Содержание

1. Анализ динамики экспорта и импорта товаров и услуг. 3

2. Особенности анализа финансовых результатов от внешнеэкономической деятельности. 9

3.Задача. 13

4. Задача. 14

5. Задача. 17

Список литературы.. 20

 

1.   Анализ динамики экспорта и импорта товаров и услуг

        Анализ динамики экспорта и импорта товаров и услуг представляет собой глубокое, научно обоснованное исследование финансовых отношений и движения финансовых ресурсов предприятия с учетом специфики предприятия, с целью получения ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния.

По мере интеграции России в мировое хозяйство внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) становится все более важным и результирующим фактором ее экономической жизни. Формируется принципиально новая сфера предпринимательства, направленная на самостоятельное освоение внешнего рынка и подчиняющаяся в своей деятельности законам мировой экономики.

Если раньше сфера внешнеэкономических связей была, по существу, уделом лишь десятков специализированных внешнеторговых организаций, то теперь внешнеторговыми операциями занимаются многие тысячи производственных и торговых структур. Появление на внешних рынках российских деловых людей, часто профессионально слабо подготовленных, мало знакомых с государственным регулированием ВЭД, нередко приводит к непредвиденным результатам. Поэтому так важно знать физическим и юридическим лицам все тонкости государственного регулирования этого вида бизнеса.

Состояние предприятия, его устойчивость и ста­бильность зависят от результатов его внешнеэкономической деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение предприятия. И наоборот, в результате недовыполнения плана по производству  реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие ухудшение финансового состояния предприятия и его плате­жеспособности. Следовательно, устойчивое финансовое состояние не является счастливой случайностью, а итогом грамотного, умелого управления всем комплексом факторов, определяющих результаты хозяйственной деятельности предприятия. Устойчивое финансовое положение в свою очередь оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресур­сами. Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности должна быть направлена на обес­печение планомерного поступления и расходования денежных реcypcoв, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективное его использование.

 Одна из основных задач анализа динамики ВЭД – своевременное выявление и устранение недостатков в динамике экспорта и импорта товаров и услуг и поиск резервов улучшения финансо­вого состояния предприятия и его платежеспособности. [2, стр52].

Динамика оборота внешнеэкономических связей России изучается в неразрывной связи с развитием эк­спорта и импорта товаров и услуг объединения. Прежде всего, характеризуется развитие объема внеш­неэкономических операций за соответствующие годы. Оборот (объем в целом), экспорт и. импорт показы­ваются в таблице по годам, как в ценах соответствую­щих лет, так и в сопоставимых ценах. В другой таблице развитие операций отражается по географичес­кому направлению. В отдельных графах таблицы це­лесообразно привести данные о среднегодовых темпах прироста оборота, экспорта, импорта товаров и услуг. В таблице показывается также удельный вес групп стран и отдельных стран в процентах ко всему товарообороту объединения, принимаемому за 100%. -

Для характеристики изменений в товарной струк­туре составляется таблица, в которой товарные груп­пы и основные товары показываются в процентах по соответствующим годам или по основным странам экспорта и импорта. Целесообразно составление таб­лицы индексов физического объема по обороту, экс­порту и импорту.

Для характеристики движения экспортных и им­портных цен" по основным товарам разрабатывается особая таблица. В ней полезно показать .также ин­декс условий торговли, определяемый по формуле

I экспортных цен * 100

Условий торговли = -----------------------------

I импортных цен

Индекс исчисляется по отдельным капиталисти­ческим странам, а также в целом по всему обороту объединения и фирмы.

Анализ рациональности использования средств при осуществлении -экспортных операций. [4.c.57]

Выполнение обязательств по экспорту и импорту то­варов и услуг связано с расходом средств для оплаты счетов поставщиков экспортных и импортных товаров и оплаты накладных расходов по экспорту и импорту товаров. Эти средства объединения и фирмы получа­ют в основном в форме Кредитов банка. Полученные средства должны использоваться наиболее рацио­нально и эффективно. В связи с этим для выяснения вопроса о степени рациональности использования средств в отчетном периоде необходимо:

во-первых, изучить оборот средств в операциях внешнеэкономических связей. В ходе такого изучения выясняются возможности ускорения оборачиваемости средств, что позволит высвободить из внешнеторгово­го оборота и вернуть государству часть ранее полученных средств; во-вторых, исследовать состав и структуру накладных расходов. В связи с этим необходимо выяснить целесообразность произведенных затрат и изыскать возможность снижения их уровня и экономии средств в будущем;

в-третьих, определить уровень эффективности внешнеэкономических операций. В ходе такого иссле­дования устанавливаются факторы, вызвавшие изме­нение показателей эффективности, и выясняются воз­можности увеличения выгодности внешнеэкономичес­ких операций России. При этом производится увязка результатов анализа накладных расходов и показа­телей эффективности операций. -

Заключительный этап анализа — определение обо­рачиваемости средств и эффективности операций — позволяет в конечном итоге установить,- .насколько рационально использовались объединением фирмой средства, подученные для* проведения внешнеэконо­мических операций.

Изучение оборачиваемости оборотных средств у экспортных операциях

Изучение оборачиваемости оборотных средства отно­сится к числу основных задач экономического анали­за. Достаточно сказать, что за счет ускорения оборота средств, занятых во внешней торговле России, всего за один день из внешнеторгового оборота страны можно высвободить сотни миллионов рублей. Началом кругооборота средств, выделенных госу­дарством для проведения экспортных операций, явля­ется момент передачи экспортного товара российским поставщиком внешнеэкономическому объединению-экс­портеру или фирме. В бухгалтерском учете объедине­ния эта передача фиксируется соответствующей бух­галтерской проводкой на момент получения и акцепта счета поставщика с комплектом товарораспорядитель­ных документов. Если приемный акт на прибывший в порт товар будет получен объединением до поступле­ния счета от поставщика, то начало кругооборота в этом случае совпадает с моментом оприходования данного товара бухгалтерией на основа­нии приемного акта порта. Счет поставщика оплачивается объединением за счет ссуды банка. Товар от­гружается в адрес покупателя. При этом по различ­ным причинам возможны задержки товара в местах перевалки и на складах. Получив документы об от­грузке товара в адрес покупателя, объединение выпи­сывает ему счет. Оплатой покупателем .счета, поступ­лением денег в банк и погашением объединением или фирмой' банковской ссуды цикл кругооборота закан­чивается. [4.c.58]

Кругооборот средств подразделяется на две основ­ные стадии: кругооборот средств, вложенных в това­ры, и кругооборот средств в расчетах. Кругооборот средств в товарах начинается с момента перехода товарораспорядительных документов от поставщика к объединению (т. е. фактически с момента постановки товара на учет) и заканчивается выпиской счета за товар иностранному покупателю (в связи с чем товар списывается с учета на реализацию), после чего кру­гооборот продолжается в сфере расчетов. Оплата по­купателем счета объединения или фирмы и поступ­ление денег за товар в банк объединения или фирмы означают окончание расчётов я завершение кругообо­рота средств по экспорту. Кроме того, .существуют промежуточные стадии кругооборота (денежных средств на субрасчетных счетах в банке и накладных расходов на остаток нереализованных товаров). Но их влияние вследствие их относительно малого удель­ного веса в общем объеме средств на кругооборот в целом весьма незначительно.

Кругооборот средств в экспортных операциях, рас­сматриваемый не как отдельные акт, а как периоди­чески возобновляемый процесс, называется оборотом (ил и оборачиваемостью). Все стадии оборота отража­ются в активе бухгалтерского баланса в соответствую­щих его статьях.

Цель анализа оборота средств в экспортных опе­рациях— установление факторов, вызывающих изме­нение величины вложений средств в экспортные опе­рации объединения, и выяснение возможностей высво­бождения средств из внешнеторгового оборота. [4.c.59]

Результат экспорта (Д) представляет собой разницу между доходом от экспорта (валютный доход Е) и затратами по экс­порту (А). При этом валютный доход выражается как в иност­ранной валюте, так и в рублевом эквиваленте, а затраты — толь­ко в рублях:

Д1 = Е-А,

Е = К * Р,

где К — курс ЦБ РФ к иностранной валюте, руб.;

Р — продажная стоимость экспортной продукции, иностранная валюта.

Д1 = К*Р-А.

Влияние изменения курса рубля к иностранной валюте (АК) на финансовый результат по экспорту можно определить при по­мощи способа разниц:

Вл. АК = (К1 * Р0 - А) - (К0 * Р0 - А) = (K1 - К0) * Р0.

При анализе экспортных операций можно использовать ин­дексный метод. При этом исчисляется индекс результата экспор­та по группам изделий (Уд) следующим образом:

Уае = ∑∑1g1*(e1-a1)/∑∑ g0*(e0-a0)

или

Уае = ∑∑1g1*p1/∑∑ g0*p0

где е — а = р — результат экспорта по каждому изделию или стране, в кото­рую экспортируются изделия;

q — количество экспортируемых изделий;

р0 — средний результат экспорта по изделию в целом;

∑ — сумма всех экспортируемых изделий по каждой группе про­дукции;

∑1— общее число стран, в которые производится экспорт по каждому изделию.

Индекс результата экспорта, как и каждый объемный индекс с тремя компонентами, расчленяется на три частных индекса: [7.c.124]

∑∑1g1*(e1-a1)/∑∑ g0*(e0-a0)= ∑∑1g1*(e0-a0)/∑∑ g0*(e0-a0) * ∑∑1g1*(e1-a1)/∑∑ g0*(e1-a0) * ∑∑1g1*(e0-a1)/∑∑ g0*(e0-a0)

Частные индексы выражают следующее:

lg — влияние изменения экспортируемого количества изделий

Вл. g = ∑∑1g1*(e0-a0)/∑∑ g0*(e0-a0)

le1 – влияние изменение дохода от экспорта

Вл. g = ∑∑1g1*(e1-a1)/∑∑ g1*(e0-a1)

la1 – влияние изменение затрат по экспорта

Вл. а = ∑∑1g1*(e0-a1)/∑∑ g1*(e0-a0)

При анализе экспортных операций можно использовать весь накопленный инструментарий, которым оперируют при анализе в торговле. Специфика же анализа экспортных операций заклю­чается в изучении влияния изменений официальных курсов руб­ля к иностранным валютам. [7.c.123]

2. Особенности анализа финансовых результатов от внешнеэкономической деятельности

Несмотря на кажущуюся простоту расчетов, показатели этой группы, как и в случае с характеристикой финансовой устойчивости, достаточно неочевидны как с позиции теории, так и с позиции практических расчетов, выполняемых в рамках пространственно-временных сопоставлений. Так, фразы "прибыль предприятия ABC составляет Р руб." или "рентабель­ность предприятия ABC составляет α% ни финансовому аналитику, ни руководителю не говорят ни о чем. Неоднозначность трактовок предопре­деляется многими обстоятельствами: нередко встречающейся двусмыс­ленностью терминологии, множественностью расчетных формул с пози­ции теоретической обоснованности того или иного алгоритма расчета, а также множественностью исходных показателей, используемых в этих формулах. К показателям именно этой группы прежде всего и относится упоминавшееся выше требование о необходимости четкой идентифика­ции алгоритмов расчета. Коротко рассмотрим основные аспекты данной проблемы.

В общем случае результативность, экономическая целесообразность и рентабельность функционирования коммерческой организации измеряют­ся абсолютными и относительными показателями. Различают показатели экономического эффекта и экономической эффективности.

Экономический эффект - показатель, характеризующий результат деятельности. Это абсолютный, объемный показатель; его можно сумми­ровать в пространстве и времени (в данном случае мы абстрагируемся от понятия временной стоимости денег). В зависимости от уровня управле­ния, отраслевой принадлежности объекта и других параметров в качестве показателей эффекта используют показатели валового национального продукта, национального дохода, валовой продукции, прибыли, валового дохода от реализации товаров и т.д.

Основным показателем безубыточности работы коммерческой органи­зации является прибыль. Однако по этому показателю, взятому изолиро­ванно, нельзя сделать обоснованные выводы об уровне рентабельности. Прибыль в 20 тыс. руб. может быть прибылью разновеликих по масшта­бам деятельности и размерам вложенного капитала коммерческих органи­заций, иными словами, сумма объявленной прибыли, как правило, не дает возможности судить о масштабах фирмы. Соответственно и степень отно­сительной весомости этой суммы будет неодинаковой. Поэтому в анализе используют коэффициенты рентабельности, рассчитываемые как отноше­ние полученного дохода (прибыли) к средней величине использованных ресурсов.

Экономическая эффективность - относительный показатель, соизме­ряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, использованны­ми для достижения этого эффекта. Значения этого показателя уже нельзя суммировать в пространстве и времени (подобные суммирования делают лишь в статистике, например, при построении уравнений регрессии, одна­ко в этом случае показатель рассматривается как некая обобщенная стати­стическая характеристика изучаемого явления). Например, если известна оборачиваемость товаров по отдельным товарным группам, то товарооборачиваемость по магазину в целом не может быть найдена прямым сум­мированием исходных показателей товарооборачиваемости; нужно ис­пользовать показатели, характеризующие товарооборот и запасы магазина.

Существуют два подхода к оценке экономической эффективности -ресурсный и затратный. В общем виде показатель экономической эффек­тивности (EFF) выражается формулой

EFF = EF/RC

где EF- величина экономического эффекта;

RC- величина ресурсов или затрат.

Различие между категориями "ресурсы" и "затраты" достаточно оче­видно. В частности, если для примера рассмотреть основные средства, то в качестве характеристики ресурса может использоваться какой-либо из показателей его стоимостной оценки, а в качестве характеристики за­трат - часть стоимости, относимая на затраты в отчетном периоде, т.е. амортизационные отчисления. Безусловно, и в этом случае очевидность носит лишь кажущийся характер - известно, что существует несколько оценок стоимости основных средств (первоначальная, восстановительная, остаточная, рыночная и др.), списывать вложения в основные средства на затраты можно с помощью различных методик амортизации и т.п.

Коэффициенты рентабельности (доходности), с одной стороны, пред­ставляют собой частный случай показателей эффективности, когда в каче­стве показателя эффекта в числителе дроби берется прибыль, а в знаме­нателе - величина ресурсов или затрат. Однако на практике, естественно, анализ далеко не всегда выполняется в строгом соответствии с канонами теории, поэтому, с другой стороны, рентабельность понимается в более широком смысле, нежели эффективность. Неслучайно в прикладных нау­ках говорят о двух группах показателей рентабельности как об относи­тельных показателях, в которых прибыль сопоставляется с некоторой ба­зой, характеризующей предприятие с одной из двух сторон - ресурсы или совокупный доход в виде выручки, полученной от контрагентов в ходе текущей деятельности. Два вида базовых показателей и предопределяют две группы коэффициентов рентабельности. В первом случае базовыми по­казателями (т.е. знаменателями дроби коэффициента рентабельности) вы­ступают стоимостные оценки ресурсов (капитал, материальные ресурсы в различной классификации и др.), во втором случае - показатели выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг (в целом и по видам).

Существует множество коэффициентов рентабельности (доходности) в зависимости от того, с чьей позиции пытаются оценить эффективность финансово-хозяйственной-деятельности коммерческой организации. По­этому выбор оценочного коэффициента зависит от алгоритма расчета, точнее, от того, какой показатель эффекта (прибыли) используется в рас­четах. Неслучайно в мировой учетно-аналитической практике известны различные интерпретации показателей прибыли, а какого-то единого уни­версального коэффициента эффективности не существует.

Логика дальнейшего рассуждения вновь определяется структурой ба­ланса, точнее, его пассивной части. Целесообразно выделить четыре круп­ные группы лиц, заинтересованных в деятельности конкретной коммерче­ской организации. Можно давать характеристику интересов этих групп исходя из различных критериев; мы будем исходить из последовательно­сти формирования конечного финансового результата.

Отметим, что использованная на этом рисунке классификация расхо­дов и доходов, а также некоторые названия показателей являются в опре­деленном смысле условными. Например, коммерческие расходы здесь отнесены к группе условно-постоянных расходов. Такой подход является достаточно распространенным, однако надо иметь в виду, что если для конкретной компании эти расходы являются значимыми и в той или иной степени зависят от объема производства, то их следует разделить на по­стоянные и переменные. Что касается условности названий, то, например, можно упомянуть о валовой (маржинальной) прибыли. Этот показатель, фактически пред­ставляющий собой разность между выручкой от реализации и перемен­ными расходами и имеющий основополагающее значение в системе директ-костинга, был разработан и интерпретирован в ходе реализации идей маржиналистов в приложении к бухгалтерскому учету. В англоязычной литературе этот показатель имеет еще одно название, которое буквально переводится на русский язык словом "вклад". Именно этот термин мы и будем использовать в дальнейшем наряду с термином "валовая прибыль". Показатель этот является сравнительно новым для отечественного учета. Некоторое смысловое объяснение его названия может быть таким: для эффективно работающей коммерческой организации валовая прибыль не должна быть меньше постоянных расходов производственного назначе­ния, т.е. она всегда ограничена снизу.

Как следует из схемы, укрупненно алгоритм распределения дохода та­ков: полученная коммерческой организацией выручка от реализации по­следовательно уменьшается на величину: а) затрат труда и материалов (материальные расходы); б) процентов за пользование кредитами и зай­мами (финансовые расходы); в) уплачиваемых налогов. Остаток распре­деляется между владельцами коммерческой организации. Каждое такое уменьшение приводит к получению нового результатного показателя; значимость каждого из них различна для различных категорий лиц, заин­тересованных в деятельности данной коммерческой организации. Можно привести следующий пример. С позиции лендеров, в принципе, безраз­лично, насколько велика чистая прибыль коммерческой организации - 1 тыс. руб. или 100 тыс. руб., главное для них - насколько велика прибыль до вычета процентов и налогов, точнее, достаточна ли ее величина для покрытия постоянных финансовых расходов. То, что подобная ситуация с варьированием чистой прибыли, хотя, возможно, и в меньших пределах, вполне реальна, не вызывает сомнения и может быть объяснено различ­ными причинами, например, отраслевой, территориальной и др. Совер­шенно очевидно, что прибыль в 1 руб. с равным успехом может быть прибылью как крупнейшей фирмы, так и нищего, приторговывающего газетами.

Безусловно, алгоритмы распределения доходов на практике более сложны в отношении расчетной базы, последовательности начисления, порядка выплаты и т.д., однако с позиции методологии и логики данных процедур приведенные рассуждения представляются достаточно обосно­ванными. Дадим краткую характеристику интересов выделяемых групп лиц, придерживаясь предложенной схемы.

Первая группа - это лендеры, т.е. физические и юридические лица, ссужающие деньги коммерческой организации на долгосрочной основе и получающие свою долю в виде процентов по ссудам и займам. Основной абсолютный показатель, характеризующий результативность работы ком­мерческой организации с позиции этой группы лиц, - прибыль до вычета процентов и налогов. В большинстве экономически развитых стран про­центы уплаченные списываются на затраты и уменьшают налогооблагае­мую прибыль; именно поэтому данный источник относительно выгоден, поскольку его стоимость меньше стоимости собственного капитала.

Вторая группа состоит го одного представителя - это государство, ко­торое, безусловно, заинтересовано в том, чтобы любая нормально дейст­вующая коммерческая организация эффективно функционировала. Каж­дая такая организация вносит свою лепту в решение комплекса социаль­ных и экономических задач, представляющих жизненно важный интерес для государства. Что касается социальных задач, то можно упомянуть о дополнительных рабочих местах, о морально-психологической стабиль­ности работников, имеющих постоянную работу, и др. С экономической точки зрения заинтересованность государства не менее очевидна. Предос­тавляя каждой конкретной организации возможность функционировать, регулируя этот процесс с помощью соответствующих нормативно-распо­рядительных документов и в определенном смысле способствуя его дея­тельности с помощью различных льгот, протекционизма, финансирования и т.п., государство рассчитывает, в свою очередь, на получение опреде­ленного дохода посредством системы налогообложения.

В любой стране система начисления и взимания налогов отличается сложностью и имеет национальную специфику, однако, как правило, два налога составляют наибольший удельный вес - налог на добавленную стоимость и налог на прибыль. Поскольку база налогообложения для каж­дого из них различна, можно выделить два показателя, характеризующие деятельность коммерческой организации и представляющие интерес с позиции государства, - объем реализации и прибыль. Чем больше значе­ния этих показателей, тем больше и отчисления государству, осуществ­ляемые по установленным ставкам.

Таким образом, в общем доходе коммерческой организации всегда присутствует доля, изымаемая государством посредством системы нало­гообложения и находящаяся в налогооблагаемой прибыли (прибыль до вычета налогов).

Третья группа — это владельцы коммерческой организации. С позиции текущего момента для них важен конечный результат, т.е. один го показа­телей прибыли к распределению, а с позиции долгосрочной перспективы представляет интерес сумма реинвестируемой прибыли.

Четвертая группа включает работников коммерческой организации и ее контрагентов (поставщиков и кредиторов). Представители этой группы удовлетворяют свои интересы различными способами, в том числе и пу­тем получения соответствующей доли из общих доходов коммерческой организации (заработная плата, выплаты по текущей задолженности, воз­можность сбыта своей продукции данной организации и др.).

Изменения в отчетности, имевшие место в последние годы, в значи­тельной степени приблизили ее содержание к форматам, рекомендуемым международными учетными стандартами. Однако некоторые изменения были сделаны, к сожалению, формально, поэтому не все из приведенных выше показателей могут быть рассчитаны непосредственно по данным отчетности. В частности, по статье "Проценты к уплате" отражаются лишь соответствующие суммы, учитываемые на счете 80 "Прибыли и убытки", а проценты за пользование ссудами списываются на себестои­мость и не показываются по этой статье. Подобный подход совершенно противоречит международной практике и в значительной степени выхо­лащивает содержательную часть данной статьи.

Между тем идея выделения отдельной статьи "Проценты к уплате", как это понимается в международных стандартах, имеет глубочайший смысл. С ее помощью характеризуют уровень финансового левериджа, т.е. степень зависимости коммерческой организации от внешних инвесто­ров (более подробно проблема левериджа будет рассмотрена в следую­щих разделах книги).

Таким образом, из приведенного представления видно, что можно вы­делить как минимум шесть показателей прибыли. Для целей внешнего анализа финансово-хозяйственной деятельности наиболее полезны три показателя: прибыль до вычета-процентов и налогов, чистая прибыль и реинвестированная прибыль. Выбор того или иного показателя прибыли определяется и обосновывается аналитиком. В частности, прибыль до вычета процентов и налогов нередко используется для оценки финансовой устойчивости коммерческой организации. [4.c.85]

Как отмечалось выше, в зависимости от того, с чем сравнивается вы­бранный показатель прибыли, выделяют две группы коэффициентов рен­табельности:

• рентабельность инвестиций (капитала);

• рентабельность продаж.

При анализе показателей финансовых результатов и оценке их изменений в динамическом плане составляется аналитическая таблица. Информационной основой для проведения такого анализа являются данные отчета о прибылях и убытках (форма № 2).

Балансовая прибыль отражает общий финансовый результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия в отчетном периоде с учетом всех ее сторон. Прибыль от реализации продукции связана с факторами производства и реализации продукции. Основное внимание при анализе должно сконцентрироваться на исследовании причин и факторов изменений по данному показателю. Прибыль от реализации товарной продукции изменяется под воздействием таких факторов, как изменение:

·                    объема реализации;

·                    структуры продукции;

·                    отпускных цен на реализованную продукцию;

·                    цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки;

·                    уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.

Определим степень влияния на прибыль факторов:

·                    изменение отпускных цен на продукцию равно разнице между выручкой от реализации товарной продукции в действующих ценах и реализацией в отчетном году в ценах базисного года.

Дополнительная прибыль получена в основном в результате инфляции

·                    изменение цен на материалы, тарифов на энергию и перевозки, тарифных ставок оплаты труда. Для этого используются сведения о себестоимости продукции.

·                    нарушения хозяйственной дисциплины. Устанавливаются с помощью анализа экономии, образовавшейся вследствие нарушения стандартов, технических условий, невыполнения плана мероприятий по охране труда, технике безопасности и др. В данном примере не выявлено дополнительной прибыли, полученной за счет аналогичных причин.

·                    Увеличение объема продукции в оценке по базисной полной себестоимости. Исчисляют коэффициент роста объема реализации продукции в оценке по базисной себестоимости:

Затем корректируют базисную прибыль на полученный коэффициент и вычитают из нее базисную величину прибыли:

·                    Увеличения объема продукции за счет структурных сдвигов в составе продукции. Определяется разница коэффициента роста объема реализации продукции в оценке по отпускным ценам и коэффициента роста объема реализации продукции в оценке по базисной себестоимости.

Уменьшения затрат на 1 руб. продукции. Выражается разницей между базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции и фактической себестоимостью, исчисленной с учетом изменения цен на материальные и прочие ресурсы и причин, связанных с нарушениями хозяйственной дисциплины.

Изменения себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции. Исчисляется сравнением базисной полной себестоимости, скорректированной на коэффициент роста объема продукции, с базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции.

3.Задача

Проанализируйте выполнение обязательств по импортным операциям.

Страна-импортер

Принято обязательств на начало года

Выполнено обязательств за год

Количество (шт.)

Цена за единицу (у.е.)

Стоимость (у.е.)

Количество (шт.)

Цена за единицу (у.е.)

Стоимость (у.е.)

Китай

42

12,5

525

30

13,6

408

Корея

36

13,8

496,80

38

13,7

520,60

Таиланд

60

17,5

1050

62

18,9

1171,80

Анализ выполнения обязательств

Расчеты будем проводить по следующему алгоритму:

Стоимость (у.е.) = Количество (шт.) * Цена за единицу (у.е.)

Стоимость оставшихся обязательств = Стоимость (у.е.) выполнение обязательств за год - Стоимость (у.е.) принято обязательств на начало года.

Страна-импортер

Принято обязательств

Выполнено обязательств

Доля в % к итогу по принятым обязательствам

Доля в % к итогу по выполненным

обязательствам

Абсолютное изменение

Относительное изменение недовыполнения обязательств

Темп роста

1

2

3

4

5

6

7

8

Китай

525

408

25,32

19,67

-117,00

-5,64

77,71

Корея

496,8

520,6

23,96

25,10

23,80

1,15

104,79

Таиланд

1050

1171,8

50,63

56,50

121,80

5,87

111,60

Итого

2073,8

2103,4

100,00

101,43

29,60

1,43

101,43

По данным таблицы можно сделать вывод, о том, что наибольшие обязательства были взяты по Таиланду, а именно 1050 у.е. или 50,63 %. Недовыполнение плана по выполнению плана наблюдается только по Китаю на 22,29 % или 117 у.е. По другим странам наблюдается перевыполнение плана : по Корее на 4.79.%, по Таиланду на 11,60%

Вывод: Из проведенного анализа видно что обязательства по стоимости были перевыполнены по Кореи и Таиланду а по Китаю произошло невыполнение обязательств.

4. Задача

Организация планирует закупить за рубежом технологическую линию по производству однородной продукции. Стоимость линии – 30000 долл. Курс на момент приобретения – 30,6 руб. за долл. Производительность линии 8 шт. в минуту. Установка и наладка составят 40500 руб. Цена в стране на аналогичную продукцию составляет 400 руб. Постоянные расходы на данное производство в месяц составят 20000 руб. Переменные затраты – 250 руб. на единицу продукции. Планируется организовать работу с двумя выходными в неделю, 4 часовой рабочий день.

Определите точку безубыточности в случае окупаемости затрат в течение года, возможный реальный срок окупаемости линии.

При графическом методе нахождение точки безубыточности (порога рентабельности) сводится к построению комплексного графика “затраты — объем — прибыль”. Последовательность построения графика заключается в следующем.

1. Наносим на график линию постоянных затрат, для чего проводим прямую, параллельную оси абсцисс.

2. Выбираем какую-либо точку на оси абсцисс, т.е. какую-либо величину объема. Для нахождения точки безубыточности рассчитываем величину совокупных затрат (постоянных и переменных). Строим прямую на графике, отвечающую этому значению.

3. Вновь выбираем любую точку на оси абсцисс и для нее находим сумму выручки от реализации. Стоим прямую, отвечающую этому значению.

Точка безубыточности на графике — это точка пересечения прямых, построенных по значению затрат и выручки.

Для определения точки безубыточности (порога рентабельности) в международной практике также используют метод уравнений, основанный на исчислении прибыли предприятия по формуле:

Выручка — Переменные затраты — Постоянные затраты = Прибыль.

Детализируя порядок расчета показателей формулы, ее можно представить в следующем виде:

(Цена за единицу х Количество единиц) — (Переменные затраты на единицу х Количество единиц)- Постоянные затраты == Прибыль

Для расчета точки безубыточности используются значения переменных (прямых) и постоянных (общих) издержек. Однако необходимо учитывать, что абсолютно постоянных издержек не существует и они также могут изменяться с течением времени, например, изменение стоимости аренды помещения, рост заработной платы, изменение стоимости энергоносителей и т.п. Расчет точки безубыточности может быть произведен для различных периодов времени заново, если произошли изменения в структуре предприятия или в системе его финансирования. При этом в качестве постоянных издержек должны приниматься средние значения общих затрат предприятия за определенный период времени.

Т о ч к а  б е з у б ы т о ч н о с т и (порог рентабельности) - это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей, т.е. результата от реализации после возмещения переменных затрат в точности хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю. Точка безубыточности определяется следующим образом:

Точка безубыточности = Постоянные расходы за год/ Цена - переменные затраты = (20000*12)/(400-250) = 1600 шт.

Количество дней в году рабочих = 7-2*52 = 261 дней

Количество рабочих часов в году = 261* 4 = 1043 часа

Количество выпуска шт. в год = 1043*60*8 = 500640 шт.

Доходы = 500640 * 400 = 200256000 руб.

Расходы = 250 * 500640 +240000= 125400000 руб.

Прибыль = 200256000 – 125400000 = 74856000 руб.

Стоимость линии = 30000*30,6 = 918000 руб.

Стоимость линии с установкой и наладкой = 918000+40500 = 958500 руб.

Срок окупаемости = Стоимость линии с установкой и наладкой / Прибыль = 958500/74856000 = 0,013 года или 4,68 дня.

Вывод: покупка технологической линии представляется целесообразной.

5. Задача

Определите  коэффициент отдачи средств и установите влияние изменения числа оборотов оборотных средств, изменения эффективности реализованных товаров.

Показатели

Прошлый год

Отчетный год

Стоимость реализованных товаров, тыс. руб.

225000

312000

Себестоимость реализованных товаров, тыс.руб.

165200

220800

Средние остатки средств по экспорту, тыс.руб.

65000

80100

Решение:

1.     kот. баз = == 0,73

kот. тек. ==

2.     kреал. баз.= =

kреал. тек.= =

Вывод:

Эффективность  реализованных товаров в отчетном году по сравнению с прошлым изменилась с 0,29до 0,26, а коэффициент отдачи  - 0,73-0,71.

Список литературы

1.    Бабаш Л.П. Методика анализа эффективности внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования // Бухгалтерский учет и анализ. – 2003. - № 1.

2.    Бахрамов Ю.М., Глухов В.В. Организация внешнеэкономической деятельности. Особенности менеджмента: Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Лань», 2000. – 448 с.

3.    Бровкова Е.Г., Продиус И.П. Внешнеэкономическая деятельность. – М.: Сирин, 2000 г. – 192 с.

4.    Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов / Л.Е. Стровский, С.К. Казанцев, Е.А. Паршина и др.; Под ред. проф. Л.Е. Стровского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 823 с.

5.    Горемыкин В.А., Нестерова Н.В. Стратегия развития предприятия: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – 594 с.

6.    Грачев Ю.Н. Внешнеэкономическая деятельность. Организация и техника внешнеторговых операций: Учеб.-практ. пособие. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000.

7.    Захаров К.В., Цыганюк А.В., Бочарников В.П., Захаров А.К. Логистика, эффективность и риски внешнеэкономических операций. – К.: ИНТЭКС, 2001. – 237 с.

8.    Кулинина Г.В., Шалашова Н.Т., Юшкова С.Д. Учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности организаций. – М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2003. – 272 с.

9.    Муравьев А.И. и др. Анализ внешнеэкономической деятельности. – М.: Финансы и статистика, 1991.

10.                       Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность. Инкотермс 2000: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб.  и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. – 307 с.

Рубинская Э.Т. Управление внешнеэкономической деятельностью предприятия