Содержание

Введение_______________________________________________________ 3

Глава 1. Общая характеристика законодательства об ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления_______________ 5

1.1. Законодательство об ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления______________________________________ 5

1.2. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления по законодательству Тюменской области_________________________ 9

Глава 2. Ответственность органов и должностных лиц органов местного самоуправления________________________________________________ 11

2.1. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением_____________________ 11

2.2.  Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами      14

2.3. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством____________________ 16

Заключение____________________________________________________ 22

Список источников и литературы_______________________________ 26

Введение

В настоящее время местное самоуправление является одной из основ конституционного строя, одним из принципов, лежащих в основе формирования органов власти. Привычное понимание власти, которая пронизывает все уровни сверху донизу, изменилось. В соответствии с современной концепцией, закрепленной в Конституции Российской Федерации, публичная власть делится на две разновидности- государственную и муниципальную власть.

Нам известно что формирование местного самоуправления на местах принадлежит региональному законодательству, так же нам известно что региональные нормативные акты в основном говорят что органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством, либо повторяют нормы Федерального закона. Как же мы будем иметь устойчивую правовую базу на уровне местного самоуправления, если сами органы и должностные лица местного самоуправления не заинтересованы в принятии нормативных актов которые конкретизировали бы ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

Местное самоуправление, в основе которого лежит право населения городских и сельских поселений самостоятельно решать вопросы местного значения, а также обособления органов местного самоуправления в системе управления обществом и государством, предполагает ответственность органов местного самоуправления за осуществление возлагаемых на них функций и полномочий, а также различные виды контроля их деятельности.

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления – это неблагоприятные правовые последствия за принятые ими противоправные решения, ненадлежащее осуществление своих задач и функций.

При анализе комплекса формально-юридических источников, регламентирующих ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, мы должны исходить из установленного законодательством РФ, законодательством субъектов РФ принципа ответственности перед населением муниципального образования, физическими и юридическими лицами, перед государством в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта.

Целью и задачей моего исследования является то, что я хочу показать как может повлиять ответственность на органы и должностных лиц местного самоуправления, от которых зависит устойчивость и благополучие местного самоуправления.

В соответствии с поставленной целью задачами работы будут являться рассмотрение следующих вопросов:

-           рассмотреть законодательство об ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления;

-           раскрыть ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления по законодательству Тюменской области;

-           исследовать ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением;

-           охарактеризовать ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами;

-           проанализировать ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством.

Глава 1. Общая характеристика законодательства об ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления

1.1. Законодательство об ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[1] устанавливает круг субъектов, перед которыми несут ответственность органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, а также основные формы этой ответственности.

Налицо три основные вида субъектов, перед которыми несут ответственность органы и должностные лица местного самоуправления. Им соответствуют свои основания и специфические меры ответственности. Но кроме этого, различаются и источники, закрепляющие их ответственность. Их общая характеристика представляет из себя следующее:

1. Ответственность перед населением. Особым основанием наступления ответственности выступает утрата доверия. Меры ответственности регламентируются федеральным, но, прежде всего региональным законодательством. В ряде субъектов РФ уже приняты нормативно-правовые акты об отзыве выборных должностных лиц и роспуске представительных органов местного самоуправления. Кроме этого порядок и условия наступления их ответственности могут быть закреплены также уставами муниципальных образований.

2. Ответственность перед физическими и юридическими лицами. При этом следует заметить, что должностное лицо местного самоуправления нельзя привлечь к гражданско-правовой ответственности, поскольку он не является субъектом гражданского права. В соответствии со ст.16 Гражданского Кодекса РФ[2], в случае совершения незаконных действий должностным лицом местного самоуправления, гражданско-правовую ответственность за это будет нести орган местного самоуправления. Органы же местного самоуправления в соответствии со ст.20 Федерального Закона РФ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ"[3] являются юридическими лицами. Это означает, что они самостоятельно выступают в качестве субъектов гражданского оборота и несут ответственность за совершаемые ими действия. На них в полном объеме распространяется действие норм гражданского, гражданско-процессуального и арбитражного законодательства. Исходя из разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами, следует признать приоритетность в данном случае федеральных нормативно-правовых актов.

3. Ответственность перед государством. В соответствии со ст.49 Федерального Закона РФ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления наступает перед государством лишь в случае нарушения ими Конституции РФ, конституции (устава) субъекта РФ, федеральных законов, законов субъекта РФ, устава муниципального образования. Кроме этого, возможно наступление ответственности за ненадлежащее осуществление отдельных государственных полномочий, но лишь в той мере, в какой эти полномочия были обеспечены необходимыми материально-финансовыми ресурсами. Применение конкретных мер ответственности связывается с характеристикой правонарушения, совершенного органом или должностным лицом местного самоуправления. Речь может идти о привлечении виновных лиц, прежде всего к дисциплинарной, административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности.

В Конституции РФ не упоминается об ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. Однако, закрепляя общий правовой статус местного самоуправления, общие принципы, определяющие статус органов и должностных лиц местного самоуправления, в том числе и очерчивая рамки легальности их деятельности, Конституция РФ устанавливает, тем самым, саму возможность существования ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. При анализе источников регламентирующих ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления необходимо исходить из общих, основополагающих признаков и принципов, лежащих в основе российской правовой системы. В частности речь идет о действии статьи 15 Конституции РФ, а именно пункта 4 указанной статьи. Содержащаяся здесь норма устанавливает включение во внутреннюю правовую систему общепризнанных принципов международного права, а также норм международных договоров, ратифицированных РФ. При этом юридическая сила данной группы источников достаточна высока, об этом свидетельствует тот факт, что в самой конституционной норме сформулировано правило о приоритетности действия этих международных норм по отношению к нормам российских законов. Это позволяет сделать вывод о значимости данной группы источников для регулирования соответствующих групп общественных отношений в РФ. Необходимым условием применения норм международных договоров является ратификация этих договоров высшими государственными органами РФ. Говоря о международных договорах как нормативных актах, регламентирующих ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, основное значение необходимо уделять Европейской хартии местного самоуправления, которая была ратифицирована и применяется в РФ. (Федеральный Закон РФ "О ратификации Европейской хартии местного самоуправления" №55-ФЗ от 11.04.1998 г.). Принципиально важным в данном случае является норма определяющая местное самоуправление как право и реальную возможность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть общественных дел, действуя самостоятельно и под свою ответственность. Тем самым, определяются некоторые принципы деятельности муниципальных органов, в частности, возможность возложения ответственности на эти органы как результат определенной оценки их деятельности. Сама Европейская хартия в настоящий момент не нуждается в создании какого-то специального закона, устанавливающего механизм ее реализации. Это имеет принципиальное значение, прежде всего с точки зрения правоприменительной деятельности. Любой субъект, участвующий в процессе организации и осуществления местного самоуправления, вправе адресовать свои права с данным документом. Характер применения норм собственно национального законодательства с учетом действия норм международного права должен предусматривать механизм приведения их в соответствии с нормами международного права, конкретизируя их и наполняя внутренним национальным содержанием. Именно поэтому Европейскую хартию о местном самоуправлении следует считать одним из базовых источников муниципального права, в том числе и по вопросу об ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.[4]

Одновременно, ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, уделено достаточное место в федеральном законодательстве. Ряд источников указывался при раскрытии вопроса о статусе субъектов ответственности. При этом необходимо указать, что основные контуры местного самоуправления в РФ как правового института были закреплены в его нынешнем состоянии после принятия в 2003 г. Федерального Закона РФ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ". Данным законом в главе VII. определены общие принципы несения ответственности, указаны субъекты, перед которыми несут ответственность органы и должностные лица местного самоуправления, а также основания и основные формы этой ответственности. Следует указать, что это не единственный источник на федеральном уровне, регламентирующий данную ответственность. Большинство оснований ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления вытекает из федерального законодательства - трудового, уголовного, гражданского и т.д.

1.2. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления по законодательству Тюменской области

Должностные лица местного самоуправления города Тюмени несут ответственность перед населением города Тюмени, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

Во многих законах области содержатся бланкетные нормы, отсылающие по вопросам ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления к другим нормативным актам. Такая законодательная практика предопределена необходимостью принятия специального нормативного акта области, в котором были бы определены в систематизированном виде нормы, устанавливающие основания, виды ответственности органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, а также порядок их привлечения к ответственности за неисполнение законов. Закон "Об ответственности за неисполнение законов Тюменской области" был принят областной Думой 23 апреля 1999 г. Согласно названному закону, основаниями ответственности органов и выборных должностных лиц местного самоуправления являются:

а) нарушение ими Устава области, областных законов;

б) неисполнение переданных им законами области отдельных государственных полномочий, обеспеченных областными органами государственной власти материальными и финансовыми ресурсами.

Наряду с установлением дисциплинарной, административной и материальной ответственностью за нарушение органами и выборными должностными лицами местного самоуправления законов области закон предусматривает государственно-правовую (конституционную) ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления - прекращение полномочий органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Для наступления данного вида ответственности необходимо, во-первых, чтобы нарушения Устава и законов области были установлены судом. Обратиться в суд в целях установления нарушений могут областная Дума, Губернатор области, иные органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, предприятия, учреждения, организации, а также граждане. Во-вторых, после установления судом нарушений Устава и законов области областная Дума может обратиться в суд за заключением о признании несоответствия деятельности органа местного самоуправления, выборного законодательного лица местного самоуправления Уставу и законам области. И в-третьих, основанием для рассмотрения областной Думой вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица является заключение суда о признании несоответствия деятельности этого органа, выборного должностного лица Уставу и законам области.

Глава 2. Ответственность органов и должностных лиц органов местного самоуправления

2.1. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением

Статья 48 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"  вводит специфический вид ответственности - ответственность перед населением муниципального образования. Специфика ее состоит в том, что она не может быть отнесена ни к одному из существующих видов ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной, гражданско-правовой). Необходимо отметить, что такого рода ответственность не обязательно наступает в результате неправомерных действий органов местного самоуправления или должностных лиц местного самоуправления, и именно это отличает ее от других вышеназванных форм.

Единственное основание для привлечения органов или должностных лиц местного самоуправления к этому виду ответственности - утрата доверия. Следовательно, его наличие или отсутствие становится в данном случае критерием ответственности. Термин доверие носит неправовой характер, им обозначают "уверенность в чьей-либо добросовестности, искренности, в правильности чего-нибудь и основанное на этом отношение к кому-чему-нибудь"[5].

Субъектом данного вида ответственности выступают органы местного самоуправления (ст.14) и должностные лица местного самоуправления (ст.16-17). Ее содержанием является решение населения о расформировании органа местного самоуправления или об отзыве должностного лица местного самоуправления, утратившего доверие населения.

Как следует из ст. 48, к указанному виду ответственности органы и должностные лица местного самоуправления могут быть привлечены только населением муниципального образования. В федеральном законодательстве отсутствует правовое определение термина население муниципального образования, и, восполняя этот пробел, субъекты Российской Федерации в законодательстве о местном самоуправлении вводят юридическое понятие населения.

Но эти новации не во всем соответствуют комментируемому Федеральному закону. Например, Закон о местном самоуправлении в Саратовской области определяет население как физических лиц, постоянно или преимущественно либо временно проживающих на его территории. Одновременно с понятием населения вводится понятие жителей муниципального образования, под которыми понимаются граждане Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие на территории этого муниципального образования, а также временно проживающие на ней учащиеся и студенты, военнослужащие и члены их семей, а также физические лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев.

Правом на самоуправление согласно данному Закону обладают только жители муниципальных образований, что формально не соответствует терминологии комментируемого Федерального закона. Однако анализ содержания норм последнего (ст.2, 3) позволяет сделать вывод, что под населением муниципального образования следует понимать именно лиц, отнесенных Законом Саратовской области к категории жителей.[6]

Условия наступления ответственности перед населением и порядок привлечения к ней должны устанавливаться уставами муниципальных образований. Например, в Уставе местного самоуправления города Екатеринбурга предусмотрено, что вопрос об утрате доверия населения Главой города решается на городском референдуме. Вопрос об утрате доверия депутатом Городской Думы решается голосованием избирателей, проводимым в порядке, предусмотренном для выборов этого депутата.

Голосование по данному вопросу назначается Городской Думой по инициативе населения при наличии подписей в пользу отзыва депутата не менее одного процента от общего числа избирателей соответствующего избирательного округа. Подписные листы в поддержку отзыва депутата должны отвечать требованиям законодательства о выборах органов местного самоуправления.

Вопрос об утрате доверия населения иными должностными лицами и органами городского самоуправления решается органами и должностными лицами, осуществившими назначение или избрание утративших доверие органов и лиц, в порядке, предусмотренном для их назначения или избрания, при наличии обращения (петиции) от жителей города, принятого на собраниях граждан или заседаниях органов общественного территориального самоуправления, а также от общественных объединений города.

Таким образом, в Уставе зафиксированы условия наступления ответственности перед населением (утрата доверия), разграничены субъекты ответственности (Глава города, депутат Городской Думы, иное должностное лицо местного самоуправления), определены особенности процедуры применения ответственности в зависимости от субъекта (проведение референдума, голосования или решение органов или должностных лиц местного самоуправления, осуществивших назначение или избрание).

2.2.  Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами

В статье 50 предусматривается возможность привлечения органов местного самоуправления к гражданско-правовой ответственности. Необходимость установления подобного рода ответственности, с одной стороны, связана с тем, что органы местного самоуправления являются субъектами гражданского права и выступают в гражданско-правовых отношениях на равных началах с иными участниками гражданского оборота - юридическими и физическими лицами (ст.124 ГК РФ)[7], а потому к отношениям между ними должны применяться гражданско-правовые нормы, в том числе об ответственности за неисполнение обязательств и из причинения вреда.

С другой стороны, основанием гражданско-правовой ответственности органов местного самоуправления может стать нарушение прав юридических и физических лиц в результате совершения незаконных действий или принятия незаконных решений. Незаконность действий или решений органов местного самоуправления устанавливается судом либо арбитражным судом (ст.52). Убытки, моральный вред, нанесенные физическому или юридическому лицу в результате действий (решений), признанных судом незаконными, возмещаются в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Следует отметить, что нередки случаи, когда орган местного самоуправления привлекается к ответственности за бездействие, то есть за несовершение определенных действий, в результате которого гражданам может быть причинен материальный ущерб. Возмещения этого ущерба граждане также вправе требовать в судебном порядке. Типичным примером такого рода является дело по иску Ч. к Администрации пос.Фирсановка о возмещении убытков. Ч. принадлежал на праве собственности дом в поселке. В результате пожара дом и все имущество, находящееся в нем, были уничтожены. Решением Химкинского городского суда требование Ч. было удовлетворено на основании того, что Администрация поселка не построила специальные пожарные резервуары и не выполнила ряд других требований СНиП, что позволило бы предотвратить либо уменьшить последствия пожара.

Таким образом, органы местного самоуправления несут ответственность за невыполнение требований закона не только перед государством, но и перед физическими и юридическими лицами, если результатом неисполнения правовых предписаний является причинение этим лицам убытков.[8]

Норма не вполне корректно сформулирована в части установления ответственности должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами. За свои неправомерные действия должностное лицо может быть привлечено к уголовной, административной или дисциплинарной ответственности. Не являясь субъектом гражданского права, оно не может быть привлечено к гражданско-правовой ответственности. За незаконные действия (бездействие) должностного лица местного самоуправления, причинившие убытки юридическому или физическому лицу, несет ответственность орган местного самоуправления (ст.16 Гражданского кодекса Российской Федерации).[9]

После привлечения к ответственности соответствующего органа местного самоуправления должностное лицо, действиями (бездействием) которого были причинены убытки юридическим или физическим лицам, может быть привлечено к материальной ответственности в порядке. Таким образом, гражданско-правовую ответственность перед физическими и юридическими лицами во всех случаях несут органы местного самоуправления, а должностные лица ответственны перед органами местного самоуправления.

2.3. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством

Процесс становления системы местного самоуправления уже выявил всю сложность взаимоотношений между государственными органами и муниципальными образованиями. Конституционное обеспечение организационной обособленности местного самоуправления от органов государственной власти и его самостоятельности, конституционное признание и гарантированность этого института в России (ст. 12 Конституции РФ) превращают местную власть в одну из важнейших основ конституционного строя страны. Организационно-юридическая обособленность местного самоуправления от государства отнюдь не означает их функциональное обособление и изолированность. Обе властные системы тесно взаимодействуют, имеют взаимные обязательства и ответственность, несут юридическую ответственность по закону[10].

Неправомерные действия органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления (такие, как принятие решения, нарушающего закон, издание правового акта, противоречащего действующему законодательству, и т.п.) влекут применение специальных мер принуждения с целью восстановления нарушенного правопорядка. Поскольку эти меры применяются государством и от имени государства, данный вид ответственности Закон именует ответственностью перед государством. При этом реальный ущерб причиняется необязательно непосредственно государству или его органам - потерпевшими могут быть граждане, предприятия, учреждения, организации, общественные объединения и другие субъекты.

Применительно к органам местного самоуправления можно говорить только о таком специфическом виде ответственности перед государством, как прекращение полномочий органа местного самоуправления (п.3 ст.49).

Формами ответственности должностных лиц местного самоуправления перед государством являются уголовная, административная и дисциплинарная ответственность.

В соответствии с нормой ст. 8 Уголовного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 января 1997 г., основанием уголовной ответственности должностного лица местного самоуправления может являться только совершение им деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом. Перечень этих деяний содержится в гл.30 "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления". Данная глава включает семь статей, содержащих составы преступлений, наличие которых в деяниях, совершенных должностными лицами местного самоуправления, влечет наступление уголовной ответственности.[11]

В соответствии со ст.285 уголовной ответственности подлежит должностное лицо местного самоуправления, виновное в злоупотреблении должностными полномочиями. Под злоупотреблением должностными полномочиями понимается использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ч.1 ст.285 УК РФ). Квалифицирующими признаками данного деяния, отягчающими ответственность за это преступление, являются совершение его главой органа местного самоуправления (ч.2 ст.285) или наступление тяжких последствий (ч.3 ст.285).

В соответствии со ст.286 преступлением является превышение должностных полномочий должностным лицом местного самоуправления, то есть совершение им действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Более строгую ответственность влекут те же действия, совершенные главой органа местного самоуправления (ч.2 ст.286 УК РФ), а также при наличии иных отягчающих обстоятельств (см. ч.3 ст.286).

Преступлением согласно ст.287 Уголовного кодекса Российской Федерации является неправомерный отказ должностного лица местного самоуправления в предоставлении информации, а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации.

Незаконное участие должностного лица местного самоуправления в предпринимательской деятельности - учреждение коммерческого юридического лица либо управление им лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, - связанное с предоставлением такому юридическому лицу льгот и преимуществ или с иным покровительством, является преступлением, влекущим ответственность по ст.289.

В соответствии со ст.290 преступлением является получение должностным лицом местного самоуправления взятки, отягчающими признаками которого являются получение взятки за незаконные действия или бездействие (ч.2 ст.290 УК РФ), получение взятки главой органа местного самоуправления (ч.3 ст.290), а также получение взятки группой лиц по предварительному сговору, или неоднократно, или с вымогательством взятки, или в крупном размере (ч.4 ст.290).

Преступлением является служебный подлог, то есть внесение должностным лицом местного самоуправления в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в эти документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности (ст.292 УК РФ).

Должностным преступлением согласно ст.293 Уголовного кодекса Российской Федерации является халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Условия применения административной ответственности к должностным лицам местного самоуправления могут устанавливаться как федеральными нормативными актами, так и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления могут быть наделены государственными полномочиями, реализация которых подконтрольна органам государственной власти (п.4 ст.6). Одновременно с принятием решения о наделении названными полномочиями органы местного самоуправления должны получить необходимые материальные и финансовые средства для их реализации. [12]

Недобросовестное осуществление указанных полномочий влечет ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством. Но данная норма вводит важное ограничение степени ответственности означенных органов и лиц за осуществление переданных им государственных полномочий: органы и должностные лица местного самоуправления ответственны за осуществление только тех полномочий, возможность реализации которых полностью обеспечена органами государственной власти материальными и финансовыми средствами (ст.38).

Необходимо отметить, что передача государственных полномочий органам местного самоуправления согласно п.4 ст.6 Закона может осуществляться только в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Поэтому, определяя условия наступления ответственности органов местного самоуправления за осуществление отдельных государственных полномочий, в законах субъектов Федерации и уставах муниципальных образований следует указывать, что она может наступать только за осуществление полномочий, переданных органам местного самоуправления на основании закона.

Этот пункт вводит специальную процедуру прекращения полномочий органа местного самоуправления, выборного лица местного самоуправления в случаях нарушения ими Конституции Российской Федерации, конституции, устава субъекта Российской Федерации, федеральных законов или законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования.

Данная процедура является новой для российского законодательства и, будучи предусмотрена материальным законом, не получила регламентации в процессуальном законодательстве, что может вызвать серьезные проблемы при применении ее на практике.[13]

Основанием для возбуждения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации данной процедуры является установление судом нарушений закона органами и выборными должностными лицами местного самоуправления. Следует отметить, что это основание не влечет с неизбежностью возбуждение процедуры прекращения полномочий органа или должностного лица местного самоуправления, поскольку Закон не устанавливает обязанности представительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации именно таким образом прореагировать на решение суда.

Нарушения закона могут быть установлены решением любого суда: суда общей юрисдикции (как районного, так и суда субъекта Российской Федерации), арбитражного суда в зависимости от применяемых правил подведомственности и подсудности. Такое решение выносится в рамках процедуры, предусмотренной для рассмотрения жалоб на незаконные действия и решения государственных органов и должностных лиц. Процесс возбуждается подачей жалобы гражданином, юридическим лицом, а также по заявлению прокурора (ст.51-52).

Заключение о признании несоответствия деятельности органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Конституции Российской Федерации, конституции, уставу субъекта Российской Федерации, федеральным законам, законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования является факультативным при принятии решения о прекращении полномочий органа или выборного должностного лица местного самоуправления представительным органом субъекта Российской Федерации, так как данное заключение не обязывает представительный орган субъекта Российской Федерации выносить решение о прекращении полномочий органа или выборного должностного лица местного самоуправления.

Заключение

Структура органов местного самоуправления, наименование, порядок формирования, компетенция и другие положения, касающиеся их организации и деятельности, определяются в зависимости от исторических, экономических, правовых, социально-культурных и иных местных условий и традиций.

Наиболее распространенной в мировой и отечественной практике является следующая система органов местного самоуправления: представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования, исполнительный орган местного самоуправления.

В зарубежных странах на протяжении многих лет функционирует развитая система местного самоуправления, для которой характерно большое разнообразие организационно-правовых форм, используемых на муниципальном уровне.

Безусловно, полностью переносить международный опыт на российскую землю не представляется возможным, да это и нецелесообразно. Однако нельзя не согласиться с высказыванием современного ученого: "Местное самоуправление - явление мирового характера, результат развития современной цивилизации и в этом смысле, несмотря на разнообразие национальных форм и многие политические особенности, оно интернационально". Формирование правовой базы местного самоуправления, определяющей положение и компетенцию органов муниципальной власти в Российской Федерации, происходит под значительным влиянием как отечественного, так и зарубежного опыта организации и функционирования муниципального управления.

В демократических государствах деятельность названных органов строится в соответствии с основными принципами организации органов местного самоуправления, которые получили свое закрепление в Европейской Хартии о местном самоуправлении. Среди основных принципов можно выделить следующие: соблюдение прав и свобод человека и гражданина, публичность, государственная гарантия, гласность, самостоятельность, законность, ответственность.

Данные принципы местного самоуправления нашли свое отражение в Конституции РФ, Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", других нормативно-правовых актах нашего государства и составляют основу организации муниципальной власти в Российской Федерации.

По моему мнению, принцип ''ответственность'' является наиболее важным, так как он обеспечивает учет и защиту интересов населения, учет местных условий, а так же обеспечивает связь населения с органами местно самоуправления и должностными лицами. Уставы муниципальных образований должны содержать основания и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. Если касаться видов ответственности, то я остановила бы свое внимание на четырех основных видах:

1)    конституционная (политическая);

2)    административная;

3)    дисциплинарная;

4)    материальная, которые рассматривал в своей диссертации Чаннов С.Е, так как эти виды ответственности мне кажутся более допустимыми  в современном обществе[14].

Хотя я и не исключаю гражданско-правовую и уголовную ответственность, но так как они являются более суровыми, то я бы их поставила отдельно от остальных.

Ответственность органов местного самоуправления — это неблагоприятные правовые последствия за принятые ими противоправные решения, ненадлежащее осуществление своих задач и функций. Она имеет непосредственное отношение к вопросу о гарантиях прав местного самоуправления, ибо призвана, в частности, обеспечить деятельность органов местного самоуправления в интересах граждан, местных сообществ, общества в целом.

Как известно, система законодательства о местном самоуправлении должна претерпеть существенные изменения: на федеральном уровне должен быть принят Закон РФ об общих принципах организации местного самоуправления. На основе этого закона субъекты должны осуществлять собственное правовое регулирования вопросов местного самоуправления. Встает вопрос: что должен содержать федеральный закон о местном самоуправлении: общие принципы? Да, но не только эти принципы. Ведь по сути данные принципы закреплены уже в новой Конституции РФ. Закон должен закрепить систему федеральных гарантий, обеспечивающих реальность местного самоуправления, установить пределы правового регулирования субъектов РФ по вопросам местного самоуправления. Необходимо также предоставить местному самоуправлению непосредственно (его органам), а также через свои Союзы и Ассоциации (Союз малых городов РФ и др.) обращаться в Конституционные суды республик в составе РФ, в Конституционный Суд РФ за защитой своих нарушенных конституционных прав.

Кроме того, целесообразно принять федеральные законы, закрепляющие гарантии прав местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью, землепользования и др.

Хотелось бы надеяться, что настоящая работа подтверждает важное значение органов и должностных лиц местного самоуправления в системе местного самоуправления, которые, реализуя свою компетенцию на практике, будут руководствоваться основной своей целью - сделать муниципальное образование эффективной формой реализации и защиты прав и законных интересов населения.

Так же я надеюсь что моя работа будет не напрасной и поучающей для меня, потому что эта тема заинтересовала меня, так как в нашем современном обществе она является хоть и болезненной но важной. И мне хотелось бы сделать вывод по поводу написанного; я считаю что институт ответственности в местном самоуправлении является одним из самых молодых и он еще не проработан. Ведь как отмечают многие исследователи и я с этим согласна, нормы которые регулируют ответственность в местном самоуправлении расплывчаты, региональные нормативные акты в основном ограничиваются общими положениями о том, что органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством, либо повторяют нормы Федерального закона.

Не могу не отметить что закон ''Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации'' устанавливает только ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, физическими и юридическими лицами и государством, однако почему нигде не говориться об ответственности государственных органов перед местным самоуправлением. Неужели это не так важно? Значит необходимо усовершенствовать правовое регулирование местного самоуправления, я бы отнесла сюда приведение действующих нормативных актов, которые регламентируют компитенцию органов и должностных лиц местного самоуправления, в строгое соответствие с Конституцией РФ, Федеральным законом ''Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации'' (к таким актам относятся Жилищный кодекс РСФСР, Федеральный закон ''Об образовании'', КоАП РФ).Необходимо принять законы, которые бы содержали нормы, регулирующие ответственность государственных органов перед местным самоуправлением; как я отмечала выше законы, закрепляющие гарантии прав местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью, землепользования, других отраслей хозяйства, для того чтобы местное самоуправление стало прочной и сильной частью нашей страны.

Список источников и литературы

1.     Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года

2.     Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изменениями от 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001 г., 4, 14 марта, 7 мая, 25 июня, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 11 марта, 8 апреля, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 21, 26 июля, 28 декабря 2004 г., 21 июля 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 25. Ст. 2954.

3.     Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

4.     Баранчиков В.А. Муниципальное право. М., 2000.

5.     Муниципальное право. Учебник / Под ред. Ю.А. Дмитриева. М., 2005

6.     Бондарь Н.С. и др. Муниципальное право Российской Федерации 2-е издание, переработанное и дополненное. М., 2003. 559 с.

7.     Прудников А.С., Никитин А.М. Муниципальное право России. Учебник. М., 2004. 399 с.

8.     Лимонов А.М., Еремян В.В., Прудников А.С. Муниципальное право России. Курс лекций. М., 2005

9.     Игнатюк Н.А. Муниципальное право. Учебник. М., 2004

10.            Чанов С.Е. Правовой статус должностного лица органов государственной власти и местного самоуправления; Автореферат  диссертации кандидата юридических наук. Саратов, 2000.

11.            Выдрин И.В., Кокотов А.Н. "Муниципальное право России": Учебник для вузов. М., 2003.

12.            Засов К.П. Понятие должностного лица в законодательстве и юридической практике // Современное право. 2003. N 8.


[1] Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

[2] Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ. Часть первая. // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1994. № 32.Ст. 3301.

[3] Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

[4] Муниципальное право. Учебник / Под ред. Ю.А. Дмитриева. М., 2005

[5] Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1981.

[6] Бондарь Н.С. и др. Муниципальное право Российской Федерации 2-е издание, переработанное и дополненное. М., 2003. 559 с.

[7] Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ. Часть первая. // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1994. № 32.Ст. 3301.

[8] Прудников А.С., Никитин А.М. Муниципальное право России. Учебник. М., 2004. 399 с.

[9] Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ. Часть первая. // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1994. № 32.Ст. 3301.

[10] Баранчиков В.А. Муниципальное право. М., 2000. С-123.

[11] Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изменениями от 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001 г., 4, 14 марта, 7 мая, 25 июня, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 11 марта, 8 апреля, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 21, 26 июля, 28 декабря 2004 г., 21 июля 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 25. Ст. 2954.

[12] Лимонов А.М., Еремян В.В., Прудников А.С. Муниципальное право России. Курс лекций. М., 2005

[13] Игнатюк Н.А. Муниципальное право. Учебник. М., 2004

[14] Чанов С.Е. Правовой статус должностного лица органов государственной власти и местного самоуправления; Автореферат  диссертации кандидата юридических наук. Саратов, 2000.