№ заказа |
№414.5 |
Вариант, тема |
Контрольная работа Вариант № 3 |
Дисциплина |
Законодательство в области образования |
Исполнитель |
Лещенко Н. |
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос №1: Опишите подробно действия руководства высшего учебного заведения при подготовке к его аттестации. Каждое действие необходимо подтвердить требованиями нормативных актов. 3
Вопрос2: Имеет ли право вуз зачислить на учебу абитуриента, имеющего минимальные результаты единого государственного экзамена. Если да, то в каких случаях? Обоснуйте ответ. 9
Используемый нормативно- правовой материал: 12
Вопрос №1: Опишите подробно действия руководства высшего учебного заведения при подготовке к его аттестации. Каждое действие необходимо подтвердить требованиями нормативных актов.
Положение о порядке
аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений (с
изменениями от 11 августа
Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательных учреждений (независимо от форм получения образования) требованиям государственных образовательных стандартов.
Федеральный закон от 22
августа
Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников высшего учебного заведения требованиям государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлениям подготовки (специальностям).
Критерии аттестации, порядок функционирования государственной аттестационной службы определяются Правительством Российской Федерации.
Основными принципами аттестации образовательного учреждения являются объективность, гласность, компетентность, соблюдение норм педагогической этики.
Аттестация высшего учебного заведения и его филиала –процедура состоящая из следующих действий- самообследования, аттестационной экспертизы и принятия решения федеральным органом управления образованием о соответствии содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов.
Аттестация высшего учебного заведения осуществляется как на основании выше названных документов, так же на основании программы аттестации образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования утвержденной Председателем Государственной инспекции по аттестации учебных заведений России 20 марта 1997 года, а так же методических рекомендации по реализации программы аттестации образовательных учреждений высшего профессионального образования и их филиалов, утвержденных распоряжением Государственной инспекции по аттестации учебных заведений России при Министерстве образования Российской Федерации от 25 марта 2003 года N 42-17
Для проведения аттестации в очередном учебном году руководитель высшего учебного заведение до 1 декабря предыдущего учебного года обязан предоставить в Госинспекцию следующие документы: заявление по установленной форме (приложение); выписку из решения ученого совета с ходатайством о проведении аттестации; копии действующей и предыдущей лицензий на ведение образовательной деятельности с приложениями; свидетельство о регистрации; копию устава (для филиала - копию положения);
Следующее действие, согласно – методическим рекомендациям проведения самообследования. Самообследование высшего учебного заведения и (или) его филиала является необходимым условием аттестации.
Образовательное учреждение не позднее чем за 3 месяца до установленного срока аттестации представляет отчет о самообследовании в орган, проводящий аттестацию данного образовательного учреждения среднего профессионального образования и (или) его филиала и рабочие учебные планы образовательных программ, представленных к аттестации, в Информационно-методический центр Министерства образования Российской Федерации по аттестации образовательных учреждений. При самообследовании проводится анализ готовности высшего учебного заведения и (или) его филиала к аттестационной экспертизе.
Ответственность за достоверность информации, представленной в материалах самообследования высшего учебного заведения и (или) филиала, несет непосредственно его руководитель.
Следующий этап- проведение внешней экспертизы.
Задачей внешней экспертизы является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов на основе выборочного контроля представленных материалов самообследования. Для проведения внешней экспертизы необходимо использовать: - отчет по самообследованию образовательного учреждения; - рейтинг образовательного учреждения;
- заключение УМО по содержанию учебных планов (для вновь организованных учебных заведений);
- фонды контрольных заданий УМО и НМС или согласованные с ними.
Следующий шаг- формирование аттестационной комиссии. Состав комиссии утверждается приказом Госинспекции. Комиссию возглавляет сотрудник Госинспекции. В состав комиссии включаются: - ректор;
- представители от Совета ректоров региона и органов управления образования субъектов федерации;
-проректоры по учебной и научной работе; - эксперты по общему гуманитарному и социально-экономическому блоку дисциплин (1-2 чел.);
- эксперты по общему математическому и естественнонаучному блоку дисциплин (1-2 чел.);
-эксперты по общепрофессиональному блоку дисциплин; - эксперты по направлениям подготовки. Подбор этих экспертов осуществляется, как правило, по рекомендациям соответствующих учебно-методических объединений.
Руководитель образовательного учреждения должен представить аттестационной комиссии следующие документы:
1.Лицензию (с приказом и экспертным заключением). 2. Устав образовательного учреждения.
3. Нормативную документацию по организации учебного процесса. 4. Материалы самообследования в целом по образовательному учреждению и по каждому направлению подготовки. 5. Фонды контрольных заданий, использованные при самообследовании по всем ПрОП (дисциплинарные, междисциплинарные, комплексные и т.д.): - фонды УМО, НМС;
- собственные фонды аттестуемого образовательного учреждения, сертифицированные в УМО, НМС.
6. ГОС по реализуемым направлениям и уровням (ступеням) подготовки.
7 ПрОП образовательного учреждения.
8. Учебные планы и расписание занятий (по всем формам обучения).
9. Учебные программы всех дисциплин учебного плана. 10. Программы всех видов практик, договоры о базах практики, приказы по закреплению студентов за базами практики и отчеты студентов о прохождении практик.
11. Учебно-методическое и программно-информационное обеспечение программ подготовки.
12. Перечень учебных лабораторий и информация об их использовании в учебном процессе.
13. Методические разработки по организации самостоятельной работы студентов. 14. Информация о библиотечных фондах и динамике их обновления. 15. Приказы о зачислении студентов, их переводах, восстановлении, отчислении. 16. Правила приема. Формы контроля знаний абитуриентов (экзаменационные билеты, тесты). Сведения о конкурсе при поступлении за последние пять лет. Отчеты приемных комиссий. 17. Результаты сдачи студентами промежуточных аттестаций. Экзаменационные билеты, по дисциплинам учебного плана.
18. Приказы об утверждении председателей итоговых аттестационных комиссий за последние три года и их отчеты по результатам работы.
19. Приказы об утверждении тем выпускных квалификационных работ за последние три года. Экзаменационные билеты для проведения выпускных квалификационных экзаменов. Выпускные квалификационные работы за последние три года.
20. Образцы документов, выдаваемые выпускникам, с приложением перечня дисциплин учебного плана.
21. Сведения о трудоустройстве выпускников за последние три года. Справка из службы занятости о выпускниках, состоящих на учете (по направлениям подготовки). Отзывы организаций о качестве подготовки специалистов.
22. Формы статистической отчетности.
23. Отчет об устранении недостатков, выявленных предыдущей аттестационной комиссией.
Аттестационная комиссия проводит экспертизу с выездом на место. При этом эксперты анализируют представленные материалы, проводят выборочные контрольные опросы студентов, сравнивают полученные результаты с результатами самообследования.
Сроки проведения устанавливаются руководством Госинспекции. Результаты работы комиссии оформляются в виде справки по каждому направлению проверки и образовательному учреждению в целом в соответствии с данной программой.
С результатами проверки эксперты знакомят руководителей структурных подразделений образовательного учреждения, о чем делается соответствующая запись в справке.
Итоговая справка доводится до сведения членов Ученого совета (совета) образовательного учреждения и местных органов управления образованием. Результаты проведенного самообследования, справка по итогам аттестационной экспертизы, заключение каждого эксперта являются основаниями для подготовки Заключения по аттестации образовательного учреждения.
Вопрос2: Имеет ли право вуз зачислить на учебу абитуриента, имеющего минимальные результаты единого государственного экзамена. Если да, то в каких случаях? Обоснуйте ответ.
Положение
о проведении единого государственного экзамена (утв. приказом Минобразования РФ от 9 апреля 2002 г . N 1306)
устанавливает, что единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ) предусматривает
совмещение государственной (итоговой) аттестации выпускников ХI (ХII) классов
общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний для поступления в
ссузы и вузы. Результаты ЕГЭ признаются общеобразовательными учреждениями в
качестве результатов государственной (итоговой) аттестации, а ссузами и вузами
- в качестве результатов вступительных испытаний.
В соответствии с Положением выпускники XI(XII) классов общеобразовательных учреждений, сдавшие ЕГЭ (далее - выпускники), и поступающие, проходившие вступительные испытания в форме и по материалам ЕГЭ в образовательные учреждения среднего или высшего профессионального образования (далее - поступающие), именуемые в дальнейшем - участники ЕГЭ, получают свидетельство о результатах ЕГЭ (далее - свидетельство).
Вступительные испытания по общеобразовательным предметам, включенным в ЕГЭ, проводятся только для поступающих, не участвовавших в ЕГЭ либо не сдававших ЕГЭ по данным общеобразовательным предметам.
Указанные вступительные испытания организуются ГЭК в форме и по материалам ЕГЭ, за исключением вступительных испытаний для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля и поступающих для обучения по сокращенным программам.
Сроки проведения вступительных испытаний в форме и по материалам ЕГЭ устанавливает Министерство образования Российской Федерации.
Вступительные испытания по общеобразовательным предметам, включенным в ЕГЭ, проводятся только для поступающих, не участвовавших в ЕГЭ либо не сдававших ЕГЭ по данным общеобразовательным предметам.
Указанные вступительные испытания организуются ГЭК в форме и по материалам ЕГЭ, за исключением вступительных испытаний для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля и поступающих для обучения по сокращенным программам.
Сроки проведения вступительных испытаний в форме и по материалам ЕГЭ устанавливает Министерство образования Российской Федерации.
Рекомендации по организации приема и
разработке правил приема в образовательные учреждения среднего и высшего
профессионального образования, участвующие в эксперименте по введению единого
государственного экзамена в 2005 году (Приложение к письму Федеральной службы по надзору в сфере
образования и науки от 21 марта
В случае, если указанные лица:
- участвовали в ЕГЭ в мае-июне текущего года и набрали по данному общеобразовательному предмету установленное ссузом/вузом количество баллов, то они принимаются в ссуз/вуз по результатам ЕГЭ по профильным общеобразовательным предметам;
- не участвовали в ЕГЭ в мае-июне текущего года по данному общеобразовательному предмету, то они сдают соответствующие вступительные испытания профессиональной направленности (профильные испытания) в форме и по материалам ЕГЭ.
Вступительные испытания в форме собеседования для них не проводятся.
Если указанные лица имеют по результатам ЕГЭ или вступительного профильного испытания в форме и по материалам ЕГЭ меньшее количество баллов, чем установлено ссузом/вузом для зачисления по результатам вступительного профильного испытания, но не ниже границы удовлетворительной отметки, им предоставляется право дальнейшей сдачи вступительных испытаний и участия в конкурсе на общих основаниях.
Таким образом, на основании выше изложенного можно сделать вывод, что вуз имеет право зачислить на учебу абитуриента имеющего минимальные результаты единого государственного экзамена при положительной сдачи вступительных испытаний и участия в дальнейшем данного абитуриента в конкурсе на общих основаниях.
Используемый нормативно- правовой материал:
1.
Федеральный закон от
22 августа 1996 г . N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном
образовании» (с изменениями от 10 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г ., 30 декабря 2001 г ., 25 июня, 24 декабря
2002 г .,
10 января, 5 апреля, 7 июля, 23 декабря 2003 г ., 22 августа 2004 г .)
2.
Положение о порядке
аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений (с
изменениями от 11 августа 2000
г .), утвержденное приказом Минобразования РФ от 22 мая 1998 г . N 1327
3. Постановление Правительства РФ от
16 февраля 2001 г .
N 119
"Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена"
4. Положение о проведении единого
государственного экзамена
(утв. приказом Минобразования РФ от 9 апреля 2002 г . N 1306)
5. Программа аттестации образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования утвержденной Председателем Государственной инспекции по аттестации учебных заведений России 20 марта 1997 года,
6. Методические рекомендации по реализации программы аттестации образовательных учреждений высшего профессионального образования и их филиалов, утвержденных распоряжением Государственной инспекции по аттестации учебных заведений России при Министерстве образования Российской Федерации от 25 марта 2003 года N 42-17
7. Инструкция по организации выдачи свидетельств о результатах единого государственного экзамена (утв. Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки апреля 2005 г.)
8.
Рекомендации
по организации приема и разработке правил приема в образовательные учреждения
среднего и высшего профессионального образования, участвующие в эксперименте по
введению единого государственного экзамена в 2005 году (Приложение к письму Федеральной службы по надзору в
сфере образования и науки от 21 марта