Содержание
Введение. 3
1. Сущность и содержание функции контроля. 4
2. Контроль исполнения документов, как разновидность функции контроля. 7
3. Принципы организации и контроля исполнения документов. 11
Заключение. 14
Список литературы.. 16
Введение
Контроль исполнения документов - совокупность действий обеспечивающих своевременное исполнение документов.
Организация работы с документами в учреждении предусматривает создание системы контроля исполнения документов. Система контроля необходима для обеспечения своевременного и качественного исполнения поручений, содержащихся в документах, получения аналитической информации, необходимой для оценки деятельности подразделений и отдельных исполнителей.
Контролю подлежат документы, требующие исполнения. Контроль за исполнением документов включает в себя несколько последовательных этапов:
- Постановку документов на контроль,
- Проверку своевременности доведения документов до исполнителей,
- Предварительную проверку и регулирование хода исполнения документа,
- Учет и обобщение результатов контроля исполнения документов.
Контроль исполнения документов дает возможность анализировать управленческую деятельность, сравнивать достигнутые результаты с запланированными, своевременно выявлять недостатки, узкие места, нерешенные проблемы и устранять их, учитывать и обобщать опыт, а главное принимать меры по совершенствованию управленческих решений.
При проверке исполнения документов можно сделать вывод, как качественно выполняется намеченное мероприятие. Безусловно, контроль исполнения - необходимый элемент руководства, именно здесь вскрываются недостатки и нарушения в работе учреждений, выявляются причины, порождающие негативные явления.
Предметом рассмотрения данной дипломной работы является вопрос контроля исполнения в системе документооборота.
Целью работы является рассмотрение вопроса, связанного с контролем исполнения документов.
1. Сущность и содержание функции контроля
Слово «контроль», как и слово «власть» обычно рождает, прежде всего, отрицательные эмоции. Для многих людей «контроль» означает, прежде всего, какие-то ограничения, принуждения, отсутствие самостоятельности - в общем, все то, что прямо противоположно нашим представлениям о свободе личности.
Контроль относится к числу тех функций управления, сущность которых понимается чаще всего неправильно. Ведь если контроль сводить просто к неким ограничениям, исключающим возможность действий, наносящих вред организации и заставляющих каждого вести себя строго дисциплинировано - означает, упустить из виду основную задачу управления - достижение своих целей.
Контроль - одна из важных функций управления, призванная обеспечивать правильную оценку реальной ситуации тем самым создавать предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели развития, как отдельных подразделений, так и всей организации.[1]
В отечественной и зарубежной литературе выделяют и другие аспекты контроля. В частности, авторы книги «Основы менеджмента» рассматривают контроль как процесс, обеспечивающий достижение целей органами власти и управления, который необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут необратимыми. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова трактует это понятие так: контроль - проверка, а также постоянное наблюдение в целях проверки или надзора за работой.[2]
Таким образом, исходя из вышеперечисленного, контроль, являясь одной из важных функций управления, считается средством решения поставленных задач, чертой стиля деятельности руководителя.
В системе управления контроль решает несколько задач:
- во-первых, с помощью контроля можно заранее обнаружить факторы, которые могут оказать существенное влияние на функционирование и развитие и, подготовившись необходимым образом, своевременно на них отреагировать.
- во-вторых, контроль помогает своевременно обнаружить неизбежные в деятельности органа власти нарушения, изъяны, ошибки, промахи и оперативно принять меры для их устранения.
- в-третьих, результаты контроля служат основой оценки работы органа власти за определенный период, эффективности и надежности системы управления.
Для того чтобы контроль мог выполнить свою истинную задачу -
решение задач, стоящих перед органами власти, он должен осуществляться в соответствии с определенными принципами, а именно:
- быть всеобъемлющим, то есть держать в поле зрения основные сферы деятельности органа власти - внешнюю ситуацию и внутренние процессы, протекающие в ней;
- иметь четкую стратегическую направленность, то есть отражать основные приоритеты органа власти и поддерживать их ;
- соответствовать контролируемому виду деятельности, то есть он должен объективно измерять и оценивать то, что действительно важно, так как неподходящий механизм контроля может скорее маскировать, а не собирать критически важную информацию;
- быть гибким и приспосабливаться к происходящим изменениям ;
- быть простым и экономичным.
Основной процесс контроля, где бы он ни осуществлялся, и какова бы ни была цель его проведения, может быть сведен к трем этапам:
- Установление норм (стандартов).
- Измерение соответствия выполнения этим нормам (сопоставление фактических результатов с ожидаемыми).
- Коррекция отклонения от норм и планов.
Первый этап процесса контроля непосредственно связан с функцией планирования. На этом этапе устанавливаются стандарты и критерии оценки деятельности объекта управления, которые определяются при планировании. Стандарты, используемые для контроля отражают в форме плановых заданий, нормативов, показателей и выбираются из целей и стратегий развития объекта управления и его основных областей.
Второй этап состоит в сопоставлении фактически достигнутых результатов функционирования объекта управления с установленными стандартами. На этом этапе определяются интервалы допустимых отклонений от установленных стандартов, измеряются фактически достигнутые результаты и выявляются существенные отклонения, требующие принятия корректирующих мер.
На третьем этапе анализируются причины возникновения отклонений и выбирается один из трех вариантов поведения:
- ничего не предпринимать;
- устранить отклонения, прежде чем они перерастут в крупные проблемы;
- пересмотреть стандарты, если это необходимо.
В реальной действительности выделяются три основных вида управленческого контроля:
- предварительный;
- текущий контроль;
- заключительный контроль.
По форме осуществления все виды контроля схожи, т. к. имеют одну цель - способствовать тому, чтобы фактически получаемые результаты были как можно ближе к требуемым, а различие между ними - только временем существования.
Предварительный контроль осуществляется фактически до начала работ, в период подготовки решения и необходим прежде всего для учета человеческих и финансовых ресурсов.
Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ руководителями подразделений. Контроль не проводится буквально одновременно с выполнением самой работы, он базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы, направленной
на достижение целей. Текущий контроль обычно существует в двух формах : стратегический и оперативный. Текущий стратегический контроль сводится к сбору, обработке и оценке информации об уровне производительности труда, внедрении и использовании достижений НТР, новых методов работы, технологий, как в целом, так и в структурных подразделениях. Текущий оперативный контроль ориентирован на текущую производственную и хозяйственную деятельность, то есть соблюдение последовательности операций, норм времени на их выполнение, качество труда.
Заключительный контроль связан с оценкой выполнения планов и составлением новых, а также предполагает всесторонний анализ не только конкретных результатов деятельности за истекший период, но и сильных и слабых ее сторон. Хотя заключительный контроль осуществляется слишком
поздно, чтобы отреагировать на проблемы в момент их возникновения, он имеет две важные функции :
- Заключительный контроль дает руководству информацию, необходимую для планирования в случае, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем, а также получить информацию о возникших проблемах и сформулировать новые планы так, чтобы избежать этих проблем в будущем.
Заключительный контроль способствует мотивации, т.е. руководитель связывает мотивационные вознаграждения с достижением определенного уровня результативности.[3]
2. Контроль исполнения документов, как разновидность функции контроля
Контроль играет важную роль и в системе делопроизводства. Контроль исполнения документов обеспечивает своевременное и качественное решение содержащихся в документе вопросов, охват всех контролируемых документов. Составной частью контроля исполнения является исполнение документов, в которых отражается многогранная деятельность управления.
Контроль исполнения - это непосредственная проверка и регулирование хода исполнения приказа или распоряжения, учет и анализ результатов исполнения контролируемых документов в установленные сроки.
Контроль исполнения документов охватывает три группы вопросов:
- контроль исполнения документов по существу содержащихся в них заданий или поручений. Такой контроль предполагает оценку документа в целом, то есть насколько правильно и полно решен вопрос. Такую оценку делает руководитель, либо по его поручению - помощник. Если руководитель удовлетворен решением проблемы - документ подписывается, если же не удовлетворен, то дополнительно прорабатываются неясные моменты и документ проходит повторное согласование. Контроль по существу содержания входит в обязательные должностные обязанности не только руководителей всех рангов, но и, при большом объеме контрольных документов, специального контрольного подразделения;
- контроль за соответствием документов формам составления и требованиям ГОСТов. Такой контроль может осуществлять помощник, специальная контрольная служба или технический работник делопроизводства. Суть этого контроля сводится к проверке правильности оформления документа, наличия определенного бланка, полноты реквизитов, наличия всевозможных сопутствующих материалов.
- контроль исполнения документов в указанные сроки. Для подавляющего большинства документов устанавливаются сроки их исполнения, которые регламентируются законами и другими нормативными актами, на основе Единой государственной системы делопроизводства и инструкции по документационному обеспечению (делопроизводству).
Сроки исполнения подразделяются на типовые и индивидуальные. Типовые сроки установлены законодательными и другими актами для таких документов, как:
- предложения, заявления и жалобы граждан - в срок до 1 месяца со дня поступления, не требующие дополнительного изучения и проверки - безотлагательно, но не позднее 15 дней;
- заявления и жалобы военнослужащих и членов их семей - не позднее 7 дней со дня поступления;
- запрос депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ - в срок до 20 дней;
- Поручения Президента РФ и Правительства РФ - в срок, указанный в поручении, либо в месячный срок со дня его подписания, с пометкой «срочно» - в 3-дневный срок, требующие дополнительного изучения - в 10-дневный срок;
- письма предприятий и учреждений - 30 дней;
- приказы и указания министров во исполнение документов Правительства РФ - согласно указанному сроку или в течение 30 дней.
Индивидуальные сроки исполнения могут указываться в самих документах вышестоящих организаций, в резолюциях и указаниях руководителей. Индивидуальный срок исполнения документа может отличаться от типового срока. Как правило, индивидуальные сроки исполнения не должны превышать 10 дней. Если задание сложное и требует согласования и дополнительной проверки, то сроки могут удлиняться, но не более чем на 30 дней.
Сроки исполнения могут продлеваться в связи с дополнительным изучением и проверкой вопроса, но только с согласования лица их установившего и с этой целью необходимо заблаговременно известить о целесообразности более полной проработки вопроса лицо, поручившее исполнение, так и лицо, ожидающее результата по исполнению.
Контроль исполнения документов в общей системе документооборота касается следующих видов документов:
- распорядительные документы вышестоящих подразделений: Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации;
- распорядительные документы представительного органа (распорядительные документы Законодательного собрания области);
- распорядительные документы органа органов управления.
- Кроме этих документов, на контроль также ставятся:
- протоколы совещаний при руководителе органа управления;
- поручения руководителя;
- входящая корреспонденция;
- письменные и устные обращения граждан.
Целью контроля является содействие своевременному и качественному исполнению документов, обеспечение получения аналитической информации необходимой для оценки деятельности организации и ее структурных подразделений, а также конкретных сотрудников. Для достижения указанной цели система контроля исполнения документов включает в себя несколько последовательных этапов:
- постановку документов на контроль;
- проверку своевременности доведения документов до конкретных исполнителей;
- предварительную проверку и регулирование хода исполнения;
- учет и обобщение результатов контроля исполнения документов;
- регулярное информирование руководителей органа управления о ходе исполнения документов;
- снятие исполненных документов с контроля.
Контроль за исполнением документов и содержащихся в них поручений осуществляют руководители учреждения, руководители структурных подразделений и уполномоченные ими лица. Непосредственный контроль за исполнением документов возлагается, как правило, на сектор контроля учреждения. В структурных подразделениях контроль за исполнением документов осуществляет помощник, специалист приемной или другое лицо, ответственное за работу с документами. Ответственность за организацию контроля возлагается непосредственно на руководителей структурных подразделений.[4]
3. Принципы организации и контроля исполнения документов
От систематичности и целенаправленности организации выполнения документов и контроля их исполнения зависит своевременное и качественное выполнение решений вышестоящих органов управления, решений представительного органа территориального образования, а также собственных решений органов управления. Контроль исполнения распорядительных документов базируется на общих и организационно-технических принципах, под которыми понимаются объективные основы, на которых строится организация и контроль исполнения распорядительных документов органов управления. В них абстрагированы объективные условия развития управления, а также его закономерности.
К общим принципам, отражающих социально-политическую сторону контроля исполнения, относятся:
- массовость контроля;
- повсеместность контроля, формирующее требование обеспечения контроля исполнения решений органов управления во всех сферах общественной жизни, которые охватываются распорядительными документами, включая сами органы управления и их подразделения;
- всесторонность контроля, предполагающую осуществление контроля исполнения распорядительных документов органов управления с учетом всей полноты их требований;
- реальность контроля, предусматривающую требования осуществления действительного, а не мнимого контроля исполнения, базирующегося на фактах, а не домыслах или предположениях;
- объективность контроля, требующую беспристрастной оценки результатов исполнения распорядительных документов органов управления, исключения трактования этих результатов в угоду кого-то или чего-то;
- результативность контроля, определяющую необходимость получения конкретного итога от действия по контролю исполнения распорядительных документов органов управления, выраженного в определенных количественных и качественных показателях, характеризующих уровень достижения целей и задач контролируемого распорядительного документа;
- гласность контроля, формирующую требования широкого информирования населения, общественных организаций с помощью различных форм информирования и, при наличии недостатков в их исполнении, о принятых мерах по устранению этих недостатков, а также к должностным лицам, по вине которых эти недостатки были допущены.
Наряду с общими принципами существуют правила, отражающие организационно-техническую сторону контроля исполнения, а именно:
- системность организации и контроля исполнения;
- личная ответственность первого руководителя за состоянием контроля исполнения. Этот принцип отражает объективную необходимость осуществления руководства контролем исполнения документов лично первым руководителем органа управления;
- централизация контроля исполнения. Это принцип требует, чтобы общий контроль за сроками исполнения документов возлагался на специальное подразделение или работника, с подчинением руководителю подразделения;
- единство ответственности за организацию и контроль исполнения, то есть ответственность за контроль исполнения возлагается на того руководителя, к ведению которого относится данный вопрос и который осуществляет руководство его подготовкой для принятия руководителем;
- единство подготовки распорядительных документов и контроля фактического их исполнения, т. е. ответственность за контроль фактического исполнения распорядительного документа возлагается на отдел или управление, который готовил документ;
- соответствие содержания распорядительного документа необходимым условиям контроля его исполнения.
Сроки исполнения документов.
Необходимость постановки документа на контроль и срок исполнения определяются на основании резолюции руководителя и содержания документа
Сроки исполнения могут указываться в самих документах (приказы, распоряжения, решения) или фиксироваться в резолюции руководителя.
Если срок исполнения приходится на нерабочий день, документ должен быть исполнен в первый, следующий за ним рабочий день.
В случаях, когда срок исполнения не указан в тексте документа или резолюции руководителя, а осуществление контроля исполнения поручения необходимо, применяются типовые сроки исполнения, исчисляемые со дня регистрации в учреждении
Срок исполнения документа может быть изменен только лицом или учреждением, давшим поручение.
Если в процессе исполнения выясняется, что для выполнения поручения требуется более длительный срок, чем установленный первоначально, исполнитель документа не позднее, чем за 2 дня до истечения срока исполнения должен обратиться к руководителю, давшему поручение, с аргументированной просьбой о продлении срока.
В случае, когда исполнение документа связано с необходимостью выезда на место или получения дополнительного материала, срок исполнения может быть продлен до 1 месяца с обязательным уведомлением об этом автора обращения.
Информация о продлении руководством срока исполнения документа вносится в соответствующие учетные формы. Корректировка срока осуществляется службой документационного обеспечения управления учреждения системы Банка России.
Документ без установленного срока, как правило, должен быть рассмотрен в течение месяца со дня поступления в учреждение системы Банка России.[5]
Заключение
Контроль исполнения документов в организации, как правило, ведется на нескольких уровнях: контроль исполнения решений, по существу, ведут руководители подразделений и ответственные исполнители; контроль сроков исполнения документов ведет служба контроля, которая структурно входит в канцелярию (общий отдел, отдел делопроизводства). В небольших организациях функция службы контроля может выполнять один из работников канцелярии или секретарь.
Кроме того, контроль исполнения документов, поступивших в подразделение и находящихся у исполнителей, ведут ответственные за делопроизводство в подразделении (секретари структурных подразделений).
Контролю подлежит исполнение всех зарегистрированных документов. Контроль исполнения включает:
- постановку документа на контроль;
- проверку своевременного доведения документа до исполнителя;
- предварительную проверку и регулирование хода исполнения;
- учет и обобщение результатов контроля исполнения документов, информирование руководителя.
Основная цель организации контроля исполнения- обеспечение своевременного и качественного исполнения документов. Контроль осуществляют руководители, ответственные исполнители.
Службой контроля осуществляются следующие операции: формирование картотеки контролируемых документов; направление карточки контролируемого документа (пункта задания) в подразделение-исполнитель; выяснение в структурном подразделении фамилии, имени, отчества и телефона исполнителя; напоминание подразделению - исполнителю о сроке исполнения; получение информации о ходе и результатах исполнения; запись хода и результатов исполнения в карточке контролируемого документа; регулярное информирование руководителей о состоянии и результатах исполнения; сообщение о ходе и результатах исполнения документов на оперативных совещаниях, заседаниях коллегиальных органов; снятие документов с контроля по указанию руководителей; формирование картотеки исполненных документов.
Сроки исполнения исчисляются в календарных днях с даты подписания (утверждения) документа, а для поступивших - с даты поступления.
Список литературы
1. Кудряев В. А. Организация работы с документами. - М.: ЮНИТИ,2004.
2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Дело, 2002.
3. Основы делопроизводства./Под ред. Р. Х. Богатеева. – Казань: КГУ, 2003.
4. Радченко А. И. Основы управления. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
5. Стенюков М.В. Документы. Делопроизводство. - М.: ОМЕГА-Л, 2003.
[1] Радченко А. И. Основы управления. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – С. 194
[2] Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Дело, 2002. – С. 261
[3] Стенюков М.В. Документы. Делопроизводство. - М.: ОМЕГА-Л, 2003. – С. 128
[4] Основы делопроизводства./Под ред. Р. Х. Богатеева. – Казань: КГУ, 2003. – С. 177
[5] Кудряев В. А. Организация работы с документами. - М.: ЮНИТИ,2004. – С. 135