслуживанию клиентов  коммерческие банки руководствуются Законом РФ «О банках и банковской деятельности»,  а также Порядком ведения кассовых операций, утвержденным Центральным банком РФ.

Предприятия осуществляют операции с наличными деньгами в соответствии с «Порядком ведения кассовых операций в народном хозяйстве». Эти правила предусматривают, что предприятия могут иметь в кассе наличные деньги в пределах лимита, устанавливаемого банком по согласованию с руководителями предприятий. Денежную наличность сверх установленного лимита предприятие обязано сдавать в банк в порядке и в сроки, согласованные с обслуживающим его банком. Лимит остатка наличных денег в кассе предприятия устанавливается исходя из особенностей деятельности предприятия и инкассации выручки.

Наличные деньги могут сдаваться:

·              в дневные и вечерние кассы банков;

·              инкассаторам;

·              в объединенные кассы на предприятиях для последующей сдачи в банк;

·              предприятиям связи для перечисления на счета банков на основе заключенных договоров.

Наличные деньги выдаются при соблюдении следующих условий:

·              при наличии средств на расчетном счете, если потребность в средствах в соответствии с установленными правилами должна удовлетворяться наличными деньгами (выдача средств на оплату труда, на закупку сельскохозяйственной продукции, командировочные и хозяйственные расходы);

·              при наступлении сроков выплаты средств.

Для приема и выдача денег  в каждом коммерческом банке создается отдел кассовых операций, в котором могут быть приходные, расходные, приходно-расходные, вечерние кассы, кассы для размена денег, кассы для пересчета денежной выручки. Касса пересчета выручки создается в тех банках, в которые поступает выручка через учреждения инкассации. Вечерние кассы организуют прием денег только в вечернее время.

Все денежные расчеты подразделяются на расчеты в наличной и безналичной формах. В Челябинском филиале ОАО «Траст» применяются следующие формы безналичных расчетов:

1) платежные поручения;

2) платежные поручения-требования;

3) чеки;

4) платежные требования;

5) безналичные платежи с использованием пластиковых карт.

 

 

 

4 Организация и учет депозитных операций

 

Определение банка как учреждение, которое аккумулирует  свободные денежные средства и размещает их на возвратной основе, позволяет выделить в его деятельности пассивные и активные операции.

  С помощью пассивных операций банки формируют свои ресурсы. Суть их состоит в привлечении различных видов вкладов, получении кредитов от других банков, эмиссии собственных ценных бумаг, а также проведении иных операций, в результате которых увеличиваются банковские ресурсы.

  Исторически пассивные операции играли первичную роль по отношению к активам, так как для осуществления активных операций необходимым условием является достаточность ресурсов.

К пассивным операциям относят:

·                   прием вкладов (депозитов);

·                   открытие и ведение счетов клиентов, в том числе банков-корреспондентов;

·                   выпуск собственных ценных бумаг (облигаций, векселей, депозитных и сберегательных сертификатов);

·                   получение межбанковских кредитов, в том числе централизованных кредитных ресурсов;

·                   операции репо;

·                   евровалютные кредиты.

 Особую форму банковских ресурсов предоставляют собственные средства (капитал) банка. Собственный капитал, имея четко выраженную правовую основу и функциональную определенность, является финансовой базой развития банка. Он позволяет осуществлять компенсационные выплаты вкладчикам и кредиторам в случае возникновения убытков и банкротства банков; поддерживать объем и виды операций в соответствии с задачами банков.

 В составе собственных средств банка выделяют: уставный, резервный и другие специальные фонды, а также не распределенную в течение года прибыль.

Активные депозитные операции

Размещение мобилизованных ресурсов банка с целью получения дохода и обеспечения ликвидности определяет содержание его активных операций.

Активные операции банков можно разделить на четыре группы:

·                   учетно-ссудные, в результате которых формируется кредитный портфель банка;

·                   инвестиционные, создающие основу для формирования инвестиционного портфеля;

·                   кассовые и расчетные, являющиеся одним из видов услуг, оказываемых банком своим клиентам;

·                   прочие.

 Учетно-ссудные операции. Ссудные операции составляют основу деятельности банка в размещении его ресурсной базы. Они приносят банкам значительную часть их доходов.

 Коммерческие банки предоставляют своим клиентам разнообразные ссуды, которые можно классифицировать по различным признакам:

·                   по типам заемщиков – ссуды предприятиям, правительству и местным органам власти, населению, банкам;

·                   по срокам пользования -  краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет);

·                   в зависимости от сферы функционирования – ссуды в сферу производства и в сферу обращения;

·                   по отраслевой принадлежности заёмщиков – ссуды в промышленность, торговлю, сельское хозяйство, транспорт;

·                   по характеру обеспечения – залоговые, гарантированные, застрахованные и необеспеченные (бланковые);

·                   по методам погашения – погашенные единовременно и частями.

Банки выдают кредиты при соблюдении следующих принципов (т.е. основополагающих условий кредитования), которые используются в совокупности и обуславливают реализацию друг друга: обеспеченность, возвратность, срочность, платежность и целевой характер.

Порядок проведений операций по привлечению средств от юридических лиц

Сотрудник Управления по работе с инвесторами информирует Клиента о порядке и текущих условиях проведения операций по привлечению средств юридических лиц в устной (телефон, переговоры) или письменной (факс, информационный бюллетень в операционном зале) форме.

Сотрудник Управления по работе с инвесторами согласовывает с Клиентом основные условия операции: сумму, валюту, дата начала операции (или периода, в течение которого средства поступят на депозитный счет),  дата завершения операции, срок размещения  (если его,  возможно, определить в момент размещения средств), процентную ставку, дополнительные условия, связанные с возможностью изменения суммы, срока размещения и процентной ставки.

 Сотрудник Управления по работе с инвесторами совершает Сделки по привлечению денежных средств от юридических лиц по Процентным ставкам в соответствии со Шкалой ставок привлечения.

         Установление Клиенту Процентной ставки привлечения выше уровня Шкалы ставок привлечения в пределах трансфертной кривой bid, производится  на основании Указания   должностного лица, которому Финансовый комитет Банка делегировал эти права.

         Установление Клиенту Процентной ставки выше трансфертной кривой bid, производится после согласования с Финансовым комитетом Банка, либо с должностными лицами, которым Финансовый Комитет Банка делегировал эти права.

          Сотрудник Управления по работе с инвесторами учитывает требования Банка России к кредитным организациям по выполнению нормативов ликвидности. О риске невыполнения Банком нормативов ликвидности Сотрудника Управления по работе с инвесторами в регулярном порядке информирует Сотрудник Управления планирования и отчетности.

Сотрудник Управления по работе с инвесторами  оформляет Тикет и передаёт его не позднее 17-00 Сотруднику отдела  учета для подготовки договоров.

 В случае заключения договора с юридическим лицом, которое является клиентом Банка либо уже предоставляло  комплект документов, Сотрудник отдела учета запрашивает информацию о наличии необходимых документов и отсутствии в банке «Траст»  (включая филиалы) решений налогового органа о приостановлении операций по счетам у Сотрудника отдела открытия счетов. В случае заключения договора с юридическим лицом, которое не является клиентом Банка, Сотрудник отдела учета  информирует Клиента о документах,  которые необходимо предоставить в Банк в соответствии с Порядком открытия и закрытия счетов.

Клиент предоставляет Сотруднику отдела учета комплект документов для открытия депозитного счёта. Сотрудник отдела учета передаёт комплект документов Клиента Сотруднику отдела открытия счетов.

Сотрудник отдела открытия счетов проверяет отсутствие в банке «Траст» (включая филиалы) решений налогового органа о приостановлении операций по счетам Клиента,  проводит проверку комплекта документов и, передаёт его на экспертизу Сотруднику Юридического Департамента. Сотрудник Юридического Департамента осуществляет экспертизу предоставленных документов на соответствие требованиям действующего законодательства. Сотрудник Юридического Департамента возвращает документы Сотруднику отдела открытия счетов с указанием на первом листе даты и результатов экспертизы. При наличии замечаний Юридического департамента по комплекту документов или наличии у Клиента счетов, операции по которым приостановлены решением налогового органа, Сотрудник Отдела открытия счетов информирует об этом (в электронном виде) Сотрудника отдела учета, а также сотрудников Банка, уполномоченных на открытие счетов.

Сотрудник отдела  учета визирует договора у Начальника отдела учета и Сотрудника Управления по работе с инвесторами и инициирует процедуру подписания договоров. Сотрудник отдела учета передает Сотруднику отдела открытия счетов Заявление на открытие депозитного счета. Сотрудник отдела открытия счетов делает отметки Банка  о форме собственности Клиента, его статусе и субъекте, ставит свою подпись и возвращает Заявление Сотруднику отдела учета. На основании отметок Сотрудника отдела открытия счетов, Сотрудник отдела учета в соответствии с Порядком открытия и закрытия счетов инициирует  открытие депозитного счёта в течение 1 часа и передает один экземпляр договора (оставив себе копию) Сотруднику отдела открытия счетов для оформления сообщения Банка налоговому органу об открытии депозитного счета. Копии отосланных сообщений, распоряжение на открытие счета и оригинальный экземпляр договора  Сотрудник отдела открытия счетов помещает  в юридическое дело Клиента в соответствии с установленным порядком. Сотрудник отдела учета передаёт  второй экземпляр подписанного со стороны Банка договора  Клиенту.

Сотрудник Управления по работе с инвесторами не позднее дня зачисления средств на депозитный счёт, получает от Клиента информацию о переводе средств на депозитный счёт любым приемлемым путём (лично, по телефону, по факсу).

          Сотрудник Управления по работе с инвесторами информирует Сотрудника ОУЛ об условиях заключенной Сделки путём передачи копии Тикета не позднее 17-00 дня получения информации от Клиента о зачислении средств на депозитный счёт.

           Сотрудник ОУЛ  делает на Тикете отметку о получении информации.

Всю информацию по совершённым операциям Сотрудник Управления по работе с инвесторами  заносит в электронную базу клиентских пассивов, на основании которой готовятся отчёты о состоянии клиентских пассивов, предоставляемые Директору Департамента клиентского бизнеса.

Виды вкладов, принимаемых банком от населения.

Банк открывает Клиентам следующие виды вкладов:

1.Вклады до востребования – на условиях выдачи вклада (полностью или частично) по первому требованию вкладчика;

2.Срочные вклады – на условиях возврата вклада  в срок, установленный в договоре;

3.Вклады на иных условиях возврата, не противоречащих законодательству РФ;

4.Денежные средства во вклады принимаются Банком, как в российских рублях, так и в иностранной валюте.

5.Банк открывает физическим лицам – нерезидентам следующие типы банковских счетов в валюте Российской Федерации:

·         счет типа «К» («конвертируемый счет») – открывается физическим лицам – нерезидентам для расчетов в валюте российской Федерации по операциям, предусмотренным в Приложении №1 к Инструкции ЦБ РФ от 12 октября 2001 г. №93-И «О порядке открытия уполномоченными банками банковских счетов нерезидентов в валюте РФ и проведения операций по этим счетам» (далее – Инструкция ЦБ РФ №93-И)

·         счет типа «Н» («неконвертируемый счет») – открывается физическим лицам – нерезидентам для расчетов в валюте Российской Федерации по операциям, предусмотренным в Приложении №1 к Инструкции ЦБ РФ №93-И.

·         счет типа «Ф» («счет физического лица») – открывается физическим лицам – нерезидентам для расчетов в валюте российской Федерации по операциям,  предусмотренным в Приложении №1 к Инструкции ЦБ РФ №93-И.

Обслуживание физических лиц.

Банк «Траст» осуществляет обслуживание физических лиц в рублях и иностранной валюте по всем видам банковских операций. Банк предлагает своим клиентам - физическим лицам следующие продукты:

Порядок открытия счетов по учету вкладов физическим лицам.

 Открытие счета по учету вклада производится на балансовых счетах 423 «Депозиты физических лиц», 426 «Депозиты физических лиц – нерезидентов». Одновременно по каждому договору банковского вклада открывается отдельный лицевой счет на балансовом счете 47411 «Начисленные проценты по вкладам».

  Открытие счетов физическим лицам – нерезидентам в валюте РФ производится на балансовых счетах: 40813 «Физические лица – нерезиденты – счета типа «Ф», 40814 «Юридические и физиче5ские лица – нерезиденты – счета типа «К» (конвертируемые),  40815 «Юридические и физические лица – нерезиденты – счета типа «Н» (неконвертируемые). Счет для учета начисленных процентов не открывается.

Каждый вклад Клиента учитывается на отдельном лицевом счете. Счет по вкладу физического лица открывается на основании Заявления – анкеты Клиента на открытие счета по вкладу установленной типовой формы.

По представленному Клиентом заявлению – анкете на открытие счета по вкладу и документу, удостоверяющему личность клиента, сотрудник операционного подразделения оформляет договор банковского вклада утвержденной типовой формы по соответствующему виду вклада.

Сотрудник операционного подразделения оформляет вкладную книжку, если договором банковского вклада предусмотрена ее выдача. В сберегательной книжке указываются следующие реквизиты: наименование и место нахождения Банка (филиала), ФИО вкладчика, номер счета по вкладу, валюта вклада.

 Договор заполняется от руки или с использованием технических средств. Допускается заполнение бланка договора Клиентом. В случае заполнения договора от руки все поля должны быть заполнены одним подчерком и ручкой.

 На договоре ставится фамилия сотрудника операционного подразделения, оформившего договор. Договор подписывают: со стороны Банка – уполномоченное лицо (руководитель или иное лицо, действующее на основании доверенности), а с другой стороны – Клиент или лицо, открывающее счет  в пользу клиента на основании доверенности или на основании условий, установленных Банком.

Вкладная книжка подписывается уполномоченным лицом Банка.

При удостоверении вклада вкладной книжкой выдача вклада, выплата процентов по нему и исполнение распоряжений вкладчика о перечислении денежных средств со  счета по вкладу другим лицам осуществляются Банком только при предъявлении вкладной книжки. Записи во вкладной книжке, подтвержденные сотрудниками операционного и кассового подразделений Банка, являются основанием для расчетов по вкладу между Банком и Вкладчиком. Записи во вкладную книжку осуществляется сотрудниками операционного подразделения при личной явке Клиента в Банк.

Счета типа «К», «Н» и «Ф» открываются операционным подразделением физическим лицам – нерезидентам на основании заключенных с ними договоров банковского счета, предусматривающих режим соответствующего счета, установленный к Инструкции ЦБ РФ №93 – И.

При заключении договора на открытие счета физическому лицу – нерезиденту дополнительно к договору выдается один экземпляр описания режима ведения соответствующего счета второй экземпляр с подписью клиента хранится в Банке.

Открытие Банком физическому лицу – нерезиденту счетов типа «К», «Н» и «Ф» осуществляется при его личном присутствии.

Физическое лицо – нерезидент при открытии банковского счета предъявляет в Банк паспорт или иной действительный документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией, содержащий въездную визу, выданную соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории РФ либо органом внутренних дел или Министерством иностранных дел РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ (если международным договором РФ предусмотрен безвизовый въезд физического лица – нерезидента, пребывающего из иностранного государства на территорию РФ, то въездная виза не требуется).

По представленному документу ответственное лицо операционного подразделения Банка составляет информационную справку по форме, в которой отражаются данные, способствующие установлению личности физического лица – нерезидента, а при открытии счета «Ф» - также обязательство физического лица – нерезидента не осуществлять через счет типа «Ф» операции, связанные с предпринимательской деятельностью. Сведения о месте жительства физического лица – нерезидента и дополнительные сведения в случае отсутствия подтверждающих документов отражаются в информационной справке со слов физического лица – нерезидента. Информационная справка  подписывается физическим лицом – нерезидентов и ответственным лицом операционного подразделения Банка, уполномоченного подписывать информационные справки о банковских счетах физических лиц – нерезидентов в соответствии с приказом по Банку.

В случае изменения, каких – либо сведений, составляется новая справка.

 

 

5 Организация и учет кредитных операций

В 2009 году увеличение объемов кредитования корпоративных клиентов стало основным направлением развития активных операций банка.

Благодаря широкому спектру кредитных продуктов, внедрению новых услуг, отвечающих потребностям и интересам клиентуры, квалифицированному и качественному обслуживанию клиентов, в том числе на индивидуальной основе, Траст значительно усилил свои позиции в этой сфере.

На конец 2009 года суммарная величина портфеля кредитов клиентам-юридическим лицам (без учета межбанковского кредитования) составила 17,14 млрд. рублей, что почти в два раза превышает показатель на начало прошедшего года.

Корпоративным клиентам банк предложил такие виды продуктов, как инвестиционные кредиты, кредиты на пополнение оборотных средств, финансирование лизинговых сделок, факторинг и др.

При этом кредиты предоставлялись в следующих формах:

1.     срочные кредиты;

2.     кредитные линии;

3.     кредиты до востребования;

4.     овердрафты;

5.     вексельные кредиты;

6.     синдицированные кредиты.

Кредитный процесс представляет собой комплекс мероприятий осуществляемых банком в ходе работы над кредитным проектом с момента получения кредитной заявки до момента  погашения кредита.

Основные этапы кредитного процесса:

Проводят: клиентский менеджер и специалист управления кредитования.

Контролирует: руководители клиентского менеджера и Управления кредитования.

Выполняемые процедуры  клиентским менеджером:

·        проведение первичного собеседования с полномочным представителем клиента с целью определения возможности и целесообразности начала или  продолжения бизнеса с клиентом, определения форм и параметров сотрудничества, потребности в кредитовании, и при  наличии последнего передает клиенту типовой список документов, необходимых для рассмотрения вопросов о кредитовании. При необходимости в собеседовании участвуют специалист управления кредитования или сотрудник Департамента экономической безопасности (далее -  ДЕБ);

·        после получения кредитной заявки ставят в известность ДЕБ, решает с руководителем ДКБ вопрос о целесообразности дальнейшей работы с клиентом и направляет заявку  в Департамент кредитов и гарантий (далее ДК и Г), сопровождая служебной запиской за подписью руководителя клиентского менеджера;

·        при принятии руководителем ДКБ отрицательного решения  о дальнейшей работе  с клиентом клиентский менеджер уведомляет клиента, направляя ему мотивированный отказ за подписью  руководителя ДКБ. Руководитель соответствующего подразделения клиентского блока уведомляет должностное лицо Банка, осуществляющее контроль деятельности подразделений клиентского блока  и ДК и Г, о факте и причинах отказа.

Выполняемые процедуры специалистом управления кредитования:

·        получение кредитной заявки и служебной записки ДКБ от руководителя ДК и Г (факт получения отражается сотрудником управления кредитования в книге регистрации кредитных заявок)

·        обсуждает с руководителями управления кредитования параметры условий кредитования, по которым будет готовить кредитный меморандум:

·        в случае необходимости готовит и передает клиенту дополнительный список  документов, потребность в котором определяется индивидуальными особенностями клиента и его кредитной заявки;

·        оформление кредитного договора.

·        при принятии руководителем  ДК и Г отрицательного решения о дальнейшей работе с клиентом, специалист управления кредитования  уведомляет клиента  направляя ему  мотивированны отказ за подписью  руководителя ДК и Г (помещает в дело отказов  в выдаче кредитов письменное обращение  клиента и копию  письма банка  и делает отметку  об отказе  в выдаче кредита в книге регистрации заявок) Руководитель ДК и Г уведомляет должностное лицо Банка, осуществляющее контроль деятельности подразделений  клиентского блока  и ДК и Г, о факте  и причинах отказа.

Должностное лицо Банка, осуществляющее контроль  деятельности подразделений  клиентского блока  и ДК и Г, уведомляет Председателя кредитного комитета о каждом случае отказа  на уровне соответствующего подразделения  в рассмотрение вопроса о кредитовании клиента на заседании кредитного комитета и его причинах.

Максимальная продолжительность  этапа  - 4 рабочих дня от даты получения кредитной  заявки (по 2 рабочих дня в каждом из указанных подразделений)

Методика оценки финансового состояния  Заемщика

Цель анализа: оценить, является ли  финансовое состояние Заемщика достаточно устойчивым для того, чтобы обеспечить погашение кредита в сумме и в сроки, предусмотренные кредитным проектом. Правильная оценка  платежеспособности Заемщика является одним из основных условий успешного кредитования

Источник информации:

·        Бухгалтерская отчетность  за предшествующий финансовый год (баланс, отчет о прибылях и убытках, пояснения к нему  по формам №3, №4, №5, пояснительная записка);

·        Учетная политика клиента;

·        Аудиторское заключение за предшествующий  финансовый год;

·        Годовой отчет за предшествующий финансовый год;

·        Ежеквартальная бухгалтерская отчетность  за 3 предшествующих квартала  (баланс, отчет о прибылях и убытках);

·        Расшифровки, справки и прочие  документы, запрашиваемые  Банком при необходимости  в зависимости  от целей анализа и содержания  бухгалтерской отчетности, а также в случаях  когда это предусмотрено  условиями  кредитного договора, периодически предоставляемые заемщиком.

Периодичность проведения анализа:

·        В момент предоставления кредита – проводится полный, всесторонний анализ финансового состояния заемщика с учетом как внутренних, так и внешних  факторов ( состояние отрасли, в которой ведет свою деятельность Заемщик, если необходимо – общее состояние экономики, политические факторы и т.д.);

·        Ежеквартально в течение периода кредитования – осуществляется анализ бухг. отчетности (баланс) по сокращенной программе, с целью текущего контроля за фин. состоянием Заемщика, проводится анализ  тех отраслей  фин. состояния заемщика, в котором обнаружены негативные тенденции, на основании документов, запрашиваемых  у Заемщика дополнительно, а также в случае, если при первичном  анализе, проводимом перед предоставлением  кредита, выявлена необходимость последующего оперативного контроля за отдельными направлениями;

·        Ежемесячно – при кредитовании под оборот проводится плановый анализ состояния оборотных средств Заемщика и источников их финансирования, а также оценка ликвидности  и платежеспособности Заемщика на основании отчетов, предоставляемых Заемщиком в соответствии с условиями кредитного договора.

Разделы анализа:

1.     Анализ бухгалтерских отчетов:

·  Оценка вертикальной и горизонтальной структуры баланса;

·  Оценка структуры оборотных средств и источников их финансирования;

·  Оценка финансовых результатов деятельности заемщика.

2.     Анализ финансовых коэффициентов:

·  Показатели финансовой устойчивости;

·  Показатели ликвидности;

·  Показатели деловой активности;

·  Показатели рентабельности.

3.     Анализ движения денежных потоков.

По итогам анализа  исходя из совокупности всех выявленных факторов и тенденций  делается вывод  о финансовом состоянии предприятия. При этом в заключении кредитный аналитик должен дать ответы на такие вопросы, как:

·        Каково текущее финансовое состояние заемщика  и под влияние каких тенденций оно сложилось;

·        Какими факторами обусловлено действие  выявленных тенденций;

·        Каковы перспективы финансового состояния  заемщика на период кредитования;

·        В чем заключается наибольший риск  ухудшения  финансового состояния заемщика;

·        Необходим ли дополнительный оперативный контроль финансового состояния заемщика  и каковы его направления;

·        Каковы перспективы погашения задолженности заемщика в случае предоставления ему кредита на исправленных условиях.

Положение о кредитование физических лиц

 Формирование резерва на возможные потери  по ссудам и прочим активам

Резерв на возможные потери по ссудам  создается в соответствии  с Положением №254-П 232-П и «Инструкцией о порядке формирования резервов на возможные потери по ссудам и прочим активным операциям  в «Трасте», а также иными внутренними нормативными документами  и решениями кредитного комитета. Также кредитный инспектор и бухгалтерский работник  должны руководствоваться утверждаемой кредитным комитетом Методикой оценки риска.

При подготовке кредитного меморандума  кредитный инспектор проводит классификацию ссуды в портфеле однородных ссуд (ПОС) или индивидуальную ссуду. Если ссуда классифицирована как индивидуальная, в меморандуме указывается  категория качества ссуды обеспечения  (при наличии), расчетный размер резерва, размер резерва с учетам обеспечения (при наличии). Если ссуда классифицирована в ПОС в меморандуме указывается  название ПОС и размер резерва. Классификация ссуды, определение категории качества, и размеров резерва осуществляется в соответствии с положением №254-П, 232-П «Инструкцией  о порядке формирования резервов на возможные потери по ссудам  и прочим активным операциям в «Трасте», методикой оценки риска и прочими.

Категория качества и размер резерва по индивидуальным ссудам, предоставляемым физ. лицам по решению Кредитного комитета, устанавливаются кредитным комитетом Банка.

По ссудам, обеспеченным поручительством юридических лиц, категория качества устанавливается  на уровне категории качества поручителя юр. лица, размер резерва -  на уровне резерва поручителя.

Принятие решений по ссудам, учтенным на балансе филиалов, в части: классификации таких ссуд; определения категории качества таких ссуд; определения расчетного размера резерва  в процентах от суммы  основного долга, а также стоимости обеспечения  по этим ссудам  и категории качества обеспечения в соответствии с Положением 254-П осуществляется кредитными комитетами филиалов  Банка. Решения по ссудам, учтенным  на балансе ГО, в части: классификации таких ссуд; определения категории качества  таких ссуд; определения расчетного размера резерва  в процентах  от суммы основного долга по этим ссудам, а также стоимости обеспечения  по этим ссудам  и категории качества обеспечения в соответствии с Положением 254-П-принимаются лицами имеющими ПЛК (персональный лимит кредитования).

Переоценка кредитного риска и размера резерва по индивидуальным ссудам и портфелям однородных ссуд производится  кредитным инспектором  в соответствии с периодичностью, указанной  в методике оценки  кредитного риска  заключения по оценки кредитного риска по индивидуальным ссудам подшиваются в кредитное дело Заемщика.

Заключения по ПОС хранятся в отдельной папке. Распоряжения о корректировки размера резерва и копии оформленных заключений по оценке кредитного риска и размера резерва по индивидуальным ссудам и ПОС направляются  БР для осуществления соответствующих проводок.

 

6 Операции коммерческого банка с векселями

 

Порядок проведения операций с векселями  в Головном Банке

1.1 Векселя Банка могут быть реализованы как российские рубли, так и за иностранную валюту.

1.1.1 Держатели Векселя Банка могут быть юридическое или физическое лицо, резидент или нерезидент.

1.1.2 Процентные ставки, дисконты по векселям Банка при их выпуске и ставки досрочного учета векселей Банка утверждаются финансовым комитетом. Финансовый комитет может делегировать эти права ответственным сотрудникам Банка.

1.2 Банк выпускает собственные инвалютные векселя, содержащие оговорку платежа в валюте РФ.

1.2.1 Выпуск векселя Банка, содержащего оговорку платежа в валюте РФ, может осуществляться головным офисом и филиалами Банка в рамках установленных лимитов и действующих нормативов Банка России.

1.2.2 Валютный вексель Банка может быть как процентным, так и дисконтным.

1.2.3 Срок платежа по дисконтному, процентному векселю: на определенный день.

1.2.4 Доходность по векселю устанавливается в соответствии со ставками привлечения срочных клиентских пассивов в иностранной валюте.

1.3 Все операции по выпуску и погашению валютного векселя Банка, содержащего оговорку платежа в валюте РФ, производятся в соответствии с настоящим Положением

Продажа векселей Банка

2.1 Продажа векселя Банка осуществляется сотрудником ОСКП. Аналитический учет выданных векселей Банка в разрезе клиентов, сумм, сроков погашения осуществляет сотрудник ОПКФО. База аналитического учета находится на сетевом диске в отдельной директории, доступ к которой имеют уполномоченные сотрудники: ОСКП, ОПКФО, УУФО, отдела «Депозитарий».

2.2 Ведение досье клиентов, учет договоров купли-продажи векселей Банка осуществляет сотрудник УУФО (сотрудник Управления учета финансовых операций).

Оформление векселей осуществляется на снабженных сертификатом качества специальных бланках, относящихся к бланкам строгой отчетности, с нанесенными на них дополнительными защитными метками.

2.3 Оформление договора о продаже векселя Банка

1. Сотрудник ОСКП: по результатам переговоров с потенциальным контрагентом составляет тикет по сделке 4 передает в ОУЛ (отдел управления ликвидностью) тикет по сделке.

2. Сотрудник ОУЛ: визирует тикет, отражая сумму в графике платежей; передает тикет в УУФО для оформления сделки

3. Сотрудник УУФО:принимает от сотрудника ОУЛ тикет по сделке с векселем Банка; на основании тикета оформляет типовой договор купли- продажи векселя Банка, визируя его у уполномоченного сотрудника УУФО; передает оформленный договор купли-продажи сотруднику ОСКП; копию оформленного договора купли-продажи направляет сотруднику ДЭБ (департамента экономической безопасности)

4.Сотрудник ОСКП (отдел срочных клиентских пассивов): принимает от сотрудника УУФО оформленный договор купли-продажи векселя Банка; передает оформленный договор купли-продажи покупателю векселя Банка посредством курьерской службы, почтой или лично; при получении подписанного со стороны контрагента по сделке договора, передает его в УУФО

5.Сотрудник УУФО: принимает подписанный контрагентом договор; инициирует процедуру подписания договора руководством Банка; на основании договора открывает лицевой балансовый счет для отражения операции продажи векселя Банка; передает один экземпляр подписанного договора сотруднику ОСКП для дальнейшей передачи контрагенту, второй экземпляр договора – подшивает в досье контрагента

6.Сотрудник ОСКП принимает от сотрудника УУФО 1 экземпляр оформленного договора купли-продажи векселя Банка и передает его покупателю векселя Банка посредством курьерской службы, почтой или лично.

Передача векселя Банка контрагенту

1. Сотрудник банка: расписывается в книге регистрации и принимает от сотрудника УУФО вексель Банка или уполномоченным лицом, до 18-00 дня составления векселя. Вексель Банка до передачи контрагенту либо до передачи на хранение в кассу  хранится в специально выделенном сейфе. Сейф сотрудника ОСКП должен удовлетворять следующим требованиям: иметь кодовый замок, быть не ниже III класса устойчивости к взлому /ГОСТ 50862 – 96/, пломбироваться. Инициирует процедуру подписания контрагентом акта приема-передачи и корешка векселя банка в день составления векселя Передает выписанный вексель Банка (без корешка) и один экземпляр акта контрагенту.Передает сотруднику УУФО оригинал акта приема-передачи и корешок векселя Банка

2. Сотрудник УУФО принимает оригинал акта приема-передачи и подшивает в досье контрагента

3. В случае неполучения контрагентом векселя в день его составления вексель передается сотрудником ОСКП на хранение в кассу

Погашение векселей Банка

1.1 Погашение векселя Банка осуществляется путем безналичного перечисления денежных средств за счет  получателя. Выплаты по векселю Банка производятся сотрудником КП (сотрудник  клиентского подразделения) только после проверки векселя на подлинность и предоставлении представителям контрагента следующих документов:

·        документ, удостоверяющий личность уполномоченного представителя юридического лица:

·  доверенность на право совершения действий по договору (предоставление документов, подписание акта приема-передачи, договора  купли- продажи по согласованной цене простого векселя и пр.) в случае, если представитель юридического лица действует на основании  уставных документов, предоставляются документы, подтверждающие его полномочия (копия устава, приказа о назначении и т.п.)

·        уставные документы, подтверждающие полномочия руководителя (копия устава, заверенная нотариально, приказ о назначении, выписка из протокола об избрании руководителя, и т.п.)

·        копия банковской карточки с образцами подписей, заверенная нотариально, либо банком, держателем р/сч.

·        реквизиты.

·        копия свидетельства о внесении  записи в Единый государственный реестр юридических лиц, заверенная нотариально.

·        заявление на совершение действий при погашении простого векселя Банка по сроку  для физических лиц:

1.2 При погашении векселя физическому лицу, допускается выдача денежных средств через кассу Банка/ ФБ (филиала Банка). Открытие счета физическому лицу производится в соответствии с «Порядком осуществления расчетно-кассовых и депозитных операций клиентов – физических лиц».

1.3 Порядок выкупа векселей Банка соответствуют порядку погашения по сроку. При выкупе векселя сотрудник КП составляет тикет на основании, которого оформляется Договор купли-продажи простого векселя Банка по согласованной цене.

1.4 Сотрудник КП в день предоставления документов на погашение:

- в период с 10-00 до 15-00 каждого рабочего дня принимает надлежащим образом оформленные документы, регистрирует заявление на погашение в общем порядке, установленном в Банке.

- передает вексель сотруднику ОКО для проверки подлинности бланка в присутствии представителя векселедержателя.

В случае подлинности бланка векселя и наличия соответствующей отметки сотрудника ОКО на акте приема-передачи, подписывает с векселедержателем акт приема-передачи, договор купли-продажи

- подписывает акт приема-передачи, Договор купли-продажи по согласованной цене у руководителя подразделения либо лица на то уполномоченного.

- информирует сотрудника ОУП о сумме погашения не позднее 17-00 дня предъявления векселя к оплате.

- на основании акта приема-передачи и  заявления на погашение векселя в срок не позднее 17-00 дня оплаты оформляет документы на оплату векселя Банка.

- передает копии документов на погашение Сотруднику СБФ (сотрудник бухгалтерии);

- сдает в кассу Банка/ФБ на основании мемориального ордера по приему ценностей, оформленного сотрудником СБФ, вексель Банка.

- отражает факт погашения векселя Банка в Базе данных.

 

 7 Организация и учет операций с ценными бумагами

 

Основные положения

1.1 Для учета операций с ценными бумагами Банк руководствуется Федеральным законом «О рынке ценных бумаг», «Правилами ведения учета депозитарных операций кредитных организаций  в РФ» № 44 от 25 июля 1996 г. утвержденными Приказом Банка России № 02-259 от 25 июля 1996 г., Положением о депозитарной деятельности в РФ, утвержденным Постановлением ФКЦБ России от 16.10.1997 г.  № 36.

1.2 В состав торгового портфеля включается следующие ценные бумаги (до 01.04.2008):

- Ценные бумаги, приобретаемые с целью их перепродажи в течении 180 календарных дней.

- Долговые обязательства, срок погашения которых наступает не менее чем через 181 календарный день.

- Прочие вложения в ценные бумаги считаются составляющими инвестиционный портфель Банка.

- Ценные бумаги, приобретенные с целью получения инвестиционного дохода, формируют инвестиционный портфель.

    Перевод ценных бумаг из инвестиционного в торговый портфель и/или наоборот осуществляется согласно принятому и утвержденному в Банке порядку проведения операций с ценными бумагами.

    1.3 В состав торгового портфеля зачисляются ценные бумаги, отвечающие следующим требованиям (после 01.04.2008, в соответствии с Указанием Банка России № 1054 – У от 20.11.2007.):

а) котируемые ценные бумаги, приобретаемые с целью их перепродажи в течении 180 календарных дней включительно;

б) котируемые и некотируемые ценные бумаги, приобретаемые по договорам, предусматривающим возможность их обратной продажи в течении 180 календарных дней включительно;

в) котируемые и некотируемые ценные бумаги, приобретаемые по договорам займа (вне зависимости от срока договора и эмитента).

В состав инвестиционного портфеля включаются ценные бумаги, приобретаемые с целью получения инвестиционного дохода, а также в расчете на возможность роста их ценовой стоимости в длительной или неопределенной перспективе.

В портфель контрольного участия включаются ценные бумаги, приобретенные в количестве, обеспечивающем получение контроля над управлением организацией-эмитентом или существенное влияние на нее. В целях настоящего документа такими ценными бумагами признаются акции, дающие право на участие в управлении делами АО, именуемые в дальнейшем – Голосующие акции.

1.4 Бухгалтерский учет операций, совершаемых Банком на организованном рынке ценных бумаг в качестве профессионального участника, отражается на счетах № 47403/47404. Образовавшаяся после отражения в бухгалтерском учете всех сделок, совершенных в течение дня, задолженность на этих счетах закрывается в корреспонденции со счетами по учету денежных средств, в соответствии с порядком исполнения сделок и расчетов, установленным организатором торговли.

1.5 Переоценка находящихся на балансе Банка государственных и приравненных к ним долговых обязательств производится ежедневно исходя из средневзвешенных цен, сложившихся по итогам торгов на ОРЦБ в соответствии с порядком, установленным Банком России. Результаты переоценки отражаются на парных балансовых счетах № 61307 и № 61407, на которых открываются парные лицевые счета для каждого выпуска ценных бумаг. На конец рабочего дня курсовые разницы, возникшие от переоценки ценных бумаг, могут оставаться только на парном лицевом счете – активном (расход) или пассивном (доход). (до 01.04.2008).

Перенос остатков со счетов № 61307, 61407 на счета по учету доходов или расходов Банка производится ежемесячно, в последний рабочий день месяца.

Процентный (купонный) доход по процентным (купонным) долговым обязательствам, уплачиваемый при приобретении ценной бумаги, учитывается на балансовом счете № 61405. Процентный  (купонный) доход, полученный при выбытии (реализации) ценной бумаги либо при выплате процентов (погашении купонов), отражается на счете № 61305. По облигациям федеральных займов суммы уплаченного купонного дохода взаимозачитываются при погашении купона по данному выпуску, а результат взаимозачета (сальдо после взаимозачета) переносится на счет доходов. По остальным процентным (купонным) долговым обязательствам взаимозачет полученного и уплаченного процентного (купонного) дохода производится также при выбытии (реализации) ценной бумаг, этим же днем результат взаимозачета относится на счет доходов.

Вложения в негосударственные ценные бумаги отражаются в учете по цене приобретения и не подлежат переоценке в связи с изменением рыночных котировок, но для них создается резерв под обесценение, который учитывается на том же балансовом счете первого порядка, на котором ведется учет самой бумаги.

1.6 Списание затрат, связанных с приобретением и реализацией ценных бумаг производится при выбытии ценной бумаги по методу ФИФО (после 01.04.02.).

1.7 Переоценка всех котируемых ценных бумаг осуществляется ежедневно. При совершении операций с ценными бумагами отдельных выпусков  переоценке подлежат све ценные бумаги этих выпусков.

1.8 Депозитарный учет ценных бумаг, принадлежащих Головному офису Банка  и его филиалам, ведет Головной офис Банка.

 

8 Компьютерные технологии в работе банка

 

Сегодня все больше банков делает ставку на профессионализм своих сотрудников и новые технологии.

Трудно представить себе более благодатную почву для внедрения новых компьютерных технологий, чем банковская деятельность. В принципе почти все задачи, которые возникают в ходе работы банка поддаются автоматизации. Быстрая и бесперебойная обработка значительных потоков информации является одной из главных задач любой крупной финансовой организации. В соответствии с этим очевидна необходимость обладания вычислительной сетью, позволяющей обрабатывать все возрастающие информационные потоки.          Интерес к развитию компьютеризированных банковских систем определяется, главным образом, стратегическими интересами. Как показывает практика, инвестиции в такие проекты начинают приносить "прибыль" лишь через определенный период времени, необходимый для обучения персонала и адаптации системы к конкретным условиям. Вкладывая средства в программное обеспечение, компьютерное и телекоммуникационное оборудование и создание базы для перехода к новым вычислительным платформам, банки стремятся и ускорению своей рутинной работы.           Банковские компьютерные системы на сегодняшний день являются одной из самых быстро развивающихся областей прикладного сетевого программного обеспечения.

В качестве примеров передовых технологий, используемых в банковской деятельности, можно назвать базы данных на основе модели "клиент-сервер"; средства межсетевого взаимодействия для межбанковских расчетов; службы расчетов; банковские экспертно-аналитические системы, использующие принципы искусственного интеллекта и многое другое.          Любая компьютерная банковская система представляет из себя сложный комплекс, объединяющий сотни отдельных компьютеров, локальных вычислительных  сетей (ЛВС) и глобальных вычислительных сетей (ГВС).

Дальнейшее развитие банковской системы обработки информации, которая  использует все более совершенное компьютеоное обрудование, требует и совершеной технологии передачи информации посредством развития телекоммуникационных систем.

         Одним из требований времени является возможность обработки банковской информации в режиме реального времени. В настоящее время системы типа OLTP (On-line Transaction Processing) становятся все более распространенными при создании БС. Внедрение систем OLTP требует от банка весьма больших инвестиций, но преимущества таких систем с лихвой оправдывают все затраты.       Очевидно, что специфика банковской деятельности предъявляет жесткие требования к системам защиты информации в компьютерных сетях банка. Не менее важную роль при построении корпоративной сети играет необходимость обеспечения безотказной и бесперебойной работы, поскольку даже кратковременный сбой в ее работе может привести к гигантским убыткам.

Информационные технологии

Развитие информационных технологий Национального банка «Траст»  в 2009 году было направлено на внедрение и совершенствование эффективных технологий поддержки бизнеса банка и проводилось с учетом лучшего российского и международного опыта.

В прошедшем году была проведена значительная работа по развитию банковской информационной системы, реализующей автоматизацию базовых бизнес-процессов и поддержку принятия управленческих решений.

В целях совершенствования инфраструктуры доставки услуг клиентам на основе Интернет -представительства Траста был реализован широкий набор новых информационных сервисов, предусматривающий возможность получения информации о движении средств по счетам для оперативного управления ими.

Для решения задач оперативного контроля за деятельностью региональной сети в 2009 году проведено повышение функциональности Корпоративного хранилища данных (КХД) и технологии сбора и консолидации информации, поступающей от филиалов и дочерних банков. КХД внедрено в промышленную эксплуатацию в части обязательной сводной отчетности, внутреннего управленческого учета и сводной отчетности по кредитному портфелю банковской Группы. Проведены работы по подготовке использования КХД для сбора, хранения, анализа данных и выпуска отчетов по Международным стандартам финансовой отчетности.

На базе централизованной Автоматизированной банковской системы InvoRETAIL/InvoCARD осуществлялась поддержка проекта выпуска и обслуживания международных банковских карт Траста в рамках всей филиальной сети. В системе реализован расширенный набор финансовых схем обслуживания операций по вкладам и банковским картам клиентов - физических лиц. Обеспечена информационно-программная поддержка изменения форматов платежных документов в соответствии с требованиями Банка России. Разработана и внедрена централизованная система управления поддержки обращения собственных ценных бумаг (векселей и депозитных сертификатов) банка.

В 2009 году оптимизированы и усовершенствованы сегменты корпоративной сети на базе технологии IP-VPN с использованием выделенных каналов и услуг ЗАО «Компания «ТрансТелеКом» для обеспечения документооборота, обслуживания банковских карт и оперативного обмена информацией с региональными структурами банка.

В рамках корпоративной сети создана инфраструктура обслуживания банкоматов и платежных терминалов банка. К процессинговому центру банка подключено более 250 банкоматов, расположенных в регионах нахождения филиалов и дочерних банков.

В связи с постоянным наращиванием объемов банковских операций проведена модернизация центральных вычислительных ресурсов на базе аппаратной платформы компании Sun MicroSystems. В целях решения задачи автоматизации управления серверами и рабочими станциями внедрена универсальная интегрированная система управления вычислительными ресурсами LAN Desk Management Suite на 500 клиентских мест. Национальный банк «Траст» стал одним из первых банков в России успешно развернувшим эту широко известную и используемую во всем мире систему автоматизированного управления ГГ-ресурсами. Внедрение LANDesk Management Suite позволило в десятки раз сократить время локализации и решения проблем, связанных с эксплуатацией специализированных программных систем и вычислительной техники.

Национальным банком «Траст» в 2009 году была запущена в промышленную эксплуатацию Система электронного внутрибанковского документооборота, позволившая построить эффективную систему управления делопроизводством и обеспечить контроль исполнения управленческих решений на всех уровнях.

В тесном контакте с Главным вычислительным центром ОАО «РЖД» и службами информатизации и связи железных дорог проведена работа по решению технологических аспектов задач удаленного банковского обслуживания предприятий железнодорожной отрасли и их сотрудников в рамках электронного расчетно-платежного документооборота и операций с банковскими картами

 

 

 

Список использованной литературы

1.Банковское дело: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. Г.Г. Коробовой. – М.: Экономист, 20073.

2.Банковское дело. Учебное пособие. (под. ред. О.И. Лаврушина) М.: «Финансы и статистика», 2007.

3.Банки и банковское дело / Под ред. И.Т. Балабанова. - СПб.: Питер, 2008.

4.Вестник  «Траста», корпоративное издание №7 (10), ноябрь, 2009.

5.Гражданский кодекс Российской Федерации.

6.Годовой отчет Национальный банк «Траст» за 2008 год.

7.Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печникова и др.; Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ, 2005.

8.Деньги, Кредит, Банки:  Титова Н.Е., Кожаев Ю.П. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

9.Инструкция о порядке проведения операций по привлечению средств от юридических лиц, Национального банка «Траст»,  Москва – 2007.

10.Инструкция ЦБ РФ №93-И «О порядке открытия уполномоченными банками банковских счетов нерезидентов в валюте РФ и проведения операций по этим счетам».

11.Общая теория денег и кредита: Учебник для вузов / Под. Ред. академ. Раен Е.Ф. Жукова. – 3 – е., изд., перераб. и доп. – М.: ЮТИНИ – ДАТА, 2006.

12.Положения ЦБР от 3 октября 2002 г. N 2-П  "О безналичных расчетах в Российской Федерации" (с изменениями)

13.Положение Банка России от 26 июня  1998г. №39 – П «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражение указанных операций по счетам бухгалтерского учёта»

14.Порядок осуществления расчетно-кассовых и депозитных операций клиентов – физических лиц в «Трасте», Москва – 2005.

15.Положение Банка России «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ» от 5 декабря 2002 г. № 205-П.

16.Федеральным законом «О рынке ценных бумаг»

17.Федеральный Закон РФ «О банках и банковской деятельности»

18.Федеральный Закон "О Центральном Банке РФ (Банке России)" от 10.07.2002 г. №86-ФЗ с изм. от 10.01.2003