Содержание

Введение_______________________________________________________ 3

Таможенные режимы____________________________________________ 5

Заключение____________________________________________________ 16

Список источников и литературы_______________________________ 18

Введение

В новом ТК РФ в отличие ТК РФ 1993 г. юридически закреплена классификация таможенных режимов. В зависимости от их роли и предназначения выделено несколько групп таможенных режимов: основные, экономические, завершающие и специальные. Как уже отмечалось в юридической литературе, выделение таможенных режимов в отдельные группы либо разделение их по типам имеет юридическое значение прежде всего для уяснения их роли в механизме таможенного регулирования и более детального изучения различных аспектов их правовой регламентации.

В первой группе объединены режимы, применяемые при совершении основного объема внешнеторгового оборота, связанного с продажей российскими организациями товаров в зарубежные страны, а также с приобретением товаров в целях реализации на внутреннем рынке для российских потребителей. К таким таможенным режимам отнесены выпуск для внутреннего потребления и экспорт (составляют 80% торгового оборота). Правовые рамки регламентации указанных таможенных режимов устанавливают максимальные требования: уплату причитающихся сумм таможенных пошлин, налогов, а также соблюдение запретов и ограничений, предусмотренных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Это позволяет свободно распоряжаться товарами как на внутреннем рынке страны (выпуск для внутреннего потребления), так и на внешнем (экспорт). Все остальные таможенные режимы предусматривают льготы по уплате таможенных пошлин, налогов, обусловленные ограничениями пользования или распоряжения товарами.

Завершает группу основных таможенных режимов международный таможенный транзит, при котором товары не предназначены для приобретения на внутреннем рынке, а пересекают таможенную границу РФ в целях доставки из одного иностранного государства в другое. Следует отметить, что определение понятия таможенного режима международного таможенного транзита основано на положениях ст.V ГАТТ/ВТО С"вобода транзита", согласно которой товары должны считаться проходящими через территорию Договаривающейся стороны, когда такой проход является лишь частью полного пути, начинающегося и заканчивающегося за пределами границы Договаривающейся стороны, через территорию которой совершается движение груза.

В отдельную группу выделены таможенные режимы с экономическим значением.

Таможенные режимы

В новом ТК РФ к группе таможенных режимов с экономическим значением отнесены: переработка на таможенной территории, переработка для внутреннего потребления, переработка вне таможенной территории, временный ввоз, таможенный склад, свободная таможенная зона (свободный склад).

Из перечисленных таможенных режимов новым для российского таможенного законодательства является таможенный режим переработки для внутреннего потребления, который позволит использовать общепринятый в международной практике механизм стимулирования импортозамещения. В соответствии с этим режимом российские организации будут осуществлять деятельность по переработке иностранных товаров на тех же экономических условиях, что и иностранные переработчики. Это, в свою очередь, будет способствовать созданию дополнительных рабочих мест, увеличению налоговых отчислений, что в целом благоприятно повлияет на развитие экономики государства. Экономический смысл этого таможенного режима заключается в нивелировании (исправлении) эскалации таможенного тарифа. Общий принцип эскалации таможенного тарифа заключается в том, что чем выше степень переработки и обработки товаров, тем выше уровень ставки таможенной пошлины. Вместе с тем встречаются исключения из этого принципа, когда при высокой степени обработки уровень ставки таможенной пошлины, применяемой к готовой продукции, ниже уровня ставок, применяемых к материалам (сырью). Такие исключения могут быть обусловлены стимулированием ввоза отдельных видов товаров путем уменьшения ставок таможенных пошлин. Применение данного таможенного режима позволит российским производителям использовать импортные комплектующие для производства инвестиционных товаров непосредственно на территории страны.

Временный ввоз. В отличие от таможенного режима временного ввоза (вывоза) закрепленного в ТК РФ 1993 г., в новом ТК РФ таможенные режимы временного ввоза и временного вывоза закреплены в различных главах.

Подобный подход обусловлен тем, что при внешней схожести таможенные режимы временного ввоза и временного вывоза имеют различную экономическую и административную направленность.

При временном ввозе товары используются на таможенной территории страны с определенными ограничениями в силу того, что в отношении них предусматривается условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов. При временном вывозе таможенные органы не могут контролировать использование товаров, а смысл обязательств перед таможенными органами заключается в том, чтобы товары не могли быть проданы за рубежом без репатриации валютной выручки, за исключением отдельных категорий товаров, обратный ввоз которых требуется в силу закона (например, культурные ценности). Учитывая разные условия помещения товаров под таможенные режимы и действия этих режимов, для целей удобства применения закона они и были прописаны в различных главах.

Свободная зона (свободный склад). В новом ТК РФ отсутствует описание таможенных режимов свободной таможенной зоны (свободного склада), однако это не означает отказ законодателя использовать в экономическом регулировании такой мощный инструмент развития национальной экономики как свободные таможенные зоны и другие разновидности свободных экономических зон. Все вопросы, связанные со свободными экономическими зонами, не нашли своего отражения в новом законе в связи с разработкой федерального закона об особых экономических зонах. Для правовой регламентации таможенных режимов свободной таможенной зоны (свободного склада) необходимо законодательно определить критерии и цели функционирования свободных экономических зон на территории РФ, а затем устанавливать особенности правового регулирования помещения товаров под указанные таможенные режимы, особенности налогообложения и т.п.В этой связи до принятия соответствующего федерального закона будут действовать положения таможенных режимов свободной таможенной зоны (свободного склада), установленные гл.12 ТК РФ 1993 г.

Третью группу классификации таможенных режимов составляют завершающие таможенные режимы: реимпорт, реэкспорт, уничтожение, отказ в пользу государства.

Характерной особенностью этих таможенных режимов является то, что товары приобретают для таможенных целей постоянный, а не временный статус. Таможенный контроль при помещении товаров под указанные таможенные режимы завершается.

Реимпорт. В отличие от ТК РФ 1993 г. в новом ТК РФ таможенный режим реимпорта предусматривает льготы по уплате таможенных пошлин, налогов при обратном ввозе товаров на территорию страны. Установлены более жесткие условия, а именно - обязанность предъявления документов, подтверждающих обстоятельства вывоза товаров. Особенностью таможенного налогообложения является и то, что при ввозе товаров в соответствии с таможенным режимом реимпорта на лицо, заявляющее данный режим, возлагается обязанность вернуть в федеральный бюджет все суммы таможенных пошлин, налогов, а также проценты с них, которые не взимались либо были возвращены в связи с вывозом (НДС, дотации, субсидии). Например, если ввозятся продукты переработки товаров, ранее вывезенных при завершении таможенного режима переработки на таможенной территории с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, то при помещении таких продуктов под таможенный режим реимпорта подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, как если бы они были выпущены для свободного обращения при ввозе, а также проценты с них как за фактически использованную отсрочку по уплате таможенных платежей. При помещении товаров под таможенный режим реимпорта они приобретают статус находящихся в свободном обращении.

Реэкспорт. В отличие от ТК РФ 1993 г. предусмотрена возможность помещения под этот таможенный режим не только иностранных товаров, но также и тех товаров, которые выпущены для свободного обращения на таможенной территории РФ. Значимость данной нормы заключается в том, что в случае выявления производственного брака либо иных несоответствий условиям внешнеэкономической сделки, которые имели место на момент ввоза товаров, такие товары могут быть вывезены обратно в соответствии с таможенным режимом реэкспорта уже после их выпуска для свободного обращения.

Уничтожение. К завершающим таможенным режимам отнесен таможенный режим уничтожения товаров. Новеллой в новом ТК РФ является возможность помещения под этот таможенный режим товаров, которые уничтожены в результате форсмажорных обстоятельств.

Отказ от товара в пользу государства. В отличие от положений ТК РФ 1993 г. в новом ТК РФ уровень принятия решения о товарах, которые не могут быть помещены под этот таможенный режим, поднят до Правительства РФ.

Четвертую группу таможенных режимов составляют специальные таможенные режимы: временный вывоз, беспошлинная торговля, перемещение припасов, иные специальные таможенные режимы.

Временный вывоз. Как уже было ранее отмечено, таможенный режим временного вывоза прописан в отдельной главе ТК РФ. Использование этого таможенного режима по сути представляет собой льготу на обратный ввоз без уплаты таможенных пошлин, налогов, т.е. заранее заявленный реимпорт. Срок обратного ввоза в отношении товаров, вывезенных с таможенной территории в соответствии с таможенным режимом временного вывоза, не установлен, за исключением тех товаров, которые в соответствии с законодательством РФ подлежат обратному ввозу. При невозвращении временно вывезенных товаров бенефициар режима обязан изменить таможенный режим временного вывоза на таможенный режим экспорта в целях валютного контроля. В отношении таких товаров подлежат уплате суммы вывозных таможенных пошлин, исчисленных исходя из таможенной стоимости и ставок, действующих на день помещения товаров под таможенный режим. В целях предотвращения злоупотребления данным режимом законодателем предусмотрено взимание процентов как за фактически предоставленную отсрочку по уплате вывозных таможенных пошлин. Исключение составляют случаи изменения таможенного режима временного вывоза на экспорт в отношении природного газа, временно вывезенного для хранения в подземных газовых хранилищах за пределами таможенной территории РФ.

Беспошлинная торговля. В отношении таможенного режима беспошлинной торговли установлены некоторые особенности открытия магазина. Предпринимательская деятельность владельца магазина беспошлинной торговли по новому ТК РФ осуществляется без включения в реестр лиц, осуществляющих деятельность в околотаможенной инфраструктуре. Новеллой является то, что российские поставщики по новому закону получили право на возмещение налога на добавленную стоимость в отношении российских товаров, которые подлежат продаже в магазине беспошлинной торговли. Перечень товаров, которые не могут быть помещены под таможенный режим беспошлинной торговли, определяет Правительство РФ.

Перемещение припасов. К специальным таможенным режимам отнесен режим перемещения припасов. В отличие от положений таможенного режима перемещения припасов, закрепленного в постановлении Правительства РФ от 9 июля 2001 г. N 524 "Об установлении таможенного режима перемещения припасов"*(56) правовая регламентация этого режима в новом Кодексе предусматривает некоторые нюансы, а именно то, что торговля без цели потребления на борту во время следования по территории РФ допускается только на воздушных судах. На морских (речных) судах торговать можно только за пределами таможенной территории.

Завершают перечень специальных таможенных режимов иные специальные таможенные режимы. Под специальные таможенные режимы помещаются товары, имеющие определенную целевую направленность (ликвидация стихийных бедствий; обеспечение функционирования посольств, консульств, а также официальных представительств РФ за рубежом; российские товары, перемещаемые между таможенными органами через территорию иностранного государства и т.п.). На уровне закона установлены основные положения, регулирующие вопросы помещения под специальные таможенные режимы, а именно: освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также неприменение нетарифных мер экономического характера. Возврат внутренних налогов не производится, за исключением случаев, когда избранный специальный таможенный режим изменен на таможенный режим экспорта. Иные требования и условия помещения товаров под специальные таможенные режимы, а также ограничения по пользованию и распоряжению товарами законодателем предложено детализировать на уровне Правительства РФ. Следует отметить, что в настоящее время особенности правового регулирования рассматриваемых отношений определены следующими актами Правительства РФ:

постановление Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1067 "Об установлении таможенного режима вывоза товаров для представительств Российской Федерации за рубежом";

постановление Правительства РФ от 25 ноября 1994 г. N 1290 "Об установлении таможенного режима вывоза отдельных товаров в государства - бывшие республики СССР";

постановление Правительства РФ от 4 декабря 1999 г. N 1335 "Об утверждении порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации";

постановление Правительства РФ от 31 августа 2000 г. N 644 "О порядке оказания помощи иностранным государствам в ликвидации чрезвычайных ситуаций".

В соответствии с подп.22 ст.11 ТК РФ таможенный режим- это таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории РФ либо за ее пределами.

Таким образом, при ввозе товаров на таможенную территорию РФ либо вывозе с этой территории следует выбрать наиболее подходящий таможенный режим в зависимости от целей перемещения товаров. Заявление таможенного режима является одним из обязательных условий перемещения товаров через таможенную границу, поскольку именно от положений таможенного режима зависит применение таможенных пошлин, налогов, а также особенности осуществления процедуры таможенного оформления и производства таможенного контроля.

Согласно Нового Таможенного кодекса выделяются следующие виды таможенных режимов, зафиксированные в ст. 155 кодекса:

1) основные таможенные режимы:

·        выпуск для внутреннего потребления;

·        экспорт;

·        международный таможенный транзит;

2) экономические таможенные режимы:

·        переработка на таможенной территории;

·        переработка для внутреннего потребления;

·        переработка вне таможенной территории;

·        временный ввоз;

·        таможенный склад;

·        свободная таможенная зона (свободный склад);

3) завершающие таможенные режимы:

·        реимпорт;

·        реэкспорт;

·        уничтожение;

·        отказ в пользу государства;

4) специальные таможенные режимы:

·        временный вывоз;

·        беспошлинная торговля;

·        перемещение припасов;

·        иные специальные таможенные режимы.

Более подробно таможенные режимы описаны в гл. 18 – 21.

В гл. 18 описаны основные таможенные режимы в ст.ст. 163 – 172, так выпуск для внутреннего потребления описан в ст.ст. 163 – 164, экспорт ст.ст. 165 – 166, международный таможенный транзит – ст.ст. 167 – 172.

В гл. 19 описаны экономические таможенные режимы в ст.ст. 173 – 233, так переработка на таможенной территории представлена в ст.ст. 173 – 186, переработка для внутреннего потребления – ст.ст. 187 – 196, переработка вне таможенной территории – ст.ст. 197 – 208, временный ввоз – ст.ст. 209 – 214, таможенный склад – ст.ст. 215 – 233.

В гл. 20 описаны завершающие таможенные режимы, которые расписаны в ст.ст. 234 – 251, так реимпорт описан в ст.ст. 234 – 238, реэкспорт – ст.ст. 239 – 242, уничтожение – ст.ст. 243 – 247, отказ в пользу государства – ст.ст. 248 – 251.

В гл. 21 описаны специальные таможенные режимы в ст.ст. 252 – 269, так временный вывоз – ст.ст. 252 – 257, беспошлинная торговля – ст.ст. 258 – 263, перемещение припасов – ст.ст. 264 – 267, иные специальные режимы – ст.ст. 268 – 269.

В ст. 156. описан выбор и изменение таможенного режима. Так, ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов, предусмотренных настоящим подразделом, и соблюдать этот таможенный режим.

Лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой в соответствии с настоящим Кодексом.

В ст. 157 расписано помещение товаров под таможенный режим. Так, Помещение товаров под таможенный режим осуществляется с разрешения таможенного органа, выдаваемого в соответствии с настоящим Кодексом.

При соблюдении лицом заявленного таможенного режима и других условий выпуска товаров (ст. 149) таможенный орган обязан выдать разрешение на помещение товаров под заявленный таможенный режим.

Днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом.

В ст. 158 расписано соблюдение запретов и ограничений при помещении товаров под таможенные режимы. Так, запреты и ограничения, не носящие экономического характера и установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также требования законодательства Российской Федерации, установленные в целях валютного контроля, лица обязаны соблюдать вне зависимости от заявленного таможенного режима.

В ст. 159 описаны документы и сведения, подтверждающие соблюдение таможенного режима. Для получения разрешения на помещение товаров под таможенный режим в таможенный орган представляются только те документы и сведения, которые подтверждают соблюдение условий помещения товаров под таможенный режим, предусмотренных настоящим подразделом.

Таможенный орган вправе требовать только те документы и сведения, которые необходимы для подтверждения соблюдения условий помещения товаров под заявленный таможенный режим и соблюдения этого таможенного режима в соответствии с настоящим Кодексом.

В ст. 160 описаны гарантии соблюдения таможенного режима. При выдаче разрешения на помещение товаров под таможенный режим, содержание которого предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, таможенный орган вправе требовать предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей (глава 31 Кодекса), представление обязательства об обратном вывозе временно ввезенных товаров и иных гарантий надлежащего исполнения обязанностей, установленных настоящим подразделом.

В ст. 161 описаны обязанности подтверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенный режим. Обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под заявленный таможенный режим, содержание которого предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, возлагается на декларанта.

В ст. 162 описаны последствия изъятия товаров по делу об административном правонарушении в области таможенного дела. В случае изъятия товаров, помещенных под таможенный режим, по делу об административном правонарушении в области таможенного дела действие таможенного режима в отношении этих товаров приостанавливается.

Если вступившим в силу постановлением по делу об административном правонарушении в области таможенного дела не предусматривается конфискация товаров, помещенных под таможенный режим, действие таможенного режима в отношении этих товаров возобновляется.

При возобновлении действия таможенного режима проценты, начисление и уплата которых предусмотрены в соответствии с настоящим подразделом, за период приостановления действия таможенного режима не начисляются и не уплачиваются.

Если привлечение лица к административной ответственности связано с несоблюдением таможенного режима и допущенное несоблюдение влечет невозможность дальнейшего применения данного таможенного режима, таможенный режим должен быть завершен в соответствии с настоящим подразделом в течение 15 дней после дня вступления в силу соответствующего решения по делу об административном правонарушении.

Заключение

Режим – это система правил, мероприятий, необходимых для той или иной цели; или точно установленный распорядок жизни человека, обществ, государства.

Под правовым режимом понимается совокупность правил, закрепленных в юридических нормах и регулирующих определенную деятельность.

По времени действия бывают режимы постоянные и временные.

Таможенный режим – совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ для таможенных целей. Он является постоянным, общегосударственным. Его можно понимать как совокупность правил, регулирующих деятельность, связанную с перемещением товаров и транспортных средств через границу. Эти правила образуют ядро таможенного права, которые не только регламентируют деятельность государственных органов и лиц, перемещающих материальные ценности, но и их взаимоотношения с государством.

Любые товары подпадают под таможенный режим: при их ввозе с момента пересечения таможенной границы РФ, а при вывозе – с начала таможенного оформления или с момента их размещения в зоне таможенного контроля.

Важнейшими компонентами таможенных режимов являются:

1) меры экономической политики, т.е., административное воздействие на их ввоз и вывоз путем запретов или ограничения (лицензирование, квотирование и применение иных мер административных рычагов регулирования экономических процессов);

2) таможенное оформление;

3) таможенные платежи;

4) таможенный контроль;

5) правила пользования и распоряжения «затаможенными» товарами и транспортными средствами.

В зависимости от этих компонентов можно различать разновидность общего таможенного режима:

1) льготный (перемещение физическими лицами товаров не для коммерческих целей, экспортно-импортные операции на основе международных договоров) и др.;

2) обычный;

3) усиленный (стратегические товары, культурные ценности, валюта и т.д.)

Общий таможенный режим по признакам объектов делится на 3 вида режимов:

1) режим товаров;

2) режим транспортных средств;

3) режим валюты и валютных ценностей.

Список источников и литературы

1.     Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ

2.     Краснолуцкая Н.Т. Специальные таможенные режимы – М.: Благовест-В, 2003. – 111 с.