Содержание.

Введение. 2

1. Предпринимательство: сущность и функции в экономике. 3

2. Виды предприятий. 5

3. Роль предпринимательства в переходной экономике. 13

Заключение. 16

Список литературы. 17

Введение.

За последний год были сделаны громкие заявления по поводу места и роли предпринимательства в России. Сегодня малому и среднему бизнесу отводится ведущая роль в развитии экономики страны, средний класс объявлен консолидирующей частью общества. На предпринимателей возлагают надежды Президент России, власти всех уровней и в целом - все общество. Однако зачастую само общество не до конца понимает сущность предпринимательства и отождествляет его с неким способом получения прибыли  посредством перепродажи товаров.

Целью данной работы является изучение предпринимательства как типа хозяйственной деятельности и его значения для переходной экономики, в том числе и экономики нашей страны.

Настоящая работа включает рассмотрение основных теоретических вопросов экономического феномена предпринимательства как типа хозяйственной деятельности, вводится базисная терминология, рассматриваются виды предприятий, а также роль предпринимательства в переходной экономике.

1. Предпринимательство: сущность и функции в экономике.

     В современной экономической литературе четкого выделения глубинной сущности предпринимательства нет. В большинстве случаев сущность этого явления подменяется целью предпринимательской деятельности. К сожалению, такой подход господствует ныне и в России. Хуже всего, он закреплен у нас законодательно. В Законе РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности" предпринимательство приравнивается к обычному бизнесу.

     Предпринимательство - это особый вид бизнеса. Его целью является получение не прибыли вообще, а сверхприбыли, т. е. предпринимательского дохода[1].

Иными словами, предпринимательство - это особая инновационная форма производства, которая в соответствующих исторических и социально-экономических условиях становится преобладающей, что и обеспечивает всему общественному воспроизводству необходимую динамику. Страна, которой присущ такой тип воспроизводства, во многом защищена от сбоев и тем более потрясений в хозяйственной сфере; ее общественно - экономический прогресс динамичен и устойчив, перспективы обнадеживающие.

 Рассмотрение предпринимательства как особого типа общественного воспроизводства было бы неполным без указания на еще одну его имманентную составляющую. Речь в данном случае идет об организации и управлении всем процессом создания предпринимательского дохода, во многом оригинальных и зачастую даже уникальных идей. Этот момент органически связан с экономической сущностью предпринимательства и определяет конкретную структуру последнего в каждый данный период времени. Организационно-управленческая компонента предпринимательства включает в себя не только производство, но и фазы обмена и распределения.

Взгляды на  предпринимательство  и подходы к оценке его важнейших функций в экономическом механизме (современного капитализма) отличаются значительным разнообразием углов зрения и теоретических посылок.

     Здесь:

     а) экономические функции предпринимательства:

     - несение риска

     - освоение и реализация нововведений;

     б) социально-экономические функции:

     - новые подходы к управлению

     - новые комбинации ресурсов;

     в) общий поведенческий подход:

     - как к определенному феномену хозяйствования,  вбирающему в себя широкую гамму социальных,  психологических, и чисто экономических характеристик,  возвышающих его и выделяющих среди  других явлений капитализма[2].

Практически все современные научные подходы едины в том, что предпринимательство это ключевой элемент хозяйственного  механизма, а  предприниматель - одна из центральных фигур социально-экономической жизни общества.

В ряде случаев самостоятельность и уникальность предпринимательства как явления или  экономической  функции  практически  не признавалась. Предприниматель  либо  растворялся  в капиталисте - собственнике, как это представлялось в классической школе  экономического анализа, либо фактически превращался в менеджера, в условиях отделения "капитала-собственности" от  "капитала-функции", наиболее рационально организующего различные факторы производства (менеджериальные теории фирмы).

2. Виды предприятий.

Организационно-правовые формы хозяйственной деятельности в условиях перехода к рынку характеризуются большим многообразием. Наиболее значимыми признаками, отличающими одну организационно-правовую форму хозяйствования от другой, являются:

·        статус собственника применяемого капитала;

·        способ распределения прибыли и убытков;

·        количество участников данного хозяйствующего субъекта;

·        форма управления;

·        источники имущества, составляющего материальную основу хозяйственной деятельности данного субъекта;

·        пределы имущественной ответственности.

Согласно ГК РФ предпринимательской деятельностью могут заниматься как физические, так и юридические лица.

Физическое лицо — это гражданин, который занимается предпринимательской деятельностью единолично, не принимая статуса юридического лица, то есть предприниматели без образования юридического лица (ПБОЮЛ).

Каждый гражданин в РФ вправе заниматься предпринима­тельской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя. При этом он лишь должен пройти государственную регистрацию.

Индивидуальное предпринимательство — самый дешевый спо­соб организации бизнеса. Многие фермерские (крестьянские) хо­зяйства, небольшие магазины и учреждения в сфере услуг явля­ются примерами такой формы предпринимательства, поскольку каждое из них принадлежит одному человеку, хотя в них может быть занято много наемных работников.

Эта форма предпринимательства обладает рядом преимуществ. Одно из них заключается в том, что индивидуальный предпри­ниматель получает удовлетворение, работая на самого себя. Он может самостоятельно принимать решения о продолжительно­сти рабочего дня, о количестве и составе наемных работников, о величине цен на выпускаемые и продаваемые товары или оказы­ваемые услуги. Он сам вправе выбрать, расширять ли масштабы своей деятельности или сокращать, а главное — может индиви­дуально присвоить всю полученную прибыль.

Другая группа организационно-правовых форм хозяйствования охватывается общим понятием "юридические лица"'. Признаки юридического лица состоят в том, что это, прежде всего — организация, т.е. определенным образом организованное объединение лиц, которое:

·        имеет обособленное имущество;

·        отвечает этим имуществом по своим обязательствам;

·        может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права;

·        несет обязанности;

·        выступает в качестве истца и ответчика в суде;

·        имеет самостоятельный баланс;

Указанные организации как юридические лица могут быть двух типов:

1.      преследующие в качестве основной цели извлечение прибыли из своей деятельности. Такие организации являются "коммерческими";

2.      не преследующие в качестве основной цели извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Такие организации признаются "некоммерческими". Это фонды, общественные объединения, ассоциации, союзы учреждаемые гражданами или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующие социальные, благотворительные, культурные и общественно-полезные цели.[3]

Юридические лица – коммерческие организации бывают следующих типов:

·        хозяйственные товарищества;

·        хозяйственные общества;

·        производственные кооперативы;

·        государственные кооперативы;

·        государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме "полного товарищества" и "товарищества на вере" (иначе — "коммандитные товарищества"). Число их участников не может быть менее двух. Участниками полных и коммандитных товариществ могут быть как индивидуальные предприниматели, так и коммерческие организации. Имущество таких товариществ создается за счет разделенных на доли вкладов участников, а капитал, необходимый для ведения дела, называется складочным капиталом.

Полное товарищество — это соединение двух или более лиц для ведения за общий счет хозяйственной деятельности от имени товарищей под прямую, неограниченную и солидарную ответственность всех товарищей (при недостатке средств у самого товарищества).

Товарищество на вере, или, как иначе еще называют комменда или коммандитное товарищество (фр. Commandant – командовать, распоряжаться, господствовать; лат. Commendere – поручать) можно определить как корпорацию (объединение людей), основанную на паях, в которой один или несколько товарищейотвечают перед кредиторами товарищества в размере определенного вклада, а другие товарищи отвечают неограниченно и солидарно своим личным имуществом.

Второй группой организационно-правовых форм, в которых выступает коллективное предпринимательство, — "хозяйственные общества", подразделяются на:

·        общества с ограниченной ответственностью;

·        общества с дополнительной ответственностью;

·        акционерные общества.

"Общество с ограниченной ответственностью" — это организация, созданная одним или несколькими лицами, уставный капитал которой разделен на доли, величина которых отражена в учредительных документах.

Участники таких обществ не отвечают по его обязательствам лично принадлежащим им имуществом, а риск убытков несут в пределах внесенного вклада.

Создание хозяйственного общества предполагает подписание Учредительного договора и Устава общества.

В обществах с дополнительной ответственностью уставной капитал также разделен на доли определенных размеров. Однако ответственность участников такого общества значительно расширена — они несут солидарную и субсидиарную ответственность по долгам общества в одинаковом для всех кратном размере к стоимости сделанных вкладов. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам. Фирменное наименование общества с дополнительной ответственностью обязательно должно содержать указание на соответствующий экономический статус ("с дополнительной ответственностью") Понятно, что на создание таких обществ предприниматели идут неохотно.

Названные организационно-правовые формы предпринимательства используются преимущественно небольшими по размерам предприятиями. Крупные масштабы производства требуют иных способов привлечения капиталов и их использования, которые обеспечивали бы стабильное функционирование предприятия. И такая возможность предпринимательства предполагает создание акционерного общества.

Экономико-правовой механизм регулирования акционерных обществ исходит из потребности осуществления экономических преобразований в России, а вместе с тем — и груза накопленных, универсальных и эффективных форм хозяйствования экономически развитых стран зарубежья.

Правовой статус акционерных обществ (АО), наряду с ГК РФ, определяется Федеральным законом "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г. (СЗ РФ, 1996, № 1, ст. 1), а в части АО, созданных в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий, акционирования в отраслях сельского хозяйства и акционерных банков — и специальными федеральными законами.

Акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников (акционеров — п. 1 ст. 2 Федерального Закона от 26.12.95 г) Наряду с общими признаками, характеризующими АО в качестве хозяйствующей коммерческой организации, в этом определении выделяются и его специфические признаки, как корпоративного субъекта предпринимательства. Среди этих специальных признаков — разделение уставного капитала на определенное число акций, обязательственный характер прав и ограниченность ответственности акционеров.

Как и другие хозяйствующие субъекты, акционерные общества создаются в учредительном порядке, но законоположения различают общий и специальный порядок учреждения АО. В частности, Закон от 26 декабря 1995 г. уделяет особое внимание образованию АО путем их реорганизации (слияния, присоединения, выделения и разделения), а также преобразования обществ. Учредителями АО могут выступать как юридические лица, так и граждане, в том числе иностранные лица в соответствии с законоположениями об иностранных инвестициях. Число учредителей общества закрытого типа не может превышать 50 лиц. Государственные органы (органы местного самоуправления), если иное не установлено федеральными законами, не могут выступать в качестве учредителей акционерного общества.

Основополагающим учредительным, а вместе с тем и нормативно-организующим документом акционерного общества является его Устав, который подготавливается учредителями при создании общества и утверждается общим собранием учредителей. Устав АО должен содержать все основные характеристики АО, как это определено п. 3 ст. 98 и п. 2 ст. 52 ГК РФ.

Законодательство различает два типа акционерных обществ — открытые и закрытые в зависимости от состава учредителей, способа формирования уставного капитала, а соответственно — и статуса его участников (ст. 97 ГК РФ). Акционерное общество открытого типа формирует уставный капитал путем выпуска и свободной публичной продажи акций, хотя законоположения в интересах защиты прав акционеров предусматривают оплату учредителями уставного капитала. Акционеры данного типа общества отчуждают свои акции без согласия других акционеров общества. Закрытым признается общество, акции которого распределяются лишь среди учредителей и иного, указанного заранее круга лиц. Следовательно, такое общество не вправе проводить открытую подписку и распределение акций. Акционеры общества закрытого типа имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами, а в соответствии с Уставом и в рамках ограничений закона таким преимущественным правом обладает и АО в целом. Преобразование государственной собственности ориентировано на открытое акционирование, дающее возможность приобретать акции широкому кругу покупателей, а вместе с тем и передавать имущество в собственность заинтересованным лицам — предпринимателям.

Гражданский кодекс России определяет производственный кооператив как добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной или иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Законом и учредительными документами производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц.

Члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах и в порядке, предусмотренном законом о производственном кооперативе и уставом кооператива.

Имущество, находящееся в собственности производственного кооператива, делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива.

Уставом кооператива может быть предусмотрено, что определенная часть имущества составляет неделимые фонды, используемые на цели, определенные уставом. Кооператив не вправе выпускать акции.

Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием.

Важной характеристикой данной организационно-правовой формы хозяйственной деятельности является обязательность трудового участия членов в деятельности кооператива и распределение прибыли в соответствии с трудовым участием. Решение многих вопросов деятельности кооперативов относится на усмотрение членов кооператива.

В организационно-правовой структуре предпринимательства видное место принадлежит государственным и муниципальным унитарным предприятиям. Они представляют собой звенья хозяйственной  системы, объективно обусловленные достигнутым уровнем обобществления производства. В структуре административно-командной экономики государственные предприятия занимают место главного и ведущего звена хозяйственной системы; в рыночной же экономике им предстоит занять место равноправного субъекта в совокупности хозяйствующих образований, действующих на коммерческих принципах.

Государственные и муниципальные предприятия — это такие производственные (в широком смысле слова) образования, которые создаются государством и органами местного самоуправления, наделяются ими необходимыми средствами и на коммерческих принципах действуют в соответствии с теми целями и задачами, которые для них определяют учредители.

Унитарный означает единый, не разделенный на части. Следовательно, государственное и муниципальное унитарное предприятие — это такая создаваемая государством и органами местного самоуправления коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Иными словами, это имущество не может быть распределено по вкладам, долям, паям, в том числе между работниками предприятия. [4]

Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия. В равной мере и предприятие такого типа не отвечает по долгам собственника имущества. Таким образом, меры экономического обособления унитарных предприятий обозначены четко и жестко. Но есть ситуации, когда собственник имущества имеет право отдавать обязательные распоряжения предприятию и несостоятельность последнего вызвана действиями учредителя-собственника.

К позитивной роли торговой и посреднической деятельности малых предприятий следует отнести их участие в создании новых хозяйственных связей. Инициированная либерализацией цен и рядом других факторов («торможение» ВПК, утрата рынков стран Восточной Европы и пр.) полная закупорка ранее сложившихся каналов взаимосвязей между производителями, поставщиками и торговлей открыла очень широкое поле деятельности для малых фирм по снабжению и сбыту продукции.

3. Роль предпринимательства в переходной экономике.

Стадии переходной экономики, как известно, пережили большинство стран мира. Россия  также находиться в состоянии перехода к рынку. Переходный период – это не статистика, а динамика, процесс.  Безусловно, для нас наиболее важна роль предпринимательства в аспекте российской переходной  экономики. Именно поэтому рассмотрение данного раздела наиболее целесообразно проводить на примере развития российского предпринимательства.

Острый экономический кризис, с которым столкнулась Россия в начале 80-х гг., потребовал перестройки государственного регулирования экономики, перехода к развитию рыночных отношений. Основными направлениями реформ стали приватизация (переход государственного имущества  в частные руки), либерализация цен, финансовая стабилизация (борьба с инфляцией, укрепление курса национальной валюты).

Одно из решающих направлений развития российской экономики – структурная перестройка индустрии, призванная обеспечить, в частности, развитие предпринимательства. Ведь становление и развитие предпринимательства является одной из наиболее важных проблем  экономической политики в  условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике.

Роль предпринимательства действительно велика, поскольку оно обеспечивает развитие производства и промышленности, способствует рыночно ориентированному выпуску инвестиционных и потребительских товаров и услуг, а, в конечном счете,  обеспечивает рост ВВП, доходов бюджетов и занятости, определяет структуру и качество ВВП, обеспечивает решение других социально-экономических проблем. Таким образом,  предпринимательство способствует экономическому росту страны.[5]

В переходной экономике предпринимательство выступает своеобразной наименьшей ячейкой, в экономике страны, однако именно эта ячейка, как наиболее гибкая и оптимальная форма ведения бизнеса, и призвана стать основой торгового, промышленного, научного, финансового и пр. развития.раслей россии.мальная форма ведения бизнеса и призвана стать основой торгового, промышленного, научног

Одним из первых шагов на пути преобразования Российской экономики стала приватизация. Приватизация – это система отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, акционерную, долевую). В результате приватизации создан слой мелких и средних собственников, произошло сокращение доли имущества находящегося в государственной и муниципальной формах собственности, то есть произошло разгосударствление многих предприятий, предприятия получили экономическую и имущественную самостоятельность, произошло повышение эффективности экономики, возникла конкуренция а следовательно стали развиваться рыночные отношения.

Постоянно растущая потребность в финансовых ресурсах, вызвала активное развитие финансовой сферы. В переходный период появилось большинство современных и успешно развивающихся банков и финансово-инвестиционных кампаний.

В настоящее время в РФ в основном закончено формирование новой банковской системы. Сейчас уже нет других, нежели коммерческие, банков, которые бы занимались обслуживанием заводов, фабрик предпринимателей. Новые банки активно включились в работу по обслуживанию народного хозяйства, и прошедшее время показало их серьезные преимущества перед старой банковской системой.

Колоссальный по своим масштабам и сложности процесс перехода к рыночной экономике включает, как известно, и такой элемент, как формирование соответствующей системы знаний у широких слоев населения, прежде всего у хозяйственных руководителей и специалистов. Это породило активное развитие системы образования и кадровой системы, и на этой почве как грибы стали появляться и развиваться рекрутинговые агентства,  а также центры обучения и повышения квалификации. Что зачастую также является частью предпринимательской деятельности.

Известно, что адмнистративно-командная система определенным образом приспособила к своей сути и нуждам организационно-правовой и хозяйственный механизм, политику, идеологию, систему ценностей. Она подменяла реальное удовлетворение потребностей людей выполнением плана, зачастую любой ценой; гипертрофированно ориентировалась на увеличение объема выпускаемой продукции при явной недооценке, а то и игнорировании ее качества и экономического использования ресурсов; унификацией вытесняла разнообразие; бездумным подчинением – инициативу и свободу фактических производителей продукции; исполнительностью – творчество. Что является развитием человека и личности.[6]

Роль предпринимательства в переходной экономике бесспорна. В сложных экономических условиях, предпринимательство является наиболее жизнеспособной формой хозяйственной деятельности, ведь, как известно сложности порождают в каждом человеке инстинкт выживания, который проявляется в поиске возможностей нормальной жизни а, следовательно, вызывает предпринимательский интерес.  Предпринимательство – это платформа переходной экономики, на основании которой происходит наращивание связей и структур экономики страны в целом.  Как было рассмотрено выше, предпринимательство породило развитие самых различных сфер жизни государства, начиная  банковской и заканчивая социальной.

Заключение.

Итак, предпринимательство является стержнем любой социально-экономической системы, основанной на началах частной собственности и конкуренции. Предприниматель-собственник, центральная фигура в гражданском и торговом обороте. Предприниматель не только организует производство товаров, но и сам принимает непосредственное участие в этом процессе; далее он организует все движение товарных масс и доводит их через посредство рынка до конечного потребителя, связывая, таким образом, экономическую жизнь общества в единое целое.

Наличие в любом обществе условий для предприниматель­ства, существование в таком обществе предпринимательского корпуса — это не только дань моде. Это и показатель уровня экономической свободы граждан, и отражение понимания про­грессивного характера предпринимательства со стороны пред­ставителей властных структур, определяющих, разрабатыва­ющих и реализующих экономическую политику, в том числе и в отношении предпринимательства.

Роль предпринимательства действительно велика, поскольку оно обеспечивает развитие производства и промышленности, способствует рыночно ориентированному выпуску инвестиционных и потребительских товаров и услуг, а, в конечном счете,  обеспечивает рост ВВП, доходов бюджетов и занятости, определяет структуру и качество ВВП, обеспечивает решение других социально-экономических проблем. Таким образом,  предпринимательство способствует экономическому росту страны.

Список литературы.

1.     Закон РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25.12.90.

2.     Закон РФ «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 2.12.90.

3.     Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.91.

4.     Закон РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25.12.90.

5.      «Положение об акционерных обществах» утв. Пост. см РСФСР №601 от 25.12.90.

6.     Гражданский кодекс России.

7.     Блинов А. О. Малое предпринимательство Организационные и правовые основы деятельности. -М., 1997

8.     А. В. Бусыгин. Предпринимательство основной курс. Москва., 1994

9.     В. Я. Горфинкель, Г. Б. Поляк, В. А. Швандар и др., под ред. В. Я. Горфинкеля и др.Предпринимательство Учеб. для экон. спец. Вузов. -М., 2002.

10.           Грачев И. Развитие малого предпринимательства // Деньги и кредит . 1997 . -№1 .-С.15-21.

А. Зобов. Предпринимательство в переходной экономике. // Российский экономический журнал. 2004г. №8. -С.37-40.

11.           Купанин А.А. и др. Основы предпринимательства. – М., 1992.


[1] Закон РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25.12.90.

[2] Купанин А.А. и др. Основы предпринимательства. – М., 1992., - С.34-35.

[3] А. В. Бусыгин. Предпринимательство основной курс. Москва. Интерпракс., 1994., - С.  65-70

[4] Блинов А. О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности. -М., 1997.,

- С.17-21

[5] В. Я. Горфинкель, Г. Б. Поляк, В. А. Швандар и др., под ред. В. Я. Горфинкеля и др.

Предпринимательство Учеб. для экон. спец. Вузов. -М., 2002. –С.138

.

[6] А. Зобов. Предпринимательство в переходной экономике. // Российский экономический журнал. 2004г. №8.

 –С.37-40.