Содержание

Введение. 2

1.Профессиональная этика социального работника. 3

2. Стандарты этического поведения. 5

2.1. Этическое поведение по отношению к людям, которые пользуются социальными услугами. 5

2.2.  Этическое поведение по отношению к коллегам. 6

2.3. Этическое поведение по отношению к взаимодействующим организациям  6

3. Ценности социальной работы как отражение этики социального работника  6

3.1. Человеческое достоинство и толерантность. 6

3.2. Социальная справедливость и гуманизм. 7

3.3 Компетентность. 8

3.4 Социальная активность, мобильность и гибкость. 8

4.Принципы социальной работы как отражение этики социального работника  9

4.1. Принятие человека таким, каков он есть. 9

4.2. Уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий. 10

4.3. Конфиденциальность сотрудничества социального работника с клиентом  11

4.4. Полнота информирования человека о предпринимаемых в его интересах действиях. 11

4.5. Ответственность социального работника. 12

4.6. Порядочность социального работника во взаимодействии с клиентом. 13

Заключение. 13

Список литературы.. 14

Введение

Этика социальной работы — это проявление общих норм мо­рали в социальном обслуживании. К основным принципам профессиональной этики социального работника относятся: ответственность перед клиентом, ответствен­ность перед профессией и коллегами, ответственность перед обще­ством.

Требования к личностно-нравственным качествам социального ра­ботника диктуются также спецификой его работы. У него должны быть развиты чувства долга, добра и справедливости, собственного достоинства и уважения достоинства другого человека; терпимость, вежливость, поря­дочность, эмоциональная устойчивость; личностная адекватность само­оценке, уровню притязаний и социальной   адаптированности. Также важ­но обладать определенными педагогическими навыками. Соблюдение специалистами по социальной работе этических норм предупреждает не­гативные последствия социального обслуживания.

Социальный работник должен знать основные законо­мерности развития личности в различных условиях, на всех возрастных этапах, специфику формирования отношений в социуме; экологическую, демографическую, социально-педагогическую характеристику различ­ных сфер микросреды; формы и методы социальной работы с семьей, различными группами и категориями населения; функции, права и обязанности современных государственных и общественных институтов но отношению к семье и личности; концепцию и программу современ­ной социальной политики; основы трудового законодательства, се­мейного нрава; методику и технологию диагностики личности и ее микросреды; иметь навыки анализа и программирования социальной работы, проведения социально-педагогических исследований, уметь дей­ствовать в соответствии с кодексом этики социального педагога и социального работника.

1.Профессиональная этика социального работника

Профессиональные стандарты, требования к социальному ра­ботнику основываются на кодексе этики и профессиональных умений, который служит в качестве руководства в каждодневном поведении социальных работников, основываются на фундаментальных общечело­веческих ценностях и учитывают достоинство и уникальность каждой личности, ее права и возможности. В соответствии с кодексом социаль­ный работник рассматривается как работник социальной службы, осоз­нающий свою моральную ответственность перед клиентом и обществом, добровольно принявший на себя ответственность в оказании помощи людям, в улучшении качества жизни людей. Ниже приводятся основные позиции, выделенные Кодексом социальных работников многих стран мира.

Не поучать, не приказывать, не запрещать. Вдохновлять и побуж­дать клиента к действию, инициативе, творчеству, помогая ему жить опираясь на собственные личностные возможности, уважая достоинство и уникальность личности.

Уметь слушать клиента, проявлять выдержку, понять проблему и ситуацию, войти в его положение, проявить деликатность, чувство такта.

Быть коммуникабельным, общительным, контактным, уметь раз­говорить клиента, совместно определить пуги решения проблемы; уметь быть нужным, интересным для окружающих, направляя на это свои личностные возможности, эрудицию, опыт.

Быть посредником, связующим звеном между клиентом и его окружением, другими субъектами социальной работы. Обеспечивать субъектную позицию самого клиента, не допускать унижения его досто­инства формами оказываемой ему благотворительной помощи.

Уметь быть неформальным в работе с клиентом, выполнять роль советчика, помощника клиента в решении им собственных проблем, строить взаимоотношения на основе диалога, на равных.

Всегда исходить из позиций гуманизма и милосердия. Не осуж­дать, не упрекать клиента, уважать его достоинство; предупреждать возможности негуманного или дискриминационного поведения по отно­шению к личности или группе людей; защищать клиента от физического или душевного дискомфорта, расстройства, опасности или унижения.

Соблюдать высокие нравственные стандарты своего поведения как представителя профессии, исключая любые уловки, введение кого-

либо в заблуждение, нечестные действия. Всегда действовать исключи­тельно в интересах клиента.

Уметь находить себе помощников в социальной работе, поддер­живать участие общественности в развитии социальной защиты, соци­альной политики.

Вести работу только в рамках своей компетентности, нести персональную ответственность за качество своей работы, не поддаваться влияниям и нажимам, встречающимся на пути профессиональной де­ятельности, беспристрастно выполняя свои обязанности. Полностью информировать клиента о предпринимаемых мерах, характере оказыва­емой ему помощи, производимых записях, собираемых данных.

Стремиться к постоянному повышению профессиональных зна­ний, мастерства, уровня квалификации как специалиста в области соци&цышй работы. Основывать свою практическую деятельность на профессиональных знаниях.

Защищать и усиливать достоинство и чистоту профессии. Уважать доверие коллег в ходе профессиональных взаимоотношений и взаимо­действия, соблюдая деликатность и справедливость. Предпринимать меры против неэтичного поведения любого из своих коллег.

Всемерно помогать людям, информируя и делая социальные служ­бы доступными различным группам населения.[2, с.26-27].

2. Стандарты этического поведения

2.1. Этическое поведение по отношению к людям, которые пользуются социальными услугами

Социальные работники принимают человека таким, как он есть; привлекают его к активной совместной работе; обеспечивают конфиденциальность сотрудничества, информации и доступ к ней; несут ответственность за результаты своей работы с клиентом; проявляют личную порядочность по отношению к нему; ценят и уважают личные устремления, индивидуальные особенности, инициативу и творческий подход клиента к совместному с ними решению его проблем;  отдают приоритет поддержке основных интересов клиентов, но при этом уважают и учитывают интересы и других людей; минимизируют использование юридических,  психологических, экономических или других видов принуждения;  отвергают любые формы дискриминации.

2.2.  Этическое поведение по отношению к коллегам

Социальные работники с уважением относятся к коллегам; уважают различные мнения и подходы коллег и других специалистов, принимая на себя ответственность за справедливость своей критики в их адрес в различных инстанциях и межличностных отношениях; защищают своих коллег от любых форм и видов давления со стороны клиентов, руководства, государственных организаций или общественных объединений в тех случаях, когда такое воздействие необоснованно; следуют советам и консультациям коллег .

2.3. Этическое поведение по отношению к взаимодействующим организациям

Социальные работники строят свои взаимоотношения с другими организациями на основе доброжелательности, ориентированности на интересы людей; придерживаются своих обязательств, данных взаимодействующим организациям, и добиваются от этих организаций выполнения их собственных обязательств; развивают командные и межведомственные формы социальной  и социально-педагогической работы.[3, с. 13].

3. Ценности социальной работы как отражение этики социального работника

 3.1. Человеческое достоинство и толерантность

Социальные работники признают ценность каждого человека и его право на реализацию своих способностей, на достойные условия жизни и благосостояние, на свободный выбор жизненной позиции с условием, чтобы права одного человека не препятствовали реализации интересов и прав других людей или групп.

Социальные работники уважают основные права человека; демонстрируют уважение и доброжелательное отношение ко всем людям и уважают убеждения своих клиентов, их ценности, культуру, цели, нужды, предпочтения, взаимоотношения и связи с другими людьми; защищают и поддерживают их достоинство, учитывают индивидуальность, интересы и социальные потребности своих клиентов на основе построения толерантных отношений с ними; способствуют достижению личного благосостояния и самостоятельности клиентов, формируют и поддерживают в них уважительное отношение к правам и свободам других людей; уважают права своих клиентов в принятии решений; гарантируют клиентам непосредственное участие в процессе принятия решений на основе предоставления полной информации, касающейся конкретного клиента в конкретной ситуации; гарантируют защиту своим клиентам в целях их безопасности, а также безопасности их социального окружения.

3.2. Социальная справедливость и гуманизм

Социальная справедливость и гуманизм являются ценностями социальной и социально-педагогической работы.

Социальные работники выявляют и адекватно реагируют на социальные условия, которые приводят к социальным противоречиям, трудностям и страданиям людей, или препятствуют их облегчению; в меру своих возможностей и уровня профессиональной деятельности влияют на формирование социальной политики, способствующей справедливому удовлетворению социальных потребностей людей; соблюдают социальную справедливость и равноправно распределяют социальные ресурсы, проводят социально-педагогическую работу;  убеждают каждого клиента в том, что их действия не продиктованы предубеждениями против кого-либо (человека или какой-либо группы), включая происхождение, этническую и культурную принадлежность, класс, статус, пол, сексуальную ориентацию, возраст, физическое состояние, верования;  ведут практическую работу, направленную на развитие возможностей клиента, помогают отдельным личностям, семьям, группам, сообществам в их стремлении к разрешению социальных проблем своими силами, способствуют их позитивной самореализации, самостоятельности выбора и улучшению социального благосостояния;

3.3 Компетентность

Компетентность (профессионализм) является ценностью социальной работы и социально-педагогической деятельности, которая обеспечивает качественное решение социальных проблем обратившегося за помощью человека, его социума, социальной среды в целом.

Социальные работники и социальные педагоги: изучают, используют, распространяют и применяют знания, умения и навыки в практике социальной и социально-педагогической работы; постоянно повышают уровень своего профессионализма, поддерживают и расширяют свою компетентность в целях повышения качества услуг, осуществляя при этом поиск и оценку новых подходов и практических методов (методик, технологий) в своей деятельности; участвуют в научном поиске причин ущемления социальных интересов конкретных людей и социальных групп в целом, выявляют их характер и определяют пути их предупреждения и преодоления; принимают участие в образовательном процессе совместно со своими коллегами, студентами и практикантами, публикуют свой опыт разрешения конкретных социальных проблем клиентов или ситуаций на основе соблюдения принципа конфиденциальности; признают рамки своей компетентности и не выходят за их пределы в ситуациях, где требуется более высокий уровень решения проблемы; ставят перед руководством вопрос о необходимости дальнейшего повышения своего профессионализма.

Социальные работники не имеют права использовать свои профессиональные знания, навыки и умения, а также отношения с клиентом в личных целях.

3.4 Социальная активность, мобильность и гибкость

Социальная активность, мобильность и гибкость являются ценностью социальной работы и предполагают взаимосвязанную деятельность социального педагога и социального работника с человеком, обратившимся к ним за помощью. Вместе с тем, социальный работник и социальный педагог действуют не только по обращению. В тех случаях, когда им становится известно о негативных ситуациях в жизни конкретного клиента (индивида, семьи, группы лиц), они тактично и осторожно входят в контакт с ним, предлагая свою помощь в совместном разрешении этих ситуаций. Кроме того, изучая социум, они прогнозируют возможные негативные ситуации и стремятся предотвратить их возникновение.  [3. с.4].

4.Принципы социальной работы как отражение этики социального работника

4.1. Принятие человека таким, каков он есть

Клиентом социальной работы может быть отдельный человек или группа лиц (например, семья), которые имеют индивидуальные и групповые особенности. Каждый клиент имеет юридическое и моральное право быть принятым и выслушанным любым социальным работником независимо от ведомственной принадлежности или занимаемой должности. Каждый клиент имеет право на получение помощи в улучшении социальной ситуации, в которой он находится, при этом социальным педагогом и социальным работником ему обеспечивается личная безопасность при соблюдении принципа «не навреди». Социальный педагог и социальный работник при решении проблем жизненной ситуации клиента ориентируются на разумный характер его требований, учитывая, что мерой является степень гармонизации отношений клиента и общества в их взаимодействии. Главной задачей в практически любой ситуации становится оказание помощи клиенту для его побуждения к самостоятельным действиям по разрешению своих проблем.

Ни негативные личные качества, физические недостатки, психические отклонения, ни вероисповедание, сексуальная ориентация или расовая принадлежность, ни социальная неприспособленность, ни предрассудки и предубеждения - ничто не может служить основанием в отказе человеку в помощи социальным педагогом и социальным работником, причиной для любой формы дискриминации клиента. Все специфические особенности клиента должны быть учтены при принятии решения на оказание ему социальной помощи.

4.2. Уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий

Уважение права клиента на принятие решения есть проявление уважения и соблюдение его прав. Человек, обратившийся за помощью к социальному педагогу и социальному работнику, имеет те же права, что и все остальные люди. Социальный педагог и социальный работник не могут оказывать помощь человеку (или группе лиц) без его согласия с их планом действий. Клиент имеет право отказаться от предложенного варианта действий, от продолжения уже начатой работы, если его мнение или ситуация в силу каких-либо причин изменились. Он имеет право на изменение своих взглядов, позиций, убеждений.

Вне зависимости от степени рациональности (иррациональности) поступков клиента социальный педагог и социальный работник не могут принуждать его (морально или материально, психологически или физически) следовать их профессиональной логике. Только доводы и аргументы, логика убеждения, этические ценности государства и общества, нормы действующего законодательства, возможности системы социальной защиты населения и других социальных институтов, профессиональный опыт социального работника и социального педагога являются инструментом их воздействия на клиента.

Клиент имеет право отказаться от взаимодействия на любом этапе совместной работы с уверенностью в сохранении конфиденциальности сведений о нем.

4.3. Конфиденциальность сотрудничества социального работника с клиентом

Конфиденциальной (доверительной, не подлежащей разглашению) информацией является все, что касается условий жизнедеятельности клиента, его личностных качеств и проблем, а также все остальное, что будет определено клиентом во взаимодействии с социальными работниками. Они должны гарантировать ему эту конфиденциальность и принять все меры для ее обеспечения.

Социальные работники должны поставить клиента в известность о том, что та или иная информация должна будет передана другим работникам данного социального института (социальной службы), их руководству для принятия оптимального решения на более высоком административном уровне по запрашиваемой клиентом социальной помощи.

Нарушение конфиденциальности возможно только в условиях непосредственной опасности для клиента: для его жизни, здоровья, материального благополучия, психического состояния.

4.4. Полнота информирования человека о предпринимаемых в его интересах действиях

Соблюдение принципа защиты прав клиента обусловливают обязанность социального работника информировать человека, обратившегося к ним за социальной помощью, обо всех действиях, предпринимаемых ими для решения его проблем.

Социальный работник ответственн за полноту, качество и своевременность предоставления клиенту всей необходимой для него информации.

Информирование клиента необходимо в целях создания благоприятных условий для активизации его личностного потенциала.

Кроме того, недостаток информации может отрицательно сказаться и на качестве принимаемого клиентом решения. Учитывая, что в социальной и социально-педагогической работе решаются вопросы, связанные с судьбой человека, с гармонизацией его отношений с обществом, с улучшением условий его жизнедеятельности, клиент имеет полное право знать обо всех действиях, которые предполагается предпринять с его участием или без его участия.

Социальные работники должны предупреждать возникновение ситуаций конфликта интересов, которые могут влиять на их профессиональную тактичность, на успешность решения социальных проблем человека, обратившегося за помощью.

Если такой конфликт возникает, они должны объявить об этом и принять необходимые меры, гарантируя, что это не принесет ущерб профессиональным отношениям.

4.5. Ответственность социального работника

Социальный работник несет ответственность, перед обществом за результаты своей деятельности, перед собой и своей семьей. Каждый социальный педагог и социальный работник обязан уметь защищать себя и в личных интересах, и в интересах своих клиентов.

Социальные работники несут ответственность и перед своей профессией, повышая ее престиж, социальный статус в обществе.

При этом важно учесть, что в условиях взаимодействия общества, клиента и социального работника вся ответственность за результаты такого взаимодействия не может быть возложена только на работника социальной сферы.

4.6. Порядочность социального работника во взаимодействии с клиентом

Порядочность социального работника является весьма важным принципом в связи с необходимостью обеспечить баланс интересов, как своих личных, так и интересов клиента и его социального окружения; профессионального сообщества социальных работников и социальных педагогов, общества в целом. Интересы одних не могут превалировать над интересами других, реализовываться в ущерб кому-либо.

Важным условием социальной работы является бескорыстие социального работника. Доброжелательность присутствует на всех этапах взаимодействия социального работника с клиентом. Именно она обеспечивает верный тон при совместной работе с человеком, который обратился за помощью, вызывает его на откровенность и взаимодействие. Желая добра человеку, обратившемуся за помощью, социальный работник осуществляют необходимое руководство его действиями, тактично указывают на ошибки и недостатки, помогают в решении трудных проблем или полностью берут на себя заботу о клиенте.

Личная порядочность социального работника гарантирует качество и эффективность его профессиональной деятельности и обеспечивает выполнение им требований международного и национального Кодексов этики социального работника и социального педагога.[3, с.4].

 

Заключение

Социальный работник - представитель особой, деликатной и гуманной профессии. Профессия «Социальная работа» способствует реализации социальных изменений в обществе, решению проблем человеческих взаимоотношений и укреплению свободы человека и его права на достойную жизнь. Используя теории человеческого поведения и социальных систем, социальная работа включается в процесс на этапе, когда люди взаимодействуют с окружающей средой. Принципы соблюдения прав человека и социальной справедливости являются фундаментальными для социальной работы.

 Социальная работа - это взаимосвязанная система ценностей, теории и практики. Ценности социальной работы закреплены кодексами этики профессиональных международных и национальных организаций. Социальная работа обращается к барьерам, неравенству и несправедливости, существующим в обществе. Она даёт ответ на кризисные и чрезвычайные ситуации так же, как и на ежедневные личные и социальные проблемы. Целостный подход в социальной работе универсален, но приоритеты социальной работы могут меняться в зависимости от специфики той или иной страны, времени, а также культурных, исторических и социально-экономических условий.

Личностно - нравственные качества социального работника:  нравственные убеждения, нравственная потребность, честность, объективность, справедливость, тактичность, внимательность и наблюдательность, терпимость, выдержка и самообладание, любовь  к людям, самокритичность, адекватность  самооценки, терпение, коммуникабельность, оптимизм, сила воли, эмпатия, стремление к самосовершенствованию, творческое мышление.

Список литературы

1.Кузьменко Г.Н. Этика: Учебное пособие.- М.: ИНФРА- М, Издательство «Весь мир», 2002.- 144.с.

2.Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. –SvR- Аргус, 1994.- 208с.

3. Кодекс этики социального работника и социального педагога - членов общероссийской общественной организации «Союз социальных педагогов и социальных работников», Москва, 2003.- 20с.

 4. Медведева Г.П., «Этика социальной работы», - Минск, 1999.

5.Обучение социальной работе: Преемственность и инновации/ Под. Ред. Ш. Рамон и Р. Сарри.- М.: Аспект Пресс, 1996.- 157с.