Глава 1:

В соответствии с законом несовершеннолетние граждане разделены на две возрастные группы, для которых устанавливается разный объем ограничения дееспособности.

Одна группа это лица в возрасте до 14 лет (малолетние), другая от 14 до 18 лет (несовершеннолетние).

В пределах первой группы выделены дети в возрасте до 6 лет, которые являются полностью недееспособными. В возрасте от 6 до 14 лет малолетние наделены возможностью совершать определенные сделки. Так, им предоставлено право самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки (обычно это сделки на небольшую сумму, совершаемые за наличный расчет и направленные на удовлетворение бытовых потребностей), сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, если они не требуют нотариального удостоверения или государственной регистрации (например, малолетний может получить в дар имущество, за исключением недвижимости, автотранспортных средств, заключить договор о безвозмездном пользовании имуществом). Они вправе также самостоятельно распоряжаться средствами, полученными от своих родителей, усыновителей или опекунов либо с согласия последних от третьих лиц для определенной цели или свободного распоряжения.

Все остальные сделки от имени малолетних в возрасте от 6 до 14 лет, а также все сделки малолетних в возрасте до 6 лет совершают их законные представители (родители, усыновители, опекуны). Эти лица не только совершают сделки от имени малолетних, но и несут ответственность по таким сделкам, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Эти же лица при наличии установленных законом оснований обязаны возместить вред, причиненный малолетними. Законом названы и другие лица, которые при определенных условиях несут ответственность за причиненный малолетними вред.

Сделки, совершенные самими малолетними с нарушением объема предоставленной им дееспособности, считаются ничтожными. Последствиями ничтожности такой сделки является приведение сторон в первоначальное положение (двусторонняя реституция). Это означает, что каждая из сторон должна возвратить другой стороне все полученное по сделке, а при невозможности возврата в натуре возместить его стоимость. Причем в законе установлен ряд специальных правил, направленных на защиту интересов малолетних. Во-первых, это касается сроков исковой давности: требования о применении последствий такой сделки могут быть предъявлены в течение 10 лет со дня, когда началось ее исполнение; во-вторых, суд может признать такую сделку действительной, если установит, что она совершена к выгоде малолетнего.

Объем дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет значительно шире. Помимо сделок, которые разрешено совершать малолетним, они также вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, осуществлять права автора любого результата интеллектуальной деятельности (произведений литературы, науки, искусства, изобретения и т.п.), вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими. По достижении 16 лет они могут стать членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах. Все остальные сделки несовершеннолетние вправе совершать только при наличии согласия своих родителей, усыновителей, попечителя. При этом согласие в письменной форме может быть дано как до, так и после совершения сделки.

Сделки несовершеннолетних, совершенные за пределами предоставленной им дееспособности без согласия их законных представителей, являются оспоримыми, т.е. могут быть признаны недействительными только по решению суда. Заявлять требования о признании таких сделок недействительными вправе лишь законные представители несовершеннолетних и только в течение одного года с того момента, как стало известно о совершении сделки. Поскольку признание данной сделки недействительной право, но не обязанность суда, во всех случаях при решении этого вопроса суд должен исходить из интересов несовершеннолетнего.

Вместе с тем несовершеннолетние данной возрастной группы сами несут имущественную ответственность по всем сделкам, как совершенным самостоятельно, так и с согласия своих законных представителей. Они также полностью деликтоспособны, т.е. на общих основаниях отвечают за причиненный ими вред. Поскольку имущественное положение несовершеннолетних зачастую не всегда позволяет им реально возместить вред, в установленных законом случаях их родители, усыновители, попечитель несут субсидиарную, т.е. дополнительную ответственность, которая прекращается с момента приобретения несовершеннолетним полной дееспособности.

 Правоспособностью и дееспособностью могут обладать на только граждане, но и юридические лица. В науке гражданского права принято различать общую (универсаль­ную) и специальную правоспособность. Общая правоспособность означает возможность для субъекта права иметь любые гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятель­ности. Специальная правоспособность  предполагает наличие у юридического лица лишь таких прав и.обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности прямо зафиксированы в его учредительных документах.

До недавнего времени юридические лица в России могли обладать лишь специальной правоспособностью, что, несомненно, сдерживало развитие рыночных отношений. Новый Гражданский кодекс РФ 1994 г. наделил частные коммерческие организации общей правоспособно­стью. Однако, анализ ст. 49 ГК показывает, что общим принципом для юридических лиц, как и прежде, остается специальная правоспособ­ность. Универсальная же правоспособность носит характер исключения из общего правила  и действует лишь в отношении коммерческих негосударственных юридических лиц. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, который приурочен к его государственной регистрации (п. 3 ст. 49 и п. 2 ст. 51 ГК), и прекращается в момент исключения его из единого государственного реестра юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК).

Объем правоспособности юридического лица определяется не толь­ко ее общим или специальным характером. Юридическое лицо не может обладать такими правами, которые в силу своей специфики могут принадлежать лишь гражданам. Осуществление некоторых видов дея­тельности требует получения от государства специальных разрешений (лицензий). Кроме того, законом могут быть установлены специальные ограничения правоспособности для отдельных видов юридических лиц

Для участия в гражданском обороте юридическому лицу необхо­дима не только правоспособность, но и дееспособность. В отличие от граждан у юридических лиц право- и дееспособность возникают и прекращаются одновременно. Наличие у юридического лица дееспо­собности означает, что оно своими собственными действиями может приобретать, создавать, осуществлять и исполнять гражданские пра­ва и обязанности.

Деятельность юридического лица — это, естественно, деятельность людей, составляющих организацию, ибо только люди способны к сознательным волевым действиям. Однако их роль в осуществлении дееспособности юридического лица различна. Одни своими действия­ми приобретают и создают для юридического лица права и обязанности, другие способствуют осуществлению уже приобретенных прав и вы­полнению обязанностей.

Приобретение и, отчасти, осуществление прав и обязанностей — прерогатива так называемого органа юридического лица. Орган юриди­ческого лица — это правовой термин, обозначающий (единоличный орган) или группу лиц (коллегиальный орган), представляющих интересы юридических лиц в отношениях с другими субъектами права без специ­альных на то уполномочий (без доверенности). В соответствии со ст. 53 ГК именно через свои органы юридическое лицо приобретает граждан­ские права и принимает на себя гражданские обязанности. Поэтому действия органа рассматриваются как действия самого юридического лица.

Юридическое лицо может иметь как один орган (директор, прав­ление и т.п.), так и несколько одновременно (например, директор и дирекция, правление и председатель правления), причем они могут быть и единоличными, и коллегиальными. Органы могут назначаться, если у юридического лица единственный учредитель, или избираться, если участников (учредителей), несколько, Статья 174 ГК впервые вводит общее правило на случай совершения органом юридического лица сделок  с превышением его полномочий, установленных учреди­тельными документами. Подобные сделки могут признаваться недей­ствительными только в том случае, если другая сторона знала или заведомо должна была знать о таком превышении.

Глава 2:

Все используемые в теории   права научные методы созданы на базе общелогических методов, к которым  относятся: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, аналогия и моделирование. Рассмотрим их.

 Анализ представляет мысленное или практическое (материальное) расчленение целостного предмета на составляющие элементы (признаки, свойства, отношения) и их последующее исследование, реализуемое относительно независимо от целого. Анализ дает возможность выделить существенные и несущественные стороны и связи явления, определить каждое из качеств (свойств) с точки зрения значения и роли в рассматриваемом едином целом, таким образом отделить общее от единичного, необходимое от случайного, главное от второстепенного.

Анализ – лишь начало процесса познания, поскольку знание о предмете в целом не является простой суммой знаний об отдельных ее частях. Отдельные части в предмете взаимообусловлены, и пролить свет на эту взаимообусловленность дает противоположный анализу диалектический метод познания – синтез. При синтезе мысленно или практически соединяют ранее выделенные элементы (признаки, свойства, отношения) предмета в единое целое с учетом знания, полученного в процессе их исследования относительно независимо от целого.

Методы анализа и синтеза в научном исследовании являются взаимосвязанными. Глубина изучения объектов исследования с их помощью зависит от поставленных задач. В практике принято выделять два направления их использования: прямой (или эмпирический) и возвратный (или элементарно-теоретический). Первый вид применяется на стадии предварительного ознакомления с объектом исследования, а второй - как инструмент для формулирования новых научных положений или обобщения конечных результатов. Очевидно, что в первом случае представление об объекте получается поверхностным, а во втором – глубинным, проникающим в суть явлений и закономерностей. С помощью анализа устанавливаются новые истины, отыскиваются новые идеи, тогда как с помощью синтеза реализуется обоснование этих истин, идей. Получение новых знаний, независимо от того, опытным или теоретическим путем оно осуществляется, невозможно без различных типов умозаключений. Сравнение — умозаключение, суть которого составляет сопоставление предметов по однородным, но существенным для данного рассмотрения признакам. Этот метод наиболее распространен в научных исследованиях. С его помощью можно установить сходство и различие (как в качественном, так и количественном плане) изучаемых объектов, явлений, идей и теорий, выделить их общие и отличительные признаки. Сравнение как метод должно удовлетворять двум основным требованиям. Во-первых, сравниваться могут только такие явления, между которыми существует объективная общность, а во-вторых, само сравнение должно проводиться по наиболее существенным (а не второстепенным) признакам. При этом информация об объекте может быть получена двумя путями: как непосредственный результат сравнения либо как результат обработки первичных данных исследований, т.е. является вторичной (или производной) информацией. Если при этом в результате сравнения выделяются не просто сходные черты, а общие признаки, свойства и отношения предметов, то такой метод есть не что иное, как обобщение. Нередко при сравнении объектов на основе сходства предметов в определенных признаках (свойствах, отношениях) делается предположение об их сходстве и в других признаках (свойствах, отношениях), т.е. методом аналогии делается умозаключение о наличии у исследуемого предмета неизвестных ранее признаков (свойств, отношений), идентичных с теми, которые зафиксированы у сопоставляемого с ним предмета.

Когда для познания предмета мысленно отвлекаются от одних его признаков, свойств и отношений (являющихся второстепенными, несущественными при изучении данного свойства, явления) и одновременно выделяют для рассмотрения другие, - лишь те из них, которые интересуют исследователя в данном предмете, то речь идет о методе абстрагирования. При этом принято различать процесс абстрагирования и результат абстрагирования, который еще называют абстракцией. Обычно под результатом абстрагирования понимается знание о некоторых сторонах объектов (например, в химии абстракцией являются понятия кислота, гомологический ряд, валентность). Процесс абстрагирования - это совокупность операций, ведущих к получению результата.

Тесную связь и аналогия и абстрагирование имеют с моделированием — методом исследования, состоящим в воспроизведении определенных признаков конкретного объекта в специально созданной тождественной или близкой ему модели и изучении последней. Модель замещает исследуемый объект (оригинал). Полученная при ее изучении информация в дальнейшем переносится на оригинал, по аналогии с которым эта модель была создана. Этот метод, часто применяемый в научных исследованиях, позволяет изучить такие объекты, которые затруднительно, а часто и невозможно исследовать в реальных условиях их функционирования. Это, прежде всего, относится к гуманитарной области, в частности, применяется для изучения каких-то общественных явлений на примере небольших коллективов или социальных групп.

Следует различать идеальные и материальные модели. Идеальными моделями является воспроизводящие посредством символических знаков, графических изображений, схем признаков и свойств изучаемого объекта. Реально существующие модели (макет станка, строительной конструкции) являются материальными.

Логическими методами мышления, движущимися от известного к неизвестному, являются индукция и дедукция. Индукция — метод познания (умозаключение), когда на основе частных посылок делается обобщение(общий вывод, правило, положение), когда на основе эмпирических данных формируются теоретические знания. Этот метод, прокладывая мостик связи теории с экспериментом, является источником новых идей и гипотез. Противоположный ему метод дедукции — это познание (способ рассуждения), состоящие в выведении заключений частного характера из общих посылок. Ценность этого метода велика при научном обосновании положений, недоступных непосредственному восприятию. «Обобщая накапливаемый эмпирический материал, индукция подготавливает почву для выдвижения предположений о причине исследуемых явлений, а дедукция, теоретически обосновывая полученные индуктивным путем выводы, снимает их гипотетический характер и превращает в достоверное знание»

В теории государства и права используются также частные (или частнонаучные) методы, которые представляют собой методы, вырабатываемые юридической наукой.

Так, традиционен для юридической науки формально-юридический метод. Исследование внутреннего строения правовых норм и права в целом, анализ источников (форм права), формальной определенности права как его важнейшего свойства, методы систематизации нормативного материала, правила юридической техники и т.п.— все это конкретные проявления формально-юридического метода. Он применим и при анализе форм государства, при определении и юридическом оформлении компетенции органов государства и т. д.

Словом, формально-юридический метод вытекает из самой природы государства и права, он помогает описать, классифицировать и систематизировать государственно-правовые феномены, исследовать их внешнюю и внутреннюю формы.

В наше время, когда закономерно усиливаются интеграционные процессы, возрастает роль метода сравнительного государствоведения и правоведения, который имеет своим объектом сходные государственно-правовые институты различных стран. С логической точки зрения, названный метод основывается на последовательном изучении и сопоставлении большого числа сходных объектов. Например, достоинства и недостатки государственных и правовых институтов нашей страны трудно установить без сравнения их с аналогичными институтами других стран. Значение данного метода возрастает, когда возникает необходимость в политических и правовых реформах. Вместе с тем сравнительное государствоведение и правоведение не имеет ничего общего с бездумным заимствованием иноземного опыта и механическим переносом его в наши специфические исторические, национальные и социально-культурные условия.

К специальным относится и метод государственного и правового моделирования. Суть его заключается в том, что между различными государственными и правовыми явлениями имеется определенное сходство, а потому, зная свойства и признаки одного из них (модели), можно с достаточной степенью точности судить о других.