Задача 1.

Таблица 3

Анализ структуры реализации туристического продукта по кварталам

Квартал

Объем реализации туристических услуг, в % от общего объема за год

Предыдущий год

Отчетный год

Первый квартал

28,4

30,0

Второй квартал

18,8

15,6

Третий квартал

40,8

34,4

Четвертый квартал

12,0

20,0

Всего

100,0

100,0

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что сезонные колебания спроса в отчетном году оказывали меньшее влияние на объем реализации услуг, чем в предыдущем году. В отчетном году предприятие было загружено более равномерно по кварталам, чем в базисном периоде.

Задача 2. Проанализируйте эффективность использования трудовых ресурсов туристической фирмы. Определите влияние на ее изменение следующих факторов:

-         среднегодовой численности работников (Ч);

-         среднегодового количества дней работы одного сотрудника (Д);

-         средней продолжительности рабочего дня (Пчас);

-         среднечасового объема оказанных услуг (Очас).

Таблица 6

Показатели

Предыдущий период

Отчетный период

Численность работников, чел.

13

9

Количество отработанных дней в году всеми работниками, дни

2925

2070

Количество отработанных часов в году всеми работниками, час

23107,5

15525

Объем оказанных услуг, тыс. руб.

6701,2

4657,5

Эффективность использования трудовых ресурсов характеризуется выработкой объема туристических услуг на одного работника. В отчетном периоде выработка на одного работника составила 517,5 тыс. руб. (4657,5 / 9), в предыдущем периоде – 515,5 тыс. руб. (6701,2 / 13). Таким образом, эффективность использования трудовых ресурсов увеличилась на 0,4%.

Для оценки влияния изменения факторов на эффективность использования трудовых ресурсов определим значение этих факторов (табл.7).

Таблица 7

Показатели

Предыдущий период

Отчетный период

Среднегодовая численность работников (Ч), чел.

13

9

Среднегодовое количество дней работы одного сотрудника (Д), дни

225

230

Средняя продолжительность рабочего дня (Пчас), час

7,9

7,5

Среднечасовой объем оказанных услуг (Очас) на одного работника, тыс. руб. / час.

0,290

0,300

В нашем случае для оценки влияния изменения факторов на эффективность использования трудовых ресурсов воспользуемся формулой расчета годового объема туристических услуг (Вгод) и методом цепных подстановок:

Вгод = Ч*Д*Пчас*Очас                                             (4)

В формулу сначала подставляем количественные параметры, а затем качественный (часовая выработка на одного работника). Определяем влияние на изменение годовой выработки (Вгод) изменения факторов:

1)    среднегодовой численности работников:

Вгод (баз) = Чбаз * Дбаз * Пчас (баз) * Очас (баз) =

= 13 * 225 * 7,9 * 0,29 =  6701,2

Вгод (DЧ) = Чотч * Дбаз * Пчас (баз) * Очас (баз) =

= 9 * 225 * 7,9 * 0,29 = 4639,3

DВгод (DЧ) = 4639,3 – 6701,2 = - 2061,9

За счет снижения численности работников объем оказанных услуг снизился на 2061,9 тыс. руб.

2)    среднегодового количества дней работы одного сотрудника:

Вгод (DД) = Чотч * Дотч * Пчас (баз) * Очас (баз) =

= 9 * 230 * 7,9 * 0,29 = 4742,4

DВгод (DД) = 4742,4 – 4639,3 = + 103

За счет увеличения среднегодового количества дней работы на 5 дней объем оказанных услуг увеличился на 103 тыс. руб.

3)    средней продолжительности рабочего дня:

Вгод (DПчас) = Чотч * Дотч * Пчас (отч) * Очас (баз) =

= 9 * 230 * 7,5 * 0,29 =4502,3

DВгод (DПчас) = 4502,3 – 4742,4 = - 240,2

За счет сокращения продолжительности рабочего дня объем оказанных услуг уменьшился на 240,2 тыс. руб.

4)    среднечасового объема оказанных услуг:

Вгод (DОчас) = Чотч * Дотч * Пчас (отч) * Очас (отч) =

= 9 * 230 * 7,5 * 0,3 = 4657,5

DВгод (DОчас) = 4657,5 – 4502,3 = +155,2

За счет увеличения среднечасовой выработки одного работника объем оказанных услуг увеличился на 155,2 тыс. руб.

Общее влияние факторов:

- 2061,9 + 103 – 240,2 + 155,2 = - 2043,7 тыс. руб.

Объем оказанных услуг в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом снизился на 2043,7 тыс. руб.

Таким образом, в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом объем оказанных туристических услуг снизился на 2043,7 тыс. руб. При этом выработка туристических услуг на одного работника увеличилась на 0,4% (на 2 тыс. руб.). Наиболее существенным фактором, отразившимся на снижении объема оказанных услуг предприятия, является сокращение численности работников на 4 человека. В целом эффективность использования трудовых ресурсов на фирме увеличилась, так как суммарное влияние факторов роста среднечасовой выработки одного работника и среднегодового количества дней работы больше влияния от снижения средней продолжительности рабочего дня.

Задача 3. По данным бухгалтерской отчетности составьте агрегированный сравнительный аналитический баланс в разрезе разделов. Сделайте выводы об изменении состава и структуры имущества и капитала организации.

Агрегированный баланс – это форма балансового отчета, предназначенная для управленческого анализа. Агрегирование баланса представляет собой объединение однородных по экономическому содержанию статей баланса. При этом статьи актива баланса перегруппировываются по степени их ликвидности.

Форма агрегированного баланса более удобна для чтения и проведения анализа, она позволяет выделить ключевые элементы, характеризующие состояние предприятия. Корректное агрегирование статей бухгалтерского баланса является основой проведения качественного анализа. На основании статей агрегированного баланса рассчитываются большинство показателей, использующихся для характеристики финансового положения организации - коэффициенты ликвидности, финансовой устойчивости, оборачиваемости.

Задача 4. Используя данные формы №1 «Бухгалтерский баланс», проведите анализ платежеспособности организации коэффициентным методом (рассчитайте коэффициенты, имеющие и не имеющие нормальные ограничения).

Платежеспособность предприятия – это его способность погасить свои займы при наступлении оговоренного срока. Оценка платежеспособности строится на сравнении суммы текущих активов с внешней задолженностью.

При оценке финансового положения характеризуют ее платежеспособность и ликвидность активов (имущества).

При оценке платежеспособности на дату составления баланса рассчитывают следующие показатели:

- общая или предварительная платежеспособность (ПЛо):

ПЛо = ТА – К,                                               (5)

где ТА – текущие (оборотные) активы;

К – кредиты, заемные средства, расчеты и прочие обязательства.

- уточненная платежеспособность (ПЛу):

ПЛу = ЛА - К,                                             (6)

где ЛА - легко реализуемые активы, в состав которых входят денежные средства, не просроченные дебиторские задолженности и часть запасов, за исключением залежалых;

- чистый оборотный капитал (ЧОК):

ЧОК = ТА - (Кt - Rp),                                     (7)

где Кt – краткосрочные кредиты и займы;

Rp – кредиторская задолженность и прочие краткосрочные обязательства;

- коэффициент покрытия привлеченных источников (Кп*):

Кп* = ТА*/К,                                            (8)

где ТА* - текущие активы за исключением расходов будущих периодов и прочих оборотных активов.

Таблица 9

Показатель

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

Изменение

Нормальное ограничение

Общая платежеспособность (ПЛо)

10204

9326

-878

10% от ТА

Уточненная платежеспособность (ПЛу)

10204

9326

-878

10% от ТА

Чистый оборотный капитал (ЧОК)

14468

15732

+1264

Рост

Коэффициент покрытия привлеченных источников

0,36

0,36

0

Более 1

По рассчитанным показателям платежеспособности организации можно сделать вывод о том, что она укрепляется. Минимальное значение общей и уточненной платежеспособности должно составлять на уровне рекомендаций Минфина РФ - 10 % от ТА. Для рассматриваемой организации минимальная платежеспособность составляет на начало периода 575,2 тыс. руб., на конец периода 524,3 тыс. руб. Как видим, и на начало, и на конец периода платежеспособность организации гораздо выше рекомендуемой минимальной. Рост показателя ЧОК показывает то, что организация устойчива в финансовом плане и расширяется. Низкое значение показателя Кп* (коэффициента покрытия привлеченных источников) говорит о том, что организация не может полностью покрыть обязательства за счет оборотного капитала.

Ликвидность – это способность оборотных средств превращаться в наличность, необходимую для нормальной хозяйственной деятельности и своевременного выполнения организацией платежей по своим обязательствам.

Оценим ликвидность имущества организации на основе вертикального анализа, т.е. расчета коэффициентов ликвидности.

Коэффициент быстрой ликвидности (строгой ликвидности) является промежуточным коэффициентом покрытия и показывает, какая часть текущих активов за минусом запасов и дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты, покрывается текущими обязательствами. Коэффициент быстрой ликвидности рассчитывается по формуле:

Кб = (А1 +  А2) / (П1  + П2)                                      (9)

где А1 – наиболее ликвидные активы - суммы по всем статьям денежных средств, которые могут быть использованы для выполнения текущих расчетов немедленно. В эту группу включаются также краткосрочные финансовые вложения;

А2 – быстрореализуемые активы - активы, для обращения которых в наличные средства требуется определенное время. В эту группу можно включить дебиторскую задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты), прочие оборотные активы;

П1 – наиболее срочные обязательства - кредиторская задолженность, расчеты по дивидендам, прочие краткосрочные обязательства, а также ссуды, не погашенные в срок;

П2 – краткосрочные пассивы - краткосрочные заемные кредиты банков и прочие займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты.

Коэффициент быстрой ликвидности помогает оценить возможность погашения фирмой краткосрочных обязательств в случае ее критического положения, когда не будет возможности продать запасы. Этот показатель рекомендуется в пределах от 0,8 до 1,0, но может быть чрезвычайно высоким из-за неоправданного роста дебиторской задолженности. В розничной торговле этот коэффициент может снижаться до 0,4-0,5.

Коэффициент абсолютной ликвидности определяется отношением наиболее ликвидных активов к текущим обязательствам и рассчитывается по формуле:

                   Каб. лик. = А1 / (П1 + П2)                                    (10)

Этот коэффициент является наиболее жестким критерием платежеспособности  и показывает, какую часть краткосрочной задолженности фирма может погасить в ближайшее время. Величина его должна быть не ниже 0,2.

Таблица 10

Показатель

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

Изменение

Норматив

Коэффициент быстрой ликвидности (Кб)

0,184

0,150

-0,034

0,8 – 1,0

в р.т. 0,4 – 0,5

Коэффициент абсолютной ликвидности (Ка)

0,170

0,138

-0,032

Более 0,2

Коэффициент текущей ликвидности (Ка)

0,36

0,36

-

2

Таким образом, значения коэффициентов ликвидности в нашем случае ниже нормы. На конец отчетного периода коэффициент быстрой ликвидности составляет 0,15, что гораздо ниже нормы. Это означает, что у фирмы недостаточно возможностей погашения краткосрочных обязательств в случае ее критического положения, когда не будет возможности продать запасы. Коэффициент абсолютной ликвидности на начало отчетного периода был близок норме, однако на конец отчетного периода он снизился. Это означает, что в краткосрочном периоде организация может погасить только 13,8% краткосрочных обязательств вместо 20%, соответствующих норме.

Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности характеризует наличие реальной возможности у предприятия восстановить либо утратить свою платежеспособность в течение определенного периода. Определяется как отношение расчетного коэффициента текущей ликвидности к его установленному значению:

Кв = (Ктл.к + (6/Т) (Ктл.к – Ктл.н)) / 2,                       (11)

где Ктл.к – фактическое значение коэффициента текущей ликвидности на конец отчетного периода;

Ктл.н – значение коэффициента текущей ликвидности на начало отчетного периода;

Т – отчетный период, мес.;

2 – нормативное значение коэффициента текущей ликвидности;

6 – нормативный период восстановления платежеспособности в месяцах.

Коэффициент восстановления платежеспособности, принимающий значения больше 1, рассчитанный на нормативный период, равный 6 месяцам, свидетельствует о наличии реальной возможности у предприятия восстановить свою платежеспособность. Если этот коэффициент меньше 1, то предприятие в ближайшее время не имеет реальной возможности восстановить платежеспособность.

В нашем случае:

Кв = (0,36 + (6/12)*(0,36 – 0,36)) / 2 = 0,18.

Таким образом, коэффициент восстановления платежеспособности свидетельствует о том, что предприятие в ближайшее время не имеет реальной возможности восстановить платежеспособность.

Задача 5. По данным формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» проанализируйте влияние на изменение финансового результата от продаж трех факторов:

- объема реализации туристского продукта;

- структуры реализации туристского продукта;

- затрат на единицу стоимости реализованного туристского продукта.

В следующей таблице приведены данные о финансовых результатах организации.

Таблица 11

Наименование показателя

За отчетный период

За предыдущий период

Изменение

Темп роста, %

Выручка от продажи

2010

2708

-698

74,22

Себестоимость проданных товаров, продукции, услуг

1667

2027

-360

82,24

Валовая прибыль

343

681

-338

50,37

Коммерческие расходы

12

52

-40

23,08

Управленческие расходы

321

453

-132

70,86

Прибыль от продаж

10

176

-166

5,68

1. Для анализа влияния фактора объема реализации туристского продукта на изменение прибыли от продаж (П) организации воспользуемся следующей формулой:

П = Q*Рп /100,                                         (12)

где Q – объем продаж, тыс. руб.;

Рп – рентабельность продаж, %.

Рентабельность продаж в отчетном периоде: Рп = (П*100)/Q =10*100/2010 = 0,5

Рентабельность продаж в предыдущем периоде: Рп = 176*100 /2708 = 6,5

С помощью метода цепных подстановок определяем влияние изменения объема реализации на финансовый результат (прибыль от продаж):

Пбаз = Qбаз*Рп(баз) /100 = 2708*6,5 /100 = 176

П(Q) = Qотч*Рп(баз) /100 = 2010*6,5 /100 = 131

П(Q) = 131 – 176 = - 45

Таким образом, в результате снижения объема реализации туристского продукта прибыль уменьшилась на 45 тыс. руб.

П(Рп) = Qотч*Рп(отч) /100 = 2010*0,5 /100 = 10

П(Рп) = 10 – 131 = - 121

А в результате снижения рентабельности продаж прибыль организации уменьшилась на 121 тыс. руб. Общее влияние: уменьшение прибыли на 166 тыс. руб.

2. Анализ структуры реализации по форме №2 «Отчет о прибылях и убытках».

Таблица 12

Наименование показателя

За отчетный период

За предыдущий период

Уд. вес, %

за отч. пер.

за пред. пер.

изме-нение

Доходы, всего

474

1001

100

100

-

В том числе:

Валовая прибыль

343

681

72,4

68,0

+4,4

Прочие операционные доходы

126

301

26,6

30,0

-3,4

Внереализационные доходы

5

19

1,0

2,0

-1

Расходы, всего

421

801

100

100

В том числе:

Коммерческие расходы

12

52

2,9

6,5

-3,6

Управленческие расходы

321

453

76,2

56,6

+19,6

Прочие операционные расходы

81

282

19,2

35,2

-16

Внереализационные расходы

7

14

1,7

1,7

0

Видим, что в отчетном периоде по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года в структуре доходов увеличилась доля валовой прибыли от реализации туристского продукта, при этом снизилась доля поступлений от операционной и внереализационной деятельности. Значительно увеличился удельный вес управленческих расходов в структуре расходов организации (с 56,6 до 76,2%). Управленческие расходы составляют основную долю расходов в деятельности организации. Значительно снизилась доля операционных расходов (с 35,2 до 19,2%), а также на 3,6% снизилась доля коммерческих расходов.

3. Анализ затрат на единицу стоимости реализованного туристского продукта.

В отчетном периоде на 1 руб. реализованного туристского продукта приходится 0,995 руб. затрат ((1667+12+321)/2010), из них 0,171 руб. – издержки обращения; в предыдущем периоде на 1 руб. реализованного туристского продукта приходилось 0,935 руб. затрат, из них 0,186 руб. – издержки обращения. В отчетном периоде по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года несколько снизился уровень издержек обращения.

Для проведения анализа воспользуемся формулой:

П = Рз*З / 100,                                       (13)

где Рз – рентабельность затрат, %;

З – сумма затрат организации.

Рз(баз) = 176*100 /(2027+52+453) = 6,95

Рз(отч) = 10*100 /(1667+12+321) = 0,5

На основе метода цепных подстановок определяем влияние изменения затрат на единицу стоимости реализованного туристского продукта на прибыль от продаж:

Пбаз = Рз(баз)*Збаз / 100 = 6,95*2532 /100 = 176

П(DЗ) = Рз(баз)*Зотч /100 = 6,95*2000 /100 = 139

DП = 139 – 176 = - 37

П(DРз) = Рз(отч)*Зотч /100= 0,5*2000 /100 = 10

DП = 10 – 139 = - 129

Таким образом, за счет снижения рентабельности затрат, роста затрат на 1 руб. реализованного туристского продукта с 0,935 до 0,995 руб. прибыль организации снизилась на 129 тыс. руб.

Авторы использованной методики М.И. Баканов, А.Д. Шеремет.

Проанализируем показатель прибыли другим методом (таблица 13).

Так как отчет о прибылях и убытках предприятия не дает информации об объеме продаж в натуральных показателях, мы не имеем информации о ценах на туристический продукт. Допустим, что они остались неизменными, изменение объема реализации произошло за счет изменения выработки туристических услуг. Тогда чтобы определить влияние объема реализации на прибыль от реализации необходимо прибыль предыдущего года (стр. 5, гр. 1) пересчи­тать на коэффициент роста или снижения объема реа­лизации в отчетном периоде. Этот коэффициент равен 0,742 (2010 / 2708). Умножая данный коэффициент на себестоимость предыдущего года, и предполагая, что изменение себестоимости вызвано исключительно изменением выработки туристического продукта, получаем себестоимость продукции предыдущего года, пересчитанную на фактический объем продаж (стр.2, гр. 2). Также предполагая, что коммерческие и управленческие расходы изменяются пропорционально объему продаж, с помощью данного коэффициента пересчитываем коммерческие и управленческие расходы (стр.3,4 гр. 2). Находим расчетную прибыль от продаж (стр.5, гр. 2).

Таблица 13

Факторный анализ прибыли от реализации услуг, тыс. р.

Показатели

№ стр

Предыду-щий год

Предыдущий год, пере-считанный на факти­ческий объем про­даж

Отчет

Отклонение отчета (+, -)

От предыдущего года (гр.3-гр. 1)

От предыдущего года, пере­считанного на фактический объем продаж (гр. 3 - гр. 2)

А

Б

1

2

3

4

5

Выручка от реализации

1

2708

2010

2010

-698

0

Себестоимость

2

2027

1504

1667

-360

163

Коммерческие расходы

3

52

39

12

-40

-27

Управленческие расходы

4

453

336

321

-132

-15

Прибыль (убыток) от реализации

5

176

131

10

-166

-121

Определяем влияние объема продаж на прибыль организации:

DП(DV) = Пбаз*Кр – Пбаз,

где Кр – коэффициент роста (снижения) объема продаж;

Пбаз – прибыль базовая (предыдущего года).

DП(DV) = 176*0,742 – 176 = - 45 тыс. руб.

За счет снижения объема продаж прибыль организации снизилась на 45 тыс. руб.

Чтобы определить влияние изменения структуры реализованной продукции на прибыль от реализации необходимо сделать следую­щий расчет. Определить сумму разницы между прибылью предыдущего года, пересчитанной на фактический объем продаж (стр. 5, гр. 2) и при­былью предыдущего года (стр. 5, гр. 1). Эта разница определяет сумму при­были, полученной за счет изменения объема продаж и его структу­ры. Следовательно, далее необходимо избавиться от влияния фак­тора объема продаж. Для этого из полученной суммы разницы по стр. 5, гр. 2 и 1 необходимо исключить сумму фактора влияния объ­ема реализации на прибыль от реализации:

131 – 176 – ( - 46) = 0

Так как коммерческие и управленческие расходы не изменились, влияние структуры на прибыль равно нулю.

Показатель по стр. 2, гр. 5 определяет влияние производственной себестоимости на прибыль от реализации.

Показатели по стр. 3 и стр. 4 гр.5 определяют влияние на при­быль от реализации соответственно коммерческих и управленче­ских расходов.