Содержание
Введение. 3
1. Понятие производственной программы.. 4
2. Показатели, характеризующие производственную программу предприятия 6
Заключение. 12
Список литературы.. 13
Введение
В современных условиях задачи анализа деятельности предприятия возложены на специалиста (менеджера) в области аналитической деятельности на предприятии. Менеджер (экономист) разрабатывает и реализовывает экономическую политику предприятия, прогнозирует сценарии экономического развития предприятия, вырабатывает и внедряет управленческие решения, регулирующие деятельность предприятия; вести аналитическую, интеграционную работу на предприятии, предоставлять руководству всестороннюю информацию по состоянию предприятия, прогнозировать возможные сценарии его развития, разрабатывать варианты управленческих решений; устанавливать и сопровождать корпоративные информационные сети, внедрять и оптимизировать компьютерные информационно-аналитические системы масштаба предприятия; применять методы оптимальной организации труда на предприятии, внедрять инновационные формы, схемы и методы эффективной экономической деятельности предприятия.
Одним из основных вопросов в ходе экономического анализа деятельности предприятия является вопрос о характеристиках производственной программы предприятия – поэтому в настоящей контрольной работе речь пойдет о показателях оценки производственных программ.
В ходе выполнения контрольной работы будет дано понятие производственной программы, описаны показатели ее характеристики, а также приведен условный пример получения показателей оценки производственной программы.
1. Понятие производственной программы
Производственная программа в модели описывается следующими переменными: объемы производства, удельные затраты производственных агрегатов, мощность каждого производственного агрегата, стоимость единицы времени каждого агрегата, коэффициент роста стоимости единицы времени агрегата, платежи за использование производственных агрегатов, коэффициенты инкассации по каждому производственному агрегату. Понятие производственный агрегат включает в себя так же и трудовые ресурсы производственных рабочих.
Используется следующая схема расчетов. Сначала рассчитываются затраты производственных агрегатов по каждому продукту. Для этого суммируются все произведения удельных затрат производственных агрегатов и стоимости единицы времени их использования. Затем, используя коэффициенты инкассации, определяются выплаты денежных средств за использование каждого производственного агрегата при выпуске продукции.
В модели программы производства учитывается ряд ограничений, в частности ограничение по производственным мощностям [2, с. 145].
Для разработки производственной программы, в ходе которой будут учтены все затраты на производство продукции необходимо ввести понятие производственной мощности – вопрос о производственных мощностях и о их соответствии производственной программе представляется одним из важнейших показателей.
Производственная мощность является обоснованием производственной программы. Производственная мощность характеризует способность предприятия обеспечить максимально возможный выпуск продукции за определенный период (обычно год, квартал, месяц) при полном использовании оборудования и производственных площадей на данном предприятии. Производственные мощности можно рассматривать с различных позиций, исходя из этого определяют теоретическую, максимально, экономическую и практическую мощность [3, с. 89].
1. Теоретическая мощность (проектная) характеризует максимально возможный выпуск продукции при идеальных условиях функционирования производства. Этот показатель используется при обосновании новых проектов расширение производства и других инновационных предприятий.
2. Максимальная мощность – теоретически возможный выпуск продукции в течение отчетного периода при обычном составе освоенной продукции без ограничений со стороны факторов труда и материалов. Данный показатель важен при определении резервов производства, объемов выпускаемой продукции и возможности их увеличения и наращивания.
3. Экономическая мощность, под ней понимают предельное производство, которое не выгодно предприятию превышать из-за большого роста издержек производства или каких-либо иных причин.
4. Практическая мощность – наивысший объем выпуска продукции, который может быть достигнут на предприятии в реальных условиях работы. В большинстве случаев она совпадает с экономической мощностью.
При расчете производственной мощности учитывают:
- количество установленного оборудования по видам;
- производственной площади основных цехов предприятия;
- режим работы предприятия.
Производственная мощность рассчитывается на начало планового периода и называется входной и на конец планового периода и называется выходной мощностью.
Мк = Мн + Мdd + Мр - М выб где
Мк – мощность на конец периода;
Мн – мощность на начало периода;
Мdd – производственная мощность за счет ввода нового и реконструированного оборудования;
Мр – мощность, которую приобрели за счет организационно-технических мероприятий;
Кроме входной и выходной мощности рассчитываем показатель среднегодовой мощности.
Мср. = Мн + (Мdd*Т + Мр*Т – Мвыб.*Т)/ 12 мес.
Т – сроки ввода или вывода этих мощностей.
Производственная мощность определяется по мощности ведущих цехов, а мощность цехов по мощности ведущих участков или групп предприятия.
2. Показатели, характеризующие производственную программу предприятия
Источниками информации для анализа и характеристики производственной программы служат бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, отчетность ф.№ 1-п (годовая) "Отчет по продукции", ф.№ 1-п (квартальная) "Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте", ф.№ 1-п (месячная) "Срочная отчетность промышленного предприятия (объединения) по продукции", ф.№ 2 "Отчет о прибылях и убытках", ведомость № 16 "Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация" и др.
Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.
Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях - количество условных ремонтов, в обувной промышленности — условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т.д.
Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условно-натуральные измерители.
На рисунке 1 схематично представлены основные показатели, характеризующие производственную программу предприятия, выступающие в качестве объектов при анализе.
Рис. 1. Объекты анализа объема производства[1, с. 148]
В ходе анализа динамики объема производства продукции могут применяться натуральные (штуки, метры, тонны и т.д.), условно-натуральные (тысяча условных банок, количество условных ремонтов и др.), стоимостные показатели объемов производства продукции. Последний показатель является более предпочтительным.
Стоимостные показатели объема производства должны быть приведены в сопоставимый вид. В условиях инфляции нейтрализация изменения цен или «стоимостного» фактора является важнейшим условием сопоставимости данных.
В международном учетном стандарте IASC №15 «Информация, характеризующая влияние изменения цен» нашли отражение две основные концепции. Первая соответствует «Методике оценки объектов бухгалтерского учета в денежных единицах одинаковой покупательной стоимости» и ориентирована на общий индекс инфляции национальной валюты. При анализе динамики объема производства необходимо произвести корректировку на общий индекс инфляции национальной валюты [9, с. 101].
Вторая концепция лежит в основе «Методики переоценки объектов бухгалтерского учета в текущую стоимость». Методика ориентирована на применение индивидуальных индексов цен на товар или товарную группу. При этом могут применяться следующие методы:
пересчета объема производства продукции за отчетный год по ценам аналогичной продукции базисного периода (по относительно небольшой номенклатуре выпускаемой продукции);
корректировки на агрегатный индекс изменения цен (Jц) по группе однородных товаров (работ, услуг) или по отрасли в целом:
Jц =
где VВП1 – выпуск продукции в отчетном периоде в натуральном выражении;
VВП0 – выпуск продукции в базисном периоде в натуральном выражении;
Ц0 – цена единицы продукции в базисном периоде.
Тогда сопоставимый с базисным фактический объем выпуска продукции (ВП1ЦП) рассчитываем по формуле
ВП1ЦП = ВП1 : Jц , (2)
где ВП1 – объем выпускаемой продукции в стоимостном выражении.
С применением вышеназванных методов нейтрализуется влияние изменения цен на конкретный товар или товарную группу.
Анализ начинается с изучения динамики выпуска продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста (табл. 1).
Таблица 1
Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах (условный пример)
Год |
Объем производства продукции, млн. руб. |
Темпы роста, % |
Объем реализации, млн. руб. |
Темпы роста, % |
||
Базисные |
цепные |
базисные |
цепные |
|||
1 |
90000 |
100 |
100 |
89500 |
100 |
100 |
2 |
92400 |
102,7 |
102,7 |
92600 |
103,4 |
103,4 |
3 |
95800 |
106,4 |
103 |
94300 |
105,4 |
101,8 |
4 |
94100 |
104,5 |
98,2 |
93500 |
104,4 |
99,2 |
5 |
100800 |
112 |
107 |
96600 |
107,9 |
103 |
Из таблицы видно, что за пять лет объем производства возрос на 12 %, а объем реализации - на 7,9 %. Если за предыдущие годы темпы роста производства и реализации примерно совпадали, то за последний год темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции, что свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями.
Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.
Исчислим его по среднегеометрической:
В приведенном примере среднегодовой темп прироста выпуска продукции составляет 2,87 %, а реализации продукции - 1,92 %.
Для большей наглядности динамику производства и реализации продукции можно изобразить графически (рис. 2).
Рис. 2. Динамика производства и реализации продукции
за период с 1 по 5 год
Таблица 2
Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции
Изделие |
Объем производства продукции, млн. руб. |
Реализация продукции, млн. руб. |
||||||
план |
факт |
+,- |
% к плану |
План |
факт |
+,- |
% к плану |
|
А |
28800 |
25200 |
-3600 |
-12,5 |
28500 |
24250 |
-4250 |
-14,9 |
B |
33600 |
33264 |
-336 |
-1,0 |
33600 |
31800 |
-1800 |
-5,35 |
C |
19200 |
22176 |
+2976 |
+15,5 |
18900 |
21350 |
+2450 |
+13,0 |
D |
14400 |
20160 |
+5760 |
+40,0 |
14250 |
19200 |
+4950 |
+34,7 |
И т.д. |
||||||||
Итого |
96000 |
100800 |
+4800 |
+5,0 |
952500 |
96600 |
+1350 |
+1,42 |
Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему, ассортименту, качеству за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана (табл. 3).
Таблица 3
Оперативный анализ выполнения плана
по выпуску и отгрузке продукции, млн. руб.
План |
02.01.19__г. |
03.01 |
|||||
Вид продукции |
на сутки |
на месяц |
План с начала месяца |
Фактический Объем |
Отклонение от плана |
и т.д. |
|
за сутки |
с начала месяца |
||||||
Изделие А: выпуск отгрузка Изделие В: выпуск отгрузка |
80 82 125 126 |
1600 1640 2500 2520 |
80 82 125 126 |
82 78 124 128 |
82 78 124 128 |
+2 -4 -1 +2 |
|
Итого: выпуск отгрузка |
330 333 |
6600 6660 |
330 333 |
329 330 |
329 330 |
-1 -3 |
|
Итак, из исходных данных рассмотренного условного примера можно сделать следующие выводы. Оценка выполнения плана по производству продукции за отчетный период (месяц, квартал, год) производится по данным, приведенным в табл. 2. Из таблицы видно, что за отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 5 %, а по реализации - только на 1,42 %. Это свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции.
Заключение
Итак, при характеристике производственной программы предприятия производится:
Ø оценка степени выполнения плана и динамики производства продукции;
Ø определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
Ø выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска продукции;
Ø разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.
Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция[3, с. 189].
Валовая продукция - это стоимость всей произведенной, продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.
Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.
Производственная мощность – этот показатель является обоснованием производственной программы. Производственная мощность характеризует способность предприятия обеспечить максимально возможный выпуск продукции за определенный период (обычно год, квартал, месяц) при полном использовании оборудования и производственных площадей на данном предприятии. Производственные мощности можно рассматривать с различных позиций, исходя из этого определяют теоретическую, максимально, экономическую и практическую мощность.
Список литературы
1) Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учеб. пособ.- М.: Финансы и статистика, 2003.- 456с.
2) Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – 4-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 352 с.
3) Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учеб. – М.: Инфра- М, 2004. – 392 с.
4) Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дькова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – 471 с.
5) Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность, -М.: ИКЦ. «Маркетинг», 2002.