Содержание

Содержание. 2

Введение. 3

Резюме. 4

Характеристика предприятия. 5

Описание продукции. 6

Характеристика рынков сбыта. 7

Описание конкурентов. 9

План маркетинга. 10

План производства. 13

Финансовый план. 17

Заключение. 39

Литература. 40

Введение

Переход России на рыночную экономику в сложившихся условиях не имеет альтернативы. В связи с этим все более необходимым документом для получения финансовых средств в целях расширения деятельности фирм и предприятий становится бизнес-план. Владение теоретическими и практическими навыками составления бизнес-плана - необходимое условие успешной деятельности как работников экономических служб, так и руководителей фирм, организаций, предприятий, независимо от организационно-правовой формы и масштабов деятельности.

Целью написания данной курсовой работы является разработка бизнес-плана организации предприятия по производству продукции.

Резюме

ЗАО «Хабаровский маслосырзавод» определило стратегическую цель для своего предприятия: получать максимальную прибыль от основной деятельности завода и удовлетворять потребности населения в молочной продукции на территории Хабаровского края, выпуская конкурентоспособную качественную натуральную продукцию, конкурентоспособную в соответствии с установленными стандартами. В настоящий момент для своего предприятия определило цель возобновить производство сыра «Голландского» и организовать участок производства продуктов детского питания путем привлечения потенциального инвестора для предоставления инвестиционного кредита, необходимого для пополнения оборотных средств, в размере 2,5 млн. руб. сроком на 1 год и стоимость кредита не должна превышать 40% годовых.

Основной продукцией завода является цельномолочная продукция, масло сливочное, молоко сухое обезжиренное (более 25 наименований). В настоящем бизнес-плане рассматривается восстановление производства твердого сыра, планируется довести годовой объем его выработки до 290 тонн в сутки. Результаты исследования рынка показали, что производством сыра «Голландский» занимается только один молзавод в крае, данная продукция слабо представлена на рынке региона.

В течение первого года выполнения проекта молзавод предполагает получить безвозвратный займ по программе «Дети России» в размере 1,6 млн. руб. на покупку оборудования для организации участка по производству продуктов детского питания мощностью 2 т переработанного молока.

Планируемый объем выпуска в течение 1 года продукции составляет 54,6 млн. рублей в год. В настоящий момент имеются договора на поставку продукции завода на общую сумму 40 млн. рублей в 2006 г. Кроме того, ведутся переговоры по заключению подобных договоров еще на сумму около 18 млн. рублей. Географическим рынком сбыта продукции является Хабаровский край.

Основными поставщиками молока для производства продукции являются следующие сельхозпредприятия Ивановского, Труновского и Шпаковского районов: СПК к/з «Рассвет», СПК к/з «Правда», СПК к/з «Тищенский», СПК к/з «Егрлыкский», ООО «Егорлык», ООО «Колос», АОЗТ «Бакановский», СПК к/з «Русский», рыбхоз «Ставропольский», СПК к/з «Московский», СХП «Мелиоратор», СПК к/з «Россия».

С данными производителями заключены предварительные соглашения о поставке необходимого количества сырья.

Персонал общества укомплектован высококвалифицированными специалистами, обладающими необходимым опытом и навыками. Общая численность персонала 130 человек, в том числе административно-управляющий персонал 12 человек.

Характеристика предприятия

Впервые промышленная переработка молока начата в с. Ивановском в 1938 году. Был построен завод мощностью 8 т перерабатываемого молока в сутки. В 1954 году вступил в строй новый маслосыродельный завод мощностью 20 тонн. На нем производилось около 200 тонн сыров (голландский, ярославский, углический).

В 1967 году к основному зданию был пристроен приемно-аппаратный цех, котельная, компрессорная. Мощность завода после реконструкции увеличилась до 80 тонн поступаемого молока в сутки. В 1975 г. произведена реконструкция завода с пристройкой цельномолочного цеха, в результате чего был увеличен выпуск кисломолочной продукции (творог, сметана, сырки, кефир и напитки с наполнителями, творожные пасты, молоко питьевое).

В 1975 году был построен цех переработки вторичного сырья мощностью 2 тонны сухого молока в сутки.

В 1991 году была пущена в эксплуатацию новая компрессорная. Количество молока, поступающего на завод, увеличилось до 120 тонн в сутки.

В 1995 году в целях возобновления производства сыров, улучшения условий хранения продукции было построено сырохранилище площадью 320 кв. м, отделана камера для низкотемпературного хранения продукции, построен новый санитарнобытовой корпус, а бывшее административное здание перестроено в цех по производству «Голландского» сыра, также были внедрены новые полуавтоматы по разливу и упаковке продукции.

Мощность завода в настоящее время составляет 120 тонн перерабатываемого молока в сутки.

Предприятие реализует продукцию в 8 торговых точках, в т.ч. в молодежном кафе «Шарм» и двух школьных буфетах.

В настоящее время организационно-правовая форма предприятия - закрытое акционерное общество.

Высшим органов управления общества является собрание акционеров, которое проводится ежегодно не позднее 6 месяцев с момента окончания финансового года.

Собрание акционеров решает следующие вопросы: избрание Совета директоров, ревизионной комиссии, назначение генерального директора, утверждение годового отчета, бухгалтерского баланса, распределение прибыли.

Текущее руководство общества осуществляется генеральным директором, к компетенции которого относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров.

С 1992 года предприятие преобразовано в закрытое акционерное общество,

Описание продукции

Предполагаемый ассортимент выпускаемой продукции включает 20 наименований, вся продукция сертифицирована и произведенная из натуральных продуктов.

Таблица 1

Наименование продукции

1

Молоко 2,5% в пленке

2

Кефир 2,5% в пленке

3

Творог 2,0% фас. 250 г

4

Сметана 15,0% фас. 500 г

5

Сметана 20,0% фас. 500 г

6

Крем творожный, 200 г

7

Сырки сладкие 8,0%, 100 г

8

Йогурт 2,5%, 200 г

9

Масло крест. весовое

10

Сыр голландский

11

Сыр изобил.

12

Сухая сыворотка, 20 кг

13

Пахта, в пленке, 1 л

14

СОМ, 20 кг

15

Молоко 3,2%

16

Кефир 3,2%

17

Сметана 20,0%

18

Творог нежирный фас.

19

Сливки 20,0%

20

Ацидофильные смеси, 3,2

Характеристика рынков сбыта

Общий объем продаж по сектору твердых сыров в Ставропольском крае в 2005 году составил 1944,4 тонны (1603 тонны собственного производства четырех маслосырзаводов края), что составило немногим более 2 кг/год на душу населения с доходами выше прожиточного минимума. Сегмент заполняемости рынка продукцией Хабаровского края составляет 21% от общего числа продаж твердых сыров.

Общий объем продаж твердых сыров, рассматриваемый в настоящем бизнес-плане, предположительно составляет 250 тонн в год.

С учетом прогнозируемого роста доходов населения вся продукция может быть реализована в Хабаровском крае.

В 2005 году продукция распределялась следующим образом:

1. Цельномолочная продукция и масло сливочное:

- розничная торговая сеть - 22% от общего производимого объема;

- школы и детские сады - 20%                                              - « -

- предприятия города и района - 20 %                                - « -

- больницы - 3%                                                                    - « -

- спецпитание во вредных производствах - 6%                   - « -

- вместо заработной платы сотрудникам завода - 18%                - « -

2. Сухое обезжиренное молоко:

- Хабаровский край - 80% от общего производимого объема

- фирма «Иней» г. Южно-Сахалинск - 11%                         - « -

- по бартеру - 9%                                                                  - « -

3. Твердые сыры:

- не производились из-за отсутствия сырья и оборотных средств на его закупку.

Таким образом, сдерживающим фактором развития тенденций роста производства является отсутствие оборотных средств на закупку сырья.

Произведенные маркетинговые исследования, предварительные проработки по сбыту продукции потенциальным клиентам позволяют утверждать, что в случае закупок молочного сырья в суточном объеме до 50 тонн, потребности населения, прочих пользователей цельномолочной продукции, СОМа, масла сливочного, твердых сыров, детского питания была бы удовлетворена на 80%, причем средняя прибыльность составила 20% в целом по всем видам продукции.

Существенных ограничений по продажам продукции молочного производства маркетинговые исследования не выявили. Напротив, рынок цельномолочной продукции во второй половине дня в городе Хабаровске, а по району и до середины дня, оказывается пустым.

Описание конкурентов

Торговые ярмарки, краевые конкурсы способствуют оценке продукции конкурентов и выработке оптимальной цены. Продукция Хабаровского маслосырзавода - одна из лучших в крае (награждена дипломами качества).

Репутация конкурентов удовлетворительная. Если рядом два лотка: Хабаровского МСЗ и Новоалександровского МСЗ, то первой расходится продукция Изобильненского МСЗ. Имели место случаи (зафиксировано на рынке), когда масло сливочное Новоалександровское и Красногвардейское продавалось под маркой Хабаровского. Меры пока нами не принимались.

Покупатели спрашивают продукцию Изобильненского МСЗ и лояльны к ней. Типы гарантий у всех одинаковы: ГОСТы, технические условия, которые не всегда соблюдаются. Пока рынок поглощает все.

Что касается твердых сыров, производимых Красногвардейским, Александровским и Ипатовским молочными заводами, то их качество не всегда соответствует стандартам, не выдержаны сроки созревания и конкурировать с импортными сортами сыров отечественные совершенно не могут. Однако импортная продукция размещается в основном в розничных сетях краевого центра, следовательно, любая продукция упомянутых заводов находит своего покупателя независимо от ее качественных характеристик.

Свою продукцию распределяют по магазинам, открывают ларьки, используют выездную торговлю.

План маркетинга

Проведенный на рынке Хабаровского края маркетинговый анализ показал, что цельномолочная продукция наилучшим образом покупается в полистироловых, красочных стаканчиках, расфасованная в 200-граммовые и 500-граммовые стаканчики с герметизирующей пластинкой. Такая упаковка притягательно воздействует на покупателя. Неохотно приобретаются такие виды продукции в полиэтиленовых пакетах, как молоко, сыворотка, кефир. С учетом малого их срока хранения, 36 часов, покупатель берет только необходимое на одни сутки количество продукции. Следовательно, более современная упаковка может способствовать увеличению объемов продаж и сроков хранения, снижению потерь при транспортировке.

Завод всегда обеспечивает гарантии качества продукции, что является главным для потребителя.

Конечными пользователями молочной продукции являются:

население (цельномолочная продукция, сыры);

комбинаты мороженого (сухое обезжиренное молоко);

кондитерские фабрики (масло сливочное).

Они расположены в Хабаровском крае (более 100 тыс. чел.). Цельномолочная продукция покупается ежедневно, СОМ - один раз в 2-3 месяца, сыр мягкий «Изобильненский» - 4 раза в год по 3-4 тонны.

Реакция клиентов на изменение цены практически одинаково болезненна. Однако путем экономии ресурсов и энергоносителей, внедрения новых полуавтоматов по разливу и упаковке продукции завод сумел сохранить довольно низкий уровень удорожания собственной продукции в пределах 2% за последние 3 месяца.

Качество продукции определяется по ГОСТам, качественным удостоверениям поставщика - завода-изготовителя, лабораторным путем.

Оптово-отпускные цены:

Молоко 2,5-3,2% жирности в пакетах по 1 л    - 5-50 - 5-80 руб./л

Молоко сухое цельное                                        - 30-38 руб./кг

Молоко сухое обезжиренное                             - 25-30 руб./кг

Масло сливочное                                                - 50-73 руб./кг

Сыр твердый                                                       - 50-70 руб./кг

Розничные цены:

Молоко 2,5% жирности в пакетах по 1 л          - 5-50 - 5-80 руб./л

Масло сливочное                                                - 54-80 руб./кг

Сыр твердый                                                       - 55-80 руб./кг

Молоко сухое цельное                                        - 38-41 руб./кг

Молоко сухое обезжиренное                             - 32-38 руб./кг

Потребителям хотелось бы видеть продукцию завода с высокими вкусовыми качествами и в прекрасной упаковке, с продолжительным сроком хранения, но без консервантов, экологически чистую и доступную по цене.

Существующий ассортимент молочной продукции удовлетворяет потребностям городских и сельских жителей. Но они хотят видеть ее на прилавках магазинов в любой час, чего на самом деле не происходит из-за нехватки сырья.

Типы покупателей - все население, предприятия, больницы, детские сады, школы.

Решение о покупке молочной продукции продиктовано ее первостепенным значением в рационе питания детей, больных, стариков. Уровни доходов населения не влияют на приобретение молочной продукции. Покупки делаются по сравнению цен, представленной такой же конкурентами.

Доставка собственности транспортом, самовывоз, количество точек розничной продажи - 8.

Продукция в 8 точек розничной торговли, принадлежащие заводу, доставляется собственности транспортом завода. В основном оптовые покупатели осуществляют самовывоз продукции.

Товары перевозятся в приспособленной стандартной таре.

Обслуживанию клиентов уделяется одинаковое внимание по всем каналам распределения.

Необходима выносная торговля, передвижными автолавками, ларьки у пешеходных переходов и иных скоплениях людей, реклама, красочная упаковка, умеренная цена.

В штате имеется 8 продавцов.

Специализация по географии весьма примитивна - в местах скопления людей (рынок, оживленные перекрестки, автовокзал).

Комиссионные продажи практикуются только с бюджетными организациями из-за отсутствия средств на предоплату у бюджетных организаций.

Визитов к покупателям нет. Отчетов о визитах нет.

Анализы продаж производятся ежедневно. Встречи-продажи производятся 1 раз в 3 месяца. Торговый персонал стабильный.

Персонал по технике переговоров не обучался. Навязывание товара места не имеет. Статистики продаж не ведется.

При увеличении объемов продаж и увеличении ассортимента товара предполагается использовать все виды рекламы (ТВ, местная печать, радио, буклеты, наружная реклама). Бюджет на рекламу не планировался никогда. В настоящее время реклама не используется, рекламных агентов в штате завода нет, так как объемы производимой продукции ничтожно малы и она потребляется без остатка и без применения особых форм привлечения клиентов.

Информация о продукции распространяется путем ТВ (бегущая строка), крайне редко из-за малых объемов производства, реализуемых за сутки.

В настоящий момент специальные мероприятия по связям с общественностью не проводятся, годовые отчеты не публикуются.

План производства

В состав ЗАО «Хабаровский маслосырзавод» входят следующие цеха и участки:

- основное производство;

- цех по переработке вторичного сырья;

- котельная; компрессорная;

- насосная для воды;

- складские помещения;

- автогараж;

- швейный цех;

- сеть магазинов, кафе.

Основное производство включает в себя лабораторию качества поступающего молока, отделение для хранения сырья, приемно-аппаратный цех, маслоцех, камеру для 10-тидневного хранения масла, заквасочное отделение, сметанный цех, цех по производству кисломолочных продуктов, сыродельный цех, солильное отделение для сыров, холодильную камеру для созревания и хранения сыров, низкотемпературную камеру для хранения молочных продуктов.

Лаборатория по химическому и бактериологическому контролю молочного производства полностью обеспечена необходимыми приборами и оборудованием, имеется комплект нормативно-технической документации. На заводе имеется все технологическое оборудование для комплексной переработки молока.

В отделении для хранения поступающего сырья установлено шесть танков марки В2-ОМГ-25 емкостью по 25000 литров. Объем разового хранения молока - 150 тонн.

В приемно-аппаратном цехе установлены весы СМИ-500 - 2 шт. для взвешивания количества поступающего сырья, а также оборудования для охлаждения, сепарирования, пастеризации, нормализации и хранения молочного сырья (молоко, сливки, обезжиренное молоко), направляемого для выработки молочных продуктов.

Пропускная способность приемно-аппаратного цеха составляет 15 тонн в час.

Цех по производству масла сливочного оборудован поточной линией. Производительность линии 1000 кг масла в час. Здесь же находится оборудование для охлаждения и хранения пахты. Площадь холодильной камеры для временного хранения масла составляет 70 кв. м, температура хранения +2-4°С.

В заквасочном отделении установлено 6 заквасочников, имеются все условия для приготовления качественных заквасок.

В сметанном цехе имеется оборудование для производства и фасовки сметаны и кисломолочных продуктов во фляги, полистероловые коробочки по 250 гр., стаканчики по 500 гр. и 200 гр.

Цех по производству кисломолочных продуктов оснащен линией по производству творога Я9-ОПТ-Я производительностью 2500 кг творога в час, а также оборудованием для приготовления, фасовки кисломолочных напитков в брикеты по 100 гр. Площадь холодильной камеры готовой продукции составляет 200 кв. м. Температура хранения +4-6°С.

Сыродельный цех. Производительность цеха составляет 1 тонну сыра «Голландского» в сутки. Имеется 5 солильных бассейнов. Площадь холодильной камеры для низкотемпературного хранения молочных продуктов 80 кв. м, вместимость составляет 100 тонн единовременного хранения при температуре -25°С.

В цехе по переработке вторичного сырья установлена распылительная сушилка для сушки молока, а также вакуум-выпарные установки «Виганд-4000» и «Виганд»-2000». Производительность цеха составляет 2000 кг сухого молока в сутки. Площадь склада для хранения сухого молока 60 кв. м.

Водоснабжение маслосырзавода осуществляется из городской сети. Для обеспечения запаса воды существует резервуар емкостью 400 кв. м. В целях обеспечения снабжения водой имеется насосная, в которой в рабочем состоянии находятся два насоса марки 3Кб, производительностью 80 куб. м/час. Сброс сточных вод осуществляется в городской коллектор через двухъярусный отстойник. Пропускная способность канализационных сетей составляет 100 куб. м/час. Снабжение горячей водой и пароснабжение осуществляется собственной котельной, в которой установлены 3 котла: ЛКВР 2,5/13 - 2 шт., ЛЕ-4 - 1 шт., общая производительность котельной составляет 9 тонн пара в час.

Электроснабжение. Для обеспечения электроэнергией имеется трансформаторная подстанция. В рабочем состоянии находятся два трансформатора типа ТМЗ-1000 квт/10. Общая мощность подстанции составляет 2000 квт.

Холодоснабжение осуществляется компрессорной завода, в которой установлено 8 аммиачных компрессоров: винтовые А-280 - 4 шт., поршневые АП-220 - 2 шт., поршневые двухступенчатые АД-55 - 2 шт. Общая производительность составляет 1670 тыс. ккал/час.

Автогараж молзавода состоит из 16 единиц автотранспорта, в том числе молоковозов ГАЗ-53 - 7 шт., молоковозов КАМАЗ - 1 шт., рефрижераторы ГАЗ-53 - 3 шт., самосвалы ГАЗ-53 - 2 шт., автобус КАВЗ-3271. Ремонт автотранспорта осуществляется в трех боксах. Вывоз молока осуществляется по условиям прямых связей.

Склады. Основные, вспомогательные, а также товары, подлежащие реализации в торговых точках завода, хранятся в 4 складских помещениях общей площадью 240 кв. м. Тара и упаковочные материалы находятся на тарном складе. Площадь тарного склада 21 кв. м. Имеющиеся складские помещения позволяют организовать хранение материалов в количествах, обеспечивающих производственную потребность и сохранность материальных ценностей.

Швейный цех завода оборудован в помещении бывшей столовой завода. В рабочем состоянии находится 4 швейные машины. Цех специализируется на пошиве спецодежды, одеял, постельного белья как для завода, так и для акционеров-хозяйств.

Годовой объем выпуска продукции планируется на уровне 54 млн. руб. в отпускных ценах завода, не включая НДС. Такие объемы производства рассчитаны относительно планируемого объема продаж, подтвержденными маркетинговыми исследованиями.

Общество планирует использовать следующую схему реализации продукции: ежедневная реализация продукции происходит путем передачи товара оптовым покупателем с условиями самовывоза. С учетом задержек платежей по отгруженной продукции отдел сбыта планирует, что 10% реализованной продукции от ежемесячного объема будет оплачиваться в следующем месяце.

Годовой план реализации продукции по месяцам (в оптовых ценах,

не включая налог на добавленную стоимость)

План закупок молока

Таблица 2

Месяцы

Фактическая выручка от реализации

Месяц

Кол-во молока,   в тн

Май

6 208 805

Май

1768,259

Июнь

6 286 122

Июнь

1512,812

Июль

5 794 312

Июль

1349,011

Август

5 206 010

Август

1144,109

Сентябрь

4 623 234

Сентябрь

910,1827

Октябрь

3 568 927

Октябрь

592,0477

Ноябрь

2 632 298

Ноябрь

269,5457

Декабрь

3 004 298

Декабрь

437,2557

Январь

3 120 407

Январь

453,2638

Февраль

3 464 251

Февраль

569,9939

Март

4 379 205

Март

883,7109

Апрель

5 084 582

Апрель

1094,292

ИТОГО:

53 372 452

ИТОГО:

10984,48

Уровень цен на закупаемое молоко 1 сорта в руб. за 1 литр по региону Хабаровского края в январе-марте 2005 г. составил 3,3-4,0 руб./л по закупкам.

Для достижения поставленных целей по закупке качественного сырья предполагается:

1. Бесперебойное финансирование закупок молочного сырья в хозяйствах и частном секторе, для чего необходимо наличие оборотных средств (не менее 2,5 млн. руб. в месяц), тем более, что хозяйства являются акционерами ЗАО «Хабаровский маслосырзавод» и доверие легко восстановить.

2. Оснащение хозяйств холодильными установками для молочного сырья, что позволит сократить транспортные расходы (снижение количества ежедневных рейсов) и таки образом снизить себестоимость сырья.

3. Сделать обязательными дорогостоящие прививки скота от туберкулеза и бруцелеза и исключить тем самым двойную пастеризацию сырья.

4. Применить современные формы борьбы с маститом в хозяйствах, для чего следует прибегнуть к слиянию усилий завод - ферма.

5. Обеспечить круглогодичное бесперебойное снабжение кормами КРС с экологически чистыми добавками, подкормкой с выполнением всех современных форм санитарного ухода за стадом.

6. Обновить парк молоковозов.

Финансовый план

Операционный план реализации проекта выглядит следующим образом:

1. В мае 2006 г. общество предполагает получить инвестиционный кредит в размере 2,5 млн. руб. Кредит возвращается в течение 1 года реализации проекта.

2. В ноябре 2007 г. общество получит безвозвратный займ в размере 1,6 млн. руб. на покупку оборудования.

Нормативные данные для финансово-экономических расчетов

Таблица 3

Показатели

Значение

Начало реализации проекта

Май 2003 года

Срок реализации проекта

3 года

Инвестиционные затраты:

- на оборонные средства

2 500 000 руб.

- на покупку оборудования

1 200 000 руб.

- на монтаж оборудования

400 000 руб.

Сумма инвестиционного кредита

2 500 000 руб.

Срок кредита

1 год

Стоимость кредита

40% годовых

Ежемесячная амортизация до приобретения оборудования

6 200 руб.

Ежемесячная амортизация после приобретения оборудования

21 933 руб.

Ежемесячная выплата кредиторской задолженности в течение 3 лет

97 222 руб.

Налоговые ставки

Отчисления с ФЗП

40,3%

Налог на прибыль

30%

Налог на ЖКХ

1,5%

Налог на пользование автодорог

1,5%

НДС

20%

НДС на продукты детского питания

10%

 

Издержки на производство продукции

В данном бизнес-плане для расчета издержек на единицу продукции применялся метод разделения всех издержек на переменные и условно-постоянные. Это позволит произвести точный расчет и анализ себестоимости и лучше определить издержки производства.

Переменные издержки.

Для производства цельномолочной продукции, твердых сыров и продуктов детского питания ЗАО «Хабаровский маслосырзавод использует следующие виды ресурсов, представленные в таблице 7.

Основное сырье и материалы, и их стоимость

Таблица 4

Наименование сырья и материалов

Цена без НДС за ед. продукции, в руб.

Основное сырье

Молоко 3,6%, кг

3,00

Вспомогательное сырье

Соль, кг

1,70

Пепсин, кг

1 300,00

Сахар, кг

7,00

Ванилин, кг

400,00

Фруктовый наполнитель, кг

300,00

Оливковое масло, кг

22,88

Вспомогательные материалы

Лавсан, м

38,40

Марля, м

3,50

Мыло хоз., кг

27,50

Мыло туалет., кг

40,10

Порошок стир., кг

12,00

Сода кальц., кг

6,79

Сода кауст., кг

2,09

Кислота азот., кг

0,87

Хлорная известь, кг

3,57

Щетки, шт.

17,00

Ерши, шт.

15,00

Упаковка и упаковочные материалы

Пергамент, кг

51,44

Лента клеевая, кг

5,42

Ящики картонные, шт.

4,58

Бумага оберточная, кг

5,20

Пленка для упаковки ЦМП, кг

31,76

Пергаментная лента для творога и сырков, кг

51,44

Гофротара для фас. сметаны, шт.

4,58

Мешки бумажные, шт.

5,20

Вкладыши, шт.

1,25

Нитки, кг

50,59

Бутылка 0,2 л, шт.

0,80

Колпачок, шт.

0,15

Стаканчики полист. 200 г., шт.

0,52

Стаканчики полист. 500 г., шт.

0,87

Платинка 200, шт.

0,32

Платинка 500, шт.

0,38

Пакеты для упаковки сыра, шт.

1,00

Энергоресурсы.

Стоимость 1 кВт электроэнергии по состоянию на 01.11.2005 г. в Хабаровском крае составила 60 копеек, 1 куб. м воды - 8 руб. м, газа - 35 копеек.

Заработная плата основных рабочих.

На предприятии применяется сдельная оплата труда основных рабочих. Планируемые расценки на изготовление продукции, включая все виды технологических операций, установлены на 01.11.2005 г., представлены в таблице 8.

Суммарные тарифы по сдельной оплате труда

Таблица 5

Наименование продукции

Тариф на изготовление 1 тонны продукции, в руб.

Молоко 2,5% в пленке

96

Кефир 2,5% в пленке

106

Творог 2,0% фас. 250 г

271

Сметана 15,0% фас. 500 г

256

Сметана 20,0% фас. 500 г

256

Крем творожный, 200 г

243

Сырки сладкие 8,0%, 100 г

251

Йогурт 2,5%, 200 г

243

Масло крест. весовое

689

Сыр голланд.

727

Сыр изобил.

430

Сухая сыворотка, 20 кг

96

Пахта, в пленке, 1 л

97

СОМ, 20 кг

459

Молоко 3,2%

116

Кефир 3,2%

127

Сметана 20,0%

308

Творог нежир. фас.

325

Сливки 20,0%

308

Ацидофильные смеси, 3,2

127

Общая стоимость переменных издержек на производство 1 тонны продукции рассчитывается на основании норм расходов основного и вспомогательного сырья, вспомогательных материалов, упаковочного материала, теплоэнергоресурсов, воды и по сдельной оплате труда основных рабочих. В связи с особенностью сезонной работы молзавода, выделяем две стоимости переменных издержек, произведенные в период 1 и 4 квартала и в период 2, 3 квартала. Эти показатели представлены в таблице 9.

Общая стоимость переменных издержек на производство 1 тонны продукции

Таблица 6

Наименование продукции

Итого переменных затрат 1, 4 квартал, в руб.

Итого переменных затрат 2, 3 квартал, в руб.

Молоко 2,5% в пленке

3 142

3 234

Кефир 2,5% в пленке

3 135

3 229

Творог 2,0% фас. 250 г

7 103

8 155

Сметана 15,0% фас. 500 г

15 432

14 472

Сметана 20,0% фас. 500 г

19 374

17 994

Крем творожный, 200 г

13 730

15 250

Сырки сладкие 8,0%, 100 г

14 810

16 869

Йогурт 2,5%, 200 г

11 053

11 233

Масло крест. весовое

58 145

52 644

Сыр голланд.

36 097

37 021

Сыр изобил.

11 388

14 085

Сухая сыворотка, 20 кг

11 447

11 447

Пахта, в пленке, 1 л

973

973

СОМ, 20 кг

13 391

17 291

Молоко 3,2%

8 196

8 228

Кефир 3,2%

8 212

8 245

Сметана 20,0%

23 435

23 435

Творог нежир. фас.

8 412

11 049

Сливки 20,0%

23 750

23 750

Ацидофильные смеси, 3,2

8 211

8 243

Условно-постоянные издержки.

Расчет суммы постоянных издержек общества включал в себя следующие статьи:

- амортизация основных производственных фондов;

- земельный налог;

- заработная плата аппарата управления и инженерно-технических работников;

- проценты за пользование кредитом;

- прочие условно-постоянные расходы.

Амортизация основных производственных фондов.

Общество планирует с ноября 2006 года приобрести оборудование стоимостью 1,2 млн. руб., следовательно, сумма ежемесячных амортизационных отчислений изменится, и будет составлять 21933 руб.

Земельный налог.

Сумма земельного налога, уплаченного обществом за 2005 год, составила 18000 руб. При планировании предполагается, что ставка земельного налога в 2006-2007 гг. не изменится.

Заработная плата аппарата управления и ИТР.

Планируемый месячный фонд заработной платы для работников аппарата управления и ИТР составит 147 412 руб. Таким образом годовой фонд заработной платы указанных работников составит 1 768 938 руб. Сумма затрат на социальное страхование и обеспечение (40,3%) составит 712 882 руб. Таким образом, общие затраты в год на содержание аппарата управления и инженерно-технических работников составит 2,481,820 руб.

Проценты за пользование кредитом.

Предприятие планирует взять кредит в мае 2006 года в размере 2 500 000 руб. Стоимость пользования кредитом рассчитывалась исходя из 40%. Предприятие планирует постепенное погашение кредита в течение одного года ежемесячными выплатами в размере 83333 руб., следовательно общая сумма процентов за пользование кредитом составит 1 000 000 руб.

Прочие постоянные издержки.

Сумма прочих постоянных издержек включает в себя расходы, связанные с командировками работников, оплатой телефонных разговоров, почтовых услуг, оплатой электроэнергии не для производственных нужд, прочих услуг сторонних организаций, а также ремонт производственных зданий. Затраты на первый год проекта по данным статьям предприятие планирует в размере 367912 руб.

Основные предпосылки, принятые при составлении финансового плана

Планируемый уровень инфляции.

При планировании финансовых показателей и денежных потоков был принят следующий уровень инфляции:

Таблица 7

Прогнозируемый уровень инфляции

Годовой уровень инфляции

Основное сырье (молоко, обрат)

15,0%

Вспомогательное сырье

15,0%

Вспомогательные материалы

15,0%

Материалы для упаковки

20,0%

Электроэнергия

20,0%

Вода

15,0%

Газ

15,0%

Заработная плата

10,0%

Транспортные расходы

20,0%

Цены на продукцию

10,0%

Инфляция считается равномерной в течение года. Сезонные колебания уровня инфляции не учитывались.

План движения денежных средств

Проект отчета о движении денежных средств включает в себя планируемый приход и расход денежных средств по месяцам в течение года.

Пояснение к проекту отчета о движении денежных средств:

Выручка от реализации. По строке выручка от реализации отражена планируемая сумма средств только от оптовой реализации в соответствии с планом реализации.

Поступившие заемные средства. По данной строке отражены суммы планируемых инвестиций, необходимых обществу.

Другие источники поступления средств. По данной строке отражены суммы от планируемой реализации прочих активов (имущества), доходы от деятельности в других предприятиях, поступившие суммы штрафов и пени. В рассматриваемом варианте, не планируется получение доходов из других источников.

Оплата за сырье и материалы. В данной строке отражены планируемые суммы расходов, связанных с оплатой сырья, материалов и других ресурсов.

Проект движения денежных средств на 2006-2007 гг.

Таблица 8

2006 год

Май

Июнь

Июль

Август

Сент.

Окт.

Сальдо денежных средств на начало периода

200 000

-233 224

187 189

2 238 556

2 743 211

3 334 884

Поступление денежных средств

Выручка от реализации продукции

6 208 805

6 286 122

5 794 312

5 206 010

4 623 234

3 568 927

Поступившие заемные средства

2 500 000

1 600 000

Другие источники

ИТОГО поступило:

8 708 805

6 286 122

7 394 312

5 206 010

4 623 234

3 568 927

Расходы денежных средств

Оплата поставщикам

5 692 705

4 864 988

4 378 678

3 745 060

3 061 398

2 177 381

Основное сырье

5 040 632

4 377 097

3 938 124

3 367 043

2 751 997

1 867 118

Вспомогательное сырье

26 177

22 802

20 415

17 352

14 487

7 853

Вспомогательные материалы

26 144

22 710

20 425

17 455

14 291

8 897

Упаковка

151 987

132 293

119643

102 829

83 822

163 245

Топливно-энергетические ресурсы

100 203

7 165

6 366

5 376

4 350

2 765

Транспортные расходы

347 563

302 922

273 705

235 005

192 450

127 503

Текущие затраты

30 761

31 015

31 270

31 524

31 778

32 503

Текущий ремонт зданий

20 848

21 021

21 193

21 365

21 538

21 710

Канцелярские расходы

6 888

6 945

7 002

7 059

7 115

7 172

Прочие расходы

3 025

3 050

3 075

3 100

3 125

3 150

Заработная плата

253 921

239 847

230 846

219 008

206 402

187 451

АУП и ИТР

141 002

142 168

143 333

144 498

145 664

146 829

ППП

112 919

97 679

87 513

74 510

60 739

40 622

Инвестиционные затраты

2 500 000

0

0

0

0

0

Оборотные средства

2 500 000

Расходы на покупку оборудования

Расходы на монтаж оборудования

Проценты по кредиту

83 333

83 333

83 333

83 333

83 333

83 333

Возврат суммы кредита

208 333

208 333

208 333

208 333

208 333

208 333

Погашение кредиторской задолженности

97 222

97 222

97 222

97 222

97 222

97 222

- в бюджет и внебюджетные фонды

- поставщикам и подрядчикам

- прочая кредиторская задолженность

Налоги и другие обязательные отчисления

529 675

580 816

544 109

535 883

549 497

461 122

- налог на прибыль

218 826

268 806

277 162

291 747

327 862

268 888

- налог на добавленную стоимость

58

27 310

0

0

0

11 444

- налог на землю

1 500

1 500

1 500

1 500

1 500

1 500

- налог на содержание ЖКХ

103 480

93 271

86 208

77 188

68 477

51 874

- налог на пользование автодорог

103 480

93 271

86 208

77 188

68 477

51 874

- отчисления во внебюджетные фонды

102 330

96 658

93 031

88 260

83 180

75 543

ИТОГО израсходовано:

9 142 030

5 865 708

5 342 945

4 701 356

4 031 561

3 059 424

Увеличение (уменьшение) денежных средств за отчетный период

-433 224

420 414

2 051 367

504 654

591 673

509 503

Сальдо денежных средств на конец периода

-233 224

187 189

2 238 556

2 743 211

3 334 884

3 844 387

Чистый денежный поток

-2 724 891

628 747

659 700

712 988

800 007

717 836

Сальдо денежного потока на начало периода

200 000

-2 524 891

-1 896 144

-1 236 444

-523 456

276 551

Накопленный чистый поток

-2 524 891

-1 896 144

-1 236 444

-523 456

276 551

994 387

Сальдо денежных средств на начало периода

3 844 387

2833 199

3 192 097

3 586 705

3 884 205

3 935 574

Поступление денежных средств

Выручка от реализации продукции

2 632 298

3 004 298

3 120 407

3 464 251

4 279 205

5 084 582

Поступившие заемные средства

Другие источники

ИТОГО поступило:

2 632 298

3 004 298

3 120 407

3 464 251

4 379 205

5 084 582

Расходы денежных средств

Оплата поставщикам

1 002 735

1 646 873

1 727 386

2 197 823

3 446 284

4 210 491

Основное сырье

859 452

1 410 992

1 479 225

1 881 282

2 948 941

3 585 965

Вспомогательное сырье

3 631

5 946

6 230

7 937

12 397

15 556

Вспомогательные материалы

4 096

6 724

7 048

8 964

14 052

17 592

Упаковка

75 401

124 145

130 721

166 773

262 035

329 172

Топливно-энергетические ресурсы

1 258

2 042

2 117

2 662

4 127

5 110

Транспортные расходы

58 896

97 024

102 045

130204

204 733

257 096

Текущие затраты

32 286

32 541

32 795

33 049

33 303

33 558

Текущий ремонт зданий

21 882

22 054

22 227

22 399

22 571

22 744

Канцелярские расходы

7 229

7 286

7 343

7 400

7 457

7 514

Прочие расходы

3 175

3 200

3 0225

3 250

3 275

3 300

Заработная плата

166 628

179 635

182

164

191 843

232 478

АУП и ИТР

147 994

149 159

150 325

151 490

152 655

153 821

ППП

18 634

30 476

31 840

40 353

63 038

78 658

Инвестиционные затраты

1 600 000

0

0

0

0

0

Оборотные средства

Расходы на покупку оборудования

1 200 000

Расходы на монтаж оборудования

400 000

Проценты по кредиту

83 333

83 333

83 333

83 333

83 333

83 333

Возврат суммы кредита

208 333

208 333

208 333

208 333

208 333

208 333

Погашение кредиторской задолженности

97 222

97 222

97 222

97 222

97 222

97 222

- в бюджет и внебюджетные фонды

- поставщикам и подрядчикам

- прочая кредиторская задолженность

Налоги и другие обязательные отчисления

619 575

577 098

576 729

546 992

459 359

439 760

- налог на прибыль

349 938

305 736

301 968

268 910

176 772

142 992

- налог на добавленную стоимость

124 770

105 795

106 022

94 220

59 861

47 015

- налог на землю

1 500

1 500

1 500

1 500

1 500

1 500

- налог на содержание ЖКХ

38 108

45 837

46 914

52 525

67 151

77 282

- налог на пользование автодорог

38 108

45 837

46 914

52 525

67 151

77 282

- отчисления во внебюджетные фонды

67 151

72 393

73 412

77 313

86 924

93 689

ИТОГО израсходовано:

3 643 486

2 645 401

2 725 798

3 166 752

4 327 835

5 072 698

Увеличение (уменьшение) денежных средств за отчетный период

-1 011 187

358 898

394 608

297 499

51 370

11 884

Сальдо денежных средств на конец периода

2 833 199

3 192 097

3 586 705

3 884 205

3 935 574

3 947 459

Чистый денежный поток

-802 854

567 231

602 942

505 832

259 703

220 218

Сальдо денежного потока на начало периода

994 387

191 533

758 764

1 361 705

1 867 538

2 127 241

Накопленный чистый поток

191 533

758 764

1 361 705

1 867 538

2 127 241

2 347 459

План прибылей и убытков

План прибылей и убытков составлен на основе планируемых данных о деятельности общества в 2006-2007 гг. Затраты на амортизацию основных производственных фондов рассчитывались исходя из суммы амортизационных отчислений за 2005 год.

Обществом не планируется получение доходов от участия в других предприятиях, получения процентов, и прочих доходов, не связанных с непроизводственной деятельностью.

План прибылей и убытков на 2006-2007 гг.

Таблица 9

2006 год

Май

Июнь

Июль

Август

Сент.

Окт.

Выручка от реализации продукции за вычетом НДС

6 898 673

6 218 000

5 747 229

5 145 874

4 565 163

3 458 234

Выручка от реализации основных фондов и прочего имущества

Доходы от участия в других предприятиях

Проценты к получению

Доходы от сдачи имущества в аренду

Прочие доходы

ИТОГО доходов:

6 898 673

6 218 060

5 747 229

5 145 874

4 565 163

3 458 234

Статьи расходов

Прямые издержки

5 851 131

5 002 032

4 501 458

3 849 597

3 146 614

2 234 374

Основное сырье

5 040 632

4 377 097

3 938 124

3 367 043

2 751 997

1 867 118

Вспомогательное сырье

26 177

22 802

20 415

17 352

14 487

7 853

Вспомогательные материалы

26 144

22 710

20 425

17 455

14 291

8 897

Упаковка

151 987

132 293

119 643

102 829

83 822

163 245

Топливно-энергетические ресурсы

100 203

7 165

6 366

5 376

4 350

2 765

Заработная плата ППП с отчислениями

158 425

137 044

122 781

104 538

85 216

56 993

Транспортные расходы

347 563

302 922

273 705

235 005

192 450

127 503

Постоянные издержки

318 121

320 010

321 899

323 788

325 677

327 566

Заработная плата АУП и ИТР с отчислениями

197 826

199 461

201 096

202 731

204 366

206 001

Текущий ремонт зданий

20 848

21 021

21 193

21 365

21 538

21 710

Канцелярские расходы

6 888

6 945

7 002

7 059

7 115

7 172

Прочие расходы

3 025

3 050

3 075

3 100

3 125

3 150

Амортизация

6 200

6 200

6 200

6 200

6 200

6 200

Проценты к уплате за кредит

83 333

83 333

83 333

83 333

83 333

83 333

ИТОГО расходов:

6 169 251

5 322 042

4 823 358

4 173 386

3 472 291

2 561 940

Прибыль (убыток) до уплаты налога

729 422

896 019

923 872

972 489

1 092 872

896 294

Сумма налога на прибыль

218 826

268 806

277 162

291 747

327 862

268 888

Чистая прибыль (непокрытый убыток)

510 595

627 213

646 710

680 742

765 010

627 406

Накопленная чистая прибыль

510 595

1 137 808

1 784 518

2 465 260

3 230 271

3 857 676

Выручка от реализации продукции за вычетом НДС

2 540 528

3 055 828

3 127 582

3 501 659

4 476 710

5 152 123

Выручка от реализации основных фондов и прочего имущества

Доходы от участия в других предприятиях

Проценты к получению

Доходы от сдачи имущества в аренду

Прочие доходы

ИТОГО доходов:

2 540 528

3 055 828

3 127 582

3 501 659

4 476 710

5 152 123

Статьи расходов

Прямые издержки

1 028 878

1 689 630

1 772 057

2 254 437

3 534 726

4 320 848

Основное сырье

859 452

1 410 992

1 479 225

1 881 282

2 948 941

3 585 965

Вспомогательное сырье

3 631

5 964

6 230

7 937

12 397

15 556

Вспомогательные материалы

4 096

6 724

7 048

8 964

14 052

17 592

Упаковка

75 401

124 145

130 145

166 773

262 035

329 172

Топливно-энергетические ресурсы

1 258

2 042

2 117

2 662

4 127

5 110

Заработная плата ППП с отчислениями

26 143

42 757

44 671

56 615

88 442

110 357

Транспортные расходы

58 896

97 024

102 045

130 204

204 733

257 096

Постоянные издержки

345 189

347 078

348 967

350 856

352 745

354 634

Заработная плата АУП и ИТР с отчислениями

207 636

209 271

210 906

212 541

214 176

215 810

Текущий ремонт зданий

21 882

22 054

22 227

22 399

22 571

22 744

Канцелярские расходы

7 229

7 286

7 343

7 400

7 457

7 514

Прочие расходы

3 175

3 200

3 225

3 250

3 275

3 300

Амортизация

21 933

21 933

21 933

21 933

21 933

21 933

Проценты к уплате за кредит

83 333

83 333

83 333

83 333

83 333

83 333

ИТОГО расходов:

1 374 067

2 036 708

2 121 024

2 605 293

3 887 472

4 675 483

Прибыль (убыток) до уплаты налога

1 166 461

1 019 120

1 006 559

896 365

589 239

476 641

Сумма налога на прибыль

349 938

305 736

301 968

268 910

176 772

142 992

Чистая прибыль (непокрытый убыток)

816 523

713 384

704 591

627 456

412 467

333 649

Накопленная чистая прибыль

4 674 199

5 387 583

6 092 174

6 719 630

7 132 097

7 465 746

Показатели эффективности проекта

Основные показатели эффективности проекта представлены в таблице. Для расчета показателей принимались следующие допущения:

1. Сумма инвестиций в размере 2,5 млн. руб. поступила в начальный момент, то есть коэффициент дисконтирования равен 1 и 1,6 млн. руб. в ноябре 2006 года, как безвозвратный займ по программе «Дети России».

2. Коэффициент дисконтирования принят равным 0,01.

3. Срок действия проекта определен в 3 года.

Основные показатели эффективности проекта

Таблица 10

Наименование показателя

Значение показателя

Индекс прибыльности (PI), %

757%

Чистый дисконтированный доход (NPV), руб.

26 478 673

Чистый дисконтированный доход в расчете на 1 год проекта, млн. руб.

10 647 466

Срок окупаемости проекта, лет

0,35

Внутренняя норма рентабельности, (IRR), %

20%

Сумма отчислений в бюджет и внебюджетные фонды с 1 рубля инвестиций по текущим платежам

4,79

Сумма инвестиций, руб.

4 100 000

Дисконтированная сумма прибылей, руб.

23 560 628

Чистый дисконтированный доход на весь период, руб.

19 460 628

Заключение

В данной курсовой работе мы разработали бизнес-план к проекту развития предприятия.

Бизнес-план, как правило, разрабатывается на 3-5 лет. Он может быть использован как руководство к действию в работе по осуществлению проекта. В нем учитываются не только внутренние цели предприятия, но и внешние цели лиц, которые могут быть полезны новому делу.

По этому бизнес-плану можно планировать, оценивать и контролировать деятельность предприятия. Кроме того, он необходим для привлечения инвестиций.

Литература

1. Блинов А. О., Толаенко Н. М. Малый бизнес в России: вчера, сегодня, завтра. - Краснодар, 2003.

2. Малый бизнес Москвы. - М.: Деловая пресса, 2002.

3. Методические рекомендации по разработке региональных программ поддержки малого предпринимательства /Институт стратегического анализа и развития малого предпринимательства. - М., 2003.

4. Горохов М. Ю., Малеев В. В. Бизнес-планирование и инвестиционный анализ. Как привлечь деньги. - М.: Филинъ, 2003.

5. Пелих А. С. Бизнес-план или как организовать собственный бизнес. Анализ. Методика. Практикум. - М.: Ось-89, 2001.

6. Общий и специальный менеджмент. Учебник / Общ. Ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. - М.: Изд-во РАГС, 2002.

7. Филимонова Н. Н. Бизнес-планирование. Учебно-методическое пособие. - М., Нижний Новгород: Изд-во ВВАГС, 2000.