Содержание

 

 

 

 

1. Раскройте понятие «излишек покупателей» и «излишек продавцов». Каков их экономический смысл? Приведите пример использования этих понятий в анализе рыночных ситуаций. 3

2. Какими инструментами контроля над денежным предложением располагает центральный банк? Объясните механизм действия каждого инструмента. 8

Задача №1. 12

Задача №2. 13

Тесты.. 14

Список литературы.. 18

 

1. Раскройте понятие «излишек покупателей» и «излишек продавцов». Каков их экономический смысл? Приведите пример использования этих понятий в анализе рыночных ситуаций

Для оценки последствий экономических преобразований на благосостояние населения экономисты рассчитывают изменения излишков потребителя и производителя продукции.

Излишек покупателя - разность между максимальной суммой денег, которую покупатель согласен заплатить за купленное количество товара и суммой денег, которую он фактически заплатил за товар[1]. Можно также сказать, что излишек покупателя - это выраженные в деньгах потери покупателя от отсутствия данного товара на рынке. Концепция потребительского излишка необходима для определения выгоды, получаемой потребителями от приобретения благ. Графически излишек покупателя представляет фигуру, ограниченную линией спроса, линией цены и осью У. Существует также концепция излишка продавца. Графически он представляет фигуру, ограниченную линией предложения, линией цены и осью У.

Излишком потребителя CS (consumer’s surplus) при покупке Q единиц некоторого товара называется превышение общей денежной суммы, которую потребитель готов заплатить за данное количество товара над его реальными расходами на их приобретение. Не вдаваясь в детали, заметим, что графически потребительский излишек может быть представлен площадью фигуры, ограниченной кривой спроса, осью ординат и прямой параллельной оси абсцисс, проходящей через точку рыночного равновесия.

Налоги, снижение излишков и потери

Мы рассматриваем потоварный налог, установленный в размере Т руб. с каждой единицы продаваемого товара и взимаемый с продавца. Рис. 1, иллюстрирующий эту ситуацию[2].

Рис. 1. Схема снижения излишков за счет введения налога

 

Кривая S (кривая предложения до введения налога) связывает объем предложения с ценой, остающейся у продавца после уплаты налога; S1 - это кривая, устанавливающая связь между объемом предложения и ценой, уплачиваемой покупателем, - кривая предложения после введения налога. Кривая S1, получена из кривой S смещением на Т единиц в направлении оси цен (вверх).

Введение налога вызвало перемещение равновесия из точки E0 в точку E1; при этом объем продаж сократился с Q0 до Q1, цена, уплачиваемая покупателем, выросла с Р0 до PD1, а получаемая продавцом - снизилась с Р0 до PS1.

Выгода от покупки-продажи снизилась и для покупателя, и для продавца. Излишек потребителя снизился и из-за того, что за каждую единицу покупаемого товара он вынужден платить больше, и из-за того, что ему при этом приходится сокращать объем потребления, а часть потребителей, возможно, вообще откажется от покупки данного товара. Воспользовавшись геометрическим представлением излишка потребителей, мы можем сказать, что уменьшение его величины изображается площадью фигуры P0PD1E1E0.

Продавец получает за каждую единицу товара меньше, чем до введения налога, и к тому же сокращается объем продаж; часть продавцов, возможно, вынуждена будет покинуть данный рынок. Сокращение их излишка представлено на рис. 1 площадью фигуры Суммарному сокращению излишков покупателей и продавцов соответствует площадь фигуры PS1PD1E1E0ES1.

Из этого же рисунка видно, что налоговые поступления в бюджет государства не совпадают с величиной налогового бремени - снижением излишков покупателей и продавцов. Поступления в бюджет равны произведению TQ1 и изображаются площадью прямоугольника PS1PD1E1ES1. Эта величина меньше совокупного уменьшения излишков: площадь треугольной области ES1E1E0 (она на рисунке заштрихована) не покрывается величиной налогового сбора. Это - чистые потери общества, обусловленные введением налога.

Дотации, увеличение излишков и потери. Обсудим теперь ситуацию, симметричную только что рассмотренной. Допустим, что на некоторый товар установлена фиксированная дотация в размере V руб. на единицу товара, выплачиваемая из государственного бюджета производителю (которого мы здесь отождествляем с продавцом). Возникающая при этом ситуация представлена на рис. 2[3]. Кривая предложения с точки зрения покупателя (S2) сдвигается по отношению к фактической кривой предложения (S) на V единиц вниз, равновесие перемещается из точки E0 в точку E2.

Рис. 2. Схема увеличения излишков

 
 

Излишки покупателей и продавцов возрастают: покупатели приобретают товар по более низкой цене и в большем объеме, продавцы реализуют свой товар по более высокой цене и также в большем объеме. Характеристика дотации как "налога наоборот" справедлива почти во всех отношениях. Это избавляет нас от необходимости детального разбора ситуации - читатель может сделать все это сам по аналогии. Равенства (3)-(6) сохраняют силу применительно к дотации, если всюду Т заменить на -V, а индекс 1 - на 2. Знак "минус" в выражении М2 = -VQ2 связан с тем, что теперь речь идет не о доходах, а о расходах бюджета.

Излишек производителя (продавца) PS (producer’s surplus) представляет собой превышение той денежной суммы, за которую производитель был бы готов продать Q* единиц товара над той суммой, которую он реально получает от продажи этого количества товара[4]. Графически излишек производителя представляет собой площадь фигуры, ограниченной кривой предложения, осью

ординат и прямой, параллельной оси абсцисс, проходящей через точку рыночного равновесия.

Рис. 3. Влияние потоварного налога на излишки, получаемые потребителями и продавцами

 
 

Скажем, если цена равна Р', объем производства равен Q', производители могут быть поставлены перед альтернативой: либо они могут продать неограниченное количество товара по данной цене, либо они вообще лишены возможности производить и продавать этот товар. Излишек, получаемый производителями, представляет собой ту сумму денег, которую они согласны заплатить за саму возможность производить и продавать данный товар по данной цене.

Сумма излишков покупателей и продавцов характеризует общественную выгоду (social gain ≈ англ.), возникающую в связи с возможностью покупать и продавать тот или иной товар, т. е. в связи с существованием рынка. Если бы объем продаж составил не 6, а 8 единиц товара, общественная выгода оказалась бы меньше площади треугольника ABE на величину площади треугольника ЕСТ, характеризующего общественный ущерб от превышения объема рынка над равновесным.

Рассмотренные понятия могут быть эффективно использованы при разработке государственной налоговой и внешнеэкономической политики, при оценке эффективности сооружения за счет государственного бюджета объектов инфраструктуры (мостов, дорог, дамб) и в ряде других случаев.

Рассмотрим несколько примеров использования этих понятий применительно к проблемам ценообразования и налогообложения.

На рис. 3 изображена уже знакомая читателю ситуация. После введения потоварного налога Т руб. в расчете на единицу товара равновесный объем рынка сократился с Q1 до Q2, цена, уплачиваемая покупателем, возросла с PE до Р+, цена, фактически получаемая продавцами, понизилась с PE до Р-.

В результате введения налога излишек потребителей сократился с площади треугольника АРEЕ до площади треугольника АР+К. Излишек производителей сократился с площади треугольника ВРEЕ до площади треугольника ВР-L. Правда, часть этих потерь компенсируется поступлениями в госбюджет потоварного налога в сумме, равной площади прямоугольника Р+КLР-. Эти деньги в принципе могут быть использованы государством в интересах тех же потребителей и производителей. Тем не менее часть потерь, равная площади треугольника KLE, не компенсируется ничем. Она представляет собой чистые потери для общества от введения потоварного налога. Эти потери вызваны сокращением объема производства данного товара и перераспределением высвобожденных ресурсов в другие отрасли, где они используются с меньшим эффектом.

2. Какими инструментами контроля над денежным предложением располагает центральный банк? Объясните механизм действия каждого инструмента.

Состояние денежного рынка определяется двумя факторами:

-       потребностью экономики в деньгах (то есть спросом на них);

-       фактическим поступлением денег в оборот (то есть их предложением).

Если в обороте больше денег, чем требуется хозяйству, то это приведет к обесцениванию денег - понижению их покупательной способности.

Формирование предложения денег и регулирование денежной массы является важнейшей функцией государства.

В формировании денежного предложения принимают участие три субъекта:

-       Центральный банк,

-       система коммерческих банков,

-       население.

Центральный банк регулирует предложение денег через эмиссию (как наличных денег в обращении, так и кредитных).

Существуют различные способы эмиссии[5].

Простейший вид эмиссии есть прямая эмиссия, характерная, к примеру, для социалистической экономики. Центральный банк просто создает некоторые деньги по решению правительственного органа для финансирования тех или иных задач.

Кредитная эмиссия осуществляется путем выдачи правительству кредитов, которые, как правило, в дальнейшем списываются или хранятся в качестве государственного обязательства неограниченное время. Возврат денег государством даже вреден, так как при этом происходит вновь изъятие денежной массы из экономики. Но если эту денежную массу экономика поглотила, значит эти деньги ей нужны.

И наконец, МВФ разработал для слаборазвитых стран, в целях полного контроля над их денежной системой, еще один механизм эмиссии на основе внешних заимствований.

Этот способ работает следующим образом. МВФ выдает правительству валютный кредит, который правительство конвертирует в национальную валюту собственного Центрального банка. Правительство получает необходимые ему денежные средства для внутреннего использования и запускает их в экономику, например оплатой пенсий, военных заказов или иным безвозвратным способом.

Кроме того, ЦБ регулирует процентную ставку, увеличивая предложение кредитных денег в случае его снижения и сокращая предложение при его повышении. Таким образом, изменение процентной ставки влияет на капиталовложения и инвестиционную активность в целом. Аналогичным образом на предложение денег влияют операции по купле-продаже ценных бумаг: скупая их, банк увеличивает количество денег в обращении, и наоборот.

На объемы кредитов влияет величина обязательного резервирования. Однако в значительно большей степени влияют процентные ставки. Вообще кредитная масса определяется соотношением между выдачей кредитов и их погашением. Аналогично тому, как уровень воды в бассейне является динамическим равновесием между объемом втекающей и объемом вытекающей воды.

Кредиты не увеличивают денежное предложение, реальную денежную массу. Наоборот, при наличии обязательных требований кредиты даже уменьшают объем денежного предложения за счет замораживания в Центральном банке соответствующих резервов. Роль кредитов совсем иная. Кредиты ускоряют движение денег.

Действительно, деньги, находящиеся в банке, могут лежать без движения достаточно долго. Когда банк выдает кредит, то при пересылке суммы кредита за пределы банка происходит одновременно уменьшение корсчета, окна для выхода денег за пределы банка, то есть уменьшение эффективного предложения из данного банка. Но деньги одновременно осуществили некоторую операцию. Поступившие на другой счет деньги могут быть, в свою очередь, также пересланы, либо на них вновь может быть выдан кредит и т.д. В результате всех этих операций деньги ускоряются при одном и том же, а зачастую и снижающемся за счет обязательных резервных требований, денежном предложении. Таким образом, западная теория денег и банков абсолютно неверно трактует некоторые важнейшие понятия и представления в области движения счетных денег, а от этого и практические действия центральных банков оказываются совершенно неверными.

Для управления кредитной денежной массой существуют и другие механизмы - это различные нормативы безопасности: страховой фонд, нормы народного заемщика и т.д.

Если для краткости изложения всю денежную массу представить как сумму наличных денег и депозитов (не делая различия между разными вкладами), то модель денежного предложения будет выглядеть следующим образом. В реальной экономике помимо наличных денег часть доходов экономические субъекты переводят во вклады (депозиты) коммерческим банкам. Те же получают возможность выдавать кредиты, вызывая таким образом процесс мультипликативного (нарастающего) расширения денежной массы.

В предложении денег важную роль играет денежная база - та часть денежного предложения, которую определяет и непосредственно создает Центральный банк.

Она обеспечивается активами Центрального банка, важнейшими среди которых являются[6]:

-       золотовалютные резервы,

-       ценные бумаги,

-       кредиты коммерческим банкам.

Входящие в денежную базу обязательные резервы коммерческих банков вместе с наличными деньгами называют деньгами высокой эффективности.

Объем денежного предложения находится в прямой зависимости от величины денежной базы и в обратной - от коэффициента депонирования и нормы резервирования. Коэффициент депонирования и норма резервирования (избыточных резервов) являются убывающими функциями от ставки процента (поскольку рост процентной ставки вызывает снижение величины избыточных резервов в силу привлекательности кредита для коммерческих банков). Для населения рост процентной ставки повышает привлекательность депозитов и приводит к уменьшению доли наличных денег.

Таким образом, величина денежного предложения складывается под влиянием:

-       размера денежной базы;

-       соотношения резервы - депозиты;

-       соотношения наличность - депозиты.

На самом деле реальное денежное предложение есть активная часть так называемой денежной базы, то есть включает в себя наличные денежные средства и свободные остатки банков на счетах в ЦБ, то есть денежная база за вычетом обязательных резервов.

Задача №1

Даны три технологии, каждая из которых описывается производственной функцией:

Технология А Q = 2К + 14L

Технология Б Q = min {2K, 14L}

Технология В Q = K0..5L0..5.

Пусть К = 3, L = 5. Для каждой из трех технологий найти значения объема продукта, предельной производимости капитала и средней производительности труда.

Решение:

Построим карту изоквант Q.

Объем продукта: Q1 = 2*3 + 14*5 = 76; Q2 = 6, т.к. min {6, 50}; Q3 = 30,5 * 50,5 = 4;

Предельная производимость капитала: Q1 = (2К + 14*5)’ = 2; Q2 = 2; Q3‘= (K0..5L0..5)’ = 0.5 * K0.5 = 0.5 * 30.5 = 0.86.

Средняя производительность труда: Q1 = (2*3 + 14L)’= 14; Q2 = 14; Q3‘= (K0..5L0..5)’ = 0,5 * L0.5=0.5 * 50.5 = 1.12.

Задача №2

Пусть экономика характеризуется следующими фактическими агрегатными показателями (млрд. руб.):

Частные валовые инвестиции 15;

Частные сбережения 35;

Дефицит государственного бюджета 10.

Определить чистый экспорт.

Решение:

Валовый внутренний продукт (ВВП, GDP) представляет собой рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных внутри страны как резидентами, так и нерезидентами за определенный период времени. Он складывается из четырех составляющих: личного потребления (C), инвестиций (I), государственных расходов (G) и чистого экспорта (NX).

Y = C + I + G + NX

Национальные сбережения (S) в свою очередь представляют собой средства, которые остаются после оплаты государственных расходов и расходов на потребление. Кроме того, национальное сбережение равно Частные сбережения – дефицит госбюджета. А поскольку из предыдущего равенства вытекает, что

Y — C — G = I + NX, то S = I + NX.

Таким образом, NX = Sчастн. – Деф. Госбюдж. – I = 35 – 10 – 15 = 10 млрд. руб. чистый экспорт.

Ответ: 10 млрд. руб.

Тесты

1. Какое событие может привести к росту равновесной цены на рынке товара А?

а)     Инфляционные ожидания производителей товара А;

б)    Повышение рыночных цен товаров, дополняющих товар А в потреблении;

в)     Рост доходов покупателей А, если А – товар низшей категории;

г)     Снижение налоговой нагрузки на производителей товара А.

а) Инфляционные ожидания производителей влияет на сдвиг кривой предложения, когда производители пытаются быстрее реализовать свой товар.

б) Повышение рыночных цен товаров, дополняющих товар А в потреблении сокращает спрос на этот товар и равновесная цена не меняется.

в) Рост доходов покупателей А, если А – товар низшей категории увеличивает спрос на данные товары, что  приводит к сдвигу равновесной цены.

г) Снижение налоговой нагрузки на производителей товара А повышает предложение данного товара, но равновесная цена не меняется.

2. В долгосрочном периоде чистый монополист максимизирует прибыль, производя такой объем продукта, при котором предельные издержки равны:

а)     средним издержкам;

б)    предельному доходу;

в)     средним переменным издержкам;

г)     рыночной цене продукта.

а) В этом случае экономическая прибыль монополии не попадает на графике в максимизирующее прибыль положение фирмы.

б) Монополист будет производить каждую последующую единицу продукции до тех пор, пока ее реализация обеспечивает больший прирост валового дохода, чем увеличение валовых издержек

в) Как и в случае со средними издержками, только с той разницей, что средние переменные издержки являются частью средних общих издержек.

г) Если МС = Р, то продавец максимизирует прибыль, уравнивая эту цену с предельными издержками, это характерно для рынка конкуренции.

3. Какое утверждение верно?

а)     Прогрессивные налоги усиливают налоговое бремя на бедных;

б)    Все косвенные налоги являются прогрессивными;

в)     Регрессивные налоги усиливают налоговое бремя на бедных;

г)     Все прямые налоги являются регрессивными.

а) Прогрессивный налог (или налогообложение по прогрессивной ставке) означает, что с высоких доходов берется больший процент, чем с низких (то есть ставка налога повышается при возрастании дохода).

б) Прогрессивное налогообложение, перераспределяющее доходы, связано в основном с прямыми налогами на доходы и наследство

в) При регрессивном налогообложении процент изъятия дохода налогами уменьшается при возрастании дохода. Оно вводится для того, чтобы стимулировать рост прибыли, например. Одновременно при регрессивных налогах неравенство в доходах после налогообложения возрастает. Так, налог на продажи (как и все косвенные налоги, взимаемые в ценах товаров, он относится к регрессивным) большим бременем ложится на лица о низкими доходами, чем на тех, кто получает высокие доходы.

г) Прямые налоги – налоги прогрессивные, т.е. на доходы и наследство.

4.Что относится к активным операциям коммерческого банка?

а)     Привлечение наличных денег во вклады населения;

б)    Поступление денег на расчетные счета предприятий в порядке безналичных расчетов;

в)     Продажа дополнительного выпуска акций коммерческого банка;

г)     Продажа части свободных денежных ресурсов на рынке межбанковского кредита.

а) Операция направлена на формирование наличных средств банка – пассивная операция.

б) Операция связанная с размещением  собственных и привлеченных средств – активная операция.

в) Акционерный капитал (Уставный фонд банка) создается путем выпуска и размещения акций. Как правило, банки по мере развития своей деятельности и расширения операций последовательно осуществляют новые выпуски акций.

г) Важным источником банковских ресурсов  выступают  межбанковские кредиты, т.е. ссуды, получаемые у других банков. На кредитном рынке России преобладают краткосрочные межбанковские кредиты, в том числе так называемые "короткие деньги" (кредиты, выдаваемые от одного дня до двух недель).

5. Если в данном году валовые инвестиции составили 12 млрд. руб., а чистые инвестиции – 5 млрд. руб., тогда в этом году объем капитала в стране:

а)     Либо увеличился, либо уменьшился;

б)    Вырос на 12 млрд. руб.;

в)     Сократился на 5 млрд. руб.;

г)      Вырос на 7 млрд. руб.;

д)    Вырос на 5 млрд. руб.

а) Скорее увеличился, чем уменьшился.

б) Валовые инвестиции не являются показателем объема увеличения капитала в стране.

в) Он не может сократиться, т.к. чистые инвестиции всегда меньше валовых

г) Очевидно вырост, т.к. объем роста капитала находится разностью между валовыми и чистыми инвестициями.

д) На 5 вырасти не может, т.к. находится в виде разности между валовыми и чистыми инвестициями.

6. Какие мероприятия центрального банка не противоречат друг другу?

а)     Продажа государственных ценных бумаг и снижение норм обязательного резервирования вкладов;

б)    Покупка государственных ценных бумаг и повышение ставки рефинансирования;

в)     Снижение учетной ставки и снижение норм обязательного резервирования вкладов;

г)     Повышение норм обязательного резервирования вкладов и продажа государственных ценных бумаг;

д)    Ответы а) и б) верны;

е)     Ответы в) и г) верны.

а) Продажа государственных ценных бумаг – операция с целью привлечения средств, снижение норм обязательного резервирования вкладов преследует цель также привлечение средств.

б) Покупка государственных ценных бумаг и повышение ставки рефинансирования – операции не противоречащие друг другу, преследующие цель выпуска наличных денег в обращение.

в) Противоречащие операции, т.к. первая проводится с целью привлечения средств, вторая распространению средств.

г) Противоречащие операции, т.к. первая проводится с целью распространения средств, вторая с целью привлечения средств.

Список литературы

1.           Линдерт. П.Х. Мировая экономика – М.: Прогресс, 2002.

2.           Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, и проблемы и политика. – М.: ИНФРА-М, 1999.

3.           Рыночная экономика. Учебник. Том 1, часть 1. – Москва.: Издательство “Соминтек”. 2001.

4.           Современная экономика / под ред. Мамедова О.Ю. – РД: Феникс, 2000. 

5.           Экономика: Учебник / Под ред. А.И. Архипова и др. – М.: Проспект, 1998.

6.           Экономическая теория: Учебник // Под ред. А.И. Добрынина. – СПб.: Питер, 2003.


[1] Экономика: Учебник / Под ред. А.И. Архипова и др. – М.: Проспект, 1998. – с. 195.

[2] Экономическая теория: Учебник // Под ред. А.И. Добрынина. – СПб.: Питер, 2003. – с. 147.

[3] Современная экономика / под ред. Мамедова О.Ю. – РД: Феникс, 2000. – с. 93.

[4] Рыночная экономика. Учебник. Том 1, часть 1. – Москва.: Издательство “Соминтек”. 2001. – с. 205.

[5] Линдерт. П.Х. Мировая экономика – М.: Прогресс, 2002. – с. 162.

[6] Экономика: Учебник / Под ред. А.И. Архипова и др. – М.: Проспект, 1998. – с. 255.