Ситуация 1

Сверяя остатки денежных средств в конце каждого месяца, по выпискам банка и учетным регистрам, ревизор расхождений не выявил. Но, проверяя ежемесячные обороты по движению денежных сумм, на расчетном счете ревизор пришел к выводу, что невозможно выйти на конечные и начальные остатки, которые указаны в выписках банка. Что должен предпринять ревизор в дайной ситуации?

Ответ:

В данной ситуации ревизору необходимо определить, в каком периоде возникло данное нарушение, для этого необходимо проверить ежемесячные обороты по движению денежных средств за предыдущие периоды. Далее ревизор должен установить преднамеренность данного нарушения, в случае необходимость попросить дать письменные разъяснения ответственных лиц. Определить конкретные суммы расхождений на начало и конец месяца. Возможно данное нарушение возникло в предыдущем периоде вследствие невнесения в учетные регистры каких либо записей, поскольку регистры накопительные, то нарушение может отражаться и в данном периоде[1].

По результатам проведенной проверки аудитор должен дать письменное разъяснение бухгалтеру организации о методах устранения данного нарушения. Ревизор также должен обеспечить необходимые условия для недопущения повторения данных ошибок в последующих периодах[2].

 Ситуация 2

В процессе проверки было выявлено, что на склад предприятия поступила плита ДСП на 500 тыс. руб., а оприходовано только на 400 тыс. руб. При этом материал был оплачен наличными и с разрешения поставщика частично с рассрочкой платежа в течение 2-х месяцев. Из не оприходованного ДСП была произведена неучтенная продукция, реализована за наличный расчет со склада фабрики. Выручка от реализации неучтенной продукции была частично направлена на оплату поставщику не оприходованного ДСП.

Какие действия ревизора в данной ситуации?

Ответ:

В данной ситуации ревизор имеет дело с типичным примером «Черной кассы», в этой связи ему необходимо определить степень участия должностных лиц организации к данной операции. В случае если такая операция имела место быть, то она должна быть отражена в учетных регистрах. Ревизор должен внести в акт проверки данный факт нарушения, а также рекомендовать бухгалтерии провести дооприходование поступившего ДСП, а также изготовленной из него продукции, провести пересчет налога на прибыль организации и, если это нарушение произошло в прошлом отчетном периоде, представить в налоговый орган уточненную декларацию[3].

Кроме того в данной хозяйственной ситуации был нарушен лимит расчета наличными, он установлен в размере 60 000 руб. по одной операции. Для устранения данного нарушения можно рекомендовать разбить данную сумму на несколько договоров.

Ситуация 3

Ревизор установил, что за отдельными должностными лицами в течение полугодия числятся суммы дебиторской задолженности, значительно превышающие их должностные оклады. Причем, погашение задолженности производится только путем удержания сумм из заработной платы, авансовые отчеты не составлялись.

Как должен поступить ревизор в данной ситуации?

Ответ:

В данной ситуации ревизору необходимо определить когда, по какому документу и с какой целью были выданы данные денежные средства. Для этого необходимо определить, не налагались ли на данных работников штрафные санкции, выдавались ли данным работника авансы или кредиты, имеются ли у данных работников подотчетные суммы, отчеты по которым не предоставлены. Поскольку у должностных лиц производят удержания, а не наоборот, то злоупотребления в данной ситуации не усматривается[4].

Ситуация 4

Ревизор, проверяя калькуляционную ведомость себестоимости готовой продукции, обратил внимание на несоответствие итогов по статьям затрат с расчетами при определении себестоимости за июль месяц. Так, согласно расчету в журнале-ордере №10 затраты по статье «Сырье и основные материалы» показаны в размере 418 949 руб., а в калькуляционной ведомости - 40 740 руб., по статье «Основная заработная плата производственных рабочих» меньше на 7150 руб. Имеются отклонения и по другим статьям. Общий итог по журналу-ордеру № 10 больше итого калькуляционной ведомости, на сумму 498 400 рублей.

Что должен предпринять ревизор в данной ситуации?

Ответ:

При таком большом несоответствии в суммах речи о различиях в методе оценки не может быть и речи. В данном случае ревизору необходимо проверить внесение первичных документов в Журнал-ордер №10 на предмет описок и опечаток. Проверить Расчетную ведомость по заработной плате основных производственных рабочих, возможно, была учтена депонированная заработная плата. В случае необнаружения ошибок в вышеуказанных документах, необходимо установить ответственных лиц и потребовать письменных разъяснений по данной ситуации[5].

Ситуация 5

При проверке на складе обнаружены излишки материалов, которые образовались из-за забракованной продукции на сумму 200 тыс. руб. Стоимость этих материалов нигде не отражена.

Какие должны быть действия ревизора в данной ситуации?

Ответ:

В данной ситуации ревизору необходимо установить лиц ответственных за списание бракованных изделий, а также определить принятые на предприятии методы оценки брака. Потребовать от ответственных лиц первичные документы по учету брака, а также письменные разъяснения о причинах несвоевременного предоставления документов в бухгалтерию для обработки. При своевременном предоставлении документов должностными лицами необходимо проверить степень их обработки, зачастую такие ситуации возникают из-за несвоевременной обработки документов[6].

Ситуация 6

Ревизор, проверяя акты инвентаризации, сличительные ведомости и протоколы инвентаризационных комиссий установил, что в актах имеются исправления по отдельным материалам, первые записи зачеркнуты так, что их нельзя прочитать. В сличительных ведомостях сделан зачет пересортицы с грубым нарушением Методических указаний по инвентаризации. Недостачи материалов перекрывались излишками других материалов, не входящих в данную группу. Разницу в стоимости списывали на счет 26 «Общехозяйственные расходы». Сличительные ведомости подписаны председателем и членами инвентаризационной комиссии.

Какие дальнейшие действия ревизора в данной ситуации?

Ответ:

Ревизору необходимо определить состав инвентаризационной комиссии, а также кто и с какой целью вносил исправления в инвентаризационную ведомость. При внесении исправлений в учетные регистры должна быть проставлена фамилия и подпись лица внесшего исправления. Если зачеркивания в сличительных ведомостях произведено без ведома инвентаризационной комиссии, то такое зачеркивание является подлогом для сокрытия фактов кражи имущества[7].

По приведенному примеру ревизор должен дать письменный отчет руководителю предприятия, в котором должен дать разъяснения о несоответствии  действий инвентаризационной комиссии требованиям законодательства, а соответственно о не квалифицированности ее членов. Ревизор должен внести предложение расформировать действующую инвентаризационную комиссию и признать результаты инвентаризации недействительными. Ревизор должен рекомендовать бухгалтерии сторнировать все исправительные записи по результатам инвентаризации. По приказу руководителя предприятия новая инвентаризационная комиссия вновь проведет инвентаризацию, результаты которой должны быть внесены в регистры бухгалтерского учета[8].


[1] «Об аудиторской деятельности»: Федеральный закон от 7 августа 2001  г.  №

   119-ФЗ (с изменениями от 14 декабря, 30 декабря 2001 г.);

[2] Правило  (стандарт)  №  6   «Аудиторское   заключение   по   финансовой

   бухгалтерской) отчетности.

[3] Закон об аудиторской деятельности № 119-Ф3 от 07.08.01

[4] Постановление Правительства РФ «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» от 23 сентября 2002 г. №696

[5] Постановление Правительства РФ «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» от 23 сентября 2002 г. №696.

[6] Постановление Правительства РФ «Об утверждении федеральных правил (стандартов)  аудиторской деятельности» от 23.09.2002 №696 (в ред. от 16.04.2005).

[7] Федеральный Закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 №119-ФЗ (в ред. от 14.12.2001 №164-ФЗ).

[8] Постановление Правительства РФ «Об утверждении федеральных правил (стандартов)  аудиторской деятельности» от 23.09.2002 №696 (в ред. от 16.04.2005)