Содержание

Введение.......................................................................................................... 3

1. Анализ эффективности использования финансовых ресурсов предприятия и их источников..................................................................................................... 5

1.1.Характеристика состава, структуры и источников финансовых ресурсов........... 5

1.2. Оценка эффективности использования финансовых ресурсов и факторов ее  определяющих....................................................................................................................................................... 7

1.3. Выявление резервов повышения эффективности использования финансовых ресурсов и источников покрытия финансовой потребности............................................................. 9

2. Методические положения обоснования потребности предприятия в финансовых ресурсах и источниках их покрытия................................. 13

2.1. Последовательность планирования финансовых ресурсов и источников средств. 13

2.2. Методика расчета потребности предприятия в финансовых ресурсах и определения источников их покрытия...................................................................................................... 22

3. Обоснование потребности предприятия в финансовых ресурсах и выбор источников их покрытия........................................................................... 27

3.1. Расчет потребности предприятия в финансовых ресурсах с учетом производственных параметров.............................................................................................................................. 27

3.2. Определение вариантов покрытия потребности предприятия в финансовых ресурсах    34

Заключение.................................................................................................. 40

Литература................................................................................................... 41

Введение

Актуальность темы: современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования.

В современных условиях формы финансовых отношений претерпевают серьезные изменения. Становление рынка и предпринимательства в России предполагает не только разгосударствление экономики, приватизацию предприятий, их демонополизацию для создания свободного экономического сектора, развитие конкуренции, либерализацию цен и внешнеэкономических связей предприятий, но и финансовое оздоровление народного хозяйства, создание адекватной системы финансовых отношений.

Финансовое планирование тесно связано с планированием производственно-хозяйственной деятельности. При административно-командной экономике составление финансового плана заключалось в механическом пересчете показателей производственного плана в финансовые показатели. Никакой самостоятельности у предприятий не было: все нормы спускались "сверху". Но сейчас, с развитием рыночных отношений финансы становятся основным видом ресурсов, именно их ограниченность начинает лимитировать производство. В связи с этим в значительной степени возрастает роль финансового планирования, изменяется его содержание как на предприятиях, так и в рамках всей финансовой системы страны.

Объектом исследования ООО «ЮКОН», занимающийся торговлей машинами.

Предметом исследования является процесс финансового планирования.

Цель работы является обоснование потребности предприятия в финансовых ресурсах ООО «ЮКОН»"

Данная цель достигается в процессе решения следующих задач:

- необходимо сформулировать понятие и виды финансового планирования в экономической литературе;

- раскрыть особенности и принципы финансового планирования на предприятии в транзитивной экономике;

- описать методику финансового планирования деятельности на предприятии;

- необходимо рассчитать и оценить показатели финансового планирования предприятия показать необходимость проведения безубыточности;

- проанализировать показатели финансового планирования;

- привести концептуальные основы разработки финансового плана;

- рассчитать прогноз расходной и доходной части финансового плана на 2005г.

1. Анализ эффективности использования финансовых ресурсов предприятия и их источников.

1.1.Характеристика состава, структуры и источников финансовых ресурсов.

Рассчитаем потребность  в активах для ООО «ЮКОН»" по таблице 1, на которой показаны изменения активов  в период с на 1.03.04  по 1.01.05.

Таблица 1

Динамика активов в период с на 1.03.04 по  1.01.05

Активы

на 1.03.04

на 1.07.04

на 1.10.04

на 1.01.05

ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

0

5153

5865

5407

В том числе  

Нематериальные активы (04, 05

0

36

54

0

Основные средства (01, 02, 03)

0

4745

5215

4837

Незавершенное строительство

0

366

591

565

Прочие внеоборотные активы

0

0

0

5

ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

10611

43649

43198

41852

В том числе   

Запасы

3958

32740

33056

32879

Денежные средства

2237

426

1273

385

Из табл. 1 видно, что основным фактором формирования активов за рассматриваемые кварталы представляют основные средства.

Таблица 2

Удельный вес в общей величине активов

Показатели

на 1.03.04

на 1.07.04

на 1.10.04

на 1.01.05

Внеоборотные активы

0

10,56

11,95

11,44

Оборотные активы

100

89,44

88,05

88,56

ИТОГО

100%

100%

100%

100%

Рис. 1 Удельный вес внеоборотных активов

Из проведенного выше анализа на рис. 1 и 2  видно, что основным фактором формирования активов за рассматриваемые кварталы представляют основные средства.

Если проанализировать какую часть составляют больше внеоборотные активы или оборотные активы, то можно заметить, что в на 1.03.03 вообще нет внеоборотных активов и далее доля оборотных активов выше, чем внеоборотных.

Рис. 2 Удельный вес оборотных активов

1.2. Оценка эффективности использования финансовых ресурсов и факторов ее  определяющих.

Оценка ликвидности баланса означает изучение способности предприятия быстро гасить свою задолженность по общей сумме и по срокам наступления платежей на протяжении 2004 года при исследованнии по кварталам.

После проведения анализа ликвидности ООО «ЮКОН»" занесем полученные данные в табл. .3.

Таблица 3

Коэффициенты ликвидности

Показатели

на 1.03.04

на 1.07.04

на 1.10.04

на 1.01.05

Норма

Отклоне-ние за год

Общий показатель ликвидности

0,599

0,36

0,406

0,402

1

-0,197

Показатель абсолютной ликвидности

0,0214

0,0226

0,0347

0,0137

0,2

-0,0077

Показатель критической ликвидности 

0,633

0,208

0,164

0,159

1,5

-0,474

Показатель текущей ликвидности

1,013

0,961

1,055

1,075

1

0,062

Из табл.7 видно, что условия абсолютной ликвидности и условие текущей ликвидности не выполнено, а выполнено только условие перспективной ликвидности, ситуация совпадает на начало и конец года.

Общий показатель ликвидности понижается за рассматриваемый период и не достигает нормативного значения.

Показатель абсолютной ликвидности показывает какую часть критической задолженности предприятие может погасить в ближайшее время.

Показатель абсолютной ликвидности за рассматриваемый период понизился, но даже на начало рассматриваемого периода ниже минимального нормативного значения. Это говорит о том, что предприятие ООО «ЮКОН» не может погасить краткосрочных обязательств в ближайшее время, к тому же ситуация ухудшается.

Показатель критической ликвидности на начало года почти достиг минимального нормативного значения, а за рассматриваемый период понизился, причем значительно. Это говорит о том, что на предприятии ООО «ЮКОН»" наблюдаются отрицательные тенденции, оно не может погасить краткосрочных обязательств в период равный средней продолжительности оборота дебиторской задолженности.

Показатель текущей ликвидности за рассматриваемый период повысился и находится выше нормы. Это говорит о том, что предприятие ООО «ЮКОН»" с апреля 2003 г. может погасить свои краткосрочные обязательства за счет текущих активов, т. е. у предприятия теперь достаточно количества средств для погашения своих краткосрочных обязательств и это свидетельствует о наличии финансового риска и угрозе банкротства.

 

Рис. 3 Динамика коэффициентов ликвидности

Из табл. и рис. 3 заметны отрицательные тенденции коэффициентов ликвидности, свидетельствующие о неплатежеспособности предприятия.

1.3. Выявление резервов повышения эффективности использования финансовых ресурсов и источников покрытия финансовой потребности.

Найдем точки безубыточности операционной деятельности предприятия в коротком периоде и представим все данные для расчета в таблице 4

Таблица 4

Расчет  суммы постоянных и переменных операционных издержек

Показатели

на 1.03.04

на 1.07.04

на 1.10.04

на 1.01.05

Постоянные затраты

1314

13254

21351

38552

Переменные затраты

2924

23967

63330

104232

Себестоимость продукции

4238

37221

84681

142784

Для того чтобы найти точки безубыточности операционной деятельности предприятия в коротком периоде, необходимо найти вспомогательные показатели.

- Уровень чистого операционного дохода к объему реализации продукции  (Учд)

- Уровень переменных операционных издержек к объему реализации продукции (Уи пер)

- Стоимостной объем реализации продукции, обеспечивающий достижение точки безубыточности операционной деятельности предприятия в коротком периоде (СРтб)

Представим полученные данные в таблице 5

Таблица 5

Расчет точки безубыточности операционной деятельности предприятия в коротком периоде

Наименование показателя

на 1.03.04

на 1.07.04

на 1.10.04

на 1.01.05

Ипост

1314

13254

21351

38552

Ипер

2924

23967

63330

104232

ЧД

4806

48214

106487

184594

Q, тыс. руб.

4404

43138

96684

156272

Учд

1,091

1,118

1,101

1,181

Уи пер.

0,664

0,556

0,655

0,667

СРтб

3075

23580

47832

74968

МП

1882

24247

43157

80362

Прибыль от реализации

126

849

5080

5256

Цеп

0,03

0,02

0,05

0,03

Нтб

107473,11

1198122,64

910358,56

2228964,55

Анализ безубыточности демонстрирует, каким должен быть объем продаж для того, чтобы компания была в состоянии без посторонней помощи выполнить свои денежные обязательства. Такой анализ позволяет получить оценку суммы продаж, которая необходима, чтобы компания не имела убытков.

Рассмотрим динамику издержек производства и как в результате изменился объем безубыточности производства.

 На рис. 4 и 5 рассмотрим изменение динамики постоянных и переменных затрат в абсолютных величинах, видно, что общие издержки значительно увеличились за последних два года, при этом доля переменных издержек увеличилась почти в 2,5 раза больше, а доля постоянных издержек возросла, но незначительно, что говорит о положительных тенденциях на предприятии ООО «ЮКОН»".

Рис.4 Динамика постоянных затрат

Рис.5 Динамика переменных затрат

Минимальный объем производства (точка безубыточности) в связи с изменением структуры издержек имеет значительные изменения, рассмотрим их для наглядности на рис. 6.

Рис.6 Динамика точки безубыточности

Из рис. 6 можно заметить, что объем безубыточности по сравнения с 1.03.03 увеличился в 24,38 раза. (74968/3075 = 24,38). В результате чего ООО «ЮКОН»" теперь надо производить больше продукции для того чтобы получить прибыль.

2. Методические положения обоснования потребности предприятия в финансовых ресурсах и источниках их покрытия.

2.1. Последовательность планирования финансовых ресурсов и источников средств.

Процесс финансового планирования включает несколько этапов.

На первом — анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основные финансовые документы предприятий — бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств.

Они имеют важное значение для финансового планирования, так как содержат данные для анализа и расчета финансовых показателей деятельности предприятия, а также служат основой для составления прогноза этих документов. Причем сложная аналитическая работа на этом этапе несколько облегчается тем, что форма финансовой отчетности и планируемые финансовые таблицы одинаковы по содержанию.

К основным финансовым показателям относятся: собственные оборотные средства, амортизационные отчисления, кредиторская и дебиторская задолженность, прибыль.

Ниже на рис. 7 приведен укрупненный процесс планирования на предприятии.

 

Рис.7 Система финансового планирования на предприятии

Для решения этих задач могут применяться различные методы планирования: нормативный, расчетно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование.

Однако не стоит думать, что планирование – это панацея от всех бед. С введением на предприятии планирования результаты не появятся на следующий день. Необходимо, чтобы планирование носило долговременный характер. По исследованиям западных экспертов, лишь  6% от общего числа предприятий ведущих постоянное планирование добиваются успеха. В основной массе планирование создает стабильность в развитии предприятия, поддерживает его потенциал на высоком уровне, оказывает помощь для эффективного развития.

Баланс предприятия входит в состав документов финансового планирования, а отчетный бухгалтерский баланс является исходной базой на первой стадии планирования. При этом западные компании используют для анализа, как правило, внутренний баланс, включающий наиболее достоверную информацию для внутрифирменного пользования. Внешний баланс, обычно составляющийся для публикации, по целому ряду причин (налогообложение, создание резервного капитала и др.) показывает уменьшенные размеры прибыли.

Второй этап предусматривает составление основных прогнозных документов, таких как прогноз баланса, отчета о прибылях и убытках, движения денежных средств (движение наличности), которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного бизнес-плана предприятия.

На третьем этапе уточняются и конкретизируются показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.

На четвертом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.

Завершается процесс финансового планирования практическим внедрением планов и контролем за их выполнением.

Необходимо добиться такого положения, чтобы вся деятельность предприятия в комплексе была бы рентабельна и обеспечивала бы денежные поступления в объеме, удовлетворяющем заинтересованные в результатах работы предприятия группы лиц (владельцев, кредиторов и пр.). Описание ожидаемых результатов экономической деятельности в будущий период имеет место при составлении бюджетов (планов) предприятия.

Прогноз объемов реализации (план сбыта) - своего рода отправная точка при подготовке финансового планирования, поскольку намечаемый объем продаж оказывает влияние на все составные части планирования. План сбыта обычно показывает количество единиц каждого изделия, которые компания предполагает продавать. Эта цифра умножается на предполагаемую цену продажи единицы изделия для составления плана сбыта. План сбыта включает также исчисление ожидаемых денежных поступлений от продажи в кредит, которые позднее будут учтены при составлении кассового плана. Прогноз объемов реализации призван дать представление о доле рынка, которую предполагается завоевать своей продукцией.

Стоимостной объем реализации продукции, обеспечивающий достижение точки безубыточности операционной деятельности предприятия в коротком периоде, может быть определен по следующим формулам:

СРтб =

где СРтб —стоимостной объем реализации продукции, обеспечивающий достижение точки безубыточности операционной деятельности предприятия в коротком периоде;

Ипост — сумма постоянных операционных издержек (неизменная в рассматриваемом периоде);

Учд—уровень чистого операционного дохода к объему реализации продукции, %;

Уи пер— уровень переменных операционных издержек к объему реализации продукции, %;

Натуральный объем реализации продукции, обеспечивающий достижение точки безубыточности операционной деятельности предприятия в коротком периоде, может быть определен по следующим формулам:

НРтб=

НРтб =

НРтб =

где НРтб— натуральный объем реализации продукции, обеспечивающий достижение точки безубыточности операционной деятельности предприятия в коротком периоде;

Цеп —цена единицы реализуемой продукции;  

Графически "точка безубыточности" (или "порог рентабельности") операционной деятельности предприятия в коротком периоде, в течение которого не меняются уровень цен на продукцию, уровень переменных издержек и сумма постоянных издержек, представлена на рис. 8.  

 

                       Ртб

Рис. 8. График формирования точки безубыточности операционной деятельности предприятия[1]

Из приведенного графика видно, что для достижения "точки безубыточности" своей операционной деятельности (ТБ) предприятие должно обеспечить такой объем реализации продукции (Ртб), при котором сумма чистого операционного дохода (валового операционного дохода за вычетом суммы налоговых платежей из него) сравняется с суммой издержек — как постоянных, так и переменных. Это условие может быть выражено следующими равенствами:

                       ВДо = Ио + НДС

ТБ:

                       ЧДо=Ио,

где ТБ—точка безубыточности операционной деятельности;

ВДо — сумма валового операционного дохода;

ЧДо —сумма чистого операционного дохода:

И0—совокупная сумма операционных издержек;

НДС — сумма налога на добавленную стоимость и других налоговых платежей, входящих в цену продукции.

Задача планирования доходов и расходов - показать, как будет формироваться и изменяться прибыль предприятия. В основе его составления лежит прогноз объемов реализации продукции.

Для нового проекта прогноз денежных потоков может быть более важен, чем прогноз прибылей, из-за того, что в нем детально рассматриваются величина и время максимального денежного притока и оттока. Обычно уровень прибыли, особенно в начальные году осуществления проекта, не является определяющим при рассмотрении непосредственных финансовых нужд. Более того, доходы, как правило, не превышают расходы в некоторые периоды времени. Прогноз денежных потоков и выявит эти условия. Проводя планируемый уровень продаж и капитальных затрат в тот или иной период, прогноз подчеркивает необходимость и время дополнительного финансирования и определяет пиковые требования к рабочему капиталу. Администрация решает, как это дополнительное финансирование должно быть получено и в какие сроки и как будет осуществлен возврат средств.

Если проект разрабатывается в сезонной или циклической отрасли, или в отрасли, где смежники требуют от новой фирмы наличных выплат (или необходимо капитальное строительство), прежде чем продукт будет готов к продаже и начнет приносить доход, прогноз денежных потоков является важнейшим фактором для принятия решения о продолжении дела. Детализованный прогноз, который понятен и пригоден для руководства, может помочь привлечь внимание к проекту, несмотря на периодически возникающие денежные кризисы, которые следует предотвращать.

Когда денежный поток сформирован, необходимо обсудить противоречия между денежными потребностями и их возможным удовлетворением в критические точки, например при низком накоплении средств и при предполагаемых снижениях продаж.

На предприятии необходимо проводить планирование использование  как основного, так и оборотного капитала. Важным фактором планирования использования оборотного капитала является планирование времени поступления дохода и расхода. Наличие оборотного капитала предприятия должно покрывать расходы со времени начала производства до оплаты продукта потребителем.

Планирование потребностей в основном капитале. По мере развития предприятия станки изнашиваются, изменяется технология, требуются новые здания, оборудование, компьютеры. Часто сроки приобретения основного капитала достаточно велики.

Это означает, что важно включить финансовое планирование в процесс стратегического планирования предприятия. Если предприятие хочет завоевать новые рынки и расширить производство продукта, оно должно позаботиться о потребности в капитале в процессе формирования долгосрочных планов по маркетингу и основных исследований по производственным методам.

Планирование прямых затрат на материалы. Должна быть составлена смета прямых затрат на материал, чтобы определить, как много материала потребуется и сколько должно быть приобретено, исходя из потребностей производства. Количество материала, подлежащего закупке, зависит от предполагаемого его расхода и имеющихся запасов.

Смета прямых затрат на оплату труда. В производственном плане существуют предпосылки для подготовки сметы затрат на оплату труда. Для подсчета требуемых прямых затрат труда следует умножить ожидаемый объем производства за каждый период на число часов работы, необходимых для производства одной единицы изделия. Затем результат умножается на стоимость прямых затрат труда за час, чтобы получить бюджетные затраты на оплату труда.

Смета общезаводских накладных расходов. Это перечень всех общезаводских расходов, помимо прямых трат на материалы и оплату труда, таких как амортизация, налог на имущество и заводская арендная плата. Важно помнить, что амортизация не требует затрат денежных средств и, следовательно, должна вычитаться из сметы общезаводских накладных расходов, когда определяются денежные выплаты по смете общезаводских накладных расходов.

Смета торговых и административных расходов. Содержит перечень общефирменных расходов, понесенных в процессе реализации продукции и организации бизнеса. Для составления прогнозного отчета о прибылях и убытках (продажа минус переменные затраты минус постоянные затраты) нужно рассчитать переменные торговые и административные расходы, приходящиеся на единицу продукции.

Планирование источников дохода. Известно много источников фондов предприятия, включая доход от продажи продукции, инвестиции ее собственников, а также займа. Задача прежде всего состоит в нахождении лучшего источника для каждой потребности и именно в  то время, когда возникает такая потребность.

Очень популярным подходом при планировании является принцип "желаемого дохода". Он начинается с того, что предприниматель определяет, какой доход он хочет получить, а затем определяет объем продаж, необходимый для покрытия всех расходов и обеспечения этого дохода.

План доходов и расходов основывается на следующих прогнозных оценках:

доходов от реализации;

прочих доходов;

издержек производства и реализации продукции;

прочих издержек: ожидаемых налоговых выплат, выплат процентов по долгам.

План доходов и расходов также составляется в первый год помесячно, во второй - поквартально, в третий - в целом.

Оборотный капитал – это выраженные  в рублях текущие активы организации, включающие денежные средства, легкореализуемые ценные бумаги, товарно-материальные запасы и дебиторскую задолженность. Реализация, маркетинг, финансовые решения, установление цен и заработная плата – это кратчайший перечень видов деятельности, которые влияют не только на величину оборотного капитала, но и на скорость превращения отдельных активов в деньги. Что касается внешних факторов – это, прежде  всего, конъюнктура рынка.

Как было отмечено, основной задачей краткосрочного финансового планирования является обеспечение и поддержание ликвидности предприятия. Под ликвидностью понимается способность предприятия осуществлять денежные выплаты в объеме и в сроки, предусмотренные договорами. Предприятие, являющееся ликвидным, в состоянии осуществлять текущую деятельность, т.е. у него имеется достаточно средств, чтобы произвести необходимые выплаты работникам, поставщикам и инвесторам, заплатить налоги и т.д. И наоборот, предприятие, не являющееся ликвидным, не может в короткое время изыскать средства, необходимые для данных платежей, и это приводит к срыву текущих операций. В некоторых случаях неликвидность может быть временной.

Для оценки ликвидности баланса средства предприятия (актив баланса) и источники имущества предприятия (пассив баланса) подразделяются на четыре группы. Причем, при группировки статей актива баланса средства распределяются по степени убывания ликвидности:

Таблица 6

Ликвидность баланса

АКТИВ БАЛАНСА

ПАССИВ БАЛАНСА

А1 - наиболее срочные ликвидные активы

денежные средства (стр.260) + краткосрочные финансовые вложения (стр. 250)

П1  - наиболее срочные пассивы

кредиторская задолженность (стр. 620)+ стр. 630

А2 – быстро реализуемые активы

дебиторская задолженность со сроком погашения менее 12 мес. (стр. 240)

П2 – Краткосрочные пассивы

краткосрочные кредиты и займы (стр. 610)

А3 – медленно реализуемые активы

дебиторская задолженность со сроком погашения более 12 мес. (стр. 230) + запасы (стр. 210) + долгосрочные финансовые вложения (стр. 140)+НДС (стр.220)

П3 – долгосрочные обязательства

долгосрочные пассивы (стр. 590)

А4 – трудно реализуемые активы

внеоборотные активы (стр.190)  - долгосрочные финансовые вложения (стр. 140)

П4 – постоянные пассивы

Собственный капитал (стр. 490)+ стр. 640+стр. 650- стр.216

Теперь рассмотрим в табл. 7 ряд основных коэффициентов, характеризующих ликвидность.

Таблица 7

Коэффициенты ликвидности

№ п.п.

Наименование показателя

Способ расчета

Нормальное ограничение

1

Общий показатель ликвидности

L1=(A1+ 0,5А2+0,3А3) / (П1 +0,5П2 + 0,3П3)

L1 >=1

2

Коэффициент абсолютной ликвидности

L2 = A1/ (П1+П2)

L2 > 0,2...0,7

3

Коэффициент критической оценки (быстрой ликвидности)

L3 = (А1+А2) / (П1+П2)

Допустимая 0,7...0,8;

Желательная L3>=1,5

4

Коэффициент текущей ликвидности

L4 = (А1+А2+А3/(П1+П2)

Необходимое значение 1;

Оптимальное - не менее 0,2

5

Коэффициент восстановления платежеспособности

L5 = (L4ф + 6/t*(L4ф-L4н))/2

не менее 0,1

Для получения детальной и всесторонней картины, отражающей степень ликвидности предприятия, необходим анализ  бюджета его денежных средств.

Основная задача анализа денежных потоков заключается в выявлении причин недостатка (избытка) денежных средств, определении источников их поступлений и направлений использования.

Формы и методы финансового планирования определяются многообразием целей и условий финансовых расчетов (финансовый, раздел бизнес-плана, виды деятельности предприятия, степень сбалансированности ресурсов и др.).

2.2. Методика расчета потребности предприятия в финансовых ресурсах и определения источников их покрытия.

Для определения потоков денежных средств используются прямой и косвенный методы.

Прямой метод основан на анализе движения денежных средств по счетам предприятия.

 Этот метод:

- позволяет показать основные источники притока и направления оттока денежных средств;

- дает возможность делать оперативные выводы относительно достаточности средств для платежей по текущим обязательствам;

- устанавливает взаимосвязь между  реализацией и выручкой за отчетный период.

Косвенный метод основан на анализе статей баланса и отчета о финансовых результатах.

Метод позволяет:

- показать взаимосвязь между разными видами деятельности предприятия;

- устанавливает взаимосвязь между чистой прибылью и изменениями в активах предприятия за отчетный период.

При анализе потоки денежных средств рассматриваются по трем видам деятельности: основной,  инвестиционной и финансовой.

Основная деятельность порождает поступление использование денежных средств, обеспечивающих выполнение основных производственно-коммерческих функций.

Поскольку основная деятельность компании - главный источник прибыли, она должна быть и основным источником денежных средств.

Схема поступления и выбытия  денежных средств от основной деятельности показана на рис 8.

 

Рис. 8 Поступление и выбытие денежных средств от основной деятельности

Инвестиционная деятельность включает в себя поступление и использование денежных средств, связанных с приобретением, продажей долгосрочных активов и доходами от инвестиций.

Поскольку при благополучном ведении дел компания стремится к расширению основной деятельности, инвестиционная деятельность в целом приводит к временному оттоку денежных средств.

Финансовая деятельность включает поступление денежных средств  в результате получения кредитов или эмиссий акций, а также оттоки, связанные с погашением задолженности по ранее полученным кредитам и выплатой дивидендов.

Финансовая деятельность призвана увеличивать денежные средства в распоряжении компании для финансового обеспечения основной и инвестиционной деятельности.

Схема поступления и выбытия средств от финансовой деятельности показана на рис. 4.

Краткосрочные кредиты и займы

 

Возврат краткосрочных кредитов

 

Долгосрочные кредиты и займы

 

Возврат долгосрочных кредитов

 

Поступления от эмиссий и акций

 

Выплата дивидендов

 

Погашение векселей

 

Целевое финансирование

 
 

Рис. 8 Поступление и выбытие денежных средств от финансовой деятельности

Концепция денежного кругооборота также важна для целей краткосрочного  финансового планирования. Рассмотрим  ее основные элементы.

Период обращения товарно-материальных запасов – средняя продолжительность времени, необходимая для их реализации.

 (1)

Период обращения дебиторской задолженности – среднее количество дней, необходимое для превращения дебиторской задолженности в денежные средства.

            = ,           (2)

Период обращения кредиторской задолженности – средний промежуток времени между покупкой товаров и начислениями по оплате труда и соответствующими платежами (формула аналогична предыдущей, с той лишь разницей, что в числителе значение кредиторской задолженности).

Период обращения денежных средств объединяет три рассмотренных ранее периода, и, следовательно, равен промежутку времени между расходами предприятия на закупку товаров и получением выручки от реализации товаров.

Данный период может быть выражен формулой:

период обращения + период обращения + период обращения =   период

запасов                       дебиторской               кредиторской             обращения

                               задолженности           задолженности          денежных

средств

Еще одна концепция, которую целесообразно рассмотреть в качестве отправной точки для осуществления краткосрочного финансового планирования – моделирование достижения роста. Проблема в том, чтобы определить, какой уровень роста продаж согласуется с реальным положением компании и финансового рынка. В этом отношении моделирование роста является могучим средством планирования и широко применяется в западной практике. Моделирование уровня достижимого роста (SGR) – это максимально достижимый рост объема продаж  в процентах за определенный период, основанный на запланированных коэффициентах  издержек хозяйственной деятельности, коэффициенте  задолженности и сумме дивидендов к выплате.

Финансовое состояние предприятий определяется системой показателей, которые могут рассчитываться как при планировании, так и на основе отчетных данных.

Сущность финансового планирования заключается в определении плановой системы финансовых показателей предприятия, обеспечивающих его стратегическое развитие.

Финансовый план отражает конечные итоги плановых расчетов по всему кругу показателей, характеризующих поступление различных денежных ресурсов и направление их использования, что является содержанием финансового планирования.

3. Обоснование потребности предприятия в финансовых ресурсах и выбор источников их покрытия.

3.1. Расчет потребности предприятия в финансовых ресурсах с учетом производственных параметров.

Рассчитаем собственные оборотные средства и текущие финансовые потребности (см. таб 8)

Таблица 8

Расчет собственных оборотных средств и текущих финансовых потребностей

Показатель

Формула

на 1.03.04

на 1.07.04

на 1.10.04

на 1.01.05

1

Текущие активы, руб.

стр.290 ф. №1

10611

43649

43198

41852

2

Текущие пассивы, руб.

стр.690 ф. №1

10475

45711

41751

39761

3

Денежные средства, руб.

стр.260 ф. №1

2237

426

1273

385

4

Собственные оборотные средства, руб.

стр.290-стр.690 ф. №1

136

-2062

1447

2091

5

Текущие финансовые потребности, руб.

стр.290-стр.260-стр.690 ф. №1

-2101

-2488

174

1706

6

Запасы

стр.210 ф. №1

3958

32740

33056

32879

7

ДЗ

стр.230+стр.240 ф. №2

4399

8421

5333

5643

8

КЗ

стр.620 ф. №3

3518

40553

33130

27094

9

Период оборачиваемости запасов

(стр.210 ф. №1 /стр.010 ф. №2)*Т

323,54

273,23

123,08

75,74

10

Период оборачиваемости ДЗ

((стр.230+стр.240) ф. №1/стр.010 ф. №2)*Т

359,59

70,28

19,86

13,00

11

Период оборачиваемости КЗ

(стр.620 ф. №1/стр.010 ф. №2)*Т

287,57

338,43

123,36

62,42

12

Период оборачиваемости оборотных средств

п.9+п.10+п.11

970,71

681,93

266,30

151,16

ООО «ЮКОН»"  заинтересовано в сокращении показателей Период оборачиваемости запасов и Период оборачиваемости дебиторской задолженности и в увеличении показателя Период оборачиваемости кредиторской задолженности с целью сокращения периода оборачиваемости оборотных средств, что и наблюдается за анализируемый период.

Рассчитаем для ООО «ЮКОН»" разумную длительность отсрочек по клиентской задолженности, с одной стороны, и по платежам поставщикам, с другой стороны.

ООО «ЮКОН»"  получает в среднем один месяц отсрочки платежа по поставкам иномарок и, в свою очередь, предоставляют клиентам месячные отсрочки. Посмотрим, “взвесив” выручку и стоимость машин по средней длительности отсрочки соответствующих платежей на сколько эта ситуация идеальна.

Если среднегодовой оборот ООО «ЮКОН»" на 1 марта  2003 года составляет 4399 тыс. руб., а стоимость потребляемого сырья — 8325 тыс. руб., то клиентская задолженность не перекрывается коммерческим кредитом поставщиков полностью.

Таблица 9

Расчет текущего дефицита (профицита) оборотных средств

Показатель

на 1.03.04

на 1.07.04

на 1.10.04

на 1.01.05

Дебиторская задолженность

4399

8421

5333

5643

Кредиторская задолженность

8325

40553

33130

27094

Текущий дефицит оборотных средств

-3926

-32132

-27797

-21451

ООО «ЮКОН»" на 1.03.03 года имело “прореху” в бюджете в размере 3926 тыс. руб. а к концу 2003 года “прореха” в бюджете увеличилась до 21451 тыс. руб.

На рис. 2.7 показана динамика изменения текущего дефицита оборотных средств

Рис. 2.7 Текущий дефицит оборотных средств

Следовательно, ООО «ЮКОН»" нужна отсрочка по платежам поставщикам, чтобы компенсировать месячную отсрочку клиентам.

На ООО «ЮКОН»" коммерческий кредит поставщиков не перекрывает клиентскую задолженность, в связи с этим на ООО «ЮКОН»" в каждый данный момент оказываются денежные средства меньше, чем необходимо для обеспечения бесперебойности производства (величина ТФП оказывается при этом отрицательной). Задача эта сводится к расчету разумной длительности отсрочек платежей по поставкам сырья (услугам других организаций) и реализации готовой продукции (услуг). Вскоре будет сделан такой расчет, но прежде отметим, что величина ТФП неодинакова для различных отраслей и даже для предприятий одной и той же отрасли. На ТФП оказывают влияние:

во-первых, длительность эксплуатационного и сбытового циклов: чем быстрее сырье превращается в готовую продукцию, а готовая продукция — в деньги, тем меньше иммобилизация денежных средств в запасах сырья и готовой продукции;

во-вторых, темпы роста производства: поскольку текущие финансовые потребности вытекают непосредственно из величины оборота, постольку и величина их изменяется параллельно динамике оборота; больший объем выпуска требует и больших средств на сырье, материалы, энергоносители и прочее. Кроме того, в условиях инфляции предприятия предпочитают создавать солидные запасы сырья, чтобы не переплачивать за него после очередного взлета цен;

в-третьих, сезонность производства и реализации готовой продукции, а также снабжения сырьем и материалами. Не схождение сроков поступлений и платежей может довести предприятие до отсутствия средств для осуществления расчетов в выполнение своих обязательств — так называемой технической неплатежеспособности (разрыва ликвидности);

в-четвертых, состояние конъюнктуры: при “разогретом” и высококонкурентном рынке самое нелепое, что может случиться с продавцом — это остаться без товара для скорейшей поставки покупателю. Чтобы опередить конкурентов, нужно поддерживать запасы готовой продукции на разумном уровне. Общеизвестно также, что наращивание оборота приводит обычно к разбуханию дебиторской задолженности предприятия, ибо конкуренция вынуждает продавца привлекать покупателей все более выгодными условиями коммерческого кредита;

• в-пятых, величина и норма добавленной стоимости: чем меньше норма добавленной стоимости, тем в большей степени коммерческий кредит поставщиков способен компенсировать клиентскую задолженность. Парадокс заключается в том, что при высокой норме добавленной стоимости и, казалось бы, небольшой степени зависимости предприятия от закупок сырья, фирме приходится просить своих поставщиков о более длительных отсрочках платежей.

Рассмотрим формирование запасов ОАО «НКСМ».

Расчет ведется по каждому из видов запасов. Суммирование результатов расчетов позволяет получить общую потребность в финансовых ресурсах, авансируемых на формирование запасов, т. е. определить размер оборотных активов, обслуживающих эту стадию производственно-коммерческого цикла.

Таблица 10

Расчет объема финансовых средств, авансируемых в запасы

Показатель

Формула

01.03.03

01.07.03

01.10.03

01.01.04

Запасы

стр.210 ф. №1

3958

32740

33056

32879

СР

стр.210ф. №1/360

10,99

90,94

91,82

91,33

Нз

стр.210ф. №1/010 ф. №2*Т

323,54

273,23

123,08

75,74

КЗ'

стр.621 ф. №1

3518

37347

23198

22401

ФСз

СР*Нз - КЗ'

39,17

-12498,66

-11896,24

-15483,39

Важным показателем, характеризующим работу предприятий, является себестоимость продукции. От ее величины зависят финансовые результаты деятельности предприятий, финансовое состояние хозяйствующих субъектов.

Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет исключительно важное значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.

Планирование и учет себестоимости фабрика ведет, в частности, по экономическим элементам затрат.

При определении эффективности инвестиционного проекта оценка предстоящих затрат и результатов осуществляется в пределах периода планирования, который измеряется количеством шагов расчёта. Шагом расчёта в пределах планирования могут быть: месяц, квартал, квартал или год.

Для соизмерения показателей по различным шагам периода планирования при оценке эффективности инвестиционного проекта используется  приведение  их  к ценности  в  начальном  шаге (дисконтирование).

Технически приведение к начальному шагу затрат, результатов и эффектов, которые имеют место на t - ом шаге расчёта реализации проекта, производится путём их умножения на коэффициент дисконтирования at , который определяется по формуле:

at = 1 / (1+E)t         ,                                                             

где  t - номер шага расчёта (t = 0, 1,.... Т);

  Т - период планирования;

  Е - норма дисконтирования, равная приемлемой для инвестора норме

       доходности на капитал.

Для сравнения вариантов инвестиционного проекта, а также для сравнения различных инвестиционных проектов используется ряд общепринятых показателей. К ним относятся: чистый дисконтированный доход (ЧДД), индекс доходности (ИД), внутренняя норма доходности (ВНД), срок окупаемости.

Чистый дисконтированный доход - это сумма текущих эффектов (разницы результатов и затрат) за весь период планирования, приведённая к начальному шагу. ЧДД рассчитывается по формуле.

ЧДД = S (Rt - Зt*) * at – К,                            

где  Rt – результаты, достигаемые на t- ом шаге расчёта;

    Зt - затраты, осуществляемые на t - ом шаге расчёта, при условии, что в

           них входят капиталовложения;

           at - коэффициент дисконтирования;

    К - сумма дисконтированных капиталовложений.

Сумма дисконтированных капиталовложений вычисляется по формуле

К = SKt * at,                                                                        

где  Кt- капиталовложения на t-ом шаге;

    a - коэффициент дисконтирования;

В случае если ЧДД положителен, проект эффективен, если отрицателен - неэффективен. Чем больше ЧДД, тем эффективнее проект.

Индекс доходности - это отношение приведённого эффекта к приведённым капиталовложениям. Индекс доходности рассчитывается по формуле:

ИД = 1/К * S(Rt-Зt*) * at ,                                                  

Где К - сумма дисконтированных капиталовложений;

Rt – результаты, достигаемые на t- ом шаге расчёта;

Зt - затраты, осуществляемые на t - ом шаге расчёта;

at - коэффициент дисконтирования.

Если ИД больше единицы, проект эффективен, если ИД меньше единицы - неэффективен.

Срок окупаемости - это минимальный временной интервал (от начала осуществления проекта), за пределами которого ЧДД становится и в дальнейшем остается неотрицательным.

При осуществлении проекта выделяется три вида деятельности: инвестиционная, операционная и финансовая.

Положительное сальдо денежных потоков на t-ом шаге определяет излишние денежные средства на t-ом шаге. Отрицательное - определяет недостающие денежные средства на t-ом шаге.

Необходимым критерием осуществимости инвестиционного проекта является положительность сальдо накопленных денежных потоков в любом временном интервале, в котором осуществляют затраты и получают доходы. Отрицательная величина сальдо накопленных денежных потоков свидетельствует о необходимости привлечения дополнительных собственных или заёмных средств и отражения этих средств в расчётах эффективности.

3.2. Определение вариантов покрытия потребности предприятия в финансовых ресурсах

Затраты на производство продукции на анализируемом предприятии приведены в таблице 11

Наглядно затраты на производство продукции по экономическим элементам за 2002 год и 2003 год приведены на рисунке 8

Как видно из табл. 11, повышение затрат по сравнению с 2002 годом произошло по всем элементам затрат.

Материальные затраты увеличились в 2003 году до 71964,00 тыс.рублей с 46438,00 тыс.рублей, то есть примерно на 17%.

Таблица 11

Затраты на производство продукции

Элемент затрат

Сумма, тыс.руб.

Структура затрат, %

2003г.

2004г.

изменение

2003г.

2004г.

изменение

Материальные затраты

46438

71964

25526

60,3

77,4

17,1

Заработная плата

7057

11313

4256

9,17

12,17

3

Отчисления на

Социальные нужды

2858

4015

1157

3,71

4,318

0,6

Амортизация основных средств

763

1136

373

0,99

1,222

0,23

Прочие производственные расходы

3251

7639

4388

4,22

8,216

3,99

Итого производственных затрат

60367

96067

35700

78,4

103,3

24,9

Коммерческие расходы

1875

3090

1215

2,44

3,323

0,89

Полная себестоимость

76958

92977

16019

100

100

0

Рис. 3.1 Динамика затрат на производство продукции ООО «ЮКОН»"

Зарплата повысилась в 2004 году по сравнению с 2003 годом на 3%, соответственно наблюдается повышение отчислений на социальные нужды  в 2004 году, но незначительное, меньше чем на 1%.

Амортизация основных средств за 2004 год больше, чем за 2003 год, это говорит о том, что имело место приобретение основных средств.

Амортизация за 2004 год увеличилась, по сравнению с 2003 годом, на 373 тыс. рублей.

Прочие производственные расходы повысились и составили в 2004 году 96067,00 тыс.рублей, что на 35700,00 тыс.рублей больше, чем в 2003 году или возросли почти на 4%.

Коммерческие расходы в 2003 году составили 3090,00 тыс.рублей, а в 2004 году расходы по этим  элементам возросли на 1215,00 тыс.рублей, так как с увеличением количества потребителей произошло увеличение сумм за погрузочно-разгрузочные работы и доставку. Полная себестоимость за 2004 год составила 92977,00 тыс.рублей, а в 2003 году полная себестоимость была 76958,00 тыс.рублей, что на 16019,00 тыс. рублей больше или возросла на 21%. Хотя объем продукции как мы видели выше возрос значительно больше (на 28%), значит ООО «ЮКОН»" проводит правильную политику управления затратами.

Привлекательность проекта по производству новых строительных машин обусловлена возможностью изготовления новых технологий в районе его стабильного потребления со значительно меньшими затратами и возможностью завоевания регионального рынка, возможностью расширения ассортимента.

Для осуществления проекта предприятию необходимо вложение денежных средств в размере 300 тыс.рублей (данные таблицы 12). Это на единовременные затраты на приобретение новой части оборудования, ее доставку, установку, монтажно-наладочные работы, закупку сырья, заработную плату рабочих и другие расходы, связанные с оборудованием технологической линии.

Оборудование будет доставлено, установлено и введено в эксплуатацию к 2006 году.

Таким образом, ООО «ЮКОН»" берет кредит в банке на 1 год на сумму 300 тыс. руб. при ставке дисконтирования 18%.

Таблица 12

 Смета капитальных вложений                                            руб.

Наименование

Сумма вложений

1 Оборудование, всего

126700

2 Подготовка нулевого цикла

13000

3 Реконструкция (строительно-отделочные работы)

128000

4 Пусконаладочные работы

15000

5 Прочие расходы

14300

Итого

300000

В предыдущей части сделан вывод  о  том,  что фирма работает с прибылью, финансовое состояние за анализируемый период улучшилось.

Расчет выручки от продаж представлен в таблице 13.

Таблица 13

Выручка (нетто) от продаж

Наименование

Шаг (месяц) планирования

0

1

2

3 и после-дующие месяцы

1 Объем продаж, шт

-

2500

3500

5000

2 Отпускная цена, тыс. руб.

-

29

29

29

3 Выручка от продаж, руб.

-

72500

101500

145000

4 Налог на добавленную стоимость (18%), руб.

-

13050

18270

26100

5 Выручка (нетто) от продаж, руб.

-

59450

83230

118900

Выручка (брутто) от продаж произведенной продукции с выходом на производственную мощность составит 145 тыс.рублей в месяц. Выручка (нетто) от продаж, то есть выручка за вычетом налога на добавленную стоимость будет равна 116 тыс.рублей в месяц.

Для улучшения финансового состояния предлагается сосредоточить внимание на следующих направлениях:

- создать службу маркетинга с целью исследования рынка и изучения спроса;

- уделить большее внимание качеству и расширению ассортимента продукции, но для реализации предшествующих двух направлений необходимо обновление и  модернизация  технологических  линий  и приобретение более современного оборудования, за счёт средств инвесторов, привлекаемых на выгодных для обеих сторон условиях:

Эффективность инвестиционного проекта характеризуется системой показателей, которые отражают соотношение затрат и результатов от инвестиционного проекта.  Выделяют   следующие   показатели эффективности инвестиционного проекта относительно интересов его участников:

- показатели коммерческой (финансовой) эффективности, учитывающие финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников;

- показатели бюджетной эффективности, отражающие финансовые последствия проекта для федерального, регионального или местного бюджетов;

- показатели экономической эффективности, учитывающие затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение.

В основу расчётов по оценке коммерческой эффективности проекта положены следующие предположения:

- продолжительность периода планирования принята 12 месяцев (12 шагов);

- в качестве шага планирования принят месяц;

- норма дисконта принята на уровне 18% в год, что составляет 1,5% в месяц;

- цены, тарифы и нормы не изменяются на протяжении всего периода планирования;

- инфляция отсутствует.

Сделанные предположения характеризуют оценку эффективности проекта как предварительную, требующую уточнения в дальнейшем.

Из приведённых расчётов чистый реальный доход, ЧРД=1639,01 тыс.рублей.

Чистый дисконтированный доход, ЧДД=1451,6 тыс.рублей.

ВНД определяется подбором значения нормы дисконта. Расчет внутренней нормы доходности представлен в таблице 3.9. Из данных таблицы 3.9 видно, что ВНД = 0,4366 или 43,66% в месяц, что составляет 523,92% в год. Это еще раз подтверждает эффективность проекта, так как ВНД > 18%.

За период планирования (12 месяцев) инвестиционный проект потребует 300,00 тыс.руб.

Срок окупаемости проекта 7 месяцев, то есть это временной интервал (минимальный от начала осуществления проекта), за пределами которого ЧДД становится и в дальнейшем остаётся неотрицательным.

Положительный ЧДД позволяет охарактеризовать проект как эффективный.

Определив индекс доходности мы также узнаем эффективен проект или нет.

            1751,6

ИД = ----------- = 5,84

           300,00

По теории, если ИД > 1, проект эффективен, если ИД < 1, то неэффективен. В нашем случае ИД = 5,84, значит, проект следует считать эффективным.

На основании сделанных расчетов сделаем следующие выводы.

Проект по продаже машин можно считать эффективным (положительный ЧДД, индекс доходности больше единицы).

Проект, имеющий внутреннюю норму доходности, равную 523,92% в год, и срок окупаемости 3 месяца, приемлем для руководства предприятия.

Так как сальдо накопленных реальных денег положительно, проект осуществим.

Заключение

Жизнедеятельность фирмы невозможна без планирования, "слепое" стремление к получению прибыли приведет к быстрому краху. При создание любого предприятия необходимо определить цели и задачи его деятельности, что и обуславливает долгосрочное планирование. Долгосрочное планирование определяет среднесрочное и краткосрочное планирование, которые рассчитаны на меньший срок и поэтому подразумевают большую детализацию и конкретику.

Основой планирования является план сбыта, так как производство ориентировано в первую очередь на то, что будет продаваться, то есть пользоваться спросом на рынке. Объем сбыта определяет объем производства, который в свою очередь, определяет планирование всех видов ресурсов, в том числе трудовые ресурсы, сырьевые запасы и запасы материалов. Это обуславливает необходимость финансового планирования, планирование издержек и прибыли. Планирование должно осуществляться по жесткой схеме, использовать расчеты многих количественных показателей.

Планирование и моделирование дальнейшей деятельности, конечно же, носит несколько абстрактный характер из-за непредсказуемости ряда внешних факторов, но дает возможность учесть те изменения, которые не всегда очевидны на первый взгляд.

Данная работа имеет целью доказать необходимость финансового планирования деятельности любого предприятия, рассчитывающей на успех в современных условиях рынка.

Литература

1.Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2001.

2.Берл Густав и др. Мгновенный бизнес-план. Двенадцать быстрых шагов к успеху/Пер. с англ. М.: Дело ЛТД. 2002.

3.Бирман Г. Экономический анализ инвестиционных проектов/Пер. с англ. Под ред. Л. П. Белых. М.: Банки и биржи, изд. объединение "ЮНИТИ", 1997.

4.Бланк И.А. Управление использованием капитала. Киев: Ника –Центр, 2000.

5.Бланк И.А. Управление активами.-Киев:Ника-Центр,2000.

6.Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами: Пер. с англ./гл.ред.серии Соколов Я. В. М.: Финансы и статистика, 1999. 800 С.

7.Долан Э.Дж., Линдсей Д. Микроэкономика /Пер.с английского В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. Б Лисовика и В.Лукашевича. С.-Пб., 1994. 448 С.

8.Ефимова О. В. Как анализировать финансовое положение предприятия. - М.: Интел-Синтез, 2001.

9.Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 1998. 512 С.

10.Ковалев И.А., Привалов В.П. Анализ финансов предприятия. М.: Центр экономики и маркетинга, 1997. 192 С.

11.Крейнина М.И. Финансовое состояние предприятия. Методы и оценки. М.: ИКЦ Дис, 1997. 224 С.

12.Нечащев Е.В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1997. 192 С.

13.Прогнозирование и планирование в условиях рынка. // под ред. Морозовой Т. Г. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 318 с.

14.Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Мн.: ИП Экоперспектива, 1998. 498 С.

15.Финансовый менеджмент: теория и практика. / Под ред. С. Стояновой - М.: Перспектива, 2001. – 656.


[1] Бланк И.А. Управление активами: Учеб. курс. – Киев: Ника-Центр Эльга, 2002. С.314