Содержание

1. Теоретическая часть.. 3

Доработка вопроса 2. Понятие, содержание и факторы экономического управленческого анализ. 3

Доработка вопроса 62. Анализ и пути укрепления финансового состояния предприятия. 6

2. Практическая часть.. 15

2.1. Задача 2. 15

2.2. Задача 12. 16

2.3. Задача 22. 17

2.4. Задача 32. 18

2.5. Задача 42. 21

2.6. Задача 52. 21

2.7. Задача 62. 22

Список использованной литературы... 24

1. Теоретическая часть

Доработка вопроса 2. Понятие, содержание и факторы экономического управленческого анализ

Говоря общими словами, с помощью управленческого анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно иссле­дуются факторы изменения результатов деятельности, обосновыва­ются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития.

Представляется удобным содержание и факторы управленческого анализа выделить в сравнении с финансовым анализом.

Финансовый и управленческий анализ представляют собой взаимозависимые части единого бухгалтерского анализа. Взаи­мосвязь обоих видов анализа заключается в следующем;

-         информация двух видов анализа используется для приня­тия решений;

-         однократное ведение первичной информации не только для управленческого анализа, но и для составления фи­нансовой отчетности;

-         общепринятые принципы финансового анализа применя­ются и в управленческом анализе;

-         единые объекты анализа;

-         единый подход к выбору целей и задач анализа;

-         использование общих методов в каждом из видов анализа (документация, инвентаризация, оценка и калькуляция, группировка объектов анализа, отчетность подразделений, внутренняя и внешняя отчетность предприятия).[1]

Сравнивая управленческий и финансовый анализ, можно от­метать в них и различия по следующим отличительным при­знакам:

1. Степень регламентации. Ведение финансового анализа явля­ется обязательным для каждого предприятия. Причем правила ведения финансового анализа регламентируются государством.

Ведение же управленческого анализа — внутреннее дело пред­приятия. Никто не вправе указывать, в какой форме он должен быть организован.

2. Точность информации. Для принятия управленческих решений зачастую используются приблизительные данные. Финансовому же анализу присуща точность информации, в которой отражаются совершенные операции.

3. Масштабы информации. Финансовые отчеты обобщают информацию о деятельности всего предприятия. Управлен­ческий анализ несет в себе информацию об отдельных видах продукции, работ, услуг, результатах деятельности отдельных подразделений.

4. Цель анализа. Финансовый анализ ведется с целью составления финансовой отчетности для внешних пользователей информации. Управленческий же анализ призван обеспечить сбор и обработку информации для планирования, управления и контроля.

5. Пользователи информации. Потребителями финансово­го анализа являются юридические и физические лица, имеющие определенные отношения с организацией: кредиторы, налоговые органы, акционеры, внебюджетные фонды и т. д.

Данные управленческого анализа используются управленчес­кие персоналом разных уровней для определения себестои­мости продукции, ее анализа, составления текущих отчетов центров ответственности, долгосрочного планирования дея­тельности предприятия.

6. Принципы анализа. Финансовый анализ ведется в общепри­нятом порядке на основе норм и стандартов бухгалтерского анализа. Это позволяет внешним пользователям информации сравнивать и сопоставлять данные анализа. Принцип управлен­ческого анализа заключается в выборе тех правил и приемов, которые дают полезную информацию при принятии решений.

7. Структура анализа. В финансовом анализе имеется базис­ное равенство: активы = обязательства + собственный капи­тал. В управленческом анализе нет аналогичного равенства. Его структура оперирует тремя видами объектов: доходы, издер­жки, активы. Любая система управленческого анализа опериру­ет этими понятиями.

8. По времени соотношения. В финансовых отчетах отражает­ся информация о свершившихся хозяйственных операциях за отчетный период, которая используется в управленческом анализе при планировании и прогнозе. Управленческий же анализ охваты­вает информацию о свершившихся фактах и обращенную к буду­щему. Финансовый анализ призван показать, “как это было”, а управленческий — “как должно быть”. Следовательно, управ­ленческий анализ содержит больше приблизительных оценок.

9. Формы выражения информации. В финансовом анализе хозяйственные операции измеряются в денежных единицах. Остатки по всем счетам в главной книге за отчетный период используются для составления финансовой отчетности.

В управленческом анализе большой объем информации пред­ставлен в натуральном выражении (нормо-час, трудовой час, час работы машины, центнеры, гектары и т. д.).

10. Частота подачи информации. Отчеты по итогам фи­нансового анализа готовятся регулярно: ежемесячно, ежеквар­тально, ежегодно. В управленческом же анализе отчеты гото­вятся как на регулярной основе, так и по запросам руководи­телей разных уровней в нужное для них время.

11. Сроки представления информации. Сроки представле­ния финансовых отчетов регламентируются, а для управлен­ческих отчетов устанавливаются администрацией предприятия.

12. Методы ведения анализа. Основными элементами ме­тода финансового анализа являются счета и двойная запись, документация, инвентаризация. В управленческом анализе эти элементы используются, но не всегда.

13. Степень открытости информации. Финансовая отчетность - открытая, публичная и не представляет коммерчес­кой тайны. Информация управленческого анализа обычно яв­ляется коммерческой тайной предприятия, не подлежит публикации и носит конфиденциальный характер.

14. Степень ответственности. За нарушение правил ведения финансового анализа и искажения его данных предусматриваются штрафные санкции со стороны налоговых органов. Данте управленческого анализа зачастую бывают приблизи­тельными. За решения, которые администрацией были признаны неправильными, несет дисциплинарную ответственность (замечание, выговор и т. д.) менеджер.[2]

Доработка вопроса 62. Анализ и пути укрепления финансового состояния предприятия

Методики анализа финансового состояния разработаны как отечественными, так и зарубежными авторами. Отечественные аналитики, чаще всего, предлагают такие методы анализа как: экспресс-диагностика предприятия; комплексная оценка финансовой деятельности предприятия; построение прогнозной отчетности. Причем, последняя, стала актуальна не так давно, что связано с принятием закона о банкротстве предприятий. Все перечисленные методы финансового анализа  строятся на данных баланса предприятия форма № 1 и приложений к балансу  формы № 2, 3, 4, 5.

На начальной стадии анализа целесообразно оценить деловую активность предприятия. Оптимально такое соотношение основных показателей:

Тпб > Тр  > Так  > 100 %,

где Тпб, Тр, Так - темп изменения валовой прибыли, реализации, авансированного капитала.   

Эта зависимость означает, что:

а) экономический потенциал предприятия возрастает,

б) по отношению к увеличению экономического потенциала увеличение объема реализации более интенсивно,

в) прибыль возрастает опережающими темпами.

Цель анализа деловой активности  определение  наличия у организации всего набора сегментов стратегической активности, соответствующим образом структурированной для достижения финансового равновесия, к которому стремится руководство любого предприятия.

Экспресс-анализ предусматривает анализ ресурсов и их структуры, результатов хозяйствования, эффективности использования собственных и заемных средств. Смысл экспресс-анализа - отбор небольшого количества  наиболее существенных и несложных в исчислении показателей  и постоянное отслеживание их динамики. Отбор субъективен и производится аналитиком по его усмотрению. Данные для экспресс-анализа берут непосредственно из баланса и отчета о прибылях и убытках. Чаще всего, в рамках экспресс-анализа ограничиваются сопоставлением абсолютных величин, но бывает и прибегают к относительным показателям.

Экспресс-анализ может завершиться выводом о целесообразности или необходимости более углубленного и детального анализа финансовых результатов и финансового положения.

Оценка финансового состояния предприятия выглядит так:

1.                Оценка финансового положения

2.                Оценка ликвидности;

3.                Оценка финансовой устойчивости.

4.                Оценка основной деятельности;

5.                Анализ рентабельности;

Его цель - более подробная характеристика имущественного и финансового положения предприятия, результатов его деятельности в истекшем отчетном периоде и возможностей развития на перспективу.

Необходимость в построении прогнозной отчетности возникла в силу сложившейся финансово-экономической ситуации в стране, все большее  число предприятий переходит на ведение хозяйства, основываясь на бизнес-планы, руководители требуют от соответствующих подразделений оценить возможности предприятия на перспективу. В условиях перехода к рыночному хозяйствованию все чаще встает вопрос о банкротстве или несостоятельности предприятий. Всему этому и служит прогнозная отчетность.

Таким образом, финансовый  анализ  является  непременным  элементом  как  финансового  менеджмента  на  предприятии,  так  и  его  экономических  взаимоотношений  с  партнерами,  финансово-кредитной  системой.

Основной  целью  финансового  анализа  является  получение  небольшого  числа  ключевых (наиболее  информативных)  параметров,  дающих  объективную  и  точную  картину  финансового  состояния  предприятия,  его  прибылей  и  убытков,  изменений  в  структуре  активов  и  пассивов,  в  расчетах  с  дебиторами  и  кредиторами.  При  этом  аналитика  и  управляющего (менеджера)  может  интересовать  как  текущее  финансовое  состояние  предприятия,  так  и  его  проекция  на  ближайшую  или  более  отдаленную  перспективу, т.е.  ожидаемые  параметры  финансового  состояния.

Эффективное управленческое решение при  совершенствовании  процесса управления активами и пассивами  организации отражается в разработки стратегии  финансового укрепления организации. Целью стратегии укрепления финансового состояния является  разработка и реализация мероприятий, направленных нейтрализацию наиболее опасных путей экономических явлений, приводящих к кризису. Разработка стратегии укрепления финансового состояния является составной частью тактического управления организацией в целом. Рассмотрим  мероприятия, которые предлагаются для коммерческой организации в качестве основных путей  реорганизации в рамках процесса управления, снижения вероятности банкротства и укрепления финансового состояния.

Представим  процесс разработки  управленческих решений по  укреплению финансового состояния организации виде таблицы 1.

Таблица 1

Комплекс организационно- технических мероприятий, включенных в стратегию предотвращения банкротства и укрепления финансового состояния предприятия

Разделы и статьи

Содержание конкретных мероприятий

Внеоборотные активы

Нематериальные активы

- сокращение административно- управленческих расходов за счет части фиксированных издержек;

-ликвидация расходов на НИОКР бесперспективной продукции;

Патенты, лицензии, товарные знаки

-продажа патентов и лицензий, прав пользования товарным знаком;

-франшиза;

Основные средства

-передача в аренду зданий и оборудования по бесперспективным производствам;

-продажа переамортизированных машин и оборудования;

-приобретение сокращение сроков ввода в эксплуатацию по освоению производства перспективных видов продукции;

Незавершенное строительство

-продажа объектов незавершенного строительства;

Долгосрочные финансовые вложения

- отказ от новых долгосрочных финансовых вложений;

Оборотные активы

Сырье, материалы и другие ценности

-пересмотр норм расхода материально- энергетических ресурсов в действующих производствах;

внедрение прогрессивных ресурсосберегающих технологий в перспективных производствах;

-уточнение нормативов запасов материально-энергетических ресурсов;

-вополнение запасов в пределах нормативов по перспективным производствам;

-продажа сверхнормативных запасов материалов;

-распродажа неликвидов;

Незавершенное производство

-внедрение прогрессивных систем оперативно- производственного планирования;

-пересмотр норм трудовых затрат и тарифов;

-сокращение численности рабочих на бесперспективных производствах;

-увеличение в пределах расчетных нормативов размеров незавершенного производства по перспективным производствам;

-продажа незавершенного производства;

Готовая продукция и товары для перепродажи

-сокращение объемов авансированных платежей;

Расходы будущих периодов

-сокращение и ликвидация просроченной дебиторской задолженности;

Дебиторская задолженность

-ликвидация безнадежных долгов;

 -сокращение сроков торгового кредита ;

-минимизация дебиторской задолженности за счет предоплаты заказчикам по заключаемым договорам;

-образование дебиторской задолженности в пределах норматива по перспективным видам продукции;

-заключение вновь оформляемых договоров на поставку перспективных видов продукции после экспертизы платежеспособных заказчиков;

-приостановление вложения средств в ценные бумаги других предприятий;

-сокращение времени оборота денежных средств за счет инвестирования собственного производства;

Краткосрочные финансовые вложения

Денежные средства

Убытки

-анализ по причинам и центрам ответственности с конкретными мероприятия по ликвидации убытков;

-установление минимально допустимых объемов производства – порога рентабельности;

Капитал и резервы

Уставной капитал

- увеличение размеров фонда на приобретение производственного оборудования;

-восполнение запасов собственных средств по перспективным видам продукции;

-стабилизация размеров фонда;

Добавочный капитал

Резервный капитал

Фонд накопления

Фонд социальной сферы

Целевые финансирование и поступления

--увеличение прибыли за счет ликвидации убыточных производств;

-перепрофилирование убыточных производств;

-расширение производства и реализация перспективной продукции;

-продажа излишнего имущества;

-снижение издержек производства;

Нераспределенная прибыль отчетного года

Долгосрочные пассивы

-привлечение долгосрочных кредитов;

-погашение долгосрочных кредитов в соответствии с условиями и сроками договора;

Заемные средства

Краткосрочные пассивы

Заемные средства

-привлечение долгосрочных кредитов по условию обеспечения расчетных сроков окупаемости на цели восполнения запасов оборотных активов по перспективным видам продукции, льготного торгового кредита, выплаты зарплаты;

-своевременное погашение задолженности в соответствии с очередностью, установленной законодательством;

Кредиты банков

Прочие займы

Кредиторская задолженность

Выручка от реализации

-установление максимальных объемов производства перспективных видов продукции и обеспечение их заказов;

Себестоимость

-снятие с производства убыточной, низко рентабельной неконкурентоспособной продукции;

-установление обоснованных цен с учетом эластичности спроса и нормы рентабельности;

-сокращение фиксированных издержек;

-внедрение конструкций изделий, обеспечивающих экономию материалов.

 

Следует учитывать, что основные пути достижения рациональных затрать и издержек обращения предприятия рассматриваются как результат рационального использования всех материальных ресурсов  и трудовых затрат. Среди основных путей по снижению издержек производства для предприятия можно назвать следующие:

1) Снижение затрат по использованию трудовых ресурсов:

– снижение трудоемкости реализации, повышение производительности труда работников.

– использование материальных стимулов, которые вызовут повышение производительности труда, снижение оплаты труда на единицу  оборота, снижение других затрат.

Этого можно достичь  за счет совершенствования технологического процесса,  модернизации оборудования и улучшения условий труда.Для повышения заинтересованности у работников в экономии затрат можно поставить в зависимость от нее размер заработной платы.

Сумма расходов на оплату труда (ФЗП) может быть определена таким образом:

                                              (1)

где    Оф -  оборот торговли фактический

         Уиопл – уровень издержек обращения плановый

         Мзф – издержки обращения без расходов на оплату труда фактические

         Если при сравнении  фонда заработной платы, определенного по формуле (1), и фактически начисленной  работникам зарплаты будет положительная разница, то она должна быть им оплачена в  качестве премии за экономию издержек обращения.

         Если работники будут поставлены в такие условия, то у них появится стремление  к повышению  производительности труда (для увеличения объемов продаж) и к снижению издержек обращения.

1)    Снижение материальных  ресурсов:

- рациональное использование ресурсов на основе соблюдения норм

- контроль за качеством  поступающей товарной массы

- осуществление политики управления ресурсами (определение оптимальной партии завоза товаров,  периодичности завоза, выбор поставщиков)

- проведение продуманной амортизационной политики (максимальное и эффективное использование основных средств, целенаправленное использование результатов амортизации)

- пополнение собственных оборотных средств, чтобы снизить  расходы по привлечению заемных средств.

Говоря о затратах для предприятия, нужно помнить, что они вызваны решением не только экономических, но и социальных задач. Так решение  последних требует дополнительных затрат. Поэтому затраты будут рациональными, если обеспечат наращивание объема продаж, рентабельную работу и повышение ( или сохранение) качества обслуживания населения.

Предприятиям должно использовать в полной мере свои конкурентные преимущества  в формировании затрат:

- льготы, предоставляемые государством в части формирования затрат, что позволяет сэкономить средства, обеспечивая потребность в профессионально подготовленных трудовых ресурсах, наращивать объемы деятельности и реализации, направляя на это часть получаемого дохода, снижая тем самым издержкоемкость реализации;

-  наличие остаточно развитой материальной базы и собственного транспорта;

- использование более дешевых материальных  ресурсов в торговле

- возможность перераспределять материальные ресурсы

- преимущества в формировании  трансакционных издержек

Снижение затрат предполагает повышение управляемости мим, наличие  полной и достоверной информации о расходах.

Оптимизация затрат  проводится посредством сокращения излишних затрат, запасов ценностей, совершенствование их структуры. Основными источниками резерва снижения  стоимость  продукции являются:

1.          повышение уровня производительности труда офис - менеджеров,

2.          повышение производительности труда, улучшение организации труда бригад по монтажу кондиционеров и систем вентиляции,

3.          сокращение коммерческих расходов. 

4.          поиск поставщиков с более низкими ценами на товары, оптимизации денежных потоков от предприятия к поставщикам с целью достижения определенного объема закупок для получения скидок по товару, получения товарных кредитов и т.п.

Резервы сокращения затрат  устанавливаются по каждой  статье расходов  за счет конкретных мероприятий (улучшения организации труда, усиление контроля за состоянием складского хозяйства, систематическое проведение  инвентаризаций,  контроль обоснованностью  списания расходных материалов при осуществлении монтажа кондиционеров, сравнение прайс-листов поставщиков,  проведение переговоров по поводу снижения расценок на товары,  заключение договоров поставки с более выгодными для предприятия условиями и т.п.).

Проведение подобных мероприятий позволит сократить расходы  предприятия, и, как следствие, увеличить показатели прибыли и рентабельности.

2. Практическая часть. Доработка

2.1. Задача 2

Проведите анализ состава и структуры активов по характеру их владения (собственные – находящиеся в постоянном его владении и отражаемые в составе его баланса, а также  арендуемые – находящиеся во временном его владении в соответствии с заключенными договорами аренды, лизинга, учитываемых на забалансовых счетах).

Решение:

Представим данные для анализа в таблице:

АКТИВ

Код строки

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

Абсолютное выражение

Доля в валюте баланса, %

Абсолютное выражение

Доля в валюте баланса, %

Итого по разделу I (Внеоборотные активы)

190

39402

45

61365

39

Итого по разделу II (оборотные активы)

290

49034

55

96149

61

Итого по разделу IV (долгосрочные обязательства)

590

10000

11

52000

33

Итого по разделу V

690

60762

69

94035

60

Баланс (сумма строк 190+290)

300

88436

100

157514

100

По данным таблицы бухгалтерского баланса мы видим, что оборот хозяйственных средств (валюта баланса) возрос в 1,8 раза (157514/88436) по сравнению с началом года. Увеличение оборота хозяйственных средств произошло за счет увеличения оборотных активов в 1,96 раза (96149/49034), и внеоборотных активов в 1,56 раза (61365/39402).

При рассмотрении структуры активов следует обратить внимание на то, что доля оборотных средств в составе имущества увеличился с 55% до 61%, а доля внеоборотных активов снизилась с 45% до 39%. Это означает, что в отчетном году хозяйствующий субъект смог изыскать возможности для сохранения доли оборотных средств в составе имущества хозяйствующего субъекта. При этом следует помнить, что соотношение оборотных и внеоборотных активов сохраняется почти оптимальным.

Изменилась и структура источников пополнения активов хозяйствующего субъекта. Уменьшилась доля собственных средств с 20% до 17%. Доля заемных средств увеличилась соответственно с 80% до 83%. Таким образом, в пополнении своих активов хозяйствующий субъект обходится преимущественно заемными средствами.

2.2. Задача 12

Дайте оценку эффективности использования имущества на основе коэффициента оборачиваемости, коэффициента закрепления, оборачиваемости в днях, рентабельности имущества.

Рассчитайте экономический результат (высвобождение или дополнительное привлечение капитала) за счет ускорения или замедления оборачиваемости имущества. Определите изменение выручки от продаж вследствие изменения коэффициента оборачиваемости. Средняя стоимость имущества за предыдущий период 2100  тыс. руб.

Решение:

Коэффициенты оборачиваемости оборотных средств для отчетного и базисного периода можно определить по формуле:

где   P – выручка от реализации продукции, руб.;

Q – средний остаток оборотных средств, руб.

Следовательно, за год каждый рубль, вложенный в оборотный капитал, совершил 2,69 оборотов в год.

Коэффициенты закрепления пропорционален коэффициенту оборачиваемости:

Таким образом, коэффициент закрепления на конец отчетного периода составит 0,37.

Рентабельность имущества в отчетном периоде можно определить по формуле:

R = V/P+S = 2894/473 =6,11,

Где   V  - выручка от продаж товаров и услуг;

P – прибыль.

Таким образом, рентабельность имущества составит  - 6,11.

Для аналогичного периода прошлого года:

R = V/P = 3947/617 =6,40.

Скорость оборота оборотных средств в отчетном и базисном году можно рассчитать по формуле:

где   P - выручка от реализации продукции, руб.;

N – количество дней.

В отчетном периоде

в прошлом периоде

Таким образом, исходя из формулы: скорость оборота оборотных средств на конец отчетного периода составит 8,03 тыс.руб./день, скорость оборота оборотных средств в предыдущем году составит 10,81 тыс.руб./день.

Ускорение оборачиваемости оборотных средств в отчетном году по сравнению с прошлым можно определить путем нахождения разницы между скоростью оборота оборотных средств в отчетном году и скоростью оборота оборотных средств в прошлом году.

Таким образом, ускорение оборачиваемости составит: 10,81-8,03=2,78 тыс. руб./день.

Высвобождение оборотных средств можно найти по формуле:

Таким образом, высвобождение оборотных средств составит: 57 тыс.руб.

2.3. Задача 22

Дайте оценку платежеспособности на основе финансовых коэффициентов (соотношения дебиторской и кредиторской задолжности, отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолжность, среднего периода погашения дебиторской и кредиторской задолжности, количества оборотов этой задолжности). Сделайте выводы по состоянию расчетно-платежной дисциплины.

Решение:

Соотношение кредиторской и дебиторской задолженности в отчетном периоде составило:

843/(41+99) = 6,02, т.е. кредиторская задолженность предприятия почти в 6 раз больше дебиторской – это негативно сказывается на платежеспособности предприятия.

Отвлечение  оборотных активов в дебиторскую задолженность  в отчетном периоде произошло в размере:

(41+99)/1340 * 100% = 10,44%.

Оборачиваемость кредиторской задолженности: 843/365=2,3 оборотов в год.

Средний период погашения кредиторской задолженности: 365 / 2,3 = 179 дней.

Оборачиваемость дебиторской задолженности: (41+99)/365 = 0,38 оборотов в год.

Средний период дебиторской задолженности: 365/0,38 = 963 дня.

Поскольку период погашения кредиторской задолженности меньше периода погашения дебиторской задолженности, то следует заключить, что предприятие выполняет свои обязательства по погашению кредиторской задолжеености, но это отрицательно сказывается на платежеспособности предприятия.

Коэффициент текущей ликвидности можно определить по формуле:

Таким образом, Кт.л. = 1340/1540=0,9.

Коэффициент  обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами находится по формуле:

Таким образом, Коб. = 1300/1340 = 0,9.

Таким образом, исходя из полученных данных, получается, что структура баланса является неудовлетворительной, и предприятие не платежеспособно, так как Кт.л. < 2.

2.4. Задача 32

 

На основе данных формы №2  представьте  графики поведения объема продаж и себестоимости. Рассчитайте порог  рентабельности для данной организации за прошлый и отчетный год.  Определите запас финансовой прочности и уровень воздействия операционного рычага.

Затраты, произведенные организацией

Наименование показателя

Код

стр.

На начало года

На конец года

Материальные затраты

Затраты на оплату труда

Отчисления на социальные нужды

Амортизация основных  средств

Прочие затраты

Итого по элементам затрат

610

620

630

640

650

660

4 896

5 031

1 837

  129

   30

11 923

5 332

4 345

1 515

   426

   90

11 708

РЕШЕНИЕ

Исходные данные для построения графика поведения объема продаж и себестоимости:

Показатель

Предшествующий период

Отчетный период

Объем продаж

3947

2894

Себестоимость

2949

1994

Из таблицы видно, что снижение объема продаж ведет с снижению себестоимости продукции.

Расчет порога  рентабельности.

Для расчета безубыточного объема продаж определяют в составе затрат постоянную и переменную части.  Сумма постоянных и переменных затрат  определяет безубыточный объем продаж или порог рентабельности организации и в нашем случае составляет:

- на начало периода 11923 тыс. руб.

- на конец периода 11708 тыс. руб.

Определяем запас финансовой прочности и уровень воздействия операционного рычага.

Запас финансовой прочности выражают следующей формулой:

Фп = В-Вк  ,

где В – выручка от реализации;

     Вк  - пороговая выручка от реализации;

     Фп – запас финансовой прочности.

- на начало периода: Фп = 3947-11923 = -7976 тыс. руб.

- на конец периода: Фп = 2894-11708 = -8814 тыс. руб.

В организации нет запаса финансовой прочности, причем на конец периода состояние ухудшилось.

В оценке финансового состояния и доходности организаций важно использовать также понятие валовой маржи, которая представляет собой совокупность двух элементов выручки: прибыли и постоянных затрат (или разницу между выручкой и переменными затратами). Учитывая, что в исходных данных не заданы постоянные и переменные затраты, будем считать все затраты постоянными для расчета валовой маржи.

           Уровень

           воздействия           Валовая маржа * 100   

           операционного =                                               .

           рычага (%)                  Прибыль                               

Уровень воздействия          998+11923

операционного рычага =                            *100 = 1294,689%

на начало периода                    998

Уровень воздействия         900+11708

операционного рычага =                            *100 = 1400,889%

на конец периода                     900

2.5. Задача 42

На основании формы №2 проведите вертикальный анализ прибыли до налогообложения. Рассчитайте изменения доли затрат, валовой прибыли, прибыли от продаж и чистой прибыли. Сделайте вывод, дайте оценку и разработайте варианты управленческих решений.

Решение:

Прибыль до налогообложения в отчетном году составила 492 тыс. руб., что на 639-492=147 тыс. руб.меньше, чем в прошлом году.

Валовая прибыль составила в отчетном году 900 тыс. руб., что на 998-900=98 тыс. руб. меньше, чем в прошлом году. В отчетном году прибыль от продаж также снизилась на 144 тыс.руб. и составила 473 тыс.руб. Также произошло снижение чистой прибыли на 142 тыс. руб., она составила 303 тыс. руб. в отчетном году.

Рассчитаем доли затрат, валовой прибыли, прибыли от продаж и чистой прибыли:

Отчетный период

Прошедший период

Показатель

величина

доля

величина

доля

Выручка от продал:

2894

100

3947

100

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

1994

68.9

2949

74.7

Валовая прибыль

900

31.1

998

25.3

Коммерческие расходы

104

3.6

137

3.5

Управленческие расходы

323

11.2

244

6.2

Прибыль (убыток) от продаж

473

16.3

617

15.6

Из приведенной таблицы видно, что себестоимость продукции в отчетном периоде снизилась с 74,7% до 68,9%; тогда как доля валовой прибыли увеличилась с 25,3% до 31,1%. При этом увеличилась доля управленческих расходов, но и увеличилась доля прибыли от продаж.

Проведенный анализ показал, что прибыль и выручка значительно снизились в отчетном году, а это означает, что объем продаж снизился.

Для того, чтобы возросла выручка необходимо увеличить объем продаваемой продукции и услуг,  минимизировать расходы, уменьшить себестоимость продукции, но оставить ее на должном уровне.

2.6. Задача 52

Проведите анализ состава и структуры расходов организации по данным формы №2.

Решение:

Расчеты проведем в таблице:

Отчетный период

Прошедший период

отклонения

 

Показатель

величина

доля

величина

доля

величина

доля

Выручка от продал:

2894

100

3947

100

-1053

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

1994

68.9

2949

74.7

-955

-5,8%

Валовая прибыль

900

31.1

998

25.3

-98

-4,8%

Коммерческие расходы

104

3.6

137

3.5

-33

+0,1%

Управленческие расходы

323

11.2

244

6.2

+79

+5%

Прибыль (убыток) от продаж

473

16.3

617

15.6

-144

+0,7%

Коммерческие расходы в отчетном году снизились на  33 тыс. руб. и составили 104 тыс.руб., а вот управленческие расходы увеличились на 79 тыс. руб. и составили 323 тыс. руб.

Также наблюдается увеличение операционных и внереализованных расходов. Так в отчетном году операционные расходы увеличились по сравнению с прошлым годом на  9 тыс. руб., или в 1,9 раз, а внереализационные расходы увеличились на  6 тыс. руб., или в 1,8 раз.

Рост расходов в отчетном году может говорить о том, что предприятие стало уделять больше внимания не производственному процессу, а управленческому  и организационному.

2.7. Задача 62 (не видим, в чем была ошибка)

По данным финансовой отчетности проведите факторный анализ рентабельности чистых активов за счет изменения чистой прибыли, средней стоимости чистых активов.

Справочно: средняя стоимость чистых активов в предыдущем периоде 1320 тыс. Руб.

Таблица 1. Исходные данные для факторного анализа

Показатель

Базовый период

Данные базового периода, пересчитанные на объем продаж отчетного периода

Отчетный период

Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, услуг (В)

2894

3157,6

3947

Полная себестоимость реализованной продукции (З)

1994

2175,6

2949

Прибыль

900

982,0

998

Справочно:

Цена

20

25

объем реализации продукции

144,7

157,88

Стоимость чистых активов

13,78

18,68

         Для удобства расчеты влияния факторов сведем в таблицу:

Таблица 2. Расчет влияния факторов

Показатели прибыли

Факторы

Прибыль, тыс. руб.

Порядок расчета

объем реализации

Структура продукции

Стоимости чистых активов

цена

П0

144,7

31,1

13,78

20

900

В0–З0

П усл1

157,88

31,1

13,78

20

981,98

П0*Крп

П усл2

157,88

25,3

13,78

20

982,0

Вусл–Зусл

П усл3

157,88

25,3

18,68

20

1771,4

В1–Зусл

П 1

157,88

25,3

18,68

25

998

В1–З1

По данным табл. 2 можно установить как сумма прибыли изменилась за счет каждого фактора. Изменение суммы прибыли за счет:

объема реализации продукции: rПvрп = П усл1 – П0 = 981,98 – 900 = +81,98 тыс. руб.;

изменения структура продукции: rПрен = П усл2 – П усл1 = 982 – 981,98 = +0,02 тыс. руб.;

цен: rПц = П усл3 – П усл2 = 1771,4 – 982 = +789,4 тыс. руб.;

стоимости чистых активов: rПсеб = П1 – П усл3 = 998 – 1771,4 = -773,4 тыс. руб.

Таким образом, рост прибыли обусловлен в основном увеличением среднереализационных цен (+789,4 тыс. руб.). Рост суммы прибыли на 0,02 тыс. руб. способствовали также изменения в структуре продукции, так как в общем объеме реализации увеличился удельный вес более рентабельной продукции. Также положительно повлияло на размер прибыли увеличение объема продаж на 81,98 тыс. руб. Но поскольку темпы роста цен на продукцию предприятия выше темпов роста стоимости чистых активов, то в целом динамика прибыли положительна, т.к. с повышением себестоимости реализованной продукции прибыль снизилась на 773,4 тыс. руб.

Список использованной литературы

1.     Абрютина М.С. Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. Учебно-практическое пособие. – М.: «Дело и сервис», 2000. – 256с.

2.     Баканов М.И. Теория экономического анализа: Учебник. – М.:  Финансы и статистика, 1998. – 306с.

3.     Ефимова О.В. Финансовый анализ. – М.: Бухгалтерский учет, 2000. – 226с.

4.     Ковалев В.В., Патров В.В. Как читать баланс. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 206с.

5.     Кравченко Л.М. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник для вузов. – М.: Филинъ., 1995. – 284с.

6.     Любушин М.П., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1997. – 302с.

     


[1] Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник/Под ред. Прудковского Д.М. – М., 1996. – с.133.

[2] Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. – 4-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2000. – с.116.