ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ --------------------------------------------------------------------------- 3-5
1. Проблема изучения особенностей голоса у детей с дизартрией в работах отечественных специалистов -------------------------------------------------- 6-23
1.1. Характеристики дизартрии как речевого нарушения ----------------- 6-10
1.2. Физиологические основы голосообразования и виды нарушений голоса у детей -------------------------------------------------------------------------- 10-15
1.3. Характеристика нарушений голоса у детей с дизартрией ----------- 16-23
2. Выявление нарушений голоса у дошкольников с дизартрией ---------- 24-37
2.1. Организация и методика логопедического обследования состояния голоса у дошкольников ----------------------------------------------------- 24-35
2.2. Анализ результатов проведенного исследования --------------------- 35-36
2.3. Методические рекомендации по коррекции выявленных
нарушений----------------------------------------------------------------------------- 36-37
Заключение ----------------------------------------------------------------------------37-39
Список литературы ----------------------------------------------------------------- 40-43
Приложение -------------------------------------------------------------------------- 44
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы
Голос обеспечивает слышимость речи на большом расстоянии. В понятие человеческого голоса входит представление о любых звуках, исходящих из гортани человека, независимо от их сложности и социальной значимости: от рефлекторного крика новорожденного до модулированного голоса знаменитого оратора или певца. Голос является одним из средств слышимости, выразительности, эмоционального и смыслового значения речи.
Дизартрия – сложное звукопроизносительное расстройство, при котором страдает просодическая сторона (организация) речи. Дизартрия – нарушение звукопроизносительной речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Основные проявления дизартрии состоят в расстройстве артикуляции звуков, нарушениях голосообразования, а также в изменениях темпа речи, ритма и интонации. При дизартрии, в отличие от дислалии, может нарушаться звукопроизношение как согласных, так и гласных звуков. Нарушение гласных классифицируется по рядам и подъемам, нарушения согласных – по их четырем основным признакам: наличию и отсутствию вибрации голосовых связок, способу и месту артикуляции, наличию или отсутствию дополнительного подъема спинки языка к твердому небу. Для всех форм дизартрии характерны нарушения артикуляционной моторики, которые сочетаясь между собой, составляют первый важный синдром артикуляционных расстройств.
Таким образом, нарушения голоса при дизартрии входят в структуру дефекта.
В работах отечественных авторов рассмотрены и изучены различные стороны данного речевого дефекта. Речевые нарушения отмечаются практически при всех видах отклонений в развитии детей: при умственной отсталости, при задержках психического развития, при детском церебральном параличе, при нарушениях слуха, зрения. Однако в каждом из названных случаев нарушения речевой деятельности имеют своеобразный характер и специфическую структуру. В каждом случае требуется особая система коррекционно-воспитательного воздействия. Каждый из видов нарушений развития глубоко проанализирован в специальной литературе (Е.М.Мастюкова, В.Г.Петрова, Л.С.Волкова, М.В.Ипполитова, С.Г.Шевченко, Р.И.Лалаева и многие другие). Специалисты в психолого-медико-педагогических консультациях (ПМПК) и работники детских дошкольных учреждений должны быть достаточно ориентированы в вопросах дифференциальной диагностики разного рода нарушений развития ребенка, иметь представление о современных методах их лечения и психолого-педагогической коррекции. Цель исследования – изучить изменения голоса у детей с дизартрией.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические источники по данной проблеме.
2. Дать характеристику голосовым расстройствам при дизартрии, экспериментально выявить особенности голоса у детей с дизартрией.
3. Разработать рекомендации по коррекции голосовых нарушений у детей с дизартрией.
Объект исследования: дизартрия у детей.
Тема: особенности голоса у детей с дизартрией.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и медицинской литературы по теме исследования;
- психологический эксперимент;
- количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования.
Практическая значимость курсовой работы состоит в ее направленности на оказание помощи детям и работающим с ними педагогам в плане коррекции голосовых нарушений у детей, страдающих дизартрией.
Работа состоит из двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе «Дизартрия и особенности голосовых нарушений» дан анализ 35 источников по данной проблеме, освещены основные аспекты по данной проблеме, определено направление экспериментально-практического исследования.
Во второй главе «Обследование детей с дизартрией с целью выявления и коррекции голосовых нарушений» содержится описание организации экспериментального исследования, методики его проведения и дается анализ полученных результатов.
В «Заключении» представлены выводы из теоретической и практической части курсовой работы.
Глава 1. Проблема изучения особенностей голоса у детей с дизартрией в работах отечественных специалистов
1.1. Характеристики дизартрии как речевого нарушения
Дизартрия - (от греческих слов: dys – отрицание и arthroo – членораздельно произносить) — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата – является одной из причин голосовых нарушений. Наступает она из-за того, что язык, губы, нёбо, голосовые связки, диафрагма не могут двигаться в полном объеме. Причиной неподвижности является парез (греч. paresis – уменьшение силы или амплитуды движений, обусловленное нарушением иннервации) мышц артикуляционного аппарата. Таким образом, дизартрия — симптом органического поражения ЦНС головного мозга, тех его отделов, которые составляют речедвигательную зону. Это тяжелое расстройство всей речевой деятельности. Прежде всего страдает речевая моторика, все составляющие речедвигательного акта. При дизартрии нарушается не только звукопроизношение (практически всех групп звуков), но страдает и вся просодическая организация речевого акта, так называемая речевая просодика, включающая голос, интонацию, темп, ритм, также интонационно-ритмическая сторона и эмоциональная окраска речи. По Международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10) данная нозология оформлена так:
Класс: Симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках. Блок: Симптомы и признаки, относящиеся к речи и голосу
Код: R47.1 Название: Дизартрия и анартрия
Характерной особенностью дизартрии является нарушение голоса и мелодико-интонационные расстройства[9]. Нарушения голоса связаны с парезами мышц языка, губ, мягкого нёба, голосовых складок, мышц гортани, нарушениями их мышечного тонуса и ограничением их подвижности[11].
Спастическое сокращение мышц голосового аппарата может полностью исключить возможность вибрации голосовых складок, что будет резко нарушать процесс образования звонких согласных.
Вибрация голосовых складок нарушается также при слабости и паретичности мышц голосового аппарата, сила голоса в этих условиях становится минимальной.
При дизартрии нарушения голоса крайне разнообразны, специфичны для разных ее форм[5]. Наиболее часто они характеризуются недостаточной силой голоса (голос слабый, тихий, иссякающий в процессе речи), нарушениями тембра голоса (глухой, назализованный, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый; может быть гортанным, форсированным, напряженным, прерывистым и т. д.), слабой выраженностью или отсутствием голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона).
Таким образом, основные симптомы дизартрии — нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи — определяются характером и степенью выраженности проявлений артикуляционных, дыхательных и голосовых расстройств. При дизартрии нарушается низший фонологический уровень языка.
Общими проявлениями расстройств при дизартрии являются:
· псевдобульбарный синдром, выражающийся в нарушении дыхания, глотания, голосообразования, ограниченной подвижности всего артикуляционного аппарата, прежде всего языка и губ;
· дистония — непостоянный, меняющийся тонус;
· синкинезии, т.е. дополнительные, непроизвольные движения, присоединяющиеся к произвольным, в частности, оральные синкинезии.
Выделяют бульбарную, псевдобульбарную, подкорковую (экстрапирамидную, гиперкинетическую), корковую, мозжечковую и так называемые “стертые” формы дизартрии.
Нарушение речи при самых тяжелых поражениях центральной нервной системы (ЦНС), когда речь становится практически невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц, называется анартрией. При классификации дизартрии по степени понятности речи для окружающих (1-я степень, при которой нарушения речи может выявить только специалист; 2-я, при которой речь понятна окружающим, но всем заметны и нарушения звукопроизношения; 3-я, когда речь понятна только близким ребенка и лишь частично – окружающим), анартрия относится к четвертой, самой тяжелой степени и в свою очередь может подразделяться на тяжелую форму анартрии, когда речь и голос отсутствуют полностью, среднюю, при которой могут присутствовать некоторые звуковые реакции, и легкую, при наличии определенной звуко-слоговой активности[17].
На раннем этапе развития речи у детей может отсутствовать лепет, появляющиеся звуки имеют гнусавый оттенок, первые слова появляются с опозданием (к 2-2,5 годам). При дальнейшем развитии речи грубо страдает произношение практически всех звуков.
При дизартрии может иметь место артикуляторная апраксия (нарушение произвольных движений артикуляционных органов). Артикуляторная апраксия может возникнуть в связи с недостаточностью кинестетических ощущений в артикуляторной мускулатуре.
Нарушения звукопроизношения, обусловленные артикуляторной апраксией, отличаются двумя характерными особенностями:
· искажаются и изменяются звуки, близкие по месту артикуляции
· нарушение звукопроизношения не постоянно, т. е. ребенок может произносить звук и правильно, и неправильно
Выделяют два варианта артикуляторной апраксии:
· кинестетическая, связанная с патологией теменных отделов головного мозга, характеризуется трудностями нахождения отдельной артикуляторной позы
· кинетическая, обусловленная патологией примоторных отделов мозга. Нарушена динамическая организация артикуляторных движений, затруднен переход от одного звука (или коартикуляции) к другому.
При этом наблюдаются повторы звуков, слогов, пропуски, перестановки, вставки.
При поражении периферического двигательного нейрона и его связи с мышцей возникает периферический паралич. При поражении центрального двигательного нейрона и его связи с периферическим нейроном развивается центральный паралич.
Периферический паралич характеризуется отсутствием или снижением рефлексов, мышечного тонуса, атрофией мышц. Все это объясняется прерывом рефлекторной дуги.
Центральный паралич возникает при поражении центрального двигательного нейрона в любом его участке (двигательная зона коры головного мозга, ствол головного мозга, спинной мозг). Прерыв пирамидного пути снимает влияние коры головного мозга, что ведет к усилению возбудимости периферического сегментарного аппарата. Для центрального паралича характерна мышечная гипертония, гиперрефлексия, наличие патологических рефлексов и патологических синкинезий.
При периферическом параличе страдают произвольные и непроизвольные движения, при центральном - преимущественно произвольные.
Для периферического паралича характерно диффузное нарушение артикуляционной моторики, при центральном - нарушены тонкие дифференцированные движения.
Наблюдаются различия и в мышечном тонусе: так, при периферическом параличе тонус отсутствует, при центральном - преобладают элементы спастичности.
При периферическом параличе (бульбарная дизартрия) артикуляция гласных сводится к нейтральному звуку, гласные и звонкие согласные оглушены. При центральном параличе (псевдобульбарная дизартрия) артикуляция гласных отодвинута назад, согласные могут как озвончаться, так и оглушаться.
Бульбарная дизартрия: представляет собой симптомокомплекс речедвигательных расстройств, развивающихся в результате поражения ядер, корешков или периферических отделов 7, 9, 10 и 12 черепно-мозговых нервов. При бульбарной грубо искажается произношение всех губных звуков по типу их приближения к единому глухому щелевому губно-губному звуку. Все смычные согласные также приближаются к щелевым, а переднеязычные - к единому глухому плоскощелевому звуку, звонкие согласные оглушаются. Эти нарушения произношения сопровождаются назализацией. При парезах небно-глоточных и небно-язычных мышц подъем небной занавески в момент речи затрудняется, происходит утечка воздуха через нос, голос приобретает носовой оттенок, искажая тембр речи, недостаточно выражены шумовые признаки речевых звуков[1].
1.2. Физиологические основы голосообразования и виды нарушений голоса у детей
Формирование произносительной стороны речи – это сложный процесс, в ходе которого ребенок учиться воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизведения. Речь формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием и проходит ряд качественно разных ступеней развития. Новорожденный может издавать непроизвольные звуки. Они являются врожденными, одинаковыми для детей всех народов, несмотря на различия языков и культур. Эти звуки являются предшественниками речи. Звуки речи – это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течении нескольких лет после рождения в этот процесс включены сложные мозговые системы и периферия (речевой аппарат), которые управляются ЦНС. Вредности, ослабляющие развитие, отрицательно сказываются на становление произношения. При нормальном речевом развитии ребенок не сразу овладевает нормативным произношением. «Первоначально центральное управление двигательного анализатора не способно подать такой верный импульс на органы речи, который вызвал бы артикуляцию и звук, соответствующий нормам контролирующего слуха. Первые попытки управления речевыми органами будут неточными, грубыми, не дифференцируемыми. Слуховой контроль будет их отклонять. Но управление речевыми органами никогда не наладиться, если сами они не будут сообщать в управляющий центр, что ими делается, когда воспроизводиться ошибочный, не принимаемый слухом звук. Такой обратный посыл импульсов от речевых органов и происходит. На основании центральное управление перестроить ошибочный посыл в более точный и принимаемый слуховым контролем». Длительный путь овладения ребенком произносительной системы обусловлен сложностью самого материала – звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить. При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звука, которые сливаются в слоговые последовательности, образуют непрерывные акустические компоненты. Ему нужно извлечь из них фонему, при этом отвлечься от всех вариантов звучания одной и той же фонемы и опознать ее по тем постоянным отличительным признакам, по которым одна противопоставлена другой. В процессе речевого развития у ребенка вырабатывается фонематический слух, без которого появление речи. Фонематический слух осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Он формируясь у ребенка в процессе речевого развития в первую очередь. Поскольку фонемы реализуются в произносительных вараинтах-звуках, важно, чтобы эти звуки произносились нормировано, иначе их трудно опознать слушающим. Непривычное для данного языка произношение оценивается фонетическим слухом как неправильное. Фонематический слух (они совместно составляют речевой слух) осуществляют не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Речевой слух является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения. В ходе развития речи образуются системно управляемые слуходвигательные образования, которые и являются реальными, материальными знаками языка. Для их актуализации необходимо существование артикуляторной базы и умение образовывать слоги. Артикуляторная база – способность приводить органы артикуляции в позиции, необходимые для образования формирования звуков, нормативных для данного языка. В процессе освоения произносительных умений и навыков ребенок под управлением своего слуха и кинестетических ощущений, постепенно находит и сохраняет в памяти те артикуляционные уклады, которые обеспечивают необходимый, соответствующий норме акустический эффект. При необходимости эти артикуляторные позиции воспроизводятся и закрепляются. При нахождении правильных укладов, ребенок должен научиться различать артикуляционные уклады, похожие при произношении звуков, и выработать комплекс речедвижений, необходимых для образования звуков. Таким образом, речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная роль принадлежит деятельности головного мозга. Осуществляя речевое общение посредством языка, говорящий отбирает необходимые для выражения мысли слова, связывая их по правилам грамматики языка и произносит путем артикуляции речевых органов. Для того, чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными, точными и автоматизированными. Иными словами необходимым условием реализации фонетического оформления речи является хорошо развитая моторика артикуляционного аппарата. 1.2. Артикулярная моторика Артикуляционная моторика – совокупность скоординированных движений органов речевого аппарата и обеспечивающая одно из условий правильного звукопроизношения. Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, которым ребенок овладевает с младенческих лет, проделывая массу разнообразных артикуляционных и мимических движений языком, губами, нижней челюстью, сопровождаемых диффузными звуками (бормотанием, лепетом). Они являются первым этапом в речевом развитии ребенка. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у малыша постепенно. Одним из условий для правильного формирования звукопроизношения является достаточное развитие речевой моторики. Чтобы правильно произносить звуки речи, ребенок должен уметь воспроизводить необходимые артикуляторные уклады, включающие сложный комплекс движений. Наиболее подвижным речевым органом является язык. Он состоит из корня языка (основание, котором язык прикреплен к подъязычной кости) и спинки, в которой различают заднюю, среднюю и переднюю части. Наиболее активны кончик языка и его боковые края (передней и средней частей), т.к. от их работы зависит качество произносимых звуков. В зависимости от того, какая часть языка наиболее активна в образовании согласных звуков, их подразделяют на переднеязычные (т, д, н, л, р, ш, ж, ч, щ, с, з, ц), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Передняя часть языка и его кончик обладают наибольшей степенью подвижности. Кончик языка может: опускаться за нижние зубы (с, з, ц), подниматься за верхние зубы (т, д, н), прижиматься к верхним альвеолам (л), вибрировать, дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (р). передняя часть спинки языка может подниматься без участия кончика языка к верхним альвеолам и образовывать с ними щель (с, з, ц), подниматься к твердому небу вместе с кончиком языка и образовывать с ним щель (ш, ж, щ). Средняя часть спинки языка ограничена в своих движениях. Без продвижения передней и задней части она может только подниматься к твердому небу (й, мягкие согласные). Задняя часть языка может подниматься и смыкаться с твердым небом (к, г) или образовывать с ними щель (х). Боковые края могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать в стороны выходящую струю воздуха (с, з, ц, ш, ж, щ, р), опускаться и пропускать струю воздуха (л). Язык, принимая различные положения, меняет форму и объем резонирующей полости рта, от чего зависит качество звука. Подвижность губ также играет роль в образовании звуков и оказывается влияние на их качество. Губы могут: вытягиваться в трубочку (у), округляться (о), обнажать передние верхние и нижние зубы (с, з, ц, л), слегка выдвигаться вперед рупором (ш, ж). Наибольшей подвижностью обладает губа. Она может: смыкаться с верхней губой (п, б, м), образовывать щель, приближаясь к верхним передним зубам (ф, в). Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, изменяя раствор рта, что особенно важно при образовании гласных звуков. Когда мягкое небо опущено, то выдыхаемая струя воздуха проходит через нос; так образуются носовые звуки (м, н). Если мягкое небо поднять, то оно прижимается к задней стенке глотки и образует качественный небно-глоточный затвор, т.е. закрывает проход в нос; тогда выдыхаемая струя воздуха идет только через рот, и образует ротовые звуки (все, кроме м, н). Таким образом, при произнесении различных звуков речевые органы занимают строго определенное положение. Но так как в речи звуки произносятся не изолированно, а слитно, плавно следуя один за другим, то и органы артикуляционного аппарата быстро переходят из одного положения в другое. Четкое произношение звуков, слов, фраз возможно только при условии достаточной подвижности органов речевого аппарата, их способности быстро перестраиваться и работать четко, строго координировано, дифференцировано. Что предполагает точность, плавность, легкость движения артикуляционного аппарата, темпы и устойчивость движения. Точность движений речевого органа определяется правильность конечного результата, что может быть оценено местоположением и формой этого органа. Плавность и легкость движения предполагают отсутствие толчков, подергиваний, дрожания органов. Напряженность мышц всегда нарушает плавность и мягкость; движение должно выполняться без вспомогательных или сопутствующих движений других органов. Темп – скорость движения; регуляция темпа произвольна. Устойчивость – положение речевого органа удерживается произвольно без изменений довольно долго. Переход от одного движения к другому должен быть плавным и достаточно быстрым. Такая четкая, скоординированная работа речевого аппарата осуществляется мышцами языка, губ, мягкого неба, щек, а также мимической и жевательной мускулатурой, т. е. органами артикуляции. Иннервируют эти органы V, VII, IX, XII, пары черепно-мозговых нервов, получающих приказы- импульсы, поступающие из речевых отделов коры головного мозга. Речь – это результат согласованной деятельности различных областей головного мозга. Каждое звено которого вносит свой специфический вклад в характер речевой деятельности. Область Вернике – сенсорное звено речевой деятельности. Область Брока – речевая моторная зона, в которой проходит работа по формированию двигательных речевых (артикуляторных) программ. Артикуляторная программа – отбор команд для организации речевых (артикуляционных) движений. Эти движения осуществляются посредством V, VII, IX, XII пар черепно-мозговых нервов. V пара черепно-мозговых нервов – тройничный нерв. Двигательные волокна этого нерва осуществляют движения жевательной мускулатуры, нижней челюсти. VII пара черепно-мозговых нервов – лицевой нерв. Иннервирует мимическую мускулатуру, мышцы губ, щек, шеи. IX пара черепно-мозговых нервов – языкоглоточный нерв. Его двигательные волокна осуществляют иннервацию мягкого неба, корень языка, частично голосовые связки. XII пар черепно-мозговых нервов – подъязычный нерв иннервирует мышцы языка, обеспечивая наиболее тонкие, дифференцированные движения языка[31].
1.3.Характеристика нарушений голоса у детей с дизартрией
К нарушениям тембра относят следующие изменения голоса: Голос низкий, беззвучный, приближенный к шепотному, с большой утечкой воздуха; такой голос определяют еще как “глухой”. Д. Вильсон называет такой тембр “придыхательным”. Такое звучание голоса обусловлено неполным смыканием голосовой щели, задний отдел которой остается открытым. Воздух проходит между голосовыми складками, в результате чего появляется шум. Обычно такой голос встречается у глухих детей, с очень малыми остатками слуха. Хриплый голос. Д. Вильсон описывает его как сочетание огрубелости голоса и придыхания. Педагогу, обнаружившему такое изменение голоса рекомендуется направить ученика к отоларингологу, чтобы исследовать состояние гортани. Голос сдавленный, скрипучий, резкий. Такое изменение голоса возникает в результате сильного напряжения мышц. Гнусавый голос. Очень распространенное нарушение голоса. Это нарушение представляется еще и следствием нарушения резонанса. Д. Вильсон не относит это изменение к нарушениям тембра. К нарушениям силы относятся следующие определения голоса: Голос очень тихий, слабый. Такой голос характерен для маленьких детей в начале обучения. Чаще встречается у глухих детей, которые не умеют пользоваться своим голосом. Крикливый голос. Характерен в большей мере для слабослышащих, со значительными остатками слуха. Кроме того, громкость голоса зависит еще и от индивидуальных психологических особенностей ребенка, его темперамента. С нарушением нормальной высоты связаны следующие особенности голоса: Слишком высокий или слишком низкий голос; несоответствующий возрасту ребенка. Д. Вильсон отмечает распространенность этого нарушения, причем, чаще встречается более высокий (в сравнении со слышащими сверстниками) тон голоса. У маленьких детей, по его данным, высота основного тона обычно находится в пределах нормы. Фальцетный голос – высокий голос, образуемый без участия грудного резонатора. . Голос повышается или переходит на фальцет лишь на некоторых звуках. По данным Д. Вильсона у детей могут встречаться следующие нарушения резонанса: Гиперназальность. При ней в качестве резонатора избыточно используется полость носа. Часто это возникает из-за небно-глоточной недостаточности. Особенно страдает качество гласных звуков. Гипоназальность. Возникает при недостаточном использовании носового резонанса. Гипоназальность проявляется при произнесении носовых согласных: м и н. Они звучат как б и д. Глоточный резонанс. Возникает вследствие локализации звука в глотке и задних отделах полости рта. Иногда встречается комбинация нескольких нарушений резонанса. Необходимо отметить, что выделенные нами качественные изменения голоса детей значительно варьируются. [33, с. 343]. Рассмотрим нарушения голоса при различных формах дизартрии.
Разграничение бульбарной дизартрии от паретической псевдобульбарной Л.О. Бадалян проводит в основном по следующим критериям[1]:
· характер пареза или паралича лицевой мускулатуры (при бульбарной - периферический, при псевдобульбарной - центральный)
· характер нарушения речевой моторики (при бульбарной нарушены произвольные и непроизвольные движения, при псевдобульбарной - преимущественно произвольные)
· характер поражения артикуляционной моторики (при бульбарной дизартрии - диффузный, при псевдобульбарной - избирательный с нарушением тонких дифференцированных артикуляционных движений)
· специфика нарушений звукопроизношения (при бульбарной дизартрии артикуляция гласных приближается к нейтральному звуку, при псевдобульбарной - отодвинута назад; при бульбарной - гласные и звонкие согласные оглушены, при псевдобульбарной - наряду с оглушением согласных наблюдается их озвончение)
При псевдобульбарной дизартрии даже при преобладании паретического варианта в отдельных мышечных группах отмечаются элементы спастичности. При псевдобульбарной дизартрии среди переднеязычных звуков в первую очередь нарушаются наиболее сложные и дифференцированные произвольные артикуляционные движения, непроизвольные рефлекторные движения обычно сохранны. Диссоциацией в выполнении произвольных и непроизвольных движений при псевдобульбарной дизартрии определяются характерные нарушения звукопроизношения - избирательные трудности в произношении наиболее сложных и дифференцированных по артикуляционным укладам звуков (р, л, ш, ж, ц, ч). Таким образом, при псевдобульбарной дизартрии, так же, как и при корковой, нарушается произношение наиболее сложных по артикуляции переднеязычных звуков, но в отличие от последней, нарушение носит более распространенный характер, сочетается с искажением произношения и других групп звуков, нарушениями дыхания, голоса, интонационно-мелодической стороны речи, часто - слюноотделением. Особенности звукопроизношения при псевдобульбарной дизартрии в значительной степени также определяются смещением спастически напряженного языка в задний отдел полости рта, что искажает звучание гласных, особенно передних (и, э). При диффузной спастичности мышц речевого аппарата отмечается озвончение глухих согласных звуков (в основном при спастической псевдобульбарной дизартрии). При этом же варианте спастическое состояние мышц речевого аппарата и шеи нарушает резонаторные свойства глотки с изменением величин глоточно-ротового и глоточно-носового отверстий, что наряду с чрезмерным напряжением глоточной мускулатуры и мышц, поднимающих мягкое небо, способствует появлению носового оттенка при произнесении гласных, особенно заднего ряда (о, у), и твердых сонорных (р, л), твердых шумных (з, ш, ж) и аффрикаты ц.
При паретической псевдобульбарной дизартрии страдает произношение смычных губных звуков, требующих достаточных мышечных усилий, особенно двугубных (п, б, м) язычно-альвеолярных, а также нередко и ряда гласных звуков, особенно тех, которые требуют подъема спинки языка вверх (и, ы, у). Отмечается носовой оттенок голоса. Мягкое небо провисает, его подвижность при произнесении звуков ограничена. Речь при паретической форме псевдобульбарной дизартрии медленная, афоничная, затухающая, плохо модулированная, выражены слюнотечение, гипомимия и амимия лица. Часто имеет место сочетание спастической и паретической форм, т. е. наличие спастико-паретического синдрома[11].
Корковая дизартрия
Корковая дизартрия представляет собой группу моторных расстройств речи разного патогенеза, связанных с очаговым поражением коры головного мозга.
Для диагностики корковой дизартрии необходим тонкий нейролингвистический анализ, позволяющий определить, какие из переднеязычных звуков страдают в каждом конкретном случае и каков механизм их нарушений.
Клинические формы корковой дизартрии:
· афферентная - обусловлена поражением постцентральной извилины коры головного мозга. При афферентной корковой дизартрии более нарушены согласные звуки. Ребенок затрудняется найти место и способ образования звука, чем объясняются различные замены. Основная трудность при афферентной корковой дизартрии - выбор и дифференциация артикуляционных укладов звуков.
· эфферентная - связана с поражением прецентральной извилины коры головного мозга. Для нее характерно: двигательные навыки распадаются на отдельные составляющие их движения, которые приобретают персеверативный характер (наблюдается повторение одних и тех же элементов движения). При эфферентной корковой дизартрии наблюдается кинетическая диспраксия, при которой затруднено переключение с одного движения на другое, с одного звука (коартикуляции) на другой. Артикуляторные движения замедленны, инертны. Фонетический дефект больше напоминает искажение слоговой структуры слов (пропуски, персеверации, перестановки слогов), но наблюдаются также повторы, пропуски и замены звуков[27].
Экстрапирамидная дизартрия
Нарушения звукопроизношения при экстрапирамидной дизартрии определяются:
· изменениями мышечного тонуса в речевой мускулатуре
· наличием насильственных движений (гиперкинезов)
· нарушениями проприоцептивной афферентации от речевой мускулатуры
· нарушениями эмоционально-двигательной иннервации
Объем движений в мышцах артикуляционного аппарата при экстрапирамидной дизартрии может быть достаточным. Особые трудности ребенок испытывает в сохранении и ощущении артикуляционной позы, что связано с постоянно меняющимся мышечным тонусом и насильственными движениями. Поэтому при экстрапирамидной дизартрии часто наблюдается кинестетическая апраксия. В спокойном состоянии в речевой мускулатуре могут отмечаться легкие колебания мышечного тонуса (дистония) или некоторое его снижение (гипотония), при попытках к речи в состоянии волнения, эмоционального напряжения, наблюдаются резкие повышения мышечного тонуса и насильственные движения. Язык собирается в комок, подтягивается к корню, резко напрягается. Повышение тонуса в мышцах голосового аппарата и дыхательной мускулатуре исключает произвольное подключение голоса, и ребенок не может произнести ни одного звука.
При менее выраженных нарушениях мышечного тонуса речь смазанная, невнятная, голос с носовым оттенком, резко нарушена просодическая сторона речи, ее интонационно-мелодическая структура, темп. Эмоциональные оттенки в речи не выражены, речь монотонная, однообразная, немодулированная. Наблюдается затухание голоса, переходящее в неясное бормотание.
Особенностью экстрапирамидной дизартрии является отсутствие стабильных и однотипных нарушений звукопроизношения, а также большая сложность в автоматизации звуков.
Мозжечковая дизартрия При этой форме дизартрии имеет место поражение мозжечка и его связей с другими отделами центральной нервной системы, а также лобно-мозжечковых путей.
Речь при мозжечковой дизартрии замедленная, толчкообразная, скандированная, с нарушенной модуляцией ударений, затуханием голоса к концу фразы. Отмечается пониженный тонус в мышцах языка и губ, язык тонкий, распластанный в полости рта, подвижность его ограничена, темп движений замедлен, отмечается трудность удержания артикуляционных укладов и слабость их ощущений, мягкое небо провисает. При более тонких, целенаправленных движениях отмечается мелкое дрожание языка. Выражена назализация большинства звуков[27].
Стертая дизартрия - одна из степеней выраженности дизартрии - характеризуется нарушениями звукопроизношения и просодической стороны речи, которые обусловлены наличием очаговой неврологической микросимптоматики.
В основе нарушения артикуляции при этом расстройстве могут лежать легкие остаточные нарушения иннервации мышц артикуляционного аппарата, которые выявляются только при углубленном неврологическом исследовании.
Симптоматика стертой дизартрии:
Может наблюдаться недостаточный тонус мышц мягкого неба и, как следствие, гнусавый оттенок голоса. Речевая моторика характеризуется истощаемостью движений, их низким качеством (недостаточная точность, плавность, неполный объем). Наиболее ярко моторные недостатки проявляются при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, их правильной пространственно-временной организации[1].
Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и дислалии[26]:
· разница в этиологии: у большинства детей со стертой дизартрией отягощен анамнез. После рождения дети плохо берут грудь, вяло сосут, их дыхание поверхностное и учащенное, аритмичное. Может наблюдаться незначительная задержка речевого и психомоторного развития. Невропатологи выявляют наличие неврологической микросимптоматики (стертые парезы, ММД, особенности общей и речевой моторики и др.)
· при дислалии нарушено только произнесение звуков, а при стертой дизартрии - вся фонетическая сторона речи (голосообразование, дыхание, просодика, звуки)
· при дислалии страдают, как правило, только сложные по артикуляции согласные звуки. При стертой дизартрии страдают как сложные, так и простые согласные, гласные звуки. Косноязычие в этом случае всегда полиморфно.
· динамика коррекции и результат более благоприятны при дислалии (за исключением механической).
· при стертой дизартрии более выражены нарушения речевой моторики.
Таким образом, стертая дизартрия является сложным речевым расстройством центрального генеза, которое характеризуется комбинаторностью стертых нарушений процесса моторной реализации речи (артикуляция, дикция, голос, дыхание, просодика, мимика). Ведущий дефект - фонетическое расстройство.
Как считает Р.И. Мартынова, среди разнообразных речевых нарушений в детском возрасте большую трудность для дифференциальной диагностики и логопедической работы представляют функциональная дислалия и легкая форма дизартрии[26].
Выводы по главе 1:
1. При оценке голосовых нарушений при дизартрии важное значение имеет дифференциальная диагностика дизартрии и дислалии.
2. Для оценки перспектив коррекции речевых нарушений при дизартрии необходима топическая диагностика уровня поражения, которая может быть достигнута физикальными методами.
Глава 2. Выявление нарушений голоса у детей с дизартрией
2.1. Организация и методика логопедического обследования состояния голоса у дошкольников
Методы исследования голоса, обеспечивающие адекватную диагностику, были разработаны рядом авторов, среди которых Д.К.Вильсон, С.Л. Таптапова, Е.С. Алмазова [32, 33, 50]. Основными показателями при диагностике дизартрии по степени поражения являются мимика, дыхание, голосообразование, рефлекторные движения языка, его формоположение, удержание артикуляционной позы; произвольные движения языком, губами; мягкое небо, гиперкинезы; оральные синкенезии, звукопроизношение.
Так, по мнению Е.С. Алмазовой, при атактической форме дизартрии голос монотонный, немодулированный, прерывистый, хриплый, недоступны звуковысотные модуляции и изменения по силе, в то время как при неречевой фонации голос сильный, звонкий. Дисфония при различных формах дизартрии у детей характеризуется своеобразным и сложным нарушением высоты, силы и тембра голоса со многими нейродинамическими наслоениями. Основной причиной расстройства голоса в одних случаях является асинхронность в деятельности артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата, а в других — паретичность движений голосовых складок и артикуляционной моторики. Изучение нарушении голоса при различных формах дизартрии у детей может быть важным диагностическим признаком определения формы дизартрии. К периферическим органическим расстройствам голоса относятся нарушения голоса, связанные с патологоанатомическими изменениями в гортани, надставной трубе и снижением слуха. При патологоанатомических изменениях в надставной трубе наблюдается ринолалия и ринофония. Дифференциальная диагностика ринолалии и ринофонии не представляет значительной трудности. Ринолалия—это патологическое изменение тембра голоca и искаженное произношение звуков речи, а ринофония — Изменение оттенка, тембра голоса, обусловленное нарушением взаимосвязи носовой полости с ротоглоточным резонатором в Процессе фонации. В отличие от ринолалии в понятие ринофонии входит нарушение артикуляции и произношения. Научно-методическая литература по ринофонии представлена. Несколько однозначно, она посвящена главным образом ринолалии (открытой и закрытой). И рионолалия, и ринофония имеют место в речевой патологии и проявляются своеобразным нарушением тембра голоса и фонетической стороны речи. Ринолалики, стесняясь своей речи, стараются говорить тише, в результате чего голос приобретает однотонный, слабый, приглушенный оттенок. Имеется и ряд других специфических симптомов [32].
Изолированное изучение голосообразования не приводит к успеху; исследование должно носить комплексный характер, поскольку такой же комплексной должна быть и коррекция.
В ходе исследования нами были использованы материалы, предоставленные в руководстве Н.А. Бессмертных - опросник для логопедического обследования (использовался частично) [3, С. 26-31] и речевая карта [3, C. 32-35].
1. Логопедическое обследование
Ф.И.О.
Дата обследования
Возраст ребенка
Контакт:
· в контакт не вступает
· контакт формальный (чисто внешний)
· контакт избирательный
· Легко и быстро устанавливает контакт
Эмоционально-волевая сфера:
· активен/пассивен
· деятелен/инертен
· работает с удовольствием/из подчинения
· неадекватное поведение
· избалованность
· конфликтность
· колебания настроения
Состояние слуха:
· N
· тугоухость
· глухота
Состояние зрения:
· N
· Близорукость
· Косоглазие
· атрофия зрительного нерва
· слепота
Внимание:
· низкая концентрация и устойчивость внимания
· недостаточно устойчивое поверхностное
· достаточно устойчивое
Моторика:
· ведущая рука: правая / левая
· отсутствует хватание
· манипулировать не может, но есть хватание
· моторика ограничена
· недостаточная мелкая моторика
· гиперкинезы пальцев рук
· тремор
.нарушение координации движений
Запас общих представлений:
· низкий
· несколько снижен
· соответствует возрасту
Работоспособность:
· снижена
· достаточная
Доречевое развитие:
· протекало с выраженной задержкой
· протекало с задержкой
· Нормальное
- крик
- гуление
- лепет
- первые слова
Понимание обращенной речи (импрессивная речь):
· не понимает обращенную речь
· понимание ограниченное (ситуативное); выполняет простые речевые инструкции
· понимание на бытовом уровне
· понимание в полном объеме; выполняет сложные речевые инструкции
Характеристика собственной (экспрессивной) речи:
1-й уровень речевого развития
· Полное отсутствие звыковых и словесных средств общения
· произносит отдельные звуки, звукокомплексы
· произносит несколько лепетных и
· общеупотребительных слов и звукоподражаний
· парадигматические средства общения (выразительная мимика, жесты)
2-й уровень речевого развития
· пользуется простой фразой
· аграмматичная, неразвернутая (упрощенная), структурно нарушенная фраза. Активный словарь состоит из существительных, реже встречаются глаголы и прилагательные. Предлоги употребляются редко. Слоговая структура.
3-й уровень речевого развития
· пользуется развернутой фразой. Недостаточная сформированность грамматических форм языка (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении). Слоговая структура слов не нарушена. Синтаксические конструкции фраз бедные.
Нормальное речевое развитие:
· пользуется развернутой фразой. Лексико-грамматический строй речи сформирован достаточно
· единичные нарушения лексико-грамматического строя речи
Особенности речи:
· проявляет склонность к эхолалии
· наличие речевых штампов (речь пустая, бессодержательная, часто не соотносится с выполняемыми действиями)
Активный словарь
· резко ограничен
· беден
· в пределах обихода
· достаточный
Грамматический строй речи:
· описание сюжетной картинки простой сюжет / сложный сюжет
· составление рассказа по серии сюжетных картин
· пересказ текста
· творческий рассказ
Слоговая структура слова:
· не нарушена
· нарушения слоговой структуры слов:
- парафразии (замены звуков, слогов),
- элизии (пропуски звуков, слогов)
- персеверации (повторения звуков, слогов)
- контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого)
Фонематический слух:
· нарушен
· сохранный
Произносительная сторона речи
Степень разборчивости речи:
· речь невнятная, смазанная, малопонятная для окружающих
· разборчивость речи несколько снижена, речь нечеткая
разборчивость речи не нарушена (N)
Темп речи:
· нормальный
· тахилалия
· брадилалия
· запинки
· заикание
Ритм речи:
· нормальный
· растянутый
· скандированный
· зависит от проявления гиперкинезов
Дыхание:
· свободное
· затрудненное
· поверхностное
· неровное
· неритмичное
**дифференциация носового и ротового выдоха
** ротовой выдох укорочен, вдох неглубокий
Голос:
· сильный, звонкий, модулированный (N)
· недостаточная сила голоса
· недостаточная сила голоса (тихий, слабый, истощающийся)
· отклонения тембра голоса (глухой, сдавленный, хриплый, назализованный, дрожащий)
· нарушение или отсутствие голосовых модуляций, интонационного оформления речи (монотонный, напряженный)
Синхронность дыхания, голосообразования и артикуляции:
· сохранена
· нарушена
Строение и подвижность органов артикуляции:
Неврологический синдром нарушения артикуляционной моторики:
· спастический парез
· тоническое нарушение управления типа ригидности
· гиперкинезы
· атаксия
· апраксия
Речевая карта позволяет выявить сущность голосовых нарушений, причем не изолированно, а в рамках комплексного исследования.
2. Речевая карта
1. Дата поступления ребенка я группу:
2. ФИО____________ _________ ______
З. Возраст: _____________
4. домашний адрес: ______
5. Откуда поступил:
б. Ф.И.О. родителей, место работы, должность:
мать: _______________________________________________________________________
отец:________________________________________________________________________
7. АНАМНЕЗ: от какой беременности по счету:, как протекали беременность и
роды:_________________ как закричал:
как протекало физическое развитие: стал держать головку__________
сидеть_______ ходить _______ ‚ какие заболевания перенес до года ________
Речевое развитие ребенка: гуление______ лепет ____ первые слова______ речь фразой____ . не прерывалось ли речевое развитие (если прерывалось, то по какой причине, как долго длилось, с какими последствиями) _____________________________
как быстро наращивался словарный запас ________________________________________
8. СЛУХ ____________________________________________________________________
9. ЗРЕНИЕ ___________________________________________________________________
10. ИНТЕЛЛЕКТ______________________________________________________________
11. РЕЧЕВАЯ СРЕДА И СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ_______________________________
Обращались ли ранее к логопеду (как долго длились занятия, их результативность)___________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как сам ребенок относится к речевому дефекту ___________________________________
12. ОБЩЕЕ ЗВУЧАНИЕ РЕЧИ: темп ______________________голос _________________
разборчивость_____________________________дыхание____________________________
13. ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА: Подвижность языка _____
________________________________, прикус ______________________________________
строение неба _______________________, строение зубов ___________________________
состояние подъязычной уздечки ___________________________губы__________________
_______ ,прикус __________________________________________________
14. СОСТОЯНИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ: координированность движений ______________
состояние мелкой моторики ____________________________________________________
какой рукой предпочитает работать _____________________________________________
15. ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА:
а) разговорно-описательная беседа:
• Как тебя зовут?
• Сколько тебе лет?
• Где ты живешь?
• Как зовут маму?
• Есть ли у тебя друзья?
б) счет прямой
в) геометрические формы: квадрат __, прямоугольник__, круг__, треугольннк,___ ромб___
г) основные цвета ____________ оттеночные _________________
д) классификация предметов _______________________________
е) выделение 4-го лишнего ________________________________
ж) ориентация во времени _________________________________
ориентация в пространстве ________________________________
з) способность к логическому мышлению ____________________
16. ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ:
а) выполнение инструкций ____________________________________________________
б) понимание значения предлогов______________________________________________
в) понимание числа, рода , падежа______________________________________________
17. ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ:________________________________________
а) составление рассказа по картинке ____________________________________________
б) составление рассказа по серии картинок ______________________________________
в) пересказ _________________________________________________________________
г) рассказ-описание или рассказ по представлению _______________________________
18. ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ:
а) образование мн. числа сущ. и сущ. мн. числа, Р.П.:
мост (ы): ______________ (ов)
дом_______(а):_____(ов)
стул __________ ____________
пчела _________________ ____________
ведро _________________ ____________
ухо ___________________ ____________
воробей _______________ ____________
утенок ________________ ____________
б) образование уменьшительно-ласкательной формы:
дом __________ Женя _______гриб ___________
елка _______ стул _______ Костя ____________
в) префиксальное словообразование: _____________+
Шел у _________
При _______
За ________
Вы _______
Пере _____
Летел у _________
При _______
За ________
Вы _______
Пере _____
г) согласование прилагательных с существительными
(синий) - шар. машина, Платье, флажок, солнышко, звезда, дом, лента: (красный и т.д.)
д) согласование существительных с числительными:
1 ухо, 2_____ 3 ______4_______ 5 _________
1 помидор, 2 ______3______ 4_________ 5 ___________
1 стул. 2_____ З______4 __________ 5_____________
1 ручка, 2 ________ З________ 4 __________ 5 ___________
е) предложно-падежные формы:
19. СОСТОЯНИЕ СЛОВАРЯ:
1) предметный словарь:
а) объяснение значения слов: холодильник ________________________________________
пылесос___________________________________
б) показ и называние частей предметов: чайник (донышко, носик, крышка, ручка) _______
стул (ножки, сиденье, спинка)____________________________________________________
в) уровень обобщений: свитер, платье, шорты, юбка, колготки - ЧТО ЭТО?_____________
сапоги. туфли. тапочки, валенки, ботинки - ЧТО ЭТО?_______________________________
блюдце. Сковорода, ложка, тарелка, нож - ЧТО ЭТО?________________________________
помидор, репа, морковь, капуста - ЧТО ЭТО?_______________________________________
яблоко, персик, груша, лимон - ЧТО ЭТО?_________________________________________
кошка, собака, волк, еж – КТО ЭТО?______________________________________________
голубь, утка, воробей, соловей - КТО ЭТО?________________________________________
шкаф, стол, кресло ЧТО ЭТО? ___________________________________________________
автобус, электричка, трамвай, самолет - ЧТО ЭТО?_________________________________
2) словарь признаков:
а) подбор прилагательных к существительным:
лимон какой?__________ ____________________ платье какое? ______________________________ лиса - какая?___________________________________ _______________ б) подбор антонимов:
широкий - ____________________ светлый _____________
длинный _____________________ больной _____________
высокий _____________________ сухой _______________
веселый __________________________ холодный ___________
в) образование прилагательных от существительных:
ручка из пластмассы _____________
матрешка из дерева______________
сок из клюквы __________________
сумка из кожи___________________
стакан из стекла _________________
г)образование притяжательных прилагательных (чей?)
чей хвост _____________
чей дом______________
20. ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ:
а) дифференциация звуков:
• далеких по месту и способу образования (переднеязычные – заднеязычные, взрывные -
щелевые и т.д.) ________________
• близких фонематических групп (свистящие - шипящие и др.) -
• внутри одной фонематической группы (С - З - Ц. Л - Р и др.)
б) повторение слогов: ТА-ДА-ТА - ДА- ГА-ТА -
КА-ГА-ГА
22. АНАЛИЗ ЗВУКОВОГО СОСТАВА СЛОВА:
а) выделение первого звука в слове: Алик, Оля, Ира, утка, эхо, окно, город, волны, банка.
б) выделение последнего звука в слове: лук, сев, луна, мука кот
23. СЛОВОСЛОЖЕНИЕ
24. ПОВТОРЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ТИПА:
Экскурсовод проводит экскурсию.
На перекрестке стоит милиционер
25. ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
В результате обследования логопед должен прийти к выводу о речевом состоянии ребенка и дать логопедическое заключение, основанное на принципе системного подхода к анализу речевых нарушений.
2.2. Анализ результатов проведенного исследования
В ходе данной работы были обследованы 10 детей (6 мальчиков и 4 девочки) 5,5 - 6 лет, посещающие дефектологический детский сад.
У этих 10 обследованных были выявлены следующие формы дизартрии:
- Общее недоразвитие речи III уровня, корковая дизартрия, открытая ринолалия - 2 чел.
- Общее недоразвитие речи II уровня, псевдобульбарная дизартрия – 2 чел.
- Общее недоразвитие речи II уровня, бульбарная дизартрия – 2 чел.
- Фонетико-фонематическое недоразвитие, обусловленное функциональной полиморфной дислалией – 1 чел.
- Фонетическое недоразвитие, органическая мономорфная дислалия, на фоне педагогической запущенности – 1 чел.
- Общее недоразвитие речи II уровня, бульбарная дизартрия – 1 чел.
- Общее недоразвитие речи II уровня, экстрапирамидная дизартрия – 1 чел.
Формы голосовых нарушений, выявленные у данных обследуемых, соответствовали описаниям соответствующих нозологических единиц (см. материалы, приведенные в 1 главе. Результаты исследования в целом соответствовали тем заключениям, которые ранее были даны при осмотре логопеда. Однако у двух детей – девочки 5 лет и мальчика 6 лет – уровень недоразвития речи был снижен с III до II (при более детальном обследовании выявлена ранее допущенная гипердиагностика). Степень нарушений голоса у испытуемых определялась как слабовыраженная, средневыраженная, выраженная. Степень выраженности голосовых расстройств соответствовал степени нарушений речи у больных с дизартрией: II степени соответствовали все средневыраженные случаи, а у двух испытуемых с выраженными голосовыми нарушениями была диагностирована III степень нарушений речи.
2.3. Методические рекомендации по коррекции выявленных нарушений
На основании выше изложенного можно определить общую схему коррекции:
Подготовительный этап. Нет собственно коррекции, идет подготовка к
постановке звуков.
· формирование умения по опознанию и различению звука изолированно, в речевом
потоке и т.д.;
· формирование артикуляторных умений и навыков, т.е. развитие мышц артикуляторного аппарата. Проводится в виде артикуляционной гимнастики;
· развитие дыхания, голоса.
Формирование первичных произносительных умений и навыков
собственно постановка звука;
· автоматизация (закрепление) изолированного произношения, в слоге, слове, фразе, тексте, спонтанной речи;
· дифференциация (различение звуков, близких по своим характеристикам).
- Формирование коммуникативных произносительных умений и навыков.
Знания, приобретенные у логопеда, должны активно использоваться в
повседневном общении.
Вывод по главе 2: Проведенное исследование позволило создать условия для разработки индивидуальных коррекционных программ для всех обследованных детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование голосовых нарушений у детей, проводимое на современном уровне, требует своевременной и адекватной дифференциальной диагностики.
Анализ случаев детей с дислалией и дизартрией показал, что для понимания данных речевых расстройств недостаточно изучение особенностей собственно речевого нарушения. Патология речи (нарушение звукопроизношения) ограничивает способности и социальные возможности ребенка, отражается на всей его личности, в ряде случаев является причиной отрыва от коллектива. Стесняясь своего речевого дефекта, ребенок становится замкнутым, неуверенным в своих силах и возможностях. Дефекты речи в большинстве случаев являются причиной неуспеваемости его в школе.
Кроме того, мы наблюдали и такие явления, когда ослабление только отдельных компонентов психики - внимания и памяти ребенка - отрицательно отражались на его успехах по устранению речевого дефекта. Особое влияние на речевую, следовательно, и психические функции, оказывает наличие органической неврологической симптоматики. Таким образом, мы пришли к выводу, что наиболее плодотворным является такой подход к ребенку, при котором внимание исследователя сосредотачивается не только на изолированных симптомах (речи), но и на расстройстве целостной сложной системы всего организма.
Нарушения голоса, встречающиеся у детей с дизартрией, на первый взгляд могут показаться схожими. На самом же деле они отличаются рядом особенностей, которые обусловлены характером иннервационных нарушений, периферическим или центральным поражением ЦНС, а также топической локализацией патологического очага. Кроме топической характеристики поражения и соответствующей фонометрической картины, голосовые нарушения различаются еще и по степени выражености. Исследование характера нарушений является необходимым этапом в ведении маленьких пациентов с дизартрией, необходимым для того, чтобы создать условия для разрабтки индивидуальных коррекционных программ для всех обследованных детей.
Коррекция нарушений голоса при дизартрии, хотя и требует специальных приемов, неотделима от коррекции других нарушений речи при дизартрии и осуществляется в рамках комплексного подхода.
Попытаемся кратко охарактеризовать те перспективы терапевтических воздействий, которые позволят в дальнейшем устранить голосовые расстройства, в едином комплексе всех речевых нарушений, у испытуемых обследованной группы.
В первую очередь специальными логопедическими приёмами исправляется произношение звуков или уточняется артикуляция имеющихся звуков. При устранении недостатков звукопроизношения следует соблюдать строгую последовательность в работе над звуками одной фонетической группы, с тем, чтобы постепенно выработать у детей прочные дифференцировки между сходными звуками. Последовательность учитывает постепенный переход от более лёгких по артикуляции звуков к более сложным. Параллельно с постановкой звуков ведётся работа по развитию звукового анализа и синтеза. Лечение дизартрии возможно только при применении комплексного метода, в котором сочетаются разные виды терапевтического воздействия:
· Лекарственные средства.
· Физиотерапия, лечебная физкультура, иглотерапия для нормализации тонуса мышц и увеличения объема движений органов артикуляции.
· Общее поддерживающее и закаливающее лечение для укрепления организма.
· Лечение сопутствующих заболеваний (эти разделы лечения не входит в компетенцию логопеда).
· Логопедическая работа по развитию и исправлению речи.
Во всех видах лечения ребенка-дизартрика чрезвычайно большая роль принадлежит родителям. Прежде всего это относится к логопедическим занятиям. Родители должны знать для чего делаются те или иные упражнения, понимать их смысл и представлять ожидаемые результаты.
Логопедическое воздействие при дизартрии направлено на разработку органов артикуляции. Оно включает:
· массаж органов артикуляции[4].
· артикуляционную гимнастику;
· исправление произношения звуков речи (См. Приложение);
· исправление речевого дыхания и голоса; особое значение имеет дыхательная гимнастика, позволяющая осуществить важнейший этап в «постановке голоса» у детей с нарушениями речи[2](См. Приложение).
· работу над выразительностью речи.
Логопедическая работа при дизартрии очень трудоемка, многопланова и требует систематических занятий со специалистами и выполнения домашних упражнений с родителями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
1. Бадалян Л.О. Детская неврология. – М.: Медицина, 1984. – 576 с.
2. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. – М.: Книголюб, 2004. – 56 с.
3. Бессмертных Н.А. Логопедическая работа в образовательных учреждениях. – Якутск: Изд-во Якутского университета, 2001. – 46 с.
4. Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – С. 3-23.
5. Большакова С.Е. Речевые нарушения у взрослых и их преодоление. – М.: Эксмо-Пресс, 2002. – 160 с.
6. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. – СПБ.: Детство-Пресс, 2001. – 64 с.
7. Бурлакова М.К. Советы логопеда. – М.: Институт общегуманитарных теоретических исследований. В. Секачев, 2004. – 64 с.
8. Быстрова Г.А. Логопедичекие игры и задания. – СПб.: «КАРО», 2000. - 96 с.
9. Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики:Учебное пособие для вузов.-Минск: Асар, 2003. - 287 с.
10. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 272 с.
11. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб.: Детство-Пресс, 144 с.
12. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии//Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – С.892-997.
13. Выготский Л.С. Мышление и речь// Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – С.262-509.
14. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. – 224 с.
15. Гуровец Г. В. Детская невропатология:Естественно-научные основы специальной дошкольной психологии и педагогики: Учебное пособие/Г. В. Гуровец; Под ред. В. И. Селиверстова.-М.:ВЛАДОС,2004.-303 с
16. Жинкин Н.И. Язык, речь и текст/Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. Хрестоматия. – М.: Эксмо-Пресс, 2001. - С. 142-147.
17. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
18. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2004. – 320 с.
19. Карвасарский Б.Д (общая редакция). Психотерапевтическая энциклопедия. – СПб.: Питер, 1999. – 752 с.
20. Керпель-Фрониус Э. Педиатия. – Будапешт: Издательство Академии наук Венгрии, 1981. – 623 с.
21. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2002. – 992 с.
22. Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии:Избранные психологические труды.-М.:МПСИ,2004.-534 с.
23. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами:Учебное пособие/Л. В. Лопатина - СПб. :Союз,2004.-190
24. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Издательство Московского университета, 1973. – 374с.
25. Новикова Е.В. Артикуляция звуков речи в графическом выражении. – М.: ном и Д, 2000. – 48 с.
26. Мартынова Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией // Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т1./ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. - с. 214 - 218 (С сокращениями по публикации в сб.: Расстройства речи и методы их устранения./ Под ред. С. С. Ляпидевского. С. Н. Шаховской. - М.. 1975. - С. 79-91)
27. Митина Ю.С. Основы логопедии. – Калининград: Изд-во Калининградского гос. ун-та, 2003. – 65 с.
28. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 256 с.
29. Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия. – СПб.: ООО Изд-во «Речь», 2002. – 402 с.
30. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – М.: Тривола, 1996. – 600 с.
31. Триумфов А.В. Топическая диагностика заболеваний нервной системы. – М.: ТОО «Техлит», 1996. – 248 с.
Дополнительная литература
32. Алмазова Е.С. Нарушения голоса у детей и подростков//Расстройства речи у детей и подростков /под ред. С.С. Ляпидевского. – М., 1969.Алмазова Е.С. Опыт логопедической работы с детьми, страдающими нарушениями голоса//Очерки по патологии речи и голоса/ под ред. С.С. Ляпидевского. – вып.2.- М., 1963.
33. Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. – М., Медицина, 1990.
34. Винарская Е.Н. Дизартрия. – Серия «Б-ка логопеда». М.: Изд-во АСТ, 2005. – 143 с.
35. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. – М., 1996.
36. Детский голос/Под ред. В.Н. Шацкой. – М.: Педагогика, 1970. – 342 с.
37. Дмитриев Л.Б., Телеляева Л.М., Тапталова С.Л., Ермакова И.И. Фониартрия и фонопедия. – М., 1990.
38. Еракова И.И. Коррекция речи у детей и подростков. – М., 1996.
39. Жинкин И.И. Механизмы речи. – М.: Медицина, 1967. – 370 с.
40. Ивановская Ф.А. Сборник логопедических упражнений при расстройствах голоса. – М., 1961.
41. Лаврова Е.В. Характеристика и классификация нарушений голоса/Дефектология, №1, 1987.
42. Лаврова Е.В. Нарушения голоса у детей и пути их коррекции//Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии голоса и их преодоление. – Москва-Воронеж, 2001.
43. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., 2001.
44. Максаков А.И. Развитие речевого голоса у дошкольников/Дошкольное коспитание. - №1. 1998.
45. Максимов И. Фониатрия. – М.:Медицина, 1987.
46. Мастюкова Е.М., Иполитова М.В. Дизартрия -М.: Просвещение, 1977. 250 с.
47. Правдина О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. М., “Просвещение”, 1973. 272 с с ил.
48. Смирнова И.А. - Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР : учебно-методическое пособие для логопедов и дефектологов / И.А. Смирнова . - Санкт-Петербург : Детство-Пресс(Санкт-Петербург), 2004. - 318 с.
49. Соботович Е. Ф., Чернопольская А. Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики - Дефектология. — М., 1974. — № 4.
50. Таптапова С.Л. Коррекционно-педагогическая работа при нарушениях голоса. – М., 1984.
51. Шаблина Т.И. Индивидуальные логопедические занятия по формированию фонетической речи у детей с ринолалией/Дефектология. - №2, 2002.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Примеры логопедических упражнений
Дыхательная гимнастика.
1. Набрать полную грудь воздуха, удержать как можно дольше.
2. Набрать полную грудь воздуха, выпускать как можно дольше, произнося различные звуки, например звук «У», звук «З», звук «В», звук «М», звук «Н», звук «С», звук «Р».
Отработка проговаривания труднопроизносимых слов.
«Регулировщик регулирует движение транспорта»
«Библиотекарь выдает книги»
«Маляр красит дом».
«Экскурсовод проводит экскурсии».
«Дрессировщик дрессирует зверей».