Содержание

Методика проведения аудита расчетов с дебиторами и кредиторами.. 3

Задача 2........................................................................................................ 13

Задача 3........................................................................................................ 17

Список литературы..................................................................................... 20

Методика проведения аудита расчетов с дебиторами и кредиторами

Расширен перечень расчетов, учитываемых на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". Этот счет применяется также для систематизации и накапливания информации о расчетах по претензиям и расчетам по имущественному и личному страхованию. Ранее такие расчеты учитывались соответственно на счетах 63 "Расчеты по претензиям", 65 "Расчеты по имущественному и личному страхованию".

Несмотря на изменение состава счетов, порядок учета расчетов по претензиям, имущественному и личному страхованию остался прежним. К счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" заводятся отдельные субсчета для учета этих расчетов.

К расчетам с разными дебиторами и кредиторами относятся расчеты: с транспортными организациями за услуги, оплачиваемые чеками; по депонированным суммам заработной платы; по суммам, удержанным из заработной платы работников предприятия в пользу разных организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судебных органов, и др. Аналитический учет по счету 76 ведется по каждому дебитору и кредитору на карточках, а синтетический - в журнале-ордере N 8 (при журнально-ордерной форме учета) или машинограмме дебетовых и кредитовых оборотов по счету 76.

Аудитору необходимо установить:

- правомерность использования счета 76 для выполнения расчетов (многие бухгалтеры используют счет 76 вместо счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" и др.);

- правильность и обоснованность удержаний по исполнительным листам в пользу других предприятий и лиц, а также своевременность перечисления удержанных сумм получателю;

- правильность расчетов с квартиросъемщиками и лицами, проживающими в общежитиях, ведомственных гостиницах, за пользование общежитиями, квартирами, гостиницами и коммунальными услугами;

- правильность расчетов за товары, проданные в кредит, наличие договоров, сроки представления поручений-обязательств покупателей, порядок погашения кредита и т.д.;

- полноту и правильность расчетов по выданным членам трудового коллектива беспроцентным ссудам;

- полноту и правильность расчетов по ссудам, выданным на индивидуальное жилищное строительство;

- правильность отражения в учете депонирования заработной платы (необходимо сверить записи по счету 76 с записями в книге учета депонированной зарплаты);

- своевременность и полноту начисления и поступления взносов родителей за содержание детей в детских дошкольных учреждениях;

- правильность составления бухгалтерских проводок по расчетам с дебиторами и кредиторами;

- правильность ведения аналитического учета по счетам 73, 76;

- соответствие записей аналитического учета по счету 76 записям в журнале-ордере N 8, главной книге и балансе (при журнально-ордерной форме учета).

Аудит расчетов по претензиям ведется на субсчете 76-2 "Расчеты по претензиям". На этом счете сосредотачивается информация о расчетах по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям, а также по предъявленным или признанным (присужденным) штрафам, пеням, неустойкам.

Можно выделить несколько видов претензий:

- при выявлении ошибок в счетах поставщиков (неправильно указаны тарифы и цены, арифметические ошибки и др.)

- за обнаружение несоответствия качества стандартам, техническим условиям, заказу;

- по обнаруженным недостачам груза, за брак и простои;

- к учреждениям банков по суммам, ошибочно списанным по счетам предприятий;

- по санкциям (штрафы, пени, неустойки), применяемым к контрагентам.

Претензии предъявляют в письменной форме, к которой должны быть приложены необходимые документы. При полном или частичном отказе в удовлетворении претензии или неполучении в срок ответа на претензию заявитель вправе предъявить иск в арбитражный суд. Следует помнить, что если в претензии или иске была предъявлена к возмещению сумма упущенной выгоды, то записи в бухгалтерском учете на сумму делаются лишь в случае удовлетворения претензии или иска.

Аудитору необходимо проверить:

- обоснованность, своевременность и правильность оформления документов (несоблюдение сроков предъявления претензий может быть использовано для сокрытия фактов хищения материальных ценностей, так как при отказе в удовлетворении претензий числящиеся суммы списываются на издержки производства);

- обоснованность претензий, предъявляемых к проверяемому предприятию (в случае удовлетворения претензий нужно проверить, проводились ли административные расследования в целях установления виновных лиц и, если таковые установлены, возместили ли они причиненный материальный ущерб);

- правильность ведения аналитического учета ( он должен вестись по каждому дебитору и отдельным претензиям), а также соответствие записей аналитического учета записям в журнале-ордере N 8, главной книге и балансе;

- правильность составления бухгалтерских проводок по субсчету 76-2 "Расчеты по претензиям".

Цель аудита дебиторской задолженности - достижение уверенности в том, что задолженность контрагентов и задолженность перед контрагентами числятся на счетах учета в реальных значениях. Данная процедура - одна из важнейших в аудите расчетов с поставщиками и подрядчиками, так как операции, например, с кредиторской задолженностью и погашением ее наличными денежными средствами представляют возможность для мошенничества, растрат и искажений финансовой отчетности.

Аудитору необходимо знать типичные способы совершения и сокрытия подобных действий. Наиболее значительных размеров мошенничество может достигать при осуществлении закупочных операций. Нарушения при закупках сырья могут быть как простыми (например, предъявление в качестве оправдательных документов накладных и счетов фиктивных фирм, что легко выявляется в ходе инвентаризации и сверок расчетов), так и очень сложными, которые почти невозможно вскрыть при помощи аудиторской проверки, когда мошенничество осуществляется по взаимной договоренности должностных лиц обеих сторон сделки в целях обеспечения неверных кассовых выплат.

Аудитору следует убедиться также в том, что за проверяемый период не было случаев перекрытия кредиторской задолженности перед одним контрагентом дебиторской задолженностью другого. Кроме того, суммы кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности должны быть своевременно списаны на внереализационные доходы организации.

Аудит расчетов с дебиторами и кредиторами включает проверку:

наличия необходимых первичных документов, договоров, расчетных документов, актов сверки расчетов, документов о проведении взаимозачетов, актов приемки-передачи векселей и т.д.;

соответствия данных первичных документов данным аналитического учета, взаимного соответствия данных аналитического и синтетического учета, бухгалтерской отчетности;

наличия инвентаризации расчетов согласно учетной политике организации или законодательству;

мер по взысканию дебиторской задолженности;

своевременности списания просроченной задолженности на финансовые результаты;

правомерности и своевременности отражения в учете прекращения обязательств неденежными формами расчетов (зачет, векселя, отступное, уступка права требования и т.д.).

При аудите расчетов желательно установить причины расхождений данных учета с данными актов сверок, размеры просроченной задолженности, задолженности с истекшим сроком исковой давности, числящейся в учете, истоки возникновения наибольших сумм задолженности. Целесообразно также проанализировать структуру дебиторской задолженности в динамике.

Как показывает опыт проведения аудиторских проверок, в бухгалтерском учете многих организаций числится дебиторская задолженность многолетней давности на счетах 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". Часть из общей суммы задолженности бывает просроченной, другая часть является не реальной к взысканию.

Согласно действующему законодательству, если дебиторская задолженность подлежит списанию на финансовые результаты, то ее следует списывать - в противном случае искажается чистая прибыль, что напрямую затрагивает интересы собственников (акционеров); кроме того, становится нереальным баланс организации.

На практике нередки случаи, когда обязательства по оплате за поставленную продукцию (оказанные услуги, выполненные работы) не исполняются в оговоренные договором сроки вследствие неплатежеспособности, реорганизации или ликвидации покупателя. Также дебиторская задолженность образуется в результате несовпадения момента отгрузки и оплаты продукции, оказания услуги, выполнения работы. При этом на счетах расчетов образуются сомнительные долги.

Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Речь идет о не исполненных в срок обязательствах по оплате продукции, товаров, работ, услуг, в отношении которых отсутствуют средства (способы), предусмотренные законодательством и/или договором и повышающие для организации-кредитора вероятность удовлетворения ее требования. Таким образом, сомнительным долгом может признаваться дебиторская задолженность, обязательства по оплате которой не обеспечены залогом, задатком, поручительством, банковской гарантией и возможностью удержания имущества должника, а также иными способами, предусмотренными законодательством и/или договором.

Сомнительные долги выявляются при проведении инвентаризации дебиторской задолженности, которая проводится в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.95 г. N 49. Для оформления результатов инвентаризации предусмотрена унифицированная форма N ИНВ-17 "Акт инвентаризации расчетов с покупателями, с поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами" (утверждена постановлением Госкомстата России от 18.08.98 г. N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации", с изменениями и дополнениями). Согласно показателям данной формы дебиторская задолженность делится на подтвержденную, неподтвержденную и задолженность с истекшим сроком исковой давности.

Дебиторская задолженность, не реальная к взысканию, может образоваться вследствие:

ликвидации должника;

"зависания" денег в проблемном банке;

истечения срока исковой давности без подтверждения задолженности со стороны должника.

Ликвидация должника. В процессе проведения инвентаризации расчетов может оказаться, что на просьбу подтвердить задолженность по акту сверки контрагент-должник сообщит, что он ликвидируется либо уже ликвидировался. При ликвидации на основе имущества должника формируется конкурсная масса, предназначенная для удовлетворения требований кредиторов. Как правило, ее недостаточно, чтобы удовлетворить требования всех кредиторов. Согласно ст.64 ГК РФ организация-кредитор, у которой числится дебиторская задолженность за отгруженную продукцию или выданный аванс на поставку продукции, является кредитором пятой очереди. Если конкурсной массы не хватает для погашения дебиторской задолженности, то организация-кредитор обязана списать дебиторскую задолженность на финансовые результаты, но лишь после юридической ликвидации должника. Согласно п.8 ст.63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Первичным документом, на основании которого списывается не реальная к взысканию дебиторская задолженность, может служить определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства и ликвидации должника.

"Зависание" денег в проблемном банке. Если юридической ликвидации банка не было и предусматривается его реструктуризация, то целесообразно на сумму задолженности создать резерв по сомнительным долгам и наблюдать за возможностью восстановления банком его платежеспособности. Если же арбитражный суд вынес постановление о ликвидации проблемного банка и его имущества не хватает для погашения дебиторской задолженности, то такая задолженность признается не реальной к взысканию и подлежит списанию на финансовые результаты.

Организация являлась конкурсным кредитором банка (размер требования - 4000 руб.). В настоящее время арбитражным судом банк признан банкротом. Требование организации не удовлетворено из-за отсутствия денежных средств у должника, и по определению арбитражного суда задолженность считается не реальной для взыскания.

В соответствии с п.12 положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 6.05.99 г. N 33н, внереализационными расходами являются суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, не реальных для взыскания. При этом под не реальным для взыскания долгом понимается дебиторская задолженность, получение которой фактически невозможно либо из-за неплатежеспособности должника, либо если принято решение о ликвидации организации и произведена соответствующая запись в Единый государственный реестр.

В бухгалтерском учете задолженность банка до принятия решения судом должна была отражаться по дебету счета 76, субсчет 2 "Расчеты по претензиям". На основании определения арбитражного суда о погашении долга из-за отсутствия средств на момент ликвидации банка задолженность в бухгалтерском учете отражается следующим образом:

Дебет 91, Кредит 76 - списана в состав внереализационных расходов задолженность, не реальная для взыскания.

В налоговом учете такая задолженность также отражается в составе внереализационных расходов как сумма безнадежных долгов (п.п.2 п.2 ст.265 НК РФ).

Исковая давность. Исковая давность является сроком, при соблюдении которого суд общей юрисдикции, арбитражный суд или третейский суд обязаны предоставить защиту лицу, право которого нарушено.

Определение понятия исковой давности, а также порядок исчисления ее срока содержатся в главе 12 ГК РФ. Согласно ст.200 ГК РФ течение срока исковой давности в общем случае начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Согласно ст.196 ГК РФ срок исковой давности составляет три года, но может быть продлен в соответствии со ст.203 ГК РФ. Сроки исполнения обязательств фиксируются в договоре. Если договором предусмотрено, что оплата продукции покупателем должна быть произведена в течение 30 дней с момента отгрузки продукции поставщиком, то течение срока исковой давности в случае неоплаты поставленной продукции начинается с 31-го дня после отгрузки продукции покупателю. В этом случае дебиторская задолженность перейдет в состав просроченной.

Просроченная дебиторская задолженность является, по сути, иммобилизацией активов организации, выведением части активов из хозяйственного оборота. Бухгалтерия организации должна строго контролировать структуру просроченной дебиторской задолженности, вести работу по ее взысканию. Финансовыми способами воздействия на дебиторов по взысканию просроченной дебиторской задолженности являются: составление актов сверки задолженности, применение штрафных санкций, предложения о проведении взаимозачетов, продажа задолженности, инициация процедуры банкротства неплатежеспособного дебитора. Если срок исковой давности истек и взыскать дебиторскую задолженность, несмотря на принятые организацией-кредитором меры по ее взысканию, не представляется возможным, то такая задолженность подлежит списанию на финансовые результаты деятельности организации. Эта задолженность должна отражаться за балансом в течение пяти лет с момента списания задолженности для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника. Для этих целей предусмотрен забалансовый счет 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов".

В соответствии с п.14.3 ПБУ 10/99 дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, включается в расходы организации в сумме, в которой эта задолженность была отражена в бухгалтерском учете организации.

Суммы дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, других долгов, не реальных для взыскания, являются внереализационными расходами на основании п.12 ПБУ 10/99. В бухгалтерском учете внереализационные расходы, в том числе суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, отражаются по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-2 "Прочие расходы".

Списание дебиторской задолженности, не реальной к взысканию вследствие ликвидации покупателя-должника или истечения срока исковой давности, в бухгалтерском учете необходимо отразить записями:

Дебет 62, Кредит 90, субсчет "Выручка" - образована дебиторская задолженность вследствие отгрузки продукции (оказания услуги, выполнения работы),

Дебет 91, субсчет "Прочие расходы", Кредит 62 - списана дебиторская задолженность, не реальная к взысканию, на финансовые результаты,

Дебет 007 - отражена на забалансовом счете задолженность поставщика, списанная в убыток.

 

Задача 2

В журнале - ордере №1 и ведомости по счету 50 "Касса" на предприятии отражены следующие операции за сентябрь, руб:

- получено с расчетного счета на выплату

заработной платы  -  52000

- возвращены неиспользованные подотчетные суммы -  5800

- получена выручка от реализации. - 47000

- оплачены административно-хозяйственные расходы - 11480

- внесено в банк наличными - 5150

- выдана заработная плата работникам - 41000

- выдано под отчет - 3695

- возвращены деньги на расчетный счет - 8653

- выдана материальная помощь - 4584

Определите, какие нарушения кассовой дисциплины имели место на предприятии исходя из вышеуказанных пунктов.

Составьте частный акт аудиторской проверки и определите результат - сумму недостачи (излишка).

Решение:

Общие требования к хранению наличных денежных средств на предприятиях установлены Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Решением Совета Директоров Центробанка РФ 22 сентября 1993 г. N 40 (далее - Порядок ведения кассовых операций).

В соответствии с пунктом 3 указанного Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу, т.е. изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег. Пунктом 29 Порядка ведения кассовых операций установлено, что руководители предприятий обязаны оборудовать кассу и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк.

Обозначим требования, предъявляемые действующим законодательством к кассиру, а также требования по оборудованию кассы и сохранности денежных средств при их хранении и транспортировке.

В кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий. Это следует из Положения Центрального банка России от 05.01.98 № 14-П “О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации”.

Пунктом 2.5 Положения Центробанка № 14-П определено, что предприятию, в состав которого входят подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и счетов в учреждениях банков, устанавливается единый лимит остатка кассы с учетом этих структурных подразделений. Лимит остатка кассы структурным подразделениям доводится приказом руководителя предприятия.

Отметим, что лимит остатка кассы может пересматриваться в течение года в установленном порядке по обоснованной просьбе предприятия.

Предприятия могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи заработной платы, выплат социального характера и стипендий. При этом деньги нельзя хранить в кассе свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка. Это следует из пункта 2.6 названного Положения.

Наличные денежные средства в кассе превышают лимит на 3638 рублей.

предприятие, организация

цех

Акт ревизии наличных денежных средств

05

октяря

20

05

г.

 

Находящихся

В кассе

Расписка

К началу проведения ревизии все расходные и приходные документы на денежные средства сданы в бухгалтерию и все денежные средства, поступившие на мою ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

Материально-ответственное лицо

должность

подпись

Ф. И. О.

На основании приказа (распоряжения) от «___» __________ 20___ г. произведена ревизия денежных средств по состоянию на «___» __________ 20___ г.

При ревизии установлено следующее:

1) наличных денег

Восемнадцать тысяч шестьсот тридцать восемь

руб.

коп.

2) почтовых марок

руб.

коп.

3) ценных бумаг

руб.

коп.

4)

руб.

коп.

Итого фактическое наличие

Восемнадцать тысяч шестьсот тридцать восемь

прописью

По учетным данным

руб.

коп.

Результаты ревизии: излишек

недостача

Последние номера кассовых ордеров:

Приходного

, расходного

Председатель комиссии

должность

подпись

Ф. И. О.

Члены комиссии

должность

подпись

Ф. И. О.

должность

подпись

Ф. И. О.

Подтверждаю, что денежные средства, перечисленные в акте, находятся на моем ответственном хранении.

Материально-ответственное лицо

«___» __________ 20___ г.

Объяснение причин излишков или недостач

Материально-ответственное лицо

Решение руководителя предприятия

«___» __________ 20___ г.                                                                                                     подпись

Задача 3.

Предприятие, занимающееся торговой деятельностью получило аванс в счет предстоящей поставки продовольственных и промышленных товаров в ассортименте. Имеются следующие сведения о его хозяйственной деятельности. Валовой доход - 280 тыс. руб.; товарооборот - 1250 тыс. руб. Кредитовое сальдо по счетам (62) по полученным авансам и плановым платежам в счет предстоящей поставки товаров на конец отчетного периода - 20 тыс. руб. Бухгалтерией сделаны проводки:

дебет сч. 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", с/с "Расчеты по авансам полученным"

кредит сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам" - по зачислению НДС-720 тыс. руб.

дебет сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам",

кредит сч. 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", "Расчеты по авансам полученным" - при переводе аванса в реализацию 720 тыс.  руб.;

дебет сч. 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", "Расчеты у по авансам полученным",

кредит сч. 90 "Продажи" - реализация продукции (работ, услуг) - при переводе аванса в реализацию - 20 тыс. руб.;

дебет сч. 90"Продажи",

кредит сч. 68 "Расчеты с бюджетом" - при начислении НДС с реализации -•720. тыс. руб.

Проверьте правильность расчета НДС и совершенных бухгал­терских проводок.

Сформулируйте запись в отчете аудитора.

Решение:

При аудиторской проверке НДС, уплаченного при приобретении товаров, работ и услуг, необходимо проанализировать расчеты НДС при приобретении оборотных средств и НДС, который возмещается из бюджета.

При анализе НДС по приобретению оборотных средств проводится детальная проверка остатков по Главной книге, составления баланса по расчетам с бюджетом и первичных документов.

Суммы налога, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов, в полном объеме вычитаются из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, в момент принятия на учет основных средств и нематериальных активов.

Учитывая то, что некорректное определение налоговых обязательств может привести к существенным финансовым потерям, аудиторы должны особое внимание уделить организации и технологии проведения указанного участка проверки. Чтобы успешно провести проверку, следует:

- привлекать к проверке расчетов с бюджетом высококвалифицированных специалистов;

- обеспечивать сотрудников оперативной информацией и нормативными документами по вопросам налогообложения;

- организовать внутрифирменный обмен информацией и разработками по актуальным вопросам налогообложения с тем, чтобы аудиторы повторно не работали над решением типичных проблем;

- организовать эффективный контроль качества письменной информации по вопросам налогообложения, предоставляемой клиентам;

- выработать внутрифирменный подход к технологии налогового консультирования и разработать специальные формы рабочих документов, которые должны оформляться по результатам проверки расчетов с бюджетом.

При проверке расчетов с бюджетом нельзя полагаться лишь на формальное соблюдение аудиторской процедуры. Поэтому окончательное заключение о состоянии расчетов с бюджетом должен делать руководитель проекта, который имеет возможность оценить весь комплекс выявленных отклонений и их влияние на формирование налогооблагаемых баз по основным налогам.

В процессе проверки учета расчетов с бюджетом по НДС необходимо проверить и сравнить применение ставок налога.

Бухгалтерией должны были быть сделаны следующие проводки:

дебет сч. 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", с/с "Расчеты по авансам полученным"

кредит сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам" - по зачислению НДС-225 тыс. руб.

дебет сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам",

кредит сч. 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", "Расчеты по авансам полученным" - при переводе аванса в реализацию 20 тыс.  руб.;

дебет сч. 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", "Расчеты у по авансам полученным",

кредит сч. 90 "Продажи" - реализация продукции (работ, услуг) - при переводе аванса в реализацию - 20 тыс. руб.;

дебет сч. 90"Продажи",

кредит сч. 68 "Расчеты с бюджетом" - при начислении НДС с реализации -225. тыс. руб.

Список литературы

1.    Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (с изм. и доп. от 14 декабря, 30 декабря 2001 г.). Пункт 1

2.    Правило (стандарт) N 1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности (утв. постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696)

3.    Правило (стандарт) N 6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности (утв. постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696)

4.    Правило (стандарт) N 3. Планирование (утв. постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696)

5.    Требования к учету и предпосылки в аудиторской деятельности: сходство и различие (В.И. Подольский, Л.В. Сотникова, "Бухгалтерский учет", N 20, октябрь 2003 г.)

6.    Комментарий к Федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности (А.К. Мельников, "Новое в бухгалтерском учете и отчетности", N 22, ноябрь 2002 г.)

7.    Гладышева Ю.П. К нам едет аудитор. - "Бератор", 2004 г.

8.    Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В. Основы аудита: Пособие для подготовки к квалификационному экзамену на аттестат профессионального бухгалтера. - Информационное агентство "ИПБ-БИНФА", 2002 г.

9.    Суйц В.П., Ахметбеков А.Н., Дубровина Т.А. Аудит: общий, банковский, страховой. - ИНФРА-М, 2001 г.