Содержание

                                                                

1. Понятие конкурентоспособности товара, услуг, факторы и условия ее обеспечения  3

2. Внешние и внутренние факторы конкурентоспособности предприятия. 10

3. Характеристика конкурентных преимуществ предприятия. 14

4. Уровни конкурентоспособности предприятия, отличительные особенности. 18

Заключение. 22

Список использованной литературы.. 23

 

1. Понятие конкурентоспособности товара, услуг, факторы и условия ее обеспечения

Конечная цель любой фирмы - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, т.е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами - продукцией и услугами других фирм. В чем же сущность этой категории рыночной экономики и почему она при всех стараниях любой фирмы не может быть жестко гарантиро­вана?

Обычно под конкурентоспособностью товара понимают некую от­носительную интегральную характеристику, отражающую его отличия от товара-конкурента и, соответственно, определяющую его привлека­тельность в глазах потребителя. Но вся проблема заключается в правиль­ном определении содержания этой характеристики. Все заблуждения на­чинаются именно здесь.

Большинство новичков сосредотачивается на параметрах товара и затем для оценки конкурентоспособности сопоставляет между собой не­которые интегральные характеристики такой оценки для разных конку­рирующих товаров. Нередко эта оценка просто-напросто охватывает по­казатели качества, и тогда (нередкий случай) оценка конкурентоспособности подменяется сравнительной оценкой качества конкурирующих аналогов. Практика же мирового рынка наглядно доказывает неверность такого подхода. Более того, исследования многих товарных рынков од­нозначно показывают, что конечное решение о покупке только на треть связано с показателями качества товара. А другие две трети? Они связа­ны со значительными и достаточно весомыми для потребителя условия­ми приобретения и будущего использования товара.

Чтобы полнее понять существо проблемы, вычленим несколько важ­ных следствий этого положения.

1. Конкурентоспособность включает три основные составляющие. Первая жестко связана с изделием как таковым и в значительной мере сводится к качеству. Вторая связана как с экономикой создания сбыта и сервиса товара, так и с экономическими возможностями и огра­ничениями потребителя. Наконец, третья отражает все то, что может быть приятно или неприятно потребителю как покупателю, как челове­ку, как члену той или иной социальной группы и т. д.

2. Покупатель - главный оценщик товара. А это приводит к очень важной в рыночных условиях истине: все элементы конкурентоспособ­ности товара должны быть настолько очевидны потенциальному поку­пателю, чтобы не могло возникнуть малейшего сомнения или иного толкования в отношении любого из них. Когда мы формируем "комп­лекс конкурентоспособности", в рекламе очень важно учитывать осо­бенности психологического воспитания и интеллектуальный уровень потребителей, многие другие факторы личного характера. Интересный факт: почти все зарубежные пособия по рекламе особо выделяют мате­риал, связанный с рекламой в малограмотной или интеллектуально не­развитой аудитории.

3. Как известно, каждый рынок характеризуется "своим" покупате­лем. Поэтому изначально неправомерна идея о некой абсолютной, не связанной с конкретным рынком, конкурентоспособности.[1]

Рыночное хозяйство, а вслед за ним и его ученые давно и хорошо поняли, что пытаться схематически выразить конкурентоспособность товара - это все равно, что пытаться схемой показать всю сложность и все тонкости рыночного процесса. Для них конкурентоспособность стала просто удобным, концентрирующим внимание и мысль терми­ном, за которым выстраивается все разнообразие стратегических и так­тических приемов менеджмента в целом и маркетинга в частности. Кон­курентоспособность - не показатель, уровень которого можно вычис­лить для себя и для конкурента, а потом победить. Прежде всего - это философия работы в условиях рынка, ориентированная на:

-     понимание нужд потребителя и тенденции их развития;

-     знание поведения и возможностей конкурентов;

-     знание состояния и тенденций развития рынка;

-     знание окружающей среды и ее тенденций;

-     умение создать такой товар и так довести его до потребителя, чтобы потребитель предпочел его товару конкурента [2].

-     Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг:

-     качество товаров и услуг;

-     цена товаров и услуг;

-     уровень квалификации персонала и менеджмента;

-     технологический уровень производства;

-     доступность источников финансирования.

Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг

Качество товаров и услуг. Товар может стать конкурентоспособным, т.е. занять достойное место в ряду аналогов и субститутов только в том случае, если он будет отвечать такому трудноуловимому и многозначительному понятию, как качество. Качество – главная характеристика товара. Это способность фирменного товара выполнять свои функции. В понятие качества входят долговечность, надежность, точность, простота эксплуатации, ремонт и прочие ценные свойства, отсутствие дефектов или брака. Более жесткое требование – соответствие стандартам. Однако и этого недостаточно. Товар должен удовлетворять потребности потребителей: физические технически, эксплуатационно, эстетически, по цене. А если он еще и сможет способствовать удовлетворению скрытых (подсознательных) потребностей – статусных, возрастных, психологических, духовных – успех ему на рынке обеспечен. Однако, с точки зрения маркетинга, качество следует определять в понятиях, соответствующих покупательским представлениям. Именно к качеству у потребителей повышенный интерес.

Различают качества товара:

-                 физические: технические параметры, вкус, вес, прочность, форма,

-                 цвет, запах;

-                 эстетические: стиль, класс, красота, изящество;

-                 символические: статус, престиж, класс;

-                 дополнительные: установка, наладка, возможность ремонта, право на обмен, ликвидность.

При разработке марочного товара производитель должен при­нять решение об уровне качества и прочих отличительных чертах, которые будут обеспечивать поддержание позиции марки на целе­вом рынке. Одним из основных орудий позиционирования, которым располагает продавец, является качество его товара. Качество – это расчетная способность марочного товара выполнять свои функции. В понятие качества входят долговечность товара, его надежность, точность, простота эксплуатации, ремонта и прочие ценные свойства. Некоторые из этих характеристик поддаются объективному замеру. Однако с точки зрения маркетинга качество следует измерять в понятиях, соответствующих покупательским представлениям.

Проблема качества привлекает сегодня повышенный интерес и потребителей и фирм. Традиционно низкое качество российских товаров – это не следствие национальной неспособности россиян создавать и производить качественную продукцию. Нет никаких серьезных причин, чтобы не усовершенствовать или не создать принципиально новый продукт, отвечающий требованиям рынка. Если же уровень развития инженерно-конструкторской службы предприятия не позволяет создать конкурентоспособный продукт собственными силами, то ничто не мешает обратиться к другим, лидирующим на рынке, предприятиям с предложением о приобретении лицензии. Эта практика с успехом применялась предприятиями таких стран, как Китай, Южная Корея и многих других. Причем предприятия этих стран исторически значительно уступали российским в технологическом уровне и инженерно-конструкторских традициях. Одной из наиболее часто называемых причин неспособности российских предприятий производить качественную и конкурентоспособную продукцию является устаревшее технологическое оборудование. Но что мешает приобрести новейшее оборудование сегодня, когда границы открыты и любое самое современное оборудование доступно? С другой стороны, предприятие, не располагающее требуемым технологическим оборудованием сегодня, может заказать производство необходимых деталей и узлов другим производителям, имеющим необходимое оборудование.

Обеспечение контроля качества продукции на всех стадиях его производства также является не столько технической проблемой, сколько организационно-управленческой. На рынке России присутствуют консультационные компании, с успехом оказывающие услуги по подготовке предприятия и внедрению систем управления качеством.

Следующим фактором, определяющим уровень конкурентоспособности товаров и услуг является цена.

Цена товаров и услуг. Цена – денежное выражение стоимости товара, экономическая категория, служащая для косвенного изменения величины затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени.

Исторически сложилось, что цены устанавливали покупатели и продавцы в ходе переговоров друг с другом. Продавцы обычно запрашивали цену выше той, что надеялись получить, а покупатели – ниже той, что рассчитывали заплатить. В конце концов, поторговавшись, сходились на взаимоприемлемой цене.

 Факторы, влияющие на определение цены товара:

-   совокупные издержки производства;

-   затраты общественного труда;

-   качество товара;

-   функции и свойства товара;

-   квалификация персонала;

-   технологический уровень производства;

-   налоговое законодательство страны;

-   затраты, связанные с транспортировкой и хранением товара;

-   затраты, связанные с арендой помещений для реализации товара;

-   упаковка товара;

-   известность фирмы;

-   уровень сервисного и гарантийного обслуживания;

-   маркетинговая деятельность фирмы;

-   спрос и предложение на данную продукцию;

-   торговая наценка фирмы.

Следующий фактор, оказывающий большое влияние на конкурентоспособность товаров и услуг – это уровень квалификации персонала и менеджмента.

Уровень квалификации персонала и менеджмента. Высокий уровень базового образования позволяет специалистам предприятий быстро обучаться, осваивать новые профессии и обретать навыки, необходимые для работы в условиях рынка. Таким образом, наличие квалифицированного персонала является существенным преимуществом, способствующим обеспечению конкурентоспособности продукции предприятий.

Уровень квалификации менеджмента играет наиболее важную роль в обеспечении конкурентоспособности предприятий. Данная проблема может быть решена двумя путями: первый – повышение квалификации существующих управляющих и второй – замена управляющих новыми, более квалифицированными. Замена управляющих, на первый взгляд, наиболее простой и эффективный путь. Однако опыт показывает, что это не совсем верно. Сегодня непросто подобрать квалифицированного менеджера, способного действовать в существующих условиях, тем более, проводить изменения, требующие серьезных знаний и опыта управления в условиях рынка.

Следующий фактор, определяющий конкурентоспособность предприятий – доступность коммерческих источников финансирования.

Доступность коммерческих источников финансирования. Подавляющее большинство руководителей российских предприятий ориентируются только на два источника финансирования - государство или банковские займы. Оба этих способа финансирования наименее реальны в существующих условиях. Большинство предприятий не в состоянии предоставить банкам ликвидное обеспечение по кредитам, а государственное финансирование, особенно в условиях дефицита бюджета, вряд ли может быть доступно многим. В мировой практике даже в развитых странах, обладающих существенными бюджетными возможностями, вряд ли можно найти промышленное предприятие, которое обеспечило себе финансирование исключительно посредством заемных средств. Все наиболее значимые промышленные корпорации, лидирующие на рынке, котируют свои акции на бирже и считают это величайшим благом. Таким образом, наиболее реальным и, более того, единственно возможным источником финансирования сегодня является размещение ценных бумаг, а точнее - частное размещение. Конечно, рассчитывать на высокую активность российских инвесторов сегодня не приходится, их доверие и значительно подорваны финансовым кризисом. Крупные портфельные иностранные инвесторы также практически заморозили или свернули свою деятельность в России. Риски российского финансового рынка для таких инвесторов сегодня неприемлемы. Однако существует определенная категория иностранных инвесторов, которые обычно проводят свои операции в более тесном взаимодействии с менеджментом предприятий. Причем, это могут быть как стратегические, так и финансовые инвесторы. Несмотря на события сентябрьского кризиса, интерес иностранных инвесторов, действующих в области прямых инвестиций, сохраняется.

Ну, и, наконец, последний фактор, оказывающий влияние на конкурентоспособность предприятий – насыщенность рынка, спрос и предложение.

Насыщенность рынка, спрос и предло­жение. Если в стране удовлетворен спрос только на хлеб, то это нижняя ступень насыщенности. Когда же полностью удовлетворены запросы основных групп потребителей на разнообразные виды хлебобу­лочных изделий, можно говорить о нормальной насы­щенности рынка. Иногда употребляемые термины «ры­нок продавца» и «рынок покупателя», к сожалению, не­сколько расплывчаты. В прямом значении первый из них относится к рынку, где спрос существенно превышает предложение, а второй - к обратному случаю. Но о де­формациях спроса, связанных с отсутствием раз­нообразия товаров на данном рынке, можно судить толь­ко на основе более углубленных исследований рынка.[2]

2. Внешние и внутренние факторы конкурентоспособности предприятия

Конкурентоспособность (или конкурентное преимущество) фирмы не является ее имманентным качеством, поскольку фирма функционирует в системе макро- и микросреды, сформировавшейся в рамках той или иной национальной экономики.

Таким образом, конкурентоспособность отдельной фирмы (предприятия), с одной стороны, зависит от конкурентоспособности национальной экономики в целом, а с другой стороны определяет ее конкурентоспособность.

Исследования конкурентных преимуществ национальных экономик

С точки зрения маркетинга и, в частности, конкурентной стратегии фирмы, необходимо выяснить, каким образом среда, создаваемая в той или иной стране, влияет на появление и поддержание конкурентного преимущества фирм этой страны.

Общеизвестна заслуга М. Е. Портера в исследовании этой важнейшей проблемы. На основе анализа обширных статистических материалов отраслей промышленности восьми промышленно развитых стран он выявил наиболее важные причины успехов и неудач в конкурентной борьбе фирм этих стран. Им предложена оригинальная концепция конкурентного преимущества страны. Основу этой концепции составляет идея так называемого <национального ромба>, раскрывающего четыре свойства (детерминанта) страны, формирующих конкурентную среду, в которой действуют фирмы этой страны. <Национальный ромб> характеризует систему детерминантов конкурентного преимущества. Компоненты которой ( как и в любой системе , находясь во взаимодействии, создают эффект эмерджентности (целостности), то есть усиливают или ослабляют потенциальный уровень конкурентного преимущества фирм этой страны.

Параметры факторов. Факторы представляют собой материальные (вещественные) и нематериальные условия, необходимые для формирования конкурентного преимущества в самом производственном процессе фирмы, а также в стране ее базирования. В зависимости от конкретных значений (параметров) этих факторов фирма может получить либо благоприятные, либо неблагоприятные для создания и поддержания конкурентного преимущества условия производства.

Стратегия фирм, их структура и соперничество. Здесь речь идет о конкурентной борьбе на <центральном ринге>, где акции и контракции фирм-соперников приводят к созданию новых условий функционирования фирм.

Параметры спроса. К ним, в первую очередь, относятся такие, как требовательность покупателей к качеству товаров и услуг; эластичность спроса по цене, уровню дохода, перекрестная эластичность; степень осознания различными социальными группами актуальности той или иной потребности, национальные традиции и обычаи; фазы жизненного цикла спроса и другие параметры, характеризующие спрос, величину спроса и их динамику.

Родственные и поддерживающие отрасли. Наличие в национальной экономике развитых родственных и поддерживающих отраслей, то есть отраслей, обеспечивающих фирму необходимыми материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями и другими материальными средствами и необходимыми информационными объектами, является непременным условием создания и поддержания конкурентного преимущества каждой отдельной фирмы в стране по сравнению с фирмами других стран.

Родственные отрасли могут выступать в качестве мощных конкурентов, выводя на рынок товары-субституты. Поэтому их можно считать стимуляторами научно-технического прогресса в отраслях и фирмах, которые они обслуживают.

В общую систему детерминантов М. Е. Портер включает еще и «случайные события», и  «действия правительства», которые могут либо усиливать, либо ослаблять конкурентное преимущество страны.[3]

Роль случайных событий. Случайными в рассматриваемом контексте являются события, которые имеют мало общего с условиями развития экономики страны, и влиять на которые часто не могут ни фирмы, ни правительство. К наиболее важным событиям такого рода можно отнести:

-изобретательство;

-крупные технологические сдвиги (прорывы);

-резкие изменения цен на ресурсы (например, нефтяной шок);

-значительные изменения на мировых финансовых рынках или в обменных курсах;

-всплески мирового и местного спроса;

-политические решения местных и зарубежных правительств;

-войны и другие форсмажорные обстоятельства.

Случайные события могут изменить позиции соперничающих фирм. Они могут свести на нет преимущество старых конкурентов и создать потенциал для новых фирм, способных заменить старые по достижении необходимого уровня конкурентоспособности в новых, изменившихся условиях.

Однако следует заметить, что для того или иного «случайного» события в стране должны созреть благоприятные условия. Это означает, что детерминанты «ромба» такие условия способны создать. Так, способность изобретения или идеи превращаться в конкурентное преимущество на мировом уровне в большей мере зависит от этого <ромба>.

Роль правительства. Действительная роль правительства (имеются в виду законодательная и исполнительная ветви власти) в формировании национальных преимуществ заключается в оказании влияния на все четыре детерминанта. Правительство может влиять и подвергаться влиянию - как позитивному, так и негативному - всех четырех детерминантов. На параметры производственных факторов воздействует денежно-кредитная, налоговая, таможенная политика правительства. Оно устанавливает различные нормы и стандарты, инструкции и другие нормативные акты, влияющие на поведение производителей и покупателей, для части отраслей само правительство является покупателем.

В целом эти меры можно сгруппировать в три основных блока по направлениям действий:

-меры общего характера, направленные на укрепление национальной экономики и ее позиций в системе мирового хозяйства, ведущие в конечном счете к повышению конкурентоспособности фирм и их продукции. Меры такого рода создают базис конкурентоспособности экономики страны;

-прямое содействие компаниям-изготовителям в осуществлении ими экспортной деятельности (дотации, налоговые льготы, освобождение от пошлин на импорт сырья и материалов, информационная поддержка экспортной деятельности);

-меры, направленные на формирование спроса на продукцию национальных производителей на внешних рынках (выставки, создание за границей торгово-информационных центров и т. д.)

Исследование условий конкуренции, как правило, производится или в целом по отрасли, или по отдельным сегментам рынка.

Рассмотрим подробнее каждый элемент этой цепочки.

Определение существующих и потенциальных конкурентов

Выявление действующих и потенциальных конкурентов производится обычно на основе одного из двух подходов:

-первый связан с оценкой потребностей, удовлетворяемых на рынке основными конкурирующими фирмами;

-второй ориентируется на группировку конкурентов в соответствии с применяемыми ими типами рыночных стратегии.

Подход с точки зрения потребительского спроса имеет целью сгруппировать конкурирующие фирмы в соответствии с типом потребностей, которые удовлетворяет их продукция.

Для выявления наиболее важных конкурентов и их роли на рынке сбыта компании используют методы ассоциативного опроса потребителей, выявляя с какими полезными качествами и условиями потребления покупатель ассоциирует тот или иной товар известного на рынке конкурента.

В основе выявления конкурентов на базе группировок по типу стратегии лежит их группировка в соответствии с ключевыми аспектами их ориентации в производственно-сбытовой деятельности.

К таким аспектам относятся:

-стратегия в области экспансии на рынке;

-стратегия в области ценовой политики;

-стратегия в области технологии и др.

При выявлении основных конкурентов в соответствии с типами стратегий необходимо учитывать степень мобильности стратегий конкурентов и проводить всестороннее исследование перспектив эволюции стратегии конкурентов.

Такие исследования позволяют выявлять наиболее опасных конкурентов, к которым чаще всего относятся:

-фирмы, склонные к рыночной экспансии, которые действуют на географически сложных рынках;

-фирмы, следующие стратегии диверсификации производства и работающие в данной и смежных отраслях;

-крупные фирмы-покупатели продукции данной компании;

-крупные поставщики материалов, сырья и оборудования для данной компании;

-мелкие фирмы, которые в результате поглощения крупной компанией становятся сильными конкурентами на рынке.[4]

3. Характеристика конкурентных преимуществ предприятия

Фирма «Прагма» - малое предприятие. Данное предприятие является авторизированным дилером московской фирмы «IT». Географически предприятие расположено в Железнодорожном районе и занимает несколько комнат в одном из офисных центров г. Хабаровска. Эта фирма занимается продажей компьютеров, комплектующих к ним, оргтехники и расходных материалов к ней, кондиционеров, телефонов и мини АТС, а также осуществляет техническое обслуживание, сборку, установку,  и гарантийный ремонт данной техники.

Еще 15-20 лет назад фирм, торгующих компьютерами, было буквально единицы, особенно в России. 10-12 лет назад все из существующих сегодня на российском компьютерном рынке фирм только начали создаваться и внедряться на рынок. Сегодня этих фирм огромное количество, и очень известных, и не очень. Вот только некоторые, присутствующие на хабаровском  рынке: «Железная логика» («Iron logic»), «ACS», «Союзоргтехника», «Radiant», «Геос» и др., и между ними, естественно, существует очень жесткая конкуренция. Произведем оценку конкурентоспособности ООО «Прагма» с самыми известными на хабаровским  рынке фирмами – «Союзоргтехника» и «Radiant».

В качестве оценки конкурентоспособности товаров этих трех фирм возьмем компьютер с конфигурацией, которую сейчас наиболее часто выбирают домашние пользователи:

Материнская плата M/B ASUSTeK CUSL2-C    Socket370 <i815EP> AGP U100 CNR 3DIMM

Процессор Intel Pentium III – 1733 Mhz.

Оперативная память 128 Мб SDRAM PC – 133.

Винчестер 40,8 Gb IDE Seagate UDMA100 5400 prm.

Видеокарта SVGA 32 Mb <AGP> Geforce2 MX-400.

CD-ROM 52X IDE ACER или аналогичный по стоимости и характеристикам Mitsumi.

Дисковод FDD 3,5 HD Mitsumi.

Корпус Miditower ATX  250W   (для P4).

Клавиатура 104 кл.

Мышь Genius Net Scroll+ PS/2.

Монитор 15" MONITOR Samsung 551S.

Хабаровская розничная стоимость готового компьютера рассчитывается из:

-     дилерской цены поставщика;

-     транспортных расходов;

-     налогов;

-     торговой наценки фирмы;

-     производственных расходов и заработной платы персонала фирмы;

А теперь рассчитаем стоимость компьютера данной конфигурации во всех трех фирмах для физических лиц с оплатой наличными (цены на 15 ноября 2005 г.).

1. Фирма «Союзоргтехника»:

Наименование изделия

Цена, руб.

Материнская плата ASUSTeK CUSL2-C    Socket370 <i815EP> AGP U100 CNR 3DIMM

3244,5

Процессор Intel Pentium III – 1733 Mhz.

3465

Оперативная память 128 Мб SDRAM PC – 133.

1071

Винчестер 40,8 Gb IDE Seagate UDMA100 5400 prm.

2992,5

Видеокарта SVGA 32 Mb <AGP> Geforce2 MX-400.

1386

Звуковая карта

Интегрирована в материнскую плату

CD-ROM 52X IDE ACER

1039,5

Дисковод FDD 3,5 HD Mitsumi.

346,5

Корпус Miditower ATX  250W   (для P4).

1039,5

Клавиатура 104 кл.

220,5

Мышь Genius Net Scroll+ PS/2.

157,5

Монитор 15" MONITOR Samsung 551S.

5323,5

Итого, хабаровская розничная стоимость компьютера данной конфигурации вместе с монитором составит 3244,5 + 3465 + 1071 + 2992,5 + 1386 + 1039,5 + 346,5 + 1039,5 + 220,5 + 157,5 + 5323,5 = 20286 руб.

2. Фирма «Прагма»:

Наименование изделия

Цена, руб.

Материнская плата ASUSTeK CUSL2-C    Socket370 <i815EP> AGP U100 CNR 3DIMM

3121

Процессор Intel Pentium III – 1733 Mhz.

3376

Оперативная память 128 Мб SDRAM PC – 133.

1115

Винчестер 40,8 Gb IDE Seagate UDMA100 5400 prm.

2771

Видеокарта SVGA 32 Mb <AGP> Geforce2 MX-400.

1306

Звуковая карта

Интегрирована в материнскую плату

CD-ROM 48x Mitsumi

1051

Дисковод FDD 3,5 HD Mitsumi.

302

Корпус Miditower ATX  300W   (для P4).

1115

Клавиатура 104 кл.

201

Мышь Genius Net Scroll+ PS/2.

150

Монитор 15" MONITOR Samsung 551S.

5000

Итого, хабаровская розничная стоимость компьютера данной конфигурации вместе с монитором составит: 3121 + 3376 + 1115 + 2771 + 1306 + 1051 + 302 + 1115 + 201 + 150 + 5000 = 19508 руб.

3. Фирма «Radiant»:

Наименование изделия

Цена, руб.

Материнская плата ASUSTeK CUSL2-C    Socket370 <i815EP> AGP U100 CNR 3DIMM

3181,5

Процессор Intel Pentium III – 733 Mhz.

3496,5

Оперативная память 128 Мб SDRAM PC – 133.

1071

Винчестер 40,8 Gb IDE Seagate UDMA100 5400 prm.

3213

Видеокарта SVGA 32 Mb <AGP> Geforce2 MX-400.

1433,25

Звуковая карта

Интегрирована в материнскую плату

CD-ROM 52x LG

1008

Дисковод FDD 3,5 HD Mitsumi.

315

Корпус Miditower ATX  250W   (для P4).

1228,5

Клавиатура 104 кл.

157,5

Мышь Genius Net Scroll+ PS/2.

157,5

Монитор 15" MONITOR Samsung 551S.

4772,25

Итого, хабаровская розничная стоимость компьютера данной конфигурации вместе с монитором составит: 3181,5 + 3496,5 + 1071 + 3213 + 1433,25 + 1008 + 315 + 1228,5 + 157,5 + 157,5 + 4772,25 = 20034 руб.

Рассчитав стоимость компьютера предложенной конфигурации во всех трех фирмах, можно сделать вывод, что самой конкурентоспособной является фирма «Прагма», поскольку у нее получается самая низкая стоимость.[5]

4. Уровни конкурентоспособности предприятия, отличительные особенности

Главными показателями конкурентоспособности компьютерных фирм являются качество сборки, цена, надежность, стабильность работы, квалификация персонала, которые определяют по 18-бальной шкале.

Самая конкурентоспособная фирма, занимающаяся продажей компьютеров и комплектующих к ним должна иметь следующие показатели:

Качество сборки – 5 баллов;

Цена – 4 балла;

Стабильность работы – 5 баллов;

Квалификация персонала – 5 баллов.

Оценка компьютеров:

Показатели конкурентоспособности компьютерных фирм

«Союзоргтехника»
«Прагма»
Radiant

Качество сборки

4

4

4

Цена

2

4

3

Стабильность работы

4

4

4

Квалификация персонала

5

5

5

Итого:

15

17

16

Качество сборки. Самая качественная сборка может быть только у таких всемирно известных компьютерных фирм как Hewlett Packard, Compaq и т.д. Эти фирмы в основном специализируются на серверах, рабочих станциях, которые покупают в основном крупные коммерческие и государственные организации. А там, как известно, эта характеристика стоит на первом месте. Только у этих всемирно известных фирм этот параметр можно оценить на 5 баллов. 

Цена. Расчет по прайс-листам стоимости рассмотренного мною компьютера всех фирм показал, что дешевле всего этот компьютер можно купить в фирме «Прагма», поэтому она получила наивысшую оценку, соответственно «Союзоргтехника» - самую низкую оценку. 

Стабильность работы. Стабильность работы определяется в основном качеством сборки и комплектующих, а также их совместимостью. Рассматриваемые мною фирмы не занимаются проверкой качества комплектующих. Они в основном собирают готовые компьютеры, конфигурацию которых выбирают сами клиенты с согласованием или без согласования и персоналом фирмы. Остальное же фирмы перекладывают на самого клиента, давая ему гарантию. Поэтому я не дал наивысшую оценку ни одной фирме.

Квалификация персонала. Под квалификацией персонала подразумеваются консультации клиентов для выбора компьютера, соответствующего их нуждам, потребностям и ценовой категории. Качественная сборка компьютера и установка программного обеспечения.

Общая оценка конкурентоспособности: 16-18 баллов – отлично; 13-15 баллов – хорошо; 10-12 баллов – удовлетворительно; 9 баллов и менее - неудовлетворительно.

Из проделанного сравнения можно сделать следующий вывод: ни одна из фирм не получила наивысшую оценку – 18 баллов. Фирмы «Прагма» и Radiant  попадают в поле отличной оценки, в то время как фирма «Союзоргтехника» может быть оценена только на «хорошо».

Оценка конкурентоспособности товара:

Расчет индекса конкурентоспособности. Сводный индекс конкурентоспособности по экономическим параметрам определяют по формуле:

Jn = S ai * ji;

Где: n – число анализируемых количественных параметров; аi – вес i-го параметрического индекса; ji – параметрический индекс i-го параметра.

Этапы оценки конкурентоспособности  товара делятся на:

-     формирование основных параметров, по которым будет оцениваться конкурентоспособность исследуемого товара.

-     разбиение параметров на уровни конкурентоспособности. Я выбрал 4-х бальную шкалу - от «0» (плохой признак) до «3» (признак отлично выражен).

-     построение матрицы-таблицы «Параметры * Уровни» и по ней оценивается исследуемый продукт.

-     расчет общего индекса конкурентоспособности Jn (как среднеарифметическое различных показателей).

-     оценка конкурентоспособность товара в соответствии с интервалами (по итоговым показателям индекса конкурентоспособности Jn):

3,00 – 2,26: очень высокая конкурентоспособность фирмы;

2,25 – 1,51: высокая конкурентоспособность фирмы;

1,50 – 0,76: средняя конкурентоспособность фирмы;

0,75 – 0,00: низкая конкурентоспособность фирмы.

В качестве основных параметров оценки конкурентоспособности  рассматриваемых фирм я выбрал следующие:

1.                     Цена;

2.                     Качество сборки;

3.                     Стаж работы на хабаровском рынке;

4.                     Уровень квалификации персонала;

5.                     Рекламная стратегия;

Данные параметры оцениваются по четырехбалльной шкале с четырьмя уровнями оценки фирм (Таблица 1).

Таблица 1. Матрица оценки компьютерных фирм.

Параметры оцениваемой

фирмы

Уровни оценки фирм

0 (неудовлетворительно)

1 (удовлетворительно)

2 (хорошо)

3 (отлично)

Цена

Очень высокая цена

Высокая цена

Средняя цена

Низкая цена

Качество сборки

Фирма вообще не собирает, а продает только готовые компьютеры определенной конфигурации, которая устраивает далеко не всех клиентов

Низкое качество. Комплектующие плохо закреплены или касаются друг друга

Хорошее качество сборки. Комплектующие закреплены хорошо, но не проверены на работоспособность. Вполне где-нибудь может оказаться плохой контакт

Отличная сборка. Все хорошо закреплено и проверено

Стаж работы на хабаровском рынке

Фирма только что создана, ее пока почти никто не знает

Достаточно новая, недавно созданная фирма, малоизвестная на рынке

Средний стаж работы (3-5 лет). Уже достаточно известная фирма

«Ветеран» хабаровского рынка. Стаж работы около 10 лет. Очень известная фирма

Уровень квалификации персонала

Очень низкий уровень квалификации. Персонал почти не консультирует клиентов, а только оформляет покупки готовых компьютеров.

Низкий уровень квалификации. Могут консультировать только по узкому кругу вопросов и часто вводят клиента в заблуждение. Много времени уходит на сборку компьютера

Хороший уровень квалификации. Консультируют по многим вопросам и качественно собирают компьютер

Могут ответить практически на любой вопрос. Не вводят клиента в заблуждение. Быстро и качественно собирают компьютеры.

Рекламная стратегия

Реклама только в печатных СМИ, т.к. у совсем молодой фирмы пока нет средств на рекламу в электронных СМИ

Практически отсутствует реклама. Иногда можно встретить рекламу в электронных и печатных СМИ

Реклама довольно часто показывается в электронным и печатных СМИ.

Очень мощная рекламная стратегия. Реклама встречается очень часто и во всех СМИ

Для рассматриваемых фирм анализ показателей конкурентоспособности показал:

общий индекс конкурентоспособности для фирмы «Союзоргтехника» составляет:

Jn = (0+3+3+3+2)/5 = 2,2

общий индекс конкурентоспособности для фирмы «Прагма» составляет:

Jn = (3+3+3+3+3)/5 = 3,0

общий индекс конкурентоспособности для фирмы «Radiant» составляет:

Jn = (1+3+3+3+2)/5 = 2,4

В соответствии с приведенной выше шкалой конкурентоспособности означает: наивысшим уровнем конкурентоспособности обладает фирма «Прагма». У Фирмы «Radiant» коэффициент конкурентоспособности также подпадает под наивысшую оценку, однако общий индекс конкурентоспособности у нее значительно меньше, чем у фирмы «Прагма». А вот конкурентоспособность фирмы «Союзоргтехника» можно оценить только на «хорошо».

Поэтому в заключении отметим конкурентоспособность фирмы «Прагма» выше ее основных конкурентов - «Radiant» и «Союзоргтехника».[6]

Заключение

В рыночной экономике решающим фактором коммерческого успеха товара является конкурентоспособность. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации. Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за период его эксплуатации.

Конкурентоспособность — более высокое по сравнению с товарами-заменителями соотношение совокупности качественных характеристик товара и затрат на его приобретение и потребление при их соответствии требованиям рынка или его определенного сегмента. Иначе: конкурентоспособным считается товар, у которого совокупный полезный эффект на единицу затрат выше, чем у остальных, и при этом величина ни одного из критериев не является неприемлемой для потребителя.

Самое надежное средство выхода на рынок - высокое качество. С точки зрения маркетинга, качество включает показатели своевремен­ного обновления продукции, выпуска ее в ассортименте, в наиболее полной степени удовлетворяющем запросы, вкусы и требования по­требителей.

Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг:

-   Качество товаров и услуг;

-   Цена товаров и услуг;

-   Уровень квалификации персонала и менеджмента;

-   Технологический уровень производства;

-   Доступность источников финансирования.

Проделанный нами анализ конкурентоспособности фирмы «Прагма» показал, что по сравнению со своими главными конкурентами ООО «Союзоргтехника» и «Radiant» она занимает на рынке более выгодное конкурентоспособное положение.

 

Список использованной литературы

1.                     Ковалев А.И. Маркетинговый анализ. - М.: Контакт, 2004.

2.                     Козлов Е.Н. Товар и товарная политика. – Спб.: Нева, 2004.

3.                     Лобанов М.М., Осипов Ю.М. Основные принципы оценки конкурентоспособности продукции, услуг//Маркетинг в России и за рубежом, 2004, №6. – С. 23-29

4.                     Ноздрев Р.Б. Маркетинг. – М.: ЮНИТИ, 2003.

5.                     Портер М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран - М.: ИНФРА-ДАНА, 2002.

6.                     Родионова Л.Н., Кантор О.Г., Хакимова Ю.Р. Конкурентоспособность продукции, услуг//Маркетинг в России и за рубежом, 2004, №1. – С. 41-48


[1] Ноздрев Р.Б. Маркетинг. – М.: ЮНИТИ, 2003. – С. 138

[2] Родионова Л.Н., Кантор О.Г., Хакимова Ю.Р. Конкурентоспособность продукции, услуг//Маркетинг в России и за рубежом, 2004, №1. – С. 41-48

[3] Портер М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран - М.: ИНФРА-ДАНА, 2002. – С. 94

[4] Лобанов М.М., Осипов Ю.М. Основные принципы оценки конкурентоспособности продукции, услуг//Маркетинг в России и за рубежом, 2004, №6. – С. 23-29.

[5] Козлов Е.Н. Товар и товарная политика. – Спб.: Нева, 2004. – С. 174

[6] Ковалев А.И. Маркетинговый анализ. - М.: Контакт, 2004. – С. 125