Содержание
Введение. 2
История возникновения первого культурного заведения г. Хабаровска – краеведческого музея. 3
Методика проведения экскурсии. 6
Специфика музейной экскурсии. 15
План обзорной экскурсии по теме «Природа Хабаровского края». 17
Заключение. 25
Приложение. 26
Список использованной литературы.. 29
Введение.
Настоящая работа направлена на освещение экскурсионной работы в рамках музея. Эта деятельность включает в себя непременное понимание методики экскурсионной работы как предмета, сущности экскурсии, специфики музейного дела.
Целью данной работы является подготовка будущего профессионала к созданию и проведению музейных экскурсий.
В связи с этой целью можно выделить такие задачи работы как описание методики проведения экскурсий как предмета, выделение специфики проведения музейной экскурсии. Выделить этапы подготовки новой экскурсии. Сбор и представление материала о музее, в котором проводится экскурсия, в данном случае имеется в виду Краеведческий музей г. Хабаровска, и истории его возникновения. И последней задачей является подготовка пробной экскурсии по этому музею на основе знакомства с одной из его экспозиций.
Актуальность данной работы является неоспоримой, в свете необходимости профессиональной подготовки работников культуры и образования, в частности, музейной педагогики, с целью повышения культурного уровня населения края в частности и страны в целом.
Работа содержит две главы. Первая – содержит историческую справку о Краеведческом музее г. Хабаровска. Вторая, основная, разбита на несколько подпунктов и содержит разработку плана экскурсии на основе знания экскурсионной методики.
История возникновения первого культурного заведения г. Хабаровска – краеведческого музея.
Освоение Дальнего Востока русскими началось с походов казаков, промышленников и служилых людей. Этот период связан с именами И. Москвитина, С. Шелковникова. Походы В. Д. Пояркова (1643-1646 гг.) и Е. П. Хабарова (1649-1653 гг.) положили начало присоединению «под высокую государеву руку» Приамурья.
В 1858 г. были заложены поселения Хабаровка, Софийск, Иннокентьевка, Корсаково, Казакевичево и другие опорные пункты. Встал вопрос о скорейшем заселении края не только военными, но и гражданским населением. С 1858 по 1860 гг. на Амур было переселено более 3 тыс. человек, преимущественно из государственных крестьян Сибири.
Особенностью заселения края являлось то, что значительная часть переселенцев оседала в городах[1]. Это является одной из причин того, что сейчас Хабаровский край живет своей культурной насыщенной жизнью.
Организуются всевозможные выставки, художественные галереи. Любопытные посетители имеют возможность, не только пополнить свои познания о историческом прошлом этого края, но и могут приобрести картины молодых художников, талант которых позволит раскрыть знатоку искусства подлинную красоту края. На выставках выставляют не только полотна известных художников, но и юных дарований, такие выставки способствуют обмену опытом и профессиональному росту тем, кто только начинает раскрывать свой талант в полной мере.
1894 год был ключевым для культурной жизни Хабаровска. В городе был создан отдел Русского Географического общества, члены которого открыли музей и библиотеку. Начала выходить газета "Приамурские ведомости". А осенью хабаровчане впервые пришли в свой театр. Это стало возможным благодаря созданию товарищества драматических актеров и организации любительского драматического кружка. Уже в первом сезоне хабаровчане увидели шесть пьес. Так был создан Краевой театр драмы города Хабаровска. Усилиями творчески настроенных солдат в городе в этом же году был создан солдатский театр.
Государственный музей Дальнего Востока был основан 19 апреля 1894 года по инициативе Приамурского отдела Русского географического общества. Первая музейная экспозиция в Хабаровске была открыта "для пользования широкой публики" в апреле 1894 года в помещении аптечного склада. Там разместилось Приамурское отделение Императорского русского географического общества, научная библиотека. А в следующем году было начато строительство здания для музея. В создании музея и накоплении коллекций принимали участие видные ученые, общественные деятели, энтузиасты-краеведы П. П. Шмиткевич, В. П. Маргаритов, В. Н. Рудаков, Н. И. Гродеков, Н. А. Десулави, С. Н. Ванков. В 1910 – 1918 и в 1925 – 1926 годах директором музея работал В. К. Арсеньев – исследователь Дальнего Востока и писатель.
А 19 декабря этого же года в городе была открыта Дальневосточная государственная научная библиотека.
Краеведческий музей с первых дней существования стал предметом забот и гордости местной интеллигенции и властей. Так к началу XX века Гродековский музей в Хабаровске "привлек к себе внимание всех жертвователей" и быстро стал ведущим музеем Приамурского края. Его коллекции были представлены на российских и международных выставках в Новгороде, Казани, Чикаго и Париже. Более 10 лет (1910 - 1919) и (с 1924 по 1925) Хабаровский краеведческий музей возглавлял В. К. Арсеньев - выдающийся путешественник, ученый и писатель, видный музейный деятель. В эти годы музей превратился в краеведческий центр на Дальнем Востоке. В период репрессий (30 - 40 г. XX века) музей утратил свой исследовательский и научный потенциал и наряду с другими музеями страны получил агитационно-пропагандистскую направленность деятельности. В последующие годы он стал культурно-просветительным центром Хабаровского края и в 1965 году вошел в число лучших музеев РСФСР.
В год столетнего юбилея музею было присвоено имя Н. И. Гродекова – генерал-губернатора, принимавшего участие в создании музея, почетного гражданина г. Хабаровска.
Музей аккредитован в Министерстве науки и технологии России как научное учреждение. В 2000 году музей стал победителем всероссийского конкурса «Окно в Россию» в номинации «Музей года»[2].
В 1975 году к музею пристроено новое здание, в котором развернута экспозиция отдела истории советского общества и панорама «Волочаевский бой». Сегодня фонды музея насчитывают свыше 200 тысяч уникальных экспонатов, знакомящих с природными особенностями и богатствами Хабаровского края, жизнью и обычаями коренных народов, историей края от древнейших времен до наших дней.
В фондах Хабаровского краевого краеведческого музея хранится более 850 археологических коллекций, насчитывающих около 53 тысяч предметов, которые представляют материальную и духовную культуру жителей Дальнего Востока от эпох каменного века до начала ХХ века.
Помимо археологических коллекций фонды музея включают естественно-научные коллекции, коллекцию грибов и растений, энтомологическую коллекцию, этнографическую коллекцию, коллекцию негативов, а также изобразительную коллекцию.
С 1996 года музей проводит ставшие традиционными "Гродековские чтения" - научно-практические конференции, на которых рассматриваются проблемы изучения и сохранения историко-культурного и природного наследия российского Дальнего Востока. Музей принимает участие в семинарах, конференциях в различных регионах России и за рубежом, издает научные н научно-популярные сборники. Дважды, в 2000, 2003 годах, Хабаровский краевой краеведческий музей получил государственную аккредитацию как научное учреждение культуры в Министерстве науки и технологий Российской Федерации. Творческий коллектив музея, включающий хранителей, экскурсоводов, научных сотрудников, среди которых 8 кандидатов наук, 3 аспиранта, создает и реализует образовательные программы, ведет научно-исследовательскую работу, обеспечивает хранение и изучение музейного собрания. Музей проводит исследования по разным направлениям в области этнографии, археологии, энтомологии, палеонтологии, музееведения, в том числе совместно с музеями и университетами Японии, Китая, США и другими. В конкурсе среди учреждений культуры на соискание премии газеты "Культура" МК РФ "Окно в Россию" ХККМ стал победителем в номинации "Музей года. 2000". Благодаря этой победе музей приобрел мини-типографию и осуществил давнюю мечту о создании собственного издательского отдела.
Методика проведения экскурсии.
Методика проведения экскурсии – умение показать объект, рассказать о нем, логически связать события, использовать зрительные и словесные доказательства.
Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в ХIХ в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем – «вылазка, поездка».
Экскурсионная методика является наукой о способах и приемах проведения экскурсий. В ряде экскурсионных учреждений сфера деятельности экскурсионной методики рассматривается лишь как сумма методических приемов. При подготовке и проведении экскурсии не учитываются требования экскурсионной методики и необходимость правильного соотношения трех основных частей – методики показа, методики рассказа и методики организации экскурсионного процесса. Это оказывает существенное влияние на качество экскурсии и на эффективность ее проведения[3].
Методика предъявляет четкие требования ко всему экскурсионному процессу, его организации и содержанию. Вся многогранная работа по подготовке и проведению экскурсий должна быть построена в соответствии с требованиями экскурсионной методики к отбору экскурсионных объектов. Необходимо отбирать для наблюдения объекты, которые имеют непосредственное отношение к теме; следует оставлять наиболее типичные и удачные для создания маршрута объекты; нужно отказаться от тех объектов, которые, хотя и раскрывают темы, но расположены неудобно (далеко, плохая видимость и т. п.). Методика требует логической последовательности в показе объектов (т. е. в их размещении на маршруте), выделения и использования пауз между объектами, нейтрализации отвлекающих раздражителей (уличного шума, посторонних разговоров, объектов, не входящих в тему, и др.). При построении маршрута обеспечивается максимальная экономия времени в передвижении экскурсионной группы между объектами. Важно избегать однообразия демонстрируемых объектов, недопустимо, например, всю тему городской обзорной экскурсии раскрывать на памятниках монументальной скульптуры.
Одно из требований методики – обеспечение непрерывности экскурсии как процесса усвоения знаний, т. е. воздействие экскурсионного материала на экскурсантов в течение всего времени, отведенного на ее проведение. Все время ведения экскурсии заполнено суммой показа, рассказа и пауз между подтемами и основными вопросами темы.
Методика требует связи и взаимодействия между показом и рассказом, предусматривая в одном случае их сочетание, в другом – чередование, в третьем отсутствие обоих элементов.
Методика учитывает особенности восприятия материала. Практика показывает, что непрерывный рассказ недопустим, экскурсоводу не следует говорить на протяжении всей экскурсии, в какой-то момент восприятие материала снижается, затем совсем прекращается. Методика исходит из того, что во время переездов или переходов между объектами, в минуты, свободные от показа и рассказа, экскурсанты получают возможность подумать над услышанным, сравнить наблюдаемый объект с ранее виденным, лучше усвоить увиденное и услышанное, закрепить материал в памяти. И это «свободное» время наполнено мыслительной деятельностью экскурсантов. Не в меньшей степени паузы необходимы экскурсоводу для кратковременного отдыха. Паузы при каждой конкретной экскурсии планируют в зависимости от маршрута. Больше пауз бывает в загородных экскурсиях.
Важную роль играет правильное использование пауз. Не следует использовать время перерывов для обмена впечатлениями об экскурсии, обсуждения увиденного и услышанного. Такие обсуждения методически неоправданны, т. е. они разрушают «ткань» экскурсии, возбуждают аудиторию и снижают в дальнейшем уровень восприятия материала.
Соблюдение требований методики помогает экскурсоводу донести до аудитории знания в форме, отличной от лекции, беседы, устного журнала, тематического вечера, а также обеспечить устойчивый интерес к теме на протяжении всей экскурсии. Это особенно важно для той части экскурсии, где много места занимает рассказ. Здесь у экскурсантов могут появиться моменты так называемого кризиса внимания, который у слушателей лекций, как утверждают исследователи, наступает на 14-й, 25-й, 34-й минутах и т. д. Экскурсионная методика рекомендует в момент, когда внимание к рассказу начинает ослабевать, вводить новый объект показа. Когда в ходе показа объект перестает привлекать внимание группы, экскурсовод может сообщить интересный пример, какие-то подробности о событии. На этом построен методический прием новизны материала. Если такой момент наступает, когда группа находится возле объекта, необходимо сократить на 2-3 минуты пребывание на остановке и продолжить движение по маршруту, сопровождая его рассказом.
Важное требование методики состоит в том, чтобы все основные объекты и раскрываемые на них подтемы были объединены в единое целое. Помимо логической последовательности «размещения» объектов на маршруте, своеобразного нарастания в их показе, наличия кульминационного пункта (т. е. момента наивысшего напряжения в раскрытии темы), необходимы также увязка подтем, определенный подбор логических переходов. Поэтому методика требует правильной организации и использования пауз между объектами, определенной логики в изложении содержания основных вопросов, тематичности справок во время переездов между объектами.
С учетом требований методики строится и рассказ на экскурсии, определяются его содержание, продолжительность, форма, связь рассказа с показом. Задача рассказа – подготовить экскурсантов к наблюдению объекта. Методика учитывает способность объекта привлекать внимание. Эта способность не безгранична по времени. Один объект экскурсанты будут с неослабевающим вниманием наблюдать 10-15 мин., другой – не более 2-3 мин. Это качество объекта оказывает влияние на размер рассказа. Продолжительность пояснений, справок, цитат, литературного монтажа не должна быть более длительной, чем способность объекта своим внешним видом, своими особенностями привлечь внимание экскурсантов.
На вопросы о соотношении показа и рассказа, об их последовательности методика дает однозначный ответ: от показа к рассказу. Начинать следует с показа, со зрительных или иных впечатлений (осязательных, обонятельных) и затем уже вводить рассказ. Однако требования экскурсионной методики, ее аксиому: показ опережает рассказ – не следует понимать буквально. Иногда экскурсовод начинает очередную подтему со словесных указаний – куда, как и на какой именно объект следует смотреть экскурсантам. Эти слова являются началом показа. Методика требует, чтобы логический переход был связкой между двумя зрительно воспринимаемыми сюжетами, т. е. представлял собой словесно-зрительный мостик.
Целью экскурсионной методики является помощь экскурсантам в легком, прочном и приятном усвоении знания, с опорой на разные репрезентативные системы восприятия и уровни мышления.
Задачей методического приема является обеспечение наибольшей действенности экскурсионной методики.
Методика экскурсионной работы состоит из двух главных частей – методики подготовки экскурсии и методики ее проведения. Подготовка экскурсии включает разработку новой темы экскурсии и подготовку экскурсовода к новой для него темы. В методике проведения экскурсий можно выделить общую и частные методики. Общая методика представляет собой систему приемов показа и рассказа, применяемых в любой экскурсии, частные же объединяют приемы проведения экскурсий в зависимости от их классификации.
Выделяют следующие этапы подготовки экскурсии. Мы покажем их на основе подготовки музейной экскурсии[4]:
1. Определение цели и задачи экскурсии. Часто этот этап идет неразрывно со следующим, так как они находятся во взаимовлиянии.
Цель экскурсии, на взгляд автора – это познание. Б. В. Емельянов определяет, кроме этого еще цели: воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине, общественно-полезному труду, к другим народам; эстетическое воспитание, а также расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры и т. д.[5] Направление когнитивного процесса и определяется темой экскурсии и в зависимости от темы и специфики аудитории формулируются задачи, при помощи которых будет достигнута основная цель.
2. Выбор темы. Это очень важный этап. В зависимости от выбора темы будет определяться контингент посетителей, которому будет интересна данная экскурсия. Словом, выбор темы зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного создания определенной тематики экскурсий.
Если же экскурсия готовится на заказ, для определенной категории посетителей, то тема выбирается в зависимости от возраста, интересов и уровня кругозора посетителей в данной области.
Так, например, разными будут и тематика и наполнение экскурсионного материала для группы студентов-историков, изучающих краеведение, для школьников младших классов города Хабаровска и для иностранных гостей города.
Тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое. Отбор объектов при создании экскурсии участники творческой группы ведут, постоянно сверяя свои материалы с темой. Однако мало отобрать объект по теме, надо найти конкретный материал, на котором эта тема будет раскрыта с наибольшей полнотой и убедительностью. Группировка тем лежит в основе существующей классификации экскурсий.
3. Отбор литературы. В ходе разработки экскурсии составляется список печатных источников, с помощью которых раскрывают тему. Назначение списка – определить примерные границы предстоящей работы по изучению литературных источников.
В качестве литературных источников для составления экскурсии по краеведческому музею г. Хабаровска, используются архивы, научные статьи по археологии, биологии или этнографии, научно-популярные статьи и фильмы, исторические документы, энциклопедии, воспоминания.
4. Ознакомление с экспозициями и фондами музеев. Является обязательным этапом. Экскурсовод обязан знать все об объектах, о которых будет рассказывать, хотя необязательно всю информацию включать в рассказ.
5. Отбор и изучение экскурсионных объектов. Показ объектов, как уже отмечалось, является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии. Перед экскурсионными работниками при создании экскурсии стоит задача – отобрать из множества объектов самые интересные и по внешнему виду, и по той информации, которую они с собой несут.
Правильный отбор объектов обеспечит зрительную основу восприятия экскурсионного материала и глубокое раскрытие темы. Следует так организовать это дело, чтобы одни и те же объекты не кочевали из экскурсии в экскурсию. По возможности у каждой темы должны быть «свои» объекты. Разнообразие объектов дает возможность обеспечить правильное чередование впечатлений у экскурсантов, позволяет сохранить элемент новизны при изучении различных тем.
6. Составление маршрута экскурсии. Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута, – это организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.
В практике экскурсионных учреждений существуют три варианта построения маршрутов: хронологический, тематический и тематико-хронологический.
Обход маршрута является одним из важных этапов разработки экскурсионной темы. В ходе этого этапа необходимо: провести хронометраж времени, необходимого для показа объектов, их словесной характеристики и передвижения группы, а также уточнить продолжительность экскурсии в целом; проверить целесообразность использования намеченных объектов показа; выбрать лучшие точки для показа объектов и варианты расположения экскурсионной группы; выбрать методику ознакомления с объектом.
7. Подготовка текста экскурсии. Текст представляет собой материал, необходимый для полного раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию. Текст призван обеспечить тематическую направленность рассказа экскурсовода, в нем формулируется определенная точка зрения на факты и события, которым посвящена экскурсия, дается объективная оценка показываемых объектов.
Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, полное раскрытие темы, литературный язык.
Контрольный текст в большинстве случаев содержит хронологическое изложение материала. Этот текст не отражает структуры экскурсии и не строится в маршрутной последовательности, с распределением излагаемого материала по остановкам, где происходит анализ экскурсионных объектов. Контрольный текст является тщательно подобранным и выверенным по источникам материалом, являющимся основой для всех экскурсий, проводимых на данную тему. Используя положения и выводы, которые содержатся в контрольном тексте, экскурсовод строит свой индивидуальный текст.
Помимо материалов для рассказа экскурсовода в контрольный текст включают материалы, которые должны составить содержание вступительного слова и заключения экскурсии, а также логических переходов. Он должен быть удобен для пользования. Цитаты, цифры и примеры сопровождаются ссылками на источники.
8. Комплектование "портфеля экскурсовода". «Портфель экскурсовода» – условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Эти пособия обычно помещаются в папке или небольшом портфеле.
Одна из задач «портфеля экскурсовода» состоит в том, чтобы восстановить недостающие звенья при показе. В экскурсиях бывает необходимость показать фотографии людей, которые имеют отношение к этому объекту или событиям, связанным с ним. Так же более убедительной экскурсию делает демонстрация копий подлинных документов, рукописей, о которых рассказывает экскурсовод.
Специфика музейной экскурсии снижает необходимость этого этапа, так как необходимые к показу объекты, в основном включены в экспозицию.
9. Составление методической разработки. Успех проведения экскурсии находится в прямой зависимости от использованных в ней методических приемов показа и рассказа. Выбор того или иного методического приема диктуется задачами, поставленными перед экскурсией, информационной насыщенностью конкретного объекта.
Работа творческой группы на этом этапе состоит из нескольких частей: отбора наиболее эффективных методических приемов для освещения подтем, методических приемов, которые рекомендуются в зависимости от экскурсионной аудитории (взрослые, дети), времени проведения экскурсии (зима, лето, день, вечер), особенностей показа; определения приемов сохранения внимания экскурсантов и активизации процесса восприятия экскурсионного материала; выработки рекомендаций по использованию выразительных средств в речи экскурсовода; отбора правил техники. ведения экскурсии. Не менее важно определить технологию использования методических приемов.
Методическая разработка – документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно. Методическая разработка излагает требования экскурсионной методики с учетом особенностей демонстрируемых объектов и содержания излагаемого материала. Она дисциплинирует экскурсовода и должна отвечать следующим требованиям: подсказать экскурсоводу пути для раскрытия темы; вооружить его наиболее эффективными методическими приемами показа и рассказа; содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии; учитывать интересы определенной группы экскурсантов (при наличии вариантов экскурсии); соединять показ и рассказ в единое целое.
10. Проведение пробной экскурсии и ее утверждение. По окончании работы над экскурсией происходит сдача ее проекта.
Прием (сдача) экскурсии носит деловой характер, проводится в форме творческой дискуссии, обмена мнениями, выявления недочетов. Участники приема экскурсии должны быть предварительно ознакомлены с ее контрольным текстом и методической разработкой, схемой маршрута, содержанием «портфеля экскурсовода», списком использованной литературы и т. д.
Специфика музейной экскурсии.
Экскурсия в музее – это целенаправленный осмотр музея посетителями, раскрывающий содержание музейной экспозиции.
Так же, как и любой экскурсии, музейной присуща коллективность осмотра. Экскурсия объединяет, как правило, «группу ищущих знаний»[6], которая представляет собой некое социально-психологическое единство. Его основа – общий интерес, настрой на восприятие, который экскурсовод должен закрепить и реализовать. Сосредоточенность группы в пространстве, общность переживаемых эмоций способствуют возникновению на экскурсии особого психологического климата, характерного для всех форм публичности. Это приближает экскурсию к театральному спектаклю или концерту, где каждый из воспринимающих не может не ощущать себя частью единого организма. Чувства, которые возникают у экскурсантов, усиливаются на экскурсии коллективностью переживаний. Однако, чтобы группа подчас незнакомых людей начала ощущать себя как некое единство, необходим еще один персонаж – экскурсовод.
Поэтому следующий признак музейной экскурсии – руководство экскурсовода, который призван помочь в обретении желаемых знаний и впечатлений. Благодаря руководителю экскурсия приобретает организованный характер, т.к. ее ход целиком подчиняется его замыслу и воле. Организующими признаками музейной экскурсии являются ее тематичность: всякая экскурсия имеет тему, в рамках которой осуществляется творчество экскурсовода, а также наличие маршрута: ему следует экскурсовод, раскрывая ту или иную тему.
Однако главным признаком музейной экскурсии, на чем особенно настаивали Н.А. Гейнике и А.В. Бакушинский, следует признать приоритет зрительных впечатлений, живое созерцание, наблюдение. Поэтому экскурсовод уделяет преимущественное внимание показу, который сопровождается необходимыми словесными пояснениями – рассказом.
Восприятию объектов показа, в нашем случае – музейных экспонатов, способствует качество, которое Б.Е. Райков определял как моторность: экскурсия обязательно предполагает двигательную активность экскурсантов, их перемещение и созерцание объектов в различных ракурсах.
Но самое главное, что отличает музейную экскурсию от любой другой, с точки зрения М. Ю. Юхневич – это «характер музейной среды и экспонатов»[7].
Классификация музейных экскурсий осуществляется по нескольким основаниям.
По объему информации различают обзорные и тематические экскурсии, а также цикл экскурсий.
По целевому назначению экскурсии подразделяют на общеобразовательные, учебные и специальные.
По месту проведения и объектам показа экскурсии делятся на экскурсии по музею и по музейному комплексу.
По социально-демографическому составу групп на тип экскурсии влияют возраст, профессиональная принадлежность посетителей, цель их посещения, место жительства (горожане, гости города, иностранные граждане).
План обзорной экскурсии по теме «Природа Хабаровского края».
Цель экскурсии – познакомить посетителей с физико-географическими характеристиками, разнообразием минералов и горных пород, растительного и животного мира Хабаровского края. Экскурсанты смогут соприкоснуться с ценными экспонатами - памятниками природы, собранными его сотрудниками, учеными-натуралистами и путешественниками П.Т. Быковым, В.К. Арсеньевым, Н.А. Десулави, В.В. Домбровским, С.Я. Сизых, А.И. Кардаковым, Г.Е. Сольским, Е.А. Преженцовой, В.П. Сысоевым, Г.Е. Росляковым[8].
Метод проведения экскурсии – показ, рассказ, беседа. Метод включает лекцию, демонстрацию экспозиции музея.
Основные категории слушателей экскурсии - школьники старших классов, учащиеся средних и высших учебных заведений, гости города.
Время проведения экскурсии – 1 час 15 минут +- 10 минут.
Текст экскурсии |
Демонстрируемый экспонат |
Примерное время |
Экспозиция начинается с рельефной карты российского Дальнего Востока, которая дает общее представление о положении Хабаровского края на окраине Евроазиатского материка и связанных с ним природно-климатических особенностях, слагаемых рельефа - горах, равнинах и низменностях, находящихся в его пределах реках, озерах и морях. |
Рельефная карта российского Дальнего Востока. Иллюстрация №1. (см. Приложение) |
5-7 минут. |
Экспонаты небольшого палеонтологического раздела - остатки древних растений и животных - рассказывают об истории развития жизни на границе континента и мирового океана, где морские окаменелости соседствуют с сухопутными. Среди них выделяется череп мамонта с Чукотки, подаренный музею в 1896 г. генерал - губернатором Приамурского края Н. Л. Гондатти. О том, что эти животные обитали в Приамурье, свидетельствует бивень мамонта, жившего 41 тыс. лет назад. Бивень, покрытый болотным минералом вивианитом, был найден на восьмиметровой глубине в 1975 году на территории г. Хабаровска. |
Череп и кости мамонта. Иллюстрация №2 (см. Приложение) |
10 минут. |
Уникальным является скелет морской коровы Стеллера[9], обитавшей у берегов Командорских островов и истребленной в XVIII веке. |
Скелет морской коровы. Иллюстрация №3 (см. Приложение) |
5 минут. |
Богата и разнообразна природа российского Дальнего Востока. Ее уникальность состоит, прежде всего, в удивительном сочетании северных и южных форм, полутропических и северных видов как в растительном, так и в животном мире. Многим древним представителям флоры и фауны удалось пережить ледниковый период на этой территории. Реликтом третичного периода является тис остроконечный, одно из древнейших хвойных деревьев на Земле. В экспозиции представлен четырехметровый отрезок ствола этого дерева, имевшего возраст более 1,5 тыс. лет. Такими же "живыми ископаемыми" по праву называют представителей дальневосточной флоры из аралиевых: элеутерококк, "корень жизни" - женьшень, из магнолиевых - лимонник китайский, из кувшинок - лотос Комарова и многие другие. |
Отрезок ствола тиса остроконечного. Иллюстрация №4 (см. Приложение) |
10-12 минут. |
На территории Хабаровского края обитают до 80 видов млекопитающих, 380 - птиц, по 8 - земноводных и пресмыкающихся. Чучела многих из них представлены в отделе природы. В их числе и такие распространенные животные, как волк, лисица, барсук, белка, речной баклан, длиннохвостая неясыть, амурский полоз, чернопятнистая лягушка, а также редкие, занесенные в Красные книги России или Хабаровского края, - амурский тигр, красный волк, леопард, амурский лесной кот, рыбный филин, беркут, черный журавль, чешуйчатый крохаль, красноногий ибис, дальневосточная кожистая черепаха. |
Экспонаты млекопитающих. |
15 минут. |
В составе богатой ихтиофауны реки Амур более ста видов, большая часть промысловых рыб представлена в экспозиции. Особое место в ней занимает калуга, - самая крупная пресноводная рыба мира. Калуга, отловленная в 1996 году возле г. Хабаровска, весила 250 килограммов и достигала 3,5 метров. Снятие слепков и отливка формы произведена хабаровскими скульпторами Э. Д. Маловинским, А. А. Ефимовым и таксидермистом музея И. Д. Чернышевым. Доводку поверхности и художественную роспись муляжа с применением уникальной технологии выполнил Заслуженный художник России В. П. Дроздов[10]. |
Экспозиция рыб. |
8-10 минут. |
В экспозиции представлены основные природные комплексы Хабаровского края и их обитатели. Диорама "Кедрово-широколиственный лес" создана в 19З9-1941 гг. художником В. Н. Высоцким, момент перед схваткой двух самых сильных хищников дальневосточной тайги - бурого медведя и амурского тигра. Рядом находится уникальный экспонат - берлога гималайского медведя, устроенная ее обитателем в дупле 300-летней на высоте 18 метров лиственницы. |
Диорама "Кедрово-широколиственный лес". Иллюстрация №5 (см. Приложение) |
10 минут. |
Диорама "Побережье Охотского моря" представляет экосистему Приохотья - скалистые берега являются местом массового гнездования морских птиц: кайр, бакланов, чистиков, топорков и других. Здесь же устраивают свои лежбища - места размножения - многие морские животные: каланы, тюлени, сивучи, морские котики. |
Диорама "Побережье Охотского моря" |
10 минут. |
Заключение. Необычайное богатство и самобытность природы Дальнего Востока является по сей день вдохновляющим на творчество поэтов, художников, писателей. Вместе с тем многие редкие виды животных находятся на грани вымирания. Природа требует грамотного и бережного отношения к себе.
Заключение.
В заключении хотелось бы подвести основные итоги нашей работы.
Процесс подготовки экскурсии в музее является результатом длительной и сложной работы, связанной с изучением большого количества информации, как то: литература, музейные фонды, документы научные и исторические и, наконец, психологии экскурсанта.
Роль экскурсовода – это не просто роль информатора. Экскурсовод сочетает в себе педагога, воспитателя, артиста и, наконец, интересного собеседника. Все это требует неформального отношения к делу, включенности в работу и большой любви к делу и людям.
Мы выполнили намеченные нами задачи. В первой части курсовой была дана историческая справка о музее, его истории и значении в культурной жизни г. Хабаровска. Затем мы осветили основы экскурсионной методики и прояснили отличия этой методики, при использовании ее контексте музейной экскурсии. И, наконец, представили на суд проект экскурсии по одной из постоянно действующих экспозиций Краеведческого музея г. Хабаровска.
Таким образом, мы можем взять на себя смелость, и сказать, что насколько это было возможно жанром курсовой работы, цель была достигнута.
Приложение.
Иллюстрации к плану экскурсии.
Иллюстрация №1.
Иллюстрация №2
Иллюстрация №3
Иллюстрация №4.
Иллюстрация №5.
Список использованной литературы
1. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. – М., 1981.
2. Гревс И.М. История в краеведении // Отечество : Краевед. альманах. – М., 1991.
3. Емельянов Б. В. Профессиональное мастерство экскурсовода: Учеб. пособие. – М.: ЦРИБ «Турист», 1986.
1. Емельянов Б. В. Экскурсоведение. – М.: ЦРИБ «Турист», 1992.
2. Методика подготовки и проведения экскурсии: Учеб. пособие. – М.: ЦРИБ «Турист», 1980.
3. Омельченко Б. Ф. Дифференцированный подход к обслуживанию различных групп туристов и экскурсантов: Конспект лекций. – М.: ЦРИБ «Турист», 1987.
4. Сайт Хабаровского Краевого краеведческого музея. Адрес: http://www.hkm.ru/ [Обращение к документу 22.11.2005]
5. Сайт EDU.ru. Адрес в сети: http://habar.school.edu.ru/default.asp?wci=doc&tmpl=text&d_no=136 [Обращение к документу 23.11.2005]
6. Сысоева О. М. Записки Гродековского музея. Вып. 2 - Хабаровск; Хабаровский краеведческий музей, 2001.
7. Требования к методической разработке экскурсии: Метод. рекомендации. – М.: ЦРИБ «Турист», 1979.
8. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб. пособие по музейной педагогике / Рос. ин-т культурологии. - М., 2001. - 223 с.
[1] Сайт EDU.ru. Адрес в сети: http://habar.school.edu.ru/default.asp?wci=doc&tmpl=text&d_no=136
[2] Сайт Хабаровского Краевого краеведческого музея. Адрес: http://www.hkm.ru/
[3] Емельянов Б. В. Профессиональное мастерство экскурсовода: Учеб. пособие. – М.: ЦРИБ «Турист», 1986. с. 88.
[4] Требования к методической разработке экскурсии: Метод. рекомендации. – М.: ЦРИБ «Турист», 1979. с. 26.
[5] Емельянов Б. В. Экскурсоведение. – М.: ЦРИБ «Турист», 1992. с. 197.
[6] Гревс И.М. История в краеведении // Отечество : Краевед. альманах. – М., 1991. с. 25
[7] Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб. пособие по музейной педагогике / Рос. ин-т культурологии. - М., 2001. – с. 134.
[8] Сайт Хабаровского Краевого краеведческого музея. Адрес: http://www.hkm.ru/
[9] Сысоева О. М. Записки Гродековского музея. Вып. 2 - Хабаровск; Хабаровский краеведческий музей, 2001. с. 225.
[10] Сайт Хабаровского Краевого краеведческого музея. Адрес: http://www.hkm.ru/