РЕФЕРАТ

Дипломная работа содержит пояснительную записку на 113 листах формата А4, включающую 12 рисунков, 34 таблицы, 63 литературных источника, 6 приложений.

АНАЛИЗ, ЛИКВИДНОСТЬ, ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ, УСТОЙЧИВОСТЬ, УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ, ФИАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ, ФИАНСОВЫЕ ПОТОКИ

Дипломная работа посвящена вопросам финансового анализа и  путей использования выявленных резервов .

Объектом исследования является ГУП ЖКХ г. Алдан.

В первой главе освещены теоретические основы анализа финансового состояния унитарного предприятия. В частности рассмотрены основные финансовые потоки унитарного предприятия и система финансовых показателей.

Во второй главе проведен анализ работы ГУП ЖКХ г. Алдан, результаты сведены в таблицы и рисунки.

В третьей главе показан пример проекта реформирования выявленных резервов по улучшению собираемости  коммунальных платежей на примере разработки единой системы платежей в городе Алдан.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 5

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.. 10

1.1 Финансовые потоки государственного унитарного предприятия. 10

1.2 Система показателей, характеризующих финансовое состояние  государственного унитарного предприятия. 21

2 АНАЛИЗ ФИАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ГУП ЖКХ Г.АЛДАН.. 32

2.1 Краткая характеристика ГУП ЖКХ г. Алдан. 32

2.2 Анализ финансовых результатов деятельности ГУП ЖКХ г. Алдан за 2003-2004 годы.. 42

2.3 Резервы улучшения финансового состояния  ГУП ЖКХ г. Алдан. 67

3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РЕЗЕРВОВ УЛУЧШЕНИЯ ФИАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ГУП ЖКХ Г. АЛДАН.. 73

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 94

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 100

ПРИЛОЖЕНИЕ А – Структура финансовых ресурсов предприятия. 106

ПРИЛОЖЕНИЕ Б – Структура собственного капитала унитарной организации  107

ПРИЛОЖЕНИЕ В -  Организационно- производственная структура ГУП ЖКХ г. Алдан. 108

ПРИЛОЖЕНИЕ Г – Структура коммунального хозяйства ГУП ЖКХ г. Алдан  109

ПРИЛОЖЕНИЕ Д – Бухгалтерский баланс ГУП ЖКХ г. Алдан за 2003- 2004 годы.. 110

ПРИЛОЖЕНИЕ Е –Отчет о прибылях и убытках ГУП ЖКХ г. Алдан за 2003- 2004 годы.. 114

ВВЕДЕНИЕ

Взятый в начале 90-х гг. курс на развитие рыночных отношений в экономике страны, естественно, не обошел вниманием такую отрасль, как жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). Отрасль ЖКХ в дореформенный период составляла, по оценкам специалистов, треть основных фондов страны. Охватывая единое экономическое и географическое пространство, отрасль функционировала под жестким государственным регулированием всех жилищно-коммунальных отношений с доминирующей государственной формой собственности на все основные фонды ЖКХ.

Курс, взятый на преобразование отрасли, потребовал немедленного решения конкретных проблем, негативно отразившихся на состоянии недвижимости жилищно-коммунальной сферы. В первую очередь к ним следует отнести:  

-         остаточный принцип финансирования;

-         отсутствие четкого разграничения властных полномочий и ответственности различных уровней управления за ее сохранность;

-         мизерное участие населения в оплате жилья и коммунальных услуг;

-         отсутствие рынка жилья и услуг в сфере ЖКХ;

-         многофункциональность, а значит, и многоуровневая ведомственная подчиненность предприятий и др.;

Главными были вопросы собственности на основные фонды, относящиеся к сфере ЖКХ, ответственности за сохранность этой собственности, ее целевое использование и развитие, а также особенности финансового анализа предприятий ЖКХ.

Обеспечение эффективного функционирования предприятий ЖКХ требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать. С помощью анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности, оцениваются результаты деятельности предприятия ЖКХ, вырабатывается экономическая стратегия его развития.

В системе финансового менеджмента предприятия ЖКХ и аудита финансовый анализ представляет собой один из наиболее существенных элементов. Практически все пользователи данных бухгалтерского учета и финансовых отчетов в той или иной степени используют методы финансового анализа для принятия решений. Финансовые отчеты анализируют с целью повышения доходности капитала, обеспечение стабильности положения фирмы. Финансовый анализ является частью общего, полного анализа хозяйственной деятельности, который состоит из двух тесно взаимосвязанных разделов: финансовый анализ и управленческий анализ.

Анализ хозяйственной деятельности предприятий ЖКХ является научной базой принятия управленческих решений. Для их обоснования необходимо выявлять и прогнозировать существующие и потенциальные проблемы, производственные и финансовые риски, определить воздействие принимаемых решений на уровень рисков и доходов субъекта хозяйствования ЖКХ.

Основная цель финансового анализа предприятия ЖКХ — получение небольшого числа ключевых параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика и управляющего может: интересовать как текущее финансовое состояние предприятия ЖКХ, так и его проекция на ближайшую или более отдаленную.

Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор и другие специалисты экономического профиля должны хорошо владеть современными методами экономических исследований, мастерством системного комплексного микроэкономического анализа. Благодаря знанию техники и технологии анализа они смогут легко адаптироваться к изменениям рыночной ситуации и находить правильные решения и ответы. В силу этого освоения основ экономического анализа полезно каждому, кому приходится участвовать в принятии решений, либо давать рекомендации по их принятию, либо испытывать на себе их последствию.

Анализ хозяйственной деятельности предприятия ЖКХ является той областью знаний, которая наилучшим образом объединяет все дисциплины, изучаемые студентами экономических специальностей. Он обеспечивает интегрированное, широкое понимание производственно - финансовой деятельности предприятия ЖКХ.

Финансовое состояние предприятия ЖКХ, его устойчивость и стабильность зависят от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности.   Если   производственный   и   финансовый   планы   успешно выполняются, это положительно влияет на финансовое положение предприятия. Напротив, в результате спада производства и реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие — ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности. Следовательно, устойчивое финансовое состояние не является игрой случая, а итогом грамотного, умелого управления всем комплексом факторов, определяющих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия ЖКХ.

Устойчивое финансовое положение предприятия ЖКХ, в свою очередь, положительно влияет на объемы основной деятельности, обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтому финансовая деятельность  предприятия ЖКХ как составная часть хозяйственной деятельности должна быть направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективное его использование.

Таким образом, актуальность проведения финансового анализа предприятий ЖКХ сегодня является весьма актуальным  вопросом для исследования в рамках дипломной работы.

Целью дипломной работы является анализ финансового состояния и пути использования  выявленных резервов  на примере ГУП ЖКХ .

Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

1.                                рассмотреть финансовые потоки  государственного унитарного предприятия

2.                                рассмотреть систему показателей, характеризующих  финансовое состояние государственного унитарного предприятия

3.                                рассмотреть краткую характеристику ГУП ЖКХ г. Алдан

4.                                провести анализ финансовых показателей деятельности ГУП ЖКХ г. Алдан

5.                                рассмотреть резервы улучшения финансового состояния ГУП ЖКХ г. Алдан

6.                                Рассмотреть рекомендации по использованию резервов  улучшения финансового  состояния ГУК ЖКХ г. Алдан

В качестве объекта исследования в дипломной работе выступает ГУП ЖКХ г. Алдан.

В качестве предмета исследования в работе выступает финансовое состояние предприятия.

В качестве методов в  дипломной работе используется методология финансового анализа предприятия.

В качестве  временного периода исследования  используются  2003- 2004 годы.

Источником для написания работы послужили нормативные  и законодательные акты РФ,  регулирующие реформирование жилищно-коммунальной сферы России,  многочисленные публикации из российской экономической периодики,  посвященные вопросам реформирования ЖКХ,  а также статистическая и финансовая отчетность ГУК ЖКХ г. Алдан. За соответствующие периоды.

Работы представлена в виде трех глав. Первая глава  содержит теоретические основы  анализа финансового состояния унитарных предприятий. Вторая глава является аналитической и представляет собой анализ финансового состояния предприятия – объекта исследования и выявление резервов. Третья глава является рекомендательной и  направления на исследование рекомендаций по  использованию имеющихся резервов предприятия.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

1.1 Финансовые потоки государственного унитарного предприятия

Финансовые потоки и капитал представляют собой главные объекты исследования финансов унитарного предприятия. В условиях регулируемого рынка чаще применяется понятие "капитал", который является для финансиста реальным объектом и на который он может воздействовать постоянно с целью получения новых доходов фирмы. В этом качестве капитал для финансиста-практика - объективный фактор производства. Таким образом, капитал - это часть финансовых потоков, задействованных фирмой в оборот и приносящих доходы от этого оборота. В таком смысле капитал выступает как превращенная форма финансовых потоков.

На современном этапе развития рыночных отношений задачи по управлению финансами предприятий, функционирующих в условиях нестабильного социально-экономического окружения, приводят к реализации системного подхода. Стоит задача выделения ключевых, системообразующих факторов финансовой политики. Ими могут выступать такие интегральные параметры, как ликвидность, суперпозиция векторов финансовых потоков, финансовая устойчивость предприятия и др.

1.2 Система показателей, характеризующих финансовое состояние  государственного унитарного предприятия

Цель анализа финансового состояния унитарного предприятия состоит в оценке ряда экономических показателей и разработке мероприятий, направленных на финансовое оздоровление исследуемой организации, на разработку стратегии предотвращения банкротства. Таким образом, оценка финансового состояния представляет собой метод анализа ретроспективного (то есть того, что было в прошлом ) и перспективного финансового состояния организации на основе изучения зависимости и динамики показателей финансовой информации.

2 АНАЛИЗ ФИАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ГУП ЖКХ Г.АЛДАН

2.1 Краткая характеристика ГУП ЖКХ г. Алдан

Предметом деятельности ГУП ЖКХ г. АЛДАН является оказание услуг и выполнение работ, направленных на удовлетворение потребностей населения, предприятий, организаций, заводов и т.д., независимо от форм собственности, необходимых им для нормальной жизнедеятельности, а также выполнение других работ и услуг, не запрещённых действующим законодательством, но необходимых ГУП ЖКХ г. АЛДАН для его нормального функционирования.

2.2 Анализ финансовых результатов деятельности ГУП ЖКХ г. Алдан за 2003-2004 годы

Темпы роста  выручки  и прибыли больше темпа роста активов, а это значит, в 2004 году использование активов было более эффективно, чем в 2003 году. И повышение эффективности  происходило не за счет повышения цен на товары. Снижение валюты баланса может объясняться использованием схем взаиморасчетов ГУП ЖКХ г. Алдан по кредиторской и дебиторской задолженности, а также долгами 2003 года, связанными с инфляцией, которые в 2004 году были погашены. Положительная динамика финансовых результатов говорит о положительных тенденциях развития.

Коэффициент абсолютной ликвидности не попадает в рекомендуемые рамки (0,2- 0,3), так же как и коэффициент быстрой ликвидности (0,7-0,8). Коэффициент текущей ликвидности  не соответствует нормативу (от 1,5 до 2,5). Однако несмотря на  снижение абсолютной и быстрой ликвидности   на предприятии, его собственная платежеспособность растет.. Хотя также остается недостаточной - текущая ликвидность меньше 2, что говорит о том, что кредиторы не застрахованы от потерь вследствие невыполнения кредитного соглашения. Коэффициент  платежеспособности же вырос в 16,64 раза из чего можно сделать выводы о перспективном развитии  предприятия в дальнейшем

По результатам анализа  следует отметить, что  предприятие подвержено банкротству, так как многие показатели  не соответствуют нормативам.

Результаты проведенного выше анализа позволяют сделать вывод об неустойчивом финансовом положении ГУП ЖКХ г. Алдан на сегодняшний день. Такая ситуация связана , прежде всего,  с оплатой жилищно- коммунальных услуг предприятию со стороны населения города. Именно вопросы оплаты жилищно- коммунальных услуг  сегодня являются наиболее существенным резервом роста  прибыли и рентабельности любого предприятия ЖКХ

2.3 Резервы улучшения финансового состояния  ГУП ЖКХ г. Алдан

Однако проблемы неуплаты коммунальных платежей и соответственно недополучения суммы выручки ГУП ЖКХ г. Алдан сегодня остается одной из центральных ив городе. Предприятие несет убытки в сумме неоплаченных коммунальных  услуг. Коммунальные службы  ЖКХ г. Алдан теряют 17 % своих денег только из-за того, что процедура оплаты требует много времени от плательщика. Следовательно, можно поставить перед собой вопрос: каким образом можно упростить процедуру оплаты и тем самым повысить собираемость коммунальных платежей? О том каким образом реализовать мероприятия по повышению собираемости коммунальных платежей  в городе Алдан в ближайшее время, пойдет речь в следующей главе.

3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РЕЗЕРВОВ УЛУЧШЕНИЯ ФИАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ГУП ЖКХ Г. АЛДАН

На мой взгляд, оптимальным вариантом решения поставленного вопроса является организация в городе Алдан единого расчетного центра, который позволит до минимума сократить время порядок оплаты коммунальных платежей и тем самым повысит уровень их  собираемости.

Система осуществляет:

·        обмен данными между коммунальными службами и их клиентами, конвертируя данные в единый формат и распределяя информацию о поступивших и начисленных платежах;

·        верификацию (проверку на корректность) данных, поступающих как от клиентов, так и от коммунальных служб, что позволяет коммунальным службам поддерживать их базы в актуальном состоянии;

·        обмен информацией о плательщиках с отделом субсидий и паспортным столом;

·        доставку сводных счетов плательщикам;

·        хранение и предоставление, по требованию, информации плательщикам о ранее сделанных оплатах.

·        выпуск единой городской пластиковой карточки-идентификатора с платежным кодом плательщика взамен расчетных книжек;

·        предоставление отчетов для администрации города;

В дальнейшем Система также возьмёт на себя функции учета и начисления задолженности плательщиков для коммунальных предприятий и начисления субсидий.

Внедрение проекта создания единого расчетного центра в городе Алдан позволит ГУП ЖКХ г. Алдан получить дополнительный резерв прибыли в 2006 году в размере 227993 руб.  за счет увеличения собираемости  коммунальных платежей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         В ходе  выполнения дипломной работы была достигнута ее основная цель и решены все задачи, поставленные во введении. В заключении сделаем несколько выводов по работе.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

Финансовые потоки и капитал представляют собой главные объекты исследования финансов унитарного предприятия. В условиях регулируемого рынка чаще применяется понятие "капитал", который является для финансиста реальным объектом и на который он может воздействовать постоянно с целью получения новых доходов фирмы.

Финансы унитарных предприятий – это фи­нансовые или денежные отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности в процессе формирова­ния собственного капитала, целевых фондов денежных средств, их распределения и использования.

Все унитарные предприятия в России функционируют в условиях рынка, где основным индикатором их конкурентоспособности выступают финансы. Поэтому оценка и анализ финансового состояния  являются очень важным элементом при обосновании перспектив развития.

Цель анализа финансового состояния унитарного предприятия состоит в оценке ряда экономических показателей и разработке мероприятий, направленных на финансовое оздоровление исследуемой организации, на разработку стратегии предотвращения банкротства.

Сущность оценки финансового состояния унитарного предприятия составляют следующие элементы: анализ абсолютных показателей прибыли; анализ относительных показателей рентабельности; анализ финансовых показателей устойчивости, ликвидности и платежеспособности; разработка мероприятий для финансового оздоровления.

В рамках  второй главы данной дипломной работы проведена оценка финансового состояния на примере ГУП ЖКХ г. Алдан.

В настоящее время вся система жилищно-коммунального хозяйства  города Алдан представлена в виде ГУП ЖКХ г. Алдан, являющегося юридическим лицом, действующим на праве хозяйственного ведения. Учредителем  ГУП ЖКХ г. Алдан является администрация города.

ГУП ЖКХ г. Алдан действует на основании хозяйственного расчёта и дотаций из бюджета, отвечает за результаты своей производственно-хозяйственной деятельности и выполнение обязательств, руководствуется в своей деятельности ГК РФ, законом о муниципальных унитарных предприятиях, Уставом и другим действующим законодательством Российской Федерации.

Предметом деятельности ГУП ЖКХ г. АЛДАН является оказание услуг и выполнение работ, направленных на удовлетворение потребностей населения, предприятий, организаций, заводов и т.д., независимо от форм собственности, необходимых им для нормальной жизнедеятельности, а также выполнение других работ и услуг, не запрещённых действующим законодательством, но необходимых ГУП ЖКХ г. АЛДАН для его нормального функционирования.

Органом управления ГУП ЖКХ г. АЛДАН является руководитель, назначаемый учредителем. Он несёт персональную ответственность по выполнению возложенных на него функций.

Анализ деятельности предприятия был проведен на основании данных  бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках организации.

Сделаем несколько основных выводов по анализу финансового состояния ГУП ЖКХ г. Алдан:

1. на конец 2003 года  наблюдается всплеск краткосрочной кредиторской задолженности на 197, 7 %, а дебиторской задолженности на 293,7 %, что является отрицательным моментом и не должно носить постоянный характер. Действительно, в последующие периоды ситуация не изменилась. Положительно можно оценить  рост  основных средств на конец 2004 года относительно конца 2003 года, рост прибыли  с 2003 года  по 2004 год составил 202,99 %. В 2004 году стабилизировался объем запасов.

2. доля основных средств  в 2004 году в организации увеличилась с 1,8 % до 5,2 % и финансируется это из полученной прибыли. Доля оборотных активов  снижается и стабилизируется. Если в 2003 году они складывались в основном  из запасов и дебиторской задолженности и денежных средств, причем запасы на конец года были меньше дебиторской задолженности. Это свидетельствует об  иммобилизации текущих активов ГУП ЖКХ г. Алдан, которые финансируются из краткосрочной кредиторской задолженности. В 2004 году структура баланса  сильно меняется. Изменения можно оценивать как положительные. Доля краткосрочной  кредиторской задолженности снижается на 18,9 % и тратиться  она на запасы. Можно сделать выводы, что в организации ГУП ЖКХ г. Алдан сформирована мобильная структура активов, которая улучшила финансовое положение, так как ускорилась оборачиваемость  оборотных средств.

3. темпы роста  выручки  и прибыли больше темпа роста активов, а это значит, в 2004 году использование активов было более эффективно, чем в 2003 году. И повышение эффективности  происходило не за счет повышения цен на товары. Снижение валюты баланса может объясняться использованием схем взаиморасчетов ГУП ЖКХ г. Алдан по кредиторской и дебиторской задолженности, а также долгами 2003 года, связанными с инфляцией, которые в 2004 году были погашены. Положительная динамика финансовых результатов говорит о положительных тенденциях развития.

4. темпы роста  выручки  и прибыли больше темпа роста активов, а это значит, в 2004 году использование активов было более эффективно, чем в 2003 году. И повышение эффективности  происходило не за счет повышения цен на товары. Снижение валюты баланса может объясняться использованием схем взаиморасчетов ГУП ЖКХ г. Алдан по кредиторской и дебиторской задолженности, а также долгами 2003 года, связанными с инфляцией, которые в 2004 году были погашены. Положительная динамика финансовых результатов говорит о положительных тенденциях развития.

5. плановое задание объема работ в физическом выражении выполнено по количеству перевезенных грузов на 323%, перевезено 96 тыс. тн грузов, по грузообороту – на 39,2%, в натуральном выражении – 766,4 тыс. тн/км, что объясняется увеличением объема перевозок в тоннах и сокращением дальности перевозок. Пробег автомобилей составил 343 тыс. км, т.е. 34,3% от запланированного показателя.

6. в 2004 году наблюдалась стабильность по численности служащих и руководителей. Численность работников по неосновной деятельности была ниже запланированной на 50 %, зато превысила значение в 2003 году на 25 %. Численность рабочих в 2004 году на 6 % была меньше  запланированного значения, зато на 2 % выше, чем в 2003 году. В целом  общая численность работников организации в 2004 году превышала значение в 2202 году на 6 %, но отклонялась от нормативного значения плана на 0,4 %.

7. в 2004 году на предприятии  наибольшую долю в численности персонала занимают рабочие (74 %). Наименьшую долю – руководители – 5 %. Такая же  структура персонала существовала  и в 2003 году на предприятии.

8. Доход  ГУП ЖКХ г. Алдан на 2004 год  составил 93106,68 тыс. руб., фактическое выполнение составило 71,4%, т.е. 66478,16 тыс. руб., в том числе:

- автоуслуги 54001,87 тыс. руб. – 58 %

- благоустройство поселка 9310,66 тыс. руб. – 10 %

- строительство и обслуживание зимних дорог – 139,66 тыс. руб. – 15 %

- реализация теплоэнергии 4655,33 тыс. руб. – 5 %

-          111,72 тыс. руб. – 21 %

9. коэффициент абсолютной ликвидности не попадает в рекомендуемые рамки (0,2- 0,3), так же как и коэффициент быстрой ликвидности (0,7-0,8). Коэффициент текущей ликвидности  не соответствует нормативу (от 1,5 до 2,5). Однако несмотря на  снижение абсолютной и быстрой ликвидности   на предприятии, его собственная платежеспособность растет.. Хотя также остается недостаточной - текущая ликвидность меньше 2, что говорит о том, что кредиторы не застрахованы от потерь вследствие невыполнения кредитного соглашения. Коэффициент  платежеспособности же вырос в 16,64 раза из чего можно сделать выводы о перспективном развитии  предприятия в дальнейшем.

10. коэффициент доходности  в 2004 году уменьшился в 1,95 раза. Коэффициент рентабельности основной деятельности  уменьшился в 1,74 раза. Коэффициент рентабельности деятельности уменьшился в 2,09 раза, что свидетельствует о падающем спросе на услуги предприятия.

11.  в целом по результатам анализа  следует отметить, что  предприятие подвержено банкротству, так как многие показатели финансовой устойчивости не соответствуют нормативам.

Третья глава дипломной работы посвящена  разработке проекта по внедрению единой системы коммунальных платежей г. Алдана.

В настоящее время идея создания единого расчетного центра уже не является ноу-хау. На протяжении последних 5 лет многие крупные города перешли на подобные системы сбора коммунальных платежей. И затраты оправдали себя. Денежные перечисления стали проходит намного быстрее и без ошибок, начисление субсидий и льгот проводится строго в соответствии с законодательством и без задержек, поскольку сотрудники ЕРЦ постоянно отслеживают все изменения в законодательстве и быстро реагируют на них. Управления ЖКХ  получили возможность оперативно получать всю необходимую информацию из одного источника, а не посылать запросы в несколько предприятий. Обслуживание население ускорилось из-за быстрой обработки информации о задолженности и отсутствия необходимости для населения заполнять несколько расчетных книжек с 14-тизначными номерами счетов. Потребители коммунальных услуг также остались довольны нововведениями, поскольку оплатить услуги они могут в любом пункте ЕРЦ в том объеме, который они на данный момент желают оплатить и не нося с собой расчетные книжки. Информацию о своей задолженности они также могут оперативно получить в любом пункте приема платежей.

Однако в городах, подобных Алдану ситуация обстоит намного хуже. Внедрение информационных технологий происходит очень медленно, в основном из-за нехватки средств и отсутствия квалифицированного персонала для организации и обслуживания данных систем.

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать следующие выводы:

-                            единые расчетные центры – это первый и главный шаг на пути реформирования жилищно-коммунального хозяйства и информатизации данной отрасли;

-                            внедрение ЕРЦ ускоряет и упрощает работу управлению  ГУП ЖКХ г. Алдан;

-                            процедура оплаты коммунальных услуг для населения упрощается до минимума;

-                            ЕРЦ может служить отправной точкой для создания общегородской информационной системы, базы данных предприятий и населения города;

-                            Теоретически ЕРЦ может производить обработку не только коммунальных платежей, но и любых других (страховых взносов, штрафов и т.д.);

Таким образом,  можно подвести итог работы: внедрение информационных технологий для управления жилищно-коммунальным хозяйством города, на мой взгляд, должно быть первым шагом в реформировании данной отрасли, и все средства, вложенные в этот процесс не пропадут даром, а окупятся за счет повышения эффективности и скорости выполнения любой поставленной задачи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.     Конституция РФ от 12 декабря 1993г.- м.: Юрайт, 2004. – 655 с.

2.     Гражданский кодекс РФ. – М.: Юрайт, 2003. – 453 с.

3.     «Об основах федеральной жилищной политики» Закон РФ от 24.12.92 № 4218-1 // Российская газета. – 1993. –2 января. - С.1.

4.     «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики». Федеральный закон от 17.06.99 № 113-ФЗ// Российская газета. – 1999. -. 20 июня.  – С.1.

5.     «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность». Постановление Правительства РФ от 07.03.95 № 235// Российская газета.  – 1995. - 10 марта. –с.1.

6.     «О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищных фондов» Указ Президента РФ от 29.03.96 №432 // Российская газета. 2003. – 2 апреля.  – С.1.

7.     «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» Постановление Правительства РФ от 02.08.99 № 887 // Российская газета.  – 2004.  – 7 августа.  – С.1.

8.     Аболин А.А. Этапы перехода на новую систему оплаты ЖКУ: анализ финансово-экономической ситуации // ЖКХ. -2001.- №3.-С.30-37

9.     Аболин А.А. Трансформация льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг в компенсационные выплаты // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ . – 2001. - №6. - с.58-62.

10.                       Абрютина М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятий: Учеб. пособ./ М.С. Абрютина, А.В. Грачев.-2-е изд., испр.- М.:Дело и сервис, 2002.- 256 с.

11.                       Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учеб. пособ.- М.: Финансы и статистика, 2004.- 456с.

12.                       Ахмедуев А. Казенные предприятия: функции, критерии и механизм хозяйствования // Экономист. -  2005. - № 2. – С. 45

13.                       Ахмедуев А. Механизм хозяйствования государственных и муниципальных предприятий// Экономист. – 2004. - № 12. – С 14

14.                       Бабиков М.М. Правовые проблемы реализации государственной собственности. – Иваново, 2002. – 255 с.

15.                       Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – 4-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 352 с.

16.                       Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта/ И.Т. Балабанов.- М.: Финансы и статистика, 2003.- 112с.: ил.

17.                       Барановский Н.И., Благодер Г.П. Планирование деятельности малых строительных организаций// Экономика строительства .- 2004.- № 12.- С.26-37.

18.                       Батрин Ю.Д., Фомин П.А. Особенности управления финансовыми ресурсами промышленных предприятий. – М.: Высшая школа, 2003. – 397 с.

19.                       Белолипецкий В.Г. Финансы фирмы - М.: ИНФРА-М, 2003. - 298с.

20.                       Бланк И.А. Финансовый менеджмент: учебный курс. – К.: Ника-Центр, 2003. – 190 с.

21.                       Бородина Е.И. Финансы предприятий: Учебное пособие. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002 - 208с.

22.                       Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учеб. – М.: Инфра- М, 2003. – 392 с.

23.                       Вакуленко Т.Г. Анализ бухгалтерской ( финансовой)  отчетности для принятия управленческих решений / Т.Г. Вакуленко, Л.Г. Фомина.- СПб.: Герда,2003.-288с.

24.                       Виртянский В. Правовое положение государственных и муниципальных предприятий // Журнал российского права. – 2002. -  №10-11

25.                       Витрянский В. Эти загадочные унитарные предприятия // Экономика и жизнь. – 2003. -  № 32-33

26.                       Вахрин П. И. Финансовый анализ в коммерческих и некоммерческих организациях : Учеб.пособ. /П.И. Вахрин.- М.: Маркетинг,2004.- 319с.

27.                       Гражданское право. Учебник / Под ред. А.П.Сергеева и Ю.К.Толстого. Ч.2.М.,2002. – 544 с.

28.                       Гольдштейн Г.Я.,  Гуц А.Н.. Экономический инструментарий принятия управленческих решений. Учебное пособие для магистрантов направления 521500 "Менеджмент". –Таганрог: ТРТУ, 2003. – 120 с.

29.                       Диагностика, оценка и реструктуризация строительного предприятия. Бизнес- планирование: Учеб. пособ. / Под ред. С.А. Баркалова.- Воронеж: Воронеж. гос. ар.- стр. акад., 2002.- 405 с.

30.                       Донцова Л. В. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности/ Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова.- 3- е изд., перераб.,доп.- М.: Дело и сервис,2004.- 304 с.

31.                       Дронов А.А. О состоянии ЖКХ России и перспективах его формирования // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ . - . 2001. - №6-7 . - С.34, 46.

32.                       Ефимова О.В. Финансовый анализ. - 3 изд., переаб., доп. – М.: Бух. учет, 2003. – 351 с.

33.                       Иващенцева Т.А. Технико- экономический анализ деятельности строительных организаций : Учеб. пособ. / Т.А. Иващенцева.- Новосибирск: НГАСУ, 2003.- 84 с.

34.                       Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. – 2 изд., пераб., доп. – М.: Центр экономика и маркетинга, 2002. – 188 с.

35.                       Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет: Прогнозирование финансового результата: Учебно- метод. пособ. –М.: Экзамен, 2003. – 319 с.

36.                       Козлюк А.Г. Как ЖКХ перейти к самоокупаемости // Жилищное и коммунальное хозяйство.  – 2004 - №3 - с.10.

37.                       Комментарии к Федеральному закону от 14 ноября 2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». – М., «ТД ЭЛИТ-2000», 2003 . – 655 с.

38.                       Коновалов А. В. Владение и владельческая защита в гражданском праве. СПб., 2003. – 543 с.

39.                       Конюхов Л.Н. и др. Анализ финансового состояния жилищно-коммунального предприятия // ЖКХ . – 2001. - №6. - С.10.

40.                       Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации // Строительная газета . – 2004. -№22. - с.10-12.

41.                       Котелевская И.В., Тихомиров Ю.А. Государственная собственность: юридические режимы и управление // Право и экономика. - № 11. – С. 14

42.                       Кошкина Г.М. Финансы предприятия: Тексты лекций. – Волгоград: НГАЭиУ, 2003. – 150 с.

43.                       Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: Задачи, деловые ситуации и тесты. – М.: Дело и сервис, 2002. – 111с.

44.                       Крейнина М.Н. Цели и задачи финансового управления. // Менеджмент в России и за рубежом. – 2005. - №5. – С. 13

45.                       Кругликов А.А. Государственная политика в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ . – 2004. - № 7. - С.94-100.

46.                       Лобанова Е.Н. Ключевая структура управления на предприятии // Экономика и жизнь. - 2004. - № 7. - С.46

47.                       Лопаткин Н.Т. О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг // Жилищное и коммунальное хозяйство. - 2004 - №11. – С. 43

48.                       Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дькова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003 –    471 с.

49.                       Лялин В.А. Финансовый менеджмент / В.А. Лялин, П.В. Воробьев.- М.: Д и С, 2002.- 405 с.

50.                       Максимова Н.С. Реформа жилищно-коммунальной сферы – важный резерв укрепления финансов России // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ . 2003. -  №5. – С..56-63.

51.                       Москаленко Е.Г. Особенности реформирования жилищно-коммунальной сферы за рубежом. В сб. тезисов-докладов научно-практической конференции ППС Санкт-Петербургского Технологического института сервиса МГАСБУ., 17-18 декабря., 2003 г. -  Спб: СпбТИС, 2003. – 367 с.

52.                       Петров Д.В. Право хозяйственного ведения и оперативного и оперативного управления.- СПб.:Издательство «Юридический центр Пресс», 2002. – 544 с.

53.                       Рохчин В.Е, Чекалин B.C. Муниципальное планирование: Учебное пособие по спец. 0608 "Экономика и управление в городском хозяйстве". - Спб: СпбГИЭА, 2003. – 433 с.

54.                       Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 344 с

55.                       Саак А.Э., Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н. Информационные технологии в управлении: Учебное пособие. - Таганрог, Изд-во ТРТУ, 2003. – 456 с.

56.                       Справочник финансиста предприятия/ Баранникова Н.П., Бурмистрова Л.А., Винслав Ю.Б. – 2 изд., доп., переаб. – М.: Инфра- М, 2000. – 558с.

57.                       Утробин А. С. Опыт г. Кирова по внедрению единого платежного документа // Журнал для руководителя и главного бухгалтера ЖКХ - 2002 - № 1 - с.51-54

58.                       Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 384 с

59.                       Финансовый менеджмент: Теория и практика: Учеб./Под ред. Е.М. Стояновой. – М.: Перспектива, 2003. – 656 с.

60.                       Фомина С.В.  Опыт города Ставрополя по созданию расчетного центра // Журнал для руководителя и главного бухгалтера ЖКХ - 2002 . - № 6 - с.41-48

61.                        Цулимов А.А. «Электронный счет» в г. Рязани // Журнал для руководителя и главного бухгалтера ЖКХ . – 2002.  - № 4 - с.8-10

62.                       Чернышов Л.Н. Для преодоления кризиса в ЖКХ необходим программный целевой подход // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ . -2001. –  № 8. - С.52-64.

63.                       Чернышов Л.Н. Первые итоги демонополизации жилищной и социальной сферы // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ . – 2004. - №3 . – С.10.

ПРИЛОЖЕНИЕ А – Организационная  структура ГУП ЖКХ г. Алдан

Надпись: ЛогистыНадпись: СкладНадпись: Коммерческая группа 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б – Бухгалтерский баланс ГУП ЖКХ г. Алдан за 2003- 2004 годы

(обязательное)

БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС ЖКХ МУП «Коммунальщик» за 2003-2004 годы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация ЖКХ МУП "Коммунальщик"                                               

 

 

 

 

Идентификационный номер налогоплательщика                                                            

 

 

 

 

Вид деятельности: ЖКХ услуги                                    

 

 

 

 

Организационно-правовая форма/форма собственности:

 

 

 

 

Муниципальное унитарное предприятие                         

 

 

 

 

Единица измерения тыс. руб., млн. руб. (ненужное зачеркнуть)                         

 

 

 

Адрес: р.п. Ванино

 

 

 

 

 

 

 

Код 

На начало

На конец 2003

Начало 2004 года

На конец 2004 года

 

АКТИВ

стр.

 2003 года

года

 

 

 

 

 

тыс. руб.

тыс. руб.

тыс. руб.

тыс. руб.

 

1

2

3

4

5

6

 

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

 

 

 

 

 

 

Нематериальные активы (04,05)

110

 

 

 

 

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

                 патенты, лицензии, товарные знаки (знаки обслу-

111

 

 

 

 

 

                 живания), иные аналогичные с перечисленными

 

 

 

 

 

 

                 права и активы

 

 

 

 

 

 

                 организационные расходы

112

 

 

 

 

 

                 деловая репутация организации

113

 

 

 

 

 

Основные средства (01, 02, 03)

120

215,62

234,74

234,74

661,71

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

                 земельные участки и объекты природопользования

121

 

 

 

 

 

                 здания, сооружения, машины и оборудование

122

215,62

234,74

234,74

661,71

 

Незавершенное строительство (07,08,61)

130

 

 

 

 

 

Доходные вложения в материальные ценности

135

 

 

 

в том числе: имущество для передачи в лизинг

136

 

 

 

                  имущество, предоставляемое по договору проката

137

 

 

 

Долгосрочные финансовые вложения (06,82)

140

 

 

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

                 инвестиции в дочерние общества

141

 

 

 

 

 

                 инвестиции в зависимые общества

142

 

 

 

 

 

                 инвестиции в другие организации

143

 

 

 

 

 

                 займы, предоставленные организациям на срок

 

 

 

 

 

 

                 более 12 месяцев

144

 

 

 

 

 

                 прочие долгосрочные финансовые вложения

145

 

 

 

 

 

Прочие внеоборотные активы

150

 

 

 

ИТОГО по разделу I

21562

215,62

234,74

234,74

661,71

 

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

 

 

Запасы

210

7085,56

5534,14

5534,14

10359,77

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

                 сырье, материалы и другие аналогичные

 

 

 

 

 

 

                 ценности (10,14,15,16)

211

333,34

220,51

220,51

764,35

 

                 животные на выращивании и откорме (11)

212

 

                 затраты в незавершенном производстве

 

 

                 (издержках обращения) (20,21,23,29,30,36,44)

213

 

                 готовая продукция и товары для

 

 

                 перепродажи (14,15,16,20,41,42,43)

214

 

 

 

 

                 товары отгруженные (45)

215

 

                 расходы будущих периодов (97)

216

 

                 прочие запасы и затраты

217

6752,22

5313,63

5313,63

9595,42

 

 

 

 

 

 

 

 

Налог на добавленную стоимость по приобретенным

 

 

 

 

 

 

ценностям (19)

220

 

 

 

 

 

Дебиторская задолженность (платежи по которой

 

 

 

 

 

 

ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

230

2836,31

8329,62

8329,62

0

 

в том числе:

 

 

                 покупатели и заказчики (62,63,76)

231

2836,31

8329,62

8329,62

0

 

                 векселя к получению (62)

232

 

 

 

 

 

                 задолженность дочерних и зависимых обществ (76)

233

 

 

 

 

 

                 авансы выданные (60,76)

234

 

 

 

 

 

                 прочие дебиторы

235

 

 

 

 

 

Дебиторская задолженность (платежи по которой

 

 

 

 

 

 

ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

240

 

 

 

 

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

                 покупатели и заказчики (62,63,76)

241

 

 

 

 

 

                 векселя к получению (62)

242

 

 

 

 

 

                 задолженность дочерних и зависимых обществ (76)

243

 

 

 

 

 

                 задолженность участников (учредителей) по

 

 

 

 

 

 

                 взносам в уставный капитал (75)

244

 

 

 

 

 

                 авансы выданные (60,76)

245

 

 

 

 

 

                 прочие дебиторы

246

 

 

 

 

 

Краткосрочные финансовые вложения (58,59,81)

250

 

 

 

 

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

займы,предоставленные организациям на срок менее 12 мес.

251

 

 

 

 

 

                 собственные акции, выкупленные у акционеров (81)

252

 

 

 

 

 

                 прочие краткосрочные финансовые вложения

253

 

 

 

 

 

Денежные средства

260

1523,76

9945,88

9945,88

1376,23

 

в том числе:

 

 

                 касса (50)

261

89,56

45,76

45,76

77,75

 

                 расчетные счета (51)

262

1434,20

9900,12

9900,12

1298,48

 

                 валютные счета (52)

263

 

                 прочие денежные средства (55,57)

264

 

Прочие оборотные активы

270

33,29

191,01

191,01

362,87

 

ИТОГО по разделу II

 

11478,92

24000,65

24000,65

12098,87

 

БАЛАНС (сумма строк 190+290)

300

11698,66

24235,39

24235,39

12760,58

 

III. Капитал и резервы

 

 

 

 

 

 

Уставный капитал

410

83,49

83,49

83,49

83,49

 

Добавочный капитал

420

 

 

 

 

 

Резервный фонд

430

 

 

 

 

 

Фонд социальной сферы

440

 

 

 

 

 

Целевые финансирования и поступления

450

 

 

 

 

 

Нераспределенная прибыль прошлых лет

450

 

 

 

 

 

Непокрытый убыток прошлых лет

465

 

 

 

 

 

Нераспределенная прибыль отчетного года

470

1190,41

1190,41

2416,49

 

Непокрытый убыток отчетного года

475

 

Итого по разделу III

490

83,49

1273,90

1273,90

249 9,98

 

IV. Долгосрочные обязательства

 

 

Займы и кредиты

510

 

Прочие долгосрочные обязательства

520

 

Итого по разделу IV

590

 

V. Краткосрочные обязательства

 

 

Займы и кредиты

610

 

Кредиторская задолженность

620

11615,17

22961,49

22961,49

10260,60

 

Задолженность участникам (учредителям)

630

 

 

 

 

 

по выплате доходов

 

 

 

 

 

 

Доходы будущих периодов

640

 

 

 

 

 

Резервы предстоящих расходов

650

 

 

 

 

 

Прочие краткосрочные обязательства

660

 

 

 

 

 

Итого по разделу V

690

11615,17

22961,49

22961,49

10260,60

 

БАЛАНС

11698,66

24265,39

24235,39

12760,58

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В –Отчет о прибылях и убытках ГУП ЖКХ г. Алдан за 2003- 2004 годы

(обязательное)

Показатели

Код строки

За отчетный период

За аналогичный период предшествующего года

Выручка

В том числе:

010

93106,68

40469,62

- Авто услуги

54001,87

- Благоустройство поселка

9310,66

- Строительство и обслуживание зимника

13966

- Реализация тепло энергии

4655,33

- Обслуживание лесного хозяйства

11172,8

Себестоимость затрат

020

76248,82

33972,33

Прибыль о реализации

050

3350,34

2097,03

Прибыль отчетного периода

140

2819,92

1859,32

Налог на прибыль

150

1110,67

668,91

Чистая прибыль

1709,25

1190,41

ПРИЛОЖЕНИЕ Г - Схема работы единой городской системы коммунальных платежей

(обязательное)