Содержание
Введение. 3
1. Эластичность спроса и предложения. 4
2. Характеристика эластичности двух позиций (хлеб и дорогая мебель) 7
Заключение. 9
Литература. 10
Введение
Спрос и предложение являются теми силами, которые приводят в действие механизм рыночной экономики. Какие бы события не происходили в реальной экономической жизни, большинство из них можно объяснить взаимодействием спроса и предложения.
Спрос (demand) — платежеспособная потребность, т.е. желание иметь благо и возможность заплатить за него. Величина (объем) спроса - это количество товаров или услуг, которое потребители хотят и могут купить по каждой возможной цене в течение определенного времени при данных условиях.
Предложение возникает, если экономический субъект готов произвести сделку по продаже данного товара. Величина (объем) предложения — это количество товара, которое продавцы хотят и имеют возможность продать на рынке по каждой из возможных цен. Величина (объем) предложения определяется максимальным количеством товара, приготовленного для продажи за данный период времени при данных условиях[1].
1. Эластичность спроса и предложения
Термин "эластичность" — технический термин, который использовал А. Маршалл для обозначения чувствительности реакции одного фактора в результате воздействия на него другого фактора.
Применительно к спросу и предложению данное определение эластичности можно сформулировать так: степень, интенсивность реакции потребителя (производителя) на изменение того или иного фактора характеризует их эластичность[2].
Эластичность спроса и предложения - чувствительность величины спроса и предложения товаров к изменению цен на эти товары. Эластичность измеряется относительным (в процентах, долях) изменением величины спроса и предложения, при изменении, как правило, увеличении цены на один процент.
В качестве наиболее значимых факторов ценовой эластичности спроса можно выделить следующие факторы:
1. Заменяемость. Чем больше у данного товара существует хороших заменителей, тем эластичнее спрос на него (например, определенный сорт хлеба, сыра, йогурта, зубной пасты, стирального порошка и т.д.).
2. Удельный вес расходов на товар в доходе потребителя. Чем большее место занимает товар в бюджете потребителя (при прочих равных условиях), тем выше эластичность спроса на него (например, автомобиль, дом), поскольку даже небольшое в процентном отношении изменение цены может оказаться для потребителя существенным и ему придется отложить приобретение данного товара. Если же растет цена, например, на шоколадку, пусть даже значительно в процентном отношении, то большинство покупателей не откажутся от ее приобретения, поскольку по отношению к их доходу это повышение не является столь уж существенным. Поэтому, если удельный вес расходов на товар в доходе потребителя незначителен, то спрос на него, скорее всего, окажется неэластичным.
3. Принадлежность к товарной группе: Предметы роскоши и предметы потребления. Спрос на предметы первой необходимости является неэластичным (хлеб — 0,15; электроэнергия — 0,13; медицинское обслуживание — 0,31; табак — 0,46 и т.д.). Спрос на предметы роскоши для основной массы потребителей эластичен (обед в ресторане, модная одежда, драгоценности и др.). Другая группа случаев успешного снижения цены касается отраслей, в которых покупатель «нелоялен» к поставщику, т.е. склонен менять партнера при получении более выгодного предложения. Иллюстрацией может являться компьютерная сфера, в которой клиенты готовы объехать полгорода ради экономии 500 рублей при обычной цене компьютера в 20-25 тыс. руб. Соответственно эти люди охотно покупают комплектующие не у постоянного поставщика, а у его конкурента, и чувствуют себя «в своем праве»[3]. Естественно, такое покупательское поведение формирует спрос с очень высокой ценовой эластичностью. Условие, которое позволяет воспользоваться им с большой выгодой, - отличная организация бизнеса от снабжения до сбыта. Тогда предприятие может позволить себе понижать цены без угрозы «скатывания в убыток» и таким образом наращивать оборот.
4. Фактор времени. Спрос на продукт, как правило, тем эластичнее, чем больше период времени для принятия решений. Здесь играет роль и сила привычки, и долговечность продукта, и возможность в будущем принять другое решение, и т.д. ( Например, краткосрочный спрос на бензин — 0,2; долгосрочный — 0,7).
Эластичность спроса по доходу
Эластичность спроса по доходу имеет весьма существенное практическое значение, поскольку важна для прогнозирования развития производства тех или иных товаров. С ростом доходов спрос на одни товары растет (товары высшей категории качества), а на другие (товары низкой категории качества) — падает.
Эластичность спроса по доходу на товары высшей категории качества EI > 0 (автомобили — +3,0; высококачественная сельхозпродукция — +0,2 и т.д.), на товары низшей категории качества EI < 0[4]
Эластичность предложения показывает степень реакции производителя на изменение величины какого либо фактора. Ценовая эластичность предложения характеризует чувствительность изменения объема производства (продаж) к изменению цены товара. Эластичность предложения рассчитывается как отношение процентного изменения количества производимой (продаваемой) продукции к процентному изменению цены.
Факторы, влияющие на эластичность предложения:
1. Фактор времени, имеющегося в распоряжении производителя (продавца) для того, чтобы отреагировать (принять меры) на данное изменение цены продукта. Чем больше времени, тем легче изменить объем производства, т.е. тем больше эластичность.
2. Степень сохранности товара, стоимость его хранения (например, помидоры не могут долго храниться, а грецкие орехи – могут, поэтому цены на помидоры снижаются достаточно быстро, а на грецкие орехи держатся в течение длительного времени).
3. Возможности (гибкость) технологического процесса. Например, если легко и быстро можно перепрофилировать или приспособить оборудование для производства пользующейся спросом продукции и т.д[5].
Спрос зависит от многих факторов. В качестве важнейших из них можно выделить цены на другие товары и доходы потребителей. При анализе зависимости спроса от этих факторов также широко используется аппарат эластичности.
Мерой реакции спроса на данный товар на изменение цены некоторого другого товара служит перекрестная (или взаимная) эластичность спроса по цене. Спрос на данный товар при увеличении цены на другой товар может и возрастать, и убывать - в зависимости от отношения потребителя к совместному использованию того и другого товара. Например, рост цены на бензин должен снижать спрос на автомобили;
В то же время повышение цены на хозяйственное мыло увеличивает спрос на стиральный порошок. Таким образом, перекрестная эластичность может быть и положительной, и отрицательной, и ее знак представляет не меньший интерес, чем абсолютная величина. Первый пример относился к взаимодополняемым товарам; для них характерна отрицательная перекрестная эластичность. Во втором примере речь идет о взаимозамещаемых товарах; здесь мы обычно сталкиваемся с положительной перекрестной эластичностью.
2. Характеристика эластичности двух позиций (хлеб и дорогая мебель)
Ценовая эластичность спроса на хлеб по фактору заменяемости является, безусловно, очень мизерной. Причем спрос на хлеб “вообще” для большинства покупателей окажется неэластичным, а вот спрос, например на “бородинский” хлеб будет для них более эластичным, поскольку его возможно заменить другим сортом. По фактору удельного веса расходов на товар в доходе потребителя спрос на хлеб так же неэластичен. Поскольку если вырастет цена, пусть даже значительно в процентном отношении, то большинство покупателей не откажутся от приобретения хлеба, поскольку по отношению к их доходу это повышение не является столь уж существенным. Поэтому делаем вывод, что спрос на предметы первой необходимости – а именно хлеб – является неэластичным, примерно равным 0,15.
Теперь рассмотрим показатель эластичности на такой вид товаров, как дорогая мебель. Чем большее место занимает товар в бюджете потребителя, а дорогая мебель занимает серьезное место, тем выше эластичность спроса на него. Значит, по показателю удельного веса расходов на товар в доходе потребителя дорогая мебель обладает высокой эластичностью. Этот вид товара является предметом роскоши, что, как мы показали выше, тоже повышает эластичность спроса. Если рассматривать по фактору времени, то спрос на дорогую мебель обладает высокой эластичностью, т.к. долговечность продукта (старой мебели) и сила привычки увеличивают период времени, необходимый для принятия решения о покупке.
Заключение
Учитывая все перечисленное выше можно предположить, что потребители очень сильно реагируют на изменение спроса и предложения. Соответственно, что быстрота и интенсивность реакции на изменившиеся условия будет разной. Однако степень реакции в отношении одного и того же вида продукции существенно варьируется. Кто-то реагирует сильнее, кто-то слабее. Разная интенсивность реакции может наблюдаться при изменении цены на товар и при изменении дохода, при изменении моды и при изменении ценовых ожиданий. Наблюдение и изучение реакции типичных потребителей и типичных производителей на изменение тех или иных условий позволяет прогнозировать реакцию рынка в целом.
Понятие эластичности, особенно эластичности спроса, имеет прямое отношение к ценовой политике производителей.
При установлении цены на свой товар, а также при определении ценовых надбавок или скидок, производитель должен улавливать те изменения, которые происходят на рынке и имеют какое-либо отношение к изменению эластичности спроса на его товар. Если у него не будет возможности учесть в ценах происходящие на рынке изменения, это может привести к потере им части прибыли, а то и рынка. Понимание ценовой эластичности часто является решающим для многих хозяйственных решений.
Эластичность спроса и положение фирмы на рынке легко и довольно точно определяется в ходе социологических исследований. Конечно, нужно выбрать хорошую фирму и адекватные исследования. Еще важнее потом принять результаты этих исследований как верные и пересмотреть представления о собственном бизнесе и образе компании в глазах клиентов. Скорректированные представления позволяют выбрать оптимальную стратегию – в том числе и ценовую.
Литература
1. Бреслав Е.К. Стереотипы руководителей и проблемы предприятия (статья третья) // Москва, Директор-Инфо. 2005 -21 марта.
2. Макконнелл К.Р., Брю Стэнли Л.. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. : Пер. с англ. 11-го изд. – М.: “Республика”, 1993.
3. Максимова В. Ф.. Микроэкономика. М.: Соминтэк., 1996.
4. Нуриев Р., Розанова Н. Поведение потребителя в рыночной экономике. Вопросы экономики № 1, 2000.
5. Рыночная экономика. Учебник в трех томах. Т.1. Теория рыночной экономки. Часть 1. Микроэкономика. / В.Ф.Максимова – М.: «Соминтэк», 1992.
[1] Максимова В. Ф.. Микроэкономика. М.: Соминтэк., 1996. С. 37.
[2] Макконнелл К.Р., Брю Стэнли Л.. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. : Пер. с англ. 11-го изд. – М.: “Республика”, 1993. С. 52.
[3] Нуриев Р., Розанова Н. Поведение потребителя в рыночной экономике. Вопросы экономики № 1, 2000. С. 7.
[4] Рыночная экономика. Учебник в трех томах. Т.1. Теория рыночной экономки. Часть 1. Микроэкономика. / В.Ф.Максимова – М.: «Соминтэк», 1992. С. 112.
[5] Нуриев Р., Розанова Н. Поведение потребителя в рыночной экономике. Вопросы экономики № 1, 2000. С. 8.