Содержание
Введение_______________________________________________________ 3
Глава 1. Культура Западной Европы на современном этапе___________ 4
1.1. Революционные изменения в культуре XX века________________ 4
1.2. Культура на пороге XXI века______________________________ 15
Глава 2. Культура стран Западной Европы________________________ 18
2.1. Культура Франции_______________________________________ 18
2.2. Италия - высокоразвитая страна___________________________ 26
2.3. Культура Бельгии________________________________________ 29
2.4. Культура Швейцарии_____________________________________ 30
2.5. Культура Люксембурга___________________________________ 32
2.6. Культура Лихтенштейна___________________________________ 33
2.7. Культура Андорры_______________________________________ 34
2.8. Культура Португалии_____________________________________ 34
Заключение____________________________________________________ 36
Список использованной литературы______________________________ 38
Введение
Западная культура ХХ века – это фактически культура трех самостоятельных «эпох»: «прекрасной эпохи» первых двенадцати лет столетия («Бель эпок»), эпохи «потерянного поколения» между двумя мировыми войнами и послевоенное поколение
Художественная культура в Европе характеризуется двумя стилями: модернизм и постмодернизм.
В настоящее время ведется много дискуссий по этой теме, проводится анализ развития культурной жизни, поэтому необходимо изучить основные направления модернизма и постмодернизма
Глава 1. Культура Западной Европы на современном этапе
1.1. Революционные изменения в культуре XX века
Первая половина ХХ века в истории Западной Европы имеет исключительно важное значение. В этот период завершается становление индустриальной цивилизации и начинается период к постриндустиальной. Капитализм в это время превращается из монополистического в государственно-монополистическое. В нем происходят глубокие изменения, многие из которых можно назвать судьбоносными, поскольку они затрагивали само ее существование.
Дело в том, что домонополистический классический капитализм развивался в соответствии с законами рынка и свободной конкуренции. Суть этих законов в значительной степени заключалась в так называемом «законе джунглей», который находил свое выражение в жестокой борьбе конкурирующих предприятий – производителей эксплуатации наемных работников такое развитие сопровождалось периодически повторяющимися кризисами перепроизводства.
Монополистический капитализм, сложившийся к началу XX века, несколько упорядочил конкуренцию и смягчил ее негативные последствия, но усугубил действие других законов. Господство монополий открывало путь к неограниченной эксплуатации наемного труда, однако этот путь был для капитализма губительным, ибо вел к тому, что предсказывал К. Маркс: к социалистической революции и социализму.
Подтверждение тому стал невиданный по своей глубине и масштабу кризис 1929-33 гг., потрясший западное общество до самых его оснований. Второго такого кризиса капитализм скорее всего не выдержал бы. Во избежание его повторения капитализм был подвергнут серьезному реформированию. Весьма успешно оно было проведено в США.
Опираясь на теорию государственного регулирования экономики Дж. Кеинса, президент США Ф. Рузвельт провозгласил "новый курс", который значительно усиливал роль государства в организации и регулировании экономики и общественных отношений. В ходе осуществления «нового курса» был проведен ряд важных реформ, которые ограничивали продолжительность рабочего дня и допустимый уровень безработицы, определяли минимальную зарплату, пособия по безработице, минимальный вровень бедности, обязательные отпуска и пенсии и т.д.
Возникшее в результате реформ государство было названо "итервенционистским", поскольку оно действительно вторгается во все области жизни. Об огромной социальной значимости "нового курса" свидетельствует тот факт, что Ф. Рузвельт четыре раза избирался президентом США.
Благодаря названным и другим реформам было ликвидировано совершенно неестественное и несправедливое положение, когда абсолютное большинство населения активно участвовало в производстве, но по существу не участвовало в потреблении. Проведенные мероприятия позволяли поддерживать устойчивый спрос, все более расширяя сферу потребления.
Особое значение имело то, что в потребление были включены женщины, которые совместно с рекламной деятельностью, обращенной в первую очередь к ним, делали один только внутренний рынок практически не насыщаемым, что создавало благоприятные условия для расширенного воспроизводства, которое становилось все более массовым. Теперь падение нормы прибыли компенсировалось ее растущей массой.
Осуществление реформы не избавляли капитализм от противоречий и кризисов, но они существенно смягчали их, не позволяли противоречиям доходить до кранного антагонизма, обеспечивали необходимый минимум социального равновесия. Благодаря реформам появились необходимые предпосылки для возникновения общества потребления, которое могло сложиться уже в 40-с годы, но из-за Второй мировой концы оно сложилось в США к концу 50-х, а в других европейских странах - в 60-сгоды. В целом государственно-монополистическому капитализму удалось найти некий «модус вивенди», при котором были бы и волки выты, и овцы целы.
К числу важнейших событий первой половины ХХ века относятся две мировые войны, принесшие десятки миллионов убитых, неисчисливые бедствия, разрушения и утраты. Эти войны вызвали глубокий кризис гуманизма и других просветительных идеалов и ценностей, составляющих фундамент западной цивилизации и культуры. После Второй мировой войны мир раскололся на две противоположные системы – капитализм и социализм, – противостояние которых осложняло существование отличало существование мировой культуры как единого целого.
Отмеченные и другие факторы определяли условия, в который развивалась западная культура в первой половине XX века. По прежнему наиболее успешно это делала наука. В рассматриваемый период происходит вторая научная революция, начавшаяся в конце XIX века. В ходе ее возникает новая, неклассическая наука, которая существенно отличается от предыдущей - классической. В ней уже нет прежних претензий на полную объективность и адекватность знания, его соответствия внешнему миру, отсутствия в нем субъективного момента.
Теперь знание вес меньше имеет эмпирическое, опытное происхождение. Оно в нарастающей степени становится чисто теоретическим, и теоретический уровень познания начинает доминировать над эмпирическим. Все большее значение в познании приобретают теории и модели, построенные математическим образом самим познающим ученым. Перефразируя известное выражение Пифагора, можно сказать, что весь мир все больше сводится к числу. Роль субъективного фактора при этом возрастает. Главными методологическими принципами в науке становятся принципы релятивизма и плюрализма.
Революционные сдвиги произошли во всех областях знания. В физике была открыта делимость атома, создана квантовая механика, теория относительности. В химии были открыты закономерности многих химических процессов, создана квантовая химия. В биологии начинается становление генетики. В космологии разработана концепция нестационарной сжимающейся или разбегающейся - Вселенной. Своими выдающимися достижениями наука была обязана многим ученым, среди которых А. Эйнштейн, М. Планк, А. Пуанкаре, Н. Бор, М. Борн, супруги Ирен и Фредерик Жолио-Кюрн.
В сфере познания с его дифференциацией на отдельные науки те же процессы идут и внутри каждой из наук, которые в спою очередь дробятся на множество дисциплин и школ. Вес это усиливает тенденцию к плюрализму. Весьма нередкой становится ситуация, когда внутри какой-либо науки представители различных школ придерживаются разных взглядов но поводу одного и того же явления.
То же самое происходит и на более высоких уровнях. В частности, складывается плюрализм общих картин мира, претендующих на истинность. В подобных случаях вступает в силу принцип релятивизма, согласно которому та или иная теория признается истиной лишь в определенной системе данных или координат. К тому же понятие истинности все чаще уступает место понятию солидности, то есть обоснованности, приемлемости. Сходную судьбу разделяют такие понятия классической науки, как причинность и детерминизм, уступая место вероятности и индетерминизму.
Что касается религии, то ее положение продолжало ухудшаться. Можно сказать, что первая половина XX века оказалась самой безрелигиозной в истории Запада.
В отличие от религии философия находилась в лучшем положении. Основными философскими направлениями являются неопозитивизм и экзистенциализм. Первый выступает от имени науки. Он внес значительный вклад в разработку проблем формальной логики, языка и теории познания. Его представляли Б. Рассел, Р. Карнап, Л. Витгенштейц. Экзистенциализм противопоставил себя науке и позитивистской философии. Он сосредоточил свое внимание на проблемах человека, и прежде всего на проблемах свободы. Самыми известными его представителями являются Ж.-П. Сартр и М. Хайдеггер.
В течение рассматриваемого времени достаточно успешно развивалась художественная культура. Этот период оказался последним, когда Франция занимала ведущие позиции в мировой культуре, а Париж считался признанной культурной столицей мира. Главным направлением в искусстве Франции выступает реализм. В литературе его представляют, прежде всего, три великих имени: А. Франс, Р. Роллан, Р. Мартен дю Гар. Первый создал ряд историко-философских романов, один из который - "Боги жаждут". Второму мировую известность принес роман-эпопея "Жан Кристоф", повествующий об отношениях гения-музыканта и общества. Третий является автором многотомного романа "Семья Тибо", дающего широкую панораму Франции.
Значительным явлением в духовной жизни стало творчество писателей-экзистенциалистов - Ж.-П. Сартра и А. Камю. Основными темами их произведений являются свобода и ответственность, абсурдность бытия, одиночество. У Сартра большую известность приобрели пьесы "Муха" и "Дьявол и Господь Бог", а у Камю - романы "Чужой", "Чума", "Миф о Сизифе".
Наряду с литературой успешно развивается французская скульптура. В данный период се представляют ваятели Э. Бурдель и А. Майоль. Произведения первого - "Геракл", "Пенелопа", "Сафо" - созданы по античным сюжетам в классическом духе. Женские статуи второго - "Ночь", "Помона", "Средиземноморье" отмечены удивительной гармонией и равновесием, наполнены пленительной женственностью.
Значительных успехов достигла немецкая литература. Этим она обязана прежде всего творчеству Т. Манна, Л. Фейхтвангера, Э. М. Ремарка. Главной фигурой немецкой литературы является Т. Манн, создавший фундаментальные философские романы "Волшебная гора" и "Доктор Фаустус", а также тетралогию на библейский сюжет "Иосиф и его братья". Фейхтвангер известен прежде всего своими историческими романами "Гойя", "Мудрость чудака" и др. В романах "На Западном фронте без перемен", "Три товарища" и др. Ремарк выразил мироощущение "потерянного поколения". Особого выделения заслуживает творчество Б. Брехта, создавшего интеллектуальный эпический театр. Мировую известность ему принесли пьесы "Матушка Кураж", "Добрый человек из Сезуана" и др.
Настоящий подъем переживает английская литература. Из множества великих имен следует в первую очередь плавать Дж. Голсуорси, С. Моэма, Б. Шоу. Первому мировую ела ну принесла трилогия ''Сага о Форсайтах". Второй известен как автор романа "Бремя страстей человеческих". Б. Шоу является признанным классиком английской литературы. Он с успехом проявил себя практически во всех жанрах - драме, романс, новелле.
На высоком уровне остается американская литература. Этим она обязана в первую очередь таким писателям, как У. Фолкнер, Дж. Стейнбек, Э. Хемингуэй. В своих романах "Шум и ярость", "Свет в августе" и др. Фолкнер сочетает реалистическую манеру повествования с поиском новых форм и приемов. Стейнбек известен прежде всего романом "Гроздья гнева", ставшим настоящей эпопеей жизни американского народа. Творчество Хемингуэя является широким и многоплановым. В романе "По ком звонит колокол" он размышляет о войне и насилии как о трагическом проклятии человечества. О повести-притче "Старик и морс" жизнь и судьба человека рассматриваются в свете трагического стоицизма.
Хотя традиционное реалистическое искусство занимало и духовной жизни западного общества значительное место, все-таки оно не находилось в центре общественного внимания. В этом отношении оно уступало модернизму и нарождавшемуся авангарду, которые все больше выходили на передний план, пользуясь растущим вниманием со стороны средств массовой информации. Модернизм при этом все больше трансформируется в авангард.
Авангард явился прямым продолжением модернизма, с которым у него имеется много общего, в силу чего они нередко не различаются. Однако, несмотря на имеющиеся сходства, между ними есть и существе иные различия. В модернизме много двойственности, непоследовательности и противоречивости. Он не до конца порывает с прошлым, испытывает разлад с настоящим, не слишком верит в будущее. Отсюда его асоциальность, иногда переходящая в антисоциальность. В отношениях с наукой он колеблется между тесным сотрудничеством с ней и полным се неприятием.
Модернизм полон меланхолии, отмечен декадансом. Все это ослабляло его творческий потенциал. Поэтому многие стороны модернизма нашли дальнейшее свое развитие в авангарде, который оказался более последовательным и цельным. Можно сказать, что авангард - это модернизм, обращенный к обществу к науке и устремленный в будущее.
Стиль додери" (1980 - 1910) явился переходным течением от модернизма к авангарду. Главными его представителями были X. Ван де Вельде в Бельгии, И. Ольбрих в Австрии, А. Гауди в Испании, Ч. Макинтош в Шотландии, Ф. Шехтель в России. Наибольшее распространение он получил в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. "Модерн" во многом продолжает символизм, однако в нем практически отсутствует декаданс, тогда как авангардистская составляющая заметно усиливается. Вслед за романтизмом он стремится к синтезу.
В своих манифестах он призывал к "тотальному обновлению искусства". Представители "модерна" широко использовали современные технико-конструктивные возможности, но вместе с тем проявляли определенное недоверие и даже боязнь к машине. Научный расчет они пытались сочетать с интуицией и иррационализмом. "Модерн" не принимал концепцию "искусства для искусства", проявлял интерес к анархизму и социалистическим идеям, намеревался перестроить общественную жить с помощью искусства.
Фовизм (1905-1908) стал первым течением собственно авангарда. Он продолжил линию романтизма, импрессионизма, постимпрессионизма и стиля "модерн", испытывая влияние восточного и африканского искусства. Его сторонники - А. Матисс, М. Вламинк, А. Дерен, А. Марке - выступили с утверждениями о конце реализма. Они поставили перед искусством задачу не "копировать", а "изобретать реальность", "заново создавать мир", следуя внутренним желаниям. Главной целью для них становится выразительность, поиск чистых средств выражения. Превыше всего ими ценится чистый цвет. Фовизм ощутимо усилил значение личностного, субъективного начала в искусстве.
А. Матисс - глава течения - определял свое творчество как "выражение личного духа", он не хотел "ничего, кроме цвета". Матисс отказывался от образа в пользу знака, считая, что первый перегружен деталями и подробностями, тогда как второй позволяет добиваться чистого цвета и абсолютной простоты. Матисс оценивал искусство художника по степени "созидания нового", но числу новых "знаков", введенных им в пластический язык. Среди его произведений особо выделяются "Радость жизни'', "Танец", "Музыка" и "Красные рыбаки".
Фовизм был открыт обществу. Некоторые его участники намеривались сделать переворот не только в искусстве, но к в жизни. Однако в целом для него был характерен лирический взгляд на мир.
Экспрессионизм (1905-1920) возник под влиянием предшествующих течений модернизма и авангарда, а также восточного искусства. Первым произведением, написанным в духе экспрессионизма, можно считать картину норвежскою художника Э. Мунка "Крик" (1893). Как особое течение экспрессионизм заявил о себе одновременно с созданием группы "Мост" (1905). Он получил широкое международное распространение, "хотя представляет собой прежде всего немецкое явление. Основными его представителями стали художники Э. Кирхнер, Э. Нольде, М. Пехштейн, Ф. Марк, П. Клее.
В России ближе всего к экспрессионизму находилось творчество М. Ларионова и Н. Гончаровой. Экспрессионизм более решительно порывает с традиционным искусством, более открыто устремлен в будущее. Само его название указывает на то, что главным для него выступает экспрессия, выразительность. Ради этого он смело идет на нарушение пропорций и деформацию изображаемого предмета.
Экспрессионизм проявляет максимализм и в выборе выразительных средств, и в усилении субъективного начала. Художники -экспрессионисты создавали внутренне напряженные, взрывчатые формы. Они писали свои полотна яркими, ядовито-красными или синими красками и с радужными контурными очертаниями. Экспрессионизм опирался большей частью на иррационализм, философию жизни В. Дильтея и Ф. Ницше, теорию бессознательного 3. Фрейда, скептически воспринимал науку. Для него была характерна острая социальная и антивоенная позиция. Он выразил трагическое отношение к жизни.
Кубизм (1908 - 1930) - одно из главных течений авангардизма - возник под влиянием постимпрессионизма П. Сезанна и фовизма. а также африканской скульптуры. Его представители - П. Пикассо, Ж. Брак, Ф. Леже, Р. Делоне - исповедуют настоящую страсть к эксперименту, поиску новых выразительных средств и приемов. Они стремятся к радикальному обновлению художественного языка. Искусство для них выступает как творчество пластических форм, наделенных самостоятельным бытием и значением.
Кубизм опирается на современную науку - теории А. Эйнштейна, А. Пуанкаре, Г. Минковского. П. Пикассо - глава течения - заявлял, что рисует не то, что видит, а то, что знает. Своим творчеством он обращался к интеллекту человека, рассматривая свои картины как "отрицание чувств". Пикассо также подчеркивал, что в живописи "важны только находки". Самыми известными его произведениями являются "Авиньонские девицы", "Три музыканта в масках", “Герника", "Голубь мира". В кубизме широко присутствуют приметы современной цивилизации - заводы, трубы, бутылки, печатные тексты, зонтики и т.д. Он вторгается в социальную проблематику и политику, являясь примером ангажированного искусства.
Футуризм (1909-1925) стал одним из самых радикальных вариантов авангардизма. Наибольшее распространение он получил в Италии, где его представителями были Ф. Маринетти, У. Боччони, Дж. Балла, Л. Руссоло; и в России, где его представляли В. Маяковский и В. Хлебников. Футуристы провозгласили полный разрыв не только с искусством, но и со всей культурой прошлого. Они выступили с прославлением индустриальной цивилизации и современного большого города.
Вместо прежней эстетики прекрасного они выдвинули эстетику энергии и скоростей, "эстетику локомотивов, броненосцев, монопланов и автомобилей". Машина для них к далась прекраснее Ники Самофракийской. Футуризм бы в высшей степени социализирован и политизирован. Некоторые его сторонники (Ф. Маринетти) заявляли о своей приверженности идеям фашизма. Большинство придерживалось левых позиций.
Сюрреализм (1924 - 1940) - последнее значительное течение европейского авангарда - возник под влиянием символизма, экспрессионизма и дадаизма (М. Дюшан). Он получил широкое международное распространение. Основные его представители - А. Бретон во Франции, С. Дали в Испании, Р. Магритт в Бельгии, Г. Мур в Англии. Сюрреализм опирается на иррационализм и алогизм, концепцию бессознательного 3. Фрейда.
Он стал воплощением крайних форм субъективизма. Источник вдохновения сюрреалисты находят в фантастических сновидениях и галлюцинациях. Главной фигурой сюрреализма является С. Дали. Наиболее известные его произведения «Пылающий жираф», "Предчувствие гражданской войны", "Осеннее каннибальство". Сюрреализм провозгласил своими целями социальное, моральное и интеллектуальное освобождение человека. Он не сторонился политики объявлял себя сторонником революции. Он также выступал против коммерциализации искусства.
В целом первая половина ХХ столетия была отмечена дальнейшим усилением цивилизационного начала. Положение духовной культуры при этом становилось все более сложным.
В 60-70 годах в западноевропейской эстетике произошел новый поворот. Этот поворот в культурологии принято называть «постмодернизмом»[1].
Этот термин начал широко применяться с 1979 года, когда вышла книга французского философа Жана-Франсуа Лиотара «Постмодернистское состояние». Среди литераторов его впервые применил американский исследователь Ихаб Хасан в 1971 году. Он же и придал ему современный смысл.
Эклектика в сфере современной культуры вызрела в ходе всей европейской истории ХХ века. Уже в начале столетия культура перестает быть комфортным пространством. В одной точке сосредотачиваются все духовные начала: Восток и Запад, африканская, азиатская, европейская культура сталкиваются друг с другом и усиливают процессы ассимиляции тех художественных явлений, которые еще недавно отличались чистотой (общий смысл искусства, назначение художника, художественный материал и проч.). Смещение различных духовных пластов постоянно увеличивается и ставит человека на грань хаоса, начала бытия. Человек начинает ощущать, что только он сам отвечает за свое бытие. Это, возможно, определяет главную ценность жизни.
Постмодернизм пришел в европейскую культуру на волне студенческих революций 1968 года и стал реакцией на искусство, которое к концу ХХ века вкусило уже все прелести общества потребления. Он попытался привнести в безыденное к тому времени общество новую сверхидею: сегодня подлинного художника окружают враги. Постмодернизм насыщает его революционным потенциалом, создавая новую художественно-революционную ситуацию, изобретая новую цивилизацию. Таким образом, постмодернизм достаточно ограниченно вписывается в леворадикальную концепцию эстетического бунтарства. Он созвучен идеям новой сексуальности и новой чувственности.
1.2. Культура на пороге XXI века
Для культуры на пороге XXI века характерен – нравственно-религиозный фундаментализм. Он выступит как реакция на нынешние крайности духовно-нравственного попустительства, чреватого саморазрушением социума. Эмансипация как принцип и программа модерна прошла две фазы. В первой, попышательной фазе, эмансипация способствовала творческому самораскрытию человека Нового времени. Он воспользовался ослаблением прежних стесняющих структур, норм и институтов, для новых созидательных инициатив в хозяйственной, социальной и политической сферах жизни. Благодаря, в частности, религиозной Реформации, переместившей мобилизационные и дисциплинирующие нормы из внешней Среды во внутреннюю, самодисциплинирующую, эмансипирующаяся личность пошла не легким путем вседозволенности и расслабленности, а трудным путем аскезы и созидания. Так продолжалось до тех пор, пока не иссякли добуржуазные предпосылки культуры и морали, завещанные Средневековьем. Как пишет И.Кристол, "в течение многих поколений капитализм жил за счет накопленного в прошлом морального и духовного капитала. Но с каждым последующим поколением запас этого капитала заметно таял...".
В нашем поколении он, кажется, истаял едва ли не окончательно. Отныне эмансипированная личность предпочитает идти не трудным путем самодисциплины и созидания, а легким путем тотальной расслабленности, нигилистического своеволия и вседозволенности. Кажется, именно таким путем пошло поколение, вырвавшееся из оков тоталитаризма. В конечном счете это в значительно большей степени способствовало сокрушительным неудачам постсоветского периода, чем все ошибки наших правящих реформаторов.
Модерн следует оценивать по его собственным критериям - критериям успеха. Если не только для большинства населения, но и для интеллектуальной элиты в собственном смысле слова новейшие практики модерна оборачиваются систематическим неуспехом и провалами в варварство, то модерн теряет основания своей социальной и культурной легитимации. Модерн легитимирован социально и духовно до тех пор, пока эмансипация выступает как способ социальной демобилизации, а не демобилизации, пока в итоге модернизации выигрывают лучшие элементы социума, - наиболее квалифицированные, образованные, добросовестные, - а не худшие.
Но сегодня модерн явно представляет игру на понижение. Его декадентски запоздалая форма, явленная в России после развала тоталитарной системы, порождает не активистов созидания, а активистов разрушения, разложения и растления. С любыми издержками реформ можно было бы временно мириться, если бы их прогрессивная направленность тестировалась в главном, расширялся круг и повышался статус наиболее социально и культурно развитых групп населения, связанных с наукоемкими отраслями производства, с перспективными социальными практиками.
Но все идет в прямо противоположном направлении. Демонтируются наукоемкие отрасли хозяйства, стремительно деградируют образование, культура и вся инфраструктура, связанная с формами индустриального и постиндустриального прорыва. Сужается круг и снижается социальный статус наиболее образованных, квалифицированных и социально ответственных элементов общества. Правят бал представители коррумпированных кругов, дельцы теневой экономики - все те, кто олицетворяет, не созидательные, а разрушительные практики. Наиболее разительный пример - повсеместные вытеснения производительной прибыли, связанной с производством товаров и услуг, непроизводительной, связанной со спекулятивно-криминальными аферами и манипуляциями фиктивного капитала.
Ясно, что продолжение таких тенденций грозит полным саморазрушением общества. Следовательно, инверсионный взрыв, энергия которого необходима обществу для крутого поворота, предполагается самой логикой самозащиты нации, если только у нее еще сохранился инстинкт самосохранения. Поэтому мой прогноз базируется на методологии инверсионного парадокса: там, где общество и культура подходят к самому краю, прогнозирование должно строиться не на экстраполяции сложившихся тенденций, а на анализе возможных контртенденций.
Глава 2. Культура стран Западной Европы
2.1. Культура Франции
Франция - это настоящий заповедник памятников истории и культуры различных эпох и цивилизаций. Здесь сохранились пещерные жилища древних людей эпохи палеолита, дороги, виадуки, триумфальные арки и арены (Ним, Авиньон, Арль и Оранж), представляющие галло-римскую архитектуру I века нашей эры, многочисленные памятники романской архитектуры (монастыри в Сито и Клюни, церковь в Мон-Сен-Мишель и т.д.).
Культура Франции богата архитектурными достопримечательностями: родиной готического стиля, развившегося из романского, стал регион Иль-де-Франс. Готика представлена такими известными сооружениями, как часовня Сен-Шапель и собор Нотр-Дам в Париже, соборы в Шартре, Орлеане, Ле-Мане, а также в Страсбуре и т.д.
На культуру Фарнции большое влияние оказали соседние страны. Например, пришедшее из Италии Возрождение в XVI веке оставило после себя такие шедевры архитектуры, как многочисленные замки Луары, дворцы Фонтенбло и Версаль. Во Франции можно увидеть такие шедевры Наполеоновской эпохи (неоклассицизм), как Триумфальная арка, Вандомская колонна и церковь Мадлен в Париже, великолепные сооружения эклектического XIX века - театр "Гранд Опера", городская ратуша Отель-де-Виль и Большой дворец, знаменитая Эйфелева башня. ХХ век привнес в архитектуру французских городов разнообразные здания в стиле модерн и такие современные сооружения, как Центр им. Помпиду, Луврская пирамида и комплекс зданий в парижском районе Дефанс.
Культурная жизнь во Франции представлена многочисленными театрами и музеями, среди которых такие всемирно известные, как Лувр и музей Д'Орсе в Париже, разнообразными музыкальными, театральными и кинофестивалями (в том числе Каннский).
В последние годы своеобразной Меккой для туристов со всего мира стал Евродиснейленд. Широчайшую известность в мире получили французское изобразительное искусство, литература и разнообразная музыкальная культура.
Проблема культуры имеет первостепенную важность во Франции - стране, чьи жители практически загнали в угол мировой рынок своим ноу-хау, а приверженность страны ко всему французскому является всеобъемлющей. Французам и впрямь есть чем гордиться - практически каждый город Франции обладает бесценными сокровищами архитектуры и изобразительного искусства, да и в сельской местности сохранилось множество старинных церквей и замков, заслуживающих визита.
В XI-XII веках в архитектуре господствовал романский стиль, характерными образцами которого являются собор в Отане, церкви Сент-Фуа в Конк, Сен-Сернэн в Тулузе, а также Клюни, в прошлом самая большая церковь христианского мира, практически полностью разрушенная после Революции. На смену романскому в середине XII века пришел готический стиль. Зародившийся в северной Франции, он доминировал в европейской архитектуре на протяжении четырех столетий. XIII век иногда называют "временем соборов" - именно тогда были воздвигнуты такие жемчужины готической архитектуры как Нотр-Дам де Пари, соборы в Бурже, Шартре, Реймсе, Амьене, Бовэ. В конце XV века во Францию из Италии был принесен стиль Ренессанс. Знаменитые замки Луары Блуа, Амбуаз, Шамбор, возведенные в XVI веке, вобрали в себя итальянское влияние и национальные традиции строительства средневековых укрепленных замков. Идеи Гуманизма, церковная Реформа, открытие Нового Света способствовали изменению взглядов на мир. Во французской литературе Возрождения в первую очередь стоит выделить Франсуа Рабле, автора сатирических повествований о Гаргантюа и Пантагрюэле, и Мишеля де Монтеня, автора философских эссе "Опыты". "Золотой век гуманизма" также ознаменовался возникновением новой поэтической школы "Плеяды" (1549), виднейшим представителем которой был Пьер де Ронсар.
В эпоху Барокко (конец XVI - середина XVIII века) во всех видах искусств, включая музыку, создавались пышные, сложные, динамичные произведения. Крупнейшим шедевром этого времени является дворцово-парковый ансамбль Версаля, резиденции Короля-Солнце. В нем черты Барокко переплетаются с чертами Классицизма, стиля, характеризующегося стремлением к порядку и торжественности. Крупнейшими представителями французского Классицизма в живописи XVII века были Николя Пуссен и Клод Лоррен. Тогда же творили великие драматурги Пьер Корнель, Жан Расин, Жан-Батист Мольер, чьи пьесы по сей день составляют основу классического театрального репертуара.
В эпоху Людовика XV во Франции распространился легкий и изящный стиль Рококо, принципы которого воплотились в живописи Антуана Ватто, создателя жанра "галантных праздников" и его последователя Франсуа Буше. Реакцией на стиль Рококо, отражающий праздные нравы французской аристократии, стал Неоклассицизм, чье зарождение совпало с кризисом Абсолютизма. Его крупнейшим представителем был Жак Луи Давид, активный участник Революции 1789 года, ставший впоследствии официальным живописцем императора Наполеона I. В работах Давида, таких как "Клятва Горациев" (1784) и "Смерть Марата" (1793) доминирует идея патриотизма, гражданского долга и мужества перед лицом смерти. XVIII век также получил название "Эпохи Просвещения". Новые прогрессивные идеи нашли отражение в литературных и философских трудах Шарля де Монтескьё, Жана-Жака Руссо, Вольтера, Дени Дидро.
В XIX веке в живописи разразился конфликт между сторонниками Классицизма и романтиками. Если в творчестве ученика Давида Жана Огюста Доминика Энгра основное внимание уделяется совершенству рисунка и правильным линиям, то Эжен Делакруа настаивает на ведущей роли цвета. В литературе ключевой фигурой Романтизма был Виктор Гюго, автор таких романов как "Отверженные" и "Собор Парижской богоматери", стихов, а также живописных и графических произведений. После революции 1848 года на смену Романтизму пришел Реализм - мечтательности и экзальтированности романтиков реалисты противопоставили интерес к окружающей действительности, которую они подвергали анализу и критике. Картина французского общества того времени возникает на страницах романов Оноре де Бальзака, вошедших в цикл "Человеческая комедия", Гюстава Флобера ("Мадам Бовари", "Саламбо"). Социальной критикой проникнуты произведения Ги де Мопассана и Альфонса Доде. Натуралистические тенденции нашли отражение в творчестве Эмиля Золя, автора романов о жизни буржуазии и рабочего класса. В изобразительном искусстве реалистические тенденции воплотились в сценах из жизни крестьян Жана-Франсуа Милле, в социально-политической сатире Оноре Домье, в пейзажах художников Барбизонской школы, а позднее Эдуарда Мане, автора скандального "Завтрака на траве" (1863). В 1874 году была проведена первая выставка группы художников, окрещенных импрессионистами, оказавших заметное влияние на последующее развитие живописи. Основными представителями Импрессионизма были Клод Моне, Огюст Ренуар, Камиль Писсарро, Эдгар Дега. В скульптуре в то же время творил великий Огюст Роден ("Мыслитель", "Граждане Кале"). Французская поэзия XIX века может по праву гордиться именами Шарля Бодлера ("Цветы зла"), Поля Верлена ("Романсы без слов"), Артура Рембо ("Озарения"), отразивших в своих произведениях идеи Символизма.
В музыке XIX столетия можно выделить Гектора Берлиоза, создателя романтической программной симфонии (например, "Фантастическая симфония"), а также новой школы дирижирования. Клод Дебюсси и Морис Равель, развивающие принципы музыкального импрессионизма, также обогатили сокровищницу мировой музыки.
Конец XIX века ознаменовался развитием Постимпрессионизма в изобразительном искусстве. Основными его представителями были Поль Сезанн, Поль Гоген и голландец Винсент Ван Гог, праотцы живописи XX столетия. В начале XX веке возникли такие революционные течения как Фовизм (Анри Матисс, Андре Дерен), Кубизм (Пабло Пикассо, Жорж Брак) и Дадаизм (Марсель Дюшан).
В литературе XX века следует отметить цикл из семи романов "В поисках утраченного времени", монументальный труд Марселя Пруста. Поэты Андре Бретон и Поль Элюар были воинствующими сюрреалистами, интересовавшимися всеми проявлениями подсознательного и удивительного. Экзистенциализм представлен творчеством Жана-Поля Сартра ("Грязные руки"), Симоны де Бовуар ("Второй пол"), Альбера Камю ("Посторонний"). В 50-60-х годах XX века зародился "Новый роман", представители которого (Натали Саррот, Ален Роб-Грийе) объявили структуру традиционной прозы исчерпанной. Маргерит Дюрас известна в частности повестью "Любовник", за которую она получила Гонкуровскую премию, и сценарием к известному фильму Алена Рене "Хиросима, моя любовь".
Французский кинематограф 1930-40-х годов был отмечен поэтическим Реализмом. После выхода на экраны фильма "Набережная туманов" Жан Габен и Мишель Морган на время стали самой знаменитой парой французского кинематографа. Другой фильм Марселя Карне "Дети райка", признанный одним из лучших фильмов в истории, способствовал расцвету авторского кино. Жак Тати ("Праздничный день"), Робер Брессон ("Дамы Булонского леса"), Жан Кокто ("Красавица и Чудовище") создали свои неповторимые кинематографические "вселенные". В конце 50-х годов появилась "новая волна" режиссеров, среди которых Жан-Люк Годар ("Безумный Пьеро"), Франсуа Трюффо ("Жюль и Джим"), Луи Малль ("Лифт на эшафот") и Эрик Ромер ("Моя ночь у Мод"). Они осуждали неспособность киноиндустрии приспособиться к новым реалиям и отразить изменения, произошедшие во французском обществе после Второй мировой войны. После выхода на экраны в 1956 году фильма Роже Вадима "И Бог создал Женщину" самой знаменитой звездой французского кино стала Бриджит Бардо. Чуть позже загорелась на кинематографическом небосклоне звезда Катрин Денев, сыгравшей главную роль в музыкальном фильме Жака Деми "Шербургские зонтики" (1964). Среди звезд того времени и поныне обожаемых французами можно также упомянуть Жана-Поля Бельмондо, Алена Делона, Жанну Моро, Мишеля Пикколи, Ива Монтана. К 1970-х годам "новая война" потеряла свой экспериментаторский характер, но укрепила репутацию французского кино как интеллектуального и элитного. 70-е годы вывели на сцену Изабель Аджани и Жерара Депардье, который и в настоящее время сохраняет статус одной из крупнейших звезд французского экрана. Чуть позднее идолом молодежи стал Люк Бессон, снявший культовые фильмы "Голубая бездна" и "Пятый элемент". В то время как "классики" (среди которых Ален Рене, Андре Тешине, Клод Лелуш) продолжали работать, на сцену вышли такие новые "скандальные" режиссеры как Лео Каракс ("Дурная кровь") и Франсуа Озон ("Криминальные любовники").
Помимо неугасающего интереса французов к литературе, философии и современному искусству, отметим повальное увлечение комиксами (одним из самых знаменитых является "Астерикс").
Когда французы отрываются от искусства, они с удовольствием занимаются такими видами спорта как футбол, регби, баскетбол, велосипедный спорт. Велосипедная гонка Тур де Франс пользуется популярностью во всем мире. Традиционные игры, такие как петанк (игра в шары), также очень популярны.
Официальным государственным языком является французский. Также сохранились региональные языки и диалекты - альзасский, бретонский, баскский, каталанский, провансальский, корсиканский - но они практически не используются. В заморских территориях распространен креольский язык.
Франция является светским государством, в котором сосуществуют различные вероисповедания. Основной религией является католицизм, но он уже не играет ведущей роли в общественной жизни и переживает относительный упадок. Мусульманство - вторая из самых распространенных религий, за ней следуют протестантизм и иудаизм.
Французская кухня отличается изысканностью. Достаточно взглянуть на эпикурейские яства страны: гусиная печень, трюфеля, сыр Рокфор, ракообразные, крупные виноградные улитки, собранные с виноградных лоз, фруктовые торты с пикантным вкусом. Французское североафриканское и азиатское население внесло свой вклад в национальную кухню, добавив специй и цвета многим блюдам.
Типичный завтрак состоит из чашки кофе, круассана и кусочков хлеба, намазанных маслом и мармеладом. Обед и ужин могут включать в качестве закуски заливное из свиной головы, паштет или рыбный суп "буайбес", после чего идет основное блюдо, например, рагу из телятины. На десерт часто подаются сыр (сразу несколько видов) или кусок яблочного пирога. Перед приемом пищи обычно пьют аперитив, например, кир (смесь белого вина и черносмородинного ликера), мускат, порто, в то время как "digestif" (коньяк или бренди Арманьяк) подается в конце для улучшения пищеварения. Во время еды также пьют вино, так как Франция по праву считается крупнейшей винной "державой".
Широкомасштабные работы, предпринятые с начала 80-х гг. XX века, отвечают стремлению дать стимул творческому воображению архитекторов. Так, Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду построен в 70-е гг. по совместному англофранкоитальнскому проекту. Бывший вокзал Орсэ, символ железнодорожной архитектуры конца прошлого века, был переоборудован в музей Орсэ для размещения художественных собраний XIX века по плану трех французских и одного итальянского архитектора. В свою очередь, самый знаменитый из парижских музеев, обновленный по случаю двухсотлетия, — Большой Лувр — был полностью перестроен американским архитектором Пеем. Этот ансамбль. Символом которого стала стеклянная пирамида, формирует ось великолепной перспективы, проходящую через сад Тюильри, Елисейские поля и заканчивающуюся у Большой арки района Дефанс, которая была сооружена по проекту датского архитектора Шпрекельсена. В северной части города парк Ла Виллет (La Villette), спланированный Бернаром Чуми, выглядит городом-садом, в котором находится целый ряд сооружений: от «Зенита», где даются большие эстрадные представления, до удивительного «Геода» (круговая кинопанорама) Адриана Фэльсиндера и Центра Музыки, где архитектурно-акустическая часть выполнена по замыслу автора, Кристиана де Порзампара. Наконец, обращают на себя внимание набережные Сены вверх по течению от Собора Парижской Богоматери — они окаймлены Институтом Арабских стран и новым комплексом Министерства финансов на набережной Берси. В глубине просматриваются здание оперы на площади Бастилии и четыре башни Национальной библиотеки Франции.
Франция является светским государством, в котором сосуществуют различные вероисповедания. Основной религией является католицизм, но он уже не играет ведущей роли в общественной жизни и переживает относительный упадок. Мусульманство - вторая из самых распространенных религий, за ней следуют протестантизм и иудаизм.
Французская кухня отличается изысканностью. Достаточно взглянуть на эпикурейские яства страны: гусиная печень, трюфеля, сыр Рокфор, ракообразные, крупные виноградные улитки, собранные с виноградных лоз, фруктовые торты с пикантным вкусом. Французское североафриканское и азиатское население внесло свой вклад в национальную кухню, добавив специй и цвета многим блюдам.
Типичный завтрак состоит из чашки кофе, круассана и кусочков хлеба, намазанных маслом и мармеладом. Обед и ужин могут включать в качестве закуски заливное из свиной головы, паштет или рыбный суп "буайбес", после чего идет основное блюдо, например, рагу из телятины. На десерт часто подаются сыр (сразу несколько видов) или кусок яблочного пирога. Перед приемом пищи обычно пьют аперитив, например, кир (смесь белого вина и черносмородинного ликера), мускат, порто, в то время как "digestif" (коньяк или бренди Арманьяк) подается в конце для улучшения пищеварения. Во время еды также пьют вино, так как Франция по праву считается крупнейшей винной "державой".
2.2. Италия - высокоразвитая страна
Италия - страна с интереснейшей историей, с богатым культурным и историческим наследием, которое бережно, с любовью сохраняется и оберегается уже многими поколениями итальянцев. Трудно, пожалуй, невозможно подобрать слова, верно отражающие колорит, дух, царящий в Италии. Можно лишь сказать, что в этой стране сохранился неповторимый, пьянящий аромат страстной и драматической, наполненной загадочной волшебной энергией, эпохи Римской Империи. Здесь Вы сможете прикоснуться к величайшему и прекрасному историческому наследию, оставленному славной Римской Империей, насладиться произведениями древнего искусства, послушать потрясающе интересные и захватывающие истории из жизни благородных римлян, жизнь которых была преисполнена героизма и интриг, самоотверженности и предательств, подвигов и ловушек, мудрости и наивности, великой любви и великих измен.
Здесь каждый камень дышит историей, источает дух яркой эпохи, полной страстей и драматизма. Каждое здание, даже воздух, кажется, таит в себе интригующие, манящие и пугающие тайны грозных и благородных римлян.
Италия, известная как мировая "живая галерея искусств", является хранительницей огромного количества культурных ценностей. Будь то сломанная колонна, или церковь в стиле барокко, выходящая к треснувшему античному подножью форума, - вы повсюду окружены историей. В Италии на улице можно увидеть этрусские могилы, греческие храмы или обжитые кошками римские развалины. Мавританская архитектура соседствует с украшенными статуями фонтанами в стиле барокко; Италия даст вам возможность полюбоваться римскими скульптурами, византийскими мозаиками, очаровательными Мадоннами Джотто и Тициана, гигантскими склепами в стиле барокко и другими шедеврами.
Италия - высокоразвитая страна, входящая в ряд мировых сообществ, имеет сильное влияние на общемировой рынок. На севере в большей степени преобладают промышленные предприятия, на юге традиционно развито сельское хозяйство.
Италия расположена на юге Европы. На её территории можно выделить 3 части: материковую ( около 1/2 площади), полуостровную ( Апеннинский полуостров ) и островную ( острова Сицилия, Сардиния и ряд мелких ). Морские границы в 4 раза длиннее сухопутных. Даже самые глубинные районы страны отстоят от побережья не более чем на 200 - 300 километров. Экономико-географическое положение в центре Средиземноморского бассейна издавна благоприятствовало развитию связей со странами Ближнего Востока и Северной Африки, а также с другими странами Южной Европы. И теперь оно способствует хозяйственному развитию Италии. Сухопутные границы с Францией, Швейцарией и Австирией, а отчасти и с бывшей Югославией проходят по Альпам. Северная Италия находится в более выгодном чем Южная положении, так как имеет возможность осуществлять внешние экономические связи и по сухопутным и по морским дорогам. Через Италию проходят трансконтинентальные авиационные линии. [2].
Площадь территории Италии - около 300 тыс. кв. км, население - 57,6 млн. человек. Италия занимает по уровню своего экономического развития шестое место в мире. Ее ближайший конкурент - Великобритания, которую Италия в 1994 г. даже сумела опередить по показателям совокупного ВВП. Однако то, что Италия является стареющей страной с уменьшающимся населением, а также успехи английских неоконсервативных преобразовании не
дали ей возможности закрепиться на пятой позиции в мировой экономике. ВВП Италии в 1997 г. составлял 1,15 трлн. долл., что составило около 20 тыс. долл. на душу населения[3].
Италия, известная как мировая "живая галерея искусств", является хранительницей огромного количества культурных ценностей. Будь то сломанная колонна, или церковь в стиле барокко, выходящая к треснувшему античному подножью форума, - вы повсюду окружены историей. В Италии на улице можно увидеть этрусские могилы, греческие храмы или обжитые кошками римские развалины. Мавританская архитектура соседствует с украшенными статуями фонтанами в стиле барокко; Италия даст вам возможность полюбоваться римскими скульптурами, византийскими мозаиками, очаровательными Мадоннами Джотто и Тициана, гигантскими склепами в стиле барокко и другими шедеврами.
Писатели - Вергилий, Овидий, Гораций, Ливий и Цицерон, Данте, Петрарка, Боккаччо, Фисино, Мирандола и Визари были родом из Италии. Итальянцы также не уступали и в музыке, они подарили миру пианино и нынешнюю систему музыкальных нот, коей славно пользовались Монтеверди, Вивальди, Скарлатти, Верди, Пучини, Беллини и Россини. Среди итальянцев есть и знаменитые актеры и режиссеры - Марчелло Мастроянни, Анна Мангани, Джина Лоллобриджида, Софи Лорен Лучино Висконти, Роберто Росселлини, Фредерико Феллини, Микеланджело Антониони и Бернардо Бертолучи.
Современный итальянский литературный язык появился в 13-14 веках; он имеет в своей основе латынь, многочисленные диалекты и работы Данте, Петрарки и Боккаччо, которые, в основном, писали на флорентийском диалекте. Хотя 80% населения исповедуют католицизм, в среднем всего 25% регулярно посещают мессу. Тем не менее, дни почитания святых, первые
причастия и религиозные праздники всегда привлекают огромные толпы.
Блюда итальянской кухни, сохраняя свои особенности в регионах происхождения, подверглись панитальянскому нивелированию в руках маститых шеф-поваров, создателей уникальной, признанной во всем мире кухни. Одни и те же блюда по-разному готовятся на севере (с обилием масла), и юге (с обилием специй и пряностей). В северном регионе Эмилия-Романья зародились такие блюда как: болонские спагетти, лазанья, торталлини, а также лучшие в мире копченые окорока и мортаделлу. Лигурия - место рождения песто, который популярен в кафе во всем мире. Красивые овощные и макаронные блюда также популярны, как и морские продукты или экзотические мясные блюда, например, ризотто с лягушками, бифштексы из ослятины или пудинг из потрохов. Десерты: кассата, канноли, цабальоне, гранита и марципан готовятся на Сицилии, в то время как Сардиния славится жареным на углях поросенком. Кофе, пиво и вино просто великолепны во всех частях страны.
2.3. Культура Бельгии
Бельгийское многоязычие берет своих корни из того времени, когда Иисус Христос был младенцем, а франки оттесняли кельтов и галлов в южные регионы, поэтому на севере многие говорят на одном из диалектов раннего голландского. На юге большинство населения говорит на французском. Брюссель, находящийся посередине, является одной из немногих столиц, где официально признано два языка. Подавляющее большинство населения Бельгии - римские католики, и несмотря на то, что многие не посещают церковь регулярно, религиозные традиции играют большую роль в повседневной жизни Бельгии.
Бельгийские художники прославились изобретением масляных красок, и, неудивительно, что в этой стране создано намного больше шедевров, чем ей положено. Все началось с фламандского художника-примитивиста Жана Ван Ейка в 15 веке, продолжилось в 16 веке Питером Брюгелем с его картинами крестьянской жизни, а Питер Пауль Рубенс превзошел всех в начале 17 века, став главной фигурой в живописи эпохи Барокко. В Антверпене Рубенс создал очень продуктивную художественную студию и стал автором сенсационных религиозных аллегорий, например, своей знаменитой картины "Снятие с креста".
В конце этого века, в Брюсселе возникло новое направление в архитектуре под названием "Новое искусство", возглавляемое Хенри ван де Вельде и Виктором Хорта. Хота стал известен своими интерьерами, в которых он избегал прямых линий - потолки становились просто продолжением стен. Витражи и железные конструкции часто использовались, чтобы усилить эффект отсутствия прямых линий. Комиксы - еще одно бельгийское изобретение, здесь есть множество знаменитый местных авторов, но самым известным является Эрже, создатель репортера Тинтина.
Бельгийская кухня считается одной из лучших в Европе, некоторые ставят её на второе место после французской. Соединяя немецкий и французский стили, она состоит, в основном, из мяса и морепродуктов. Бельгийцы клянутся, что именно они придумали фрайтсы (чипсы или фрайзы), и учитывая количество разнообразных видов, предлагаемых на каждом шагу, вряд ли кто-то станет оспаривать первенство в изобретении этого продукта. То же самое относится к пиву и шоколаду, хотя их они точно не изобретали.
2.4. Культура Швейцарии
Швейцария не имеет богатого художественного наследия, хотя многие иностранные писатели и художники (например, Вольтер, Байрон, Шелли, Джеймс Джойс и Чарли Чаплин) жили здесь. Напротив, многие талантливые швейцарцы, например, Чарльз Корбузье, Поль Кли, Альберт Джиакометти и Жан-Люк Годар покинули страну и стали знаменитыми за границей.
Принявший швейцарское гражданство писатель Герман Гессе - самый известный "местный" автор. Экземпляр его романа "Сиддхарта" можно было найти в рюкзаке каждого западного хиппи, отправляющегося в Индию. Германо-швейцарский драматург и романист Макс Фриш был одним из наиболее почитаемых в Европе авторов в 50-е годы. Его бестселлер, изданный в 1957 году, "Хомо Фабер", был экранизирован в 1991 году Уолком Шлондорфом и вышел под названием "Странник". Произведения, написанные в 18 веке Руссо, который жил в Женеве, сыграли огромную роль в развитии демократии, а Карл Юнг, живший в Цюрихе внес значительный вклад в современный психоанализ.
Народная культура Швейцарии включает пение йодлем, игру на альпийском рожке, и швейцарскую борьбу. Желательно не заниматься ничем из вышеперечисленного после ночи, проведенной в Швейцарской таверне.
Швейцария представляет собой лингвистическую смесь, включающую три официальных языка. Немецкий (чаще всего это диалект швицертютч), на котором говорят около 66% населения, французский, на котором говорят 18% населения, и итальянский - 10% населения. Четвертый язык - ретороманский, на котором говорит 1% населения, в основном в кантоне Граубюнде. Имеющий латинские корни, это лингвистическое ископаемое сохранилось в изолированных от остального мира межгорных долинах.
В Швейцарии нет особенно развитых национальных традиций в приготовлении блюд, вместо этого, швейцарские блюда соединили в себе лучшее из немецкой и французской кухни. Важную часть в питании швейцарцев играют сыры. Для приготовления фондю используются сыры эмменталер и груйер в сочетании с белым вином, это блюдо подается в большой емкости и его едят с маленькими кубиками хлеба. Рости (хрустящий жареный, мелко порезанный картофель) - национальное блюдо немецкой Швейцарии. Часто в меню включается свежая рыба из многочисленных озер, главным образом, щука или форель. Швейцарский шоколад, который вкусен сам по себе, часто используется для приготовления различных десертов и тортов.
2.5. Культура Люксембурга
После нескольких веков иностранного правления, неудивительно, что население Люксембурга состоит на 30% из иностранцев - это самый высокий процент из всех стран ЕС. Современные переселенцы въезжают в страну скромно лелея мечты о получении работы, а не о легкой наживе. В 1977 году в Люксембурге был самый высокий уровень доходов на душу населения, уровень жизни в стране постоянно повышается, уровень безработицы крайне низкий. Это совсем неплохо для страны, население которой в 30 раз меньше населения Лос-Анджелеса.
Зажатый между двумя крупными мировыми державами, игравшими важную роль в истории (и будучи в свое время завоеванным каждой из них), Люксембург в значительной степени сформировался под влиянием своих соседей. Это проявляется в том числе и в особенно дружеских отношениях между странами, и во взаимопроникновении их языков. Большинство жителей Люксембурга владеют несколькими иностранными языками, в прессе, политике и повседневной жизни используются как французский так и немецкий. Французский используется, в основном, в правительственных учреждениях и в школах, а люксембургский язык можно услышать, главным образом, на улицах. В популярных туристических центрах многие говорят на английском.
Кухня Люксембурга похожа на кухню бельгийской области Валлония - обилие свинины, рыбы и дичи, но она также имеет и некоторые сходные черты с немецкой, особенно в таких блюдах, как печеночные клецки с квашеной капустой. Пиво (как и в соседней Бельгии) не такое уж и плохое, так же как и местные белые фруктовые вина долины Мозель.
Мало кто из уроженцев Люксембурга прославился в мире как художник, это объясняет тот факт, что Эдвард Стейчен, основоположник американской фотографии, так высоко чтится на своей исторической родине. В столице есть несколько неплохих музеев и картинных галерей, но очень немногие из местных художников когда-либо выставляли свои работы за пределами страны. Художник-экспрессионист Джозеф Куттер открыл для Люксембурга современное искусство. Роже Мандершайд - весьма уважаемый современный писатель, часто публикующийся в Люксембурге.
2.6. Культура Лихтенштейна
Лихтенштейн не может похвастаться развитыми традициями в изобразительном искусстве. Национальный язык страны - немецкий, в местном варианте. Архитектура в стране меняется в зависимости от региона, но дома, в основном, имеют крыши с коньком, с широкими, нависающими кровлями и с балкончиками и верандам, увитыми цветами разнообразных оттенков.
Кухня Лихтенштейна похожа на кухню его более крупных соседей, еда обычно хорошего качества, но очень дорогая. В ресторанах подают простую, но хорошо приготовленную пищу, но если вы не располагаете крупной суммой денег, можно покупать еду в супермаркете и готовить самим. Большой популярностью пользуются супы, обычно очень сытные, значительную часть меню составляют разнообразные сыры, а также рёсти (жареный картофель) и вурст (колбаски).
Вино считается неотъемлемой частью каждой трапезы. Местные вина очень хорошего качества, но так как они никогда не производились на экспорт, вы, вероятно, никогда о них не слышали.
2.7. Культура Андорры
До 1950 года в Андорре насчитывалось около 6000 жителей. В настоящее время только четверть населения, две трети которого живет в столице Андорра-ла-Велла и её пригородах, является коренными андоррцами. Остальные части населения - испанцы, французы и португальцы.
Официальный язык в стране - каталонский (Catala), относящийся к романской группе, очень похожий на провансальский, но имеющий общие корни с кастильским и французским. Предполагается, что все в Андорре говорят на каталонском, испанском и французском, но многие не понимают более 10 слов на французском. Почти никто не говорит на английском.
Андоррская кухня, в основном, - каталонская, находящаяся под сильным влиянием французской и итальянской. С мясом и рыбой традиционно подают различные соусы. Очень популярны макароны. Местные блюда - кунилло (кролик, приготовленный в томатном соусе), ксай (жареный ягненок), тринксат (бекон, картофель и капусты) и ескуделла (рагу из цыпленка с колбасками и фрикадельками).
2.8. Культура Португалии
Португальская архитектура представляет собой смешение арабской архитектуры, сюрреалистических течений, достигших своего расцвета в 16 веке, и архитектуры времен короля Мануэла I - мануэлино, где преобладают морская тематика и украшения в виде спиралей и завитушек. Музыкальное искусство Португалии - меланхолический стиль фаду, берущий свое начало из заунывных песен моряков 16 века. Традиционные народные танцы преобладают в сельских областях страны. Наиболее необычным ремеслом страны является производство изразцовых плиток асулехос (azulejos), технику изготовления которых португальцы переняли у арабов.
Португальская литература также берет свое начало в 16 веке. Первыми знаменитыми писателями страны были Жиль Винсенте и Луиш де Камоэнс. А в 20 веке родился величайший поэт и драматург страны Фернандо Пессоа.
Португальская кухня недорогая, вкусная и подается большими порциями. Классическими португальскими блюдами являются: sardinhas assadas (сардины жареные на углях), pasteis de bacalhau (рыбный пирог из трески) и caldo verde (суп из картофеля и капусты). Блюда из морепродуктов, такие как linguado grelhado (жареная камбала) и bife de atum (стейк из тунца), сразу возбуждают аппетит. Во время трапезы можно употреблять настоящие португальские вина или портвейн, название которого произошло от названия страны.
Заключение
Глубокую симпатию к идеям новой, мистической «соборности» и «мифотворчества» испытывала поэзия модернистов, в такой своей разновидности как символизм. Стремясь заговорить на языке небывалых образов, символисты не только не отвергали традиции классических образов, но. Напротив, пытались выстроить свой «новый язык» на основе древних архаических образов. Не случаен поэтому энтузиазм, с каким символисты относились к классической мифологии (француз П.Валери, англичанин Т.Элиот), к национальным фольклорным персонажам (ирландец У.Йете), к древним эзотерическим учениям и их современным модификациям – теософии, антропософии (У.Йете создал собственную мистическую систему).
В данной работе рассматривались основные направления модернизма: абстракционизм – в живописи, творчество писателей-экзистенциалистов, литература: немецкая, английская, американская, основные философские направления: неопозитивизм и экзистенциализм; авангард явился прямым продолжением модернизма, Стиль додери" (1980-1910) явился переходным течением от модернизма к авангарду, Фовизм (1905-1908) стал первым течением собственно авангарда.
Экспрессионизм (1905-1920) возник под влиянием предшествующих течений модернизма и авангарда, а также восточного искусства, Кубизм (1908-1930) - одно из главных течений авангардизма - возник под влиянием постимпрессионизма П. Сезанна и фовизма. а также африканской скульптуры.
Кубизм опирается на современную науку - теории А. Эйнштейна, А. Пуанкаре, Г. Минковского. П. Пикассо - глава течения - заявлял, что рисует не то, что видит, а то, что знает.
Футуризм (1909-1925) стал одним из самых радикальных вариантов авангардизма.
Сюрреализм (1924-1940) - последнее значительное течение европейского авангарда - возник под влиянием символизма, экспрессионизма и дадаизма (М. Дюшан).
Во всех своих разнообразиях модернизм не может претендовать – да, впрочем, никогда и не претендовал – на широкую популярность. Его эстетика по природе своей не могла быть общедоступной. Модернизм в течение столетия отстаивал лишь право на лабораторную работу и общедоступную значимость такой работы. Однако, плодотворность модернизма видится не только в том, что он подготавливал нечто новое, превращаясь тем самым не более чем в «переходную ступень» или «этап». В искусстве, как и в науке, вообще не может быть держателем абсолютной истины[4]. Модернизм (равно как и постмодернизм) – это всего лишь внутреннее беспокойство искусства, озабоченного задачей сверить свою эпоху с позабытым в суете Вечным.
Список использованной литературы
1. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учебное пособие –М.: Академия, 1999.
2. Культурология: Учебное пособие /Отв. Ред. Радугин. – М.: 1999.
3. Модернизм: Анализ и критика основных направлений. – М., 1987.
4. Розин В.М. Культурология: Учебник – М.: ИНФРА-М, 1999.
5. Силичев Д.А. Культурология: Учебное пособие – М.: ПРИОР, 1998.
[1] Культурология: Учебное пособие /Отв. Ред. Радугин. – М.: 1999. – с.237-238.
[2] Гребцов В. Е. Мировая экономика: основы теории и практики ( Учебное пособие для вузов) . - Ростов н/ Д: изд - во «Феникс» , 1997. - 215 с
[3] Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А.., Семёнов С.П. Экономическая география: учебник. - М.: Гардарика, Литературно - издательское агентство «Кафедра - М», 1999. - 252 с
[4] Культурология: Учебное пособие /Отв. Ред. Радугин. – М.: 1999. с.238