Содержание

Введение 2

Налог с дивидендов 4

Налогообложение доходов банка по государственным ценным бумагам_ 7

Практическое задание 11

Заключение 14

Список литературы_ 16

 

Введение

До 1991 года большинство банков, действовавших в Российской Федерации принадлежало  государству.  Появившиеся  к  этому  времени  коммерческие   и кооперативные  банки  были  немногочисленны  и  не  играли  большой  роли  в экономике.

Начатое   в   конце   1990   года    акционирование    государственных специализированных банков и превращение их  в  коммерческие,  завершенное  в 1991  году,  обозначается как период становления российской   банковской системы.

Пережившая множество кризисов, банковская система России сейчас достаточно прочно стоит на ногах.

Доля банковского сектора существенно возросла, повысились и качество предоставляемых услуг, существенно возросла клиентура банков, следовательно, возросли и доходы банков.  Данное положение особенно заметно в рейтингах компаний, проводимых среди коммерческих организаций по стране: крупные и стабильные банки, как правило, занимают высокие позиции. Следовательно, уровень их доходов весьма значителен.

Согласно, налоговому законодательству любая коммерческая организация, в том числе и такие финансовые институты, как банки, является субъектом налоговых отношений, то есть несет бремя налоговых платежей. Таким образом, доходы банков облагаются налогами, являясь существенным источником доходов государства.

Действующее  в настоящее время налоговое  законодательство  не  предусматривает  каких-либо специальных налогов на банки, рассматривая их в  плане  налогообложения  как обычные предприятия, но с учетом тех или иных особенностей (например, ст.290 НК РФ – особенности определения доходов банка и ст.291 НК РФ – особенности определения расходов банка. Также предусмотрены специальные ставки налога по некоторым банковским операциям и доходам, например, налог га доход с дивидендов устанавливается в размере 6%). 

Таким  образом, финансовые институты в лице банков, как и  любые  другие  предприятия,  должны  платить  федеральные налоги, налоги субъектов Федерации и местные  налоги.  Фактически  некоторые налоги  банки  не  платят,  поскольку  Законом  «О   банках   и   банковской деятельности» банкам запрещены любые операции  по  производству  и  торговле материальными ценностями[1].

Целью данной работы является изучение налогообложения доходов банка ценными бумагами.

Для достижения поставленной цели, необходимо разрешить следующие задачи:

−                  определим понятие дивидендов;

−                  выявим специфику налогообложения с дивидендов;

−                  рассмотрим порядок налогообложения;

−                  исследуем налоговые ставки по данному налогу (налог на доходы с дивидендов, т.е. фактически налог на прибыль);

−                  определим понятие доходов в виде процентов с ценных бумаг;

−                  рассмотрим виды ценных бумаг, подлежащие налогообложению;

−                  выявим специфику налогообложения с доходов в виде процентов с ценных бумаг;

−                  рассмотрим порядок налогообложения;

−                  исследуем налоговые ставки по данному налогу (налог на доходы в виде процентов с ценных бумаг, т.е. фактически налог на прибыль);

 В работе будут проанализированы нормативно-правовые акты, регулирующие данные правоотношения.

Также для написания данной работы были изучены научные труды по интересующей тематике  - Вылкова Е.С., Слатвинского В.Н., Толкушкина А.В., Лаврушина Л., Гуева А.Н.

 

Первоначально, считаю нужным остановиться немного на ценных бумагах, определении их понятия, видов и основных операций, от осуществление которых приносит доход.

Ценные бумаги - это закрепленные в соответствии с законом имущественные права в документарной или бездокументарной формах, представляющие собой движимое имущество[2].

Доход по ценным бумагам - это доход в абсолютном или относительном выражении, который они приносят за определенный период времени[3].

В зависимости от причин получения и источников получения доходы юридических лиц по ценным бумагам можно разделить на три группы[4]:

I. Доходы от размещения ценных бумаг

II  Доходы от владения ценными бумагами

    2.1 Доходы в виде дивидендов по ценным бумагам

2.2 Доход в виде процентов по ценным бумагам,

III Доходы от реализации ценных бумаг.

Под размещением понимается первичная реализация акций. Доход формируется исходя из разницы между ценой размещения и номиналом акции. Если же размещаются другие ценные бумаги или речь идет о вторичном размещении акций, то доходы от этих операций относятся к третьей группе: «Доходы от операций с ценными бумагами». Доходы от размещения ценных бумаг не облагаются налогом на прибыль, поэтому мы перейдем сразу ко второй группе.

Как уже было сказано выше, доходы от владения ценными бумагами делятся на доходы в виде дивидендов и доходы в виде процентов.

Налог с дивидендов

Рассмотрение данного вопроса, начнем с определения дивидендов.

Дивидендом признается любой доход, полученный акционером от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру акциям пропорционально долям акционеров в уставном капитале этой организации[5].

Специфика налогообложения доходов в виде дивидендов по ценным бумагам зависит от следующих факторов[6]:

−               от источника выплаты (резидент или нерезидент);

−               от получателя выплат (резидент или нерезидент).

Если дивиденды выплачивает российская организация, то она является налоговым агентом, то есть обязана уплатить налог по выплачиваемым дивидендам в бюджет. При этом налоговая база определяется как разница между суммой дивидендов, которая подлежит распределению между акционерами, и суммой дивидендов, которая выплачивается иностранным организациям (а также физическим лицам - нерезидентам), и суммой дивидендов, полученных самим агентом за текущий отчетный (налоговый) период.

Если эта разница отрицательная, то у налогового агента отсутствует обязанность по уплате налога. Если же разница положительная, то она облагается по ставке 9%.

На данном этапе возникает вопрос о правомерности и обоснованности вычета дивидендов, полученных налоговым агентом, из дивидендов, подлежащих выплате, при определении налоговой базы по выплачиваемым дивидендам. В случае если сумма дивидендов, полученная налоговым агентом, и сумма дивидендов, подлежащая выплате иностранным организациям и физическим лицам - нерезидентам РФ, больше суммы дивидендов, подлежащих выплате российским организациям и физическим лицам, то налоговая база по дивидендам признается равной нулю. И, следовательно, сумма налога также будет равна нулю. Однако в этом случае с доходов российских организаций и физических лиц в виде дивидендов, которые по Налоговому кодексу РФ подлежат налогообложению, не будут взиматься налог на прибыль[7].

В случае если российская организация выплачивает дивиденды нерезидентам - иностранным организациям, налог взимается по ставке 15%, нерезидентам - физическим лицам - по ставке 30%. Если иностранная организация представит необходимые документы, свидетельствующие о ее резидентстве того государства, с которым у РФ есть договор об избежании двойного налогообложения, ставка может быть иной.

Если российская организация получает дивиденды от иностранной организации - нерезидента, то российская организация сама рассчитывает налог. При этом налоговая база определяется как сумма полученных дивидендов и облагается по ставке 15%. При этом налогоплательщик не вправе понижать сумму налога на величину налога, исчисленную и уплаченную по месту нахождения источника, если иное не предусмотрено соответствующими договорами об избежании двойного налогообложения.

Таким образом, можно сказать, что сейчас процесс налогообложения доходов по ценным бумагам, в том числе налог с дивидендов, достаточно четко отработан и урегулирован.

Так четко закреплено, с каких ценных бумаг и в каком размере взимается данный налог. Кроме того, четко определен порядок учета операций по ценным бумагам, что существенно облегчает их оборот, делая их более ликвидными.

 

Налогообложение доходов банка по государственным ценным бумагам

Доходы в виде процентов по ценным бумагам - это любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговым ценным бумагам.

В налоговом учете должен вестись раздельный учет по следующим видам ценных бумаг в зависимости от применяемой налоговой ставки[8]:         1) государственные ценные бумаги, процентные доходы по которым облагаются по ставке 0%: это те государственные и муниципальные облигации, которые были эмитированы до 20 января 1997 года включительно, а также облигации государственного валютного займа 1999 г.,

2) государственные и муниципальные ценные бумаги, процентный доход по которым облагается по ставке 15%,

3) все остальные ценные бумаги.

Для целей налогового учета при реализации ценных бумаг они подразделяются на две категории:

1) обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг,

2) не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг.

При этом должен вестись раздельный учет операций с ценными бумагами, обращающимися и необращающимися на организованном рынке ценных бумаг.

Доход от реализации ценных бумаг в соответствии с Налоговым кодексом РФ определяется исходя из цены реализации или иного выбытия ценной бумаги, а также суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной покупателем налогоплательщику, и суммы процентного (купонного) дохода, выплаченной налогоплательщику эмитентом. При этом не учитывается накопленный купонный доход, ранее учтенный при налогообложении.

Данный вид дохода облагается, как и доходы от другой реализации, по основной ставке - 24%.

Хотелось бы немного затронуть изменения, связанные с введением в действие главы 25 Налогового кодекса РФ[9].

С 2002 года изменилось налогообложение дивидендов. Одно из изменений коснулось ставок налога на доходы в виде дивидендов.

В соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 года №2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (утратил силу) предприятия помимо налога на прибыль уплачивали налоги со следующих видов доходов:

1) доходов в виде дивидендов, полученных по акциям, принадлежащим предприятию-акционеру и удостоверяющим право владельца этих ценных бумаг на участие в распределении прибыли предприятия-эмитента,

2) доходов от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории РФ.

Налоги с указанных доходов взимались у источника выплаты этих доходов по ставке 15% и зачислялись в доход федерального бюджета.

В соответствии со ст.284 Налогового кодекса РФ:

1) по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами - налоговыми резидентами РФ, применяется ставка налога на прибыль в размере 6%,

2) по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, а также российскими организациями от иностранных организаций, применяется ставка налога на прибыль 15%.

Данные изменения, по моему мнению, направлены, во-первых, на предотвращение утечки капитала из страны путем предоставления российским организациям льготных условий инвестирования в российскую экономику, во-вторых, повышенная ставка на доходы по инвестированному капиталу для иностранных организаций по сравнению с российскими организациями является в своем роде платой за утерянную возможность российских организаций осуществить данные инвестиции, а также является некоторым барьером для захвата иностранными организациями российского рынка.

С введением главы 25 удалось решить проблему, связанную с определением цены приобретения ценных бумаг для целей налогообложения.

До введения главы 25 Налогового кодекса РФ было установлено, что себестоимость реализованных и выбывших ценных бумаг определяется в соответствии в учетной политикой одним из следующих методов оценки: по средней себестоимости, по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО), по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО).

Однако при этом налоговые органы, ссылаясь на то, что средняя себестоимость не является ценой приобретения ценных бумаг, утверждали, что для целей налогообложения нельзя использовать указанный метод. Поэтому теперь в главе 25 Налогового кодекса РФ четко закреплены два метода списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг: ФИФО и ЛИФО. До принятия главы 25 Налогового кодекса РФ ценные бумаги подразделялись на 7 категорий, по каждой из которых необходимо было вести раздельный учет. Сейчас же введены всего две категории: ценные бумаги, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг и не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг. Этот порядок значительно упрощает ведение налогового учета.

Профессиональные участники фондового рынка получили еще более упрощенную систему. Они теперь не обязаны вести раздельный учет ценных бумаг по категориям, а также имеют право уменьшить доходы от реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, на расходы или убытки, полученные от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, и наоборот. Также у профессиональных участников фондового рынка расширился список расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу. В частности, на расходы теперь можно относить расходы на создание резервов под обесценение ценных бумаг (если используется метод начислений для учета доходов и расходов), членские взносы в НАУФОР, ПАРТАД и др.

Это свидетельствует о том, что при разработке новой главы Налогового кодекса РФ были учтены и новые условия экономики, уровень развития фондового рынка. К тому же всем организациям с 1 января 2001 года в состав расходов разрешено относить затраты, связанные с обслуживанием собственных ценных бумаг, а также расходы на организацию выпуска ценных бумаг.

В заключении хотелось бы сделать следующий вывод: налоговое законодательство достаточно четко регулирует налогообложение доходов по ценным бумагам, в том числе налог по государственным ценным бумагам.

Весьма детально закреплено, с каких государственных ценных бумаг и в каком размере взимается данный налог. Кроме того, четко определен порядок учета операций по ценным бумагам, что существенно облегчает их оборот, делая их более ликвидными.

Четкое законодательное регулирование данных процессов имеет колоссальное значения, учитывая, что сейчас отмечается экономический рост и рост предпринимательского сектора.

Ранее, в огосударствленной экономике, оборот ценных бумаг по необходимости был чрезвычайно обеднен и представлен в основном государственными ценными бумагами - облигациями, предъявительскими сберкнижками и аккредитивами гострудсберкасс, выигравшими лотерейными билетами, а в расчетах между юридическими лицами мог использоваться расчетный чек. С переходом к рыночной экономике оборот ценных бумаг возрос, стал формироваться их рынок. Сейчас оборот ценных бумаг – неотъемлемая часть современного гражданского оборота. Поэтому так важно полное и стабильное законодательство в данной сфере.

Практическое задание

Коммерческий банк приобрел 15 мая 500 штук ГКО по цене 950 руб., за одну облигацию. Дата размещения займа – 20 февраля, дата погашения -21 августа. Номинальная стоимость облигации – 1000 руб. Цена размещения – 930 руб.

Определить сумму налога на доходы по ценным бумагам.

Решение

В статье 281 НК РФ устанавливаются особенности определения налоговой базы по операциям с государственными и муниципальными ценными бумагами.

Для целей гл. 25 НК под государственными и муниципальными ценными бумагами понимаются государственные ценные бумаги РФ (государственные ценные бумаги РФ и государственные ценные бумаги субъектов РФ) и муниципальные ценные бумаги. Под муниципальными ценными бумагами следует понимать ценные бумаги, эмиссия которых осуществлена органами местного самоуправления.

Процентным доходом при размещении государственных и муниципальных ценных бумаг признается:

1) доход, заявленный (установленный) эмитентом, в виде процентной ставки к номинальной стоимости указанных ценных бумаг (по ценным бумагам, по которым установлена процентная ставка);

2) доход в виде разницы между номинальной стоимостью ценной бумаги и стоимостью ее первичного размещения, исчисленной как средневзвешенная цена на дату, когда выпуск ценных бумаг в соответствии с установленным порядком признан размещенным (по ценным бумагам, по которым не установлена процентная ставка).

При налогообложении сделок по реализации или иного выбытия ценных бумаг цена эмиссионных государственных и муниципальных ценных бумаг учитывается без процентного (купонного) дохода, приходящегося на время владения налогоплательщиком этими ценными бумагами, выплата которого предусмотрена условиями выпуска такой ценной бумаги.

Налогообложение процентов, начисленных за время нахождения государственной и муниципальной ценной бумаги на балансе налогоплательщика, осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены гл. 25 НК РФ. По государственным и муниципальным ценным бумагам, при обращении которых в цену сделки включается часть накопленного купонного дохода, выручка уменьшается на доход в размере накопленного купонного дохода, причитающегося за время владения налогоплательщиком указанной ценной бумагой.

При реализации налогоплательщиками, являющимися первичными владельцами государственных ценных бумаг, полученных в процессе новации государственных ценных бумаг РФ, осуществляемой в соответствии с решениями Правительства РФ, принятыми до 1 января 2002 г., расходами признается оплаченная стоимость полученных при новации государственных ценных бумаг. При этом оплаченная стоимость государственных ценных бумаг РФ каждого вида, полученных при новации, определяется исходя из суммы фактических затрат по приобретению обмениваемых при новации государственных облигаций, уменьшенной на выплачиваемые согласно условиям новации денежные средства, учитываемые в качестве частичного возврата государством организации его затрат на приобретение попадающих под новацию государственных ценных бумаг РФ, исчисленная пропорционально стоимости каждого вида ценных бумаг в общей стоимости ценных бумаг в новом портфеле.

С процентного дохода по государственным ценным бумагам РФ, полученным российскими организациями - первичными владельцами указанных ценных бумаг в обмен на государственные краткосрочные бескупонные облигации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.07.98 №843 «О мерах по стабилизации ситуации на рынках государственных долговых обязательств Российской Федерации»[10], налог на прибыль организаций взимается по ставке 15% за время владения такими ценными бумагами с даты обмена до даты их реализации или иного выбытия.

К доходам, полученным российскими организациями при выплате в соответствии с условиями эмиссии по государственным ценным бумагам РФ и муниципальным ценным бумагам, размещаемым за пределами территории РФ, процентного дохода, применяется налоговая ставка в размере 24% (в размере, установленном п. 1 ст. 284 НК РФ).

Следовательно,  доход составляет (1000 -930)*500 = 35000 р.  

Согласно, ст.284 НК РФ[11] налоговая ставка устанавливается 15% - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам.

Следовательно, размер налога будет следующий: 35000*15% = 5250 р.

Заключение

Рассмотрев данные вопросы можно сделать следующие выводы:

1.               Банки, как и любой другой субъект, предпринимательских правоотношений, обязаны платить, предусмотренные законодательством налоги.

2.               Порядок налогообложения для банков такой же как и для других субъектов предпринимательской деятельности, за исключением некоторых особенносте, таких как порядок определения доходов и расходов банка, а также размер налоговых ставок по некоторым присущим в основном банкам операциям.

3.               Дивидендом признается любой доход, полученный акционером от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру акциям пропорционально долям акционеров в уставном капитале этой организации.

Налоговая ставка составляет 9%.

4.               Доходы в виде процентов по ценным бумагам - это любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговым ценным бумагам.

5.               В налоговом учете должен вестись раздельный учет по следующим видам ценных бумаг в зависимости от применяемой налоговой ставки: 1) государственные ценные бумаги, процентные доходы по которым облагаются по ставке 0%: это те государственные и муниципальные облигации, которые были эмитированы до 20 января 1997 года включительно, а также облигации государственного валютного займа 1999 г.,

2) государственные и муниципальные ценные бумаги, процентный доход по которым облагается по ставке 15%,

3) все остальные ценные бумаги. Для целей налогового учета при реализации ценных бумаг они подразделяются на две категории:

1) обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг,

2) не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг.

При этом должен вестись раздельный учет операций с ценными бумагами, обращающимися и необращающимися на организованном рынке ценных бумаг.

Список литературы

1.         Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ  (ред. от 06.06.2005, с изм. от 01.07.2005) / Правовая система Консультант.

2.         Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 30.12.2004) «О банках и банковской деятельности» / Правовая система Консультант.

3.         Постановление Правительства РФ от 20.07.98 N 843 «О мерах по стабилизации ситуации на рынках государственных долговых обязательств Российской Федерации» / Правовая система Консультант.

4.         Вылкова Е.С., Слатвинский В.Н. Комментарий К Федеральному закону от 02.11.2004 №127-ФЗ «О Внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РВ, а также признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов РФ» (комментарий к изменениям в налогообложении операций с ценными бумагами)  // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров. –2005. – №2.

5.         Комментарий (постатейный) к главе 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций» / Под ред.А.В. Толкушкин. – Издательство Юрайт. – 2003.

6.         Лаврушина Л. Порядок налогообложения доходов по ценным бумагам / Правовая система Консультант.

7.         Постатейный комментарий к части второй налогового кодекса Российской Федерации / По ред. А.Н. Гуев – Издательский Дом ИНФРА-М. – 2002.

8.         Кузнецова Е.В. Ценные бумаги: Справ.- метод. материал /Е.В. Кузнецова, С.С. Курочкина. - М.: Инфра-М, 2004, Б.г.- 175 с.

9.         Мартынова О.И. Банки на рынке ценных бумаг (операции, эмиссионная деятельность) /О.И. Мартынова; Учредитель и изд.: Агенство экон.-правовых консультаций и деловой информ. (АКДИ) «Экономика и жизнь». - М., 2002.- 79 с..

10.    Жафяров А.Ж. Виды ценных бумаг. Их размещение и обращение: Учеб. пособие /А.Ж. Жафяров, Л.К. Моргунова, Н.В. Силкина. - Новосибирск: НГПУ, 2003.- 129 с


[1] Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 30.12.2004) «О банках и банковской деятельности» / Правовая система Консультант.

                                                                                         

[2] Кузнецова Е.В. Ценные бумаги: Справ.- метод. материал /Е.В. Кузнецова, С.С. Курочкина. –  М., Б.г. – С.51.

[3] Там же. – С.52.

[4] Жафяров А.Ж. Виды ценных бумаг. Их размещение и обращение: Учеб. пособие /А.Ж. Жафяров, Л.К. Моргунова, Н.В. Силкина. - Новосибирск: НГПУ, 2003.- С.48.

[5] Лаврушина Л. Порядок налогообложения доходов по ценным бумагам / Правовая система Консультант.

[6]  Там же.

[7] Вылкова Е.С., Слатвинский В.Н. Комментарий К Федеральному закону от 02.11.2004 №127-ФЗ «О Внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РВ, а также признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов РФ» (комментарий к изменениям в налогообложении операций с ценными бумагами)  // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров. –2005. – №2.

[8] Комментарий (постатейный) к главе 25 налогового кодекса Российской Федерации «Налог на прибыль организаций » / Под ред.А.В. Толкушкин. –Издательство Юрайт. – 2003.

[9] Лаврушина Л. Порядок налогообложения доходов по ценным бумагам  / Правовая система Консультант.

[10] Правовая система Консультант.

[11] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ  (ред. от 06.06.2005, с изм. от 01.07.2005) / Правовая система Консультант.