Содержание
Задание №1. Закончить фразу. 3
Задание №2. Назовите принципы на которых базируется ресурсоведение. Кратко охарактеризуйте их содержание. 3
Задание №3. Перечислите факторы, определяющие необходимость оценки природных ресурсов. 4
Задание №4. Дайте определение понятию «ресурсообеспеченность». 5
Задание №5. Раскройте роль географического положения как фактора освоения ПРП.. 5
Задание №6. Разработка туристического маршрута. 6
Заключение. 12
Список литературы.. 13
Задание №1. Закончить фразу
Закончите фразу: природные условия становятся природными ресурсами при…
Природные условия становятся природными ресурсами при достижении определенного этапа исторического развития общества. Так, например, воздух, до того как его газы стали использовать в технологических целях, относился к категории природных условий. Ныне же он является и природным ресурсом.[1]
Задание №2. Назовите принципы на которых базируется ресурсоведение. Кратко охарактеризуйте их содержание
Каждый ресурс, возобновляемый или не возобновляемый, требует специальной технологии добычи и переработки, чтобы обеспечить сбережение количественного его множества. Это не позволяет сделать анализ ресурсосберегающих технологий в полном объеме, поэтому можно говорить о ресурсосберегающих принципах, на которых должны базироваться технологии.
Основными принципами являются:
Для не возобновляемых ресурсов:
- внедрение ресурсосберегающих и малоотходных технологий;
- замещение дефицитных природных ресурсов на альтернативные и использование вторичного сырья;
- вовлечение в производство попутных ресурсов и глубокая переработка основного ресурса.
Для возобновляемых ресурсов:
- соблюдение лимитов и квот использования;
- преобладание восстановления ресурса над его использованием.
Для водных ресурсов:
- полное использование воды в технологических циклах;
- сбор и очистка сбросов до ПДК с учетом комплексного воздействия загрязнения.
Для недр и земельных ресурсов:
- внедрение технологий, обеспечивающих эффективное использование попутных ресурсов, поверхности земли;
- рекультивацию и восстановление нарушенных земель.[2]
При обсуждении ранга приоритетов принципы выстроились в следующем порядке: снижение потребления природных ресурсов; вовлечение в производство вторичных ресурсов; рациональное использование и глубокая переработка природных ресурсов; охрана и восстановление природных ресурсов; снижение последствий техногенных воздействий; получение энергии из альтернативных источников.
Для решения проблем, сформулированных на основе общих принципов, необходимо широкое внедрение ресурсосберегающих технологий и усиление природоохранных мероприятий, а также рациональное лимитирование объемов добычи природных ресурсов с учетом времени их восстановления и глубины комплексной переработки.
Задание №3. Перечислите факторы, определяющие необходимость оценки природных ресурсов
Необходимость оценки природных ресурсов обусловливается следующими факторами:
• необходимостью точного учета реальных затрат и выгод по проектам, предназначенным к реализации, важностью учета всех экологических последствий каждого проекта. Это способствует реализации мероприятий, благоприятствующих устойчивому развитию общества;
• необходимостью коррекции национальных счетов государства с целью включения в них “амортизации” природного капитала;
• необходимостью осуществлять адекватное ценовое регулирование природопользования, направленное на стимулирование рационального использования природных ресурсов посредством установления ставок налогообложения, отражающих их реальную стоимость.[3]
Задание №4. Дайте определение понятию «ресурсообеспеченность»
Ресурсообеспеченность - это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается либо количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения.[4]
Например, по расчетам ученых, мировые запасы минерального топлива прев3ышают 12,5 триллионов тонн. Это значит, что при современном уровне добычи их может хватить более чем на 1000 лет. Однако, если учитывать запасы, доступные для извлечения, а также постоянный рост потребления, обеспеченность сократится в несколько раз.
Задание №5. Раскройте роль географического положения как фактора освоения ПРП
Термин "географическое положение" распространен весьма широко. Всего чаще под положением понимают: столько-то градусов восточной или западной долготы и столько-то градусов северной или южной широты. Самое популярное понимание этого термина встречается тогда, когда в понятие " географическое положение" включается отношение данного пункта или участка территории к каким-нибудь соседним хребтам, горам, морю и т.д.[5]
В экономической географии положение территории приходится определять не только по отношению к физико-географическим данным, но и также по отношению к условиям, созданным руками человека в процессе истории. Для экономической географии чрезвычайно важно положение данной страны (да и вообще исследуемого ареала) к путям, рынкам, крупным центрам (промышленным, торговым, административным, культурным).
Таким образом, географическое положение - это есть отношение данного пункта или ареала к каким-нибудь географическим дпнностям, взятым вне этого пункта или ареала. Экономическая география понимает под положением отношение какого-либо места, района или города к вне его лежащим данностям, имеющим то или иное экономическое значение, - все равно, будут ли эти данности природного порядка или созданные в процессе истории.
При хозяйственной оценке приро необходимо учитывать не только их запасы и качество, но и географическое положение месторождений по отношению друг к другу (особенно железа и коксующегося угля), а также их положение по отношению к промышленным центрам и исторически сложившимся очагам населения.
Задание №6. Разработка туристического маршрута
Разработайте структуру и содержание двухдневного туристического маршрута и дайте анализ используемых при его реализации ресурсов.
Можно предложить следующий проект 2-х дневного туристического маршрута: сплав оз. Эворон – река Девятка – река Горин.
1. Цель и задачи тура
Целью данного туристического маршрута является организация отдыха на природных ландшафтах Хабаровского края.
Главными задачами тура являются:
- Изучение и обзор ландшафтов оз. Эворон;
- Путешествие по реке Девятка;
- Посещение нанайского поселка;
- Организация сплава по реке Горин.
2. Классификация тура по следующим признакам: цель, время, способ передвижения, степень организации и т.д.
По целям, данный маршрут является прогулочным.
По времени проведения – двухдневный. Длительность тура от 2-х до 3-х дней.
По способу передвижения: смешанный. Способы передвижения: автобус, надувные лодки, автомобили; катер.
По степени организации: простой.
Сезонность или точные даты заезда: с 9 мая по 10 октября.
Минимальные сроки бронирования мест в группе: 15 дней.
Количество человек в группе: 3 - 35 чел.
3. Структура и описание тура
Нитка маршрута: Комсомольск-на-Амуре - озеро Эворон - река Девятка - нанайский поселок Кондон - река Горин.
Структура маршрута
Время |
Действие, мероприятие на маршруте |
Туристические ресурсы |
8-00 |
Встреча на автовокзале (Комсомольск-на-Амуре) |
Автотранспорт |
11-00 |
Прибытие на оз. Эворон |
|
11-30 |
Подготовка к сплаву по озеру |
Припасы, лодки |
12-30 |
Сплав по озеру |
|
17-00 |
Отдых, ужин |
Материальные ресурсы |
19-30 |
Организация лагеря |
|
21-00 |
Свободное время |
|
6-00 |
Подъем |
|
6-30 |
Завтрак, сборы |
|
8-00 |
Сплав по озеру и выход на реку Девятка |
Инструменты, лодки |
12-00 |
Привал, обед |
Припасы, инструменты, |
14-00 |
Продолжение сплава по реке |
Инструменты, лодки |
15-30 |
Пересадка в автомобили, ожидающие на 50-м километре сплава по реке |
Транспорт |
17-00 |
Прибытие в нанайский поселок |
Финансовые ресурсы, материальные ресурсы |
19-00 |
Сплав по реке Горин |
Лодки, инструменты |
22-00 |
Привал, подготовка к ночлегу |
|
6-00 |
Сборы и завтрак |
|
7-30 |
Пешком до станции Заречная |
|
8-30 |
Посадка на автобус |
|
10-00 |
Прибытие в Комсомольск-на-Амуре |
4. Описание туристических объектов по туру
Озеро Эворон - уникальный водоем в 100 км от Комсомольска площадью 194 кв.км. (Место гнездования редких птиц: уток, гусей, цапель, журавлей, и других). В озере много рыбы. Эворонский карась - известный деликатес. Восемь речек впадает в озеро и только одна, река Девятка, вытекает. Прогретая в озере вода, становится теплой, пригодной для купания все лето. Кондон - нанайский поселок на берегу р. Девятки, в прошлом древнее стойбище. Его посещали первые исследователи Дальнего Востока Маак, Шренк, Здесь останавливались известные мореплаватели Бошняк и Чихачев. В Кондоне находится самая старая в регионе, бывшая туземная церковно-приходская школа, (в советское время "Красная Яранга"), где бережно хранятся материалы и фотографии об ее истории. В 30-е годы здесь проходили маршруты экспедиции дальневосточного исследователя В.К. Арсеньева (все знают его "Дерсу Узала" или "По Уссурийскому краю") и известного писателя-фантаста и ученого И.Е. Ефремова (его произведения "Лезвие бритвы", "Туманность Андромеды" и др. имеют всемирное признание). Люди, изучающие историю литературы, стремятся приехать сюда. Река Горин (приток р. Амур) - одна из красивейших таёжных рек Дальнего Востока, в нижнем течении которой расположился Комсомольский-на-Амуре Государственный заповедник. Наш несложный маршрут (в принятой в России спортивной туристической квалификации относятся к 1 категории сложности (всего категорий от 1 до 6), позволяет, путешествуя по реке, познакомиться с редкими птицами озера Эворон, увидеть пути миграции лососевых рыб (кеты и горбуши), узнать историю и современный быт аборигенов Амура - нанайцев.
5. Анализ используемых туристических ресурсов
Для реализации программы тура необходимы следующие ресурсы и затраты:
1. материальные и финансовые ресурсы: транспортные средства (автомобили, автобусы, лодки) – 15000 руб.; продукты питания – 10500 руб.; спальные принадлежности (одеяла, палатки) – 12500 руб.; предметы личной гигиены – 3000 руб.
Материальные и финансовые ресурсы составляют самую значительную и необходимую часть ресурсов. Она используется с максимальной эффективностью, т.к. цена тура относительно недорогая, а содержание путешествия очень насыщенно.
2. природные ресурсы: оз. Эворон; река Девятка; река Горин.
Данные природные ресурсы исчерпывают возможности материально-финансовых ресурсов и дают максимальный эффект для покупателей путевок, хотя, в перспективе можно расширить масштаб путешествия.
3. культурологические ресурсы: нанайский поселок.
Кроме путешествия в нанайский поселок можно организовать дополнительный 4-х часовой выезд на древние захоронения в долине реки Горин. Это потребует привлечения дополнительных трудовых, материальных и временных ресурсов.
4. трудовые ресурсы: водитель; проводник.
3 водителя, 2 проводника вполне удовлетворяют запросы данного тура, но при использовании новых объектов для посещения, придется увеличивать количество трудовых ресурсов.
6. Заключение
Таким образом, можно предложить клиентам новый туристический маршрут, проходящий по нитке Комсомольск-на-Амуре - озеро Эворон - река Девятка - нанайский поселок Кондон - река Горин.
Любители дикой природы, экстремальных ситуаций, длительных переходов по труднодоступным местам найдут для себя много интересных приключений и событий на данном маршруте. Это незабываемое 2-хдневное путешествие оставит незабываемые воспоминании, поможет обрести новых верных друзей и ознакомиться с особенностями дикой природы Хабаровского края.
Главной целью нового туристического маршрута является двухдневный поход по диким природным ландшафтам хабаровского края.
Главными элементами путешествия являются следующие природные комплексы: ландшафты оз. Эворон; река Девятка; нанайский поселок; места в районе реки Горин.
Сезонность или точные даты заезда: с 9 мая по 10 октября. Минимальные сроки бронирования мест в группе: 15 дней. Длительность тура от 2-х до 3-х дней. Количество человек в группе: 3 - 35 чел.
Заключение
В результате проделанной работы были раскрыты следующие вопросы:
1. Фундаментальные исследования ориентированы на получение новых научных знаний о природе, человеке и обществе. Эти знания связаны с естественными законами существования и развития мироздания.
2. Объяснен тезис о том, что развитие технологий ресурсопотребления идет в направлении «природа-мать – природа-соратник – природа-экспонат».
3. Перечислены современные проблемы ресурсопользования. Из всего сказанного позволительно сделать парадоксальный вывод о том, что зависимость людей от природы не ослабевает со временем, а наоборот, усиливается. И этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не будут найдены принципиально новые пути взаимодействия между людьми и природой.
4. Дано определение понятию ресурсы. Вот одно из них: Ресурсы - факторы, без которых невозможен любой вид деятельности. К экономическим ресурсам относятся сырьё и другие природные ресурсы (земля, вода и пр.), капитал (основные и оборотные фонды), трудовые ресурсы и предпринимательская способность.
5. Дано понятие термина «экономическое плодородие» - это экономический потенциал, выгода, которую можно получить от использования каких-либо ресурсов, реализации различных мероприятий и т.п., выраженное в стоимостных категориях.
6. Разработан 2-дневный туристический маршрут: сплав оз. Эворон – река Девятка – река Горин.
Список литературы
1. Дубнищева Т.Я. Концепции Современного естествознания. Основной курс в вопросах и ответах – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2003.
2. Макевнин С. Г., Вакулин А. А. Природные ресурсы. – М.: изд. Агропромиздат, 2003.
3. Небел Б. Проблемы отношений человека и природы. – М.: Мир, 2000.
4. Пахустов Б.К. Концепции современного естествознания: УМК. – Новосибирск: СибАГС, 2001.
5. Экология и ресурсопользование. Учебник / Под ред. Алескина А.А. – М.: Инфра-М, 2001.
6. Экология. Учебник. Е.А.Криксунов. – М.: Инфра-М, 1995.
[1] Дубнищева Т.Я. Концепции Современного естествознания. Основной курс в вопросах и ответах – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2003. – с. 68.
[2] Экология и ресурсопользование. Учебник / Под ред. Алескина А.А. – М.: Инфра-М, 2001. – с. 137.
[3] Небел Б. Проблемы отношений человека и природы. – М.: Мир, 2000. – с.212.
[4] Макевнин С. Г., Вакулин А. А. Природные ресурсы. – М.: изд. Агропромиздат, 2003. – с. 86.
[5] Экология. Учебник. Е.А.Криксунов. – М.: Инфра-М, 1995. – с. 168.